Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления icon

Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института педагогики, психологии и управления


Смотрите также:
Программа курса Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института...
Методические указания и дидактические материалы для студентов заочной формы обучения...
Программа курса «Социальная психология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической...
Программа спецкурса «Методы социально-психологических исследований» Ростов-на-Дону 2006...
Программа спецкурса «Основы групповой психотерапии» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению...
Программа спецкурса «Этнопсихология» Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической...
Рабочая программа тюмень 2006 Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической...
Методические указания к спецкурсу «Экспрессия человека» «Основные понятия психологии...
Татарский государственный гуманитарный институт...
Учебно-методический комплекс издательство тюменского государственного университета...
Программа курса и практических занятий ижевск 2006 ббк 63. 3 Удк 930. 9...
Учебно-методический комплекс издательство тюменского государственного университета...



Загрузка...
скачать
ЖИВОПИСЬ

Требования ГОС к содержанию курса


Понятие «живопись». Задачи реалистической живописи. Природа цвета. Цветовой спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета и их применение в живописи. Цветовая гамма. Колорит – важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи.

Плановость и пространство в живописи. Закономерность воздушной перспективы. Техника и технология живописи. Акварель. Гуашь. Темпера. Масло. Пастель.

Живопись простых и сложных предметов быта. Живописные задания по изображению фигуры человека (одетая и обнаженные модели), животных, птиц, человека, транспорта. Портрет (акварель, масло). Пленэрная живопись. Живописные композиции.

(рабочая программа по дисциплине «Живопись» для студентов 1,2,3,4 ,5 курсов (ОЗО, ОДО) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)


Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической

комиссии Института педагогики, психологии и управления.


Авторы: Дёмин Г. С. , Щетинина Н. А. , Щетинин И. Д. Мокроусов С. И.

Рабочая программа содержит научно-методическое обоснование дисциплины, тематический план дисциплины, перечень тем практических занятий и специальные аннотации к ним, контрольные вопросы, список научной литературы.

Программа составлена на основе сборника №14 «Программы и методические рекомендации для пединститутов. Рисунок, живопись, композиция, скульптура, история изобразительного искусства» под редакцией Шорохова Е.В., М. 2001

^ Цель дисциплины

Дать профессиональные знания и навыки будущему педагогу, развить его творческие способности в области живописи, подготовить к самостоятельной творческой и учебно-воспитательной работе в общеобразовательной школе.

^ Задачи дисциплины

Учитель изобразительного искусства должен хорошо знать теорию и методику своего предмета, методы обучения и эстетического воспитания средствами живописи, уметь показать приемы работы и исправить работу ученика.

Органической частью общей художественно-педагогической подготовки должно стать изучение достижений русской и советской художественной педагогики. В повседневной работе в школе наряду с обучением учащихся основам изобразительного искусства предстоит вести разностороннюю художественно-просветительскую деятельность, осуществлять эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Курс живописи включает практические занятия и лекции по теории живописи.

Лекции по живописи служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению учебных заданий. В них раскрываются основные закономерности восприятия цвета, его свойств и построения живописного изображения, вопросы колорита, сообщаются сведения из области живописи и методики работы над художественным произведением.

Материал лекций конкретизируется и углубляется в установочных беседах непосредственно перед началом нового учебного задания и в процессе выполнения практических работ. Лекции и дополнительные объяснения следует сопровождать демонстрацией методических наглядных пособия, лучших студенческих работ из фондов кафедры, а также репродукциями произведений мастеров, слайдами.

Основу профессионального освоения живописного мастерства составляет практическая деятельность студентов. Как в лекционном курсе, так и в практических упражнениях особое внимание обращается на приобретение знаний и навыков построения реалистической формы, умение видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и среды.

Важная роль в учебно-воспитательном процессе отводится учебным натурным постановкам, так как они являются основой приобретения будущими учителями профессионального мастерства живописцев, развития их творческой индивидуальности, успехов в педагогической и творческой работе. Постановки должны быть разнообразными по тематическому содержанию, по учебным и творческим задачам, интересными в композиционном отношении, Должны удовлетворять высоким эстетическим требования и служить развитию художественных вкусов и эстетическому воспитанию студентов.

Получаемые на теоретических и практических занятиях знания закрепляются и развиваются в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов контролируется кафедрой и учитывается при их аттестации в конце семестра.

На занятиях по живописи особое внимание следует обращать на методическую последовательность выполнения учебного задания, требовать от студентов внимательного изучения натуры в процессе всего времени, отведенного на постановку.

Построение живописного изображения ведется на основе хорошего рисунка и с учетом требований композиции.

Процесс выполнения длительного задания включает следующие этапы:

  • разработка фор-эскизов постановки в карандаше и цвете;

  • выполнение этюда в цвете;

  • работа над подготовительным рисунком и живописью основного задания.

Основным видом изучения живописи является работа над длительной многочасовой натурной постановкой. В ней решается весь комплекс задач, связанных с изучением натуры и методов ее изображения. Вместе с тем система практических упражнений включает задания, выполняемые в более короткие сроки: за один- два сеанса. Их назначение – решение какой – либо частной живописной задачи, связанной с выполнением длительного задания.

Наряду с приобретением профессиональной грамоты будущему художнику–педагогу необходимо овладеть приемами быстрого и уверенного живописного изображения натуры. Такими видами живописного изображения натуры являются быстрые, лаконичные этюды (цветные наброски), в самых общих чертах характеризующие цвет и форму предметов.

Задача быстрых этюдов, набросков – лаконично и выразительно передавать характерные особенности изображаемого предмета, красочные сочетания его главных частей, создавать общий живописный образ предмета.

Часто живописный набросок выполняют непосредственно кистью без предварительного рисунка карандашом. Основной живописный материал для такой работы – акварель. Она обладает большими изобразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приемы и методы выполнения наброска. В ряде случаев целесообразно применять и другие живописные материалы: масло, темперу, гуашь, пастель и т.д.

Вся система занятий живописью в тесной связи с занятиями рисунком и композицией ведет к развитию таких творческих способностей студентов, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувство цвета и цветовых отношений. Она призвана заложить прочные основы изобразительной грамоты, необходимые для самостоятельной работы. В конечном итоге студент должен приобрести знания и профессиональные умения для самостоятельного решения творческих и педагогических задач, стоящих перед современным искусством и общеобразовательной школой.

Качество знаний, умений и навыков студентов проверяется в результате проведения систематических просмотров и оценки работ.

К отчетном просмотру представляются все материалы, связанные с выполнением учебного задания. Оцениваются все работы студента за определенный период.

Желательно, чтобы в проведении экзаменов и просмотров участвовали все преподаватели кафедры. Результатом такой работы являются обсуждения на кафедре проблем преподавания, обучения и воспитания студентов, выработка общей точки зрения и требований к учебно-воспитательному процессу, единство взглядов на методологию искусства и принципы воспитания будущих художников-педагогов.


^ Тематический план курса 1 курс



п/п

Название темы

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




1-й семестр



















1

Натюрморт из гипсовых геометрических тел на нейтральном фоне. Гризайль.

5

2

2

6







2

Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне.

8

3

4

4







3

Этюд постановки из двух предметов на светлом фоне.

3




4

6







4

Этюд постановки из двух предметов на темном фоне.

3




4

6







5

Натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но разной цветовой насыщенности.

12

4

2

8







6

Этюд постановки из двух-трех предметов зеленых тонов на красном фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть и другими, например синий и оранжевый, фиолетовый и желтый)

6

3

2

4







7

Этюд постановки из двух-трех предметов красных тонов на зеленом фоне (контрастные пары цветов в постановке могут быть и другими, например синий и оранжевый, фиолетовый и желтый)

6




2

4







8

Натюрморт из предметов, контрастных по цвету

8

4

2

4







9

Наброски в цвете овощей и фруктов

3




2

4










Итого

54

16

24

46

Зачет

Зачет




2-й семестр



















10

Натюрморт на контрастные цвета с преобладанием теплых оттенков.

12

3

2

4







11

Натюрморт на контрастные цвета с преобладанием холодных оттенков.

12

2

4

6







12

Этюд двух-трех предметов, освещенных холодным светом.

3

3

2

4







13

Этюд двух-трех предметов, освещенных теплым светом.

3




2

6







14

Натюрморт из белых предметов на цветном фоне

12

8

2

4







15

Кратковременные этюды весенних пейзажей

6




4

8







16

Наброски в цвете животных и птиц с натуры (в зоопарке, на улице, за городом и т.п.)

3




2

6










Итого

51

16

18

38

Экзамен

Экзамен




Всего

105

32

42

84








2 курс



п/п

Название темы

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




3-й семестр



















1

Натюрморт с гипсовым орнаментом в определенной цветовой гамме (освещение прямое со стороны рисующих)

19

4

6

12







2

Натюрморт против света

20

6

4

8







3

Живопись части интерьера (с окном или открытой дверью)

10

4

2

4







4

Этюды несложных осенних пейзажей

5

2

6

12










Итого:

54

16

18

36

Зачёт

Зачёт




4-й семестр



















5

Натюрморт в интерьере (техника темперная живопись)

10

4

4

8







6

Несложный натюрморт, гризайль (масляная живопись).

12

4

6

12







7

Натюрморт с гипсовой головой

14

4

6

12







8

Этюд головы натурщика на построение большой формы.

5

2

4

8







9

Этюд головы натурщика

5




4

8







10

Этюды весенних пейзажей

5

2

6

12










Итого:

51

16

30

60

Экзамен

Экзамен




Всего:

105

32

48

96









^ Тематический план курса 3 курс, 5-6 семестр




п/п

Название темы

Лекции

(кол-во часов)

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

9

10

11

12







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




3 курс

5-й семестр

























1

Этюд головы модели на светлом фоне (гризайль)







12

6













2

Сложный натюрморт «Атрибуты искусств» (гризайль)













40

20







3

Этюд головы модели на темном фоне (гризайль)







12

6













4

Этюд головы модели на нейтральном фоне (гризайль)







12

6













5

Этюд женской головы на цветном фоне







14

7













6

Этюд сложного натюрморта «Деревенский»













40

20







7

Этюд головы пожилого человека с руками







14

7













8

Кратковременные этюды головы человека (2 этюда)







8

4
















Итого







72

36

80

40

Зачет

Зачет




6-й семестр

























9

Этюд головы модели с обнаженным торсом







22

11













10

Большой тематический натюрморт













45

22







11

Этюд головы натурщика с руками

Тематическая постановка







22

11













12

Сложный натюрморт с гипсовой головой













45

24







13

Этюд одетой фигуры в интерьере







22

11













14

Этюд одетой фигуры на пленэре







6

3
















Итого







72

36

90

46

Зачет

Зачет




Всего







144

72

170

86









4 курс



п/п

Название темы

Практические и семинарские занятия

(кол-во часов)

Индив. и самост. работы студ.

(кол-во часов)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО




7-й семестр



















1

Этюд одетой фигуры на нейтральном фоне

18

6

8

16







2

Этюд одетой фигуры на светлом фоне, освященной прямым светом

8




8

16







3

Этюд одетой фигуры против света

10

4

6

12







4

Этюд одетой женской фигуры на цветном фоне

18




6

12







5

Этюд одетой фигуры в интерьере

18

6

6

12










Итого:

72

16

34

68

Экзамен

Экзамен




8-ой семестр



















6

Этюд обнаженной мужской фигуры на нейтральном фоне

10




4

8







7

Этюд обнаженной женской фигуры на цветном фоне

10

6

4

8







8

Этюд обнаженной фигуры в интерьере

15

4

6

12







9

Этюд обнаженной фигуры

5




8

16







10

Этюд двухфигурной постановки (одетые фигуры)

28

6

8

16










Итого:

68

16

30

60

Зачёт

Зачёт




Всего:

140

32

64

128









^ Содержание дисциплины 1 курс 1 семестр

1. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ ИЗ ГИПСОВЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ФОНЕ. Гризайль (акварель).

Задачи: скомпоновать постановку в формате (А-2); выполнить легкий рисунок предметов, написать их кистью, передав объем с учетом конкретного освещения.

^ 2. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ ИЗ ПРОСТЫХ ПО ФОРМЕ И ОКРАСКЕ ПРЕДМЕТОВ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ФОНЕ (акварель).

Задачи: скомпоновать натюрморт в формате (квадрат); выполнить набросок натюрморта, передать объем изображаемых предметов цветом с учетом конкретного освещения на нейтральном фоне.

^ 3. Практическое занятие. ЭТЮД ПОСТАНОВКИ ИЗ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ НА СВЕТЛОМ ФОНЕ (акварель).

Задачи: скомпоновать на вертикальном формате, нарисовать, написать в цвете, связав светлый фон по цвету с предметами.

^ 4. Практическое занятие. ЭТЮД ПОСТАНОВКИ ИЗ ДВУХ ПРЕДМЕТОВ НА ТЕМНОМ ФОНЕ (акварель).

Задачи: скомпоновать на горизонтальном формате, нарисовать, написать в цвете, связав предметы по цвету с темным фоном.

^ 5. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, СБЛИЖЕННЫХ ПО ЦВЕТУ, НО РАЗНОЙ ЦВЕТОВОЙ НАСЫЩЕННОСТИ (акварель).

Задачи: скомпоновать изображение в формате (А-2); нарисовать, написать группу предметов, передать объем и цвет их с учетом конкретного освещения с разной цветовой насыщенностью.

^ 6. Практическое занятие. ЭТЮД ПОСТАНОВКИ ИЗ ДВУХ-ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ ЗЕЛЕНЫХ ТОНОВ НА КРАСНОМ ФОНЕ (контрастные пары цветов в постановке могут быть и другими, например синий и оранжевый, фиолетовый и желтый), акварель.

Задачи: на основе цветового контраста скомпоновать, написать изображаемые предметы в формате с учетом конкретного освещения, передав объем цветом, взаимовлияние цветов теплых и холодных.

^ 7. Практическое занятие. ЭТЮД ПОСТАНОВКИ ИЗ ДВУХ-ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ КРАСНЫХ ТОНОВ НА ЗЕЛЕНОМ ФОНЕ (контрастные пары цветов в постановке могут быть и другими, например синий и оранжевый, фиолетовый и желтый), акварель.

Задачи: выполнить на листе бумаги А-2 натюрморт с учетом цветового контраста; скомпоновать, написать группу предметов в заданном формате при конкретном освещении, передать объем цветом, взаимовлияние теплых и холодных оттенков.

^ 8. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, КОНТРАСТНЫХ ПО ЦВЕТУ (акварель).

Задачи: скомпоновать, написать натюрморт в формате (А-2) с передачей объема и цвета предметов с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветовых характеристик предметов в пространстве.

^ 9. Практическое занятие. НАБРОСКИ В ЦВЕТЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ (акварель).

Задачи: написать кистью предметы без карандашного наброска, передав объем цветом с учетом конкретного освещения и взаимовлияния цветов.

2-й семестр

^ 10. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ НА КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ТЕПЛЫХ ОТТЕНКОВ (акварель).

Задачи: скомпоновать, нарисовать, написать натюрморт с преобладанием сближенных теплых оттенков, их взаимовлияния и конкретного освещения.

^ 11. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ НА КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ХОЛОДНЫХ ОТТЕНКОВ (акварель).

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с преобладанием холодных оттенков, их взаимовлияния через блик, рефлекс, нюанс.

^ 12. Практическое занятие. ЭТЮД ДВУХ-ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ, ОСВЕЩЕННЫХ ХОЛОДНЫМ СВЕТОМ (акварель, гуашь).

Задачи: изучить влияние освещения на восприятие цвета; скомпоновать, нарисовать, написать группу предметов с учетом освещения и взаимовлияния цветов (освещение – с применением цветного синего фильтра).

^ 13. Практическое занятие. ЭТЮД ДВУХ-ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ, ОСВЕЩЕННЫХ ТЕПЛЫМ СВЕТОМ (акварель, гуашь).

Задачи: изучить влияние освещения на восприятие цвета; скомпоновать, нарисовать, написать группу предметов с учетом освещения и взаимовлияния цветов (освещение – с применением цветного желтого фильтра).

^ 14. Практическое занятие. НАТЮРМОРТ ИЗ БЕЛЫХ ПРЕДМЕТОВ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ (акварель, гуашь).

Задачи: скомпоновать, нарисовать, написать, передав объем и взаимопроникновение цветов фона в белые предметы с учетом дневного освещения.

^ 15. Практическое занятие. КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ЭТЮДЫ ВЕСЕННИХ ПЕЙЗАЖЕЙ (акварель).

Задачи: проба быстрого письма в условиях пленэра с быстроизменяющимися освещением и цветовыми оттенками в свету и тенях.

^ 16. Практическое занятие. НАБРОСКИ В ЦВЕТЕ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ С НАТУРЫ (в зоопарке, на улице, за городом и т.п.), (акварель).

Задачи: писать цветом с одновременным рисованием кистью и лепкой формы и объема с учетом цвета на открытом воздухе.


2 курс 3-й семестр

^ 1. НАТЮРМОРТ С ГИПСОВЫМ ОРНАМЕНТОМ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦВЕТОВОЙ ГАММЕ (освещение прямое со стороны рисующего). Гуашь. Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с передачей имеющейся цветовой гаммы и с учетом характера освещения.

^ 2. НАТЮРМОРТ ПРОТИВ СВЕТА (гуашь, акварель). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт, передав особенности освещения предметов, оказавшихся в наибольшей степени силуэтами на фоне света, обратив внимание на цвет рефлексов.

^ 3. ЖИВОПИСЬ ЧАСТИ ИНТЕРЬЕРА (с окном или открытой дверью). Акварель, темпера. Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать в формате, построить с учетом перспективы, написать в цвете с передачей характера освещенности интерьера.

^ 4. ЭТЮДЫ НЕСЛОЖНЫХ ОСЕННИХ ПЕЙЗАЖЕЙ (темпера, акварель). Практическое занятие.

Задачи: в короткосрочных этюдах передать характер состояния природы средствами живописи.

4-й семестр

^ 5. ТЕХНИКА ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ, ВОЗМОЖНОСТИ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ, ЛЕССИРОВКА, КОРПУСНОЕ ПИСЬМО.

НАТЮРМОРТ В ИНТЕРЬЕРЕ (темпера). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать с учетом перспективы и конкретного освещения интерьер и натюрморт.


^ 6. ТЕХНИКА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ. Материалы: основа, грунты и их применение. Палитра, краски, растворители, кисти, пользование ими и уход. Практический показ натяжки холста и грунтовки. Возможности масляной живописи. Лессировки. Корпусное письмо.

^ НЕСЛОЖНЫЙ НАТЮРМОРТ. Гризайль (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать, написать натюрморт, передав объем, тональные отношения и характер освещения.

^ 7. НАТЮРМОРТ С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать натюрморт и написать с применением ограниченного количества красок.

^ 8. ЭТЮД ГОЛОВЫ НАТУРЩИКА НА ПОСТРОЕНИЕ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать с учетом характера освещения; передать большие тональные и цветовые отношения «большой формы», не «дробя» форму головы с проработкой деталей.

9^ . ЭТЮД ГОЛОВЫ НАТУРЩИКА (холст, картон, масло). Практическое заняти.

Задачи: нарисовать, написать голову с учетом конкретного освещения и особенностей модели.

^ 10. ЭТЮДЫ ВЕСЕННИХ ПЕЙЗАЖЕЙ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задача: в краткосрочных этюдах передать состояние природы, особенности цветовой гаммы.


. Содержание дисциплины

3 курс 5 семестр



  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ МОДЕЛИ НА СВЕТЛОМ ФОНЕ (гризайль, холст, картон, масло, формат А-3).

Верно уловить характер частей и целого головы человека. Постараться передать конструкцию и характерные детали построения черепа натурщика. Передать локальный тон лица, головы модели и светлого фона.



  1. ^ СЛОЖНЫЙ НАТЮРМОРТ «АТРИБУТЫ ИСКУССТВ» (гризайль), (холст, картон, масло, формат А-2).

Натюрморт состоит из большого количества предметов разных по форме, фактуре и материалу. Предметы целесообразно организовать по планам. Предать объем, фактуру, взаимовлияние тона драпировок на предметы, предметов друг на друга, предметов на драпировку. Особое внимание уделяется моделировке гипсовой фигуры Венеры. Правильно передать тональные, цветовые отношения. фактуру предметов и драпировок. Решить натюрморт верно по тону.



  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ МОДЕЛИ НА ТЕМНОМ ФОНЕ (гризайль), (холст, картон, масло, формат А-3)

Изучить и освоить метод построения «большой формы» головы, тональных отношений головы и фона.


  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ МОДЕЛИ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ФОНЕ (гризайль, холст, картон, масло, формат А-3)

Скомпоновать в формате, построить, написать этюд с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.


  1. ^ ЭТЮД ЖЕНСКОЙ ГОЛОВЫ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло, формат А-3, освещение прямое)

Использовать следующие краски: «охра светлая», «охра красная», «кобальт синий», «белила титановые», «кость жженную». Скомпоновать в формате, правильно построить конструкцию головы модели, передать тонально-цветовые отношения.


  1. ^ ЭТЮД СЛОЖНОГО НАТЮРМОРТА «ДЕРЕВЕНСКИЙ» (холст, картон, масло, формат А-2)

Натюрморт состоит из большого количества предметов деревенского быта разных по форме, фактуре и цвету. Центральное место в натюрморте занимает череп лошади. Закомпоновать, построить и предать тонально-цветовые отношения в натюрморте.


  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА С ВЕРХНИМ ПЛЕЧЕВЫМ ПОЯСОМ НА ТЕМНОМ ЦВЕТНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло, формат А-2)

Скомпоновать и нарисовать модель в формате, написать с учетом характера освещения.


  1. ^ КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ЭТЮДЫ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА (холст, картон, масло, формат А-3, 2 этюда)

Закомпоновать и передать характер головы модели в живописном этюде.


6 семестр


  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ МОДЕЛИ С ОБНАЖЕННЫМ ТОРСОМ (холст, картон, масло, формат А-1)

Закомпоновать полуфигуру в формате, построить ее конструктивно, написать с учетом характеристики портретируемого и особенностей освещения.


  1. ^ БОЛЬШОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ (холст, картон, масло, формат А-1)

Закомпоновать в формате, нарисовать с учетом перспективы и конкретного освещения натюрморт в интерьере. Предать большие тональные массы и цветовые отношения постановки.


  1. ^ ЭТЮД ГОЛОВЫ НАТУРЩИКА С РУКАМИ. (холст, картон, масло, формат А-1)

Закомпоновать полуфигуру в формате с учетом характеристики портретируемого, теплой цветовой гаммы постановки, освещение; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.


  1. ^ СЛОЖНЫЙ НАТЮРМОРТ С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ (холст, картон, масло, формат А-1)

Закомпоновать в формате, нарисовать с учетом перспективы и конкретного освещения натюрморт в интерьере. Предать большие тональные массы и цветовые отношения.


  1. ^ ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ (холст, картон, масло, формат А-4)

Закомпоновать фигуру в формате с учетом характеристики портретируемого. Передать тонально-цветовые отношения. Можно ввести детали (натюрморт, пейзаж) согласно костюму портретируемого.


  1. ^ ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ НА ПЛЕНЭРЕ (холст, картон, масло, формат А-3, А-4)

Грамотно закомпоновать фигуру в пейзаже, предать особенности пленэрной живописи.


4 курс 7-ой семестр

^ 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСЬЮ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА

Различные подходы в проработке лица, рук, костюма. Задачи целостного решения живописного изображения.

^ ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло).

Задачи: скомпоновать фигуру в формате; нарисовать и написать ее с учетом характера натуры, особенностей освещения, чтобы изображение воспринималось целостно и в пространстве.


^ 2. ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ НА СВЕТЛОМ ФОНЕ, ОСВЯЩЕННОЙ ПРЯМЫМ СВЕТОМ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: передать цветовое состояние фигуры при определенном освещении.


^ 3. ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ ПРОТИВ СВЕТА, У ОКНА ИЛИ В ДВЕРЯХ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: проанализировать, передать цветовое состояние фигуры при условии освещения против рисующих.


^ 4. ЭТЮД ОДЕТОЙ ЖЕНСКОЙ ФИГУРЫ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать постановку; сгармонировать ее цвета с учетом освещения и взаимовлияния цветов.


^ 5. ПЕРЕДАЧА В ЖИВОПИСИ РАЗЛИЧНОЙ ФАКТУРЫ МАТЕРИАЛОВ ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ.

ЭТЮД ОДЕТОЙ ФИГУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ (тематическая постановка с гипсовой фигурой или торсом) Холст, картон, масло. Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать постановку в формате, написать с учетом характеристики цветового строя и особенностей освещения.


8-ой семестр

^ 6. ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ЭТЮДЕ С ОБНАЖЕННОЙ МОДЕЛИ. АНАЛИЗ ФОРМЫ, ЦВЕТОВОЕ ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ.

ЭТЮД ОБНАЖЕННОЙ МУЖСКОЙ ФИГУРЫ НА НЕЙТРАЛЬНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать фигуру, написать с учетом цветового строя и характера освещения; создать единое цветовое пространство, связав по цвету фигуру с фоном.


^ 7. ЭТЮД ОБНАЖЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ФИГУРЫ НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать фигуру, сгармонировав ее по цвету с фоном с учетом освещения.


^ 8. ЭТЮД ОБНАЖЕННОЙ ФИГУРЫ В ИНТЕРЬЕРЕ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: скомпоновать, нарисовать фигуру; предать характер цветового состояния фигуры и интерьера, воздушную перспективу.


^ 9. ЭТЮД ОБНАЖЕННОЙ ФИГУРЫ (холст, картон, масло). Практическое занятие.

Задачи: раскрыть характер фигуры и ее цветовые особенности.


10. ЭТЮД ДВУХФИГУРНОЙ ПОСТАНОВКИ (одетые фигуры) Холст, картон, масло.

Задачи: скомпоновать постанову в формате; наривовать ее, написать, сгармонировав цвета с учетом освещения и взаимовлияния цветов.




Темы для самостоятельной работы

1 курс

  1. Дополнительный цвет в натюрморте. Три несложных по форме предмета с одной парой дополнительного цвета (красный-зеленый, желтый-фиолетовый).

  2. Использование одного локального цвета в натюрморте.

  3. Теплохолодность освещения натюрморта.

  4. Натюрморт в контражуре. Холодный цвет.

  5. Натюрморт на контрастные цвета с преобладанием теплых оттенков (оранжевый, желтый, коричневый).

  6. Этюды 2-х, 3-х предметов, освещенных холодным светом (синий).

  7. Этюд постановки на темном фоне (акварель).

  8. Натюрморт из предметов, сближенных по цвету (акварель).

  9. Кратковременные этюды весенних пейзажей (акварель).

  10. Наброски в цвете животных и птиц с натуры (акварель).

2 курс

  1. Натюрморт с гипсовым орнаментом.

  2. Натюрморт против света.

  3. Натюрморт в интерьере (темпера).

  4. Натюрморт с гипсовой головой.

  5. Этюд головы натурщика.

  6. Этюды весенних и осенних пейзажей


самостоятельная работа 3 курс

1. Сложный натюрморт «Атрибуты искусств»

2. Этюд сложного натюрморта «Деревенский»

3. Большой тематический натюрморт

4. Сложный натюрморт с гипсовой головой


самостоятельная работа 4 курс

17. Этюд одетой фигуры на нейтральном фоне.

18. Этюд одетой фигуры на светлом фоне, освященной прямым светом.

19. Этюд одетой фигуры против света, у окна или в дверях.

20. Этюд одетой женской фигуры на цветном фоне.

21. Этюд одетой фигуры в интерьере.

22. Этюд обнаженной мужской фигуры на нейтральном фоне.

23. Этюд обнаженной женской фигуры на цветном фоне.

24. Этюд обнаженной фигуры в интерьере.

25. Этюд двухфигурной постановки (одетые фигуры).


Программное требование к курсу

1 курс

  1. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета.

  2. Теплые и холодные цвета и их применение в живописи.

  3. Различные задачи и техники выполнения набросков кистью (линия, штрих, пятно).

  4. Особенности работы гуашевыми красками.

  5. Задача реалистической живописи.

  6. Техника акварельной живописи (лессировка, аля-прима, по-сырому).

  7. Палитра художника и ее изобразительные возможности. Смешение красок. Основные и производные цвета.

  8. Природа цвета. Спектр.

2 курс

  1. Цветовая гамма.

  2. Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной перспективы.

  3. Техника темперной живописи.

  4. Техника масляной живописи.

4 курс

13. Особенности работы над живописью фигуры человека.

14. Передача в живописи различной фактуры материалов изображаемых предметов.

15. Задачи, решаемые в учебном этюде с обнаженной модели. Анализ формы, цветовое единство и целостность живописного изображения.


Рекомендуемая литература


Основная литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. – М., 1981.

2. Беда Г.В. Живопись. – М., 1986.

3. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8-ми т/ Власов В.Г.-СПБ.: Лита

4. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.

5. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М., 1968.

6. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.

7. Пучков А.С., Триселев А.В. Методы работы над натюрмортом. – М., 1982.

8. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. – М., 1981.

9. Шорохов Е.В. Композиция: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пед.институтов – 2-е издание –М: Просвещение – 1986.

10. Яшухин А.П. Живопись. – М., 1985.


Дополнительная литература


1. Визер В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.: ил.

2. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 224с., 32с. ил.: ил.

3. Никифоров Б.М. Путь к картине. – М., 1971.

4. Юон К.Ф. О живописи. – М., 1937.


Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины


Мольберты, подиумы, методический и натюрмортный фонд, осветители, программное обеспечение, наглядные пособия, классифицированные студенческие работы по живописи, одетая и обнаженная модель.









Скачать 436.41 Kb.
оставить комментарий
И. Д. Мокроусов
Дата25.01.2012
Размер436.41 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх