Информационно-педагогический модуль по проблеме icon

Информационно-педагогический модуль по проблеме


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Информационно-педагогический модуль...
В. И. Андреев Казань: Центр инновационных технологий. 2000. 608 с...
Проблема: развитие познавательной деятельности через различные формы обучения...
Информационно-педагогический модуль...
О. С. Аранская // Химия в школе. 2004. № С. 70-72...
О. С. Аранская // Химия в школе. 2004. № С. 70-72...
Смирнова Е. В....
Г. П. Александрова // Интеграционные процессы в образовании и роль иностранного языка в...
«Модуль»
Рабочий план Тематика занятий Модуль История информационно-психологического воздействия средств...
Закон Гука  = Е...
Программа дисциплины теория управления и системный анализ для направления 10500...



Дата: 20.10.11


Представила:

Смирнова Е.В.,

ст. преподаватель

кафедры дидактики и частных

методик ИПК и ППРО ОГПУ


Информационно-педагогический модуль по проблеме

«Педагогические мастерские на уроках литературы в 11 классе»


(Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы высшей категории МОУ «Новоалександровская СОШ» Бузулукского района

Ушаковой Ирины Владимировны)


  1. Теоретическая база опыта

Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А. и О. Бассис, М. Дюком, П. Колен).

Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой Дж Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), реализует деятельностный подход к обучению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и теоретические основы личностно-ориентированного образования (Э. Фромм, К. Роджерс, Э Н. Гусинский, Е. В. Бондаревская).


^ II. Актуальность

Изменение парадигмы образования обусловило необходимость введения перспективных технологий, развивающих интеллектуальные, творческих способности.


III. Основополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;

  • системность;

  • эффективность;

  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

  • перспективность,

  • технологичность.


IV. Условия возникновения и становления опыта

Наличие противоречия между:

  • потребностью развития интеллекта, творческого потенциала, воспитания духовности и нравственности, саморазвития личности у учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

  • существующими потенциальными возможностями саморазвития у учащихся 11 классов и их реализацией в сложившейся практике обучения;

  • пониманием учителями значимости формирования и развития творческого мышления учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенции –

обусловило необходимость в рассмотрении психолого-педагогических основ технологии педагогических мастерских и выявлении методов и приёмов, которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения литературы в 11 классе в рамках рассматриваемой технологии.


  1. ^ Сущность опыта

Развитие таких качеств личности как субъективность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности; повышение педагогического мастерства учителя; накопление дидактического материала для использования технологии мастерских

Систематическая и целенаправленная работа по внедрению технологии мастерских; соблюдение принципов демократизма, атмосфера доброжелательности, толерантности и сотрудничества.


  1. ^ Основные компоненты опыта

Индукция (наведение), самоконструкция; социоконструкция; социализация; деконструкция; реконструкция; разрыв; рефлексия; афиширование.


  1. ^ Новизна предусматривает

Систематизированы приемы педагогической техники на этапах технологии мастерских; разработаны уроки для учащихся 11 класса по лирике В. В. Маяковского, Б. Пастернака, основанных на применении технологии мастерских.


VIII. Система работы учителя и ее результативность
^

Принципы технологии мастерских

Виды мастерских

Этапы и алгоритм технологии мастерских

Особенности организации деятельности учащихся

Особенности организации деятельности мастера

Характер результата мастерской

^

Приёмы педагогической техники

Из опыта работы по использованию технологии мастерских

на уроках литературы в 11 классе

Урок-мастерская по раннему творчеству Владимира Владимировича Маяковского «А вы могли бы?»

^

Урок-мастерская по лирике Бориса Леонидовича Пастернака




Заключение

Литература

Приложения



Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»:

  • ребенок должен сам искать знания;

  • труд ученика должен иметь смысл;

  • все способны;

  • ребенок должен двигаться;

  • дети любят работать руками.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии образовательных целей:

  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактауализации и самореализации обучающегося;

  • не давать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

  • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

  • личностного саморазвития;

  • образовательной мотивации, повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • функциональной грамотности и креативности, навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

  • культура речи: навыкам аргументированного говорения и письма;

  • социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Сущность технологии педагогических мастерских заключается в специально организованном педагогом-мастером развивающем пространстве, которое позволяет ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к «построению или открытию знания».

Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность ребят. Ученики имеют возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т.п. Выполненные учащимися задания учитель не проверяет. В классе организуется самопроверка, самооценка, рефлексия результатов работы и самого процесса познания. Это происходит на основе соотнесения и сравнения учащимися их образовательных продуктов с тем, что сделали одноклассники в паре и группе, а также с «общепринятыми достижениями человечества» (по А.В. Хуторскому - культурно-историческими аналогами), зафиксированными в учебниках и других текстах. В результате такого соотнесения вырабатывается, конструируется собственное понимание фактов, процессов и явлений (собственное содержание образования), устраняется ограниченность или ошибочность субъектного опыта ученика, осуществляется личное образовательное приращение в его знаниях, умениях, отношениях, чувствах и способностях.

Учебная деятельность школьников в процессе выполнения заданий - это альтернатива простой передаче информации. На мастерской «знания выстраиваются, но не даются в готовом виде. В процессе этого выстраивания знаний возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. Ученики теряют страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями, не угадать, что задумано учителем. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие, научные знания. Возможно, к концу урока так и не прозвучит ответ на главный вопрос урока. Тогда появляется хорошая предпосылка для удачного мотивирующего начала следующей мастерской».

Если в традиционном обучении учитель дает знания и предполагается, что учащиеся их берут заранее «упакованными», структурированными, что учащийся — «белый лист бумаги», на котором можно писать, то мастерские начинаются, с того, что по каждому важному вопросу, по которым они проводятся, вначале организуется выдвижение учащимися своих гипотез, суждений, построение моделей, схем и т.п. Ученические версии, разработки - это и есть личностное содержание образования, создавая которое учащиеся овладевают соответствующими познавательными, мыслительными и деятельностными способностями.

^

Принципы технологии мастерских


Принципы, на которых строится технология, соответствуют основным положениям гуманистической педагогики. Они характеризуют как сам образовательный процесс, так и профессиональную позицию педагога.

Принцип равенства всех участников образовательного процесса. Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний. Он не спешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает дозировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.

Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность. Для этого используются специальные мотивирующие задания. Особое значение здесь имеет «индуктор» — задание (ситуация), которым начинается урок.

Принцип отсутствия отметки и даже оценки учителя. Исключается соревнование, соперничество. Эти внешние стимулы уступают место самооценке, самокоррекции, саморазвитию, самовоспитанию.

Принцип диалогичности в восхождении к истине на основе сочетания индивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.

Принцип приоритета процесса учения над его результатом. В мастерской важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. При этом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.

Принцип проблемности в обучении, данный принцип обеспечивается проблемным характером заданий, создающих ситуации противоречивости, неопределенности, парадоксальности.

Принцип широкого применения письма. Смысл слов, понятий, язык в целом - важнейшее содержание работы на мастерских. Ученики, выполняя задания, много пишут.

Принцип вариативности, возможности выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора не могут быть обеспечены принципы свободы и развития.

Важнейшее правило мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта; корректируй себя сам. При этом создаются условия для проявления нравственной ответственности обучаемых за свой выбор.

Перечисленные принципы представляют собой не только организующие начала педагогической деятельности, они отражают философию свободного, гуманного и творческого педагога.

К содержанию
^

Виды мастерских


  1. Мастерская построения знаний. Это мастерские, на которых обсуждаются определенные проблемы и вопросы, не знакомые учащимся, то есть по традиционному, можно сказать, что идет изучение нового материала.

  2. Мастерские реконструкции знаний. В данном случае идет обобщение и систематизация знаний.

  3. Мастерские восстановления знаний. По-другому, это мастерские повторения и обобщения знаний.

К содержанию

^

Этапы и алгоритм технологии мастерских


В структуре большинства мастерских присутствуют некоторые этапы. Последовательность и количество данных этапов может быть разное.

  1. Индукция (наведение). Создание определенного настроя - эмоционального, интеллектуального (с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включая подсознание личного отношения к предмету обсуждения. Это достигается использованием различных приемов и средств: зарисовки, прослушивание музыки, выполнение небольших творческих заданий с целью обращения к собственному опыту, чтение и комментирование ярких и образных выражений.

  2. Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Индивидуальная работа по заданию, вопросу, проблеме, поставленных в любом виде.

  3. Социоконструкция. Групповая работа по решению определенной проблемы, выполнению задания. Как правило, данный этап следует за предыдущим, происходит обсуждение мнений участников группы, их «обогащению» знаниями друг друга, поиски и принятие общего мнения по обсуждаемой проблеме или вопросу.

  4. Социализация – «обнародование». Выступление всех членов каждой малой группы и мастера с вариантами решения обсуждаемой проблемы. Малые группы организуются по усмотрению учителя. Работе малой группе может предшествовать работа в паре.

  5. Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущих к осознанию учащимся неполноты, неточности своего познания.

  6. Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формул.

  7. Разрыв – кульминация творческого процесса. Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Внутренне осознание каждым участником мастерской неполноты своих знаний или их несоответствия новому, увиденному, представленному, понятому. Появляется информационный запрос. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворения нового.

  8. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы.

  9. Рефлексия. Размышление о своем внутреннем состоянии; самоанализ деятельности, состояния и полноты знаний, потребностей в дальнейшей деятельности.

  10. Афиширование – представление работ на общее обозрение.


Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской:

    1. Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей авторскому замыслу мастера.

    2. Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи.

    3. Неожиданность материала для данного предмета (сказка на математике, рисование на литературе, драматизация на биологии и т.д.).

    4. Использование неадаптированных текстов (журнальные, газетные, критические статьи, первоисточники и др.).

    5. Избыточность материала (обилие информации создает ощущение незавершенности познания, неисчерпаемости темы).

    6. Предъявление материала в своей целостности, а потом переход к деталям, элементам, освещающим тему мастерской.

    7. Разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка, составление текстов и др.).

    8. Обязательное обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувственной сфере.

К содержанию

^

Особенности организации деятельности учащихся


  1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

  2. Групповая форма учебного взаимодействия.

  3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

  4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

К содержанию

^

Особенности организации деятельности мастера


1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.

2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них.

3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.

4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений.

5. Сотворчество мастера и ученика.

6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.

7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).

К содержанию

^

Характер результата мастерской


Результат мастерской может быть:

внутренним

  • знакомство с основными понятиями темы;

  • осознание личностной значимости содержания;

  • эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы;

  • новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.

и внешним

  • творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, тексты, собственные варианты названия мастерской и т.д.


Мастерская дает возможность учителю предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жестких рамок учебников и учебных пособий, а учащимся - увидеть предмет или явление с неожиданной стороны.

Основной алгоритм работы в «Мастерской» - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации.

К содержанию

^

Приёмы педагогической техники


Рассмотрим приемы педагогической техники, используемые в мастерской.


Примеры индукторов.

  1. Вспомните, как вы сегодня шли в школу. Опишите свою дорогу.

  2. Прочитайте фразу: «Гений и злодейство - две вещи несовместные». Подумайте, какой знак препинания вы поставили бы в конце этой фразы. Защитите свой выбор.

  3. Представьте, что вас попросили создать сборник поучений, обращенных к вашим сверстникам. Предложите свое поучение и объясните, почему оно должно быть воспринято читателями.

  4. Запишите ассоциации к словам «цветы» и «зло» в две колонки. Составьте все возможные словосочетания, соединяя слова из первой колонки со словами из второй.

  5. Придумайте и инсценируйте спор, который может возникнуть среди современных читателей пьесы «На дне».

  6. Перечислите вечные, с вашей точки зрения, проблемы.

  7. Нарисуйте время. Поместите себя в этот рисунок. Запишите слова, отражающие ваши чувства, мысли, переживания, связанные с присутствием в созданном вами мире.

  8. Закончите предложение: «Любовь должна быть...».

  9. Нарисуйте счастье.

  10. Представьте, что вы оказались в критической ситуации. Её можно назвать безвыходной или она кажется такой. Можно использовать ситуации чьих-то рассказов, книг, фильмов, свое воображение и воспоминания. Запишите:

  • какие мысли и чувства для вас основные;

  • что или кто может вам помочь.

Прочитайте свои записи вслух. (Читают все, в парах или группах)


Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

  1. Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

  2. Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

  3. Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Сегодня в город прибывают варвары. Ваши действия».

  4. Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:

    • учащимся предлагается текст (стихотворение, проза, отдельная фраза и т.д.);

    • все знакомятся с текстом и выписывают из него или подчеркивают в нем ключевые слова (ключевые именно с точки зрения данного ученика);

    • участники знакомят всю группу с выписанными словами и поясняют, почему выбор пал на них. Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

      1. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный или иной (лист, камень, поговорка, стихотворение, часть речи). Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:

  • цель исследования,

  • план работы,

  • факты об объекте,

  • опыты, новые факты,

  • возникшие вопросы и проблемы,

  • версии ответов,

  • рефлексивные суждения.

Каждый этап данной работы завершается социализацией - обменом мнениями, результатами работы и их само- и взаимокоррекцией.


      1. Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения могут выступать текст, рисунок, схема, отдельное слово, название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема и др. Последовательность работы:

  • предъявление объекта изучения;

  • индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

  • озвучивание вопросов в группе,

  • фиксация всех вопросов на общем листочке;

  • обмен листочками между группами;

  • экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

  • выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

  • отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов».

    1. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я». Последовательность действий:

  • ученику предлагается какое-то слово или слова;

  • ученик записывает к каждому слову список слов-ассоциаций (т.е. воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

  • ученик получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций. Например:

    • используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

    • выберите из этого потока ключевое для вас слово;

    • соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-миниатюру и т.д.




    1. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

    2. Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

    3. Прием «Чтение с пометками». Предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» - это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

    4. Прием «Толстый и тонкий» вопрос. Направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста.

Технология:

    • учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения;

    • обсудить составленные вопросы в группе и выбрать среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов);

    • каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом, формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных и отобранных самими учениками, а не заданных извне учителем).


Рефлексия.

  1. Прием «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи-проблемы.

Технология:

    • Мастер предлагает аудитории какое-то слово, фразу, цитату и т.д.

    • Тот участник, который имеет какое-то мнение по данному вопросу и желает его высказать, выходит на открытое место (обычно в классе это место перед доской), где уже стоят полукругом стулья, и делится своим пониманием данного вопроса.

    • Вступить с ним в диалог, высказать мнение, может быть, совершенно иное, может только тот участник, кто присоединится к первому, тоже выйдет к доске - на «панель».

    • Каждый решает для себя, кем быть: зрителем или активным участником процесса.

    • Тот из активных участников, кто считает, что все сказал, может снова стать зрителем.

К содержанию


^

Из опыта работы по использованию технологии мастерских

на уроках литературы в 11 классе




Урок-мастерская по раннему творчеству

Владимира Владимировича Маяковского

«А вы могли бы?»


^ Дидактическая цель: через стихотворения Маяковского, поэта-футуриста, создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания, переживать добытые знания.

^ Образовательный аспект: дать представление о раннем Маяковском, его новаторском характере творчества.

Развивающий аспект: развивать творческое воображение и эстетический вкус, совершенствовать речевые навыки;

^ Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Оборудование: тексты стихотворений В. В. Маяковского «Ночь», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка», «Нате!», «Кофта фата» по одному экземпляру на группу;

у каждого учащегося – листы формата А-4, фломастеры, маркеры, рабочие тетради; скотч, ножницы.


^ I. Введение в тему, целеполагание.

Послушайте стихотворение поэта В.В. Маяковского, название которого будет являться темой урока.


А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

^ А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

(1913)

Метафора «карта будня» означает заведомую расчисленность будней, уподобленных географической карте, с отсутствием на ней таинственной, манящей неизвестности.

Не желая мириться с обыденной жизнью, поэт-футурист раскрашивает «карту будня» в праздник, ведь «краска» видится прежде всего красной. Последнее предложение стихотворения разбито на строчки иначе, чем предыдущие.

Какие слова в стихотворении ключевые?

(Наиболее значимые и веские слова «А вы», «могли бы», именно они явились заглавием стихотворения)

Каков смысл заглавия стихотворения?

(Пригласить публику к сотворчеству в изменении мира, вызвать на соревнование).

^ Итак, вместе с поэтом я приглашаю вас в творческую мастерскую под названием «А вы могли бы?». Знакомясь со стихами Маяковского, мы постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, раскованно, самостоятельно выстраивая свои знания.

(Записывается тема урока)

^ II. «Индуктор»

Возьмите половинку листа бумаги и напишите слово «НОЧЬ». А теперь добавьте несколько слов-ассоциаций. Например: луна, звезды, сон, тайна, тишина, мечты….

Нарисуйте ночь.

Передайте листы в группе по кругу, запишите к рисунку одноклассника слова-ассоциации. Итак, листы вернулись к своим хозяевам, что же получилось?

^ III. Работа с материалом

Задание 1.

Послушайте стихотворение «Ночь», пока звучит текст, выпишите на другой половинке листа запомнившуюся метафору. (Стихотворение можно прочитать дважды, можно воспринимать зрительно.)

Какие метафоры выписали?

^ Например: «раздали горящие желтые карты», «огни обручали браслетами ноги», «в глаза им улыбу протиснул»…

Пока звучит музыкальный фрагмент, нарисуйте эту метафору. (2-3 мин.)

Из всех получившихся рисунков в группе составляется коллаж. Учащиеся делятся в группе тем, что они наработали.

Афиширование.

Размещается «вернисаж» на доске и анализируется.

Реконструкция

Запишите в тетради несколько слов о метафоре Маяковского, какая она? (2 - 3 предложения).

Социализация – «обнародование», представление участником промежуточного материала.

^ Неясная, глубокая и необычная. Метафора Маяковского универсальна и красива.

Гавриленко Артем.

На мой взгляд, метафора Маяковского громоздкая, величественная. Она – каменная статуя с резкими очертаниями, красивая и суровая одновременно.

Русаков Виктор.

Задание 2.

Ребята, сосредоточьтесь, потому что сейчас надо будет выписать из стихотворений, которые будут прочитаны, слова или выражения, показавшиеся вам наиболее интересными, важными, значимыми.

Читаются стихи «Послушайте!» (1914), «Скрипка и немножко нервно» (1914), «Лиличка» (1916)

^ Например: «кто-то называет эти плевочки жемчужинами», «беззвездная мука», «скрипка выплакивалась», «геликон меднокожий», «сердце в железе», «брошу тело в улицу», «выстрелить нежностью»

Подчеркните 5-6 слов из всех записей.

^ Например: «кто-то называет эти плевочки жемчужинами», «беззвездная мука», «скрипка выплакивалась», «геликон меднокожий», «сердце в железе», «брошу тело в улицу», «выстрелить нежностью»

Выберите из них три слова и подберите к ним рифмы – одну - две. Прочитайте вслух.

^ Например: плевочки – ёлочки, меднокожий – белый ёжик, выстрелить – вымолить.

(Недоумение, трудность сочинения рифм, радость удачи – основа восприятия творчества противоречивого поэта).

Задание 3.

А теперь еще два стихотворения поэта и задание. Необходимо выписать эпатирующую «публику» выражения из стихотворения «Нате!» (1913 г), «Кофа фата» (1914)

Какие выражения вами выписаны?

^ Например: «в усах капуста», «обрюзгший жир», «женщины, любящие моё мясо»…

Самоконструкция.

Объясните письменно, почему поэт ведет себя именно так, с вызовом.

Социализация. Зачитайте «объяснительные записки».

^ Поэт Маяковский – противоречивая личность, двойственная. Он постоянно находится в противоборстве и несогласии с обществом. Такова его натура.

Гавриленко Артем

Поэт ведёт себя с вызовом по отношении к окружающим, потому что Маяковский - поэт-футурист. Он хочет привнести в этот мир новое, необычное, яркое. Отсюда такая эпатажность.

^ Пузикова Александра

IV. «Реконструкция» Прочтите материалы из книги Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского», А Платонова «Размышления о Маяковском» (по выбору учащихся). (Приложение 1)

Выпишите отдельные мысли, совпадающие с вашими собственными или противоречащие им, но показавшиеся вам интересными

^ V. «Разрыв»

Напишите текст на тему «Я читаю Маяковского» (4-5 предложений)

«Афиширование»

Тексты творческой работы читаются и комментируются.

^ Я читаю Маковского и мучаюсь, заикаюсь, разбирая его слова. От чтения его стихов быстро устаешь. Но не зря. Его метафоры заставляют меня сначала мыслить, а потом только чувствовать.

^ Гавриленко Артем

Я читаю Маяковского… и вдруг чувствую чудовищные порывы ветра и брызги моря. Нет, на меня надвигается цунами, и имя ему – Маяковский! Затем после катастрофы понимаешь, что были иные ценности, разрушенные потоками мыслей поэта - футуриста, и это – прекрасно!!!

^ Русаков Виктор

VI. Рефлексия

Итак, работа в мастерской подходит к концу. Подведем итоги.

- Было ли интересно?

- Что больше всего запомнилось?

- Выразите свое отношение к поэзии Маяковского, используя знаки «!», «?». Что означает ваш выбор?

^ Большинство учащихся использовали знак «!», выражая свое восхищение творчеством поэта. Но были и такие ответы: одновременно «!?», то есть и восторг и в то же время много непонятного.

^ VII. Заключение.

В начале урока Маяковский пригласил вас к сотворчеству в изменении мира. И вы доказали, что умеете мыслить нестандартно, творить, думать… Уверена, что стихотворения поэта помогли вам в этом.

^ А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

…Так заканчивает Маяковский стихотворение. Он вынужден сыграть ноктюрн на том инструменте, который был у него «под руками», хотя бы на водосточной трубе. Для плохого музыканта нужно много условий, чтобы создать произведения; большой же музыкант при нужде сыграет пальцами даже на полене, и все же его мелодия будет расслышана и понятна. Я желаю вам, чтобы вы научились «слышать и понимать» стихи В. В. Маяковского.

К содержанию

^

Урок-мастерская по лирике Бориса Леонидовича Пастернака



Дидактическая цель: через стихотворения Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

^ Образовательный аспект:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать особенности поэтического мира Б. Л. Пастернака.

Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.

^ Воспитательный аспект: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Оборудование: у каждого учащегося пакет с раздаточным материалом, в который входят: тексты стихотворений Б. Пастернака «Памяти Демона», «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье», «Нобелевская премия»; портреты Б. Пастернака работы художников Ю. Анненкова, В. Масса;

критические статьи М. Цветаевой «Пастернак и быт», «Пастернак и день», «Пастернак и дождь»; В. Брюсова «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», О. Мандельштама «Заметки о поэзии»;

мультимедийный проектор для демонстрации полотен М. Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий».

Предварительная задание: биография поэта, чтение стихов по выбору, выявить символику цвета.


^ I. Введение в тему, целеполагание:

Он мог стать художником, музыкантом, философом, но в 19 лет стал поэтом!

Сегодня я приглашаю вас в творческую мастерскую Бориса Леонидовича Пастернака.

Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак - это «тайнопись», «иносказание», «шифр». Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), это как смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)». Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.

(Записывается тема урока)

^ II. «Индуктор».

В книге А. П. Журавлева “ Звук и смысл ” высказана одна интересная идея: отдельный гласный звук обладает определенной цветовой символикой.

Попробуйте сами определить, с каким цветом у вас ассоциируются буквы А, Я, О, Е, И, У, Ы: напишите или раскрасьте буквы. (Приложение 2, слайд 2)

Сравниваем полученные варианты в группах. Что получилось?

Итак, можно заметить общие тенденции: А, Я – чаще красноватые, И - синий, самый мрачный и т. д.

Ученые предлагают следующее цветовое соответствие.

А - густо-красный, Я - ярко-красный, О - светло-желтый или белый, Е – зеленый, желто-зеленый, Э - зеленоватый, И - синий, Й - синеватый, У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый, Ю - голубоватый, сиреневый, Ы - мрачный темно-коричневый или черный. (слайд 3)

^ III. Работа с материалом.

Возьмем на себя смелость поэкспериментировать. Перед нами стихотворение Б. Пастернака “Памяти Демона”.

Какие ассоциации вызывает само название стихотворения? (мрачные, темные, воспоминания о страдающих героях М.Лермонтова).

Прочитаем стихотворение «Памяти Демона». (Приложение 3)

Какова тональность стихотворения после прочтения? (Ощущение трагизма, страдания, одиночества. Это и понятно, стихотворение написано в трагический 1917 год)

Опираясь на теорию стихоцвета, “раскрасим” отдельные звуки (буквы). (Работа в группах на карточках-текстах: 1 учащийся – красный цвет, 2 учащийся – синий, 3 учащийся – желтый цвет, 4 учащийся - зеленый)

^ Итоги работы: красный цвет - 57, синий цвет- 32, желтый цвет - 30, зелёный – 30. (Приложение 3)

На первый взгляд мрачное, темное стихотворение оказалась «пестрым». Преобладает красный цвет, синий, зеленый.

Что же символизирует красный цвет? синий ? зеленый? желтый?

Красный означает напряжение сил, тяжелый труд. Кроме того, это ассоциация с такими понятиями как «борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти».

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего - божественность. Сопряженные с ним значения - таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело).

Желтый означает веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Зеленый - это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне.

Что дает нам эта цветопись?

(Понять сложность чувств героя, мучительно страдающего от злобных деяний и все же совершающий их)

Стихотворение «Памяти демона» было написано под влиянием картин М. Врубеля, близкого друга семьи.

Рассмотрим картины (Приложение 4) (слайды 5, 6)

Соотнесите с нашим экспериментом…(Удивительно, но на живописных полотнах преобладает палитра синих и красных цветов).

^ IV. «Самоконструкция»

Послушайте ряд стихотворений Б. Пастернака. (Учащиеся читают выразительно стихи «Весна», «После грозы», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво», «Ненастье», «Нобелевская премия»).

Выпишите слова, выражения, которые вам показались важными, интересными, красивыми.

^ V. Работа с полученным материалом.

«Социализация»

Какие записи сделали? Например:

- «все ожило, все дышит, как в раю»;

- «выходят жизнь, действительность и быль»;

- «любовь пространства»;

- «дыханье роз, дыханье мяты»;

- «дух добра» и прочее

Подчеркните 4 – 5 слов из всех записей. Выберите 3 – 4 слова, подберите рифмы.

Прочтите вслух.

^ Например: «дыханье – ожиданье»; «дух – слух»; «откровенье – забвенье»; «творчество – пророчество»…

Подберите заглавие к портретам Б. Пастернака из его поэтических произведений. Объясните, почему выбрано такое название. (Приложение 5)

^ Например, к портрету работы (№ 1) В. Масса учащимся выбрано такое название: «Я пропал, как зверь в загоне», потому что, считает ученик, желтые окна олицетворяют безысходность, красный свет – непримиримую борьба, беспокойство;

к портрету работы (№ 2) В. Масса: «Быть знаменитым некрасиво», интеллигентность, образованность, ум и скромность читается во взгляде поэта;

к портрету работы (№ 3) Ю. Анненкова: «Потрясенья и перевороты», так как взгляд поэта Пастернака отрешенный, печальный, потерянный;

к портрету работы (№ 4) В. Масса: «Рука художника еще всесильней», Бог – творец мира, поэт – творец слова.

VI. «Разрыв»

Обратимся к критике. Современники о Пастернаке. Предлагаются статьи М. Цветаевой «Пастернак и быт», «Пастернак и день», «Пастернак и дождь»; В. Брюсова «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», О. Мандельштама «Заметки о поэзии». (Приложение 6)

Выпишите отдельные мысли, совпадающие или противоречащие вашим, но показавшиеся интересными. Поделитесь проделанной работой.

^ VII. «Рефлексия» Творческая работа. «Я читаю Пастернака…..» - 3 – 4 предложения.

VIII. Афиширование.

Я читаю Пастернака и постоянно натыкаюсь на подводные скалы, вынуждающие меня остановиться, задуматься, еще и еще перечитывать поэтические строки. Это наводит меня на мысль, созвучную с мнением Цветаевой: «…долго читать Пастернака невозможно». Но, безусловно, читать стихи Пастернака необходимо ради художественной красоты! (Русаков В.)

На мой взгляд, творчество Б. Пастернака самобытно, талантливо. Читая его стихотворения, ты узнаешь мир поэта более глубоко, открываешь для себя что-то новое. (Карамышева К.)

^ Для меня творчество Пастернака не очень понятно, но привлекают оригинальные метафоры и сравнения очень красивы. (Турыгина Т.)

Пастернак – поэт-футурист. Пастернак – это радость и боль, счастье и радость, любовь и разочарование. Это замечательные стихи, от которых невозможно оторваться! (Петреченко А.)

^ Стихи Пастернака очень личные, глубокие, вместе с этим и бытовые. Чтобы проникнуть в мир его творчества необходимо знать жизнь поэта. (Иванова С.)

В первый раз столкнулась с лирикой Пастернака. Нахожу его поэзию сложной, философской, но и привлекательной и интересной. (Глазьева С.)

^ Итоги. Было интересно? Что запомнилось?

К содержанию

Заключение


В работе были рассмотрены психолого-педагогические основы технологии педагогической мастерской, а также выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в рамках данной технологии.

Опыт работы с классом, где использовалась технология педагогических мастерских, показал, что применение данной технологии позволяет получить высокий качественный показатель, создает условия для формирования творческой личности, способной к самопознанию и саморазвитию. Учитель-мастер инициирует поисковую, творческую деятельность учащихся, таким образом осуществляется субъектно-субъектные отношения в рамках урока.

К содержанию

Литература


  1. Амфилохиева М В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003

  2. Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.

  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

  4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.

  5. Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе . 11 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2004.

  6. Кудряшова В.В. Современные образовательные технологии. – Барнаул: АКИПКРО, 2001

  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

  8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.

  9. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.

  10. Степанова Г. В. Педагогические мастерские: Поиск, практика, творчества. СПб., 2000.

  11. http:// festival.1september.ru

  12. http:// l-chigir.narod.ru

К содержанию

Приложения


Приложение 1


Андрей Платонов


^ РАЗМЫШЛЕНИЯ О МАЯКОВСКОМ

Маяковский – прогрессивное явление в мировой поэзии, то есть Маяковский – поэт, установивший форму поэзии и определивший новый дух ее. Именно поэтому он требует вначале усилия для понимания. Если мы привыкли сразу усваивать Пушкина, Гоголя, Щедрина и других, то это не значит, что они вообще всегда были «понятны»…Пушкин тоже не всем вначале был понятен…

Чтение классика-новатора – всегда сначала работа, а потом уже радость и польза.

Если точно, вдумчиво и непредвзято читать стихи Маяковского, то мы заметим, что их своеобразная, непохожая на прежнюю поэзию форма не мешает нам, - наоборот, эта форма лучше следует за ритмом нашей собственной внутренней жизни, она соответствует ей естественней, чем симметричная форма ямба. Маяковский отвечает закону нашего пульсирующего кровообращения и сложному движению сознания…Видимо, и наше сознание и наше чувство работают не по простой гармонической кривой, вроде синусоиды, а более живо, более «неправильно», в более сложном ритме.

Оказывается, - из простого, но воодушевленного чтения, - ритм поэзии Маяковского более естественный, более соответствующий нашему духу и сердцу, а традиционный ритм поэзии только более привычный.

Подвиг Маяковского состоял в том, чтобы преодолеть косность людей и заставить их понимать себя – заставить не в смысле насилия, а в смысле обучения новому отношению к миру, новому ощущению прекрасного в новой действительности; преодоление же косности в душах людей почти всегда причиняет им боль, и они сопротивляются и борются с ведущим их вперед. Это борьба с новатором не проходит для последнего безболезненно, - он ведь живет обычной участью людей, его дар поэта не отделяет его от общества, не закрывает его защитной броней ни от кого и ни от чего…


Ю. Карабчиевский

^ ВОСКРЕСЕНИЕ МАЯКОВСКОГО

…Если из общей стихотворной массы Маяковского выделить все разумно построенное, то можно составить внушительную книжку, плотно упакованную аллитерациями, виртуозными рифмами, сравнениями, метафорами.

Маяковский – мастер метафор…

Слышу:

тихо,

как больной с кровати,

спрыгнул нерв.

И вот,-

сначала прошелся

едва-едва,

потом забегал,

взволнованный,

четкий.

Теперь и он и новые два

мечутся отчаянной чечеткой.

Перед нами так называемая «развернутая метафора», небольшое сочинение на тему выражения «нервы расходились» или «нервы расшатались», употребляемого в быту в переносном смысле. Когда-то это выражение было метафорой, но с годами метафора состарилась и превратилась в штамп. Казалось бы, для поэзии она потеряна. Но приходит Маяковский, производит простой анализ, вспоминает буквальное значение слов и сочиняет небольшой фантастический рассказ о бегающих по комнате нервах.

Что происходит? Происходит реализация речевого штампа, возврат ее к прямому буквальному смыслу, то есть окончательное убийства метафоры, но не как не ее рождение.

…Маяковский аккуратно использует синтаксис, скрупулезно соблюдает грамматику. Чтение его стихов - грамматический разбор предложения – именно отсюда и возникает первая усталость при чтении.

Во все концы,

чтоб скорее вызлить

смерть,

выбурлив людей крышам вровень,

сердец столиц тысячесильные Дизели

вогнали вагоны зараженной крови.

Можно ли эту строфу воспринять непосредственно? Абсолютно исключено. Движение нашей мысли – именно мысли, не чувства – сразу же после чернового прочтения должно происходить в обратном порядке, от последней строчки до первой, то и дело петляя назад, то есть вперед, в поисках правильных подчинений…

Прерывность движения, разрывность мысли – характернейшее качество стихов Маяковского.

Маяковский писал: «наиболее примитивный способ делания образа – это сравнение». Между тем из всех поэтических тропов именно сравнение удается ему лучше всего, в том смысле, что образ построенный на сравнении имеет наибольшую ассоциативную емкость:

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Есть класс метафор, родственных сравнению…Я имею в виду метафоры, построенные на падежных согласованиях, в основном на родительном и творительном.

«В погоне угроз паруса распластал», вместо «угрозы – как паруса»….

…Фрагментарность, дробимость всего его творчества приводит к тому, что чем мельче дробление, тем убедительней и неуязвимей часть. Отрывок всегда лучше поэмы, строчка всегда сильнее стиха…..


Приложение 2









Приложение 3

Памяти Демона

Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары,
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмару.
Не рыдал, не сплетал
Оголенных, исхлестанных, в шрамах.
Уцелела плита
За оградой грузинского храма.
Как горбунья дурна,
Под решеткою тень не кривлялась.
У лампады зурна,
Чуть дыша, о княжне не справлялась.
Но сверканье рвалось
В волосах, и, как фосфор, трещали.
И не слышал колосс,
Как седеет Кавказ за печалью.
Пробирая шерстинки бурнуса,
Клялся льдами вершин:
Спи, подруга, лавиной вернуся. (1917 г)

Зурна - (тюрк., от перс. сурнай - праздничная флейта), деревянный духовой музыкальный инструмент у народов Кавказа


Бурнус - простой плащ с капюшоном, отдельной тесьмой, который был близок по покрою и орнаментации к арабскому плащу из белого сукна.

Приложение 4




^ М. Врубель «Демон поверженный»





М. Врубель «Демон сидящий»

Приложение 5

№ 1




Портрет Пастернака художника Владимира Масса

«Я пропал, как зверь в загоне»

Желтые окна олицетворяют безысходность, красный свет – непримиримую борьба, беспокойство

№ 2




Портрет Пастернака художника Владимира Масса

«Быть знаменитым некрасиво»

Интеллигентность, образованность, ум и скромность читается во взгляде поэта

№ 3



Карандашный портрет Б. Пастернака, созданный художником Ю. Анненковым 1921 год

«Потрясенья и перевороты»

Взгляд поэта Пастернака отрешенный, печальный, потерянный.

№ 4




Портрет Пастернака художника Владимира Масса

«Рука художника еще всесильней» Бог – творец мира, поэт – творец слова.



Приложение 5


М. И. Цветаева

Пастернак и быт.

Первое, что в круговой поруке пастернаковских первизн нас поражает: быт. Обилие его, подробность его – и: «прозаичность» его. Не только приметы дня: часа!

Наличность быта, кажется доказана. Теперь – что с ним делать? Верней, что с ним делает Пастернак, и что он – с Пастернаком? Во-первых, Пастернак его зорко видит: схватит и отпустит. Быт для Пастернака – что земля для шага: секунды придерж и отрывание. Быт у него почти всегда в движении: мельница, вагон, бродячий запах бродящего вина, говор мембран, шарканье клумб, выхлестнутый чай…Поверьте: даже сон у него в движении.

Быта, как косности, как обстановки…..вы не найдете вовсе. Его быт на свежем воздухе.

Теперь о прозаизме.

Прозаизм Пастернака, кроме природной зоркости, это святой отпор Жизни – эстетству….Где на протяжении 136 страниц вы найдете хоть одну эстетствующую запятую?

Пастернак и Маяковский. Нет, Пастернак страшней. Одним его «Послесловием» покрыты все 150 миллионов Маяковского. Смотрите конец:

И всем, чем дышалось оврагами века,

Всей тьмой ботанической ризницы,

Пахнет по тифозной тоске тюфяка

И хаосом зарослей брызнется.

Вот оно – Возмездие! Хаосом зарослей – по разлагающемуся тюфяку эстетства!


^ М. И. Цветаева

Пастернак и день.

Летний день семнадцатого года жарок: в лоск – под топотом спотыкающегося фронта. Как же встретил Пастернак эту лавину из лавин – Революцию.

Достоверных примет семнадцатого года в книге мало, при зорчайшем вслушивании, при учитывании тишайших умыслов – три, четыре, пять таких примет.

Пастернак не прятался от Революции в те или иные интеллигентские подвалы. Встреча была. – Увидел он ее впервые – там где-то – в маревах – взметнувшейся копной, услышал – в стонущем бегстве дорог. Давалась она ему как все в его жизни – через природу. Летом 17-го года он шел с ней в шаг: вслушивался.


^ Пастернак и дождь.

Но страстнее трав, зорь, вьюг – возлюбил Пастернак: дождь. (Ну и надождил же он поэту! – Вся книга плывет!) Но какой неосенний, не мелкий, не дождичек – дождь! Дождь – джигит, а не дождичек!

Господа, вы теперь знаете по Пастернака и дождь. Также у Пастернака с росой, с листвой, с зарей, с землей, с травой…Кстати, попутное наблюдение: разительное отсутствие в кругу пастернаковской природы – животного царства: ни клыка, ни рога. … Даже птица редка. Мироздание точно ограничилось для него четвертым днем. – Допонять. Додумать.

Это не отзыв: попытка выхода, чтобы не захлебнуться. Единственный современник, на которого мне не хватило грудной клетки.


^ В. Я. Брюсов

Вчера, сегодня и завтра русской поэзии.

Стихи Б. Пастернака сразу производят впечатление чего-то свежего, еще небывалого: у него всегда своеобразный подход к теме, способность все видеть по-своему. В области формы – у него богатство ритмов, большею частью влитых в традиционные размеры, и та же новая рифма, создателем которой он может быть назван даже еще в большей степени, чем Маяковский.

Насколько Маяковский по настроениям своей поэзии близок к поэтам пролетарским, настолько Пастернак, несомненно, поэт-интеллигент. Частью это приводит к широте в его творческом захвате: история и современность, данные науки и злобы дня, книги и жизнь – все на равных правах входит в стих Пастернака, располагаясь по особенному свойству его мироощущения как бы на одной плоскости. Но частью та же чрезмерная интеллигентность обескровливает поэзию Пастернака, толкает его к анти поэтической рефлексии, превращает иные стихи в философские рассуждения, подменяет иногда живые образы остроумными парадоксами. У Пастернака нет отдельных стихов о революции, но его стихи, может быть без ведома автора, пропитаны духом современности; психология Пастернака не заимствована из старых книг; она выражает существо самого поэта и могла сложиться только в условиях нашей жизни….


^ О. Э. Мандельштам

Заметки о поэзии.

Когда явился Фет, русскую поэзию взбудоражило

серебро и колыханье сонного ручья,

а уходя, Фет сказал:

и горящею солью нетленных речей.

Эта горящая соль каких-то речей, этот посвист, щелканье, шелестение, сверкание, плеск, полнота звука, полнота жизни, половодье образов и чувств с неслыханной силой воспрянули в поэзии Пастернака.

Величественная домашняя русская поэзия Пастернака уже старомодна. Она безвкусна потому, что бессмертна; она бесстильна потому, что захлебывается от банальности классически восторгом цокающего соловья. Да, поэзия Пастернака прямое толкование (глухарь на току, соловей по весне), прямое следствие особого физиологического устройства горла, такая же родовая примета оперенья, как птичий хохолок.

Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулеза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии. Это - кумыс после американского молока.

Книга Пастернака «Сестра моя жизнь» представляется мне сборником прекрасных упражнений дыханья: каждый раз голос ставится по-новому, каждый раз иначе регулируется мощной дыхательный аппарат.

К содержанию




Скачать 424.72 Kb.
оставить комментарий
Дата28.01.2012
Размер424.72 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх