Программа для детских музыкальных школ и школ искусств пояснительная записка icon

Программа для детских музыкальных школ и школ искусств пояснительная записка


Смотрите также:
Положение о проведении V творческой школы для учащихся и преподавателей детских музыкальных школ...
Музыкальные ассамблеи в Дубне Межзональный смотр исполнителей – выпускников детских музыкальных...
Памятка для абитуриентов Орск 2010г....
Конкурс для учащихся Специализированных школ прошел на базе Республиканской специализированной...
Городской конкурс по общему и специализированному фортепиано учащихся детских музыкальных...
Положение о городской Олимпиаде по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся музыкальных...
Диплом I степени...
Проект положения...
Конкурс проводится по следующим возрастным категориям: Категория «А» до 10 лет включительно...
Положение об областной олимпиаде по сольфеджио и музыкальной литературе Учреждена в 2001 году...
Диплом I степени...
Расширенного круглого стола «Вопросы нормативно-правового регулирования детских школ искусств»...



Загрузка...
скачать
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


Программа для детских музыкальных школ и школ искусств


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основными задачами музыкальных школ являются: формирование у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развитие музыкальных способностей, а также подготовка активных слушателей и пропагандистов музыки. В решении этих задач ответственная роль принадлежит дисциплине «Музыкальная литература». Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов. Изучение музыкальной литературы должно развивать в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально – педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатое содержание и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов – классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучение учащихся в детских музыкальных школ.

Для решения задач музыкально – эстетического воспитания курс музыкальной литературы ставит своей практической целью развитие у учащихся разносторонних музыкальных навыков, и прежде всего умения сознательно и эмоционально слушать музыку. В процессе изучения музыкальных произведений учащиеся должны также приобрести умение разбирать музыкальные произведения: слушать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, ориентироваться в нотном тексте сочинений, запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления о музыке, рассказать о пройденных произведениях, их содержании, композиции и выразительных средствах, свободно пользоваться при этом необходимой музыкальной терминологией. С 1-по 5класс 1час в неделю, 6-7 класс-1,5часа (повышенный уровень).


^ Характеристика содержания и культуры предмета


Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многостороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой систему знаний и умений, адресованных подростками, усвоение которых должно обеспечить решение воспитательных и дидактических задач. В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально – общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При этом изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.

Содержание курса музыкальной литературы определяется его назначением, оно должно обеспечить приобретение учащимися необходимых знаний и умений и благотворно воздействовать на общее развитие подростков. Очень важно соответствие количества учебного материала возможности его качественного усвоения, обеспечить его доступность по своему содержанию и методам преподнесения возрастным особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития. программа содержит максимум учебного материала, который может быть качественно усвоен в отведенное время в соответствии с современным уровнем музыкальной дидактики.

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал, предлагаемый для изучения, располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания его сложности.

Основными формами работы на первом году обучения должны стать: прослушивание музыки и работа с нотным текстом хрестоматии, характеристика содержаний, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств, объяснение и усвоение новых понятий и терминов, рассказ о создании и исполнении музыкальных сочинений и их авторов, самостоятельная работа над текстом учебника и повторение пройденных произведений по хрестоматии, запоминание и узнавание музыки. В работе с детьми необходимо умело использовать их наблюдение и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем явлений действительности. Прослушивание и разбор несложной вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.

Начиная со второго года обучения, программа строиться на чередовании отдельных монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявлять как характерные особенности отдельных произведений, так и некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема - монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия и разбор отдельных произведений.

Задача биографических уроков – в ярком и увлекательном рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Изучение биографий композиторов имеет большое идейно – воспитательное и познавательное значение. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально - теоретического характера. На таких уроках возможно использования фрагментов музыки композитора, произведений живописи, поэзии, обращение к воспоминанием современников.

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII – XIX веков: И.С. Баху, Гайдну, Моцарту, Бетховену, Шуберту и Шопену. Жанровое разнообразии произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно–симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний Моцарта, Бетховена и Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников. В этой связи тему «И.С. Бах», которая содержит новые и довольно сложные для учащихся музыкально-теоретические понятия, лучше изучать в конце года, т.к. темы о венских классиках не позволяют расширить и закрепить знания, приобретенные при изучении темы «И.С. Бах», и сами в свою очередь содержат много нового и сложного.

Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Оно имеет важнейшее идейно-воспитательное значение и составляет основу курса. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского.

Помимо монографических тем этот раздел программы включает также и три обзорных урока: введение, подготавливающее тему «Глинка», беседу о русской музыке 2-й половины XIX века, знакомящую учащихся с наиболее значительными явлениями передовой музыкальной культуры 60 – 70-х годов прошлого столетия, и заключение, в котором, помимо общих выводов по всему разделу русской классики, содержатся сведения о крупнейших композиторах конца XIX - начала XX веков. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы средней школы.

Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении. На примере русских классических опер учащиеся могут достаточно хорошо усвоить как общие закономерности жанра, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов. Знакомство с симфоническими произведениями Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, с романсами и песнями Глинки и Даргомыжского должно дать учащимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.

Курс музыкальной литературы завершается изучением музыки советского и постсоветского периодов. Программа этого раздела включает темы, посвященные творчеству Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и других композиторов, с предшествующим обзорным введением. Возросший уровень развития познавательных способностей учащихся старших классов позволяет ставить и более сложные дидактические задачи. Наличие в хрестоматии удобных и достаточно полных переложений изучаемых произведений позволяет относительно глубоко анализировать выразительные особенности музыки, структуру сочинений, что полезно для совершенствования музыкальной культуры школьников. Полезно проводить обзоры журнала «Музыкальная жизнь», организовать выпуск специальных бюллетеней, или иметь в школе постоянный стенд «Хроника музыкальной жизни». Изучение произведений композиторов, их творческого пути, знакомство с важнейшими явлениями музыкальной жизни нашей эпохи должно способствовать воспитанию интереса, уважения и любви учащихся к современной отечественной музыке, заинтересованности в судьбах дальнейшего развития музыкальной культуры в стране.


^ Организация занятий и краткие методические указания


Программа предназначена для учащихся инструментальных отделений по 5-летнему и по 7-летнему обучению.

Курс музыкальной литературы изучается в детских музыкальных школах в течение четырех лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Первый и второй год обучения – по 1 часу в неделю, третий и четвертый год обучения – по 1,5 часа в неделю. Экзамены по предмету «Музыкальная литература» в школе не проводятся.

Решение основных дидактических задач на уроке обеспечивается чередованием различных видов учебного труда: изложение нового материала должно дополнятся его закреплением, а повторение пройденного – служить проверкой усвоения знаний и умений.

Главные требования, предъявляемые к уроку музыкальной литературы – единство воспитательных и образовательных задач, правильный подбор учебного материала, наличие межпредметных связей, обеспеченность необходимым оборудованием и учебными пособиями. Преподаватель должен добиваться, чтобы каждый ученик активно работал на протяжении каждого урока, и стремиться преодолеть неравномерность в усвоении знаний отдельными учениками индивидуализацией обучения. Внутренняя взаимосвязь уроков, образующая единую систему занятий, позволит учащимся последовательно осваивать содержание учебного материала.

Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения. Значительная часть материала, как теоретического, так и собственно музыкального, при разборе произведений учащимися усваивается лучше всего из объяснений учителя. Живому и образному изложению биографий ближе форма рассказа, в котором хорошо сочетаются приемы повествования, описания, рассуждения и могут быть использованы изобразительные иллюстрации. Наибольшей активности учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении новых знаний, их закреплении, а так же при повторении пройденного и проверке усвоения. Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить и разнообразные иллюстрации, применение которых возможно не только на биографических уроках, но и при изучении музыкальных произведений (особенно театральных, а так же вокальных и инструментально-программных). Наглядные методы обучения отвечают своеобразию восприятия подростков и повышают качество усвоения учебного материала.

Источником художественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. Ее эстетическое воздействие на подростков служит основой для решения ряда учебных задач в курсе музыкальной литературы. Вне прослушивания становится невозможным и приобретение многих знаний о музыке, связанных, прежде всего с выразительными особенностями музыкальной речи. На уроке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте произведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических средств. Оба способа должны дополнять друг друга, т.к. каждый из них имеет свои незаменимые достоинства. Демонстрацию музыки во многих случаях полезно сочетать с её наблюдениям по нотам, используя для этой цели специальные хрестоматии. Такая форма работы хорошо концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки.

Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве его выдающихся представителях. Внимание школьников к вопросам исполнения музыки может послужить дополнительным стимулом в развитии их музыкальных интересов и способствовать успехом в классе игры на инструменте.

Обращение к техническим средствам воспроизведения музыки не исключает необходимости проигрывать на фортепиано темы и отдельные эпизоды из сочинений в процессе их разбора при объяснении выразительных средств и композиции.

В качестве практических методов обучения можно рекомендовать различного рода работы с нотным текстом произведений по хрестоматии, обдумано пользоваться в процессе урока с учебником, обращаясь к его тексту, нотным примером и практическим заданиям.

Постоянного внимания преподавателя требует и процесс усвоения знаний, т.к. их глубина и прочность – обязательное требования к школьному обучению. Работа в классе и дома должна помочь учащимся осмыслить и запомнить необходимые сведения из программного материала, уметь их узнавать, воспроизводить и самостоятельно применять в музыкальной практике. Этой цели могут служить и специальные приемы по закреплению знаний и тренировке навыков. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения и в конце урока, при повторении пройденного, и при самостоятельной работе дома.

Задания на дом должны быть целесообразными, продуманными и доступными. Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с учебником, в котором наибольшую сложность для учащихся представляет освоение нотных примеров в единстве с текстом. Учащихся следует научить видеть в музыкальном примере подтверждение сказанному в тексте и представлять внутренним слухом общий характер звучания. (Исполнять примеры в классе при проверке задания следует лишь выборочно, возможно в облегчённом виде и только по нотам). Вспомогательным материалам при выполнении домашних заданий могут служить и записи в тетрадях учащихся, если преподаватель считает необходимым в учебных целях организацию краткой записи содержания урока.

Помимо устных целесообразны и учебно-практические задания по хрестоматии, которые способствовали бы закреплению умения работать с нотным текстом произведений. Исполнение же музыкальных фрагментов из хрестоматии ввиду их сложности не может быть видом обязательных заданий. Специальным учебно-практические заданием может явиться и разбор сочинений, исполняемых в классе игры на инструменте, выбор которых определяется содержанием программного материала. Но такие задания следует давать редко и строго индивидуально. Ограниченно должны применяться и письменные виды заданий, т.к. их выполнения связанно с дополнительной затратой времени. Наиболее целесообразны те из них, которые дадут наглядную систематизацию знаний, способствующую их усвоению.

В музыкальной школе может быть организована внеклассная работа, задача которой расширять представления учащихся о музыкальном мире, знакомить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни, давать простор для проявления интересов и творческой инициативы школьников. С этой целью полезно устраивать музыкальные вечера, посвященные памятным датам, встречи с музыкантами, прослушивание музыки в звукозаписи в исполнении выдающихся артистов и музыкальных коллективов, выпускать специальные бюллетени и т.п. вся эта работа проводиться на добровольных началах, должна быть хорошо организована, спланирована и иметь поддержку со стороны администрации школы и родительского комитета. Желательно, чтобы ею непосредственно руководил преподаватель музыкальной литературы, т.к. ему легче будет связать содержание внеклассных мероприятий с задачей и программой обучения подростков на занятиях по музыкальной литературе.

Наиболее развитых учеников старших классов можно привлекать к посильному участию в музыкально-просветительской деятельности вне школы. Приобщение к ней будет способствовать решению одной из задач, поставленных ныне перед музыкальными школами: формировать у подростков в процессе обучения потребности и умений быть пропагандистами музыки. Полезно, если базой музыкального просвещения будет общеобразовательная школа, где дети получают среднее образование. Преподавателю музыкальной литературы важно заинтересовать ребят подобной работой, убедить их в ее пользе и доступности, оказывать им всемерное содействие. Выступление перед своим классом с небольшим рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах, иногда об отдельных произведениях классической музыки – наиболее доступный вид подобной деятельности. Следует предусмотреть поощрение для учащихся, проявивших себя в этом.


^ Проверка успеваемости и учет знаний


Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью школьников. Объектами повседневного контроля должны явиться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также динамика их музыкального развития.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала по средствам его пересказа, ответов на вопросы, усваивания музыки на слух. фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения её отдельных фрагментов и т.п. если при проверке знаний биографии композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, тот при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления подростков, умение передавать словами выразительность музыки. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов.

Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определенным разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. На таких уроках проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знания музыки, играя различные примеры для всей группы (возможна специальная подготовка магнитной ленты с записью фрагментов музыки для контрольной проверки). Письменные работы позволяют осуществлять контроль, равнозначный для всех учащихся группы, а сопоставление знаний, проявленных в одинаковых условиях, дает педагогу не мало ценных сведений об усвоении отдельными учащимися программного материала.

Контроль за учебной работой учащихся по музыкальной литературе предполагает наличие общепедагогических требований, основными из которых являются: всесторонность, объективность, индивидуальный характер и разнообразие форм проверки. Под контролем должно находиться усвоение всего программного материала каждым учащимся. Эффективность любой из форм контроля повышается, если собственно проверочные его функции умело сочетать с воспитательными и обучающими.

Сочетание текущего и периодического контроля позволяет достаточно полно судить о процессе усвоения знаний, всесторонне и объективно оценивать достижения учащихся, что снимает необходимость в дополнительном итоговом контроле в виде годовых зачетов или заключительного экзамена. Характер учебного материала по музыкальной литературе, особенности его усвоения и сохранения в памяти, форма предъявления знаний не позволяют сделать итоговый экзамен в его традиционной форме эффективным по своим дидактическим результатам. Для того, чтобы получить определенное представление о запасе накопленных за годы учебы знаний, полученных учащимися как в классе, так и в самостоятельном общении с музыкой, можно рекомендовать для итогового контроля вопросы, связанные с теми знаниями, которые на длительное время должны сохраниться в памяти подростков, покидающих музыкальную школу. Этот могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, о современной музыкальной жизни, о творчестве известных композиторов и музыкальных произведениях. Такая итоговая проверка не потребует специальной подготовки и будет напоминать не обычный экзамен, а скорее своеобразную олимпиаду по музыкальным знаниям, где лучшие ответы поощряются не в оценочной, а в призовой форме. Выносить же на заключительный контрольный урок большой материал по конкретным знаниям программы (биографии композиторов, полная характеристика и разбор произведений, узнавание музыки, пройденной задолго до контрольного урока и т.д.) и проводить его в индивидуальной форме, превращая по существу в экзамен, не следует.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведет соответствующий учет. Оценочные баллы выставляемые за ответы, целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями преподавателя о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся, но и качество учебной работы в классе. На основании всестороннего наблюдения и выявления результатов этой работы целесообразным может быть выведение поурочного балла, что сделает контроль всесторонним и облегчит четвертную аттестацию. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.


^ Примерный тематический план №1


№№ тем

Наименование тем

Количество часов



1.

Первый год обучения


Знакомство с произведениями различных жанров и форм.


ВВЕДЕНИЕ


Музыка в нашей жизни

Содержание музыкальных произведений

Выразительные средства музыки

Песни разных жанров



4


4

2.

Маршевая и танцевальная музыка

2.1. Инструментальные марши и песни – марши;

2.2. Танцы народов России. Танцы народов мира.

6

3.

Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков

I вариант:

^ 3.1. Обработки народных песен композиторами – классиками. Народные песни в произведениях Глинки, Балакирева;

3.2. Народные песни в произведениях Мусоргского и Римского – Корсакова;

3.3. Народные песни в произведениях Чайковского;

^ 3.4. Произведения на народные темы в русской классической музыке. «8 русских народных песен для оркестра» А. Лядов;

II вариант:

3.1. Древнейшие виды народного творчества – былины и исторические песни;

3.2. Старинные трудовые и семейно – бытовые песни;

^ 3.3. Протяжные лирические песни Городские песни XVIII – XIX вв.;

3.4. Произведения на народные темы в русской классической музыке. «8 русских народных песен для оркестра» А. Лядов.


4

4.

Программно – изобразительная музыка

^ 4.1. Чайковский П. «Времена года»;

4.2. Мусоргский М. «Картинки с выставки»;

4.3. Прокофьев С. «Зимний костер».

4

5.

Музыка в театре

^ 5.1. Григ Э. «Пер-Гюнт»;

5.2. Чайковский П. «Щелкунчик»;

5.3. Глинка М. Опера «Руслан и Людмила» (вместо оперы «Руслан и Людмила» возможно изучение опер Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» или «Садко».)

8

Итого за первый год обучения:

30 часов



6.


Второй год обучения


Классики европейской музыки.


ВВЕДЕНИЕ

Гайдн Й.

^ 6.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

6.2. Знакомство с сонатно–симфоническим циклом (на примере одной из симфоний);

6.3. Знакомство с сонатной формой (на примере сонаты для фортепиано Ре мажор или ми минор).



1

4

7.

Моцарт В.А.

^ 7.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

7.2. Соната для фортепиано (по выбору преподавателя);

7.3. Симфония № 40 соль минор;

7.4. Опера «Свадьба Фигаро» (вместо оперы «Свадьба Фигаро» возможно знакомство с оперой «Волшебная флейта»).

5

8.

Бетховен Л.

^ 8.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

8.2. Соната для фортепиано до минор № 8 «Патетическая»;

8.3. Симфония до минор № 5;

8.4. Увертюра «Эгмонт».

7



9.


Обобщающее занятие по изучению сонатно-симфонического цикла


Шуберт Ф.

^ 9.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

9.2. Песни;

9.3. Фортепианные произведения;

9.4. Симфония си минор «Неоконченная».



4

10.

Шопен Ф.

^ 10.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

10.2. Мазурки. Полонезы;

10.3. Прелюдии. Этюды;

10.4. Ноктюрны.

4

11.

Бах И.С.

^ 11.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

11.2. произведения для органа;

11.3. Сюиты;

11.4. Полифонические произведения.

5

Итого за второй год обучения:


ПРИМЕЧАНИЕ. Тему «Бах» в подвинутых группах можно проходить в начале года.

30 часов



12.



Третий год обучения


Классики европейской музыки.


ВВЕДЕНИЕ

Древнерусская музыка

18 век в Русской музыки

Русская музыка первой половины 19 век.

Глинка М.И.

^ 12.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

12.2. Опера «Иван Сусанин»;

12.3. Произведения для оркестра;

12.4. Романсы и песни.



7

7

3

11

13.

Даргомыжский А.С.

^ 13.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

13.2. Романсы и песни.

3

14.

Русская музыкальная культура второй половины XIX века

4

15.

Бородин А.П.

^ 15.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

15.2. Опера «Князь Игорь»;

15.3. Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1 часть).

6

16.

Римский-Корсаков Н.А.

^ 16.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

16.2. Беседа об оркестре;

16.3. Симфоническая сюита «Шехеразада»;

16.4. Опера «Снегурочка» (вместо оперы «Снегурочка» возможно изучение оперы «Садко»).

8

17.

Мусоргский М.П.

^ 17.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

17.2. Опера «Борис Годунов».



5

Итого за третий год обучения:

54 часа




Четвертый год обучения





17.

Чайковский П.И.

^ 18.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

18.2. Симфония № 1 соль минор «Зимние грёзы»;

18.3. Опера «Евгений Онегин».

18.4.Контрольный опрос

8


1

19.

Русские композиторы конца XIX и начала XX вв.

^ 19.1.Контрольный опрос

7

1



20.


Композиторы советского периода


ВВЕДЕНИЕ

Прокофьев С.С.

^ 20.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

20.2. Произведения для фортепиано;

20.3. Кантата «Александр Невский»;

20.4. Балет «Ромео и Джульетта» (или «Золушка»);

20.5. Симфония № 7 (часть 1).

20.6.Контрольный опрос



4

7


1

21.

Шостакович Д.Д.

^ 21.1. Биография и краткий обзор творческого наследия;

21.2. Симфония № 7 (часть 1);

22.3. Знакомство с одним из следующих произведений на выбор:

Прелюдия и фуга для фортепиано

Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Квартет № 8

Вокальные произведения (например, 5 романсов на слова Е. Долматовского)

Поэма «Казнь Степана Разина».

^ 22.4.Контрольный опрос

6


1

22.

Хачатурян А.И.

22.1. Краткие биографические сведения и обзор творчества;

^ 22.2. Концерт для скрипки с оркестром (вместо концерта возможно изучение фрагментов из балета «Спартак»).

3

23.

Обзор творчества современных композиторов (по выбору педагога).

9




^ Повторение муз.литературы за весь курс обучения

6




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

^ Итого за второй год обучения:


ПРИМЕЧАНИЕ. Программой предусмотрены в каждом учебном полугодии (помимо часов, отводимых на изучение нового материала) 2 урока на повторение и контрольный опрос учащихся.6,7класс 1,5 часа в неделю (повышенный уровень).

54часов





^ Примерный тематический план №2


№№ тем

Наименование тем

Количество часов



1.


2.

Первый год обучения


Знакомство с произведениями различных жанров и форм.

ВВЕДЕНИЕ

Легенды о музыке. Легенда об Орфее. Былина о Садко.

Как говорит музыка. Музыкальный язык.

Музыка и мы

Содержание музыкальных произведений

Выразительные средства музыки





2


2



3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


11.

^ ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Возникновение музыкальных инструментов

Струнные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Медные духовые инструменты

Ударные инструменты

Клавишные инструменты

Народные инструменты

История развития оркестра. Расположение инструментов оркестра. Дирижер

Виды оркестров




1

1

1

1

1

1

1

1


1


12.

13.


14.

^ МУЗЫКА И СЛОВО

Певческие голоса

Народная песня и её использование в произведениях русских композиторов – классиков

Речитатив и мелодия в романсе. Из истории оперы


1

1


1


15.

16.

^ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

Музыкальные жанры. Марш

Танец в музыке.



1

2


17.

18.

19.

20.

21.


^ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Период, куплетная, двух- и трехчастная формы.

Вариации. Рондо

Сюита

Фуга

Соната



1

1

1

1

1

22.

^ МУЗЫКА В ТЕАТРЕ И КИНО

2


23.

24.

МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Опера

Балет


2

2




Контрольные уроки

4




Итого за первый год обучения:

34 часа



1.


2.


3.

4.


5.


6.

7.

8.

9.


10.

11.

12.

Второй год обучения

Классики европейской музыки.

ВВЕДЕНИЕ

^ МУЗЫКА ОТ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО И.С. БАХА

Какими путями дошли до нас сведения о музыке Древнего мира. О музыке Древней Греции

Как была создана удобная нотация

^ Как в музыке начало развиваться многоголосие

Как продолжала развиваться полифония

Рождение оперы и кантата

Об инструментальной музыке 17 века. Ее жанрах и формах

Искусство барокко

^ ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Жизненный путь композитора

Полифонические произведения Баха

Сюиты Баха

Органные произведения Баха

^ О ФОРМИРОВАНИИ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ В МУЗЫКЕ

Музыкальный театр

Инструментальная музыка

Венская классическая школа



1


1


1

1


1


1

1

1

1


1

1

1


13.

14.

15.

16.

^ ИОЗЕФ ГАЙДН

Жизненный путь композитора

Симфоническое творчество Гайдна

Фортепианные сонаты Гайдна

Оратории Гайдна



1

1

1

1


17.

18.

19.

^ ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Жизненный путь Моцарта

Творчество В. А. Моцарта

Опера «Свадьба Фигаро»


1

1

1


20.

21.

22.

23.

24.

^ ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

Жизнь Бетховена

Творчество Бетховена. Фортепианная музыка

Симфоническое творчество Бетховена

Увертюры Бетховена

Романтизм как художественное направление


1

1

1

1

1


25.

26.

27.

28.

^ ФРАНЦ ШУБЕРТ

Жизненный путь композитора

Вокальное творчество Шуберта

Фортепианные произведения Шуберта

Симфония Си минор «Неоконченная»


1

1

1

1


29.

30.

^ ФРИДЕРИК ШОПЕН

Жизненный путь Шопена

Творчество Ф. Шопена


1

1




Контрольные уроки

4

Итого за второй год обучения:

34 часа



1.


2.


3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.



Третий год обучения

ВВЕДЕНИЕ

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ МУЗЫКА

Былины. Тайны Новгородских гуслей. «Веселые люди» на Руси. Народные песни.

Христианство. Знаменное пение. 17 век в русской музыке.

18 век в Русской музыке

Творцы русской комической оперы 18 века.

Старшие современники Глинки.

^ ГЛИНКА МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

Жизненный путь композитора

Опера «Иван Сусанин»;

Симфоническое творчество Глинки

Романсы М.И. Глинки



1,5


1,5


1,5

1,5

1,5


3

3

1,5

1,5



10.

11.

12.

13.

^ ДАРГОМЫЖСКИЙ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Жизненный путь композитора

Романсы и песни.

Опера «Русалка»

Русская музыка второй половины 19 века


1,5

1,5

1,5

1,5



14.

15.

16.

17.

^ БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

Жизненный путь композитора

Богатырская симфония

Опера «Князь Игорь»

Романсы Бородина


1,5

1,5

3

1,5


18.

19.

20.

21.

^ МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ

Жизненный путь композитора

Оперное творчество. «Борис Годунов»

Романсы и песни.

Фортепианное творчество Мусоргского. «Картинки с выставки»



3

3

1,5

1,5


22.

23.

24.


^ РИМСКИЙ–КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Жизненный путь композитора

Симфоническое творчество. «Шахерезада»

Опера «Снегурочка»


3

1,5

1,5




Контрольные уроки


6

^ Итого за третий год обучения:



51 час




Четвертый год обучения






1.

2.

3.


4.



^ ЧАЙКОВСКИЙ ПЕТР ИЛЬИЧ

Жизненный путь композитора

Симфония №1 «Зимние грезы»

Оперное творчество Чайковского «Евгений Онегин»

^ РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА



3

1,5

1,5


1,5

5.

6.

7.

8.

9.

Лядов Анатолий Константинович

Калинников Василий Сергеевич

Рахманинов Сергей Васильевич

Скрябин Александр Николаевич

Стравинский Игорь Федорович

1,5

1,5

3

1,5

1,5

10.


11.

12.

13.

14.

^ ОБЗОР РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 20 ВЕКА

ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Жизненный путь композитора

Творчество Прокофьева. Симфония № 7

Кантата «Александр Невский»;

Балет «Ромео и Джульетта»


1,5


3

3

1,5

1,5


15.

16.

17.

^ ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Жизненный путь композитора

Симфония № 7, До мажор, «Ленинградская»

Фортепианное творчество


1,5

1,5

1,5



18.

19.

^ ХАЧАТУРЯН АРАМ ИЛЬИЧ

Жизненный путь композитора

Творчество Хачатуряна


1,5

1,5

20.

21.


22.

Русские композиторы второй половины 20 века.

Представители российского музыкального авангарда

Искусство джаза

1,5

1,5


1,5




Контрольные уроки

Итоговая викторина

Итоговые занятия

6

3

3




Итого за четвертый год обучения:

51 час










Скачать 347,49 Kb.
оставить комментарий
Дата26.01.2012
Размер347,49 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх