Рабочая учебная программа по дисциплине «Славянофилы и русская литература» для специальности «Филология» icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «Славянофилы и русская литература» для специальности «Филология»


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04...
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04...
Рабочая учебная программа по дисциплине Русское устное народное творчество для специальности...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Учебная программа для специальности: 1 21 05 02 «Русская филология» Под общей редакцией доктора...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Творчество Л. Н...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык...
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-21 05 01 Белорусская...



Загрузка...
скачать

Форма 1



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

___________Кафедра русской литературы________



УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета


______________________________

«____»__________________200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине_____«Славянофилы и русская литература»________________

__________________________________________________________________

для специальности_ «Филология»

ГОС ВПО направления (специальности) 031001(021700), утв. Минобр. РФ

10.03.2000 г., (021700)

курс__3__________________________________________________________

семестр___5________________________________________________________

лекции__34_____________________(час.) Экзамен в ____________семестре

Практические (семинарские)

занятия_________________________(час.) Зачет в_ 5_____________семестре

Лабораторные


занятия______________________(час.)

Курсовая работа (проект) по дисциплине____нет_________________есть/нет

Количество контрольных работ__1____________________________________

Всего часов__34______________Самостоятельная работа__34_________(час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента)____68_________(час.)


2008 г.


Рабочая учебная программа составлена на основании авторской программы_____________________


(примерная/типовая/авторская программа, реквизиты ее утверждения, прилагается)

^

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры


_20.01.2003 г., пр. № 5_


«__28___»__06_______2008__г.


Заведующий кафедрой_______________


СЛАВЯНОФИЛЫ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Программа спецкурса по выбору

Составитель профессор А. Е. Кунильский


Специализация «русский язык и литература»

5-й семестр

34 часа


^ Значение проблемы. Борьба западничества и славянофильства составляла не только основное содержание культурной жизни в России 30 – 40-х гг. XIX в. (П. В. Анненков), но и в дальнейшем противостояние этих двух тенденций определяло развитие русской литературы, культуры, общественной жизни в XIX и XX вв. Специалистам по русской литературе невозможно обойтись без ясного представления о существе западнических и славянофильских идей. Западнические идеи (на уровне расхожих представлений) быстрее и лучше усваивались (И. С. Аксаков в 1856 г. о том, что в России все знают Белинского, а о славянофилах не имеют представления). Однако именно славянофильские идеи сыграли очень важную – позитивную, созидающую – роль в развитии русской литературы, культуры (К. Н. Бестужев-Рюмин о Хомякове, Н. А. Бердяев). Именно они во многом подготовили расцвет русской литературы во второй половине XIX в. и русской философии в конце XIX - начале XX вв. Невозможно не учитывать тот комплекс идей, который принято обозначать словом «славянофильство», при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Тургенева, Толстого, Ап. Майкова, Лескова и т. д. и т. д. Ценный материал для понимания русской литературы содержится в художественных произведениях и критических статьях славянофилов.

^ История возникновения славянофильского движения. Исторические предпосылки: разделение церквей и раскол в Православной церкви, культурный переворот в петровскую эпоху. Споры между шишковистами и карамзинистами в начале XIX в. Возникновение слова «славянофил» (применительно к А. С. Шишкову). «Записка о древней и новой России» (1811) Н. М. Карамзина. Публикация «Философического письма» П. Я. Чаадаева (1836). Появлений первых славянофильских работ А. С. Хомякова и И. В. Киреевского (1839). Полемика между В. Г. Белинским и К. С. Аксаковым по поводу «Мертвых душ» Гоголя (1842). Возрождение слова «славянофил» (1842). Вопрос о национальных традициях в быту (одежде) (1844 – 1849). Попытка примирения между славянофилами и западниками и окончательный раскол (1844). И. С. Аксаков и К. Д. Кавелин о наиболее существенных идейных расхождениях между западниками и славянофилами.

^ Главные персоналии. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. Связь с М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Развитие и трансформация славянофильских идей у «почвенников» - А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский, у Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.

^ Основные издания, в которых сотрудничали славянофилы: «Москвитянин» (1845), «Московский литературный и ученый сборник» (1846, 1847, 1852), «Русская беседа» (1856 – 1860), «Сельское благоустройство» (1858 – 1859), «День» (1861 – 1865), «Москва» (1867 – 1868), «Русь» (1880 – 1885).

^ Роль П. Я. Чаадаева (1794 – 1856) в идейной поляризации русского общества. Краткие биографические сведения. Вступление в масоны в 1814 г. Идейный наследник своего деда кн. М. М. Щербатова (характеристика последнего В. О. Ключевским: «русских явлений он сам растолковать себе не успел и, чтобы разглядеть их, поневоле брал готовый чужой светильник»). Эстетизм и аристократический нигилизм. Особенности личности (М. И. Жихарев: «непомерный и почти чудовищный его эгоизм»). Характеристики Чаадаева, данные в стихах Д. В. Давыдовым и Н. М. Языковым.

Основные положения первого «Философического письма». Безотрадная картина русской истории и русского национального характера. Зависимость от католических источников в описании причин разделения церквей (IX – XI) и в характеристике Византии. Полемика Пушкина с Чаадаевым.

^ А. С. Хомяков (1804 – 1860).Разносторонность интересов и дарований. Раннее проявление патриотизма и религиозности. Споры с Рылеевым, твердая позиция Хомякова: армия не имеет права «распоряжаться народом по произволу и сделаться выше его». Участие в русско-турецкой войне. Важное значение семейной жизни для Хомякова.

Смысловое и художественное богатство лирики Хомякова. Работа «О старом и новом» (1839) задает тон всей публицистике славянофилов»: не безоглядное восхваление старины, а очень требовательное отношение к старому, к новому – с верой. «Письмо в Петербург о выставке» (1843): искусство – «плод любви полной и всеобъемлющей». Характеристика Петра I и Ломоносова («они приняли много местного и случайного за общечеловеческое и вечно истинное»). Высокая оценка творчества Гоголя. «Опера Глинки „Жизнь за царя“» (1844): «Семья и община отстояли Россию: теперь Россия отстоит ли семью и общину?». «Письмо в Петербург» (1845). Проблема заимствования. Высокая оценка работы А. фон Гакстгаузена о русской общине. «Мнение иностранцев о России» (1845), «Мнение русских об иностранцах» (1846). Причина недоброжелательства к России других народов. Необходимость изучения России. Разделение наук на положительные (о природе) и догадочные (о культуре). Персективность данного подразделения (сравнение с идеями представителей баденской школы неокантианства Виндельбанда и Риккерта). «О возможности русской художественной школы» (1847): «полнота и целость разума во всех его отправлениях требуют полноты в жизни». Отзыв о романе Достоевского «Бедные люди». «Разговор в Подмосковной» (1856): «всякий живой народ есть еще невысказанное слово». Богословские труды Хомякова. Учение о Церкви. Категория соборности.

^ И. В. Киреевский (1806 – 1856). Значение семьи в формировании личности Киреевского: роль отца В. И. Киреевского, матери А. П. Юшковой (Киреевской, Елагиной), В. А. Жуковского, жены Н. П. Арбеневой. Богатство натуры. Философская культура (влияние отчима А. А. Елагина, знакомство с Гегелем, Шеллингом). Особенности характера (Н. О. Лосский: «его чувствительная натура прежде всего искала мира, спокойствия и любви»). Общение с иноками Филаретом и Макарием Оптинским. Обращение к религии и превращение из «европейца» в славянофила. Труды по переводу сочинений св. отцов. «В ответ А. С. Хомякову» (1839) – эскиз культурологической концепции Киреевского. Причины различия между Россией и Европой – в «особенных видах христианства». «Обозрение современного состояния литературы» (1845). Духовная ситуация на Западе: «многомыслие, разноречие кипящих систем при недостатке одного общего убеждения», «беспокойство мечтательности перешло в заботы промышленности». Значение для цивилизации «мира православно-словенского». Два вида образованности: «внутреннее устроение духа силою извещающейся в нем истины» и «формальное развитие разума и внешних познаний». Разбор русской журналистики (примеры двух односторонних мнений – «Маяк» и «Отечественные записки»). Появление «славяно-христианского направления». «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852) – венец культурологических изысканий Киреевского. Характеристика современного состояния западноевропейского просвещекния: полнота развития – и чувство недовольства и обманутой надежды; богатство частных открытий – и отрицательное значение их для внутреннего сознания человека; блеск и удобства наружных усовершенствований жизни – и самая жизнь, лишенная внутреннего смысла. Основы европейской цивилизации (католицизм, наследие древнеримского мира с его рационализмом, германский индивидуализм, этнический конфликт как начало государственности). Основы русского просвещения: восприятие учения христианского от Греции, постоянное общение с вселенской церковью; образованность древнеязыческого мира, воспринятая уже сквозь учение христианское; не испытавший завоевания русский народ устраивался самобытно. На этой почве – отличие общежительных отношений русских от западных. Причины, не позволившие развиться положительным началам в России в полной мере (преобладание уважения к форме над уважением духа, результатом чего стало стремление к формам чужим и к чужому духу).

^ Семья Аксаковых. С. Т. Аксаков (1791 – 1859). Краткие биографические сведения. Литературные интересы. Связь с «шишковистами». Нравственная атмосфера в дружной многодетной семье. Поддержка славянофильской позиции сыновей Константина и Ивана. Любовь к природе. Расцвет художественного творчества в конце жизни.

^ К. С. Аксаков (1817 – 1860). Краткие биографические сведения. Пребывание в кружке Станкевича и неприятие «большей частью отрицательного» воззрения на русскую жизнь и русскую литературу, постоянных «нападений на Россию». Сближение с Хомяковым и Киреевским. Отличие от Хомякова: наделял сакральным характером само историческое бытие и даже быт русского народа, считал грехом укорять Россию в чем-либо. Отношение к русской одежде. Поэт, литературный критик, историк славянофильской школы. Герцен о К. Аксакове.

«Богатыри времен великого князя Владимира по русским песням» (1856), «Повесть о бражнике» (1859). Описание характера русской жизни: «хоровод, движущийся согласно и стройно, - праздничный, полный веселья, образ русской общины», не река, а безбрежный океан-море. Демократизм русской жизни. Независимость и равные права женщины с мужчиной. Начало христианской веры и начало семейное – «основа всего доброго на земле». Илья Муромец как носитель русского национального характера. Оправдание веселья и радости жизни. «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842). Произведение Гоголя как продукт эпического созерцания, выражение «живой жизни». «Физиология Петербурга...» (1845). Рыночный характер петербургской литературы. «Три критические статьи г-на Имрек» (1847). Характеристика произведений кн. Одоевского, Достоевского. Противоречивый характер отзыва о «Бедных людях». Высокая оценка очерка Тургенева «Хорь и Калиныч». «Обозрение современной литературы» (1857). Суровая и не всегда справедливая характеристика современного состояния русской литературы. Проницательные суждения о Тургеневе, Григоровиче, Толстом, Салтыкове-Щедрине.

^ И. С. Аксаков (1823 – 1886). Краткие биографические сведения. Москвич в Петербурге. Знание практической жизни. Литературная и общественная деятельность. Поддержка славян в их борьбе за независимость.

«Несколько слов о Гоголе» (1852). Характеристика Гоголя как «монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста ... мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи». Значение Гоголя важнее значения Пушкина, Грибоедова и Лермонтова. «Речь о А. Ф. Гильфердинге, В. И. Дале и К. И. Невоструеве» (1873) – характеристика самоотверженных тружеников на ниве русского просвещения. «Речь о Пушкине» (1880) – возвращение славянофильского долга великому национальному поэту. Особое отношение русского общества к Пушкину. Ключевая роль поэта в русской культуре: «эмансипация русского угнетенного чувства». Пушкин и его творчество – выражение русского национального характера. «Федор Иванович Тютчев» (1874). Тютчев как великий поэт и великий политический мыслитель, союзник славянофилов. Сравнение Тютчева с Чаадаевым и западниками.

^ Почвенничество как продолжение славянофильства. Возникновение направления. Основные участники и периодические издания, в которых они сотрудничали: «Время» (1861 – 1863), «Эпоха» (1864 – 1865).

^ А. А. Григорьев (1822 – 1864). Краткие биографические сведения. Москвич по происхождению, но связанный с более демократическими, чем славянофилы, слоями общества. Блестящие способности, талантливые друзья (Фет, Полонский и др.), художественная натура – и полная драматизма жизнь. Временная связь с масонами, сложные отношения с церковью. Попытки дистанцироваться от славянофилов в 50-е годы («мы не ученый кружок, как славянофильство и западничество: мы – народ»), популяризация их имен и идей в конце 50-х – начале 60-х гг., постепенное осознание идейного родства с ними. Основные ценности – жизнь, философия, искусство и национальность. Одна из основополагающих оппозиций – теория и жизнь. Каждый народ – самоценный и замкнутый в себе организм. Невозможность вычеркнуть из жизни русского народа 150 лет после Петра. Пушкин как эпохальное явление русской жизни нового времени, властелин и заклинатель вырвавшихся наружу (после петровского переворота) стихийных сил, восстановитель душевной меры и гармонии. Русская литература как выражение национальной жизни.

^ Ф. М. Достоевский (1821 – 1881). Краткая биографическая справка. Полученное дома религиозное воспитание. Военное образование. Начало литературной деятельности, связь с кружком Белинского, усвоение там иронического отношения к славянофилам. Расхождение с Белинским в отношении к Христу. Повесть «Хозяйка» как проявление интереса к проблеме народной души. Опыт общения с народом на каторге, понимание гибельности той пропасти, что разделила народ и образованное общество. Попытка занять особую позицию в споре западников и славянофилов в начале 60-х гг. Знакомство с трудами славянофилов после публикации посмертных собраний сочинений Хомякова и Киреевского. Сближение со славянофилами в отношении к западной цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) и «Записках из подполья» (1864). Славянофильский «код» в «великом пятикнижии»: романы Достоевского – самое значительное художественное выражение славянофильских идей. Взгляд на Пушкина: «начало и начальник славянофилов», «главный славянофил России».

^ Н. Я. Данилевский (1822 – 1885). Сын заслуженного генерала, участника войны с Наполеоном. Фундаментальная научная подготовка, изучение России в многочисленных экспедициях.

«Россия и Европа» (1869). Теория культурно-исторических типов. Перспективность славянского типа. Мнение Страхова о Данилевском как о «славянофиле по преимуществу ... сосредоточившем в себе всю силу славянофильской идеи».

^ Кризис славянофильских идей в концепции К. Н. Леонтьева (1831 – 1891). Краткие биографические сведения. Разносторонность дарований, богатство жизненного опыта. Реальное знание политики. Идейный переворот, обращение эстета к религии.

«Византизм и славянство» (1873). Критическое мнение о прочности тех ценностей, на которых строилась концепция славянофилов – семье, общине, славянской общности. Есть только две реальные основы – православие и самодержавие, именно они определяют существование и сохраняют все остальные. Три периода существования всех явлений (в том числе обществ): 1) первичной простоты; 2) цветущей сложности; 3) вторичного спасительного упрощения. Третьему периоду соответствует современный эгалитарно-либеральный процесс – антитеза процессу развития. Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя, она неизменна. «Гармония не есть мирный унисон, а плодотворная, чреватая творчеством по временам и жестокая борьба.» Пессимистическая оценка возможностей борьбы с «прогрессом»: нововводители всегда торжествуют, можно лишь отдалить этот момент. Пагубность происходящего для духовной жизни, искусства. Трагичность ситуации не только для России, но и для Европы и всего мира.


С п и с о к л и т е р а т у р ы
^

Т е к с т ы


Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991.

Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1969.

Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.

Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб., 1995.

Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.

Поэты кружка Станкевича. М.; Л., 1964.

Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы. Автобиография И.С. Аксакова. Л., 1960.

Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981.

Аксаков И.С. Письма к родным. 1844 – 1849. М., 1988.

Григорьев Ап. Избранные произведения. Л., 1959.

Григорьев Аполлон. Литературная критика. М., 1967.

Григорьев Аполлон. Воспоминания. Л., 1980.

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972 – 1990.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. СПб., 1991.
^

И с с л е д о в а н и я

Жихарев М.И. Докладная записка потомству о Петре Яковлевиче Чаадаеве // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников. М., 1989.


Герцен А.И. Былое и думы. Часть четвертая. Глава XXIV. Наши ... Глава XXX. Не наши ...

Анненков П.В. Замечательное десятилетие. 1838 - 1848 // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1983.

Кошелев А.И. Записки. М., 1991.

Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. 2-е изд. М., 2005.

Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 5 ч. М., 1996. Ч. II.

Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М., 1976.

Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения славянофилов (1840 – 1850-е годы). Л., 1984.

Славянофильство и современность. СПб., 1994.

Славянофильство: pro et contra. СПб., 2006.

Константин Леонтьев: pro et contra. СПб., 1995. Т. т. 1, 2.


Петрозаводский государственный университет

Кафедра русской литературы

_______________________________________________________________


Форма 2


Рабочая учебная программа дисциплины

Славянофилы и русская литература

______________________________________________________


Номер

недели

Номер

темы

Тема

Примечания

Темы для самостоятельной

работы

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17

Значение проблемы.

История возникновения

славянофильского дви-

жения.

Главные персоналии и

основные издания славя-

нофилов.

Роль П.Я.Чаадаева в идей-

ной поляризации русско-

го общества.

Деятельность А.С. Хомя-

кова. Биография. Лирика.

Публицистические и лите-

ратурно-критические со-

чинения А.С. Хомякова.

Богословские сочинения

Хомякова.

Творчество И.В. Киреев-

ского. Биография. Лите-

ратурно-критические ста-

тьи.

Культурологические рабо-

ты И.В. Киреевского.

Семья Аксаковых в исто-

рии русской литературы.

Литературно-критическая деятельность К.С. Акса-

кова.

Литературная и общест-

венная деятельность

И.С. Аксакова.

Почвенничество как про-

должение славянофиль-

ства.

Творчество А.А. Григорь-

ева (стихотворные произ-

ведения, литературно-

критические работы, ме-

муаристика).

Славянофильские идеи в

творчестве Ф.М. Достоев-

ского.

Книга Н.Я. Данилевского

«Россия и Европа» в об-

щественно-литературном

контексте.

Кризис славянофильских

идей в концепции

К.Н. Леонтьева. Леонтьев

- литературный критик.

Обсуждение студенчес-

ких сочинений на темы:

«Роль славянофилов в ис-

тории русской литерату-

ры», «Моё представление

о славянофилах».




Написание сочинений на

одну из тем:

«Роль славянофилов в ис-

тории русской литерату-

ры», «Моё представление

о славянофилах».

Провер-

ка сочи-

нений.

Зачет.




Преподаватель:__________________А.Е. Кунильский

дата:_________________________________


^ Методические указания для преподавателя

Значение проблемы, рассматриваемой в спецкурсе, связано с тем, что борьба западничества и славянофильства составляла не только основное содержание культурной жизни в России 30 – 40-х гг. XIX в., но и в дальнейшем противостояние этих двух тенденций определяло развитие русской литературы, культуры, общественной жизни в XIX и XX вв. Специалистам по русской литературе невозможно обойтись без ясного представления о существе западнических и славянофильских идей. Западнические идеи (на уровне расхожих представлений) быстрее и лучше усваивались (И. С. Аксаков в 1856 г. писал о том, что в России все знают Белинского, а о славянофилах не имеют представления). Однако именно славянофильские идеи сыграли очень важную – позитивную, созидающую – роль в развитии русской литературы, культуры. Именно они во многом подготовили расцвет русской литературы во второй половине XIX в. и русской философии в конце XIX - начале XX вв. Невозможно не учитывать тот комплекс идей, который принято обозначать словом «славянофильство», при изучении творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева, Достоевского, Тургенева, Толстого, Ап. Майкова, Лескова и т. д. и т. д. Ценный материал для понимания русской литературы содержится в художественных произведениях и критических статьях славянофилов.

Всё это необходимо довести до сведения студентов в ходе чтения спецкурса. Проверкой того, насколько сознательно усвоены ими полученные знания, станут их сочинения. Опыт показывает, что многие способны творчески отнестись к новой информации, изменить прежнее – нередко предвзятое – мнение о славянофилах и их роли в истории русской литературы.

^ Методические указания для студента

Спецкурс «Славянофилы и русская литература» является курсом по выбору и читается в первом семестре третьего года обучения. Значение рассматриваемой проблемы определяется тем, что славянофильские идеи сыграли очень важную – позитивную, созидающую – роль в развитии русской литературы, культуры. Филологу-русисту необходимо знать эти идеи и уметь распознавать их в произведениях отечественных писателей.

Кроме прослушивания лекций, студенту предстоит познакомиться с рекомендуемыми сочинениями славянофилов и написать сочинение на одну из предлагаемых тем: «Роль славянофилов в истории русской литературы», «Моё представление о славянофилах».

Сочинение (5-7 страниц формата А4) должно продемонстрировать знания, полученные во время работы в спецкурсе, а также выражать личную позицию автора по отношению к поставленной проблеме. Срок сдачи сочинения – середина декабря.




Скачать 156,03 Kb.
оставить комментарий
Дата24.01.2012
Размер156,03 Kb.
ТипРабочая учебная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх