Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща» icon

Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок 12-13. Выразительные возможности слов «первый»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине “ Интерпретация текста ” для специальности 033200 /...
Урок 13. Тема: Своеобразие творчества Г. Р. Державина. (Урок внеклассного чтения)...
«Подростковый сленг»...
Программа Д. Б. Кабалевского. Учебник...
О. А. Алексеева к п. н., доцент Н. Н...
Изобразительно-выразительные средства языка Тропы...
Изобразительно-выразительные средства русского языка...
Лекция №2. Жизнь и творчество А. Н. Скрябина...
Ii британский и американский варианты английского языка и их лексикографическое отражение в...
Выразительные средства лексики...
Обоснование методической целесообразности использования стихотворных текстов на уроках русского...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Уроки 35 – 47


Урок 35 -36. Выразительные возможности слова «чаща»


Урок 35.

Коллективная и индивидуальная творческая работа


У. Сегодня вы снова будет работать со словом, с его выразительными возможностями. Сначала поработаем вместе, а потом каждый из вас напишет сочинение. Какую задачу вы решаете, когда работаем со словом? Вспомните, с какими словами вы уже работали?

Д. «Первый», «последний», «волна», «зарница», «шелест», «шорох», «лепет», «шум». Нам надо было послушать себя: какое настроение вызывает у нас это слово?

У. Какое настроение, какие чувства вызывает не только значение слова, но и его звучание. Сегодня мы поработаем со словом «чаща». Кто первый попробует? Кто самый смелый?

Саша. Однажды я пошел за грибами. И я так занялся, что зашел… сам не знаю куда зашел. И вдруг мимо бежал заяц, и я спросил его: «Где я?» – «В чаще». И я пошел, нагнувши голову, и незаметно вышел.

^ У. Нашу ли задачу решал Саша?

Д. Нет, он хотел рассказать про чащу, как он там заблудился.

У. Его там, наверно, ветки царапали: «пошел, нагнувши голову». Саша нам свое приключение в чаще рассказал, а наша задача была другая. Надо было вслушаться в звучание слова и заметить тот отклик, который рождает в нас само слово «чаща». Закройте глаза и все себя послушайте: как вам хочется произнести это слово? Какое настроение оно у вас вызывает?

^ Лена. Грязь, неуютно.

Аня. Таинственное – звуки шипящие. Спокойно – тихие шорохи.

У. Это ты уже картину представляешь. Подожди немного.

Дима. Любование.

Зара. Таинственное, страшное, неожиданное.

^ У. А у Ани таинственное вместе со страшным или нет?

Аня. Нет.

Катя. Загадочное.

Дима. Страшное. Вот строители пошли…

Павлик. Надо слово самому слушать, от «я» говорить.

У. Ты, Дима, решаешь свою задачу, а не нашу. Ты сам должен послушать слово «чаща» и подумать, какое настроение у тебя вызывают именно звуки.

^ Юля (произносит по-особенному). Испуганное.

У. Теперь подумайте, что вы представляете, когда слышите слово «чаща»?

Д. (наперебой). Страшно, далеко в лес зашли. Таинственное: щебечут птички и я там. Испуг – шу-шу – из-под коряги уж вылезает. Идешь в темноте, слышишь шорохи.

У. Теперь, думаю, вы готовы написать сочинение на тему: «Когда я слышу слово «чаща»…»

Дети пишут сочинение. Учитель в процессе работы подходит к ним и переспрашивает: «Ты свою задачу решаешь или нашу? Ты подумал, какие звуки какое настроение вызывают?»


Урок 36

^ Обсуждение сочинений


У. Почитаем ваши сочинения на тему «Когда я слышу слово «чаща»…» Попробуем оценить, что получилось. Какая стояла задача?

^ Д. Надо было вслушаться в это слово и написать, что мы чувствуем, когда оно звучит, и что себе представляем.


Сочинение Сережи

Когда я слышу слово «чаща», то я засыпаю и слышу усыпительную музыку, и красивую чащу. И музыка до того играет момента, пока что-либо не перестанет говорить ласковое слово «чаща».


Учитель подводит детей к выводу, что Сережа справился: для его рассказчика-героя слово звучит ласково, вызывает сонное настроение.


Сочинение Иры

У меня слово «чаща» вызывает таинственное настроение. Когда я его слышу, у меня главные звуки [ Ч' ], [ Щ' ]. Мне кажется, что я иду по лесу и забрела в чащу. Каждый куст и каждое дерево похоже на чудовище, которое нападет на тебя и съест. У каждого зайца уши дрожат. Поэтому у меня и вызывает таинственное настроение. Мне хочется произнести это слово «ча-а-а-щ-ща». [ Ч' ], [ Щ' ] – это таинственные шипящие звуки. Звук [ Ч' ] похож на большую шипящую змею, у которой 6 глаз, а звук [ Щ' ] – на ветер и метель.


Учитель подводит детей к выводу, что Ира с задачей справилась: возникающие у героини представления связаны со звучанием согласных звуков.

У. Видите, какие разные могут быть настроения. В Сережином сочинении – сонное, ласковое, у Иры – таинственное. Одни и те же звуки рождают разные настроение и образы.


Сочинение Дины

Когда я слышу слово «чаща», оно звучит как-то таинственно и сказочно. Мне кажется, что я зашла в чащу, и была ночь, и совы смотрели на меня большими глазами. Как будто деревья, как люди – уродливые и безобразные – шипят. Я иду и дрожу, а когда я закончила на звуке [ А ], мне показалось, что я вышла из чащи.


^ У. У Дины в сочинении таинственное настроение. Близко оно тому таинственному настроению, которое возникает в сочинении Иры?

Д.

Итог обсуждения. Настроения похожи: В Ирином сочинении тоже какое-то «чудовище, которое нападет и съест», «у каждого зайца уши дрожат», а в Динином «деревья, уродливые и безобразные, шипят», и она пишет: «Я иду и дрожу». А разница есть?

Д. Для Иры главные звуки – согласные, а для Дины еще очень важный гласный звук [ А ], потому что когда она закончила на звуке «А», то ей кажется, что она вышла из чащи, и все кончилось.

^ У. Подумайте, чем похожи сочинения Кати (1) и Юли (2).


(1) Слово «чаща» вызывает у меня загадочное настроение. Я иду в густом-густом лесу, всюду огромные дубы, и они все время шепчутся. Всюду шорох, падают сухие ветки. И все эти звуки у меня вызываются звуками [ Ч' ] и [ Щ' ] в слове «чаща». А звук [ А ] вызывает у меня уханье сов, крик разных птиц.


(2) Слово «чаща» у меня вызывает настроение – как бы шелест листьев. Чаща – это такая глушь, и когда оказываешься в этой глуши, то чувствуешь себя на воле. Звуки в слове «чаща» у меня такие: [ А ], [ Ч' ], [ Щ' ]. Эти звуки и вызывают у меня шелест листьев.


^ Итог обсуждения. Слово «чаща» вызывает у девочек представление о звуках настоящего леса: о шелесте листьев, о шорохах, треске сухих веток, о криках птиц. Лес у них не только видимый, как было в предыдущих сочинениях, но, в первую очередь, звучащий.

^ У. На самом ли деле слово «чаща» содержит в себе звукоподражание, как, например, слово «шорох»?

Д. Нет. Слово «чаща» называет густой лес и не подражает звукам.

У. Вот видите, звучание слова «чаща» может связываться в нашем представлении со звуками настоящего леса. И один может услышать, как Юля, шелест листьев, а другой, как Катя, - даже уханье совы, хотя там никакого звука [ У ] нет. Скажите, от этих лесных звуков рождается одинаковое настроение или разное?

^ Итог обсуждения. Настроение разное. В Юлином сочинении возникает представление о чем-то приятном, чувство свободы, воли. А в Катином выражено загадочное и немножко настороженное: дубы шепчут, падают сухие ветки, шорох, уханье сов.


Сочинение Андрея

Когда я слышу слово «чаща», то оно вызывает у меня радостное настроение, потому что у меня появляется надежда увидеть лося или зайца. Но, с другой стороны, это слово вызывает у меня немножко страшноватое настроение, потому что всем бывает немножко страшно. И радостное настроение вызывает звук [ А ], а страшноватое – [ Ч' ], [ Щ' ].


^ У. Что интересного вы заметили в этом сочинении?

Д. Слово «чаща» вызывает сразу два разных настроения: и радостное, и страшноватое. Радостное настроение вызывает звук [ А ], страшноватое – [ Ч' ], [ Щ' ].

У. Андрей хорошо себя послушал. Он наделил своего рассказчика-героя очень сложным настроением. Одно и то же слово у одного человека может вызывать разные настроения. Помните, в Динином сочинении тоже, когда звучал последний звук [ А ], было такое чувство, что страшная чаща осталась позади.


Сочинение Маши

Когда я слышу слово «чаща», у меня возникает таинственное настроение, и еще у меня в голове получается картина. Как будто я иду по лесу и собираю чернику, но когда все собрала и оглянулась вокруг… я вижу темные деревья, страшные коряги. Слово «чаща» звучит по-разному для меня. В одном случае – оно звучит таинственно, а в другом случае – звонко, хотя в этом слове два глухих звука. Но для меня эти звуки [ Ч' ], [ Щ' ], когда я их произношу, звучат, и от этого тоже у меня строится картинка. Как будто я скачу на коне по чаще, все хрустит и звенит под копытами коня.


У. У Маши, как и у Андрея, слово «чаща» вызывает разные настроения. Но если Андрей в основном называет эти настроения, то Маша пытается рассказать, как они возникают у ее героини. Таинственное настроение возникает в основном из картинки, когда ей представляется, что она собирает чернику. А звонкое, стремительное настроение возникает как бы вопреки глухим звукам в слове «чаща». Появляется ощущение стремительного движения, и звона, и хруста. Наверное, тут уже Машина героиня скачет по зимнему лесу, по зимней чаще. Лес может звенеть только в какое время года? Почему?

^ Д. Зимой и весной, потому что льдинки, сосульки звенят. Снег замерзший.


Сочинение Димы

Когда я слышу слово «чаща», то мне как-то не по себе. Мне кажется, что слово «чаща» держит в себе какую-то злобу против меня. Но в то же время меня тянет куда-то, и я чуть-чуть боюсь.

«Чаща» звучит таинственно, кажется, что я в чаще, много зверей, и они хотят съесть меня. Но когда я и вправду оказался в чаще, то я ничего не боялся (и зверей там не было).

Я прихожу домой, и мне сразу кажется, что я в уютном доме.


У. Дима прекрасно показал в своем сочинении, как само слово может вызывать у его героя одно настроение и один круг представлений, а настоящая чаща – совсем другое.

Как вы понимаете последнее предложение: «Я прихожу домой, и мне сразу кажется, что я в уютном доме»? Что хотел сказать автор?

(Если дети в подобных ситуациях запутываются в объяснениях, можно спросить самого автора сочинения, что он имел в виду, а затем провести работу «поможем автору», которая прояснила бы его замысел).

^ У. Как вы думаете, слово «чаща» может вызывать очень много разных настроений?

Д. Да.

У. Вы так думаете, потому что сочинения, которые мы отобрали для обсуждения, именно к такому ответу вас готовят. Но на самом деле все не так: большинство из вас связывает слово «чаща» со страшным настроением. Помните, мы говорили о двух словах, которые почти у всех вызывают приблизительно одинаковый круг настроений? Какие это были слова?

^ Д. «Первый» и «последний».

У. (пишет на доске эти слова). А потом вы работали с таким словом, которое у каждого вызывало свое настроение. Какое это было слово?

Д. «Волна».

У. (пишет на доске). Вот какие бывают разные слова! А слово «чаща» к какому типу относится: к таким, которые вызывают сходные настроения, или к таким, которые вызывают у каждого свое настроение?

Д.

У. Это слово, наверное, где-то посередине будет (пишет «чаща» между словами «волна» и «первый», «последний»). Оно не такое, как «волна», потому что у многих возникло страшное настроение, но и не такое, как «первый», «последний», потому что и разные настроения тоже возникли. Поэтому-то надо всегда очень хорошо себя слушать, чтобы понять свой собственный отклик на одно-единственное слово.


^ Уроки 37-39. Структура жанра «протяжная песня»


Тексты к урокам

Русские народные песни



Примечание. Песня – стихотворный жанр для пения. Чтобы дети прочувствовали песню как особый синтетический жанр, жанр не только литературный, но и музыкальный, песни должны звучать на уроках именно как музыкальные произведения. Для этого необходимы музыкальные записи. Использование музыкальных записей народных песен осложнено рядом причин. Записи песен, сделанные собирателями фольклора, трудно доступны, а, главное, вряд ли возбудят у детей ответное чувство, так как исполняют их обычно деревенские старики и старушки. В то же время профессиональные певцы поют народные песни в обработке, которая зачастую существенно искажает настоящее звучание песни.

В разработках уроков указаны наиболее популярные произведения народного творчества, записанные в исполнении таких знатоков народной песни, как Шаляпин, Зыкина, Левко. При подборе музыкального материала целесообразно обратиться за помощью к учителю музыки.


Урок 37


У. Сегодня начнем знакомиться с новым жанром народного творчества. ^ Откройте в своих тетрадях задание № 11. Прочитайте все четыре тексты.


1. (Колыбельная.)

Баю-бюшки-баю,

Не ложися на краю –

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нм, волчок, не ходи,

Нашу Катю не буди.


4. (Закличка.)

Весна, весна, красная!

Приди, весна, ясная,

Приди, весна, с радостью,

Приди, весна, с милостью,

С солнцем горячим,

С дождем обильным,

Принеси урожай

В наш счастливый край!



2. (Трудовая.)

Эх, дубинушка, ухнем!

Эх, эеленая, сама пойдет!

Подернем, подернем!

Да ухнем! […]


3. (Хороводная.)

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуляй!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке

Выскочити,

Некуда серенькому

Выпрыгнути.

Все ворота

Замкнуты стоят,

У всех ворот

По три сторожа стоят,

По три сторожа стоят,

По три девицы сидят.

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Выпустят.



Дети читают.

^ У. К какому жанру вы бы их отнесли?

Д. Здесь песни. Первая – колыбельная, третья – трудовая.

У. Вы правы. Это слова разных песен. Жанру народной песни мы и посвятим несколько уроков. Давайте послушаем две русские народные песни, которые родились на берегах самой главной русской реки Волги и которые вы можете услышать и по радио, и по телевизору. (Включает запись песен: «Вниз по матушке по Волге», «Волжские страдания».) В одном месте России родились две такие песни. Обе они связаны с рекой, даже слова про это есть. Похожи эти песни?

^ Д. Нет, они разные.

У. В чем же разница?

Д.

Итог обсуждения. Песни различаются по настроению, и поют их, видимо, в разных случаях.

У. Вернемся к текстам песен, напечатанным в ваших тетрадях. Подумайте, чем эти песни различаются. Начнем с первой колыбельной песни. Когда поют колыбельные песни?

Д. Их поют, чтобы убаюкать ребенка.

^ У. Со второй песней посложнее. Вдумайтесь в слова. Кто знает, когда поют эту песню?

Д. Наверно, как-то связано с танцем… Заиньке предлагают поплясать.

^ У. Это «хороводная» песня. Кто знает, что такое хороводная?

Д. Под которую хоровод водить можно.

У. А что такое – «хоровод водить»?

^ Д. Все за руки берутся и по кругу идут.

У. За руки берутся – правильно. А вот по кругу ходят далеко не всегда. Это почти игра такая. Иногда в этой игре изображают какие-то трудовые движения: как бы сеют, как бы лен мнут. Хоровод мог и завиваться, как венок. Послушайте еще одну песню. По происхождению она – хороводная и называется «Посею лебеду на берегу» (включает запись песни).

Дети слушают.

У. Третья песня – трудовая, это вы правильно определили. А как вы догадались?

^ Д. «Подернем», «подернем» – помогает в работе.

У. Эта песня родилась у бурлаков, которые общими усилиями должны были тянуть против течения тяжелые суда и как-то свои усилия согласовывать. И песня им в этом помогала. Отрывок из этой песни вошел в знаменитую песню, которая тоже часто исполняется (включает запись песни «Дубинушка»). А четвертая песня?

^ Д. Ее пели, наверно, когда весну встречали.

У. Правильно, она так и называется – закличка. Этой песней весну «кликали», звали. Исполнять ее полагалось детям. Как видите, существует много разных видов народных песен, многие из них связаны с какими-то конкретными событиями, чему-то помогают: колыбельная песня помогает укачивать ребенка, хороводная – создать общий танец, трудовая – согласовать усилия в работе. Есть еще песни, которые мы сегодня не читали и не слушали, например, свадебные, которые исполнялись только на свадьбе; похоронные, которые на похоронах пели, провожая умершего человека в последний путь.

Песни всегда занимали важное место в жизни русского человека. Они сопровождали его всю жизнь. Вот как писал о народных песнях ^ Николай Александрович Добролюбов:


У нас народ сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль. Еще в колыбели дети убаюкиваются песнями, подрастая, они сами выучиваются напевать народные песни. Собирается зимой молодежь крестьянская на посиделки, и здесь раздаются песни; приходит весна, выходят поселяне встречать ее, составляют хороводы, завивают венки, и при этом непременно поют песни. Едет крестьянин пахать, жать, косить в знойную рабочую пору, и здесь песня звучит между ними, освежая их среди тяжелых трудов. Провожают лето, празднуют уборку, - опять с песнями. Песня сопровождает поселянина во всех его общественных трудах, она же следует за ним и в семейную жизнь его.


А теперь прочитайте песню «Туманно красное солнышко, туманно…». Когда пели эту песню?



1.

Ах, ты, поле мое, поле чистое,

Ты раздолье мое расширокое!

Ах, ты всем, поле, изукрашено,

И ты травушкой и муравушкой,

Ты цветочками-василечками;

Ты одним, поле, обесчещено:

Посреди поля, поля чистого,

Вырастал тут част ракитов куст;

Что на кусточке на ракитовом

Как сидал тут млад сизой орел,

Во когтях держит черна ворона,

Он точит кровь на сыру землю.

Как под кустиком под ракитовым,

Что лежит убит добрый молодец,

Избит, изранен и исколот весь.

То не ласточки, не касаточки

Вкруг тепла гнезда увиваются –

Увивается тут родная матушка;

Она плачет, как река течет:

Она век будет течи,

Никогда не вытечет.

А родна сестра плачет, как ручей течет:

Он с весны будет течь, к лету высохнет.

Молода жена плачет, что роса падет:

Она с вечера падет, а к утру высохнет.


3.

- Ты рябинушка, ты кудрявая,

Ты когда взошла, когда выросла,

Ой, да ты когда взошла, когда выросла?

- Да я весной взошла, летом выросла,

Ой да я весной взошла, летом выросла.

- Да под тобою ли, под рябиною,

Да чтой не мак цветет, не огонь горит,

А горит сердце молодецкое,

Ой, да молодецкое, всё солдатское,

Ой, да не по батюшке, не по матушке,

А по душе да красной девице.

Мне-ка девица да всё с ума не идет,

Душа красная да всё мерещится.

Скучно пташечке да жить без клеточки,

А тошно молодцу да жить без девицы.



2.

Туманно красное солнышко, туманно,

Что в тумане красного солнышка не видно,

Кручинна красная девица, печальна,

Никто ее кручинушки не знает,

Ни батюшка, ни матушка родные,

Ни белая голубушка сестрица.

Печальная душа красна-девица, печальна,

Не можешь ты злу горю пособити,

Не можешь ты мила друга забыти,

Ни денною порою, ни ночною,

Ни утренней зарею, ни вечерней.

В тоске своей возговорит девица:

«Я в те поры мила друга забуду,

Когда подломятся мои скорые ноги,

Когда опустятся мои белые руки,

Засыплются глаза мои песками,

Закроются белы груди досками».


4.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатые гусли.

Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

У меня, у вдовушки, четыре кручины,

Четыре кручины, да пятое горе,

Да пятое горе, что нет его боле!

Первая кручина – нет ни дров, ни лучины;

Другая кручина – нет ни хлеба, ни соли;

Третья кручина – молода овдовела;

Четвертая кручина – малых детушек много;

А пятое горе – нет хозяина в доме.

Я посею горе во чистом поле.

Ты взойди, мое горе, черной чернобылью1,

Черной чернобылью, горькою полынью.




^ Д. Девица печалится – не может забыть милого друга. Поет, наверное, когда вспоминает.

У. Песня эта особая. Такие песни пели не по какому-то случаю, не в связи с определенными событиями. Вам когда хочется попеть?

^ Д. Когда настроение такое подходящее.

У. Да. Мы поем тогда, когда хочется петь – «под настроение». Вот так же пели эти особые песни и наши предки. Послушаем еще одну такую особую песню (звучит «Эх ты, ноченька, ночка темная» в исполнении Шаляпина).

У. Особенность произведений этого жанра состоит именно в том, что тексты не рассказываются, а поются на какую-то мелодию, напев. Что, по-вашему, главнее в песне: слова или напев?

Д.

У. Проверьте себя. Послушайте две песни в исполнении итальянского мальчика ^ Робертино Лоретти. Итальянского языка вы не знаете, поэтому ни одного слова не поймете. Подумайте, говорят ли они вам что-нибудь «без слов». (Включает запись песен «Попугайи» и «Санта-Лючия» в исполнении Р.Лоретти.)

^ Д. (после прослушивания). Первая песня веселая, вторая – грустная.

У. Видите, даже не понимая ни одного слова, вы почувствовали настроение этих песен. Что же в песне важнее – слова или мелодия?

^ Д. Мелодия передает настроение, даже когда слов не понимаешь.

У. Да. Вот наш спор и решился. Главный нелитературный уровень песни – мелодия. Это мы уже сможем записать в схему песни. Только мы попробуем все свои открытия сосредоточить на песнях одного вида, на тех, которые поются под настроение и называются протяжные песни. Откройте в своих учебниках раздел «Протяжная песня» и прочитайте остальные песни

Дети читают.

У. Теперь откройте в своих тетрадях основу для схемы № 8. (Учитель открывает аналогичную заготовку на доске. Окончательный вид схемы с. ниже.)

Итак, мы можем начать строить схему протяжной песни. Начнем с ведущего уровня. Вы уже убедились в том, что ведущим уровнем песни является…

Д. …мелодия.

У. Но это нелитературный уровень, и мы должны запись о мелодии сделать за пределами рамки – знака «текст». В схемах каких жанров вы обнаружили наличие нелитературного уровня и где на схемах об этом писали?

^ Д. В считалке и в потешке есть жесты. Мы о них писали внизу, под рамочкой.

У. Но в песне мы запишем про мелодию над рамочкой, потому что это ведущий нелитературный уровень (записывают). А какой ведущий литературный уровень в песне?

Д. Настроение, оно передается и мелодией и словами.

Теперь запишем название жанра - протяжная песня. Какой уровень мы всегда рассматриваем первым?

Д. Задача жанра.

У. И как вы определите задачу протяжной песни?

Д.

Итог обсуждения. Так как протяжные песни поются «под настроение», то, наверное, главным в них и будет попытка выразить чувство, сложное настроение. В этом и состоит задача жанра.

^ У. А какое настроение возникает в протяжной песне? Что является причиной возникновения того или иного настроения?

Д. В каждой песне по-своему. В зависимости от событий.

У. Задача жанра определяет картину жизни, которая разворачивается в конкретной песне. Посмотрим, какие же чувства выражены и какими событиями они вызваны в песнях 1-4.

1. «Ах, ты, поле мое, поле чистое…». Рассказчик-герой (он обращается к полю, говорит ему «ты», «мое») рассказывает об убитом молодце, а затем о горе матушки, сестры и молодой жены. Песня грустная, печальная.

2. «Туманно красно солнышко, туманно…». Рассказчик-герой (он обращается к девице, говорит ей «ты») рассказывает о печали красной девицы, а печалится она потому, что не может «мила друга забыти».

^ 3. «Ты рябинушка, ты кудрявая…». В этой песне – разговор героя-молодца с рябинушкой. Молодец обращается к рябинушке, рассказывает ей о своей печали: «горит» его сердце «молодецкое, все солдатское» «по душе да красной девице», скучает он о ней.

^ 4. «Ветры мои, ветры…». Рассказчик-герой – вдова, она обращается к ветрам, рассказывает им о своем горе – «молода овдовела».

Итог обсуждения. Эти песни сближает сходное настроение – печальное; но в различных песнях печаль имеет различные оттенки, так как вызвана разными причинами (в песнях 1 и 4 – тяжелое горе вызвано смертью человека, а в 2 и 3 – печаль вызвана разлукой, встреча еще, может быть, и состоится).

У. Как видите, картина жизни включает в себя настроение, переживание героя песни. Узнаем мы и о том, что именно вызвало такое настроение. А что важнее в песне: настроение, переживание или событие, которое вызвало это переживание?

^ Д. Важнее настроение.

У. Верно. Важнее переживание, настроение. Именно эту сторону картины жизни подчеркивает мелодия: вы уже убедились, что именно она – ведущая, именно она, даже когда мы слов не понимаем, задает нам настроение. И картина жизни «работает» именно на настроение, на задачу жанра – выразить чувство, сложное настроение, вызванное различными событиями жизни: горем матери, тоской о милом, горем вдовы. Задача жанра влияет и на особенности рассказчиков и героев.

Рассказчик в песне, в отличие от рассказчика в рассказе, сказке, не говорит, а поет. В песне главным становятся настроение, переживание, состояние души. Рассказчика интересует не столько само событие, сколько выражение переживаний, вызванных каким-то событием. И, строго говоря, рассказчика в песне и нельзя назвать просто «рассказчиком», он «поющий рассказчик», его можно бы назвать лирическим героем-рассказчиком (греч. «поющий под звуки лиры»). Особенность лирического рассказчика не только в том, что он поет, но и в том, что хотя этот рассказчик, как правило, - герой, но мы не можем себе представить его конкретные черты, В песне рассказчик и герои обычно выступает обобщенно, как «молодец», «девица», «вдовушка».

Такие особенности рассказчиков и героев позволяют поющему легко «перенести» в свою жизнь переживания, выражаемые в песне, позволяют петь как бы про самого себя (вспомните, что авторство в народном творчестве не осознавалось).

Теперь можем сделать запись в нашу схему: ^ Задача жанра – выразить чувство, сложное настроение, которое у лирического героя вызывают различные события жизни. Ведущий уровень - Картина жизни –выражение чувств, переживаний особого «лирического» героя (рассказчика). (Записывают.)

У. Вы сегодня совершили одно большое и важное открытие: узнали о лирическом герое песни. Вы узнали, что в песне главным является выражение переживаний героев. Вы узнали, что и герои в песне не такие, как в сказке или рассказе. А теперь подумайте, не знали ли вы этого раньше? Не отмечали ли вы раньше особенности рассказчика в авторских стихотворениях, в отличие от рассказчиков в сказках и рассказах? Вспомните, например, рассказ Александра Ивановича Куприна «Сапсан». Какой там рассказчик и что о нем можно сказать?

^ Д. Там рассказчик-герой – собака. Сапсан очень большая собака. Он добрый, любит хозяина и его дочку, готов ее защищать – храбрый.

У. То есть в этом рассказе герой-рассказчик представлен очень конкретно. Мы всегда знаем точно, кто он такой. А теперь вспомните рассказчика в стихотворении Тимофея Максимовича Белозерова «Перед сном»:


Ну и шуба!

Мягче пуха!

В изголовье -

Край полы.

Кот мурлычет

Прямо в ухо.

Кот мурлычет,

Кот мурлы…


Что можно сказать конкретного о рассказчике? Какой он? Кто он?

^ Д. Это трудно. Даже не понятно: взрослый или ребенок, мальчик или девочка.

У. Значит, вы уже давно замечали, что в стихах – особый лирический рассказчик, отмечали его отличие от рассказчика в сказке или рассказе. Корни этих отличий уходят в народное творчество: стихи близки протяжной песне по своей задаче, хотя стихи мы и не поем теперь. А когда-то пели. Да и сегодня есть такие стихи, которые обязательно поют – стихи Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, например.

Народные песни в старину исполнялись по-особому. Послушайте две песни в исполнении ^ Федора Ивановича Шаляпина и попробуйте угадать, какую песню он поет по-старинному, а какую – нет? Чтобы вам легче было слушать, я сначала прочитаю вам слова обеих песен. Обратите внимание, что варианты, которые я буду читать, не совпадают с теми, какие поет Шаляпин. Почему?


^ ПРОЩАЙ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ МОЯ

Прощай, радость, жизнь моя!

Слышу, едешь от меня,

Знать, должны с тобой расстаться,

Тебя мне больше не видать.


Темна ноченька!

Эх, да не спится!


Сам я знаю, почему

Ты, девчоночка, меня,

Ты одна меня тревожишь,

Одна решила мой спокой.


Темна ноченька!

Эх, да не спится!


Вспомни, вспомни майский день,

Мы купаться вместе шли,

Мы садились на песочек,

На желтый на мелкий песок…


Темна ноченька!

Эх, да не спится!…


^ НЕ ВЕЛЯТ МАШЕ

ЗА РЕЧЕНЬКУ ХОДИТЬ


Не велят Маше за ре…

За реченьку ходить,

Не велят Маше моло…

Ах, молодчика любить…

А молодчик-то люби…

Любитель дорогой,

Он не чувствует любо…

Любови никакой.

Какова любовь на све…

На свете горяча.

Стоит Машенька, запла…

Заплаканы глаза.


Призатертые кисе…

Кисейны рукава.

Знать, на Машеньку побе…

Ох, победушка была.


Знать, на Машеньку побе…

Победушка была.

Видно, Машеньку брани…

Эх, бранили за дружка…


Как она любовь на свете горяча:

Стоит да Маня у косящего окна,

Стоит да Маня у косящего да окна,

Стоит, бедная, заплаканы глаза.


Стоит, бедная, заплаканы глаза,

Свои белы да рукава.

Знать на Машеньку победушка была,

Знать, все милую побили за дружка





оставить комментарий
страница1/4
Дата25.01.2012
Размер0,82 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
плохо
  3
хорошо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх