Рабочая учебная программа Искусство 8 класс 1час в неделю (всего 35 часов) icon

Рабочая учебная программа Искусство 8 класс 1час в неделю (всего 35 часов)


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая учебная программа музыка 7 класс 1час в неделю (всего 35 часов) Составитель...
Рабочая учебная программа музыка 6 класс 1час в неделю (всего 35 часов) Составитель...
Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю...
Рабочая программа педагога шатовой ирины владимировны вторая категория искуссво (изо) 7 класс...
Приказ № от 20 г. Рабочая программа Информатика и икт. 8 класс. (1час в неделю...
Рабочая программа казьминой Светланы Муратовны по информатике для 8-9 классов Пояснительная...
Рабочая программа Элективного курса «Искусство устной и письменной речи»...
Пояснительная записка 136 часов (2 часа в неделю) (8 класс 68 часов, 9 класс 68 часов)...
Рабочая учебная программа основного общего образования....
Рабочая программа по экономике ( базовый уровень) 10- 11...
Рабочая учебная программа по дисциплине: «судебная медицина» для специальности 060101 «лечебное...
Программа кружка «В гостях у сказки» (1 класс)...



Загрузка...
скачать
Рабочая учебная программа


Искусство


8 КЛАСС


1час в неделю (всего 35 часов)


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство», по программе общеобразовательных учреждений «Музыка». 1-7 классы. «Искусство». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007. Авторы программы «Искусство» - Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.

Создание данной программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обу­словлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искус­ства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности про­блемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практиче­ских умений и навыков, способов творческой деятельности.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариант­ной части Базисного учебного плана, отводимого на образова­тельную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обуче­ния (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Пред-теченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

— развитие эмоционально-эстетического восприятия дей­ствительности, художественно-творческих способностей уча­щихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зри­тельно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

— воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного и зыка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

— приобретение знаний об искусстве как способе эмоцио­нально-практического освоения окружающего мира и его преоб­разования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-приклад­ного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

— овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программ — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной фор­ме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

^ Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусст­ва в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и I развитие интеллектуальных и творческих способностей подро­стков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

^ Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и челове­ческая жизнь, и правила нравственности, и философские систе­мы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, по­знаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого уро­ка необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, кон­кретные задачи обучения, технологии, адекватные природе са­мого искусства, а также драматургию урока, его форму-компо­зицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе предполагается активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художест­венные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, куль­турные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы На уроках искусства предполагается использовать совре­менные педагогические технологии: уровневую дифферен­циацию, коллективные способы обучения, театральную дея­тельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информа­ционных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Основой организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися будет использование информационные и компьютерные технологий, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое 'значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, ин­форматики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык! произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

^ Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использование; в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой дея­тельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная цен­ность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неод­нократное обращение к наиболее значимым явлениям культу­ры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное со­циокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональ­ности искусства, его значимости в жизни человека и общества, по­этому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организую­щей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, ге­донистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в ис­следовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов ис­кусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть вы­ражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компе­тентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспри­нимающего и оценивающего разнообразные художественные антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театраль­ной и др.).


^ Содержание программы (35 часов)


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека(3ч)

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного челове­ка. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человече­ства. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности вырази­тельных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и на­учного).

^ Примерный художественный материал

Изучение произведений художественной культуры (архи­тектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и | предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.

^ Художественно-творческая деятельность учащихся

Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере про­изведений различных видов искусства в Татарстане


^ Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)

Искусство как образная модель окружающего мира, обога­щающая жизненный опыт человека, его знания и представле­ния о мире. Знание научное и знание художественное. Искус­ство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Портреты в искусстве Татарстана.

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искус­стве. Стремление к отражению и осмыслению средствами ис­кусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, про­исходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.

^ Примерный художественный материал

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики произведений народного декоративно-прикладного искусства музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.

^ Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина) Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Мои и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Клим! X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта В. Ван Гога. Изображения Богоматери с младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русское искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта картинах художников разных эпох (Вермеер, А. Остад, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-ВодкинЮ. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизма (натюрморты, жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопении Хоровая и органная музыка. (М. Березовский, С. Рахманинов Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.-А.Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др. Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков! Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтически! фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

^ Экранные искусства, театр. Кинофильмы A. Tapковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построение мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору)

^ Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, Ирин, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Коль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой природой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение твоpцa произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной инфор­мации об объективном мире и о субъективном восприятии этого Мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. Музеи В Татарстане

^ Примерный художественный материал

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства и сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.

^ Изобразительное искусство. Знаки и символы в натюрмортах (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.), пейзажах, в жанровых картинах (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М Чюрленис и др.), рисунках (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов (др.). Символика архитектуры (Успенский собор Московского Кремля, Церковь Вознесения в Коломенском, дворцы барокко Классицизма и др.). Символика в скульптуре (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живописи В.Тропинин , О. Кипренский, П. Корин и др.). Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Вей (А. Рублев), живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А.Иванов, В.Суриков, У. Хогарт, II Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Неменский и др.), карикатуpa (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Передача информации современникам и после­дующим поколениям, интонационные символы лирики, героки , эпоса, драмы (М. Глинка, М.Мусоргский, А. Даргомыжский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвазовский и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, т Артемьев, А. Петров, М. Таривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Образы и символы в русской поэзии и прозе (II Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

^ Экранные искусства. Театр. Образная символика кино фильмов С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

^ Художественно-творческая деятельность учащихся

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или Я помощью информационных технологий.

Передача представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме.!

Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

^ Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (9ч)

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазей художника. Красота в понимании разных народов социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

^ Примерный художественный материал

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыки и других искусствах.

^ Изобразительное искусство. Символы красоты: скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, иконе Богоматери Владимирской, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена! «Весна» С. Боттичелли и др.). Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Различное понимание красоты (женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов).

Музыка. Красота и правда в произведениях различных жанров и стилей (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Бизе, М. Равель, М. Глинка! П.И. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Мастерство исполнительских интерпретаций Классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза У. Шекспира, Р. Бёрнса, А Пушкина, символистов, Н. Гоголя, И.Тургенева, И. Бунин, Н. Заболоцкого.

^ Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

^ Художественно -творческая деятельность учащихся

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства (портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке. живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж)).

Передача красоты различных состояний природы (в рисун­ке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).

Показ красоты человеческих отношений средствами любого вила искусства. .

^ Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (9 ч)

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством —этo «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

^ Примерный художественный материал

Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, Поиск истины, добра и красоты.

^ Изобразительное искусство. Героический пафос в мону­ментальной скульптуре Древней Греции, произведениях Микеланджело, О. Родена, памятниках Саласпилса (Латвия) и др., в живописи П. Корина и др. Поэтизация образа матери (Рафаэль, А Венецианов, К. Петров-Водкин, А. Дейнека и др.). Красота творческого порыва (живопись В. Тропинина, О. Кипренского, культуры С. Коненкова, рисунки А. Пушкина, фотографии музыкантов-исполнителей, художников, артистов и др.). Красота природы родной земли (И. Левитан, М. Нестеров и др.). Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя).

Музыка. Героические образы в произведениях Л. Бетховен на, Ф. Шопена, А. Скрябина, Д. Шостаковича. Лирические o6разы в вокальной и инструментальной музыке (К.-В. Плюш Л. Бетховен, П. Чайковский, В. Калинников, С. Рахманинов, Г. Свиридов и др.). Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке (Н. Римский-Корсаков). Мир современника в песенном творчестве (И. Дунаевский, А. Пахмутова, Д. Тухманов, Б. Окуджава, А. Розенбаум, Ю. Ким и др.).

Литература. Татарские народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии ( Г.Тукай, А. Пушкин, М. Пришвин, К. Паустовский, А. Григ — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. «Золушка» — сказка, Ш. Перо, пьеса Е. Шварца, фильм Н. Кошеверова, М. Шапиро, балет С. Прокофьева. Кинофильмы «Доживем до понедельникам С. Ростоцкого, «Розыгрыш» В. Меньшова, «Чучело» Р. Быкова и др. (по выбору учителя).

^ Художественно-творческая деятельность учащихся

Воплощение темы экологии, антифашизма, прославление материнства, свершений во благо человечества средствами разных видов искусства.

Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки, литературы сценическими средствами.


^ Требования к уровню подготовки учащихся VIII клас

• иметь представление о значении искусства в жизни чело­века;

• понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

• рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

• размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);

• иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразитель­ных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;

• использовать опыт художественно-творческой деятельно­сти на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.


^ Тематическое планирование 8 класс (35 часов)

урока

Дата проведения урока

^ Разделы и темы

Кол-во часов

Основное содержание урока.

Художественно-творческие задания.

^ Художественный материал

Домашнее задание

По плану

Факт.
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

I







^ Искусство в жизни современного человека

3













1








Художественный образ-стиль-язык

1


Виды искусства: пластические (пространственные, временные, пространственно-временные

Художественный образ, ст иль, язык искусства. Основные стили в искусстве России

Послушайте фрагменты музыкальных сочинений. Старинная это музыка или современная?

Соотнесите характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников, особен-

ностями одежды (костюмов) разных эпох и народов.

^ М. Врубель. Микула Селянинович и Вольга. М. Клодт. Скульптура на Аннич-ковом мосту. Санкт-Петербург. В. Боро-виковский. Портрет сестер Гагариных. Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. Египет. Искусство александрий-ской эпохи. Большой Сфинкс в Гизе. В. Ван Гог. На пороге вечности. Д. Веласкез. Менины.. А. Головин.Декорация к драме М.Лермонтова «Маскарад».

Привести примеры различных стилей в архитектуре, живописи, музыке


2







Наука и искусство. Искусство в Татарстане

1

Связь науки и искусства в жизни человека

Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?


М. де Вооз. Аполлон и музы.

О. Роден. Поэт и муза. Саркофаг муз. ^ II в. н.э. Л. да Винчи. Витрувианский человек. Л. да Винчи. Джоконда.

Искать материал о творчестве и изобретениях Л.да Винчи

3







Знание научное и знание художественное

1




О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его

рисунками компаса и плуга

^ Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки. Симфония № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта.




II







^ Искусство открывает новые грани мира

7













4






Искусство рассказывает о красоте Земли.

1

Пейзаж в литературе и в живописи.

Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше лите-ратурные произведения. Про-читайте их под эту музыку.

Н.Рыленков. «Все в тающей дымке». М.Пришвин. «Неведомому другу». Пейзажи знаменитых художников.

Подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Пейзаж в литературе, музыке, живописи».

5






. Зримая музыка.

1

Литературные и музыкальные произведения, раскрывающие

эмоциональное богатство мира. Русское и зарубежное изобразительное искусство. Пейзаж в музыке.

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

А.Саврасов. Грачи прилетели. И.Левитан. Озеро.Русь. ^ И. Леви-тан. Весна. Большая вода. К. Моне. Вестминстерское аббатс-тво. «Времена года» Антонио Вивальди и «Времена года» П.И.Чайковского

Напишите этюд: «Природа в разных эмоциональных состояниях»


6








Человек в зеркале искусства:

жанр портрета. Портреты в искусстве Татарстана.



1


Портрет. Виды портрета. Портрет в культуре разных времён. Русские художники портретисты

. Подготовьте альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен».

Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, от-

рывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной

галереи.


Нефертити. Древний Египет. Пракситель.Афродита Книдская. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Мирон. Дискобол. Фрагмент.IV в. до н. э. Л. да Винчи. Мадонна Лита. Л. да Винчи. Эскиз. Э. Греко.Мужской портрет с рукой на груди. Э. Делакруа. Фредерик Шопен. М. Караваджо. Лютнист. Этюды мажор для фортепиано. Шопен.В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. И. Репин. А. Бородин.

А. Бородин— «Ноктюрн» из Струнного квартета № 2, экспозиция Симфонии № 2 («Богатырская»).^ И. Репин. Антон Рубинштейн. И. Репин. Портрет Льва Толстого. Вступление к опере «Хован-щина» М. Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке». Отрывок из романа Л. Толстого«Война и мир» (сцена Сони и Наташи).

Закончить творческое задание.


7







Как начиналась галерея

1

Третьяковская галерея: история, облик. Третьяков П.М.- биография

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

^ И. Репин. Портрет П. М. Третьякова. В. Перов. Странник. В. Перов. Рыболов. К. Флавицкий. Княжна Тараканова. В. Перов. Охотники на привале.

Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро-

кова «Почетный гражданин Москвы».

8







Музыкальный портрет.


1

Портрет в музыке. Образы персонажей в музыке.


русской. Что это за человек? Каким он предстает перед

нами? Какими чертами характера наделен? •Какой должна быть музыка, рисую-щая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека?

^ А. Головин. Эскиз декорации оперы «Борис Годунов». фрагменты произведений В.-А. Моцарта, С. Прокофьева, А. Бородина, Б. Тищенко, Ж. Бизе,Р. Щедрина, А. Шнитке,В. Кикты.

Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив-

шихся вам музыкальных сочинений,


9







Александр Невский

1

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь

Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен-ные Александру Невскому — святому земли

^ Н. Рерих. Эскиз декорации оперы «Князь Игорь».




10







Портрет композитора

в литературе и кино


1

Жизнь и творчество В.А.Моцарта. «Моцарт и Сальери»

Представьте себя в роли режиссера телепередачи, радиоспектакля, напишите короткие комментарии к этим сочинениям, подберите зрительный и литературный материал.

^ Неизвестный художник. В.-А. Моцарт. И. Смоктуновский –Сальери. М. Врубель. Иллюстрация к трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери». «Моцарт и Сальери», опера Н. Римского-Корсакова.


Напишите короткие ком-

ментарии к какому либо сочинению.



III







^ Искусство как универсальный способ общения

7

.










11







Мир в зеркале искусства.

1

Искусство как проводник духовно энергии. Процесс художественно коммуникации и его роль в сближении народов, эпох.

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

^ Богоматерь Владимирская. Икона. Р. Магритт. Человеческий удел.


Закончить творческую работу.


12







Роль искусства в сближении народов. Музеи В Татарстане

1

Музеи. Международные конкурсы, фестивали

Знать музеи, памятники мирового значения и своего края

^ М. Аникушин. Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге

Колизей. Рим.

Рассказать о музеях Татарстана

13






Искусство художественного

перевода — искусство общения.


1

Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Художественный перевод. Сонеты.


Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 — Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста

сонета композиторами и исполнителями

^ П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова. Й. Штилер. Портрет И. Гете. Низвестный художник. Портрет У. Шекспира. Музыкальные версии Сонета № 90 — Д. Кабалевского и Б. Горбоноса


Выучить сонет Шекспира.

14






Искусство – проводник

духовной энергии


1

.Способы художественно коммуникации. Гитара.

Сопоставьте два примера (сообщения): одно — из математики, другое — из области искусства. Какую информацию несет каждое из них? Аргументируйте свое мнение

^ В. Тропинин. Гитарист. В. Попков. Шинель отца. Мастер женских полуфигур. Музыкантши. В.Суриков. Утро стрелецкой казни. Известные романсы XIX в.

Послушайте романс., опишите чувства.

15






Художественные послания предков..

1

Мифы. Ритуалы. Обряды. Фольклор. Сергий Радонежский.


Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово, Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание

каждого из них.

^ Ритуальный танец. Сефар. Сахара. Л. делла Робиа. Поющие дети. В. Васнецов. Снегурочка. Андрей Рублев. Иикона «Троица».

Оформить творческую работу.


16






Символы в жизни и искусстве.

1

Центральные символы-образы культуры — солнце, дерево, дорога.


Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».


Прялка. Архангельская губерния. Конец XIX в. И. Левитан. Владимирка. «Трой-ка» (1-я часть) из Музыкальных иллюс-траций к повести А. Пушкина «Метель». А. Саврасов. Зимняя дорога. В. Перов. Последний кабак у заставы. Романсы «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я надорогу». А.Н.Скрябин «Прометей» («Поэма огня».)

Продолжить работу над презентацией.


17






Музыкально –поэтическая символика огня.

1

Повторение тем полугодия четверти. Тестирование. Защита презентации.







Повторить пройденный материал.

IV







^ Красота в искусстве и жизни

9













18






Что такое красота?

1

Понимание красоты в жизни и искусстве. Отношение человека к жизни.


Как вы объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников»?

Послушайте несколько музыкальных произведений. Какие чувства вы испытываете под воздействием этой музыки и какие жизненные ассоциации у вас возникают?

^ З. Серебрякова. Автопортрет. В. Серов. Портрет Мики Морозова. Д. Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони. В. Ван Гог. Цветущее дерево.

Объясните фразу: «Искусство пробуждает в людях художников».


19






Застывшая музыка.

1

Памятники архитектуры как символы красоты.

Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего,а что их различает?

Реймский собор. Деталь арки главного входа.^ Церковь Покрова на Нерли. Реймский собор. Церковь Вознесения в Коломенско.

Подготовить выступление о известном храме.

20







Откровение вечной красоты

1

Гармония. Композиция, Ритм. Золотая пропорция

Выполнение творческой работы: Композиция с выра-зительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.

Джотто. Оплакивание Христа. Мирон. Дискобол. Парфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера. Миниатюра из Кодекса Борджиа. 1-я часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта. «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта.

Подготовиться к выполнению творческой работы

21







Есть ли у красоты свои законы?


1

Гармония. Композиция, Ритм. Золотая пропорция.

Продолжение работы над творческой работой: Композиция с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др

Джотто. Оплакивание Христа. Мирон. Дискобол. Парфенон. Вид с запада. Колонны дорического ордера. Миниатюра из Кодекса Борджиа. 1-я часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта. «Неоконченной симфонии» Ф. Шуберта.

Закончить работу.

22







Всегда ли люди одинаково

понимали красоту


1

Понимание красоты и идеалы красоты в разные эпохи.

Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи.


^ Марграф Эккегард и его жена Юта.Статуи собора в Наумбурге. Германия. О. Ренуар. Танец в деревне. Ф. Буше. Госпожа Помпадур. О. Ренуар. Танец в деревне. О. Ренуар. Танец в городе. Б. Кустодиев. Купчиха. Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. Инструментальная музыка.

Что такое красота в вашем понимании?

23






Великий дар творчества:

радость и красота созидания


1

Творческий потенциал и его роль в разных видах деятельности.

Выполните ассоциативную композицию на тему «Город». (Это может быть музыкаль-ный город, индустриальный, вечерний и т. п.)

^ М. Нестеров. Портрет Веры Мухиной. П. Корин. Портрет пианиста Игумнова. В. Тропинин. Портрет Александра Пушкина.

Сформулируйте свой

взгляд на творчество


24






Как соотносятся красота и польза


1

Красота и польза. Музыкальные пристрастия человека. Шлягер.

Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред

или пользу? В чем это проявляется?

^ Дж. Бернини. Аполлон и Дафна. Д. Жилинский. Воскресный день. К. Снайдерс. Натюрморт с фруктами и овощами. Г. Хонтхорст. Концерт на балконе. П. Лонги. Концерт. Я. Вермер. У клавесина. «Высокая мессе» И.-С. Баха


Поясните примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит…

Музыка губит».


25






Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве


1

Реакция человека на различные явления в жизни и в искусстве. Переживания композитора и художника в искусстве.

Как вы понимаете символику картины «Герника»? Рассмо-трите все элементы картины. Пользуясь словарями и спра-вочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интер-претируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.

Э. Мунк. Крик. Ф. Гойя. Сон разума рождает чудовищ. П. Пикассо. Герника. 3-я часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича.

Подготовиться к уроку обобщения.

26






Урок обобщения

1

Повторение тем четверти. Тестирование.







Пов. пройденный материал.

V







^ Прекрасное пробуждает доброе

9













27






Преобразующая сила искусства.

1

Предназначение искусства. Массовое искусство.

Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен,

включенных в программу концерта?

^ C. Ботичелли. Мадона с младенцем. Э. Уорхолл. Мерилин. Р. ван дер Вейден. Мадонна с младенцем.

На каких героев художественных произведений вам хотелось бы

быть похожими?


28






Татарские народные сказки, мифы, легенды

1



Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.

Образцы плакатов разных времён и различной тематики.

Закончить оформление плаката.

29






Героические образы в искусстве.

1

Героический пафос в монументальной скульптуре. Героические образы в музыкальных произведениях.

Создание эскиза поздравительно открытки.

Произведения скульпторов Микеланджело, О.Родена, композиторов Л.Бетховена, Ф.Шопена, А.Скрябина, Д.Шоста-ковича. Разучивание патриотичес-кой песни или песен военных лет.

Разработать небольшой сценарий на «День Победы»

30






«Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

1

Поэтика и народная мораль в сказоч-ных образах . истоки образа Снегу-рочки в языческой культуре славян; Варианты народных и авторских ска-зок (новогодних и весенних) —братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.; пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»; музыка П. И. Чайковс-кого к одноименному спектаклю;

Выполнение исследовательского проекта.



Н.А.Римский –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка».


Работать над проектом

31






Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян

1

Поэтика и народная мораль в сказочных образах . Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;



Выполнение исследовательского проекта.

Н.А.Римски –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка».

Работать над проектом

32







Варианты народных и авторских сказок «Снегурочка»

1

Поэтика и народная мораль в сказочных образах . Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех,

Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецови др.; эскизы костюмов и декораций;

кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка»

Выполнение исследовательского проекта.

Н.А.Римски –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегуолчка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка».

Закончить оформление проекта. Подготовиться к защите проекта.

33







Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве

1

Поэтика и народная мораль в сказочных образах.

Защита исследовательского проекта.

Н.А.Римский –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегурочка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка».




34







Составление презентации «Снегурочка»

1

Поэтика и народная мораль в сказочных образах.

Защита презентации «Снегурочка»

.А.Римский –Корсаков. Опера –сказка «Снегурочка». П.И.Чаковский «Снегурочка». Картины Билибина, Н.Рериха, К Коровина М.Врубеля, В Васнецова. Сказка «Снегурочка».




35







Поэтизация образа матери в искусстве.


1

Образ матери в произведениях изобразительного искусства и музыки.

Написать мини-сочинение: «Мама»

Произведения Рафаеля, А.Васнецова, А.Дейнеки. Песни про маму.

. Повторить пройденный материал. Подготовиться к уроку обобщения




Скачать 380,36 Kb.
оставить комментарий
Г.П.Сергеева
Дата28.01.2012
Размер380,36 Kb.
ТипРабочая учебная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  9
не очень плохо
  1
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх