Правила чтения Священного Писания 24 Отношение Священного Писания к Священному Преданию 25 icon

Правила чтения Священного Писания 24 Отношение Священного Писания к Священному Преданию 25



Смотрите также:
Правила чтения Священного Писания 24 Отношение Священного Писания к Священному Преданию 25...
Курс содержание дисциплины раздел I...
Нового Завета. Цель написания священных книг Нового Завета и их...
А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового...
А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового...
Предмет философии...
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989...
Уроки 37 40
-
Евангельские чтения...
План Введение. Подход к исследованию Священного Писания 3 История толкований 7...
Цели и композиция Определения и основные вопросы Проблемы...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
скачать


ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС,
составленный Преосвященнейшим Артемием,




епископом Гродненским и Волковысским.

ВВЕДЕНИЕ 4

Предварительные понятия 4

Необходимость веры и добрых дел для спасения человека 4

Что такое Вера? 5

Предмет веры 6

Различие между знанием и верой 6

Необходимость веры в учении христианской религии 7

Что необходимо для спасения. 9

Понятие о богословии, догматическое сознание 9

Догматическое сознание и ересь 10

Значение вероучительных истин в жизни христианина 11

Православная катихизическая литература 11

О Божественном Откровении 12

Естественный и сверхъестественный пути богопознания 13

^ Два пути естественного богопознания 13

Сверхъестественное богопознание 13

Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе 14

Полнота новозаветного Откровения 14

О Священном Предании и Священном Писании 14

^ О Священном Предании 14

Важность и необходимость Св. Предания в Христианской Церкви 15

Признаки истинного предания 17

Божественное Откровение - принцип единства Свщ. Предания 17

^ Три уровня Свщ. Предания 17

О Священном Писании 18

Признаки Божественного происхождения Библии 22

Правила чтения Священного Писания 24

^ Отношение Священного Писания к Священному Преданию 25

Правило веры 26

Литургическое предание 26

Свщ. Писание – наиважнейшая из форм Свщ. Предания 27

Божественное Откровение и Церковь 28

О Символе Веры 30

Понятие о Вселенских Соборах 31

^ О первом члене Символа веры 32

/Бог — Творец мира 42

Побуждение и цель творения. 44

О совершенстве творения 44

Сотворение духовного и материального миров 45

Библейское откровение о творении из ничего 50

Время и вечность, понятие о земле 51

Откровение о Духе Божием 53

Дни творения 54

Человек - венец Творения 62

Грехопадение 65

^ О втором члене Символа веры 67

О третьем члене Символа веры 70

О четвертом члене Символа веры 74

О пятом члене Символа веры 78

О шестом члене Символа веры 80

О седьмом члене Символа веры 82

О восьмом члене Символа веры 85

О девятом члене Символа веры 87

О десятом члене Символа веры 98

Таинство Крещения 103

Таинство Миропомазания 107

Таинство покаяния 110

О таинстве св. Причащения 117

Таинство елеосвящения 121

Таинство брака 125

Таинство священства 129

^ Об одиннадцатом члене Символа веры 134

О двенадцатом члене Символа веры 136

ПРИЛОЖЕНИЕ 138

Приложение 1. Смерть на кресте 139

Приложение 2. Подлинность телесного Воскресения Христа 143

Приложение 3. Исторические свидетельства об истинности существования на Земле, Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа 144

Темы рефератов по катехизису 146

Источники и литература 147
^

ВВЕДЕНИЕ

Предварительные понятия


Мир православного богословия можно уподобить огромному, премудро устроенному и богато украшенному зданию. Курс «Катихизиса» имеет целью – изучить главные несущие конструкции и соединительные узлы этого здания. Понять основные принципы его устройства и таким образом получить возможность более или менее свободно ориентироваться в мире богословского знания. Слово «Катихизис» происходит от греческого глагола κατηχεω, что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете.

«Достопочтенный Феофил», к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия, «был наставлен» (κατηχηθης) (Лк. 1,4) в учении христианской веры.

Александрийский иудей Аполлос, пришедший с проповедью в Ефес, «был наставлен (ην κατηχημένος) в начатках пути Господня…» (Деян. 18,25)

Первоначально «катихизисом» называлось устное наставление основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на записанные наставления. Таким образом, «катихизис» превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

Таким образом, катихизисом вообще называется первоначальное наставление в главных истинах веры, догматических и нравственных - на основании Священного Писания и Священного Предания, т.е. на основании Библии и учения Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Катихизис, изучаемый нами, православными, носит название православного катихизиса1. Слово Православный, прибавляемое к нашему катихизису, показывает превосходство его пред всеми другими изложениями веры - катихизическими.

В православной церкви преподается то самое учение, которое открыто Богом в Священных Книгах Ветхого и Нового Завета и в Священном Предании - которое раскрыто и уяснено святыми отцами церкви на семи Вселенских и девяти Поместных соборах, и которое всегда и неизменно содержала и до сих пор содержит Православная Церковь во всей чистоте и неповрежденности. По определению «Пространного Христианского Катихизиса»:

«^ Православный Катихизис есть наставление в православной Вере Христианской, преподаваемое всякому Христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.
^

Необходимость веры и добрых дел для спасения человека


Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. ^ Без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6), а, следовательно, невозможно и спастись.

I. Но с верою необходимо соединять и добрые дела, потому что Вера без дел мертва (Иак. 2,20), т.е. недействительна, неистинна, а потому не может спасти человека.

Учение о вере и добрых делах с особенной ясностью и цельностью изложено апостолом Иаковом (Иак. 2, 14-26).

Различают три вида веры: вера мертвая, не дающая жизни; вера демонов, состоящая в страхе и отчаянии; и, наконец, вера живая, живая и деятельная, соединенная с любовью, доставляющая нам вечное спасение. Вера - корень, дела наши - само дерево, а спасение - это уже плод. Спасение т.о. есть добровольное наше оправдание перед Богом. Для достижения спасения требуется известная мера наших забот и трудов, и наше спасение - изобильная награда, которою Бог Отец награждает всякого работника, послушавшагося гласа Его Единородного Сына.

Для спасения недостаточно одной веры, холодной и мертвой. Нет, спасает нас вера живая, деятельная - выражающаяся нравственно в добрых делах; последние должны быть рассматриваемы не как простые свидетельства нашей веры, но как непосредственное ее выражение, как живые, действительные плоды веры. Где нет добрых дел христианских, там без всякого сомнения, нет и истинной христианской веры, и наоборот, где является истинная христианская жизнь, там необходимо предполагается истинная христианская вера.

^ Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21).

А эта деятельная любовь есть необходимое выражение живой действительной веры во Христа Спасителя, дающая силу к нравственному самоусовершенствованию в деле любви, высочайший образец, который представил Спаситель наш Иисус Христос и которому мы обязаны подражать.

Итак, вера и добрые дела составляют необходимые условия со стороны самого человека для усвоения им искупления.

В духовной жизни Православной Церкви проблемы "веры и добрых дел" нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится "проблемой" только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридическое отношение между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут "между" душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом. Согласно православному пониманию, добрые дела являются не самоцелью, а спасительным орудием для преображения испорченной человеческой природы в "новую тварь" (2 Кор. 5,17).

Исполнение содержащихся в Евангелиях заповедей Христовых - молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения - можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание - подобны плодам дерева. Они являются признаками очищенного сердца. Мудрость и трудность духовного странствия заключается в том, что не следует принимать листья за плоды; не нужно также думать, что можно вырастить плоды без листьев - нельзя стяжать дары Духа без усилий (Гал. 5, 22).

По объяснению святого апостола Павла: "^ Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1), т.е. уверенность в невидимом - как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.




оставить комментарий
страница1/26
Дата26.01.2012
Размер4,13 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх