Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин icon

Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург 2011 ббк 74. 58 У 91 Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин


Смотрите также:
Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин санкт-Петербург...
Рабочая программа Ф. И. О., учителя музыки по учебному курсу «Музыка» 5 класс...
С. В. Карман 2012 г. «Утверждаю»...
Приказ по школе № от 200 г...
Приказ по школе № от 200 г...
Архангельской области I. Учредители...
Рабочая программа по музыке 5 класс...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике...
Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003...
Учебные программы курсов по выбору по биологии, географии, физике и химии Томск 2003...
Учебные программы курсов по выбору по биологии, географии, физике и химии Томск 2003...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
скачать


Министерство культуры РФ




Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств


Кафедра теории и истории музыки


УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ КУРСОВ ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Санкт-Петербург


2011


ББК 74.58

У 91


Учебные программы

курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин


Составители:

В.В.Молзинский

доктор исторических наук, кандидат искусствоведения, профессор,

заведующий кафедрой теории истории музыки,

Р.И.Биркан

кандидат искусствоведения, доцент,

Н.П.Рязанова

кандидат искусствоведения, доцент





У 91

^ Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред. - сост. В.В.Молзинский; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. – СПб.: СПбГУКИ, 2011.



Данный сборник – коллективный труд профессорско-преподавательского состава кафедры Теории и истории музыки. В нем представлены программы всех курсов, читаемых коллективом кафедры в соответствии с требованиями современного учебного плана. Программы были разработаны и изданы в 2006 году, переработаны в свете новых требований в 2011 году.


© В.В.Молзинский, научный редактор-составитель, 2011

© Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств


Данное издание содержит комплекс программ по всему спектру учебных дисциплин кафедры теории и истории музыки. Это история музыки и предметы музыкально-теоретического цикла.

Необходимость подготовки такого материала обусловлена тем, что в последние годы существенно изменились условия обучения в вузе. Студенты музыкальных специализаций имеют разные объемы учебных курсов, ибо на одни направления подготовки принимаются только лица со средним специальным образованием, на другие – с довузовской подготовкой в объеме музыкальной школы. Следовательно, не только протяженность предмета, но и содержательное его наполнение должно быть неодинаковым, но в равной степени полезным всем категориям студентов.

Особую сложность представляет собой необходимая разнородность требований по несопоставимым задачам курсов истории музыки. Этот предмет читается сегодня в течение девяти семестров на музыкальных специализациях, кроме отделения музыкального искусства эстрады. Студенты этого отделения по роду деятельности имеют определенную специфику, вытекающую из профессиональной направленности на те стили и жанры музыкального искусства, что затрудняет освоение истории музыки в том же объеме, что предусмотрен для остальных музыкантов – будущих оркестровых и хоровых дирижеров или исполнителей музыки академических жанров. Отсюда необходимость разработки специальной, более компактной программы истории музыки академических жанров или «художественной музыки» (термин Б.В.Асафьева) за счет иного принципа ее компоновки и сокращения до четырех семестров.

Попыткой решения давно назревших проблем и является труд специалистов кафедры теории и истории музыки по созданию сборника учебных программ, соответствующих сложившимся реалиям современного образовательного процесса. Соответственно, в обновленном виде изложены примерные тематические планы, обзор содержания учебных курсов и зачетно-экзаменационных требований с указанием необходимой для успешного освоения предмета методической и научной литературы.

Программа базового курса истории музыки полностью переработана и в новом виде подготовлена к изданию доцентом Р.И.Бирканом; программа по истории музыки для студентов кафедры Музыкального искусства эстрады, а также программы элективных курсов истории музыки на отделениях Музееведения и экскурсоведения, Режиссуры и мастерства актера, а также массовых театрализованных представлений и праздников разработаны профессором В.В.Молзинским; программы музыкально-теоретических дисциплин составлены доцентом Н.П.Рязановой.


ОГЛАВЛЕНИЕ





История музыки

для студентов музыкальных специализаций…..…………..…….


^ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

для студентов отделений «Музееведение и экскурсоведение», «Режиссура и мастерство актера», «Режиссура массовых

театрализованных представлений и праздников»………………


^ ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

для студентов отделения «Русское народно-песенное искусство»..


Сольфеджио

для студентов отделения «Академический хор»…………………


Сольфеджио

для студентов отделения «Русское народно-песенное

искусство»……………………………………………………………..


Сольфеджио

для студентов остальных музыкальных отделений…………….


Гармония…………………………………………………………..


АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ………………..


ПОЛИФОНИЯ……………………………….……………………….


^ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

для студентов отделения «Академический хор»…………………


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ И АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ для студентов отделения «Хореография»………………………...



С. 5


С. 46


С. 65


С. 94


С. 103


С. 112


С. 115


С. 126


С. 135


С. 147


С. 154



Р.И.Биркан
^

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ




Программа курса для студентов музыкальных специализаций


Пояснительная записка


Курс истории музыки занимает важное место в образовании студентов музыкальных специализаций Университета культуры. Он дополняет круг знаний получаемых по специальным и музыкально-теоретическим предметам и вместе с тем служит их необходимым фундаментом. Кроме того, он выступает связующим звеном между дисциплинами музыкального и общегуманитарного профиля.

Прохождение этого курса в Университете культуры должно обеспечить потому решение следующих задач:

изучение музыкальных произведений различных эпох, анализы наиболее выдающихся образцов;

знакомство с основными стилевыми особенностями и жанровыми разновидностями музыки данной эпохи;

рассмотрение упомянутых особенностей в связи с основными принципами стилеобразования в искусстве эпохи, а также и чертами ее культурно-исторических особенностей.

Решение этих задач тем более необходимо, что в настоящее время невозможно мыслить музыканта – исполнителя, руководителя хорового или оркестрового коллектива без достаточно широкого и разнообразного репертуара, чувства стиля и специфических импульсов художественного мышления.

Для обеспечения названных задач представляется необходимым прежде всего особым образом ориентировать строение курса. Здесь следует иметь в виду его многопрофильность, сочетание различных и притом трудно согласуемых задач. Так, курс должен быть достаточно широким по историческому диапазону, стилевой типологии рассматриваемых явлений. В его основу должны быть заложены принципы историзма притом именно в разных проявлениях, демонстрируя в своем роде важность междисциплинарных связей. В данном случае предполагается необходимость сочетания исторических, культурологических и искусствоведческих ракурсов и необходимых данных в освещении всех тем – в первую очередь речь здесь должна идти о характеристиках различных эпох, так и об интерпретации форм их стилевого выражения. Заметим, что отдельную проблему составляют формулировки закономерности их разветвлений или единства, последние же как очевидно нельзя помыслить вне учета градаций их познавательных возможностей, что и требует особенно настоятельно взаимодействия различных аспектов и ракурсов в представлении вопроса. Вместе с тем курс должен быть ограничен по привлекаемому материалу. Ограничения касаются охвата требуемых произведений, притом как демонстрируемых на занятиях так и предлагаемых на самостоятельное изучение. Ограничения относятся также и к методической литературе.

Практическое ведение курса требует тем самым отбора материала – также как и координации его с задействованной применительно к данным условиям проблематикой. Фактически связь теоретической базы – проблематики искусствознания и музыковедения – с изучаемым музыкальным материалом ставит проблему избирательности формулирующих эту проблематику положений (поскольку они берутся в качестве исходных пунктов художественного восприятия и анализа), а также и варьирования форм аргументации, что касается и выбора произведений и ракурсов их рассмотрения.

«Многопрофильность» составляет тем самым важную методическую проблему. С одной стороны преподаватель может и должен поочередно акцентировать разные аспекты, придавать изложению разных тем по своему выбору то или иное освещение, но с другой стороны едва ли не решающее значение получает иная задача, сведение различий к единству. Представляется, что целью курса должно служить оправдание различных подходов, и оно заключается в том, чтобы способствовать воспитанию у студентов основ и элементов исторического восприятия и мышления. Необходимым условием такого воспитания выступает аналитика привлекаемого музыкального материала, которая должна концентрировать и «снимать» всю многообразную теоретическую проблематику. Анализы должны потому раскрывать художественное своеобразие с точки зрения актуальности проблем исторической типологии.

Методические проблемы прохождения курса концентрируются вокруг организации домашней и стимулирования самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа подразумевает, прежде всего, расширение круга изучаемых произведений, последнее зависит в первую очередь от интересов самого студента. Потому тематическую направленность подобного расширения представляется целесообразным увязывать с опытом профессиональной работы, а также с особенностями изучаемого репертуара в классах по специальности. Навыки самостоятельной работы можно также развивать посредством индивидуальных заданий для семинаров, а в отдельных случаях и рефератов.

Курс разработан для студентов очной формы обучения в объеме 166 часов аудиторных занятий и предполагает прохождение в 1-8 семестрах.

Зачеты проводятся в конце 1, 2, 3, 5, и 7 семестров.

Экзамены – по окончании 4, 6, 8 семестров.


^ Тематический план курса ИСТОРИИ МУЗЫКИ, разработанного для очной формы обучения





^ Раздел 1. ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА








Семестр 1



36

Тема 1

Музыкальная культура эпохи Возрождения………

10 часов

Тема 2

Переходные стилевые течения………………………

4 часа

Тема 3

Стилевые течения и новые жанровые тенденции в искусстве и музыке XVII в…………………………


8 часов

Тема 4

Творчество Баха и Генделя…………………………..

14 часов




Повторение……………………………………………..

2 часа





Семестр 2


34 часа


Тема 5

Эпоха Просвещения, черты культуры, положение музыкального искусства……………………………..


2 часа

Тема 6

Венская классическая школа………………………..

4 часа

Тема 7

Оперы Глюка…………………………………………..

12 часов

Тема 8

Творчество Гайдна……………………………………

12 часов




Повторение……………………………………………..

2 часа





Семестр 3


36 часов


Тема 9

Творчество Бетховена………………………………...

12 часов

Тема 10

Романтизм, характеристика эпохи и культуры…...

2 часа

Тема 11

^ Важнейшие жанровые тенденции в музыке

первой половины XIX века…………………………..


2 часа

Тема 12

Вокальные и инструментальные миниатюры…….

4 часа

Тема 13

Становление романтических тем и характерных жанровых особенностей оперы……………………...

6 часов

Тема 14

Жанры симфонической музыки…………………….

8 часов




Повторение……………………………………………..

2 часа





Семестр 4



34 часа

Тема 15

^ Эволюция эстетики романтизма.

Творчество Вагнера…………………………………...


8 часов

Тема 16

^ Пути развития оперы во второй половине ХIХ в…

12 часов

Тема 17

Жанр симфонии в творчестве поздних романтиков……………………………………………………….


12 часов

Тема 18










Повторение……………………………………………..

2 часа





^ Раздел 2. РУССКАЯ МУЗЫКА








Семестр 5



36 часов

Тема 19

XVII в. в истории России и русской культуры……

4 часа

Тема 20

^ Борьба течений в музыкальном искусстве

XVII в……………………………………………………


4 часа

Тема 21

^ Русская культура XVIII в. и основные

направления развития музыкального искусства…


4 часа

Тема 22

Русская опера конца XVIII в………………………...

4 часа

Тема 23

Начало русской музыкальной классики…………...

18 часов




Повторение……………………………………………..

2 часа





Семестр 6



34 часа

Тема 24

Период шестидесятничества в русской культуре и музыке XIX в…………………………………………...


4 часа

Тема 25

Жанрово-тематические направления в русской опере………………………………………………….....


14 часов

Тема 26

^ Симфоническая музыка, основные тенденции

развития………………………………………………...


12 часов




Повторение……………………………………………..

4 часа




^ Раздел 3. МУЗЫКА XX ВЕКА








Семестр 7



36 часов

Тема 27

Стилевые течения в зарубежном и русском искусстве на рубеже ХIХ-ХХ вв……………………………


4 часа

Тема 28

Идеи символизма и творческие идеалы Малера и Скрябина……………………………………………….


10 часов

Тема 29

Проблемы обновления стилевых основ европейской музыки в творчестве Дебюсси………………...


10 часов

Тема 30

Традиции и новаторство; творчество Р. Штрауса, Равеля и Рахманинова………………………………..


10 часов




Повторение

2 часа






Семестр 8


34 часа


Тема 31

Стилевые течения начала ХХ в……………………..

4 часа

Тема 32

Австрийский экспрессионизм……………………….

10 часов

Тема 33

Тенденции фольклоризма в русской культуре……

2 часа

Тема 34

^ Произведения Стравинского «русского периода»..

6 часов

Тема 35

Особые стилевые пути; формы синтеза

различных идейно-эстетических устремлений в творчество Бартока и Прокофьева…………………



12 часов




Повторение……………………………………………..

4 часа





Семестр 9


36 часов


Тема 36

Тенденции стилевой универсализации 20-х начала 50-х гг……………………………………………………


4 часа

Тема 37

Симфония у советских композиторов 20  30 г., эволюция задач и понимания жанра………………..


6 часов

Тема 38

Пути музыкального театра…………………………..

10 часов

Тема 39

^ Тема войны и мира в произведениях

30-х – 40-х гг……………………………………….


8 часов

Тема 40

Проблемы культуры ХX в…………………………...

6 часов




Повторение……………………………………………..

2 часов




оставить комментарий
страница1/11
Дата26.01.2012
Размер2.11 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх