Задачи: Обучающие Знакомство с мифами древних славян. Знакомство с тем, где селились славяне icon

Задачи: Обучающие Знакомство с мифами древних славян. Знакомство с тем, где селились славяне


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Задачи: Обучающие Знакомство с мифами древних славян. Знакомство с тем, где селились славяне...
Программа вступительного испытания по истории для поступающих на 1-й курс на основные...
Экскурсионная программа: Знакомство с наиболее значимыми святынями города...
Рыбаков Б. А. – Язычество древних славян...
Задачи: обучающие продолжить знакомство с творчеством А. Я. Эшная...
Задачи Обучающие знакомство ребенка с полифоническим произведением, работа над полифонией...
«от истоков»
Программа вступительных испытаний по истории 2011 г...
Реферат по теме: История костюма древних славян...
Тема Знакомство. Введение знака «Поднятая рука»...
Задачи занятия: Обучающие цели: знакомство с разными видами игрушек...
Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по мифологии направлена на...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать






Слава нашей стороне!


Слава русской старине!


И про эту старину


Я рассказывать начну,


Чтобы дети знать могли


О делах родной земли.



Н.П. Кончаловская


Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет,

И первых лет уроки.

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благославляя?!


В.А. Жуковский




II. Русь изначальная.


Урок 1.

Тема: Славянские племена.


Эпиграф: Панмонголизм! Хоть имя дико,

Но мне ласкает слух оно!

Владимир Соловьев.

Музыкальный эпиграф: Н.А. Римский –Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка».

Оборудование: магнитофон, диапроектор, слайды из комплекта «Народоведение», книга «Мифы Древних славян».

^ Подготовительная работа:

Учащиеся готовят к прочтению стихотворение А. Блока «Скифы».

Готовят пересказ мифа из книги Бус Кресеня «Велесова книга», главу «Новогородские легенды о словенах».



Цель урока: узнать, почему скифы стали называться славянами, знакомиться с древней культурой наших предков в дохристианскую эпоху.

Задачи:

Обучающие

  • Знакомство с мифами древних славян.

  • Знакомство с тем, где селились славяне.

  • Связь их жизни с природой, язычество.

  • Художественное творчество славян, его значение в их повседневной жизни.

Развивающие:

  • Развивать интерес к литературному творчеству прошлого своего народа.

  • Развивать умение пользоваться дополнительной литературой.

  • Развивать национальное самосознание учащихся.



Воспитательные:

  • Открывать для себя старорусский язык, который является характеристикой быта, нравов, обрядов древних славян.

  • Воспитывать уважение к прошлому России.

  • Воспитывать бережное отношение к памятникам культуры.

  • Воспитывать патриотические чувства в отношении отечественной культуры.



Ход урока:

Мы уже с вами знаем, что на территории нашей страны, а конкретно, в Южной Сибири, на Кубани, в Причерноморье, в Средней Азии жили племена, которых назовет история скифами. Они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков. Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами. По словам греческого историка Геродота, особым почитанием пользовался у скифов бог огня –Табити, а также бог, воплощенный в древнем железном мече, которому они приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника. Художественное творчество скифов проявлялось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Об этом говорят находки раскрытых старинных курганов. Это были украшения человека, оружия, конской утвари. Часто эти произведения искусства носили магический характер. Особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль

^ Показываю учащимся некоторые предметы скифских изделий. (это могут быть слайды или просматриваем эти изделия на компьютере).

Булавка в виде секиры с изображением собак и оленя. Бронза. (нач.3тыс.до н.э. Кавказ)

Пантера. Золото.( конец VIIв.до н.э.Краснодарский край)

Навершие в виде грифона с головой оленя в клюве. Дерево, кожа. (Vв.до н.э. Алтай).

Какое магическое значение имели такие произведения искусства у скифов, особенно, если их дарили друг другу?

Чем отличается алтайский вариант звериного стиля от кавказского?

Отражением каких событий были мотивы борьбы зверей?

Как мы называем религию, когда люди поклоняютя явлениям природы?

-Язычество!

Язычниками были скифы, а также и народы, которые населяли южные территории нашей страны и Украины. Позже эти народы стали называться славянами.

Прежде чем вести разговор о скифах и славянах, прочитаем стихотворение Александра Блока «Скифы».

Вопросы: 1. Что говорит Блок о происхождении скифов?

2. Что означает сравнение: Россия-Сфинкс?

3. Какие качества характера присущи сфинксам?

4. К чему призывают слова: «В последний раз на светлый братский пир сзывает варварская лира!»?

А теперь обратимся непосредственно к мифологии древних славян и познакомимся с одним из мифов из книги автора Бус Кресень «Велесова книга». (глава 3, разделII «Новгородские легенды о словенах», стр.272) После прочтения мифа учащиеся открывают для себя, что Словен и Скиф были братья.

Вопросы: 1. Это были коренные северяне, если нет, то откуда они пришли?

2. Какой город основал Словен и как он его назвал? Как сейчас называется этот город?

3. Что же произошло со Скифом?

После краткого анализа данной легенды, обращаемся к пояснительной записке, где приводится следующий текст: « Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого озера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словен…».

Теперь обратимся к эпиграфу. Соловьев говорит о панмонголизме. Как вы это понимаете? Нам известно из литературы, из истории, что люди селились там, где была вода, где был густой лес, который защищал человека от пришельцев, где были широкие просторы для выращивания урожая и т.д. давайте вспомним, как их называли? Если учащиеся не вспомнят, как именовались эти славяне, учитель сам их называет: древляне, кривичи, поляне, северяне, русы.

Обобщение:

Подведем итог урока и постараемся ответить на один единственный вопрос: Зачем нам, людям XXI века, знать о том, откуда мы, кто мы такие, чем занимались наши предки, что их интересовало, кто были их друзья, кто враги.

Д/З. После ответа учащихся я предлагаю домашнее задание: подумать и письменно ответить на следующее высказывание: Если человек не знает древней культуры своей страны – веры, обычаев и традиций, он «не имеет права считаться культурным человеком» (А.Баженов)


Урок 2 - 3

^ Тема: Древнерусское язычество.

Эпиграф: Да , так, мы – славяне! Иным

Доныне ль наш род ненавистен?

Легендой ли кажутся им

Слова исторических истин?

В.Брюсов

^ Музыкальный эпиграф: Вступление к опере А.П. Бородина «Князь Игорь»


Оборудование: магнитофон, диапроектор, слайды, таблица «Мировоззрение древних славян», книга «Мифы древних славян».

^ Цель урока: Знакомство с особенностями древнерусского язычества.

Предварительная работа с учащимися: уметь выразительно читать фрагменты из книги Гр. Глинки «Древняя религия славян» главу «Храм Световида»

Задачи:

Образовательные:

  • Три этапа славянского язычества

  • Языческие боги и их значение в жизни славян.

  • Знакомство с заклинаниями, оберегами, обычаями, закличками.

  • Связь быта славян с представлением о космосе.

  • Знакомство с художественным творчеством древних славян

Развивающие:

  • Вырабатывать умение сопоставлять искусство разных народов.

  • Уметь видеть сходства и различия в культуре разных эпох.

  • Учиться составлять кроссворды по заданной теме.

  • Уметь анализировать прочитанный текст

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к прошлому своей страны.

  • Воспитывать потребность в расширении знаний истории России.

  • Формировать доброжелательное отношение и понимание язычества как основной религии древних славян.



^ Ход урока:

После краткого повторения материала предыдущего урока задаю учащимся вопрос: Почему мы довольно прилично знаем культуру, искусство, ученых и быт, Древней Греции и почти ничего не знаем о культуре, искусстве, быте своих далеких предков?

Ответы будут, конечно, разные. Кто-то вспоминает Перуна, Ярило и на этом знания заканчиваются.

^ Слово учителя:

Культура землян насчитывает тясячелетия. У нас же отсчет отечественной культуры в основном ведется от крещения Руси, в худшем – с 1917 года. И в том, и в другом случае древнейшая история народов – их воззрения на космос, природу и человека, исключаются из сферы знаний. Язычество окружено тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир.

семьи, дома.

Складывая мифы и сказки, древний человек – язычник не собирался обманывать других, а высказывал суждения, догадки о мире, природе, о своей жизни. Солнце считали могущественным властелином видимого и невидимого мира. Не менее могущественными казались и другие явления природы, стихии космоса: гроза – Перун, ветер- Стрибог, огонь- Сварог. Вступишь с ними во вражду – погибнешь. Спалит дом Перун, сметет Стрибог, сожгут урожай беспощадные солнечные лучи… Поэтому испытывал человек вечный страх перед могучими богами, вел с ними постоянный диалог, молил, просил, заклинал, закликал: Кто из вас (учащихся) может вспомнить заклички, чтобы пошел дождик,а чтобы прекратился дождь?

Дождик, дождик, пуще, Дай хлеба гуще!


Радуга – дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка.

Как человек – язычник строил свою жизнь, как он устраивал свой быт, кем представлял себя в этом мире?

Жизнь свою человек-язычник строил по подобию мира. Что означала крыша его дома? ( мир небесный), комнаты для жилья? – землю, подполье? – подземный мир. А себя представляли люди светилами в этом микрокосме. Даже в песне пели:


Как светло-от месяц –

Сам Иван-от господин,

Красно солнышко-

То Паладьюшка его.

Часты звездушки –

Его детушки.

Как человек-язычник оберегал свой дом от злых сил?

Свой дом-космос оберегали от злых сил, от гнева богов. Под самой крышей избы сияло деревянное лучистое солнышко – главный оберег дома. Солнечные знаки- круги, кресты вырезали на деревянных ложках, туесах, прялках, вышивали на полотенцах, считали, что они сохраняют от сглаза и порчи. И деревянные коньки на крышах изб тоже защищали их хозяев. Напоминали они людям тех стремительных и легких коней, которые мчат колесницу солнца по дорогам видимого и невидимого мира.( На этом уроке учащиеся смотрят и обсуждают слайды из цикла «Народоведение», в котором представлены образцы архитектуры из музея деревянного зодчества в Кижах. Восхищение вызывают старинные предметы быта: вышитые полотенца и одежда, их яркие краски и символическое значение крестов, полосок, кругов и т.д.)

Обязательно обращаю внимание детей на виды искусства: резьбу по дереву,

вышивка полотенец, одежды, росписи бытовых предметов. Кого изображали люди на этих вышивках и почему? ( Чаще всего это богиня домашнего очага – Мокошь или Макошь)

Чтобы учащиеся сами почувствовали обстановку, в которой жили наши первобытные предки, их преклонение перед природой, их понимание космоса, можно воспользоваться небольшим фрагментом из книги Григория Глинки «Древняя религия славян», для этого взять фрагмент из главы «Храм Световида»

( «Мифы древних славян», стр.133, 136).

Весь данный текст и стихи читают учащиеся и стараются объяснить прочитанное.

^ ПЕРВЫЙ ЛИК И ОБОРОТ

Ясен месяц во полуночи,

Звезды ярко блестят нощию,

Месяц серебрит воды темныя,

Звезды златят небо синее;

Только греет одно солнце ясное.

^ ВТОРОЙ ЛИК И ОБОРОТ

Греет оно и питает нас;

Позвизд его устрашается;

Взглянет – Зимерзла бежит от глаз,-

И Зимерзла к нам спускается.

Как благодательно для нас оно!

^ ТРЕТИЙ ЛИК И ОБОРОТ

При востоке его видеть радостно:

Когда на обзоре появляется,

Дверь златая тогда отверзается

Велепных чертогов его.

Он из терема идет высокого,

Из высокого, из небесного,

Как могучий витязь с победою.

Световид! Мы тебе поклоняемся!

^ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИК И ОБОРОТ

Как здесь вся тварь весела,

Встретив отца и царя!

Главы подъемлют дерева;

Освежились цветок и трава;

Птички порхают, поют,

Славу и честь воздают,

Имя твое вознося…»

Учащиеся приходят к выводу – это же настоящий гимн солнцу.

В Древнем Египте подобные гимны пели богу Ра, в Древней Греции – богу Гелиосу, а в России- Световиду.

На сколько частей вы бы разделили этот миф и как бы озаглавили эти части?

Учащиеся дают следующие оглавления частей мифа:

  • Описание восхода солнца.

  • Гороскоп как пример добра и зла, тьмы и света.

  • Гимны в честь Световида.


Обобщение:

  • Какие этапы в своем развитии прошло славянское язычество?

  • Чем определялось главенство в языческой иерархии того или иного божества(Рода, Перуна)?

  • Какие пережитки языческих представлений сохранились в русских народных сказках, пословицах, поговорках, детских считалках и в окружающей нас жизни?

Д/З: Сравнить славянскую мифологию с мифами Древней Греции и Древнего Египта. ( взгляд на происхождение мира, связь с природой, значение богов в жизни человека, развитие искусства).


^ Урок 3

Тема: От язычества к христианству.

Эпиграф: И идут пастух и рыбарь

За искателем небес.

Н.Гумилев «Христос»

Музыкальный эпиграф: С.В.Рахманинов. «Благослави душе моя Господа».

Предварительная работа с учащимися:

  • Подготовить отдельных учащихся к чтению фрагментов из «Песни о походе Владимира на Корсунь» А.К. Толстого.

  • Учить наизусть стихотворение Б.Пастернака «Рождество».

  • Выразительно читать фрагмент из книги В.Иванова «Русь изначальная».

Оборудование: Магнитофон, книги: Н.В.Давыдовой «Евангелие и древнерусская литература», А.К.Толстой «Избранное», В.Д. Иванов «Русь изначальная» т.1.

Цель урока: Знакомство с переходом древних росичей от язычества к христианству.

Задачи:

Обучающие:

  • Выяснить причины смены религии древними росичами.

  • Через произведения литературы и живописи дать возможность учащимся осознать значение принятия христианства Древней Русью.

  • Значение принятия христианства Древней Русью.

  • Знакомство с произведениями русских поэтов и писателей.

Развивающие:

  • Уметь анализировать прочитанное

  • Развивать интерес к древнему искусству.

  • Воспитывать стремление узнавать больше об истории культуры Древней Руси.

Воспитательные:

  • Нравственное воспитание на примере отношения росичей к родным, к чужим богам, к иноземцам.

  • Воспитывать уважительное отношение к религии и религиозным воззрениям.

  • Воспитывать патриотическое сознание учащихся.

^ Ход урока:

Стояли в тени, словно в сумраке хлева

Шептались, едва подбирая слова,

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б.Пастернак

Как вы думаете, что для древнего россича было главным в жизни, в отношениях с родными, друзьями, с иноземцами, с которыми они торговали?

Пусть учащиеся попробуют найти нужные ответы (честность, ответственность, уважение и т.д.).

^ Вот как об этом пишет Валентин.Иванов в своей книге «Русь изначальная». «Люди были так честны, что в своих обещаниях вместо клятв говорили: «Если я не сдержу слова, то да будет мне стыдно». (читает учащийся)

«Под пологом ивняка Ратибор незаметно выполз на берег и, поднявшись на кручу, выпрямился во весь рост. Здесь, на чистом от деревьев месте, стоял врытый в землю безименный бог, былая надежда и хранитель неведомого россичам древнего племени. Был он громаден, в три человеческих роста. Вырубленный из твердого росского песчаника.

Мертвый бог… Но по обычаю Ратибор обошел исполина, избегая наступить на длинную тень. Недостойно россича взять чужое, нельзя поднять потерянную или забытую кем-то вещь. Бесчестно позавидовать силе, ловкости и умению другого.

И дурное дело – потревожить покой пусть и чужого, пусть никому не нужного бога забытых племен…»

Таким образом, мы убеждаемся в том, что древние славяне, как и другие народы, имели свои мифы, легенды, сказания. Древнерусское государство - наша национальная гордость, яркое воплощение идеалов русского народа. Стремление к душевной чистоте и способность к состраданию, стойкость, богатырский размах, любовь к родной земле, трудолюбие, терпимость, сочувствие – эти лучшие черты национального характера питали великие творения древнерусского искусства.

В начале X века все более укрепляется Киевская Русь, развивается общество.

Человек вынужден не только вести диалог с природой, но и вступать в более тесные, иные, чем раньше, отношения с людьми. Перед ним стоят вопросы не только как жить в тяжелый неурожайный год, как выжить физически среди грозной, таинственной природы, но и как жить среди людей, как относиться к

своим родственникам, к слуге, к соседу, князю. Кто друг, кто враг?

Языческая религия – религия природы - не могла дать ответы на эти вопросы. Уход от язычества неизбежен был в развитии общества и человека. Благодаря связям с другими странами, их религии в X веке были хорошо известны на Руси. Русские купцы торговали с христианской Византией, с мусульманским Багдадом, с иудеями из Хазарии. Уже при князе Игоре (912-945г.) были на Руси христиане, а на торговой площади Киева стояла церковь Пророка Ильи. Утвердив внутренний порядок государства, после победы над древлянами, Ольга возвратилась в Киев.

Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории. Ольга могла видеть торжественность обрядов христианства, могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, уверится в святости их учения. Ольга захотела быть христианкой и сама отправилась в столицу империи и веры греческой, чтобы почерпнуть луч нового света в самом источнике. Она была торжественно принята в Царьграде и в 957 году крестилась, по преданию, от самого патриарха Фотия, в Константинополе. Церковь назвала святой, предание – хитрою, а история – мудрою.

Вспомните, почему князь Владимир выбрал, как и княгиня Ольга, христианство?

Прежде всего – это красота обряда, прекрасная спокойная музыка, и, конечно – убранство храма, но больше всего – любовь к человеку.

Согласно летописи, только в 988 году киевский князь Владимир Святославич, внук княгини Ольги, увидев «заблуждение язычества», совершил второе, решающее Крещение Руси. Выбор веры, по преданию, носил эстетический характер. Послов Владимира потрясли красота, величие и великолепие византийского богослужения.

Здесь необходимо познакомить учащихся с описанием принятия христианства князем Владимиром в балладе А.К.Толстого « Песня о походе Владимира на Корсунь».

Почему необходимо именно через литературное произведение напомнить историю принятия христианства? Такое обращение воспринимается легче, интереснее, чем сухое изложение исторических фактов, которые дети уже слышали на уроках истории, возможно смотрели по телевизору. А здесь – художественное слово!

Вернувшись в Киев, князь прежде всего крестил родных и близких. Разослал по городу гонцов с призывом всем идти к Днепру для крещения. Утром на другой день у Днепра собрались горожане, Владимир со священниками вышли на берег реки. Народ вошел в воду. Священники прочли молитвы, а князь поднял руки к небу и сказал: « Господи, призри на новых людей Твоих и утверди в них правую веру».

Христианство на Руси утверждалось иногда силой, но чаще оно приспосабливалось к языческому мировоззрению. Ставили в избах христианские иконы, а под крышами домов по-прежнему красовалось резное деревянное солнышко. Молились Богородице, просили ее о помощи, да не забывали пошептать старые заговоры и заклинания от разных невзгод - вдруг помогут. День Перуна совпал с днем Пророка Ильи. «Ходили в церковь, молились Илье Пророку, да не забывали и Перуну жертву принести. Невозможно было поверить, что грозный бог – лишь простая деревяшка…а не верить новому Богу еще страшнее».

Слушали люди христианских проповедников – одни в недоумении, другие в сомнении, третьи с верой и надеждой. Те же толковали им библейские повествования и главную книгу Библии – Евангелие, в котором даны основные законы новой веры

Обобщение: Чем, по мнению автора «Повести временных лет» руководствовался князь Владимир Святославич при выборе новой религии для Руси?

По прошествии тысячи лет можно ли сказать, что киевский князь сделал правильный выбор?

Какие проявления язычества подверглись наибольшим гонениям со стороны православной церкви?

С какими языческими традициями она смирилась?

Как все это сказалось на развитии русской культуры?

^ Д/З: учебник МХК, 8 кл. автор Ю.А.Солодовников, стр. 72-73


Урок 4 – 5


Тема: Архитектура Древней Руси

Эпиграф: Архитектура – это застывшая музыка.

Музыкальный эпиграф: М. И. Глинка «Камаринская» ч.1.

Предварительная работа с учащимися:

  • Выучить наизусть стихотворение О. Мандельштама « Айя - София».

  • Выучить стихотворение Екатерины Шевелевой «Церковь на въезде в Суздаль».

Оборудование: магнитофон, слайды, таблица – план крестово-купольного храма.

^ Цель урока: Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи:

Образовательные:

  • Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

  • Что приняла Древняя Русь от Византийской архитектуры?

  • Как повлияла русская самобытность на развитие отечественного зодчества.

Развивающие:

  • Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

  • Уметь оценивать вклад византийских мастеров, а также - искусства русских «древоделей».

  • Развивать интерес к познанию славянской культуры.

  • Развивать чувство собственного достоинства.


Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.

  • Способствовать самостоятельному изучению истории русской архитектуры.

  • Воспитывать патриотические чувства учащихся, умение отстаивать свой взгляд на историю русской культуры.

  • Обогащать духовный мир учащихся.

^ Ход урока:


Что больше всего привлекло Владимира в христианском богослужении?

В своих ответах учащиеся должны подчеркнуть красоту обряда, убранство храма и песнопения.

Какое зодчество в большинстве своем было представлено в дохристианскую эпоху в Древней Руси?

-Да, конечно, деревянное.

А в Византии?

-Только каменное строительство, дома и храмы были высокими, имели внешнее украшения, особенно в готическую эпоху.

Большое каменное строительство началось на Руси только с X века, это строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому типу. Гордостью Константинополя был храм святой Софии. Вот как свое восхищение константинопольской Софией выразил русский поэт Осип Мандельштам в стихотворении «Айя-София»


Айя-София- здесь остнановиться

Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца

Как на цепи, подвешен к небесам.


И всем векам – пример Юстиниана,

Когда похитить для чужих богов

Позволила эфесская Диана

Сто семь зеленых мраморных столбов


Но что же думал твой строитель щедрый,

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и экседры,

Им указав на запад и восток


Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом, четыре

Архангела прекраснее всего.


И мудрое сферическое зданье

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье

Не покоробит темных позолот.


Византийская художественная система лучше всего прославляла и утверждала незыблемость светской и церковной иерархии, на которой стояла Киевская держава.

Вторым Царьградом называли Киев иностранные путешественники. Говоря о создании средневекового зодчества, нельзя не отметить, что оно действует на душу как нечто материальное. Душа себя чувствует подавленной, а чувство подавленности есть начало благоговения. Такие храмы, которые вызывали бы благоговения и нужны были полновластным правителям Рюриковичей.

Особенно быстро начинает развиваться храмовое строительство. .Усваивая византийскую крестово-купольную форму храма, русские мастера использовали также традицию деревянного зодчества – многоглавие. Для своего храмового строительства Владимир выписывает греческих зодчих как наиболее искусных и прославленных во всем христианском мире. Основа храма – квадрат, расчлененный четырьмя столбами, причем примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Так строится при Владимире каменный храм на Руси – Десятинная церковь, так строится при Ярославе Мудром и София киевская. И все же тринадцать глав Софии киевской, наиболее величественного архитектурного памятника Киевской Руси, не находят себе прообраза в Византии. Такое могучее многоглавие – явление чисто русское, преобразившее облик крестово-купольного храма.

^ Показываю учащимся изображение двух храмов – Константинополя и Киева.

Учащиеся отмечают разницу в архитектуре этих храмов. Таким образом, дети еще раз убеждаются в самобытности русского зодчества, храмы отличаются своей многоглавостью.

О Софийском соборе митрополит Иларион писал, что эта церковь «дивна всем окружным им странам, якоже ина не обрящется в всемь полунощи земнем, от встока до запада».

София киевская украшена мозаиками и фресками работы приезжих мастеров, в основном – греческих. Мозаики сохраняют всю красоту и изысканность византийского стиля, но в них меньше созерцательности, больше жизненной энергии, обращенности к людям.

Богородица в конхе апсиды киевской Софии, стоящая с воздетыми руками - канонический тип Оранты (молящейся) – воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворением самой «матери городов русских». Оберегающий жест поднятых рук напоминал древнюю Берегиню славян. Фигура кажется живой: она будто идет навстречу вступающим в храм, смотрит им в глаза. Образ Оранты полон обаяния, тепла и света.

Беседу об этом образе ведем на компьютерном уроке, где имеется не только изображение храма, но прекрасно представлена сама Оранта, дети рассматривают детали изображения – выражение глаз, детали одежды, молящийся жест рук и ее «движение» к прихожанам.


С большой силой самобытная, народная струя русского зодчества пробилась в Новгороде и его «младшем брате» - Пскове. И опять обращаюсь к слайдам или компьютеру и смотрим Софию новгородскую и Псковский кремль. Архитектура этих городов была мужественной, великолепной в своей простоте и цельности. После величавой Новгородской Софии, после Юрьева и Антониева монастырей в Новгороде не строили больших храмов. В основном это были домовые церкви, заказчиками которых были бояре и купцы. Они строились добротно, основательно, уютно, но не раскошно. Как говорили об этом строительстве « не так ладно скроены, зато крепко сшиты». ( И опять показываю изображения храмов, небольших и в основном – одноглавых).


Перед тем, как говорить об архитектуре Владимиро-Суздальского княжества, смотрим с учащимися слайд-фильм: это церковь в деревне Кидекша, храмы Владимира, Суздаля, церкви Покрова на Нерли.

Предлагаю детям самим прокоментировать данную архитектуру, сравнить ее с киевской и новгородской.

К XII веку выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этот период времени первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству. Наибольшего расцвета княжество получает при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукова и Всеволоде Большое Гнездо.

Основой русской государственности явилось Залесье, так называлось Владимиро-Суздальское княжество, заложенное Владимиром Мономахом. В краю лесов расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура, от них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников. Самые ранние из дошедших до нас храмов были воздвигнуты при сыне его Юрии Долгоруком. И сегодня стоят построенные в те годы церковь святых Бориса и Глеба в селе Кидекше, в четырех километрах от Суздаля, ( смотрим изображение этой церкви) и собор Спасо-Преображения в Переславле – Залесском. Церковь в Кидекше – это первая церковь, сложенная из белого камня, местного известняка. От нее и пошло ослепительное белокаменное зодчество, что создало мировую славу Владимиру на Клязьме. Никого не оставляет равнодушным эта простая, но гордая церковь и в наше время. Об этом говорит поэтеса Екатерина Шевелева в своем стихотворении «Церковь на въезде в Суздаль»


Мы проехали мимо. Упросила вернуться.

« Да зачем тебе снимок этой звонницы куцей?

Город Суздаль - подальше, ансамблем единым,

Над спокойствием пашен - крылом лебединым».


Упросила я все же израсходовать пленку

На кусок бездорожья, на церквушку-избенку.


Где-то в дебрях истории, в заскорузлости мысли,

Люди русские строили низкорослые выси.


Но придавленный кров округляется мягко,

Как лукавая бровь, изгибается арка.


Так она пробивалась

Из каркаса – уродца-

Вдохновенная ярость,

Гармоничность пропорций.


Именно во Владимир свою резиденцию перенес сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. По словам летописца, Андрей «сильно устроил» Владимир, привлек в него « купцов хитрых, ремесленников и рукодельников всяких». Но точно так же, как константинопольская София - шедевр византийского искусства, а романские соборы – шедевры западноевропейского средневекового зодчества, такие памятники, как владимирский Успенский собор, церковь Покрова на Нерли и владимирский Дмитриевский собор – величайшие шедевры русского искусства.

^ И опять работаем со слайдами или на компьютере, рассматриваем особенности этих храмов, сравниваем с храмами Киева и Новгорода.

В этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период исторического развития. Какая ясность и какая гармония с окружающим пейзажем. Дух захватывает, когда стоишь на крутом берегу Клязьмы и, представляется картина нашего современника Ильи Глазунова « Два князя», когда старый князь показывает молодому откуда идет опасность, именно там, за рекой полыхает пожар. И задача князя – защитить свое княжество, свой народ и все, что создано его талантливыми руками.

Шедевры искусства создаются навечно. Владимир и Суздаль занимают почетное место среди городов Европы, наиболее богатых художественными сокровищами мирового значения. Успенский собор (1158-1161гг.) был воздвигнут в центре Владимира на высокой береговой круче. Величественный, все вокруг превосходящий и себе подчиняющий, как и держава князя Андрея.

В этом соборе, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов, находилась величайшая русская святыня - икона Владимирской Богоматери, шедевр византийского искусства.

А через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойденных шедевров, нет, быть может, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, этот архитектурный памятник воспринимается как поэма, запечатленная в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и созерцания. Предание гласит, что князь Андрей построил этот храм «на лугу», недалеко от своих боголюбских палат после кончины любимого сына Изяслава - в память о нем и в умиротворение своей печали.

^ А теперь на компьютере расматриваем два храма: церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор. Стараемся найти общее и различие в архитектуре этих сооружений.

При Всеволоде Большое Гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире - это одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. В отличие от храмов Юрия Долгорукого, Дмитриевский собор подчеркнуто величествен и по-своему строен «но это не утонченная женственная грация церкви Покрова на Нерли, а могучая, прекрасная слаженность и мужественная пропорциональность…Ни одна частность не нарушает величавого, медленного ритма княжеского собора» (Н.Н.Воронин). Но не только форма поражает своим величием и мощью, но и огромное восхищение вызывает внешнее убранство храма, где проявился в полной мере талант русских каменосечцев. Как чудесная сказка, широко развертывается перед нами белокаменная резьба. Все, что на Руси было создано замечательного в скани, гравировке, эмали, басме, рукописном орнаменте и особенно в деревянной резбе, нашло свое отражение в изобразительных и декоративных мотивах этого шедевра владимирских мастеров. Резное убранство Дмитриевского собора занимает более половины стены, вьется по колоннам арочного пояса, поднимается, все заполняя, до закомар и затем все так же узорчато восходит по барабану, ажурной вязью покрывая чуть ли не все здание, что кажется, будто перед нами драгоценный ларец, пышно расшитая ткань, отороченная кистями колончатого пояса.

Но не ради красоты уделялось столько внимания убранству храмов. Вот что об этом пишет Н.П.Кондаков: «Храмы (Владимиро-Суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа, найдут время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением».



Обобщение:

  • Чем отличались памятники каменного культового зодчества киевской Руси от византийских образцов.

  • В чем состояли эти отличия, и объясните, почему они появились?

  • Почему на Руси считали храмы «книгой для неграмотных»?

  • Чем отличаются храмы Владимира и Суздаля от новгородских и киевских.

В каких из них больше проявился русский характер?

Д/З: Учебник для 8 класса. Автор Ю.А Солодовников. стр. 73-76.


III. Культура «Всея Руси Великой»


Уроки: 6 - 7





оставить комментарий
страница1/3
Дата25.01.2012
Размер0,66 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх