Учебно-методический комплекс по специальности «Живопись» квалификация художник-живописец (станковая живопись) icon

Учебно-методический комплекс по специальности «Живопись» квалификация художник-живописец (станковая живопись)


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 051800 Живопись...
Квалификации: 01 – художник живописец (станковая живопись)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись» Специальность...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 071301...
Образованиe
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070901. 65 «Живопись»...
Тема: «Русская живопись»...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
История отечественного и зарубежного искусства...
Конкурс был направлен на п...



Загрузка...
скачать
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств


Институт изобразительных искусств и дизайна

Кафедра живописи и декоративно-прикладного искусства


С. А. Струнников


Живопись


Учебно-методический комплекс

по специальности «Живопись» квалификация

художник-живописец (станковая живопись)




Тюмень. 2008

Струнников, С. А. Живопись: учебно-методический комплекс по специальности «Живопись». Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. – 30 стр.


Данный учебно-методический комплекс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Живопись», в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. В комплексе представлены рабочая программа по курсу «Живопись» и методические рекомендации, практические задания и формы контроля, а также глоссарий.

Структура учебно-методического комплекса ориентирована на последовательное изучение и усвоение специфики основных достижений, созданных классической школой станковой живописи, а также ведущих современных художественных направлений и общих тенденций, определяющих динамику развития живописи и сохранения достигнутого в изобразительном искусстве.


Рецензенты: Е.К. Кобелев, заслуженный художник России,

член Союза художников России;

^ Ю. В. Юртаева, доцент кафедры культурологи Тюменской государственной академии культуры и искусств, канд. философских наук.


Утвержден на заседании кафедры

живописи и декоративно-прикладного искусства

(протокол № 16 от 31.10.08 г.)


Струнников, А. С. 2008

^ РИЦ ТГАКИ, 2008


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Цели и задачи дисциплины …………………………………… 4

Требования к уровню освоения содержания

дисциплины ……………………………………………………. 5

Государственный образовательный стандарт ……………….. 6

Тематический план курса ………………………………………7

Содержание дисциплины «Живопись» ……………………... 12

Вопросы для самоподготовки ………………………………...22

Глоссарий ………………………………………………………24

Материально-техническое обеспечение …………………….. 27

Учебно-методическое обеспечение …………………………..28

(Рекомендуемая литература)

Цели и задачи курса «Живопись»


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Живопись» предназначен для студентов 1–5 курсов, обучающихся по специальности 070901.65 «Живопись», квалификации «Художник-живописец (станковая живопись)». Данная учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к обязательному минимуму содержания по данной дисциплине, и общей целевой установкой всей образовательной программы по данной специальности. Курс «Живопись» рассчитан на 2240 часов, из них 1340 часов аудиторной работы (72 часа лекционных занятий, 1268 – практических) и 900 часов самостоятельной работы. Классическая школа станковой живописи создала логически выстроенный, проверенный веками метод ведения работы, который является своеобразным аккумулятором опыта многих поколений художников. Предполагалось, что художник должен в совершенстве владеть техникой классической школы и одновременно воплощать свои мысли, чувства, стремления, эстетические идеалы, давать оценку явлениям жизни, объяснять их значение и сущность. Поэтому школа – не застывший свод постулатов, а живой и постоянно меняющийся организм.


Основные цели и задачи:

– подготовить студента к проектированию и выполнению в материале различных тематических заданий в технике живописи (холст, масло);


– развить в студентах творческую личность, раскрыть разносторонность и индивидуальность таланта;


– научить анализировать, систематизировать и перерабатывать опыт и своеобразие творчества мастеров – лучших представителей искусства и культуры – при создании собственного произведения, быть подготовленным к авторской творческой деятельности;


– научить студента осознанно формировать собственное мировоззрение и своими работами эмоционально и идеологически формировать среду общества;


– способствовать изучению, сохранению, развитию и передаче следующему поколению опыта реалистической школы изобразительного искусства как части общероссийской культуры.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Курс предусматривает изучение и наблюдение объекта – человека, который в различных условиях окружающей среды выступает как главный носитель содержания произведения. Учебный процесс строится по принципу постепенного усложнения задачи, процесс изучения идет от простого к сложному, включая следующие разделы:


– натюрморт;

– голова;

– обнаженная фигура;

– поясной портрет;

– фигура человека в интерьере;

– группа из двух фигур.


Особенностью изучаемого курса является постоянная практика в рисовании и живописи с натуры. Основной формой обучения является этюд с натуры. Процесс изучения натуры в этюде должен строиться на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: композиции, рисунка, цветовых, тональных, пластических, пространственных, светотеневых соотношений. Решение этих задач должно быть направлено на выражение живого ощущения видимого мира, типов передачи характеров, типов людей, психологического состояния, умение определить главное, существенное, типическое. В результате изучения курса вся система обучения живописи должна способствовать развитию образного мышления студента, формированию и воспитанию профессиональных навыков художника-реалиста.


В соответствии с Государственным образовательным стандартом в процессе изучения данной дисциплины студенты должны получить представление об основных закономерностях развития современного искусства; понимать специфику выразительных средств для воплощения авторского творческого замысла; быть подготовленным к педагогической деятельности в сфере профессионального художественного образования. Качество знаний, умений и навыков студентов проверяются в результате проведения просмотров работ и их оценки, бесед и устных опросов, экзаменов. Оцениваются все работы студента, выполненные за девять семестров.


^ Государственный образовательный стандарт по курсу Живопись


Система обучения живописи через последовательное усложнение заданий (основной объект изучения – человек и окружающая пространственная среда); изучение сложившихся в историческом и стилистическом контексте живописных традиций; законы колористической живописи (свет, цвет, тон, колорит); практическое освоение техники живописи и технологии использования живописных материалов; их изобразительно выразительных возможностей; организация пространства средствами живописи; решение средствами живописи образных и психологических задач.


^ Требования к профессиональной подготовленности выпускника


Выпускник должен уметь профессионально решать задачи, соответствующие его квалификации.


В области гуманитарного и социально-экономического знания:

- выпускник должен обладать знаниями, полученными при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также уметь применять их в своей профессиональной деятельности;


По общепрофессиональным дисциплинам:

- ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;

- обладать знаниями основных закономерностей развития искусства;

- понимать специфику выразительных средств различных видов искусства;


По специальным дисциплинам:

- профессионально владеть средствами рисунка, живописи и композиции для воплощения авторского замысла;

- быть подготовлен к авторской творческой деятельности;

- обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в соответствии с особенностями подготовки необходимой для получения соответствующих квалификаций;

- иметь навыки научно-исследовательской деятельности и опыт производственной деятельности в соответствии с особенностями полученных квалификаций;

- быть подготовлен к педагогической деятельности в сфере профессионального художественного образования.

^ Тематический план курса «Живопись»


1 курс







^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практич. работа

Самост.

работа

Формы

контроля






















1 курс

1 семестр













1

Натюрморт

4

26

30



2

Голова мужская

4

30

34



3

Кратковременный этюд головы

2

6



Проверка

знаний

специальных

терминов

4

Голова женская

4

30

34



5

Голова

2

20

22



6

Голова мужская (кратковременный этюд)


2


6




Собеседование





^ Всего часов

18

118

120

Экзамен






















1 курс

2 семестр













1

Этюд головы

2


12

14




2

Этюд головы с плечевым поясом

4

36

40

Проверка знаний специальных терминов

3

Этюд головы

2

12

14




4

Короткий этюд головы

2

10

14




5

Поясной портрет

4

36

40

Собеседование

6

Портрет

2

12

14







^ Всего часов

18

118

136

Экзамен




Итого

36

236

256





2 курс






^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практ.

работа

Самост.

работа

Формы

контроля






















2 курс

3 семестр













1

Портрет

4

30

34



2

Портрет

4

30

34



3

Обнаженный

торс

4

34

38

Проверка

знаний

специальных

терминов

4

Наброски

2

8







5

Обнаженный торс

4

34

38






^ Всего часов

18

136

144

Экзамен






















2 курс

4 семестр













1

Кисти рук

2

8

10




2

Портрет с руками

4

12

16

Проверка знаний специальных терминов

3

Обнаженный торс

4

30

34




4

Портрет с руками




40

40




5

Стопы ног

2

8

10




6

Обнаженный торс

4

30

34

Собеседование

7

Наброски

2

8










^ Всего часов

18

136

144

Экзамен




Итого

36

272

288





3 курс






^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практ.

работа

Самост.

работа

Формы

контроля






















3 курс

5 семестр













1

Портрет




30

20




2

Обнаженная мужская фигура




40

22

Проверка

знаний

специальных

терминов

3

Портрет




30

10




4

Короткий этюд фигуры




10







5

Обнаженная женская фигура




34

16




6

Предварительные композиционные наброски и этюды перед каждым заданием




10










^ Всего часов




154

68

Экзамен






















3 курс

6 семестр













1

Обнаженная мужская фигура




40

22




2

Портрет




30

20




3

Обнаженная женская фигура




40

16

Проверка знаний специальных терминов

4

Портрет




20

8




5

Предварительные композиционные наброски и этюды перед каждым заданием




6










^ Всего часов




136

66

Экзамен




Итого




290

134





4 курс






^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практ.

работа

Самост.

работа

Формы

контроля






















4 курс

7 семестр













1

Одетая фигура с натюрмортом




50

42



2

Обнаженная фигура




20

6



3

Одетая фигура в интерьере




50

42

Проверка

знаний

специальных

терминов

4

Обнаженная фигура в интерьере




40

10




5

Предварительные композиционные наброски и этюды перед каждым заданием




10









^ Всего часов




170

100

Экзамен






















4 курс

8 семестр













1

Группа из двух одетых фигур (короткое задание)




30







2

Группа из двух одетых фигур (длительное задание)




80

46

Собеседование

3

Короткие этюды, наброски композиционного характера




20










^ Всего часов




130

46

Экзамен




Итого




300

146






5 курс






^ Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

Практ.

работа

Самост.

работа

Формы

контроля






















5 курс

9 семестр













1

Портрет




50

30



2

Группа из двух одетых фигур




50

30



3

Группа из двух одетых фигур




20

6



4

Обнаженная фигура




30

10




5

Короткие этюды наброски композиционного характера




20









^ Всего часов




170

76

Экзамен




Итого




170

76







^ И т о г о по курсу

72

1268

900





Содержание курса «Живопись»


1 курс

Курс живописи включает практические занятия и лекции по теории живописи. Лекции служат теоретической подготовкой к практическим занятиям, способствуют более профессиональному и осмысленному выполнению поставленных учебных задач.

Для теории живописи важно знание закономерностей и связей, которые существуют между главными звеньями:

натура – свет – глаз – цвет – колорит – композиция. Художник должен стремиться передать свои ощущения, в основе его работы с натуры должна находиться безошибочная передача своего ощущения. Постоянное, пытливое, вдумчивое общение с натурой, изучение природы дает художнику богатство зрительных ощущений – пространственных, пластических и цветовых. Наряду с важностью изучения натуры, живописцу необходимо изучать краски, их возможности в колористическом отношении.

Основным учебным заданием на первом курсе является изображение головы человека. Преподаватель должен строго относиться к выбору натуры, акцентируя внимание студента на характерных чертах модели. Постановки должны быть жизненными, ясными по цвету и форме. Освещение должно максимально выявлять форму. В результате обучения на первом курсе студент должен приобрести опыт детальной проработки формы головы средствами живописи.

В течение учебного года выполняется 12 постановок.

Характер постановок и сроки их выполнения определены программой, однако в отдельных случаях предоставляется возможность менять их в зависимости от уровня подготовки студентов.


1 семестр


Практическое задание 1. Натюрморт (холст, масло, размер по большей стороне не более 80 см).

Лекция. Значение теоретического обучения живописи. Виды и жанры станковой живописи. История возникновения термина «станковая живопись», широта и полнота охвата реальной жизни: натюрморт и его характеристика. Задачи реалистической живописи.

^ Практическое задание 2. Голова мужская (холст, масло, размер 40 х 60 см).

Лекция. Теплые и холодные цвета. Свойства и качества цвета. Эмоционально-психологическое воздействие живописи на зрителя. Информативность и язык цвета. Кухня художника (палитра и материалы).


^ Практическое задание 3. Кратковременный этюд головы (картон, масло, по большей стороне не более 60 см).

Лекция. Смешение красок. Краски искусственного и натурального происхождения. Оптическое смешение. Свойства и качества цвета.


^ Практическое задание 4. Голова женская (холст, масло, размер 40 х 60 см).

Лекция. Виды письма. Прозрачное корпусное письмо. Лессировка. Цветоформа мазка. Современная методика техники живописи. Применение цветных грунтов в живописи. Особенности построения больших пятен.


^ Практическое задание 5. Голова (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Выбор места. Методика ведения работы головы. Контрасты и касания.


Практическое задание 6. Кратковременный этюд головы мужской (картон, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Светлота и тон. Колорит. Творчество А.А. Иванова – энциклопедия русской школы живописи.


Проверка знаний специальных терминов – просмотр конспектов.

Собеседование – методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков.

Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.


2 семестр


Практическое задание 1. Этюд головы (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Этюд головы в ракурсе. Свет и тень в живописи. Выявление характера человека.


Практическое задание 2. Этюд головы с плечевым поясом (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Условность цвета. Выразительность и изобразительность. Взаимосвязь всех цветовых элементов изображения. Цветовой строй. Правдивое изображение состояния реальных условий освещенности. Воздействие на чувство зрителя, создание настроения, вызывающего соответствующие эстетические переживания.


^ Практическое задание 3. Этюд головы (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Колорит, три основных свойства. Созвучие отношений. Техника и манера художника.


Практическое задание 4. Короткий этюд головы (картон, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Поиск нового синтеза формы и цвета (клуазонизм). Замена импрессионистического мазка или неоимпрессионистического оптического смешения (пуантель) новым техническим приемом.


^ Практическое задание 5. Поясной портрет (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Художественный процесс творчества. Цвет как элемент языка картины, органическое соединение общего строя, принцип единства. Технологичность работы: от мысли до этюда, от этюда до эскиза, от эскиза до законченного станкового произведения.


^ Практическое задание 6. Портрет (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Техника алла прима – манера письма за один сеанс или один прием. Значение работы с натуры, ясность цели. Лепка объемной формы цветом, моделировка пространственных отношений. Вещественность предмета. Выявление закономерностей действительности и способ обобщения.


2 курс


Учебным заданием на втором курсе является изображение полуфигуры человека (торса). Натура ставится обнаженная и одетая в различных условиях освещения. Особое внимание должно быть обращено на характеристику и портретность модели, а также на завершенность и детальное выполнение головы и рук в этюде. В течение учебного года выполняется 12 постановок.

3 семестр

Практическое задание 1. Портрет (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. О художественном образе. Природа художественного образа: типическое проявляется в характерном, общее в единичном. Передача пространства с помощью перспективы. Виды портретной живописи. Последовательность выполнения задания. Психологическая характеристика портретируемого.


^ Практическое задание 2. Портрет (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Техника лессировки. Цветовая гармония как единство противоположностей. Десять признаков гармонии. Символика цвета. Краткая история символики красного цвета в культуре Европы и Азии. Цвета: белый, черный, зеленый, желтый, синий, фиолетовый и пурпурный, серый и оранжевый, коричневый.


^ Практическое задание 3. Обнаженный торс (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Цвет поверхности предмета. Предметный и локальный цвет, их различие и взаимосвязь. Палитра Тициана. Виды колорита. Рисование и срисовывание. Объем и глубина пространства. Использование современной техники живописи: мастихин, тряпка, рельефная паста и другие побочные материалы (эксперимент).


^ Практическое задание 4. Наброски (картон, масло, по большей стороне 80 см), торс в трех ракурсах.

Лекция. Особенности работы и различные подходы в проработке лица и кистей рук. Культура красочного слоя.


Практическое задание 5. Обнаженный торс (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Нанесение красок в несколько слоев. Характер красочного слоя старых мастеров. Сравнение технических возможностей современности и старых мастеров. Фактура. Цельность виденья, подчинение второстепенного главному.


4 семестр


Практическое задание 1. Кисти рук (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Лекция. Изображение рук в истории живописи. Методика исполнения изображения рук. Силуэтная цельность. Пластика изображения кистей, активное влияние и взаимозависимость теплых и холодных цветов (насыщенных и ослабленных). Складки.


^ Практическое задание 2. Портрет с руками (холст, масло, по большей стороне не более 1 метра).

Лекция. Методика исполнения портрета с руками. Необходимость рисунка под живопись. Особенности работы над психологией портрета. Основные формы складок, их цветовая характеристика и особенности изображения. Изображение складок на фигуре человека.


^ Практическое задание 3. Обнаженный торс (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Роль живописи обнаженной модели в становлении художника. Методы и техника живописи обнаженной модели. Тональный и цветовой масштаб изображения. Тоновые и цветовые отношения. Константность зрительного восприятия.


^ Практическое задание 4. Наброски: обнаженная фигура в цвете (картон, масло, по большей стороне 80 см).


Практическое задание 5. Стопы ног: изображение в трех ракурсах (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Методика исполнения изображения стоп ног. Пластика изображения стоп ног. Теория образования складок. Исправление пожухлости в живописи.


^ Практическое задание 6. Обнаженный торс (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. Пропорции тела. Изображение торса в перспективе. Стиль в живописи. Приемы и способы изображения торса по памяти. Формирование способностей и совершенствование внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.


^ Практическое задание 7. Наброски фигуры (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Лекция. История пространственной концепции искусства. Композиция сюжета темы. Отличительные признаки живописного наброска. Анализ художественного произведения. Художественный образ в авторской интерпретации.


Проверка знаний специальных терминов – просмотр конспектов.

Собеседование – методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков. Исправление ошибок под руководством преподавателя.

Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.


3 курс


Основным учебным заданием на третьем курсе является изображение обнаженной фигуры человека. Постановки должны быть ясными и простыми, главной задачей является выявление пластики и характера модели. Особое внимание обращается на завершенность выполнения этюда. В течение учебного года выполняется 9 постановок.


5 семестр


Практическое задание 1. Портрет: мужская модель (холст, масло, по большей стороне до 100 см, на усмотрение студента).

Задачи. Скомпоновать и нарисовать в формате; написать, передав особенности портретируемого с учетом характера цветовой гаммы постановки, освещения. Определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции. Особое внимание

обратить на характеристику рук портретируемого. Руки модели должны помочь выявлению общего образного начала. Правдивость образа должна соответствовать правдивости живописного виденья.


^ Практическое задание 2. Обнаженная мужская фигура (холст, масло, по большей стороне не более 80 см).

Задачи. Нарисовать и скомпоновать в формате; написать, передав особенности цветовой гаммы, освещения, обратить внимание на цельность и цветовое восприятие натуры, сложность тональных цветовых переходов тончайших отношений различных компонентов.

Цельность виденья, умение отбирать нужное – есть способность к художественному обобщению.


^ Практическое задание 3. Портрет: женская модель в головном уборе (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Задачи. В отличие от первого задания необходимо использовать женскую модель. Скомпоновать и нарисовать в формате, особое внимание обратить на складки, облегающие человеческое тело, показать, что под ними находится форма. Выполняя живописный портрет, использовать методику изображения орнамента на драпировках, не забывая о портретной характеристике изображаемого.


^ Практическое задание 4. Короткий этюд фигуры (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Задачи. Пространственно-цветовое решение композиции с учетом освещения больших цветовых масс. Передача световоздушной среды.


^ Практическое задание 5. Обнаженная женская фигура (холст, масло, по большей стороне до 100 см).

Задачи. Добросовестное изучение анатомии, лепки объемной формы цветом, выявление ее индивидуальных качеств. Материально передать живое человеческое тело, отображая его цветовые характеристики и связь с окружающей средой.


^ Практическое задание 6. Предварительные композиционные наброски и этюды перед каждым заданием (картон, масло, по большей стороне 40 см).

Задачи. Выбор наиболее выгодного места для решения поставленной задачи. Композиционное колористическое решение с учетом освещения (дневного, искусственного).


Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.


6 семестр


Практическое задание 1. Обнаженная мужская фигура (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Задачи. Лаконично и выразительно передать характерные особенности обнаженной фигуры. Создать общий живописный строй композиции, сгармонировав постановку по цвету. Обратить внимание на методику ведения работы над этюдом.


^ Практическое задание 2. Портрет (холст, масло, по большей стороне до 100 см).

Задачи. Сведение деталей, дробящих большую форму, к минимуму. Передача посредством света внутренней тектоники фигуры, скульптурной конструктивности черт лица и рук. Раскрытие психологического образа портретируемого.

^ Практическое задание 3. Обнаженная женская фигура (холст, масло, по большей стороне 70 см).

Задачи. Скомпоновать, передать общую конституционную соразмерность фигуры, соотношение отдельных частей по отношению друг к другу и к фигуре в целом, взаимосвязь тела и пространства, ритмические явления как явления движения формы. Вскрыть взаимосвязи между формой, функцией и движением в пространстве, используя основные цвета палитры.


^ Практическое задание 4. Портрет (холст, масло, по большей стороне до 100 см).

Задачи. Скомпоновать, нарисовать и написать художественный образ портретируемого. Применить целенаправленную методику ведения работы над портретом, используя ранее полученные знания, умения и навыки.


^ Практическое задание 5. Предварительные композиционные наброски и этюды перед заданием (картон, масло, по большей стороне 60 см).

Задачи. Выбор наиболее выгодного места для решения поставленной задачи. Композиционное колористическое решение с учетом освещения (дневного, искусственного).


Проверка знаний специальных терминов – просмотр конспектов.

Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.


4 курс


Основным заданием четвертого курса является изображение обнаженной фигуры. Все внимание должно быть сосредоточено на решении образной характеристики человека, с учетом дальнейшей работы студента. Основным заданием является работа над этюдом к картине. В течение учебного года выполняется 7 постановок.


7 семестр


Практическое задание 1. Одетая фигура с натюрмортом (холст, масло, по большей стороне до 100 см).

Задачи. Уточнив в этюдах и эскизах замысел, найти композицию постановки, определив сюжетно изобразительную основу темы. Определив цветовое решение с тональной проработкой формы и освещения, написать в материале основной вариант. Обратить внимание на взаимосвязь натюрморта с фигурой человека.


^ Практическое задание 2. Обнаженная фигура (женская (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Задачи. Отобразив основные подвижные массивы, определить пропорции фигуры. Найти способы изображения сопереживания и проникновения в образ, достоверного выражения силы доказательства формы из ее внутреннего потенциала, используя цветовое решение композиции.


^ Практическое задание 3. Одетая фигура в интерьере (холст, масло, по большей стороне до 100 см).

Задачи. Передать внутреннее содержание человека, его пластическую характеристику, особое внимание обратить на раскрытие образа портретируемого, на его взаимосвязь с интерьером. Интерьер как среда для раскрытия внутреннего состояния души человека. Цветовое решение композиции должно соответствовать задуманному эскизу. Интерьер как характеризующая предметная среда, ближайшее материальное окружение человека.


^ Практическое задание 4. Обнаженная фигура в интерьере (холст, масло, по большей стороне 80 см).

Задачи. Взаимосвязь обнаженной фигуры и интерьера по смыслу, обстоятельством места действия, содержательным фоном, сюжетным либо символическим акцентом композиции. Раскрыть конструктивно пластические связи и анатомический анализ формы, выполняющие движение (развитие) цвета в пространстве.

^ Практическое задание 5. Предварительные композиционные наброски и этюды перед каждым заданием (холст, масло, по большей стороне 60 см).

Задачи. Выбор наиболее выгодного места для решения поставленной задачи. Композиционное колористическое решение с учетом освещения (дневного и искусственного).


8 семестр


Практическое задание 1. Группа из двух фигур: короткое задание (холст, масло, по большей стороне 100 см).

Задачи. Скомпоновать, написать этюд из двух фигур, связанных действием по смыслу. В основе цветового строя композиции подчеркнуть связь интерьера с группой людей в естественных позах, выделить главное и пластическую целостность большой формы двух фигур.


^ Практическое задание 2. Группа из двух фигур: длительное задание (холст, масло, по большей стороне 120 см).

Задачи. Определить положение фигур в пространстве, найти острое композиционное решение, точно передать движения и пропорции, целостное восприятие натуры, используя гармоническое и колористическое решение поставленной задачи. Связь фигур должна определяться, не сюжетной стороной, а пластической – направлением больших форм. Цель – взаимосвязь двух фигур в пространстве. Картинное решение.


^ Практическое задание 3. Короткие этюды, наброски композиционного характера (картон, масло, по большей стороне 50; 60 см).

Задачи. В свободной форме композиционно решить постановку с различным цветовым решением по памяти (2–3 этюда).


Проверка знаний специальных терминов – просмотр конспектов.

Собеседование – методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков. Исправление ошибок под руководством преподавателя. Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.


5 курс


На пятом курсе в постановках должны быть учтены различные пространственные задачи, сопоставление портретных характеристик и их композиционно-пластическая связь. Работа над групповыми постановками должна готовить студента к решению задач картины.


9 семестр


Практическое задание 1. Портрет (холст, масло, по большей стороне 100 см).

Задачи. Творческий подход к решению композиционной задачи, формирование конкретного художественного образа в его природной основе и с теми особенностями, которые обусловлены автором. Завершение работы.


^ Практическое задание 2. Группа из двух одетых фигур (холст, масло, по большей стороне 110 см).

Задачи. Создание ряда творческих этюдов под определенный замысел, сюжетную линию, программирование тем самым художественного образа произведения. Полная характеристика световоздушной среды, сравнительный анализ и разбор обеих фигур, целенаправленный отказ от ненужных деталей натуры для поиска системы выразительных средств. Живописно-пластическое и образное решение композиции.


^ Практическое задание 3. Группа из двух одетых фигур (холст, масло, по большей стороне до 80 см).

Задачи. Самостоятельное решение композиции.


Практическое задание 4. Обнаженная фигура (холст, масло, по большей стороне 100 см).

Задачи. Пластическое решение композиции, демонстрирующее красоту естественности; умение обратить внимание зрителя на самое главное и характерное; ясно вылепить форму; дать точное и убедительное выражение чувств и мыслей, используя колористическое решение постановки.


^ Практическое задание 5. Короткие этюды, наброски композиционного характера (холст, масло, по большей стороне 40–60 см).

Задачи. Поиск художественной выразительности в компоновке будущего произведения с использованием всех средств и методов реалистического мастерства.


Экзамен – по окончании семестра просмотр работ, выполненных студентами.

При оценке работ учитывается не только формальное выполнение задания, но прежде всего решение поставленных задач. В проведении экзамена участвуют все преподаватели кафедры, оценка выставляется простым голосованием.

^ Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний по курсу живопись.

1. Каковы педагогические аспекты и способы использования «средовых условий» благоприятствующие проявлению творчества.


2. Виды и жанры станковой живописи, задачи реалистической живописи.


3. Особенности способов передачи объемной цветоформы.


4. В чем состоит специфика рисования с натуры.


5. Основные творческие задачи живописи натюрморта.


6. Анализ тонально-цветовых отношений формы головы человека.


7. В чем заключается поиск композиционной и колористической

организации элементов композиции.


8. Характерные особенности в «постановке глаза» и точное определение цветового масштаба объектов свето - воздушной среды.


9. Основы поиска творческого замысла будущего произведения и его цветовое решение (от форэскиза до окончательного варианта) .


10. Способы передачи пространства цвето - воздушной среды,

методы и техника живописи головы с использованием имприматуры.


11. Роль колорита в психологическом выражении портретируемого.


12. В чем отличие учебных задач постановки от творческого решения композиции.


13. Интуиция и воображение художника в создании художественного образа.


14. Отличительные признаки техники Алла прима от многосеансового, длительного этюда.


15. Что понимается под конструкцией цветоформы.


16. В чем состоит специфика рисования с натуры.


17. Как достигнуть цельности восприятия при рисовании с натуры.


18. Определить принципы научности при обучении живописи.


19. Особенности написания натуры по памяти и по представлению.


20. Характеристика систем наблюдения, анализа и выражения формы:

наблюдение общей цветоформы, соблюдение пропорциональных соотношений частей и целого, объемно пластические качества объекта, выразительность и обобщение при создании произведения.


21. Анатомический анализ и подчинение формы общей характеристики изображаемого обнаженного тела.


22. Методы и способы работы над художественным произведением.


23. Цели академической живописи, как основы профессиональной подготовки художника.


24. Цели и задачи краткосрочных этюдов с натуры.


25. Как создается картина.


26. Значение теоретического обучения в живописи, основные качества современных педагогических технологий (концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость и д.р.).


27. Манера и почерк художника, проблема законченности произведения изобразительного искусства.


28. Пространственная концепция картины с использованием изобразительно – выразительных возможностей средствами живописи.


29. Этапы работы над живописным этюдом обнаженной натуры.


30. Каковы функции средств наглядности, как системы полноценного обучения.


Г Л О С С А Р И Й


Акт – жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного представление о красоте, ценности земных чувств, бытия…


^ Алла прима – этюдная манера письма, способ исполнения живописного произведения за один сеанс…


Анализ – разборка состава произведения, в результате которой раскрывается идея и тема произведения; выявляются художественные средства, которые использует художник для воплощения замысла…


Анфас – фронтальное изображение, лицевая сторона, вид спереди. Этот термин показывает, что модель расположена фронтально, параллельно плоскости картины.


^ Бытовой портрет – термин принят для обозначения портретов «среднего сословия» - купцов, мещан, священнослужителей и зажиточных крестьян.


Валер – понятие, связанное в живописи со светосилой, обозначает тончайшие переходы светотени (полутона), которые определяются конкретными условиями освещение и воздушной среды.


Вдохновение – психологическое состояние творческого подъема, приходит вследствие напряжения духовных сил человека...


^ Видение живописное – понимание цветовых отношений натуры с учетом влияния среды и общего состояния освещенности, которое характерно для натуры в момент ее изображения. ..


^ Видение художественное – умение дать необходимую эстетическую оценку качеств, заложенных в натуре…


Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний и опыта. В процессе творческого В. Создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью…


Выражение – воспроизведение средствами искусства через изображение внутреннего содержания явлений действительности (чувств, мыслей, психического состояния человека объективной сущности людей и событий, а также природы и предметного мира).


Выразительность – качество произведения искусства, когда художник умеет отразить в картине самую сущность явления, его характерные особенности. .


Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении, обуславливающие его внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство.


Гратаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом залитой тушью бумаге или картона. Как метод фактурного обогащения используется в живописи, верхний не просохший слой процарапывается сухой кистью или ее черенком, обнаруживая подмалевок.


Жухлость – нежелательные изменения в высохшем красочном слое, из-за которых живопись лишается свежести, теряет цвет, звучность красок, темнеет, становится темноватой.


Имприматура – в технологии живописи старых мастеров верхний, тонированный слой грунта.


^ Интенсивность цвета – качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты. В художественной практике означает то же, что и насыщенность, сила и напряженность цвета.

^ Композиционный центр – то место произведения, на котором прежде всего художник останавливает внимание зрителя, концентрирует в нем большую часть смыслового содержания.


^ Кроки – быстрая зарисовка с натуры, реже – беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка.


Лессировка – художественный прием в живописи, когда слой одной краски просвечивает сквозь тонкий слой другой, нанесенной сверху.


^ Мазок – след кисти с краской, оставленный на основе (холсте, картоне, бумаге и т.д.)


Модель – большей частью живая натура, главным образом человек.


Мольберт – станок, необходимый художнику для поддержания наклона картины во время работы.

Набросок – быстрый рисунок.


Навык – автоматическое действие, совершаемое без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии.


Натура – предметы и явления окружающего мира, живые существа, которые изображает или может изобразить художник, наблюдая их как модель.


Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу.


^ Образ художественный – способ и форма освоения и воплощения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством субъективных и объективных начал художественного творчества, его чувственных и смысловых аспектов.


^ Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета; мало заметное изменение одного цвета под влиянием другого.


Палитра – определенный набор красок, употребляемых тем или иным художником, характерных цветовых сочетаний, типичных для данной картины.


Пентименти – изменения, правки живописного произведения. С течением времени масляные краски, которыми пользовались старые мастера, приобретали некоторую прозрачность. Это приводило к тому, что из-под лессировочных слоев иногда довольно явственно проступали первоночальные очертания деталей и предметов, исправленные в процессе работы над картиной – скрытые верхними слоями живописи.


^ Станковая живопись – произведения самостоятельного значения, не связанные с каким-либо художественным ансамблем или декоративно-утилитарными функциями (портрет, пейзаж, историческая картина, натюрморт и т.д.).


Художественность – 1) специфическая особенность искусства, отличающая его от других форм познания; 2) мера совершенства произведения искусства.


^ Эффект Пурнике – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения. Например, днем сильной кажется относительная яркость красного и желтого, а в сумерки – зеленого и синего цветов.

^ Материально-техническое обеспечение дисциплины


Помещение, отведенное для занятий живописью, должно соответствовать необходимым условиям:

- освещенность с северной стороны, если окна выходят на солнечную сторону то их следует снабдить, раздвигающимися или поднимающимися, занавесями из белого материала;

- для работы в вечернее время помещение оборудуется электрическим светом со специальными лампами для модели;

- стены аудитории должны быть светлой тональности, потолок белый;

- площадь помещения должна соответствовать нормам стандарта;

- мастерская должна быть оборудована мольбертами, подиумами, методическим натюрмортным фондом;

- на стенах необходимо иметь наглядные пособия, а также лучшие студенческие работы по живописи (портрет, одетая и обнаженная модель, двойная постановка).


Примечание


Самостоятельная работа.


а) Указанные выше натурные постановки могут повторяться, если студенты недостаточно профессионально справляются с поставленными задачами.


б) Длительные натурные постановки должны постоянно чередоваться с кратковременными этюдами и живописными набросками, которые могут выполняться в различных изобразительных материалах (масло, акварель, пастель, темпера, цветные карандаши и т.п.). Такие этюды и живописные наброски имеют большое значение в формировании дальнейшего профессионального мастерства. Короткий этюд позволяет сделать акцент, допустим, на цвете, на характере, подчеркнуть живописно-пластическую выразительность формы. Известны случаи в истории живописи, когда короткий натурный этюд иногда переходил в подлинный живописный шедевр.

^ Рекомендуемая литература:


Алексеев, С. С. О колорите / С. С. Алексеев. – М. : Изобр. искусство, 1974.

Алексеев, С. С. Цветоведение / С. С. Алексеев. – М. : Искусство, 1952.

Алпатов, М. В. Композиция в живописи : ист. очерк / М. В. Алпатов. – М. ; Л. : Искусство, 1940.

Беда, Г. В. Основы изобразительной живописи : рисунок, живопись, композиция / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1981.

Бенуа, А. Н. История живописи. Т.1-1 / А. Н. Бенуа. – СПб. : Шиповник, 1919.

Вибер, Ж. Живопись и ее средства / Ж. Вибер. – М. : Академия художеств, 1961.

Винер, А. В. Масляная живопись и ее материалы / А. В. Винер. – М. : Профиздат, 1960.

Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – М. : Искусство, 1977.

Врубель, М. А. Переписка. Воспоминания о художнике / сост. Э. П. Гомберг-Вержбинская и др.). – Л. : Искусство, 1976.

Даниэль, С. М. Картина классической эпохи : проблемы композиции в западноевропейской живописи XVIII в. / С. М. Даниэль. – Л. : Искусство, 1986.

Делакруа, Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках / Э. Делакруа. – М., 1960.

Дерибере, М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере. – М., 1964.

Дитрих, Ф. Практическое руководство к живописи / Ф. Дитрих. – М., 2001.

Живопись : учеб. пособие. – М. : Академия художеств, 1960.

Зайцев, А. С. Наука в цвете и живописи / А. С. Зайцев. – М. : Искусство, 1986.

Зайцев, А. С. Советы мастеров : сб. / А. С. Зайцев. – Л. : Художник РСФСР, 1973.

Иоханнес, Иттен. Искусство света / Иттен Иоханнес. – М., 2004.

Ковалев, В. Ф. Золотое сечение в живописи : учеб. пособие / В. Ф. Ковалев. – Киев : Выща школа, 1989.

Миронова, Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Н. Миронова. – Минск : Беларусь, 2003.

Раушенбах, Б. В. Пространственное построение в живописи : очерк основных методов / Б. В. Раушенбах. – М. : Наука, 1980.

Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства / Н. Н. Ростовцев. – М. : Просвещение, 1974.

Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н. Н. Ростовцев. – М. : Изобр. искусство, 1983.




Скачать 438.56 Kb.
оставить комментарий
Дата25.01.2012
Размер438.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх