«Институт психологии ран» icon

«Институт психологии ран»


Смотрите также:
«Институт психологии ран»...
Участие в научно-практических конференциях и семинарах в гу-вшэ...
Э. Г. Гельфман (Томск, тгпу) > М. А. Холодная (Москва...
Феномен подсказки в решении задач: когнитивный и эмоциональный аспекты 19. 00...
Ценностно-мотивационные характеристики специалистов как фактор выбора способов взаимодействия с...
Ахмеров Р. А. Психология активно верующих девушек-мусульманок с точки зрения субъектного подхода...
Решение 13-й Российской конференции по теплофизическим свойствам веществ...
Дипломная работа...
Психологические идеи в творческом наследии и. А. Ильина >19. 00. 01 общая психология...
Нейрохимия, 2004, том 21, № L, с. 5-14 теоретические работы...
Конференция организована Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований (маки)...
Программа международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество:...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
скачать

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

Владимир Колесников

Лекции по психологии индивидуальности



Москва 1996 Издательство «Институт психологии РАН»


Колесников В Н Лекции по психологии индивидуальности. — М.: Издательство "Институт психологии", 1996. — 224 с.

ISBN—5-201-02222-7

Книга посвящена системному подходу к проблеме индивидуаль­ности. Исходя из Идеи спонтанной активности, дается авторская ин­терпретация основных принципов системного подхода* активности, саморазвития и иерархичности. На основе этих принципов строится структура индивидуальности, включающая аспекты духовности, лич­ности, характера и темперамента. Предлагаются системные концеп­ции духовности и личности. Обсуждаются методы тестирования имен­но системных свойств индивидуальности

Для студентов психологической и педагогической специализации, психологов, педагогов, психотерапевтов, философов. Для широкого круга читателей, кто, вместе с автором, пожелает разобраться в зако­нах душевной жизни, причинах возникновения душевных недугов и поиске путей движения к идеалам душевного Совершенства.

Книга издана при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда

Код проекта 96-03-16116

ISBN-§-2Ol-02222-T © Колесников В.Н., 1996

Издательство «Институт психологии РАН», 1996

'Странно: чайки, которые отвергают Совершенство во имл путешествий, не улетают никуда: где uju, копушам,! yl те, кто отказывается от путешествий во илля Совершенства, летают по всей ^селенной, как лсетеоры"

Ричард Бах*

Повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Предисловие

Ув ажаемый читатель!

Позвольте сказать о пользе, которую Вы можете получить от про­читанных лекций.

Курс лекций можно рассматривать как дидактическое изложение рекомендаций звезд мировой психологии: 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, В. Франкла и К. Роджерса - о возможных путях приближе­ния к идеалу душевного здоровья. Если Вы душевно сильная, яркая и светлая личность, то одним этим снимается множество тактических жизненных проблем. Но, чтобы стать такой личностью, необходимо знать, как минимум, сигналы душевных расстройств (неврозов) и ори­ентиры движения к совершенству своего развития.

Курс лекций можно рассматривать как теоретические основы про­ективных тестов. Если Вы работаете с проективные тестами, особенно зарубежного происхождения, то для того, чтобы более толково их примерять, а также гибко ишенять трактовку результатов тестирова­ния в зависимости от решаемых задач, необходимо ясно представлять себе теоретическую концепцию, воплощенную в используемом тесте.

О последовательности изложения курса.

Изложение гуманитарного знания необходимо начинать с методо­логии, со стремления обрисовать изначальную организующую Идею. Если теория - душа метода, то методология - душа теории.

Первая лекция посвящена знакомству с основной идеей курса -Идеей спонтанной активности. Три последующие лекции (2, 3 и 4) являются тремя воплощениями основной идеи в три принципа при­чинности: активности, саморазвития и иерархичности. Эти принципы являются своего рода основными законами душевного мира, как бы «Конституцией» душевного мира, и когда человек нарушает эти зако­ны - эту «Конституцию», - возникают душевные заболевания, именуе­мые неврозами. В пятой, лекции рассматривается основной критерий индивидуальности - критерий совместимости и на его основе предла­гается структура индивидуальности, включающая аспекты: духов­ности, личности, характера и темперамента. Последние четыре лекции (6, 7, 8 и 9) посвящены ответу на вопросы, почему Духовность является главной силой душевного мира человека, и почему личность следует рассматривать как духовную индивидуальность человека? Несмотря на то, что подробное рассмотрение «формально-динамических» Сил, образующих характер п темперамент, переносится во второе издание секций, тем не менее, выделенные основные Силы «бессознательного»: Либидо, Архетип, Личностный идеал, Духовность и Святость образу­ют полную палитру «содержательных» Сил душевного мира человека. Эта палитра поможет Вам более ясно понять теоретические основы

проективных тестов исследования индивидуальности, а также тракто­вать душевные явления, случающиеся в нашей повседневной жизни.

Основная цель всего курса лекций - построить системную концеп­цию индивидуальности на основе трех принципов причинности и кри­терия совместимости. Эти критерии будут для нас своего рода прави­лом отбора тех теоретических построений, которые в наибольшей степени соответствуют духу Идеи спонтанной активности.

В заключение - об особенностях изложения лекций.

Основное правило, которому стремился следовать автор - это про­стыми, но выразительными средствами (используя яркие образы, ана­логии и дидактические приемы) добиться понимания у студентов очень сложных научных идей. Эти идеи открывают новое, более эф­фективное понимание давно известных душевных явлений и этим сполна «окупаются» затраченные на их понимание интеллектуальные усилия. Эффективность основного правила проверялась автором при чтении лекций на факультете начальных классов Московского педаго­гического государственного университета (10 циклов).

В работе со студентами автор руководствовался принципом, что студент, как покупатель в магазине, должен быть всегда прав: если студент чего-то не понимает, то автор должен действовать по прави­лу: «Раз объяснил, два объяснил, сам, наконец, понял, а он все не по­нимает». В итоге сложилась авторская концепция структуры и стиля изложения лекций.

Во-первых, для лучшего восприятия, лекции имеют дробную иерар­хическую структуру. Это позволяло, в начале нового раздела, привле­кать внимание студентов, если нить рассуждений в предыдущем разде­ле ими была потеряна. Во-вторых, материал лекций разделен на два плана основной (напечатан крупным шрифтом) и вспомогательный (напечатан мелким шрифтом). Основной план студенты гребовали читать медленно (под запись), поэтому, чтобы лекции не превратились в диктант, пришлось делать план-конспект лекции (на одном листе, на лазерном принтере) и раздавать его каждому студенту перед началом занятия. Вспомогательный план состоит из цитат или ярких поясни­тельных образов (содержание его обычно легко запоминалось). В-трегьих, было замечено, что внимание к идеям звезд мировой психо­логии значительно повышалось, когда демонстрировались их портре­ты и давалась краткая биография, включающая фрагменты из личной жизни. Все эти особенности отражены в книге.

Автор благодарит весьма требовательную аудиторию студентов факультета начальных классов МПГУ, которые своим вопросами и беседами после лекций побуждали автора к непрестанной работе над самим собой и над текстом лекций.

Особая благодарность академику В.Д. Шадрикову и профессору В.Н. Дружинину за организационную и научную поддержку проекта.

Часть I

^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Вдохновляющей идеей курса лекций является древнейшая Идея спонтанной активности. Лучи этой идеи направляли мысль великих: Сократа, Платона, Аристотеля, Г. Лейбница — и дошли до наших дней, воплощенные в три принципа причинности: активности, само­развития и иерархичности.

Эти принципы, составляя основу современного системного подхода в психологии, служат эффективными методами познания душевного мира. В то же время они являются тремя основными законами (как бы «Конституцией» душевного мира человека), поэтому, когда человек нарушает эти законы (эту «Конституцию»), то возникают душевные заболевания, именуемые неврозами.

Реализация в психологии Идеи спонтанной активности породила концепцию неосознаваемой психики или, другими словами, концеп­цию «бессознательного».

Последовательность изложения лекций первой части мы начнем с истоков возникновения концепции «бессознательного», со знакомства с необычной, на первый взгляд, концепцией причинности системного подхода, воплощенной в трех выше^похмянутых принципах, а три по­следующие лекции будут посвящены подробному их рассмотрению.

В свою очередь, последовательность изложения каждой из трех лекций, посвященных принципам активности, саморазвития и иерар­хичности, будет состоять из философского, физиологического, психо­логического и патологического аспектов рассмотрения. Причем осо­бое внимание будет уделено патологическому аспекту, так как он по сути является критерием возведения принципа до уровня закона ду­шевного мира. Поэтому нарушение этих трех законов является причи­ной возникновения трех классических типов неврозов: нарушение принципа акгивности — невроз по Фрейду, нарушение принципа са­моразвития — невроз по Адлеру и нарушение принципа иерархич­ности — невроз по Юнгу.

Цель методологической части — понять три принципа причинности активности, саморазвития, иерархичности и понять их связь с тремя теориями неврозов 3 Фрейда, Л Адлера и К. Юнга.

Лекция 1

Идея спонтанной активности

Цель лекщт — открыть дня себя новый тип движения: движения в состояниях, понять основы концепции «бессознательного» и познако­миться с тремя принципами причинности.

Тема собеседования — что такое «невидимая психика» и три подхо­да к пониманию глубинных Сил «невидимой психики» человека

1. Концепция «бессознательного» как воплощение в психо­логии Идеи спонтанной активности (ИСА).

Спонтанность (лат. spontaneus — самопроизвольный) — характе­ристика процессов вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами [14, с. 429] .

Условие — в отличие от причины, непосредственно направляющей процесс развития, составляет среду, которая содействует или проти­водействует развитию, обусловливая тем самым специфику развития [14, с. 474].

Другие статьи словаря: принцип [14, с. 362], причинность [14, с. 364], Декарт Рене [14, с Л 08; 10, с. 95], Лейбниц Готфрид [14, с. 217; 10, с. 186], бессознательное [10, с. 38].

1.1. Психология толкования причинности.

Путь к пониманию Идеи спонтанной активности (термин взят из работы [12]) лежит через преодоление бытовых и механистических образов причинности.

♦ Что такое бытовые образы причинности?

В детстве мы обычно объясняли причины происходящего действием какой-либо одушевленной причины.

Автор этих строк (в 5-6 лет) думал, что машины едут оттого, что шофер вертит баранку «туда-сюда». Было также удивительно, почему кабина с шо­фером у грузовой машины находится впереди, хотя должна быть сзади маши­ны, так как шофер, как (толкающая) причина движения, должен находиться позади движения'7

Детские образы «одушевленной» причинности характерны и для взрослых. Вот пример из х/ф «Ибн-Сина»: «Вертится?! Интересно, а

кто же ее вертит?».

В фильме «Ибн-Сина» есть такой эпизод. Перед солнечным затмением Ибн-Сина объясняет толпе возбужденного народа, что Земля — это шар, ко­торый вращается вокруг своей оси. Вдруг из толпы выскакивает человек и с сарказмом спрашивает: «Вертится91 Интересно, а кто же ее вертит7».- и весь народ дружно смеется над Ибн-Синой. ибо для каждого очевидно, что враще­ние возможно только тогда, когда кто-то или что-то (вода на мельнице) это

Лекция 1 Идея спонтанной активности

вертит. Или. продолжая эту аналогию, если что-то движется, то обязательно предполагается существование внешней причины этого движения.

Этот пример поясняет, что приближение к Идее спонтанного дви­жения давалось не просто, так как не просто преодолеть бытовые об­разы причинности.

Тем не менее наш жизненный опыт и образование позволяют нам прийти к пониманию, что если что-то движется, вовсе не обязательно кто-то это движет, вовсе необязательно должна существовать оду­шевленная причина движения.

♦ Что такое идея спонтанного движения?

Допустим, мы преодолели бытовые образы одушевленной причин­ности, но после этого нами начинают владеть механистические обра­зы неодушевленной причинности: мы не можем себе представить дви­жение без какого-либо двигателя. Если мы преодолеем это представ­ление, то мы поймем идею спонтанного движения в механике.

Понимание закона инерции из трех законов механики И. Ньютона означает преодоление бытовой причинности и понимание идеи спон­танного движения.

Идея спонтанного движения получила полную ясность в первом законе ме­ханики Ньютона: «Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения».

Два примера идеи спонтанного движения:

а) Если в Космосе толкнуть тело, то оно будет двигаться вечно (!?), без двигателя, пока не рассыпется.

Не знаю как Вам. но мне это положение давалось не сразу, ибо трудно преодолеть бытовую причинность: «Как это так9 Если в Космосе тело толк­нуть, то оно будет двигаться вечно(!), не нуждаясь ни в какой движущей силе, ибо мой бытовой опыт говорил мне: все, что двигается — его двигают, а если ие двигают, оно стоит на месте.

Эта задача, хоть и с трудом, но понимается в рамках школьной программы по физике.

б) А вот задача посложнее на понимание идеи спонтанного движе­ния, воплощенной в первом законе Ньютона, Спутники, оказывается, когда вращаются вокруг земли по орбите, не «висят», а ,.. вечно пада­ют.

До сих пор очень много людей думает, что космические станции летают по орбите, не падая на Землю, только потому, что двигатели постоянно работа­ют, либо центробежная сила не дает им упасть. Тем не менее, эти ответы не­верные. Закон физики утверждает, что на спутник действует только одна центростремительная сила — притяжение Земли (не считая ничтожно малого трения в слоях разряженной атмосферы), а центробежная сила действует на Землю. Поэтому спутник находится в состоянии вечного падения.

Если вы в школе решили эту довольно трудную задачу, значит вы хорошо уяснили первый закон Ньютона, и вы ясно представляете Идею спонтанного движения: если что-то движется, вовсе не обяза-

Часть I Методология

l||||M'

телъно что-то это движет, вовсе не обязательно должна сугцество-вать неодушевленная причина движения.

На основе этого простого положения сформировалась классическая концепция причинности с тремя принципами: реактивности, каузаль­ности и редукционизма (об этом позже). Эти принципы сыграли очень большую роль в науке, но сейчас все большую силу набирает новая концепция причинности, основанная на Идее спонтанной активности, которую необходимо понять для понимания концепции «бессознательного».

Теперь для понимания Идеи спонтанной активности следует пре­одолеть механистические образы причинности.

Преодоление концепции неодушевленной причинности означает понимание идеи спонтанного движения, а от этого один шаг до пони-

мания идеи спонтанной активности.

♦ Что такое Идея спонтанной активности?

Допустим, мы поняли идею спонтанного движения и прекрасно знаем законы механики. Но чисто механистическое представление о движении позволяет рассматривать материю только как инертную

субстанцию. А если материя инертная субстанция, то она должна стремиться от более организованного к менее организованному со­стоянию и в итоге — к полному хаосу, к «тепловой смерти Вселенной». Но если мы поймем, что вопреки законам механики материя стремится от менее организованного состояния к более организованному, то есть обладает спонтанной активностью, то мы поймем идею спонтанной активности.

В античности Идея спонтанной активности развивалась как идея «оживления» материи.

В учении об «Идеях» Платона материя еще инертна и «оживает» только под влиянием «Идей» извне. Платон утверждает, что сама материя ничего не может породить. Она только «кормилица» или «восприемница», прини­мающая в свое лоно идущие от Идей световые истечения, так называемые эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящая из Идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую фор­му по образцу вечных и неизменно-прекрасных форм недоступного для грубо­го человеческого чувства мира Идей [7. с. 71].

Ученик Платона Аристотель в учении об «Эйдосах» дает принципиально иное толкование причины «оживления» материи. Он утверждает, что идея присутствует в каждой материальной вещи, что идея слита с материей, нахо­дится внутри нее. а не в заоблачных высях, тем самым Аристотель свел идею на Землю, которую так любили и почитали греки [7, с. 72]. Причину жизни материи Аристотель видел в ней самой, то есть материя сама обладает спо­собностью спонтанного (без вмешательства «мира Идей» Платона) стремле­ния к совершенному состоянию.

Итак, еще в далекой античности Аристотель говорил о признании существования некой причины, которая является «причиной для самой же себя» [7, с. 330].



12

Часть I Методология

(если движется, то необязательно кто-то движет); затем уяснили для себя Идею спонтанного движения в механике (если движется, то не обязательно что-то движет); и, в завершение, заложили основы для формирования новой, даже загадочной, концепции причинности (если организуется, то не обязательно кто-то или что-то это организует, оно само организуется). Эта концепция причинности долгое время суще­ствовала лишь на философском уровне (Сократ, Платон, Аристотель), а в психологии царила картезианская (Р. Декарта) стратегия поиска причин. И лишь учение о «живых Монадах» Готфрида Лейбница дало импульс создания новой концепции причинности в психологии, на основе которой родилась концепция «бессознательного». На этой концепции остановимся более подробно.

1.2. Основы концепции «бессознательного».

Концепция «бессознательного» предполагает существование так называемой «невидимой психики», именуемой сфера

«бессознательного».

«Бессознательное» мыслится не как пассивный склад информации, которая ассоциативным способом выдергивается потоком мысли и попадает в сознание; а как актив­ный будущий океан, каждый эле­мент которого спонтанно стре­мится из состояния «сна» в со­стояние «бодрствования», из глу­бин «бессознательного» на поверх­ность сознания.

Поэтому сущностные Силы, образующие «Ядро» человеческой индивидуальности, также явля­ются активными элементами океана «бессознательного». Следователь­но, чтобы понять индивидуальность человека, надо понять главные Си­лы, образующие «Ядро» (Рис. 1).

♦ Что такое «невидимая психика»?

Представьте себе, что сны — это как звезды на небе, днем их не видно, а ночью они загораются таинственным мерцающим светом. Звезды днем — это как «невидимая психика»: их не видно, но они есть.

Представление о «невидимой психике» зародилось в полемическом диалоге Лейбница с последователями Декарта.

Простое утверждение Декарта о том, что «психика=сознанию» имеет сильные следствия. Одно из самых сильных — это то, что животные не имеют сознания, следовательно, не имеют психики и, следовательно, они подобны автоматам.

Рис. 1



Лекция 1 Идея спонтанной активности 13

Но. к счастью, слухи о том. что человек так уж качественно отличается от братьев своих меньших слишком преувеличены, Лейбниц был первым, кто перечеркнул своей концепцией равенство Декарта «психика=сознанию» и тем самым одушевил животных, сделав более плавным эволюционный переход между животными и человеком.

При отсутствии сознания, по Лейбницу, продолжается незаметная деятель­ность психических Сил. тем самым он ввел понятие о «бессознательном»: «Убеждение в том. что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она создает, является величайшим источником заблуждений» [5].

Таким образом, если у вас прошла головная боль, когда вы выпили таб­летку анальгина, то. по Декарту, проблема решена: нет боли — нет проблемы. Но. по Лейбницу, это «величайший источник заблуждений», ибо голова про­должает болеть, но в «невидимом мире», со всеми вытекающими отсюда нехо­рошими последствиями.

Образы «сцены» — сознания и «подвала» — подсознания (или «бессознательного») очень часто используются в качестве образной трактовки двух сфер душевного мира человека — «видимой» и «невидимой».

Концепция «бессознательного» существовала и до Фрейда. Напри­мер, историки развития концепции «бессознательного» [19, с. 190], пишут, что Фрейд в последнем классе гимназии штудировал учебник по психологии, который был поистине энциклопедией идей Йогана Фридриха Гербарта, который, в свою очередь, был страстным после­дователем Лейбница. Несмотря на то, что концепция «бессознательного» была известна всем, практическую значимость она приобрела начиная с работ 3. Фрейда и его учеников А. Адлера и К. Юнга. Именно 3. Фрейд наиболее ярко использовал представление о «невидимой психике» для трактовки возникновения неврозов и по­иска путей их исцеления.

В трактовке неврозов с точки зрения . концепции «бессознательного» встает главный вопрос — какие Силы считать главными для здоровой организации душевного мира человека. Если эти Силы подавлены, то возникает расстройство психики, следова­тельно, стратегия исцеления неврозов строится как восстановление приоритета этих Сил.

3 Фрейд. А. Адлер и К. Юнг. которые основали «Глубинную психоло­гию», по-разному отвечали на вопрос о том. какие Силы считать главными в сфере «бессознательного». В процессе знакомства с этими трактовками мы будем дополнять и развивать схему «Сцена-подвал», при условии, что эти трактовки не будут противоречить друг другу. В итоге мы получим общую схему, которая будет предложена для анализа проективных методов изучения человеческой Индивидуальности.

Итак, 3. Фрейд, А. Адлер и К. Юнг, доказывая существование «невидимой психики», основали «Глубинную психологию». Но понять существование «невидимой психики» непросто. Многие современники 3. Фрейда понятие «бессознательное душевное» считали просто неле­постью [16, с. 111-112].

Часть I Методология

♦ Как же почувствовать реальность существования неосозна­ваемой сферы психики?

Для пояснения особенностей действия неосознаваемых психических Сил позвольте привести пример с постгипнотическим внушением.

В состоянии гипноза женщине внушили, что после пробуждения она долж­на подойти к вешалке, взять зонтик и его раскрыть. После выхода женщины из гипноза гипнотизер начал разговаривать с ней на нейтральные темы. Вдруг женщину как бы невзначай потянуло к вешалке, руки потянулись к зонтику и, почти автоматически, в процессе разговора, она открыла зонтик. В этот мо­мент гипнотизер внезапно обратил внимание на необычность ее поведения: «Вы пришли на прием, мы серьезно разговариваем, а вы зонтики откры­ваете!». От осознания необычности своего поведения женщина сначала просто растерялась, а затем быстро придумала псевдопричину, наподобие: «Мне надо было срочно узнать, открывается ли зонтик, он у меня ломался, а на улице, кажется, дождь начинается».

На этом примере вы должны уяснить для себя принципиально важ­ные моменты действия неосознаваемых Сил. Во-первых, подлинные причины поступков человека часто им не осознаются, но скрытым обра­зом из «бессознательного» направляют его на свершение этих поступ­ков. В приведенном примере внушенная программа заставила женщи­ну раскрыть зонтик. Во-вторых, человек, когда неосознаваемая Сила влечет его на совершение поступка, начинает придумывать ложные причины или поводы для совершения этого поступка. Не исключено, что женщине в процессе разговора послышался шум грома, хотя стояла ясная погода; пришла мысль, что зонтик плохо работает, хотя может быть это был другой зонтик и т.д., в общем, события в душевном мире разыгрывались таким образом, чтобы реализовалась внушенная про­грамма.

Теперь, если обратиться к схеме «сцена-подвал», то аналогом вну­шенной женщине программы будет «Ядро» душевного мира, которое в неявном виде действует на весь (включая сознание) душевный мир человека, определяя стратегические пути его развития.

Трактовка индивидуальности — это по сути трактовка основных сущностных Сил «Ядра» душевного мира (см. Рис. 1). Действие Сил ядра, подобно действию внушенной женщине постгипнотической про­граммы, в неявном виде определяет основные пути развития человека.

Итак, мы уяснили, что реально существует «невидимая психика» и существует «невидимое Ядро» индивидуальности. Реальность суще­ствования глубинных психических Сил «Ядра», образующих глубин­ную основу индивидуальности, выражается в основных, скрытых для непосредственного взгляда, линиях поведения человека. Чтобы раз­глядеть эти скрытые линии в пестрой палитре поступков человека, необходимо владеть основным методом «Глубинной психологии» — психо анализом.

Лекция I Идея спонтанной активности 15

♦ Как же тогда раскрыть подлинные причины человеческого по­ведения, в неявном виде действующие из «бессознательного»?

Научное направление, которое этим занимается, называется «Психоанализ». «Психоанализ» — есть метод раскрытия скрытых е «бессознательном» причин человеческого поведения.

Фрейд в своей работе «Введение в психоанализ» [17] к основным формам действия неосознаваемых Сил относит — оговорки, описки, очитки, ослышки, ошибочные действия, провалы памяти (намерения, имена, впечатления и переживания) и т.д. Он говорил, что казалось бы случайная оговорка на самом деле не случайна, а имеет скрытую в «бессознательном» причину. А искусство психоанализа в том и состо­ит, чтобы раскрыть эту глубинную причину. Приведем несколько примеров из этой книги.

а) Забывание имени соперника в любви [17, с. 30].

«Господин Y был безнадежно влюблен в даму, которая вскоре выходит за­муж за господина X. Хотя господин Y давно знает господина X и даже имеет с ним деловые связи, он все время забывает его фамилию и всякий раз, когда собирается писать ему по делу, справляется о его фамилии у других. Очевид­но, господин Y не хочет ничего знать о счастливом сопернике: «И думать о нем не хочу»» [17, с. 30]. Этот пример забывания имени соперника очень ха­рактерен для раскрытия скрытой антипатии, например, в любовном треуголь­нике.

б) «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги...» [17, с. 23].

Человек, стараясь лестно отозваться о другом человеке, говорит: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшествен­ника» [17. с. 23]. Или другое подобное высказывание (не из Фрейда): «Перечисленные недостатки не до конца (вместо — не умаляют достоинств) перечеркивают достоинства данной работы». Скрытая антипатия на фоне лести обнаруживает себя в этих оговорках.

Знакомство с этими примерами, в которых легко найти скрытую причину, не должно создать у вас иллюзии, что психоанализ — это просто. Психоанализ — это непросто.

Фрейд метод психоанализа сравнивает с судопроизводством [17, с. 29], где косвенные улики позволяют сделать вероятностное заключение Он пишет: «Обычно мы толкуем ошибочное действие, исходя из общих соображений, и высказываем сначала только предположение, гипотезу для толкования, а за­тем, исследуя психическую ситуацию допустившего ошибку, находим ему подтверждение. Иногда приходится ждать событий как бы предсказанных ошибочным действием . чтобы найти подтверждение нашему предположению» [17, с. 30]

Ключом психоанализа является критерий обоснования главных Сил сферы «бессознательного». У Фрейда, Адлера и Юнга были раз­ные критерии и, поэтому, разные концепции «бессознательного», хотя все они считали, что именно глубинные Силы образуют подлинную сущность человеческой Индивидуальности.

Психоанализ — это искусство видеть за словами и за делами подлин­ную сущность человека. Для овладения этим искусством необходимо

16 Часть I Методология

понять особенности поиска глубинных причин (причинного анализа) явлений душевного мира. Особенность психоанализа различных авто­ров очень ярко высвечивается на примерах трактовки живописи и снов.

Таким образом, сначала мы познакомились с основами концепции «бессознательного», основанной на представлении о «невидимой пси­хике». Затем познакомились с пояснительной схемой «сцена-подвал», которая будет постоянно сопровождать наши расс\ждения, и на нее мы будем наносить основные Силы, действ\тощие из «бес­сознательного». В завершение мы познакомились с некоторыми осо­бенностями действия скрытых Сил и приемами их распознавания, то есть психоанализом.

Чтобы правильно трактовать причины явлений душевного мира, в следующем разделе мы обсудим основы концепции причинного анали­за Г. Лейбница, на которой строится представление о «неосознаваемой психике». Причем обсудим в сравнении с альтерна­тивной концепцией причинного анализа, получившей свое развитие от работ Рене Декарта и, к сожалению, в неявном виде, господствую­щей в психологии по сей день

1.3. Идея спонтанной активности в трактовке явлений душевного мира. Две концепции причинности — Г. Лейбница и Р. Декарта

Философский минимум психолога должен включать элементарное представление о двух подходах к поиску причины психических явле­ний (причинного анализа).

Мы уже говорили, что истоки этих двух подходов зародились в да­лекой античности, в споре Платона и Аристотеля о толковании при­чины оживления материи.

Платон понимал матершо только как «восприемницу» идущих от идей световых истечений, оживляющих темную материальную массу и придающих ей ту или иную видимую форму [7, с. 72].

Аристотель дал иное толкование оживления материи. Он утверж­дал, что Идея присутствует в каждой материальной вещи, что идея спита с материей, находится внутри нее, а не в заоблачных высях [7, с. 72].

Таким образом, если Платон рассматривал материю как инертную массу, то Аристотель наделил ее свойством спонтанной активности. Так впервые возникло представление о том, что причина жизни мате­рии заложена в ней самой, а не в мире идей.

♦ О Рене Декарте.

Декарт родился 31 марта 1596 года (Овен-Обезьяна). Отец его был членом совета парламента Бретани. Наследства, полученного от отца, Декарту хватило, чтобы уединиться в предместье Парижа Сен-Жермен и предаться размышлениям, но визиты друзей и там мешали ему мыс­лить. Как это ни странно, но для полного уединения Декарт в возрасте

Лекция I Идея спонтанной активности

17


Рене Декарт

21-i о года решил записаться в голландскую армию. Когда Голландия через два года начала воевать, он записался в баварскую армию. Для уединения и комфорта (погода была холодной) Декарт, будучи в армии, утром залезал в печь и сидел там целый день размышляя. Если Сократ обычно раз­мышлял целый день на снегу, то мозг Де­карта работал только в тепле.

Успехи техники того времени привели Декарта к мысли о возможности тракто­вать поведение живых тел по образцу ме­ханических устройств. В трактате «Страсти души» (1649) он изложил свои основные взгляды на психологию. Тела людей и жи­вотных Декарт рассматривал как машины: животных он рассматривал как автоматы, полностью подчиняющиеся законам физи­ки и лишенные чувств и сознания. По Декарту люди отличаются от животных наличием души, которая через щитовидную железу управ­ляет телом.

По натуре Декарт был очень робким человеком. Он любии спать до обеда. Но так случилось, что в 1649 году его пригласила давать еже­дневные уроки шведская королева, назначив их на 5 (!) часов утра. Непривычный ранний подъем и холодная скандинавская погода еде-тали свое черное дело: Декарт заболел и умер 11 февраля 1650 года, в

Стокгольме, в возрасте 54-х лет [11, с. 75-85].

♦ О Годфриде Лейбнице.

Лейбниц родился 1 июня 1646 года (Близнецы-Собака). Его отец был профес­сором нравственной философии в Лейпциге (Германия). Жизнь Лейбница протекала в неутомимой деятельности, но деятельность эта не была целеустремленной. По натуре он был трудолюбив, бережлив и честен в денежных делах, вел уединенный образ жизни.

Следует отметить, что свою философ­скую эволюцию Лейбниц начал с механи­стического материализма, но неудовлетво­ренный пассивным характером субстанции создал свой известный труд

«Монадологию» (1714), в которой заложил


Готфрид Лейбниц

Часть I Методология

основы причинного анализа душевной жизни, принципиально отлич­ного от подхода Декарта,

Монады, согласно Лейбницу, образуют иерархию, в которой одни возвышаются над другими по их ясности и отчетливости, с какой они отражают Вселенную. Иерархия монад подобна иерархии существ от менее совершенных к более совершенным. Исходя из иерархии совер­шенств, Лейбниц делает вывод: «можно представить существующим субъекта всех совершенств или наиболее совершенное существо. Из этого также следует, что оно существует [реально], так как существо­вание включается в число совершенств».

Умер Лейбниц 14 ноября 1716 года, в Ганновере, в возрасте 70-ти лет [11, с. 98-112; 14, с, 217].

♦ В чем разница подходов Декарта и Лейбница с точки зрения по­иска причины явлений?

а) Приведем пример с неправильной аналогией между установлени­ем причины движения кусочка мела и причиной роста зерна.

Проделаем мысленный эксперимент. Вот по столу мы толкаем кусочек ме­ла. Перестали толкать — мел остановился. Опять стали толкать — мел стал двигаться. Очевидно причина движения мела — моя рука.

Другой мысленный эксперимент. Бросаем зерно в плодородную, но сухую землю. Поливаем — зерно растет. Перестали поливать — зерно не растет. Опять стали поливать — зерно растет. По аналогии с предыдущим случаем, мы можем заключить, что причиной роста зерна является вода. Но так ли это?

Так вот, несмотря на кажущуюся аналогию, вода не есть причина роста, вода есть, пусть решающее, но только условие роста, а причина роста в самом зерне.

б) Приведем другой пример с двумя воздушными шариками.

Проделаем мысленный эксперимент. Представим себе два одинаковых воздушных шарика, (на Рис. 2, слева) шарик наполнен легким газом, а справа — тяжелым. Шарик с легким газом стремится вверх, но моя рука держит его за ниточку, и он не улетает. Шарик с тяжелым газом — стремится вниз, но моя другая рука поддерживает этот шарик за некую жесткую ниточку (вообразите себе такую жесткую ниточку, которая не дает шарику ни упасть ни наклонить­ся набок и при этом ниточки одну от другой внешне не отличить).

А теперь — главное; представьте, что я медленно двигаю руками вверх-вниз. Внешне явления абсолютно одинаковы, но между причиной движения шариков, как говорят в Одессе, существуют две большие разницы.

Те. кто считает, что оба шарика толкаются вверх некой силой-стимулом, являются последователями Рене Декарта, их подход иногда называют механи­стическим или картезианским (имя Декарта — Рене по латыни Cartesms. от­сюда — картезианский подход).

Те, кто считает, что шарики «спонтанно» стремятся вверх, но сдерживают­ся ниточкой, являются последователями Лейбница, их подход назовем гума­нистическим, так как он по сути привел к рождению «Гуманистической психо­логии».

Не следует спорить, какой подход лучше — каждый хорош в своей области явлений. Но, к сожалению, картезианский (механистический) подход, набрав­ший свою силу в естественных науках, имеет господство и сейчас, даже в

■......"................

Лекция 1 Идея спонтанной активности

19

трактовке явлений душевного мира (рефлекторная теория, бихевиоризм), являясь при этом неэффективным для круга душевных явлений. Современная психология отстаивает свой гуманистический подход и стремится, преодоле­вая давление естественных наук, развивать «Гуманистическую психологию».

Пусть два шарика (Рис. 2) будут образами, поясняющими два под­хода к трактовке причинности психических явлений. Шарик стремя­щийся вверх, но сдерживаемый гибкой ниточкой — образ кон­цепции причинности Г. Лейбница. Шарик справа, стремящийся вниз, но удерживаемый жесткой ниточ­кой — образ концепции причин­ности Р. Декарта.

Искусство причинного анализа по Лейбницу (и искусство психо­анализа вообще) состоит в том, чтобы не путать «условие» с «причиной». Примером тому — рассуждения известного психоло-





оставить комментарий
страница1/11
Дата25.01.2012
Размер3,46 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх