Классный час для учащихся младших классов «Путешествие в классицизм» icon

Классный час для учащихся младших классов «Путешествие в классицизм»


Смотрите также:
Классный час для младших школьников «Земная жизнь Пресвятой Богородицы»...
Классный час в 4 классе на тему: "Святая Русь. Добро и милосердие Сергия Радонежского"...
Классный час для учащихся 7 9-х классов «Диалог о вредных привычках»...
Л. Г. Головчанская Заместитель директора по воспитательной работе моу «Великомихайловская...
Элективный курс «разговор о правильном питании» (для учащихся 1-2 классов, 14 час.)...
Вредная пятерка и полезная десятка...
Классный час для учащихся начальных классов...
Классный час. Что такое классный час?...
Классный час для младших школьников...
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово: Кн для учащихся ст классов...
Классный час по профориентации «Будущая профессия моими глазами» Для учащихся 9-х классов...
В. П. Созонов «Классный час можно назвать специально организационной ценностно-ориентационной...



Загрузка...
скачать
Вера Александровна Пацыняк

МОУ ДОД «Музыкальная школа», город Благовещенск

Классный час для учащихся младших классов
«Путешествие в классицизм»


Цель: познакомить детей c данной эпохой и композиторами венской классической школы.

Актуальность данной работы заключается в следующем: классный час, проводимый учениками старших классов для учащихся младших классов, позволяет снизить страх перед выступлением у обеих сторон, а также дает возможность маленьким слушателям выступить самим.

Словесный и слуховой методы тесно связаны с наглядным (слайды), что позволяет лучше воспринимать информацию.

Задачи:

  • дать ученикам младших классов четкое представление об эпохе классицизма, о жизни и творчестве её представителей;

  • закрепить у старших классов полученные ранее знания;

  • максимально задействовать всех участников в данном процессе (ведущих, выступающих, слушателей);

  • развить творческий подход, самостоятельность и ответственность;

Ведущие:

  • Капитан – Бабенко Андрей

  • Боцман – Станишевский Стас

  • Юнга – Попов Игорь

Ход мероприятия:

[сл.1]

Капитан: - Здравствуйте, ребята! Вас приветствует капитан Ноткин.

- За годы странствия многое повидал, многое узнал. И сейчас предлагаю отправиться вместе со мной и моей командой в увлекательное путешествие в эпоху классицизма, где мы познакомимся с выдающимися деятелями искусства того времени и представителями венской классической школы.

- Отдать швартовы! Держать курс на Францию! [сл.2]

Боцман: - Есть капитан!

Капитан: - Когда-то давным-давно, в XVII веке, это время называется эпохой Просвещения, во Франции появилось направление в искусстве под названием классицизм, что означает «образцовый». Он проявился во всех областях искусства. Образцами для творчества классиков стали произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. [сл.3]

Классицизм в музыке отличался от классицизма других видов искусств. Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека, которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения.

В это время появились первые публичные концерты, а в главных городах Европы образовываются музыкальные общества и оркестры.

Раньше главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве и музыка помогала ему взглянуть ввысь, и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади. А звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего жанра музыки. В это же время появляется струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, появляется новый инструмент - фортепиано. Наиболее важными из сольных произведений классического периода были сонаты, они создавались для любого инструмента.

- Продолжим наше путешествие, и следующей страной, где мы остановимся, будет Австрия [сл.4].

^ Юнга: - Капитан, а зачем мы отправляемся в Австрию?

Капитан: - Именно в этой стране в 80-х годах восемнадцатого столетия наступает расцвет классицизма. Самыми яркими композиторами эпохи были Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. Бетховен.

Боцман: - Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже, и в ней можно обнаружить драматические, трогательные чувства.

  • Моцарт. Вальс. Исп. Кречетова Настя

^ Юнга: Какая красивая волшебная музыка… Капитан, давайте расскажем ребятам о тех, кто создал эти замечательные произведения.

Капитан: - Мой юный друг, для того чтобы это узнать мы продолжим наше путешествие по Австрии. И познакомимся с одним из ярких представителей венской классической школы Францем Йозефом Гайдном. [Сл.5]

-Уже в пять лет маленький Йозеф обратил на себя внимание. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям, мальчик попал сначала в церковный хор, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. Стефана в Вене [Сл.6]. Пение в хоре было единственной его школой. Но Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он знал, чтобы стать хорошим музыкантом, нужно много и упорно трудится.

Боцман: - Когда у Гайдна стал ломаться голос, его уволили из капеллы, и для юноши началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное - непрерывного и упорного труда. Он стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, по заказу сочинил несколько своих первых произведений, изучал произведения прославленных композиторов. Бродя днём и ночью по улицам Вены, слушал народные песни: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому его произведения пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

Капитан: Ребята, вы же сами музыканты, наверняка в вашем репертуаре есть произведение этого чудесного композитора?

  • Й.Гайдн. Маленькая пьеса. Исп. Гусейнова Лейла

  • Й.Гайдн. Серенада. Исп. Грачёва Саша, конц. Пацыняк В.А.

  • Й.Гайдн. Песенка. Исп. Кузнецова Настя, конц. Васина Л.Н.

Капитан: - Тридцать лет Гайдн провел в должности капельмейстера у князя Эстергази. Он должен был сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. За период службы Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Мастерство его с годами достигло совершенства, и имя композитора стало известно и за пределами его родины. Изредка ему удавалось бывать в Вене и видеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном.

  • Й.Гайдн. Соната-партита C-dur. Исп. Гавриленко Даша

Капитан: - Произведениям Йозефа Гайдна присущи красота, порядок, тонкая и благородная простота. Его музыка очень светлая, легкая, в основном мажорная, полна бодрости, чудесной земной радости и неисчерпаемого юмора. [Сл.7]

^ Юнга: - Капитан, а кто такой Моцарт?

Капитан: - Моцарт признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. [Сл.8] Музыкальные способности композитора проявились когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Моцарту было четыре года, когда отец начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и другие пьесы. Вскоре в мальчике пробудилось стремление к самостоятельному творчеству. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился.

  • В.Моцарт. Менуэт. Исп. Кириченко Таня, конц. Васина Л.Н.

  • В.Моцарт. Немецкий танец. Исп. Логвинова Вика, конц. Тимофеева Н.А.

Боцман: - Рано созревший талант сына дал отцу надежду устроить его жизнь более интересно и обеспеченно. Отец везет мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир! Маленький композитор посетила Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы — Париж, Лондон. В Италии он поразил всех своим слухом и гениальной памятью. В 14 лет Вольфганга избрали в члены Болонской академии. Впервые в истории Академии ее членом стал такой юный композитор. Но найти работу в Италии оказалось невозможно. Гениального юношу, как когда-то и чудо-ребенка, никто не сумел оценить по-настоящему. Итальянцев настораживала самобытность дарования Моцарта, серьезность и вдумчивость его музыки, отступление от укоренившихся вкусов. Приходилось возвращаться домой, в унылую будничную обстановку. В Италии он уже больше никогда не был.

Капитан: - После турне по Европе родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо назначил Моцарта дирижером своего оркестра. Граф оказался властным и жестоким человеком и требовал полного подчинения. Но положение слуги Вольвгана оскорбляло и делало егожизнь невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. Терпению Моцарта пришел конец, он подал письменное заявление об увольнении и решил уехать из Зальцбурга. В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. Десять последних лет жизни Моцарта в Вене были вершиной его творческих завоеваний в основном в качестве композитор. Он также предпринимал очередные концертные поездки. Знаменитая своей восхитительной простотой, своей волнующей и глубокой экспрессией, игра Моцарта была несравнима с другими музыкантами. [Сл.9]

  • В.Моцарт. Менуэт. Исполняет ученица 1 класса Лузянина Саша.

  • В.Моцарт. Немецкий танец. Исп. Шаруха Вика, конц. Костюкова С.Н.

Боцман: В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, которого назвали Людвигом. Обнаружив у ребенка незаурядный талант, отец заставлял его часами просиживать за клавесином. В восемь лет маленький Бетховен уже дал первый концерт в городе Кельне, где имел большой успех. А в десять лет Бетховен начал овладевать тайнами композиторской техники. [Сл.10]

В 17 лет Бетховен едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения. Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Начались суровые будни, тяжелая полная труда и лишений юность. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков. Значительное событие в жизни Бетховена произошло в 1796 году - это была концертная поездка в Пpaгy, Дрезден и в Берлин. Гениальные импровизации Бетховена при дворе и в «Певческой академии» вызвали необычайный восторг. Как виртуоз, Бетховен занял первое место в музыкальной жизни не только Вены, но и всех немецких стран.

  • Л.Бетховен. Рондо. Исп. Мусатов Кирилл, конц. Васина Л.Н.

Капитан: - Что ж, может, наши маленькие друзья порадуют нас своим исполнением.

  • Л.Бетховен. Канон. Исп. Козлова Полина

  • Л.Бетховен. Деревенский танец. Смагин Никита, конц. Пацыняк В.А.

В 1800 году в Вене Бетховену пришлось встретиться с сильным соперником, — парижским пианистом Даниэлем Штейбельтом, выдающимся виртуозом, но неглубоким художником. Штейбельт с успехом сыграл свою заученную «импровизацию». Бетховен рассвирепел: он всегда приходил в глубокое негодование при столкновении неполноценным искусством. После импровизации Штейбельта предполагалось исполнение его фортепианного квинтета. Пульты с нотами стояли уже на местах. Бетховен схватил виолончельную партию квинтета, поставил ее вверх ногами, сыграл одним пальцем нелепую последовательность звуков, и затем стал импровизировать на эту, с позволения сказать, тему. Штейбельт незаметно скрылся и никогда не мог забыть нанесенной ему обиды. А по музыкальным салонам разнеслась весть о новой победе Бетховена.

В 1801 году Бетховен ощутил ослабление слуха. Болезнь настигла его в зените славы. Меценаты назначили ему солидную пенсию. Бетховен сознавал, как мужала в нем сила гения. В 1802 году в Гейлигенштадте Бетховен по предписанию врачей прожил в уединении шесть месяцев. Здесь композитор сочинил вторую симфонию, полную энергии, динамики, словно залитую солнечным светом. Отныне страданию в личной жизни противостояла безмерная радость творчества. И несмотря на его глухоту выступления Бетховена продолжали вызывать бури восторгов. [Сл.11]

  • Л.Бетховен. 6 вариаций на швейцарскую песню. Исп. Пипко Рута

Капитан: - В нашем путешествии, ребята, вы узнали много нового и интересного об эпохе классицизма и жизни и творчестве композиторов. Но, к сожалению, наше путешествие закончилось и пора возвращаться назад, в музыкальную школу. Я и вся моя команда надеемся, что вам было интересно. До новых встреч!

Литература:

  1. Брянцева В.Музыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка», 2002.

  2. Григорович В.Великие музыканты Западной Европы: - М., «Просвещение», 1982.

  3. Кирнарская Д.Классицизм: - М, «Росмен», 2002.

  4. Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран: - М., «Музыка», 2005.

  5. Шорникова М.Развитие западно-европейской музыки: - Ростов-на-Дону., «Феникс», 2007.




оставить комментарий
Дата28.01.2012
Размер83.7 Kb.
ТипКлассный час, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх