Справочник библиотекаря. Спб., 2000. С. 160 icon

Справочник библиотекаря. Спб., 2000. С. 160


11 чел. помогло.
Смотрите также:
Справочник библиотекаря. Спб., 2000. С. 160...
А. С. Большаков Менеджмент...
Краткий курс менеджмент а...
Справочник. Минск: Харвест, 2008...
Выпускающий редактор В. Земских Редактор А. Ермолаенкова Художественный редактор В...
Справочник по лесопилению / [сост. Ю. Б. Шимкевич]. Спб. Профи-информ, 2005 Тип. "Наука"...
Справочник библиографа / науч ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. Спб.: Профессия, 2002. С...
Как форма деятельности школьного библиотекаря...
Календарь для библиотекаря...
Название набора/коллекции ресурсов...
Квантовая механика без волновой теории...
«Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря»: пять лет формирования нового...



Загрузка...
скачать
Что такое библиотечная выставка?

Библиотечной выставка - это публичная демонстрация специально подо­бранных и систематизированных произведений печати и других носителей ин­формации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознаком­ления. (Справочник библиотекаря. - СПб., 2000. - С. 160.)

Как давно появились книжные выставки в библиотеках России?

Книжные выставки относятся к традиционным формам работы с читате­лями. В библиотеках России они появились в середине XIX века. Под руко­водством известных библиотековедов В.И.Собольщикова и В.В.Стасова выс­тавки книг регулярно устраивались в Публичной библиотеке Петербурга. Н.Г.Чернышевский, анализируя деятельность этой библиотеки, на первое место поставил организацию выставок.

^ Что такое выставочная работа? Из каких этапов она состоит?

Выставочная работа - это деятельность по организации выставок, вклю­чающая в себя планирование, разработку, оформление, проведение и подве­дение итогов выставки.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

  • выбор темы;

  • определение целевого и читательского назначения;

  • выявление и отбор документов;

  • подбор вспомогательных материалов;

  • разработка структуры книжной выставки;

  • оформление книжной выставки;

  • реклама книжной выставки;

  • анализ эффективности книжной выставки.

С чего начинается работа над будущей выставкой?

С тщательного продуманного выбора темы, которая должна соответство­вать двум требованиям. О первом обычно помнят все - тема должна быть актуальной и интересной читателям. О втором требовании - тему необходи­мо конкретизировать - часто, к сожалению, забывают.

Например, как вы себе представляете книжную выставку на тему «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»? Огромную выставку-просмотр из нескольких десятков или даже сотен изданий? Или полтора десятка слу­чайно отобранных книг? Трудно представить, что такая выставка заинте­ресует читателей. Лучше выбрать в качестве темы для выставки опреде­ленный период жизни великого поэта (лицейские годы, Болдинская осень), или определенный жанр, или тему в творчестве («Адресаты лю­бовной лирики поэта»), или малоизвестные факты его биографии («Не­известный Пушкин»).

Кроме темы, надо хорошо продумать и читательский адрес будущей выставки. Для кого вы ее оформляете - для младших школьников, подро­стков или их родителей? От этого будут зависеть все последующие этапы работы над выставкой, начиная с отбора документов и заканчивая рекла­мой.

^ Как правильно отобрать документы для выставки?

Лучше всего это сделать в два этапа. Сначала по каталогам, картотекам, используя библиографические и методические пособия, выявить все доку­менты, какие есть в библиотеке по- данной теме - книги, статьи из газет и журналов, аудиовизуальные материалы и другие. Затем просмотреть выяв­ленные источники и отобрать для выставки те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение также отдается документам, содержа­щим новую информацию и имеющим привлекательный внешний вид. «Не­презентабельную», но необходимую книгу надо сначала привести в порядок и только после этого выставлять.

После того как документы отобраны, можно приступить к подбору вспо­могательных материалов. Они сделают выставку яркой, содержательной, иногда необычной и даже праздничной.

^ Какие предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставки?

Самые разнообразные. Это могут быть:

  • художественные элементы (портреты, иллюстрации, плакаты, репродук­ции картин, фотографии, фотообои);

  • декоративные элементы (цветы, драпировки, вышитые полотенца, из­делия из бересгы, каргопольская игрушка, щепная «птица счастья»);

  • природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни,
    ветки) и поделки из него;

  • «творения рук и умов читательских» (рисунки, поделки, отзывы на кни­ги, мини-сочинения);

  • предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер,
    бинокль, свечи, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты,
    муляжи) и многое другое.

Огласить весь список аксессуаров практически невозможно. Подойдет все, что поможет раскрыть тему выставки, привлечет к ней внимание читателей, конечно, при соблюдении вкуса и чувства меры.

^ Какой должна быть структура книжной выставки?

Разработка структуры библиотечной выставки почти всегда вызывает зат­руднение. Именно на этом этапе у библиотекаря появляется масса вопросов. Сколько книг должно быль на выставке? А сколько разделов? Всегда ли нуж­на цитата? Как правильно выбрать название для книжной выставки?

Конкретной цифры количества книг на выставке нет и быть не может. Оно зависит от многих факторов, в том числе от объема фонда, типа выстав­ки, места расположения, размера выставочного стеллажа. Кроме того, коли­чество книг, разделов, наличие цитат и пояснительных текстов вам лучше всего подскажет логика выставки, ее идея. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к об­ратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Любая выставка только выиграет, если вы правильно подберете для нее название. Оно обязательно должно привлечь внимание читателей, заинте­ресовать, вызвать любопытство, удивление, а иногда и недоумение. Это воз-

можно только в том случае, если к выбору заголовка для выставки вы подо­шли не стандартно, а творчески. Каким должно быть название выставки?

  • Информационно емким, передающим суть;

  • лаконичным, то есть состоять всего из нескольких слов (оптимально —
    не более 4-5);

  • нешаблонным (в виде папирусного свитка, воздушного шарика, цветка,
    рушника, книги, новогодней елки, машинки, неваляшки).

Названием выставки может стать крылатая фраза, афоризм, пословица, пого­ворка, строчка из стиха или песни («Азбука - к мудрости ступенька», «Почитай учителя как родителя», «Дом вести — не лапти плести», «Храни огонь родного очага», «Я помню чудное мгновенье», «Раз в крещенский вечерок», «Любовь -обманная страна», «В лесу родилась елочка», «Потому что он хороший»).

^ Какое значение для библиотечной выставки имеет оформление?

Огромное, ведь выставка — это наглядная форма работы библиотеки. При этом не стоит забывать, что «наглядно» — это не только то, что можно пока­зать и увидеть, но и то, что можно представить, вообразить. Вот потому рабо­та над выставкой не должна сводиться только к показу внешнего облика книги. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть перед читателями содержание книги, ее ценность и «индивидуальность».

Для читателей-детей наглядность играет еще более важную роль, поскольку восприятие ребенка носит наглядно-образный характер. Поэтому использова­ние наглядности в библиотечной работе с детьми — это разговор с ребенком на понятном ему языке. Наглядность позволяет сделать восприятие книги юными читателями более понятным, образным, «зримым» и тем самым усилить разви­вающее, эмоциональное, воспитательное ее воздействие на ребенка.

Хорошо продуманная и умело разработанная выставка часто не пользует­ся спросом у читателей, если она плохо оформлена. Хорошее оформление, наоборот, привлекает внимание к выставке, помогает раскрыть ее содержа­ние, усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

^ Как правильно оформить библиотечную выставку?

Оформление выставок — одно из интересных направлений библиотечно­го дизайна. Дизайн имеет свои правила. Только соблюдая их, вы сможете сделать свои выставки привлекательными и интересными. Например, помня о том, что дизайн - это, прежде всего, искусство «общения» с деталями, можно каждый заголовок художественно обыграть, заставить читателя заин­тересоваться, обратить внимание. Заголовки в виде цветка, шарика, машин­ки, солнышка, облачка не оставят равнодушным читателя-ребенка. При со­здании заголовка можно использовать самые разные материалы: ватман, цвет­ную бумагу, картон, ткань, пенопласт.

Большое значение имеет подбор цвета и цветовых сочетаний. Желательно использовать при оформлении не более трех цветов, иначе выставка полу­чится не яркой, а пестрой. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием («Разноцветные страницы». «Пестрые фантазии», «Но­вогодний калейдоскоп», «Веселая мозаика»).

Существуют три основных цвета: красный, синий, желтый, — и допол­нительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый, которые служат для выделе­ния основных цветов. Наиболее удачно сочетаются:

  • белый на синем;

  • белый на красном;

  • белый на зеленом;

  • красно-бело-синий;

  • черный с желтым;

  • черный с оранжевым;

  • черный с золотым;

  • черный с серебряным.

Цвет может создать определенное настроение. Известно, что зеленый и синий цвета успокаивают, красный и желтый — возбуждают, темно-фиолето­вый — угнетает. А еще восприятие цвета зависит от возраста. Подростки, например, предпочитают контрастные сочетания — синий и оранжевый, крас­ный и зеленый, желтый и фиолетовый. Люди пожилые, наоборот, — гамму приглушенных тонов.

Есть цвета, которые способны зрительно приближать предметы. Если для фона выбрать холодные оттенки, а для объектов, расположенных на пере­днем плане, — теплые, то можно добиться эффекта «приближения» важной информации. Если необходимо выделить или «приблизить» определенную книгу или статью, можно поместить ее на подставку красного, оранжевого или охристо-желтого цвета.

Очень важно при оформлении выставки правильно подобрать шрифт для заголовка и разделов. Он должен соответствовать содержанию выставки. На­пример, если выставка посвящена истории России или устному творчеству русского народа (сказкам, былинам, пословицам, поговоркам, загадкам), то лучше заголовок написать шрифтом, стилизованным под старославянский. Если выставка предлагает материал о средневековье, о феодалах, о рыцарях, то можно для се оформления выбрать готический шрифт. На выставке о войне будет уместен строгий рубленый шрифт, а на выставках, посвященных поэзии или жанру любовного романа — легкий вензельный.

^ Где и как разместить библиотечную выставку?

Выставки могут располагаться в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах, в окнах, на столах. Но чаще всего их оформляют на специальных выс­тавочных стеллажах. Все они имеют прямоугольную форму, лучше других вос­принимаемую человеком. Размеры этих стеллажей разные, поэтому документы надо располагать так, чтобы центр выставки был на уровне глаз. На одну полку не стоит помещать более шести книг и одного иллюстративного материала.

Если в библиотеке достаточно места, стоит попытаться создать выставоч­ное пространство. Это может быть полукруг, волнообразный вариант, шах­матный, угловой.

^ Зачем библиотечной выставке нужна реклама?

К сожалению, бывает так, что библиотекари, оформив выставку, о ней... «забывают», думая, что на этом их выставочная работа закончена. Стоит ли при таком подходе удивляться низкой популярности выставки? Часто биб­лиотекари сетуют: «Старались, оформляли, а читателям это неинтересно». Как привлечь внимание читателей к выставке? Для этого существует доста­точно много приемов — как новых, так и традиционных. Можно рассказать о

выставке в индивидуальной беседе одному читателю, можно — сразу несколь­ким. Можно провести краткий обзор у выставки, а можно — подробный ре­комендательный обзор лучших книг. Интерес к ней резко возрастет, если вы разработаете вопросы викторины, ответить на которые читатели смогут пос­ле прочтения книг с выставки. Оживление читательской активности может также вызвать конкурс на самого внимательного или самого активного чита­теля книг, представленных на выставке.

Самая интересная и эффективная, но при этом — самая сложная и трудо­емкая форма представления книжной выставки — это ее премьера (или пре­зентация). Само слово премьера пришло в библиотечный лексикон из театра, где оно означает первый показ нового спектакля. По традиции это всегда праздник и для зрителей, и для всех актеров и работников театра. Таким образом, премьера книжной выставки — это первый показ, представление читателям новой выставки, это праздник, который библиотека устраивает для своих читателей. В центре этого праздника — библиотечная выставка, — яркая, эффектная, неординарная, интересная, информационно насыщенная.

Пример: книжная выставка «Люблю березку русскую».

Задача выставки: Пробудить в читателях желание как можно больше уз­нать об этом удивительном дереве, ставшем символом России.

^ Цель выставки: Воспитание любви к Родине.

Читательский адрес: Дети среднего и старшего школьного возраста, руко­водители детского чтения.

Разделы выставки:

  1. Из истории березки;

  2. Образ березки в литературе;

  3. Образ березки в искусстве;

  4. Березовая кладовая.

Оформление: Боковые края выставочных стеллажей могут быть оформле­ны как стволы берез (вырезаны из бумаги и раскрашены). Буквы заголовка можно выполнить в виде березовых веточек с листьями. На выставке могут быть представлены изделия из бересты, репродукции картин с изображением берез, рисунки и поделки читателей.

Премьеру такой выставки можно сделать в форме тематического вечера, в программу которого войдут:

  • рассказ об истории березки, обычаях, традициях, праздниках русского
    народа, связанных с этим удивительным деревом;

  • выступление медицинского работника с информацией об использова­нии березы при лечении различных заболеваний и в косметологии;

  • рассказ народного умельца о технологии изготовления изделий из бере­сты с показом и советами для тех, кто хочет заняться этим ремеслом;

  • конкурс чтецов или исполнителей песен о березке;

  • викторина, вопросы которой также посвящены березке.

Вечер украсят выразительно прочитанные отрывки из художественных произведений, песни и романсы, в которых дан образ березки. В течение всего вечера должна идти реклама изданий, представленных на выставке.

Эффективной формой рекламы книжной выставки могут стать плакаты-объявления и индивидуальные приглашения для читателей. Самое главное здесь — правильно составить рекламный текст. Основными элементами лю­бого рекламного текста являются:

  • краткий рекламный лозунг;

  • небольшой текст, раскрывающий основную мысль;

  • информационный блок и аргументы;

  • справочные сведения.
    Рекламный текст должен:

  • привлечь внимание;

  • убедить в необходимости воспользоваться вашим предложением;

  • заставить запомнить основную мысль;

  • заставить посетить вашу библиотеку.

Пример:

Вы увлекаетесь домашней кулинарией?

Хотите усовершенствовать свои умения в приготовлении блюд?

Желаете узнать новые интересные рецепты?

Специально для ВАС наша библиотека представляет

^ ВЫСТАВКУ КНИГ «ПОДАРОК ХОЗЯЮШКЕ»

Спешите! Секреты кулинарного искусства ждут вас! Выставка работает в читальном зале с 1 по 15 марта с 10.00 до 18.00.

Или:

Девчонки и мальчишки!

А также их родители!

Вы НОВЕНЬКИЕ КНИЖКИ

Увидеть не хотите ли? СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ВАС!

Здесь и сейчас!

Мы рады видеть вас В НАШЕЙ БИБЛИОТЕКЕ

ежедневно, кроме субботы,

с 10 до 18 часов.

А можно так:

Вы устали проводить вечера у телевизора ?

Вас привлекает все загадочное и таинственное?

Вы хотели бы сами попытаться объяснить необъяснимое?

Именно для вас в нашей библиотеке оформлена выставка

^ «ПУТЕШЕСТВУЕМ ЗА ЧУДЕСАМИ».

Загадочная Атлантида, таинственный «снежный человек»,

коварный Бермудский треугольник ждут встречи с ВАМИ!

А может, разгадка близка? Стоит лишь открыть книгу...

^ Всех любителей загадок и тайн мы рады видеть в нашей

библиотеке

с 10 до 18 часов

Ежедневно, кроме субботы.

Только активная работа по пропаганде книжной выставки, грамотная, про­думанная ее реклама могут обеспечить хорошую эффективность выставки.

^ Как проанализировать эффективность библиотечной выставки?

Прежде всего эффективность необходимо учесть. Для этого в «Дневнике библиотеки» надо выделить отдельную графу, в которую ежедневно заносить число документов, выданных читателям с выставки. Соответствующая по­метка должна быть сделана библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, представленного на выс­тавке, можно вложить индикатор — закладку из цветной бумаги с названием выставки. Этот индикатор библиотекарь при записи документа читателю вста­вит в формуляр, а при подведении итогов работы библиотеки за день сможет легко учесть этот документ как выданный с выставки.

После того как период экспонирования библиотечной выставки завер­шен, библиотекарь по «Дневнику библиотеки» подсчитывает, сколько всего изданий было взято с выставки. Сравнив количество документов, представ­ленных на выставке, и количество выданных читателям, можно делать вывод об ее эффективности. Можно вычислить так называемый «коэффициент эф­фективности книжной выставки». Для этого надо число книговыдач с выс­тавки разделить на число документов, представленных на выставке. Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользова­лась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В после­дние годы для изучения эффективности выставочной работы широко ис­пользуются методы опроса читателей - беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют пла­нировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями.

Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

^ Какие традиционные виды книжных выставок используются

в библиотеках?

На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике актив­но используются традиционные виды книжных выставок:

  • выставки новых поступлений;

  • выставки по актуальным темам и проблемам;

  • персональные выставки;

  • жанровые выставки;

  • выставки к знаменательным и памятным датам;

  • выставки в помощь учебному процессу.

В чем особенность выставки новых поступлений?

Цель выставки новых поступлений — познакомить читателей с новыми документами — книгами, газетами, журналами, аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки универсальны по со­держанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и худо­жественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК.

Традиционный для такой выставки заголовок — «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, напри­мер: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки». В качестве цитаты можно поместить такое обращение:

Друзья, потеснитесь немного,

Торжественный час настает.

Своей интересной, чудесной дорогой

К нам новая книга идет.

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?

Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой попу­лярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки - привлечь внима­ние читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и дру­гих документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря - выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:

  • экология («В святой обители природы», «Экология: отравлен хлеб и воздух
    выпит»);

  • авиация («Голубая рапсодия»);

  • космос («Там, на неведомых орбитах, следы невиданных планет»);

  • краеведение («Здесь Родины моей начало», «Лешукония, с любовью вос­петая»);

  • первая любовь («О чем девчонки столько говорят?»);

• этикет («Буратино хочет знать, как себя держать») и многие другие.
Хочется еще раз напомнить о необходимости конкретизировать тему.

Можно отметить такую закономерность: чем уже, конкретнее тема, тем инте­реснее получается выставка.

Пример: тематической выставки «Здравствуй, милая картошка!»

^ Цель: Заинтересовать читателей литературой о картофеле.

Читательский адрес: Дети среднего и старшего школьного возраста, руко­водители детского чтения.

^ Цитата:

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

Разделы выставки:

1. Страницы «картофельной» летописи.

Материал о5 истории появления картофеля в России и у нас на Севере, о «картофельных бунтах» и других исторических событиях, связанных с кар­тофелем.

2. Вот это овощ!

Картофель как биологический вид: особенности строения, химический состав, сорта и др.

3. Чтобы был богатым урожай.

Рекомендации специалистов по выращиванию картофеля, советы опыт­ных огородников.

4. В книгу рекордов.

Материал о необычных клубнях (самом большом, круглом, квадратном и других — необыкновенных форм). Здесь же представлены сами причудливые


клубни (напоминающие фигуру человека, собаки, дракона, пирамидку и др.), собранные читателями и библиотекарями.

5. «Когда с сольцой ее намять...»

Рецепты приготовления самых разных блюд из картофеля - как опубли­кованные в книгах, газетах и журналах, так и рекомендуемые самими читате­лями.

6. «Низко бьем тебе челом».

Стихи, песни, пословицы, поговорки о картошке, а также художествен­ная проза, авторы которой рассказывают о том, как картофель помогал вы­жить людям в трудные периоды нашей истории (например, произведения Ф.А.Абрамова).

Такая выставка может быть результатом большой работы, проведенной библиотекарем с читателями разных возрастных групп. Дети младшего школь­ного возраста с удовольствием примут участие в конкурсе на самый диковин­ный клубень картофеля. Собранные детьми «экспонаты» используются для оформления четвертого раздела выставки. Подросткам можно предложить записать воспоминания своих бабушек и дедушек о том, как картошка по­могла выжить в голодные военные и послевоенные годы. Эти воспоминания и сочинения самих ребят уместно представить в последнем разделе выставки. Родителей, учителей, всех взрослых читателей можно попросить поделиться собственными «секретами» выращивания хорошего урожая картофеля, а так­же рецептами «фирменных» семейных картофельных блюд. Их лучше всего представить в пятом разделе выставки.

Всех участников конкурсов можно пригласить на заключительный празд­ник «Картошку все мы уважаем», который провести в форме тематического вечера. В программу такого вечера могут войти:

  • рассказ ведущего (или ведущих) об интересных исторических событиях
    и фактах, связанных с картофелем;

  • воспоминания героев детских сочинений;

  • викторина;

  • инсценировки отрывков из художественных произведений;

  • конкурс чтецов стихов;

  • награждение участников и победителей всех конкурсов и викторин;

  • дегустация блюд, приготовленных из картофеля;

  • чаепитие с картофельными пирогами и др.

Как правильно оформить персональную выставку?

Цель персональной выставки — привлечь внимание читателей к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческо­му лицу и др., например:

«Последний русский самодержец» (о Николае II);

«Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле);

«Фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари);

«Самая лучшая в мире Астрид» (об Астрид Линдгрен).

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;

второй раздел посвящен ее деятельности;


третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека. Пример персональной выставки: «Удивительная страна Гринландия». Цель: Познакомить читателей с жизнью и творчеством А.С.Грина. Цитата:

Он жил среди нас, этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,...

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

В.Саянов Разделы:

  1. Создатель Гринландии.

  2. Годы, проведенные на Севере.

  3. Волшебный мир Александра Грина.

  4. Под Алыми парусами романтики.

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате, - представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и тра­дициях, дать советы и рекомендации по его проведению.

Традиционно в библиотеках оформляются выставки к «красным» дням календаря:

  • к Новому году («Весело, весело встретим Новый год», «Новогодняя мо­заика», «Новогодний калейдоскоп»);

  • ко Дню Защитника Отечества («Есть такая профессия - Родину защи­щать», «На страже Отчизны», «Наша армия родная»);

  • к празднику 8 Марта («Милая моя», «За что они нас любят», «Дамская
    мозаика»);

  • ко Дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы при­ближали, как могли»).

В последние годы в библиотеках оформляются выставки, посвященные хри­стианским праздникам - Рождеству («Свет Вифлеемской звезды»), Пасхе («Праз­дник всех праздников»), Троице («Праздник русской березки») и праздникам народного календаря, например, Кузьминкам («Первый зимний праздник») и др. Большой популярностью у читателей пользуются выставки ко Дню Святого Валентина («Праздник всех влюбленных», «С любимыми не расставайтесь!»), к Татьяниному дню («Она звалась Татьяной», «Таня, Танечка. Танюша»). Инте­ресные выставки можно оформить ко Дню Матери («За что «спасибо» маме говорят»), ко Дню пожилого человека («Бабушка рядышком с дедушкой»).

^ Пример выставки к знаменательной и памятной дате: «Новогодний калей­доскоп».

Цель: Познакомить с историей и традициями празднования Нового года, его символами, дать советы и рекомендации, как весело и интересно встре­тить этот праздник.

Цитата:

Новый год - как чистая страница...

Все, что было, то не повторится.

Но пускай повсюду будут вновь

С нами и надежда, и любовь!


Разделы:

1. Где и как встречают Новый год.

История празднования Нового года в России. Обычаи и традиции, свя­занные со встречей Нового года в разных странах.

2. В лесу родилась елочка...

Информация о символах Нового года - елочке, Деде Морозе, Снегурочке.

3. Что год грядущий нам готовит?

Информация о том, каким будет предстоящий год по восточному кален­дарю, советы, предсказания астрологов.

4. Как встретишь Новый год...

Советы, как весело и интересно отметить этот праздник, как украсить помещение, что поставить на новогодний стол, что подарить родным и близ­ким, в каком наряде встретить Новый год.

5. Подарите детям сказку!

Советы, как сделать новогодний праздник для детей волшебным и неза­бываемым.

6. Герои книг встречают Новый год.

Художественные произведения, герои которых встречают Новый год.

Что представляет собой жанровая выставка?

Цель жанровой выставки — привлечь внимание читателей к книгам опре­деленного жанра, заинтересовать, побудить к чтению.

Как это сделать? Один из вариантов — представить на выставке не только произведения определенного жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературо­ведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение».

Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жан­ру. Назвать ее — «Мой нежно любимый детектив». Цель выставки — по­знакомить читателей с историей и различными направлениям детективно­го жанра, лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разде­лами такой выставки могут стать названия разных видов детективной ли­тературы:

«Классический», «Женский»,

«Психологический», «Ироничный»,

«Остросюжетный», «Детский».

Первый раздел выставки можно посвятить основателям этого популярно­го жанра и назвать его «У истоков детективного жанра». Интерес у читателей вызовет и раздел «Клуб знаменитых сыщиков», материалы которого расска­жут о самых известных сыщиках — Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро и др. Взглянуть по-новому на этот «легкий» жанр и расширить круг чтения люби­телей детектива поможет раздел «Особый детектив» («И это тоже детектив»). В нем можно представить такие произведения, как «И это все о нем...» В.В.Ли­патова, «ТАСС уполномочен заявить...» Ю.С.Семенова, «Момент истины» В.О.Богомолова и др., в которых детективное расследование является сюжет­ным приемом.

Далеко не все знают, что детектив в переводе с английского языка означает «сыщик». Эту и другую полезную информацию можно предста­вить на отдельных листах бумаги и поместить на выставку. Это поможет сделать выставку интересной и привлекательной для читателей. Привле­кут их внимание и классические атрибуты сыщика — курительная трубка, лупа и др., которые можно использовать для оформления выставки.

Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ?

Выставки по школьным программам - самые распространенные в дет­ских и школьных библиотеках. К сожалению, они же - самые скучные и неинтересные. А ведь их цель расширить рамки школьного предмета, рассказать о многом удивительном и интересном, о чем ребенку не уда­лось узнать на уроке, и тем самым заинтересовать, увлечь предметом. Как же достичь этого? Начнем с заголовка. Взгляд читателя скользит, не останавливаясь, по давно надоевшим названиям — «За страницами школь­ных учебников», «В стране интересных уроков». А давайте попробуем назвать выставку «Удивительные приключения в стране Математика» или «Путешествие в Средневековье». Но красивому названию должно соот­ветствовать содержание и оформление выставки. Например, название выставки «Путешествие в Средневековье» можно написать шрифтом, сти­лизованным под готический, а рядом с выставкой поместить макет сред­невекового замка и нарисованную на картоне фигуру рыцаря. Рядом с рыцарем можно поставить небольшой сундучок. В него вложить кар­точки с вопросами, ответы на которые ребята найдут в книгах, представ­ленных на выставке. На щите рыцаря написать обращение к читателям с предложением ответить на вопросы, а листочки с ответами накалывать на копье рыцаря.

Для того, чтобы тема выставки соответствовала изучаемому разделу школь­ной программы, чтобы она была востребована в дни предметных олимпиад, недель, необходимо сотрудничество библиотекаря с учителями-предметни­ками. Выставка, оформленная в библиотеке, беседы и обзоры книг с выстав­ки могут войти в программу предметной школьной недели, а победители конкурсов и викторин и самые активные читатели будут награждены при подведении итогов недели. Такая работа способствует востребованности и результативности библиотечной выставки.

^ Какие выставки относятся к нетрадиционным?

Нетрадиционные формы книжных выставок появились в библиотеках в последние десятилетия. Учитывая возрастающие потребности и все более разнообразные интересы читателей, библиотекари стремятся сделать выстав­ки более интересными и привлекательными. Для этого используются самые разные приемы. Те из них, которые получили поддержку и признание чита­телей, развиваются и совершенствуются. Так, в последние годы в библиотеч­ной практике широко используются следующие нетрадиционные формы книж­ных выставок:

  • книжная выставка-дискуссия;

  • книжная выставка-словарь;




  • выставка одной книги (журнала, газеты, публикации);

  • выставка-викторина, выставка-кроссворд, выставка-конкурс;

  • выставка-игра, выставка-лото;

  • выставка-диалог:

  • выставка-хобби,

  • выставка-экспозиция (выставка-мастерская, выставка-ателье, выставка-
    кладовая, выставка-огород);

  • выставка-размышление;

  • выставка-признание;

  • выставка-символ;

  • выставка-досье (литературное досье читателя), выставка-бенефис чита­теля и т.д.

Что представляет собой книжная выставка-дискуссия?

Цель книжной выставки-дискуссии - вызвать у читателей желание по­спорить, подискутировать, высказать свое мнение по какому-либо вопросу или теме. Для этого на выставке должна быть представлена литература, осве­щающая данную проблему с разных точек зрения. Такие выставки стали офор­млять в библиотеках с середины 1980-х годов, когда в фондах появились документы, представляющие разные, порой противоположные взгляды и мнения по какому-либо вопросу. Чаще всего выставки-дискуссии посвяща­ют какой-то персоне, историческому или политическому лицу, деятельность которого нельзя оценить однозначно, или какой-либо теме, проблеме, на данный момент не решенной.

Пример персональной выставки-дискуссии: «Николай II: кто он?»

Разделы:

  1. Великий самодержец?

  2. Кровавый убийца?

  3. Невинная жертва обстоятельств?

Вместо цитаты можно поместить на выставку такое обращение к читате­лям;

«Личность последнего русского императора

до сих пор будоражит умы и вызывает споры.

А какой точки зрения придерживаетесь Вы?»

^ Цель выставки - вызвать у читателей желание поразмышлять о личности, деятельности и судьбе последнего русского императора, высказать свою точ­ку зрения.

^ Пример тематической выставки-дискуссии:

«Космические пришельцы: за и против» Разделы:

  1. «Да, они действительно прилетают!»

  2. «Нет, они существуют лишь в нашем воображении».
    ^ Цитата

Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам.

В. Шекспир Или: «Истина где-то рядом».


Цель выставки — заинтересовать читателей загадочными и порой необъяснимыми явлениями, познакомить с разными точками зрения на них, вызвать желание поразмышлять на эту тему, высказать свое мнение.

Для чего в библиотеках оформляется книжная выставка-словарь?

Цель этой выставки — объяснить значение каких-либо терминов и поня­тий, а также представить дополнительную информацию о них. Для выстав­ки-словаря могут быть выбраны самые разные понятия и термины — эконо­мические (инфляция, дефолт), политические (инаугурация, импичмент), ис­кусствоведческие, литературоведческие и др.

Названиями разделов выставки становятся понятия и их определения, взятые из словаря и оформленные на отдельных листах бумаги так же, как цитаты. Рядом располагаются книги, статьи из газет и журналов, содержащие подробную информацию об этих понятиях.

^ Пример книжной выставки-словаря:

«Из копилки деда Литературоведа»

Цель выставки - объяснить значение некоторых литературоведческих тер­минов, познакомить с интересными материалами, раскрывающими их со­держание, которые помогут подготовить устное сообщение для урока литера­туры, написать сочинение, реферат.

Разделы:

  1. ПРОТОТИП - реальное лицо, послужившее автору для создания лите­ратурного героя, образа, типа.

  2. ПСЕВДОНИМ - выдуманное имя или условный знак, которым автор
    подписывает свое произведение.

  3. ПАРОДИЯ — комический образ художественного произведения, стиля,
    жанра.

  4. ПЛАГИАТ — литературное воровство, публикация чужого произведе­ния или его части под своим именем.

Как правильно оформить выставку одной книги?

Цель выставки одной книги — заинтересовать читателей какой-то опреде­ленной книгой. Достичь этого можно, если представить на выставке разнооб­разный материал, который помогает раскрыть содержание книги и способствует более глубокому ее пониманию. Это может быть следующая информация:

  • об авторе книги, его жизни и творчестве;

  • об истории создания книги;

  • о прототипах героев произведения, их судьбе;

  • литературный анализ произведения, высказывания о нем критиков и
    писателей;

  • рассказы известных людей и читателей библиотеки о роли этой книги
    в их жизни;

  • об экранизации произведения; рассказы режиссера и актеров о работе
    над фильмом и др.

На выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций, ноты, кассеты с записью музыки к фильмам и т.д.


Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть клас­сика — прошлых веков и современная. Или краеведческая книга — произве­дения Ф.ААбрамова, Н.А.Жернакова, «Детство в Соломбале» Е.С.Коковина, «Пинежские зарисовки» Л.В.Егоровой, «Дом над Двиной» Е.Фрезер и т.д.

Чем отличаются выставки одной книги от выставок одного журнала, одной газеты, одной публикации?

Цель и методика разработки и оформления этих выставок очень похожи. Цель выставки одного журнала — заинтересовать читателей каким-то журна­лом, побудить к его чтению. Это может быть новый журнал, который только начал издаваться, или впервые выписанный библиотекой, или незаслуженно забытый читателями. Заголовком выставки может стать название журнала, написанное тем же шрифтом и цветом, что и на обложке. Можно назвать разделы выставки так же, как основные рубрики журнала, и представить в них самые интересные статьи из этих рубрик.

Цель выставки одной газеты — привлечь посетителей библиотеки к чте­нию определенной газеты.

Пример выставки одной газеты:

«Правда Севера» — газета для вас»

Разделы:

  1. «ПС» информирует.

  2. «ПС» предлагает обсудить.

  3. Будь здоров с «ПС»!

  4. С «ПС» за околицей и на даче.

  5. Отдохнем с «ПС»!

В качестве цитаты можно использовать высказывания о своем любимом издании известных в области людей или тех, кто является читателем газеты много лет.

Цель выставки одной публикации — познакомить читателей с определен­ной статьей, опубликованной в периодическом издании, заставить задумать­ся над проблемой, поднятой автором публикации. Большое значение в рабо­те над выставкой имеет выбор статьи. Это должна быть публикация, затро­нувшая актуальную, жизненно важную проблему, и получившая широкий общественный резонанс. Проблема может быть экономическая, политичес­кая, юридическая, социальная, педагогическая и т.д. На выставке должна быть представлена сама статья, отклики на нее, опубликованные в периоди­ческой печати, а также другие материалы, отражающие поднятую проблему с разных точек зрения.

Зачем в библиотеках оформляют «выставки забытых книг»?

Правильнее было бы назвать их — «выставки незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок — напомнить о хороших художественных и научно-попу­лярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Мно­гие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать — «Люби­мые детские книги наших пап и мам». Или - «Когда родители были детьми»,


«Эти книги читали наши бабушки». Такие выставки очень актуальны не толь­ко потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нрав­ственно-этической направленности — произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алек­сина.

Что представляет собой книжная выставка-диалог?

Книжная выставка-диалог — это заочный разговор, заочное общение чи­тателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг. Организации выставки предшествует большая подгото­вительная работа. Примерно за месяц до ее оформления рядом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из плотной бумаги тетраэдр (треуголь­ную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям:

^ Уважаемый читатель!

Вас волнуют сотни вопросов, на которые

Вы не можете ответить сами: о дружбе, о любви....

Об этом и о многом другом Вам поможет узнать книжная

выставка «Жизнь ставит проблемы». Вы можете письменно, не указывая

своего имени, задать вопросы, интересующие Вас. Мы постараемся найти на

них ответы в книгах и журналах.

На третьей грани тетраэдра можно прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и каран­даш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подби­рают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источни-ки располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростка­ми и юношеством, которые в силу возрастных психологических особеннос­тей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы для таких выставок могут быть самые разнообразные — дружба, любовь, меж­личностные отношения подростков со сверстниками, родителями, учителя­ми, курение, алкоголизм, наркомания.

В каких случаях лучше использовать в библиотеке книжную выставку-викторину и книжную выставку-кроссворд?

Цель этих выставок — стимулирование интереса читателей-детей к чте­нию книг по какой-то теме, проблеме. Поскольку мотивация и желание изучать какую-либо тему у многих детей слабы или вовсе отсутствуют, на помощь библиотекарю приходит книжная выставка-викторина. Часто она играет роль своеобразного «пряника», которым библиотекарь «приманива­ет» детей к чтению определенных книг. Методика разработки этой выстав­ки аналогична тематической. Отличие здесь в том, что библиотекарь состав­ляет вопросы, ответы на которые дети найдут в книгах, представленных на выставке. Эти вопросы оформляются на листе бумаги и помещаются на вы­ставку.

Можно подойти к оформлению творчески. Например, разработать выс­тавку-викторину «Чудо-дерево Корнея Чуковского». Из природного матери-

ала, картона, бумаги сделать «чудо-дерево» и поместить его между двумя выставочными стеллажами, на которых представлены разные издания книг Чуковского и информация о писателе. Из ватмана, цветной бумаги вырезать листочки, написать на них вопросы викторины и прикрепить к веткам «чудо-дерева». Самых активных читателей, правильно ответивших на все воп­росы викторины, обязательно поощрить после подведения итогов.

Аналогично оформляется книжная выставка-кроссворд, только вместо вопросов викторины составляется кроссворд, который ребята разгадывают с помощью книг, представленных на выставке.

Чем отличается от других выставка-конкурс?

Цель выставки-конкурса — не только стимулирование интереса к чтению, но и воспитание культуры чтения. Конкурс, как правило, состоит из не­скольких этапов, на каждом из которых детям предлагается выполнить раз­ные задания. Вначале задания сравнительно просты: прочитать книги с выс­тавки, ответить на вопросы. На следующих этапах задания усложняются, приобретают творческий характер — нарисовать иллюстрацию, написать от­зыв, сочинение, рассказ, реферат по теме выставки, изготовить поделку, са­модельную книгу и т.д. Вся информация о конкурсе должна быть представ­лена на выставке. Работы всех участников (или призеров и победителей кон­курса) после подведения итогов экспонируются на этой или специальной выставке (например, «Мы рисуем сказку»).

Что такое выставка-хобби?

Хобби в переводе с английского — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Кто-то из наших читателей коллекционирует пуговицы, кто-то прекрасно вышивает или выжигает по Дереву, а кто-то с увлечением строит из спичек макеты соборов и церквей. Хороший библиотекарь всегда с удо­вольствием помогает таким читателям находить информацию в помощь их увлечению и может предложить организовать в библиотеке выставку-хобби. Например, с согласия и с помощью читательницы, увлекающейся бисероп-летением, можно оформить в библиотеке выставку «Бисерная сказка». На выставке будут представлены книги и статьи по истории и технологии бисе-роплетения, различные изделия из бисера, выполненные читательницей, ее советы начинающим мастерицам. Вместо цитаты можно поместить высказы­вание читательницы о роли и значении этого увлечения в ее жизни. Уместны будут на выставке фотографии мастерицы за своим любимым рукоделием и некоторые ее биографические данные.

Интересной получится выставка-хобби читателя, увлеченного какой-либо личностью, темой, проблемой (например, творчеством Виктора Цоя) и соби­рающего материал по этой теме. С его помощью мы можем оформить выс­тавку, на которой представим материалы и документы из личной коллекции читателя. Информация об этом обязательно должна быть на выставке, а чи­татель может проводить у выставки беседы. Ограничений при выборе читате­ля, увлечение которого мы представляем на выставке-хобби, нет. Это может быть читатель-ребенок, его родители, бабушка, дедушка, может быть и сам библиотекарь, а может — целая семья.


Какие еще выставки можно оформить в библиотеке при активном участии читателей?

В последнее время в библиотеках большой популярностью пользуются книжные выставки, создаваемые совместно читателем и библиотекарем. По­добные выставки — результат высокого уровня их отношений. С одной сто­роны, таким способом библиотекарь благодарит читателя за многолетнее со­трудничество с библиотекой, с другой — показывает остальным читателям, какой интересной личностью можно стать, каких творческих высот достичь, если любить книгу и активно посещать библиотеку.

К таким выставкам относится и выставка-досье («Литературное досье чи­тателя», «Из читательского формуляра...» и т.д.). Здесь обычно представлены любимые книги нашего читателя, его портрет, автобиография, ответы на воп­росы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекоменда­ции другим читателям. Особенно интересной для читателей-сверстников бу­дет выставка-досье читателя-подростка. Именно в этом возрасте главную роль в выборе книг для чтения играет мнение сверстников, а не взрослых.

Что такое книжная выставка-игра?

Сегодня в детских библиотеках активно используется такая наглядная фор­ма, как книжная выставка-игра Ее цель — привлечение к книге и чтению через игру. Например, «Почитаем — поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки - любимые игрушки» и т.д.

Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и млад­ших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изобра­жающие героев книг, У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения. С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки».

Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выста­вочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ре­бенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и назва­ние книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки закан­чиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.

В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число по­сетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку прихо­дят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально обору­дованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная вы­ставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинте­ресовать книгой.


Как правильно оформить книжную выставку-экспозицию?

Слово экспозиция пришло в библиотечный лексикон из музейного, где оно означает выставку произведений искусства, исторических и других мате­риалов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе.

Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной вы­ставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубоко­му пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем пред­метов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию.

Например, Можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпу-ха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые поло­жить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецеп­тов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни. Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай — хоро­шо иль худо». На лежанку печи положить куклу — домовенка Кузю, а около него - сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком - надпись: «Ше­велись, не уставай и загадки отгадай!»

Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция при­влечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, гром­кие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной теат­рализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домо­венка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.

Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, по­священную собакам. Назвать ее — «Сто друзей ста мастей» или «О тех, кто лает». Из фанеры или картона «построить» собачью конуру, рядом с ней «посадить на цепь» собачку (мягкую игрушку). Другая собачка может «охра­нять» ящичек с книгами о собаках, третья — предлагать читателям зоокрос-сворд. Кроме книг, статей из газет и журналов, на выставке можно предста­вить настенные календари, календарики и открытки с изображением собак, детские поделки и рисунки.

Для оформления книжной выставки-экспозиции могут быть использова­ны самые разные, порой неожиданные материалы. Например, фотообои с изображением красивого осеннего леса.

Оформленная на этом фоне выставка «Осенняя симфония» произведет приятное впечатление на читателей библиотеки, привлечет их внимание к представленным материалам.


Что такое книжная выставка-ателье?

Книжная выставка-ателье является разновидностью выставки-экспози­ции. Здесь мы не только представляем книги и журналы для умеющих или желающих научиться шить, но и воссоздаем уголок мастерской-ателье. В этом нам помогут различные атрибуты и инструменты портных: манекен, ножни­цы, портновские линейки и лекала, лоскуты и нитки, швейная машинка (мож­но игрушечная), пуговицы и др.

С какой целью в библиотеках оформляются циклы книжных

выставок?

Циклы книжных выставок целесообразно использовать в библиотеках в том случае, если выбранная тема очень обширна и требует поэтапного рас­крытия. Традиционным для библиотек, обслуживающих детей, может стать цикл экологических книжных выставок «Времена года», состоящий из четы­рех сменяющих друг друга выставок:

  1. «Ура! Пришла весна - красна!»

  2. «Опять смеется лето».

  3. «Осень — рыжая подруга».

  4. «Зимняя сказка».

Интересным и познавательным для детей будет цикл выставок «Биогра­фия вещей» или «Необыкновенные истории обыкновенных вещей», который может включать в себя выставки, посвященные самым разным предметам и вещам, например:

  • «Шапочное знакомство» (о головных уборах);

  • «Два сапога - пара» (об обуви);

  • «Гвоздь программы» (о гвоздях);

  • «Пуговицы — предмет необходимый» и т.д.

Лучше планировать цикл выставок на год, выделив для них определенное место в библиотеке. Если выставки данного цикла пользуются успехом у читателей, можно продолжить его в следующем году. Циклы книжных выс­тавок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и сис­тематически.

^ В чем залог успеха библиотечной выставки?

Непросто ответить на такой, казалось бы, несложный и конкретный воп­рос. Нет и не может быть готового рецепта удачной книжной выставки. Вы­ставочная работа - процесс творческий, как и многие другие виды библио­течной деятельности, а творчество невозможно структурировать, системати­зировать, уложить в определенные рамки и выдать готовый рецепт - пользуй­тесь! Но, исходя из собственного опыта выставочной деятельности и опыта работы коллег (см. список литературы), позволю себе высказать некоторые выводы и советы, которые, надеюсь, вам пригодятся.

• Главное в выставке — это ее идея, главная мысль, которую вы должны
донести до читателя. Как рождаются идеи? Часто после долгих раздумий,
а иногда — совершенно случайно.


Однажды, просматривая журнал по дошкольному воспитанию, узнала, что в одном детском саду детям предложили принести их старые игрушки и оформили в группе выставку этих игрушек. И сразу мысль: а ведь можно такую выставку организовать в библиотеке и назвать ее «Потому что он хороший!». Кроме игрушек, на выставке можно представить интересный материал по истории игрушки, а также стихи, рассказы, сказки об игруш­ках. Это «Друг детства» В.Драгунского, «Игрушки» А.Барто, «Сипсик» Э.Ра-уда, «Ляля Голубая и Ляля Розовая» Т.Александровой, «Не буду просить прощения!» С.Прокофьевой, «Путешествие голубой стрелы» Д.Родари, «Винни-Пух и все-все-все» А.Милна и другие. Такая выставка и проводи­мые около нее беседы, громкие чтения, обзоры книг учат детей доброте, верности, человечности. А после беседы с мамой читателя, озабоченной проблемой взаимопонимания с сыном-подростком, может родиться идея создания выставки для читателей-подростков «Чтобы лучше понять роди­телей».

Родители сегодняшних подростков — это подростки 1970-х — начала 1980-х годов. На выставке мы представляем книги, которыми зачитывались подрос­тки тех лет, фотографии кумиров поп- и рок-музыки, пластинки с записью хитов тех лет, газетные вырезки «Алого паруса» из «Комсомольской правды» с письмами подростков о своих проблемах и др.

  • Главная задача библиотечной выставки — представить книги и другие виды
    документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары — это
    не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэто­му они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

  • Главная функция детского библиотекаря — воспитательная. Поэтому,
    работая над выставкой, надо хорошо подумать о том, что нового узнает
    ребенок из книг, представленных на ней, чему они могут научить. К сожа­лению, не все книги, которые издаются сегодня для детей, могут быть им
    полезны. А еще очень важно, чтобы книги на выставке, а также все матери­алы, аксессуары и сама ее структура соответствовали определенному возра­сту детей.

  • Книжная выставка должна стать частью, а лучше — основой целого
    комплекса мероприятий, посвященных определенной теме. В этот комп­лекс могут входить самые разные формы библиотечной работы с детьми и
    руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, библиографи­ческие обзоры, викторины, игры, конкурсы, детские утренники, дни рож­дения литературных героев, обсуждения книг, часы удивлений, дни инфор­мации, дни библиографии и др. Такой комплексный подход позволяет ра­ботать целенаправленно в достижении главной цели — пропаганды книги и
    чтения.

«Выставка представляет собой общественное, культурное, научное со­бытие для читателей и одновременно профессиональный праздник библио­текарей, поэтому она — явление уникальное, экстраординарное, разовое», — так считает О.П.Зыков. Полностью разделяя это мнение, хочется пожелать всем коллегам творческих удач в выставочной работе, новых интересных идей!

Литература

  1. Белоколенко М. В. Использование наглядности в детских библиотеках
    / М. В. Белоколенко // Библиотековедение. — 1997. — № 3. — С. 54—64.

  2. Белоколенко М. В. Чтобы ребенку было интересно : [Роль наглядности
    в работе детской библиотеки] / М. В. Белоколенко // Библиотека. — 1994. —
    № 10. -С. 10-11.




  1. Буничева Л. Ф. Что может книжная выставка? / Л. Ф. Буничева //
    Детская библиотека. - 1996. - № -3. - С. 54-64.

  2. Выставка-поиск «Души изменчивой приметы» // Выставка! — Выстав­ка! - Красноярск, 1994. - С. 17.

  3. Выставочная работа. Составление тематических подборок и дайджес­тов // Справочник библиотекаря. - СПб. , 2002. - С. 167-171.

  4. Гайвороиская И. Ф. Выставка-игра как форма индивидуальной работы
    с младшими подростками / И. Ф. Гайворонская // Детская библиотека. — 2000.

- № 2. - С. 79-84.

7. Глазунова Н. Выставка-диалог как путь к читателю в информацион­ном пространстве школьной библиотеки / Н. Глазунова // Школьная библиоте­ка. - 2002. - № 2. - С. 19-24.

8. Голдина И. И. Нетрадиционная выставка — это современно! : [Приме­ры нетрадиционных форм книжных выставок] / И. И. Голдина // Библиоте­ка. - 2003. - № 1. - С. 23-24.

9. Горбачев А. Основы эстетического оформления. Статья первая /
А. Горбачев // Библиотека. - 1994. - № 12. - С. 36-39.

  1. Горбачев А. Основы эстетического оформления : Статья вторая /
    А. Горбачев // Библиотека. - 1995. - № 3. - С. 58-60.

  2. Гринвальд В. Что может выставка? / В. Гринвальд // Библиотекарь. -
    1987. -№ 8. -С. 30-31.

  3. День ребенка : Конспект выставки для детей и их родителей // Дет­ская библиотека. - 2001. - № 1. - С. 65-67.

  4. Доморацкий В. П. Наглядность в работе библиотеки : системный под­ход : Методическое пособие / В. П. Доморацкий, М. В. Белоколенко. - М. :
    Либерея, 1999. - 56 с.

  5. Дядченко Л. Как использует наглядность современный специалист /
    Л. Дядченко, В. Шабанова, М. Болдавкина // Библиотека. - 2000. - № 7. -
    С. 47-48.

  6. Иванова Е. О чем расскажет бумажный журавлик : [Выставочная ра­бота в библиотеке] / Е. Иванова, В. Сибилева // Библиотека. — 1995. — № 11.

- С. 34-35.

  1. Карпова Н. Есть имена как солнце : [О выставках, посвященных
    А. С. Пушкину! / Н. Карпова // Библиотека. - 1998. - № 7. - С. 63-64.

  2. Качалина В. В. Выставочная деятельность Британской библиотеки /
    В. В. Качалина// Библиотековедение. - 2001. - № 3. - С. 94-102; № 4. -
    С. 97-104.

  3. Киселева В. Внутреннее оформление и выставочная работа в школь­ной библиотеке / В. Киселева // Школьная библиотека. - 2001. - № 8. -
    С. 33-36.




  1. Кулахмедова Л. Г. Сначала книгу надо увидеть : [Об опыте выставоч­ной работы библиотек г. Кузнецка] / Л. Г. Кулахмедова // Библиотека. -
    2003.-№ 1.-С. 34-35.

  2. Кусая С. И. Презентация в библиотеке : [О презентации книжных
    выставок в библиотеках] / С. И. Кусая, Н. В. Шкроба // Научные и техниче­ские библиотеки. - 1998. - № 4. - С. 51-54.

  3. Маликова Л. В. Библиотечные книжные выставки-ярмарки / Л. В. Ма-
    ликова // Научные и технические библиотеки. — 1997. - № 10. — С. 28—34.

  4. Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама :
    Практическое пособие / С. Г. Матлина. — М. : Либерея, 1997. — 96 с.

  5. Михалевич Т. М. Дизайн? Интерьер? Нет, просто оформление : [Как
    создать информационную среду школьной библиотеки] / Т. М. Михалевич /
    / Библиотека в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-51.

  6. Михалевич Т. М. Круглый год «Первое сентября» : [Выставка для
    учителей по газете «Первое сентября»] // Библиотека в школе. — 2002. — № 7.

- С. 4-5.

  1. Пантюхова Т. В. Визитная карточка библиотеки : [Работа с книжны­ми выставками] / Т. В. Пантюхова // Библиотека. — 2000. — № 6. — С. 8—9.

  2. Пименова И. П. Библиотека начинается с выставки / И. П. Пименова
    // Детская библиотека. - 2000. - № 3. - С. 50-63.

  3. Потешная Т. Сто друзей ста мастей : [Из опыта работы с книжными
    выставками] / Т. Потешная // Библиотека. — 1998. — № 10. — С. 55—56.

  4. Протопопова Е. Н. Опыт организации персональных выставок лите­ратуры / Е. Н. Протопопова // Научные и технические библиотеки. - 2001. -
    № 11. -С. 49-52.

  5. Рудишина Т. «. . . Даже книжки замело» / Т. Рудишина // Библиотека
    в школе. - 2000. - № 6. - С. 8-9.

  6. Рудишина Т. Что может книжная выставка? / Т. Рудишина // Детская
    литература. - 1990. -№ 12. - С. 41-42.

  7. Соколова И. Добрые лица XX века : Выставка газетной публикации /
    И. Соколова // Библиотека в школе. — 2002. — № 17 - С. 30-31.




  1. Тумарь В. Н. Оформление экспозиций : Поиск новых решений :
    [О нетрадиционных приемах оформления книжных выставок для детей] /
    В. Н. Тумарь // Библиотека. - 2003. - № 2, - С. 78.

  2. Хайфуллина Р. Как оформить выставку? / Р. Хайфуллина // Библио­тека. 2000. - № 1. - С. 70-71.

  3. Чехова С. И. Сохраняя традиции, искать новое : [О конкурсе на луч­шую книжную выставку в детских библиотеках Архангельской области по теме
    «Мое Отечество»] / С. И. Чехова // Библиотека. - 1998. - № 10. - С. 4-5.

  4. Шорова Л. О. Палитра профессионального мастерства : [Об автор­ской выставке и выставке «Литературное досье читателя»] / Л. О. Шорова //
    Библиотека. - 2002. - № 8. - С. 37-38.

  5. Коткина И. Я с ружьем и учительница в шортах : [Рассказ о книжной
    выставке «Моя любимая книга»] / И. Коткина // Библиотека в школе. -
    2002. - № 5. - С. 6-7.

  6. Якубенкова Э. Говорящие выставки / Э. Якубенкова // Библиотекарь.

- 1990. - № 6. - С. 45-46.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Книжная выставка-вернисаж «Из истории твоей страны»

Автор выставки — О.В. Качегова, п. Каменка Мезенского р-на.

Цель выставки:

Пробудить в детях интерес и уважение к историческому прошлому Роди­ны, помочь им в усвоении школьной программы по истории Отечества.

^ Читательское назначение: Для детей среднего и старшего школьного воз­раста.

Информационный плакат о начале работы выставки:

Ребята!

Детская библиотека приглашает вас на книжную выставку-вернисаж. Всех любителей истории ждет увлекательное задание, которое вы сможете выпол­нить, познакомившись с книгами, представленными на нашей выставке. Побе­дителя ждет приз!

Книжная выставка-вернисаж состоит и: двух частей. Каждая помещается на отдельном выставочном стеллаже. Первая часть - это сама книжная выс-

^ Макет книжной выставки-вернисажа «Из истории твоей страны»



тавка, состоящая из трех разделов. Вторая располагается рядом и демонстри­рует репродукции исторических картин, портретов и рисунков.

Ребенку, прочитавшему книгу с выставки, библиотекарь предлагает подо­брать к ней подходящую по теме репродукцию картины.

Описание макета книжной выставки-вернисажа

1. Название выставки: «Из истории твоей страны».

2. Репродукция картины Б.М.Кустодиева «Школа в Московской Руси».

  1. Цитата: ...История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь
    Отечество. (Н.М.Карамзин)

  2. Название первого раздела, посвященного истории Древнерусского го­сударства: «Русь изначальная».

  3. Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри».

  4. Вронский Ю. С. Необычайные приключения Кукши из Домовичей :
    Историческая повесть / Ю. С. Вронский — М. : Дет. лит., 1988. — 207 с. : ил.




  1. Ладинский А. Анна Ярославна — королева Франции : Исторический
    роман / А. Ладинский. - М. : Советский писатель, 1984. - 254 с.

  2. Каргалов В. В. Русский щит : Повесть-хроника / В. В. Каргалов. —
    Н. Новгород : Параллель. 1994. — 158 с. : ил.

  3. Ян В. Г. Юность полководца / В. Г. Ян. — М. : Молодая гвардия, 1992.
    - 238 с. : ил.

10. Название второго раздела, где представлены книги по истории Мос­ковской Руси : «От раздоров — к единению».

11. Афиногенов В. Д. Посох Пересвета / В. Д. Афиногенов. — М. : Моло­дая гвардия, 1993. - 234 с.

  1. Бадигин К. С. Кольцо великого магистра : Роман / К. С. Бадигин. —
    М. : Дет. лит., 1984. - 383 с. : ил.

  2. Лажечников И. И. Басурман : Роман / И. И. Лажечников. - М. :
    Худож. лит, 1989. - 367 с.

  3. Толстой А. К. Князь Серебряный : Повесть времен Иоанна Грозного
    / А. К. Толстой. — М. : Просвещение, 1993. — 317 с. : ил.

  4. Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году : Ист.
    роман в 3-х частях / М. Н. Загоскин. — М. : Молодая гвардия, 1996. — 367 с.

  5. Фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве.

  6. Название третьего раздела, где представлены произведения, посвя­щенные истории России XVIII века : «Гром победы раздавайся. . . »

  7. Фотография Исакиевского собора в Санкт-Петербурге.

  8. Лажечников И. И. Последний Новик : Роман / И. И. Лажечников. —
    М. : Худож. лит. , 1990. — 511 с. — (Классики и современники).

  9. Лажечников И. И. Ледяной дом : Роман / И. И. Лажечников. — М. :
    Просвещение, 1992. — 335 с. — (Школьная библиотека).

  10. Иванов В. Н. Императрица Фике : Ист. повести / В. Н. Иванов. — М.
    : Панорама, 1993. - 320 с.

  11. Григорьев С. Т. Александр Суворов : Ист. повесть / С. Т. Григорьев. -
    М. : Мысль, 1990. - 317 с.

  12. Андрущенко А. И. Адмирал Ушаков / А. И. Андрущенко. - М.: Моло­дая гвардия, 1981. - 274 с.

24. Волконский М. Н. Мальтийская цепь / М. Н. Волконский — М. :
Современник, 1993. - 640 с. - (Государи Руси Великой).





Макет книжной выставки-путешествия «Планета чудес и загадок»

Список репродукций картин

1. Лансере Е. Е. Трофеи русского оружия. (Книга № 19)

  1. Якоби В. И. Шуты при дворе Анны Ивановны. (Книга № 20)

  2. Коцебу А. Е. Бой на Чертовом мосту. 14 сентября 1799 г. (Книга № 22)

  3. Маковский К. Е Боярышня XVII в. (Книга № 15)

  4. Рерих Н. К. Заморские гости. 1901. (Книга № 6)

  5. Присекин С. Н. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! (Книга № 9)

  6. Матейко Я. Грюнвальдская битва. (Книга №12)

  7. Сергеев Ю. Пир в Александровской слободе. (Книга № 14)




  1. Ротари П. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны. (Книга № 21)

  2. Бенуа А. Н. Парад при Павле I. (Книга № 24)




  1. Коцебу А. Е. Сражение при Нови 4 августа 1799 г. (Книга № 22)

  2. Васнецов А. М. Московский Кремль при Иване III. (Книга № 13)

  3. Антокольский М. М. Ярослав Мудрый. (Книга № 7)

  4. Глазунов И. С. Гибель древнерусского города. (Книга № 8)

  5. Никишин В. Золотые ворота в Киеве. (Книга № 7)

  6. Васнецов А. М. Новгородский торг. (Книга № 9)




  1. Якоби В. И. Волынский на заседании кабинета министров (Книга № 20)

  2. Штейн Р. Древние русские обычаи. Суд Божий. (Книга № 13)

  3. Айвазовский И. К. Морской бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.
    (Книга № 23)

  4. Бубнов А. П. Угро на Куликовом поле. (Книга № 11)

  5. Рерих Н. К. Ладьи. (Книга № 6)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Книжная выставка-путешествие «Планета чудес и загадок»

Автор выставки - О.В. Качегова, п. Каменка Мезенского р-на.

^ Цель выставки: Расширить представление ребят о зарубежных странах, заинтересовать их книгами по географии, помочь в усвоении школьной про­граммы.

Читательский адрес: Дети старшего школьного возраста.

Выставка состоит из четырех разделов, представляющих книги по геогра­фии Европы, Азии, Африки и Америки. В каждом разделе — три вопроса по соответствующей теме, ответы на которые находятся в выставленных книгах (конкурс «Знаешь литы?»).

Рядом с выставкой размещается большая географическая карта мира. Каждая книга с выставки пронумерована, а соответствующие номера указа­ны на заранее приготовленных флажках тех стран, о которых идет речь в экспонируемых книгах. Прикалывая флажки к карте, ребята отмечают на ней места действия событий, происходящих в представленных книгах.

Около карты, на журнальном столике находится большой иллюстриро­ванный атлас мира (издательство «Ридерз Дайджест», 2001) С его помощью ребята находят местоположение искомой страны и изображение ее флага.

Описание макета книжной выставки-путешествия

1. Название выставки: «Планета чудес и загадок».

2. Цитата: Горные вершины и глубины океанов, жаркие пустыни и вечная мерзлота тундры — все это Земля. Несущаяся в просторах космоса наша плане­та — маленькая, но замечательная частица бескрайней Вселенной.

  1. Название первого раздела: «Старый свет».

  2. Фотография Эйфелевой башни в Париже.

  3. Все о Венгрии / Пер. с венг. М. Д. Попова. - М.: Прогресс, 1990. - 254 с.

6. Вопрос конкурса «Знаешь ли ты?»: Эта «белая гора» является высочай­шей вершиной Альп и всей Западной Европы. Что это за гора? (г. Монблан)

7. Крашенинников В. Л. Швейцария - знакомая и незнакомая: Путевые очерки / В. Л. Крашенинников, Г. П. Драгунов. - М. : Мысль, 1985. - 208 с. :ил.

  1. Новак Б. И. Что такое Бенилюкс? : Очерки / Б. И. Новак. - М. :
    Молодая гвардия, 1989. — 167 с.

  2. Вопрос: По преданию, человек, поцеловавший этот камень, сможет стать прекрасным оратором. Назовите этот камень. (Бларнийский камень, Ирландия)




  1. Павлов Б. Р. Франция и французы: Очерк / Б. Р. Павлов // Вокруг
    света. - 1997. - № 5. - С. 15.

  2. Вопрос: В какой стране находится самая глубокая пещера в мире ? (Франция, пещера Жан-Бернар)

  3. Бугаков Л. И. Зеленая страна/Л. И. Бутаков. - М.: Дет. лит., 1989. - 163 с.

  4. Кукла в шотландском национальном костюме.

  5. Название второго раздела: «Таинственный Восток».

  6. Фотография статуи Будды.




  1. Перевощиков К. А. Под солнцем Индии, страны сказочной и обыкно­венной / К. А. Перевощиков. — М. : Прогресс, 1982. — 159 с.

  2. Вопрос: Какие места считаются родиной йети — мифического снежно­го человека? (Сагарматха, Гималаи)

  3. Манвелов В. И. В стране заоблачных вершин / В. И. Манвелов. — М.
    : Наука, 1985. - 78 с.




  1. Вопрос: Как называется мавзолей, который построил султан Шах-
    Джан для своей любимой жены? (Тадж-Махал, Индия)

  2. Страна утренней свежести : Очерки о Корейском полуострове. — М. :
    Прогресс, 1991. - 85 с.

  3. Вопрос: Согласно легенде, башни и шпили этого дворца были установле­ны, чтобы отпугивать демонов, обитающих в горах Тибета. Что это за дво­рец? (Дворец Потала)




  1. Фотография индийских джунглей.

  2. Название третьего раздела: «Черный континент».

  3. Макет пальмы.

  4. По странам Африки : Путевые заметки. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 76 с.




  1. Вопрос: В какой стране находятся развалины знаменитого Карфагена?
    (в Тунисе)

  2. Кружение песков: Рассказы / Пер. с франц. В. Курбатова. — М. :
    Мысль, 1987. - 143 с.

  3. Вопрос: О какой пустыне шведский исследователь Ч. Андерсон писал:
    «Трудно найти на свете место которое бы в большей степени отвечало нашим
    представлениям об аде. . . Даже смерть была бы предпочтительнее изгнания
    в этот край» ? (о пустыне Намиб)

  4. Лебедев В. Нетерпенье достичь Харэр : По маршруту путешествия
    в Эфиопию поэта Николая Гумилева / В. Лебедев // Вокруг света. — 1988. —
    № 2. - С. 30-35.




  1. Вопрос: Еще в начале XX века Эфиопия была известна в мире под другим
    названием. Под каким ? (Абиссиния)

  2. Фотография пустыни Сахара.

  3. Название четвертого раздела: «Две Америки».

  4. Кукла в костюме индейца.




  1. Страна кленового листа : Очерки / Сост. Т. Г. Караваева. — М. :
    Молодая гвардия, 1994. — 157 с.

  2. Вопрос: В каком национальном парке можно еще встретить большого
    кричащего журавля? (в Вуд-Баффало, Канада)

  3. Глебов П. И. Бразилия: кофе, футбол, карнавалы / П. И. Глебов. — М.
    : Панорама, 1995. - 134 с.

  4. Вопрос: В водах какой реки обитает уникальный речной дельфин-иния ?
    (в Амазонке)

  5. Индейцы Южной Америки / Пер. с англ. П. А. Завьялова. — М. :
    Панорама, 1996. - 97 с.

  6. Вопрос: В этом здании нельзя найти двух одинаковых стен, нет в нем и
    двух равных углов. Стены снаружи испещрены иероглифами, которые даже се­годня не удается полностью расшифровать. Что это за здание и где оно нахо-
    дит
    ся? (Монте-Альбан, Мексика)

  7. Фотография североамериканского города.



Кузнецова, Е.Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах /Е.Б. Кузнецова ; Под ред. Т.В. Рудишиной.-М.: Чистые пруды, 2006.- 32с.




оставить комментарий
Дата25.01.2012
Размер0.54 Mb.
ТипСправочник, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
не очень плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  32
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх