Конкурс методических разработок «Открытый урок» icon

Конкурс методических разработок «Открытый урок»


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Костромы Конкурс «Открытый урок-2011»...
Конкурс методических разработок уроков «Открытый урок»...
Открытый заочный конкурс «Калейдоскоп педагогических идей» по номинациям: Конкурс методических...
Научно-методических разработок урок...
«Семейство Розоцветные»...
Положение о проведении городского конкурса методических разработок по Правилам дорожного...
Положение о городском конкурсе методических разработок педагогов по вопросам...
Областной конкурс Фестиваль методических разработок...
Положение о Фестивале-конкурсе «Открытый урок» Общие положения...
Конкурс методических разработок «Школа 2100: развиваемся вместе»...
Положение о городском конкурсе методических разработок по учебному курсу «Иркутсковедение» Общие...
О конкурсе методических разработок по истории города Улан-Удэ...



Загрузка...
скачать


Средняя школа №23

Конкурс методических разработок

«Открытый урок»


«Трагическая участь женщины в мире купли-продажи»

(по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)


Разработала урок русской литературы в 10 «В» классе учитель русского языка и литературы Лапицкая Т.И.


Могилев


Цели урока:

- показать глубину и трагичность образа Ларисы Огудаловой;

- помочь учащимся постигнуть общечеловеческое звучание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»;

- обогатить представление школьников о противоречивом внутреннем мире человека;

- совершенствовать умения учащихся анализировать художественное произведение;

- стимулировать личные переживания учащихся, художественное сопереживание;

- приобщить учащихся к миру возвышенного и прекрасного.


Оборудование: портреты А.Н. Островского, С. Перовской, В. Фигнер, В. Комиссаржевской, иллюстрация «Девушка с гитарой» А.О. Карелина, афиша к спектаклю, отрывки из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс», русские романсы, музыка М. Леграна «Вечная любовь».


^ Тип урока: синтетический (художественное восприятие текста и углубленная работа над ним)


Предварительные задания: подготовка афиши к спектаклю «Бесприданница», досье на «значительных лиц города», портретная характеристика Ларисы, историческая справка об эпохе II половины 19 века.


Эпиграфы: Вот красота-то куда ведет… в самый омут.

А.Н. Островский


Для московской молодежи той эпохи … сцена Малого театра была единственным местом, с которого раздавались и смелые мысли, и благородные слова, той кафедрой, с которой великолепные артисты лучше всякий проповедников и профессоров учили нас любви и красоте, правде и свободе.

Т.Л. Щепкина-Куперник


Ход урока


I. Мотивационно-ориентировочный этап.

Звучит романс Руссо.

Учитель:

- Эти чарующие звуки обрушиваются на вас лавиной. Они заполняют каждую клеточку вашего тела. О чем они говорят?

(ответы учащихся)

- Безусловно, это слова о любви, о нежности, о страсти. Да, любовь – это самое сильное человеческое чувство, самое загадочное и противоречивое, способное возвысить человека или довести его до самого страшного преступления.

- Вспомните, что говорили о любви поэты в разные времена?

(учащиеся приводят слова поэтов).


^ II. Проблемное ориентирование.

Учитель задает классу вопросы:

- А что вы вкладываете в это понятие?

- Какая бывает любовь?

- Есть ли идеальная любовь?

- Всегда ли любовь возвышает, окрыляет?

- Может ли любовь быть противоречивой, губительной?


^ III. Коммуникативный этап.

Учитель объявляет тему и цели урока:

- Сегодня мы поговорим не только о времени А.Н. Островского, но и о сегодняшнем дне, когда люди забывают самые главные заповеди. Мы постараемся раскрыть глубину и обаяние образа Ларисы Огудаловой, постигнуть те человеческие ценности, о которых нам говорил драматург.

В пьесе «Бесприданница» А.Н. Островский очень точно изобразил эпоху в жизни русского общества.

- О каком времени пишет драматург?

(учащийся читает историческую справку)

Это период бурного и стремительного развития экономики и накопления капитала в России. С середины 60-х годов в России наблюдается подъем предпринимательства. Даже офицеры подавали в отставку и открывали книжную или бельевую лавку.

В это время выдвинулась целая плеяда талантливых русских предпринимателей (Бахрушин, Путилов, Губонин).

В жизни россиян появляется много нового, в русский лексикон входят непривычные для русского уха слова.

В пьесах А.Н. Островского выведены образцы дельцов новой формации, чья жизнь строится на строгом расчете, показано время, когда нормой стали деловые браки.

Учитель:

- Мы попадаем в царство хищных, цепких и умных дельцов. Это уже «не дикие купцы, а образованные миллионщики», одетые в европейские костюмы, читающие парижские газеты. Это утонченные ценители красоты, которым все в этом мире позволено.

- И все же, что скрывается под внешним лоском «цивилизованных дельцов»?

(учащиеся зачитывают досье на «значительных лиц города» в виде цитат из текста)


Кнуров

Вожеватов

Паратов

- Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому… у кого денег много.

- Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.

- Если скажу: орел, так проиграю, орел, конечно, вы.

- Для меня невозможного мало.



- За удовольствия надо платить, они даром не даются…

- Я знаю, что такое купеческое слово.

- Всякому товару цена есть.

- Что я обещал, то и исполню: для меня слово – закон, что сказано, то свято.

- Я человек с правилами, брак, для меня дело священное.

- Я сам такой же бурлак.

- Что такое «жаль» этого я не знаю! У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

- У меня правило: никому ничего не прощать…

- Ведь я чуть было не женился на Ларисе – вот бы людей насмешил.

- Господа, я имею слабость к артистам.


Учитель:

- Итак, ничего в сущности не изменилось. Эти люди живут по одному закону, ставя превыше всех себя. Кнуров как будто бы заботится о Ларисе, предлагая свою помощь матери девушки. В действительности он выясняет, нельзя ли «добропорядочным путем» при содействии матери сделать девушку своей любовницей. Такой человек никогда не откажется от выгоды. Не зря он говорит: «Для меня невозможного мало».

Такой же и Вожеватов. С одной стороны, это человек, который способен ценить красоту, искренне восхищаться талантом, но с другой - он рассматривает Ларису как дорогое удовольствие.

Рядом с Кнуровым и Вожеватовым стоит еще один «блистательный барин». Это Сергей Сергеевич Паратов.

- В чем заключается его обаяние и сложность его натуры?

(ответы учащихся)

Учитель:

- Да, в нем отражен парадокс широты русского человека: идеал уживается с величайшим безобразием, душевные взлеты завершаются торжеством трезвой прозы. Этот человек сам вершит свою судьбу. Он соответствует своему статусу «блистательного барина».

- Согласны ли вы с мнением В.Я. Лакшина?

«Паратов умеет транжирить деньги с эффектом и шумом. Ни у кого на Волге не «бегает» так быстро пароход, как у него, никого другого не встречают пушечной пальбой с баржи, никого не дожидается на пристани такая роскошная коляска. Он является в ореоле готового героя, насмешливого и скептического – поздняя печоринская копия, и Лариса глядит на него влюбленными глазами. Но похоже, что губернский демон торгует последним, что у него осталось: обаянием наглости, мужским превосходством».

(ответы учащихся)

Учитель:

Сила этого образа в его противоречии. Он расточителен во всем: в деньгах и чувствах.

У мужчин он вызывает зависть, желание подражать, у женщин – восхищение. Его магии поддаются даже искушенные люди, не то что Лариса, для которой он «идеал мужчины».

Сотни читательниц пьесы и зрительниц замечательного фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» симпатизируют ему, заранее прощая ему все, и обрекают себя сгореть в его пламени. Они не замечают его губительной сути.

(просмотр фрагмента кинофильма «Жестокий романс»)

Паратов приучен к успеху, привык брать в жизни только лучшее. Его заветный принцип: «… найду выгоду, так все продам…» У него нет ничего заветного. Отказываясь от Ларисы, он продает то лучшее, что в нем еще осталось. Побеждает дух торгашества.

(звучит романс « А напоследок вам скажу…»)

Учитель:

- Единственная живая душа в мире холодных и расчетливых дельцов – Лариса Огудалова.

- Что обозначает ее имя? (чайка)

На первое место, как и в «Грозе» выходит женщина. И это не случайно.

(сообщения учащихся о судьбе легендарных женщин: С. Перовской и В. Фигнер)


Учитель:

- Женщину уже не устраивает роль быть при муже. Софья Перовская возглавляет организацию «Народная воля». В. Фигнер доказывает всем, что женщина наравне с мужчинами может получить высшее образование, заниматься наукой.

Их судьбы трагичны. Они отдали себя делу борьбы.

Свобода не дает женщине счастья. Главным для любой женщины является любовь.

Лариса – нежная и возвышенная, хрупкая и надломленная.

Настоящая жизнь пьесы началась, когда роль Ларисы исполнила В. Комиссаржевская.

(сообщение учащейся об актрисе)

Учитель:

- Не случайно я выбрала второй эпиграф, т.к. он отражает прогрессивную роль театра в то время. А. Островский сделал то, что не под силу было политикам и ученым. Он показал те ориентиры, на которые нужно опираться в такое «жестокое время».

- Какой вы видите героиню А. Островского?

(учащиеся зачитывают портретные характеристики)

Учитель:

- Лариса – одаренная натура. В ее музыкальной душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Боратынского.

(просмотр фрагмента из кинофильма «Жестокий романс»)

- А теперь опишите Ларису при помощи эпитетов и метафор.

(звучит романс «Под маской»)

Л – ласковая, любящая

^ А – азартная

Р – рискованная, решительная

И – искусительница

С – совершенная

А – ангел

Учитель:

- Она жадно тянется к светлой жизни, полной любви («Я, словно бабочка к огню, стремилась так неодолимо»), но обречена погибнуть в условиях золотых цепей («Любовь – обманная страна, и каждый в ней – несчастлив…»)

Это горячее сердце в бессердечном мире купли-продажи. Это белая чайка, попавшая в стаю стервятников. Ее кумир, ради которого она готова следовать хоть на край света, оказался самым жестоким и бессердечным.

Бросая вызов Паратову, она готова выйти замуж за Карандышева. Но сначала она не видит его эгоизма, себялюбия, зависти.

- Как вы оцениваете поступки этого героя?

(мнения учащихся)

Учитель:

- Он скорее торжествует, чем любит Ларису, он тешит свое себялюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его.

- Сочувствуете ли вы ему?

(ответы учащихся)

Учитель:

- Самым трагическим монологом является монолог Карандышева (действие 3, явление 14)

«Да, я смешной человек… Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить!»

Но прозрение наступает. Самой напряженной сценой в пьесе является торг за Ларису. И самое глубокое разочарование для нее это то, что все люди относятся к ней, как к вещи: «Вещь … да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек!» А ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла… Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу… А ведь так жить холодно…»

(просмотр финальной сцены фильма)

В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой!»

(ответы учащихся)

Учитель:

- Лариса, наверное, не способна на более решительные поступки, но выстрел Карандышева решает все. Это, наверное, единственный поступок, сделанный не по расчету.

- Как вы расцениваете финал пьесы?

(ответы учащихся)

Учитель:

В этой сильной по своей трагической глубине сцене веет не могильным холодом, как писал критик В.Я. Лакшин, а солнечным теплом христианского сострадания, всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и своей, и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец».

Смерть не дает опуститься ей ниже и погибнуть нравственно. Она умирает под громкий хор цыган, посылая своим мучителям прощальный поцелуй.

А вокруг простирается великая панорама Волги – русской реки. Это символ красоты, мощи и силы. Лишь она одна вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, которая в «природе разлита», и красоту «горящего сердца», жаждущего света и освобождения.

(обращение к эпиграфу)

Вот красота – то куда ведет… в самый омут.

^ IV. Рефлексивно-оценочный этап.

- Почему же красота Ларисы трагична? (Подлинная красота обречена, где все покупается и все продается).

- В чем общечеловеческое звучание пьесы? (В мире, где властвует бессердечный чистоган, люди забывают о самом главном – о любви.)

Циники с волчьей хваткой подавляют честных людей. Чистым и возвышенным натурам нет места в этом мире. Островский словно говорит нам: «Люди. Остановитесь и опомнитесь. Так больше нельзя!»

- В чем современное звучание пьесы? (Пьеса «Бесприданница» будет актуальна всегда, потому что трагическая судьба Ларисы будет вечным напоминанием о том, что человек всегда должен оставаться человеком.)

Учитель:

- А я хочу пожелать вам всем, чтобы ваша жизнь была освещена истиной любовью, которая подарит вам только лучшие мгновения. А закончить урок я хочу словами В.М. Соловьва.

(звучит музыка М. Леграна):


Нет вопросов давно, и не нужно речей,

Я стремлюся к тебе, словно к морю ручей,

Без сомнений и дум милый облик ловлю,

Знаю только одно, - что безумно люблю.


В алом блеске зари я тебя узнаю,

Вижу в свете небес я улыбку твою,

А когда без тебя суждено умереть,

Буду яркой звездой над тобою гореть.


Учитель выставляет отметки учащимся.

- А теперь я прошу приклеить свои сердечки к солнышку, если после урока у вас останется в душе что-то светлое, теплое, а если вы испытали тоску, уныние, разочарование, то приклейте сердечки к тучке.

(учащиеся делают свой выбор)


V. Домашнее задание

  1. Написать сочинение на тему «Но разве не сегодняшний день мы видим в «Бесприданнице»?






Скачать 94.27 Kb.
оставить комментарий
Лапицкая Т.И
Дата25.01.2012
Размер94.27 Kb.
ТипКонкурс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
не очень плохо
  1
средне
  1
хорошо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх