Научный журнал Основан в ноябре 1999 года icon

Научный журнал Основан в ноябре 1999 года


Смотрите также:
Публичный доклад...
Отборочный бой 1...
Политическое управление Научный информационно-образовательный электронный журнал Сетевое...
А. Монастырский Редактор-составитель...
Конкурс проводится по следующим номинациям: поэзия; научный рассказ...
Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика...
Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика...
Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика...
Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика...
С. А. Лихачева Основан в 1999 г...
Москва 1999 moscow public science foundation е. Y...
Информационная справка о ходе реализации на территории Иркутской области приоритетных...



Загрузка...
скачать
ВЕСТНИК

НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Научный журнал Основан в ноябре 1999 года

Серия: История, филология 2006. Том 5,

выпуск 1 (дополнительный): История

СОДЕРЖАНИЕ

Статьи

Пиков Г Г Судьба китайской культуры в Западнокиданьском государстве 3

Ананьев Д. А. Изучение сибирской истории в научных учреждениях и специали­
зированных центрах США, Великобритании, Канады и ФРГ 9
Карнаухов Д. В История русских земель в «Описании Европейской Сарматии»

и «Хронике Европейской Сарматии» Александра Гваньини 15

Казанцева Т Г. Старообрядческие крюковые Обиходы: основные редакции 21
Катионов О Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная

магистраль Сибири в 1730-е - 1890-е годы 26

Пережогт А А Правовые и социальные аспекты военно-горного строя на Алтае 31

Крахмалънжов А П Папа Афес и апологеты белокриницкого священства 36
Чернышева Н. К. Возрождение исихастских традиций в духовной жизни России

XIX века и их влияние на развитие жанра житий святых (на примере

агиографических сочинений о св. Иннокентии Иркутском) 41
Дедовских А. Ю. «Инородческий вопрос» в Сибири на страницах специализированных

географических изданий второй половины XIX - начала XX века 46
^ Ус Л Б Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по обеспечению

строительства Транссиба трудовыми ресурсами 51

Петров С. Г Советские налоги и православная церковь в первой половине 1920-х годов 57
Паско М Ю. Становление номенклатурной системы подбора управленческих кадров в

Сибири в 1920-е годы 63

Калинина О Н. Советская номенклатура: некоторые итоги и проблемы исследования 68

Ушакова С Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» и интеллигенция 73
Аблажей Н. Н Высылка из погранполосы Читинской области в ходе массовых

операций 1937-1938 годов 78
Узбекова Ю И. Научное сообщество и механизмы выбора региональных траекторий

развития АН СССР в середине 1950-х годов 83
Беккер Я. А От «фикций равенства» к «праву двойного выбора». Реорганизация

системы допуска в высшую школу ФРГ (1998-2005) 88

Сообщения

Куркотова Ю. В. Сочинение X. Г. Бесселя «Новоумноженный политического счастия

ковачь» в России 93

Першина М В «Стостатейник» и идеология филипповского согласия 98

Дорохова Н Е. Между Пугачевым и Робеспьером: Великая французская революция

в переписке А. Р. и С. Р. Воронцовых 103

Кибардина Т А. Круг чтения В. К. Кюхельбекера в тюремном заключении и в годы

сибирской ссылки (на материале «Дневника» 1831-1845 годов) 108

УДК 281.93(091)« 18»

А. П. Крахмальников

Институт истории СО РАН

ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: lstochnik@history.nsc.ru

^ ПАПА АФЕС И АПОЛОГЕТЫ БЕЛОКРИНИЦКОГО СВЯЩЕНСТВА *

Предание о заповедях мифического папы Афеса появилось в русской публицистике в период формирования идеологии раннего старообрядчества. Небольшой по объему рассказ о том, как в XV в. греческое духо­венство, надеясь на помощь папского пре­стола перед лицом угрозы завоевания Кон­стантинополя турками-сельджуками, посту­пилось чистотой благочестия своей церкви, имеется в памятниках 60-х гг. XVII в. Во-первых, предание об Афесе (Ефесе) вошло в состав старообрядческих дополнений к «Прениям с греками о вере» Арсения Суха­нова. Как установил дореволюционный ис­следователь жизни и творчества старца Ар­сения С. А. Белокуров, вторая редакция дополнений к «Прениям» была создана ста­роверами в Москве в 1665 г., а третья возникла там же несколько ранее '. Во-вторых, о папе Афесе говорится в Повести о мучении некоих старец Петра и Евдокима2, относящейся к 1669-1670 гг. Здесь события, предшествовавшие взятию Константинопо­ля в 1453 г., представлены следующим об­разом:

... древле грецы от нашествия турецкаго царя приступиша к римскому папе Афесу, еретику сушу, и взял от них вся книги за-конныя огнем сожже, и дал им три запове­ди: первое - в крещении обливатися, вто­рое - на себе креста не носити, третие -трема персты креститися3.

В этом небольшом фрагменте отчетливо выразилось крайне недоверчивое отношение части русского общества XVII в. к чистоте благочестия Греческой церкви. Данное об­стоятельство, по мнению известного исто­рика церкви Е. Е. Голубинского, и послужи­ло главной причиной раскола Русской церк­ви [6. С. 3].

Староверы хорошо запомнили легенду о папе Афесе и о принятии греками его «запо­ведей» и включили ее в свое идеологическое кредо. Об этом говорит, в частности, широ­кое хождение списков сочинений, содержа­щих это предание. Так, современной иссле­довательнице В. С. Кузнецовой известно 45 списков Повести о мучении некоих старец Петра и Евдокима4. Следует также отме­тить, что уже в конце 1669 - начале 1670 г. инок Авраамий составил сборник, состоя­щий из Повести о Петре и Евдокиме, Сказа­ния об Авввакуме, Лазаре и Епифании [7. С. 272, № 3; 12. С. XIII-XIV, 45-49] и «Пре­ния» с Афанасием, митрополитом Иконий-ским5. Последние два сочинения принадле­жат перу дьякона Федора Иванова и датируются концом 1667 - началом 1668 г. Н. Ю. Бубнову известно более 30 списков этого сборника, обозначаемого исследова­телем как «Прение» [3. С. 123, 165-168]. Входящие в него сочинения в конце XVIII в. были изданы старообрядцами в супрасль-ской и клинцовской типографиях в составе сборников, начинающихся «Историей о от­цах и страдальцах соловецких» Семена Де-


Работа выполнена на средства гранта Пре­зидента РФ для поддержки ведущих научных школ (НШ-6582.2006.6; научный руководитель школы - академик РАН Н. Н. Покровский).

1 См.: [l.C.XLI-LXIV;2.C. 175-205].

2 Сочинение издано: [12. С. 302-309; 11.
С. 206-215]. См. также: [3. С. 117, 119, 158-159,
163-169, 173, 382; 16. С. 154-156].

3 Цит. по: [12. С. 305-306]; ср.: [11. С. 209-210].

4 Можно говорить уже о 46 списках Повести,
поскольку в 1995 г. новосибирские археографы
обнаружили старообрядческий сборник конца
XIX в., в состав которого также входит «Муче-
ние некоторых старец и исповедник Петра и Ев­докима» - см.: [15. С. 265].

5 См.: [7. С. 272-273, № 4; 12. С. XIV-XVI,
49-59;.З.С. 166-167] и др.

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 1 (дополнительный): История © А. П. Крахмальников, 2006

Папа Афес и апологеты белокриницкого священства

37


нисова и содержащих Пятую соловецкую челобитную7.

Соседство в старообрядческих изданиях Повести о Петре и Евдокиме с названными сочинениями дьякона Федора привело неко­торых исследователей к сомнительному вы­воду о принадлежности Повести этому ав­торитетному идеологу раннего старообряд­чества8. Впервые в научной литературе справедливость этой атрибуции была по­ставлена под сомнение Н. И. Субботиным в его вступительной статье к шестому тому «Материалов для истории раскола», вы­шедшему в свет в 1881 г. [12. C.XXVI-XXVIII]. Принадлежность Повес­ти перу дьякона Федора отрицал и другой маститый исследователь старообрядчества -П. С. Смирнов [17. С. ХСП-ХСШ]. Скепсис дореволюционных историков разделяет также современная исследовательница В. С. Кузнецова, оставляя, впрочем, вопрос об авторстве Повести открытым [И. С. 207]. Н. Ю. Бубнов приводит веские основания для атрибуции Повести иноку Авраамию9.

Вопрос об авторе Повести о мучении Петра и Евдокима активно обсуждался и самими староверами. Примерно за три деся­тилетия до публикации Повести в шестом томе «Материалов для истории раскола» приведенное в ней предание о заповедях папы Афеса не раз упоминалось старооб­рядческими начетчиками в ходе яростных споров о том, как в Греческой церкви со­вершается чин крещения. Споры эти раз­вернулись практически сразу же после воз­никновения в 1846 г. белокриницкой («австрийской») иерархии, ведущей свое начало от греческого митрополита Амвро­сия 10. Уверенность многих староверов в

6 Об этом памятнике и его изданиях, пред­
принятых староверами, см.: [20. С. 107—113].

7 См.: [4. С. 139 (№ 348; Супрасль, конец
1780-х гг., 204 л. в 4°), 34-35 (№ 38; Клинцы,
204 л. в 4°); 5. С. 101-104].

8 Это отметил уже Н. И. Субботин, а вслед за
ним В.С.Кузнецова, см.: [12 С. XXVII; 11.
С. 207]. В известном указателе Дружинина «По­
весть» помещена среди сочинений дьякона Фе­
дора, см.: [7. С. 276-277, № 14].

9 См.: [3. С. 158-159, 168]. В. С. Кузнецова в
словарной статье, посвященной «Повести», так­
же не исключает возможность ее составления
иноком Авраамием, см.: [16. С. 155].

110Амвросий (в миру - Амирей Паппа-
Георгополи; 1791 - 30.10.1863) - первый бело-
криницкий митрополит. Принят в старообрядче-

том, что греки, нарушая 50 правило святых апостолов, точно выполняют данную им папой Афесоми заповедь совершать кре­щение через обливание, становилась серьез­ным препятствием для распространения бе­локриницкого священства. Однако даже его апологеты далеко не сразу решились на пе­ресмотр предания, восходящего к самым истокам старообрядческой литературы и освященного авторитетом пустозерского страдальца дьякона Федора.

Так, основатель «австрийского» согласия и талантливый богослов инок Павел Бело-криницкий12 в седьмом послании своего «Прения с безпоповцами» (1852 г.)13, рас­суждая о происхождении в Греческой церк­ви обычая совершать чин крещения через обливание, замечает: «А наипаче... новыя проказы произошли еще пред самым уже взятием турецким (Константинополя в 1453 г. - А. К.) от латинскаго Флоренскаго собора (1439 г. - А. К). В которое время, Феодор диакон говорит (Б), папа грекам три заповеди дал, в числе коих было обли-

ство 28 октября 1846 г., с 1848 г. до своей смерти был в ссылке в г. Цилли. На соборе старообряд­цев белокриницкого согласия в ноябре 1996 г. причислен к лику святых (память его отмечается 12 ноября по новому стилю). Подробнее о нем см. [14. С. 146-149].

111 В. С. Кузнецова со ссылкой на А. Л. Гольд-
берга заметила, что имя Афес может представ­
лять собой искаженное греческое atheos - без­
божник [11. С. 213, прим. 22-23]. Со своей
стороны добавлю, что это имя может восходить
к древнееврейскому афес (алеф-пе-самех) -
«кончается, прекращается, иссякает, истощает­
ся». В этом случае имя приобретает достаточно
зловещий смысл: само явление мифического
папы предвещает Греческой церкви утрату чис­
тоты благочестия, если не полное уничтожение.
Другое чтение имени папы - Ефес, встречаю­
щееся в третьей старообрядческой редакции
«Прений с греками о вере» (см.: [1. С. 189]),
также имеет аналог в древнееврейском: это су­
ществительное эфес (ничто, абсолютная пусто­
та; в современном иврите - ноль), образованное
от того же корня, что и афес.

12 Павел Белокриницкий (в миру - Петр Ва­
сильевич Великодворский, 1808 - 5.05.1854) -
основатель белокриницкой иерархии, автор мно­
гих сочинений. О нем см.: [19. С. 74-113 и
след.]. Значительное число писем инока Павла
опубликовано Н. И. Субботиным, см.: [13. С. 7-142].

13 См.: [7. С. 223,398 (№ 547); 10. С. 399-407].

38

А. П. Крахмальников


вательное крещение» и. В выделенном кур­сивом фрагменте нетрудно узнать сведения, сообщаемые в предании о папе Афесе из Повести о мучении старцев Петра и Евдо­кима. Это свидетельство инок Павел под­крепляет довольно замысловатой ссылкой, помещенной в подстрочном примечании (Б): «Зри Феодора диакона глаголы в книге печатной Соловецкой челобитной на листу 171-м, а в других на листу 191-м, и в Повес­ти о страдавших отцев Аввакуме, Лазаре и Епифании» 15.

Как видим, инок Павел не сомневался в принадлежности Повести о Петре и Евдо­киме дьякону Федору и для большей убеди­тельности даже сослался на безусловно принадлежащее этому книжнику Сказание об Аввакуме, Лазаре и Епифании. В указан­ной Павлом Белокриницким «книге печат­ной» нетрудно узнать старообрядческие из­дания конца XVIII в. сборника с «Историей о отцах и страдальцах соловецких», второй главой которого является Пятая соловецкая челобитная. Таким образом, в седьмом послании «Прения с безпоповцами» легенда об Афесе подкреплена авторитетом не толь­ко дьякона Федора, но и глубоко почитае­мых староверами отцов Соловецкого мона­стыря.

Столь бережное отношение инока Павла к свидетельству о заповедях папы Афеса объясняется тем, что оно хорошо укладыва­ется в его рассуждения о появлении в грече­ской церкви обычая крестить обливательно. Не входя в подробное рассмотрение истори­ческих изысканий белокриницкого богосло­ва, отметим, что он и не думал отрицать тот факт, что греки действительно совершали чин крещения через обливание; инок Павел лишь указывает, что в современной ему Греческой церкви крестят в три погруже-

14 РГБ. Рогожское собр. № 225. Л. 110 об. - 111.
Здесь и далее все выделения в цитатах сделаны
мной.

15 Там же. Л. 111, прим. «Б».

16 На использование иноком Павлом несколь­
ких изданий сборника указывает двойная ссыл­
ка: «на листу 171-м, а в других на листу 191-м».
Во втором случае речь, очевидно, идет о суп-
расльском издании конца 1780-х гг. в 4-ку или
же клинцовском середины 1790-х гг., см.: [4.
С. 139, 34-35 (№ 348 и 38)]. В последнем По­
весть о Петре и Евдокиме помещена на
л. 188-194 об. и является шестой, предпоследней
главой сборника.

нияп. Таким образом, предание о папе Афесе, на первый взгляд чрезвычайно не­удобное для сторонников «австрийского» священства, обращается иноком Павлом в пользу основанного им согласия.

Гораздо более критично к сообщению о заповедях, данных грекам папой Афесом, отнесся другой апологет белокриницкого священства - архиепископ Антоний (Шу­тов) 18. Дело в том, что на этот раз данным свидетельством воспользовался противник белокриницкого священства, доказывая, «что от Грецыи нельзя принять митрополи­та, потому что книги указуют, яко Грецыя вся приняла обливательное крещение»19. Антоний (Шутов) откликнулся на эти обви­нения трактатом, позднее получившим на­звание «О крещении греков. Сочинение против глаголющих, что Греция руково­дствуется обливательным крещением»20. В этом сочинении, составленном в 1857 г., предание о заповедях папы Афеса подверг­лось основательной критике.

Архиепископ Антоний решительно от­рицает, что используемый его оппонентом фрагмент Повести о Петре и Евдокиме был написан дьяконом Федором. Более того, «австрийский» книжник утверждает, что рассматриваемое свидетельство «от книги Соловецкой челобитной, что во ответе свя-

17 РГБ. Рогожское собр. № 225. Л. 111-112об.

18 Антоний (в миру - А. И. Шутов; 1812-1881) -
первый старообрядческий архиепископ Москов­
ский и Владимирский. В белокриницкое согла­
сие перешел в феврале 1852 г. Через год рукопо­
ложен в архиепископа Владимирского, ему было
поручено управление церковно-иерархическими
делами российских староверов. По прибытии в
Россию развернул активную деятельность по рас­
пространению белокриницкого священства: учре­
дил несколько епархий, поставил около сотни
священнослужителей и организовал деятельность
Рогожского скриптория. Собрал богатую библио­
теку старопечатных книг и рукописей, которая
после его смерти (8 ноября 1881 г.) перешла в
библиотеку Рогожского кладбища (ныне — ф. 247
РГБ). Подробнее о нем см.: [14. С. 653-654].

19 РГБ. Рогожское собр. № 396. Л. 3-4.

20 РГБ. Рогожское собр. № 396. Описание см.:
[8. 370 (№ 8)]. В описании собрания Рогожского
кладбища, составленном И. В. Власовым в
1890 г., рассматриваемое сочинение под назва­
нием «Ответ о греческой церкви и употреблении
в оной трепогружательнаго крещения» зафикси­
ровано под № 368. И. В. Власов датирует руко­
пись началом второй половины XIX в. - РГБ.
Ф. 246. Карт. 153. Ед. хр. 3. Л. 282 об.

Папа Афес и апологеты белокриницкого священства

39


щеннодиакона Феодора» было составлено «в Даниловом поморском безпоповском мо­настыре Семеном Деонисовым», «которой по своей безъпоповской страстной науки написал ложно показание на Феодора дия-кона» 21.

Основанием для столь смелого вывода старообрядческому архиепископу послужи­ло отсутствие «писма о папе Афесе» в спи­сках Соловецкой челобитной, имевших хо­ждение на Керженце22. Антоний (Шутов) предполагает, что Семен Денисов счел не­обходимым указать источник заимствова­ния, чтобы «прикрыть свою ложь», а потому и привел в свидетели дьякона Федора. По­скольку предания о папе Афесе, по мнению Антония, «не обретается нигде в Писании», для разрешения этого библиографического затруднения владимирский архиепископ предложил весьма оригинальное решение: «О сей справки ходить некуды, разве на Втором пришествии Христовем тогда лично спросить Феодора диакона. А Семенова мысль, - продолжает Антоний, - стремилась всеми силами обнести российскую и грече­скую церковь и небылыми пороками, дабы удобнее было людей склонять к перекрещеванью»23. Свой критический обзор фраг­мента из Повести о Петре и Евдокиме вла­димирский архиепископ завершает рассуж­дением, что православному христианину негоже «оклеветать православную грече­скую церковь» на основании «ложнаго сви­детельства безпоповскаго»24.

Через два года после составления Анто­нием (Шутовым) сочинения «О крещении греков» к этой теме обратился еще один старообрядческий архиерей - коломенский

епископ Пафнутий (Овчинников)25. В со-

21 РГБ. Рогожское собр. № 396. Л. 4 об, 13 об.

22 Там же. Л. 13 об.

Там же. Л. 14-14 об.

23

24 Там же. Л. 15-15 об.

25

В миру - Поликарп Петрович Овчинников. Ученик инока Павла Белокриницкого, архидиа­кон белокриницкой митрополии. В Москву приехал в конце 1857 г. В епископа Коломенско­го поставлен 20 сентября 1858 г.; 7 июля 1860 г. по собственной просьбе освобожден от управле­ния епархией. В 1861 г. ездил в Лондон, где встречался с Герценом, Огаревым, Бакуниным и Кельсиевым. 23 июня 1865 г. перешел в едино­верие. В 1882 г. вернулся в «австрийское» согла­сие. Умер в Белой Кринице 23 февраля 1907 г. Подробнее о нем см. [18. С. 215-216].

ставленном им «Сказании вкратце»26 (1859 г.) преданию о заповедях папы Афеса посвящено специальное примечание. Здесь в отличие от своих предшественников Паф­нутий (Овчинников) критически оценивает старообрядческие издания конца XVIII в.: «В напечатанной неизвестно где книге "Истории о страдальцах соловецких" к кон­цу сей книги, помещен разговор страдальца (за неприятие Никоновых новопреданий) Феодора диакона с греческим митрополи­том Афонасием, в котором будто бы первый уличает последняго, что греки приняли от Римскаго папы Афеса три заповеди, в числе коих и обливательное крещение» 27. Заявив, что это предание - «ни с чем не сообразная безпоповская выдумка», епископ Пафнутий, однако, ни слова не говорит о Семене Де­нисове.

Павел Белокриницкий, архиепископ Ан­тоний (Шутов) и епископ Пафнутий (Ов­чинников) имели разные основания для принятия или непринятия предания о запо­ведях мифического папы Афеса грекам. Ра­зумеется, оригинальные исследования, про­веденные московскими апологетами бело­криницкого священства, во многом были вызваны сиюминутными нуждами полеми­ки. Вместе с тем данные опыты анализа ле­генды об Афесе могут рассматриваться как первый шаг в критическом изучении Повес­ти о мучении некоих старец Петра и Евдо­кима. Еще более важно, на мой взгляд, то, что в 50-е гг. XIX в. староверы начинают пересматривать традиционные представле­ния, восходящие к самому раннему периоду существования старообрядческой письмен­ности - 60-м гг. XVII в.

Список литературы

  1. Белокуров С. А. Арсений Суханов. М.,
    1894. Ч. 2, вып. 1.

  2. Богданов А. П. Автограф «Прений с
    греками о вере» Арсения Суханова // Ис­
    точниковедение отечественной истории: Сб.
    ст. М., 1989. С. 175-205.

«Сказание вкратце о первоначальном уч­реждении ныне существующей в нашей святой древлеправославной церкви священной иерар­хии и уверение в действительности оной сомне­вающимся» - РГБ. Рогожское собр № 288, 549 (отрывок). Описания см.: [8. С. 376 (№ 18); 9. С. 337 (№ 40)].

27 РГБ Рогожское собр. № 288. Л. 19-19 об.

40

А. П. Крахмальников


3.Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века: ис­точники, типы и эволюция. СПб., 1995.

  1. Вознесенский А. В. Кириллические из­
    дания старообрядческих типографий конца
    XVIII - начала XIX века: Каталог. Л., 1991.

  2. Вознесенский А. В. Старообрядческие
    издания XVIII - начала XIX века: введение
    в изучение. СПб., 1996.

  3. Голубинский Е. Е. К нашей полемике
    со старообрядцами. О происхождении рас­
    кола старообрядчества. Ответ на статью
    свящ. С. Дедовского «О грековосточном
    православии», помещенную в «Братском
    Слове». СПб., 1895.

  4. Дружинин В. Г. Писания русских ста­
    рообрядцев СПб., 1912.

  5. Крахмальников А. 77. Описание руко­
    писей и гектографированных изданий ста­
    рообрядцев белокриницкого согласия
    (1846-1917 гг.). Часть I // Общественное
    сознание и литература XVI-XX вв. Новоси­
    бирск, 2001. С. 356-381.

  6. Крахмалъников А. 77. Описание руко­
    писей и гектографированных изданий ста­
    рообрядцев белокриницкого согласия
    (1846-1917 гг.). Часть II // Исторические и
    литературные памятники «высокой» и «ни­
    зовой» культуры в России XVI-XX вв. Но­
    восибирск, 2003. С.326-349.

10. Крахмальников А. 77. Легенды о соз­
дании «Прения с безпоповцами» // Общест­
венная мысль и традиции русской духовной
культуры в исторических и литературных
памятниках XVI-XX вв.: Сб. ст. к 75-летию
акад. Н. Н. Покровского. Новосибирск, 2005.
С.399-407.


  1. Кузнецова В. С. Повесть о мучении
    некоих старец Петра и Евдокима // Литера­
    тура и классовая борьба эпохи позднего
    феодализма в России. Новосибирск, 1987.
    С. 206-215.

  2. Материалы для истории раскола за
    первое время его существования / Под ред.
    Н. Субботина. М., 1881. Т. 6.

  3. Переписка раскольнических деятелей
    (материалы для истории белокриницкого
    священства). М., 1887. Вып. 1: Письма Пав­
    ла, Геронтия, Амвросия, его сына Георгия,
    Огняновича и др.

  4. Православная энциклопедия. М.,
    2001.Т. 2.

  5. Рукописи XVI-XX вв. из коллекции
    Института истории СО РАН / Сост.
    А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова.
    Новосибирск, 1998.

  6. Словарь книжников и книжности
    древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3 (XVII в.), ч. 3.

  7. Смирнов 77. С. Внутренние вопросы в
    расколе в XVII веке. СПб., 1898.

  8. Старообрядчество: люди, предметы,
    события и символы: Опыт энцикл. слов. /
    Сост. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М., 1996.

  9. Субботин Н. И. История Белокри-
    ницкой иерархии. М., 1874. Т. V.

  10. Юхименко Е. М. «История о отцах и
    страдальцах Соловецких» Семена Денисова -
    памятник Выговской литературной школы
    первой половины XVIII в. // Традиционная
    духовная и материальная культура русских
    старообрядческих поселений в странах Ев­
    ропы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992.
    С. 107-113.

Материал поступил в редколлегию 15 07 2006




Скачать 199.64 Kb.
оставить комментарий
Дата25.01.2012
Размер199.64 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх