Рабочая программа учителя Муниципального общеобразовательного учреждения icon

Рабочая программа учителя Муниципального общеобразовательного учреждения


Смотрите также:
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Приказ № от 2011г. Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа учителя муниципального общеобразовательного учреждения «Верхнеуслонская...
Индивидуальный план самообразования на 2009 2010 учебный год...
Отчет о результатах самообследования Муниципального общеобразовательного учреждения...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средняя...
Положение о публичном докладе муниципального общеобразовательного учреждения...
Отчет о результатах самообследования ­Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МОУ

_______/Гатина С.А../ руководителя по УР «Надеждинская СОШ»

Протокол №_____ от МОУ «Надеждинская СОШ» _____\Кузнецова О.А.\

«____»________2011г. ________/Петрова Н.А../ Приказ №_____ от

«____»__________2011г. «____»_________2011г.


Рабочая программа

учителя

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного

кавалера орденов Славы имени В.Р.Платонова

Кайбицкого района Республики Татарстан»

Гатиной Светланы Анатольевны

первой квалификационной категории

по литературе в 5 классе


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » 2011 г.


2011 – 2012 учебный год


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС


Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089

от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008 ) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2ч. М.: Просвещение, 2008).

На изучение курса отводит 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

^ Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

^ Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.


Учебно-методическое планирование

по литературе


Классы: 5 класс


^ Учитель: Гатина Светлана Анатольевна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.


Плановых контрольных уроков _____, развития речи _______, внеклассного чтения _______;

Административных контрольных уроков _________________________


Планирование составлено на основе Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Ф.Чертова. – М.: Просвещение, 2007; Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006


Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В.Я.Коровина и др. – 7-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2006


^ Дополнительная литература:


  1. Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-11 класс. – М.: Аквариум, 1997

  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996

  3. О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература 5». – М.: Экзамен, 2003

  4. И.И.Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996

  5. Сказки Пушкина в школе. - М.: Просвещение, 1972

  6. Крыловский вечер в школе. Инсценировки. – М.: Детская литература, 1969

  7. Лермонтовский вечер в школе. Инсценировки. - М.: Детская литература, 1987

  8. Вредный витамин. Сборник детских пьес для театра кукол. – М.: Советская Россия, 1966

  9. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

  10. Свищенкова Н.С. Внеклассная работа по литературе.- М.: Учпедгиз, 1963








^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН








п/п


НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ


Всего часов

ДАТА

1

Введение

Писатели о роли книг в жизни человека и общества.


1




2

^ Устное народное творчество

Малые жанры фольклора (колыбельные песни, частушки, считалки, заклички, скороговорки, загадки).


1




3

Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка»: добро побеждает зло.

Сказки как вид народной прозы. Образ невесты-волшебницы, ее духовный облик. Смелость, упорство Ивана-царевича. Преодоление героем трудностей. Роль бабы Яги в сказке.


1




4

Герои сказки « Иван- крестьянский сын и чудо - юдо» в оценке народа.

Особенности сюжета. Волшебная сказка героического содержания.


1




5

Тема мирного труда и защиты родной земли в сказке «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо».


1




6

Р.р. Рассказ - характеристика сказочного героя.

«Иван - крестьянский сын - защитник родной земли».


1




7

Вн./чт. Народные представления о справедливости, добре зле в сказках о животных и бытовых сказках.



1




8

^ Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет».


1




9

Подвиги героев во имя мира на родной земле в летописном рассказе «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».


1




10

^ Из литературы 18 века

Научные истины в поэтической форме в стихотворении

М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...».


1




11

^ Из литературы 19 века

Осмеяние пороков — лести, глупости, жадности, неблагодарности в баснях И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».


1




12

Отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Чтение и анализ басен.

1




13

Вн./чт. Баснописцы 18 века.


1




14

Особенности сюжета, языка сказки ^ В.А. Жуковского. «Спящая царевна», Особенности сюжета. Герои Литературной сказки.


1




15

Благородство и жестокость в балладе В.А. Жуковского «Кубок».

1




16

^ А. С. Пушкин.

Сюжеты и образы народных сказок в Прологе.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Собирательная картина сюжетов.


1




17

Противостояние добрых и злых сил в сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Истоки рождения сюжета. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.


1




18

Р/р. Сопоставление сказки А.С.Пушкина с народными сказками, сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» и сказкой братьев Гримм «Белоснежка». «Бродячие» сюжеты.


1




19

^ Р/р. СОЧИНЕНИЕ №1.

Отзыв на самостоятельно прочитанную литературную сказку.


1




20

^ Вн./чт. А. Погорельский

«Чёрная курица». Нравоучительное содержание сказки.

1






21

22


^ М. Ю. Лермонтов.

«Бородино» (1837) — отклик на 25-ленюю годовщину Бородинского сражения.

Историческая основа стихотворения. «Бородино». Значение рассказчика - солдата в поэтическом повествовании.



2




23

^ Н. В. Гоголь.

Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».

Сюжет и герои повести.


1






24

Р/р. Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Особенности языка повести.


1






25

^ Н.А. Некрасов.

Картины природы и судьба народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге». Особенности

композиции. Авторские рассуждения о судьбе народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.


1





26

Вн./чт. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства в стихотворении.


1





27



^ И. С. Тургенев.

« Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению людей.


1




28

Духовные и нравственные качества Герасима.

1





29

Немота главного героя - символ немого протеста крепостных крестьян.


1





30

^ Р/р. СОЧИНЕНИЕ №2.

По повести И.С. Тургенева «Муму».


1




31

Л. Н. Толстой.

« Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Мысль писателя о дружбе народов. Жилин и горцы.




1




32

Р.р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.


1




33

^ А. П. Чехов

«Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.


1




34

Вн./чт. Рассказы Антоши Чехонте.


1




35

Р/р. Речь персонажей как средство их характеристики в рассказах А.П. Чехова.


1




36

А.А. Фет.

Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни.


1




37

^ Ф.И. Тютчев.

Противопоставление судеб человека и коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…».


1




38

Вн./чт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.


1



39

^ Р/р. СОЧИНЕНИЕ №3.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 19 века).


1



40

И. Бунин

«Косцы». Человек и природа в рассказе.


1




41

В.Г.Короленко

«В дурном обществе». Вася и его отец.


1




42

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.


1




43

Вн./чт. Труд и талант в рассказе А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр».Необычайная встреча признанного музыканта с талантливым мальчиком-пианистом.


1




44

^ С.А. Есенин.

Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Я покинул родимый дом».

1




45

^ П.П. Бажов

«Медной горы хозяйка». Народное представление о положительном герое.

Образ Степана. Образ Хозяйки Медной горы.



1




46

^ К.Г. Паустовский

«Тёплый хлеб» — сказка о труде и взаимной выручке.


1




47

Вн./чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы».


1




48

^ С.Я. Маршак

Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Традиции народной сказки.


1




49

Положительные и отрицательные герои в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».


1




50

^ А.П. Платонов

«Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.


1




51

^ В.П. Астафьев.

Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.


1




52

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


1




53

^ К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

А. Твардовский « Рассказ танкиста».

Война и дети.


1




54

Вн./чт. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.


1



55

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.(И.А. Бунин, Н.М. Рубцов, Дон-Аминадо).



1




56

Р/р. Сопоставительный анализ стихотворений. Д. Кедрин «Алёнушка» и А. А. Прокофьева «Алёнушка».



1



57

Вн./чт.

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в стихотворениях русских поэтов 20 века.


1




58

^ Р/р. СОЧИНЕНИЕ №4.

Обучение анализу лирического произведения

( на материале стихотворений русских поэтов 20 века).


1




59

^ С. Черный.

«Кавказский пленник» . Юмористический сюжет рассказа.



1




60

^ Из зарубежной литературы

Р. Стивенсон

« Вересковый мед». Подвиг героя баллады во имя сохранения традиций предков. Фольклорные традиции в поэзии писателя.


1




61

Д. Дефо.

«Робинзон Крузо». Герой на острове. Тема путешествия в литературе.


1




62

^ Г. X. Андерсен.

«Снежная королева». Кай и Герда. Мастер слов и сказок.


1




63

М. Твен.

« Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Система воспитания и обучения. Гимн детству.


1




64

^ Д. Лондон.

«Сказания о Кише». Повествование о мужестве, смелости, благородстве.


1




65

Подведение итогов года. Задание для летнего чтения.


1




66- 68

^ Резервные уроки.

3






Содержание тем учебного курса ( 5 кл.)


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

^ Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

^ Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

^ Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

^ Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

^ Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

^ Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

^ Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

^ Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

^ Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

^ Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

^ Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

^ Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

^ Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

^ Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

^ Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

^ Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

^ Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

^ Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

^ Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

^ Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

^ Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

^ Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

^ Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

^ Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

^ Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

^ Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

^ Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

^ Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

^ Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

^ Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

^ Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

^ Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

^ Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.





оставить комментарий
страница1/2
В. Я. Коровиной
Дата28.01.2012
Размер0,64 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх