Согласование структур мышления человека-проектировщика с создаваемыми им процессами управления объектом icon

Согласование структур мышления человека-проектировщика с создаваемыми им процессами управления объектом


Смотрите также:
Повышение эффективности управления технологическим процессом формирования структур интегральных...
Курсовая работа по химии на тему: «управление химическими процессами»...
Программа дисциплины дн(М). В4 Методика проектной графики и черчения для направления 540500...
«Автоматизированные системы управления тепловыми процессами»...
Рабочая учебная программа дисциплины Системы управления химико-технологическими процессами...
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф...
Курсовая работа по химии на тему: «управление химическими процессами»...
Рабочая программа дисциплины «Системы управления химико-технологическими процессами» для...
Отчет о выполнении курсовой работы по дисциплине "Программирование и алгоритмические языки "...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы управления технологическими процессами»...
Рабочая программа дисциплины «Автоматизированные системы управления технологическими процессами»...
Рабочая программа дисциплины «Системы управления технологическими процессами и информационные...



Загрузка...
скачать


УДК 681.3.06


Л. Е. Шергин
L. E. Shergin


СОГЛАСОВАНИЕ СТРУКТУР МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА-ПРОЕКТИРОВЩИКА С СОЗДАВАЕМЫМИ ИМ ПРОЦЕССАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОМ


COORDINATION BETWEEN THINKING PATTERNS OF A DESIGNER INDIVIDUAL AND AN OBJECT MANAGEMENT PROCESSES CREATED BY HIM.

В данной статье автор освещает проблему систематизации мыслительных, аналитических и управленческих суждений, согласуя их с выстраиваемыми процессами автоматического и автоматизированного программного управления узлами и объектами в целом. Обсуждаемые вопросы рассматриваются в русле развития образно-логического мышления.


In this article the author addresses the problem of systematization of cogitative, analytical and management assertions while correlating those with the being upbuilded processes of automatic and automated program control of units and objects as a whole. The issues under discussion are being reviewed within the framework of development of an imaginative-logical thinking.


^ Ключевые слова: промышленный контроллер, процесс, ситуация, образное мышление, притча.

industrial controller, process, situation, imaginative thinking, para


При создании систем автоматизированного проектирования программ управления объектом, а так же при разработке структур самих программ управления, встает задача согласования представления проектируемых программ управления с мышлением самого человека-проектировщика. Причем под программами управления понимаются как программы самого управления, так и описатели работы отображения и обработки различных пультов и клавиатур, т.е. комплексов человеко-машинного диалога. Эти вопросы нами рассматриваются как для компьютерных комплексов, так и компактных устройств на базе микропроцессоров. Хотя большие комплексы включают в себя и то и другое.
Представим некоторые реализованные наработки в этом направлении. Отметим, что большую роль в последующих рассуждениях играют анализируемые образные ряды нашего сознания.

О многоситуационных процессах


Для анализа взяты системы управления, выстроенные, как множество программных процессов, где каждый (многоситуационный) процесс управляет отдельным узлом объекта управления или управляет состояниями и взаимодействиями группы соподчиненных ему процессов. Под ситуацией процесса (другие названия – состояние, шаг, этап, вершина графа...) понимается программа, исполняемая (при ее активности в процессе) с требуемой периодичностью, обрабатывающая входные сигналы и данные, параметры и задания и формирующая выходные воздействия в текущем конкретном физическом состоянии соответствующего узла объекта (или соподчиненных процессов) и, при необходимости, назначающая новую активную ситуацию процесса. Повторим, в каждом процессе, в каждый момент времени, активна (исполняема) одна ситуация процесса.
После анализа реализованных проектов, были выделены следующие семь смысловых групп ситуаций (состояний, звеньев) отдельного процесса управления. Названия частей-звеньев разбиения обоснуем чуть позже. Понимание подобных структур (групп ситуаций) позволяет систематизировать управление, избежать потери обработки редких возможных состояний объекта и увеличить надежность управления, обеспечить новую методику тестирования управления.
Знание в какой группе ситуаций находится активная ситуация процесса дает возможность системно определять одно из семи возможных состояний процесса. Например, при цифровой нумерации ситуации процесса – старшая цифра может соответствовать одному из семи состояний процесса, т.е. идентифицировать состояние процесса для внешних программ и при отладке.

В дано статье описаны положения, являющиеся авторским развитием языка программирования электроавтоматики FOCON.


Представим предлагаемую структуру групп ситуаций (состояний) отдельного процесса.

^ 1.Имя. Предисловие
Метки, входные ситуации приема заданий и целей процесса. Ситуации анализа допустимости и достоверности полученных входных заданий.
2.Явление
Ситуации анализа сути задания - проблемы.
3.Прозрение
Ситуации выбора предпочтительного метода решения задачи. Здесь символ - признак типа выбранного метода.
4.Творение
Ситуации реализации управления по выбранному методу решения.
5.Послесловие
Ситуации отработки нормального завершения процесса.
6. Параллели
Ситуации завершения и отработки неполноценного исполнения процесса, при наличии отклонения достигаемых параметров.
7. Иное
Ситуации завершения и отработки состоянии аварийного завершения процесса.


Поговорим об образно-логическом мышлении

Посмотрим как взаимоувязываются образы нашего подсознания. Вспомним, когда нам необходимо в полноте и гармонии эффективно выстроить новый или проанализировать имеющийся объект нашего мышления, мы именно сначала воспроизводим связанные или ассоциируемые с ним ключевые образы. Т.е. не включаем сразу логику, а накапливаем исходную базу рассуждений.
В результате, в идеале, например, выстраивается следующий образный ряд – прошлое, желаемое, порождающее и сопровождающее, суть-настоящее произошедшее, чувственное и преображающее, будущее, похожее, параллельное, заново критически обобщающее.
В качестве отправной точки для анализа образных построений мышления человека, нами были проанализированы яркие воспоминания из детства и классические притчи - как аккумуляторы (параболы) сгустки информации и человеческого опыта.
В последующем, при анализе частей и компоновки авторских текстов, описывающих неординарные явления памяти – были выделены ряды однотипностей и явных закономерностей. В результате, мы остановились на основных семи звеньях (согласовав их с образными рядами) и назвали их следующим образом: 1.Имя+Предисловие, 2.Явление, 3.Прозрение, 4.Творение, 5.Послесловие, 6.Параллели, 7.Иное.
В целом конструкция получила условное название – Образ-притча. Кроме самих частей-звеньев Образа-притчи были обнаружены такие моменты, как наличие знаков-меток в Предисловии, символов и ярких чувств в Прозрении, изречений в Творении и др. особенности. Плюс ко всему выстроилась система вложений, когда сами звенья Образа-притчи могут описываться другими Образами-притчами.

Рукопись книги автора «ВРЕМЯ ТВОРЕНИЯ» представлена на сайте
www.vladim.ir


^ Из классических притч
/>
Для подтверждения приведем текст одной из классических притч. Прямо скажем, не все притчи прямо укладываются в нашу схему. Мы вписали в следующую притчу только наши названия звеньев, ничего не меняя в тексте и ничего не переставляя местами. Вот что получилось.
Христианская притча.
1.Имя: Две сохи.
Предисловие. В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Ее жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привез на поле.

2.Явление
Там, на поле, она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной.
3.Прозрение
С
завистью она смотрела на блестящую подругу и спросила: "Как ты стала такой?"
4.Творение
И услышала в ответ: "То безделье тебя изувечило."
«...а я предстала такой красивой от труда!»
5.Послесловие

...На следующий день обе сохи ждали, какую из них сегодня возьмут в поле.
6. Параллели
Было дождливо и ржавая соха осталась дома.
7. Иное
Параллели притч и иное – очень часто встречаются в нашей жизни...

Дополнительно структурируем наши рассуждения по рассматриваемой схеме. Опишем углубленно, назовем и нумеруем семь звеньев Образа-притчи:
1.Имя+Предисловие
Здесь знак будущего и предыстория, взгляд извне внутрь на обстоятельства явления. Имя – это знак-метка притчи в сознании и посыл в желаемое будущее. Это Образ судьбы и сама судьба.
В Предисловии – предвестие, поле обстоятельств, основное образное введение в тему, присказка, завязка, затронутые интересы, пожелания, истоки образности, простоты и откровенности изложения темы. Здесь главное место исходного освоения образного ряда пространства притчи. Это место оценки полноты и объема выбранных обстоятельств происхождения самого явления притчи и ее проблем-противоречий (это точка исходных образных развилок развития логики притчи).
^ Поле обстоятельств – это развернутый образный ряд понятий и представлений, т.е. всего того, что перед построениями нам еще раз предстоит подтвердить, принять или вообще отвергнуть, развить, понять, видоизменить, ограничить, но обязательно расширить и четко обозначить!

2.Явление
Чудное событие, интрига – это сказание о явлении, породившем притчу и ее развитие. Это суть конфликта, преодолеваемое и его противоречия в жизни, Это повод пристально отнестись: к точности определения истоков сути Проблемы притчи (новая точка развилки), к выделению точек соприкосновения конфликтов притчи.
^ Проблема – это находящаяся в самом корне причина, сейчас еще не достижимого, недоступного, неразрешенного вопроса.

3.Прозрение
Глаз (око-взор, фокус образа) – здесь Символ-эмблема взошедшей идеи, исходящие Чувства притчи! Это момент истины, очищения, третий глаз, время интуиции, настроя. Здесь место сосредоточения, где ряды осознанных образов и найденные точки столкновения конфликтующих частей Проблемы притчи мы, по необходимости, разводим, согласовываем, разъединяем, взаимомодополняем, уравновешиваем, остужаем, переориентируем, состыковываем, настраиваем, упреждаем, разносим. Здесь – ключевое звено, развилка хода мыслей. Здесь выверяется отправная точка опоры, роста, притяжения, надежды и развития.

4.Творение
Проект, выводы–построения, модель нашего опыта, мораль-поучение – это путь к построению решений и сути притчи – результат накопленного опыта. Здесь формируются выстроенные действия (модели, методы), созданные на базе найденного решения. Здесь же подсказка того, что может быть при инверсии хода событий.
«Метафора» – это здесь же еще – изречение сути достигнутого, иносказание морали (поговорка, шутка, кредо, метафора-поучение) на базе Имени-знака притчи, связывающая с символами мира Образов Вселенной. Это – наш рисунок мысли, образ запоминания и воспроизведения притчи в будущем, при необходимости.
5.Послесловие

Перспективы, прогнозы, последствия, взгляд изнутри наружу – взгляд изнутри событий и построений на внешние обстоятельства и будущее. Это попытка прогнозирования, оценка последствий, вектор развития. Это любые события – произошедшие в развитие притчи. Это подтверждающее или отвергающее наш опыт.

6.Параллели
Похожее, однотипное, аналоги – шанс сравнить наши итоговые (или внутри ключей-частей) построения с имеющимися жизненными, природными и др. аналогами: по действию, поведению, обстоятельствам, построению, применению... Результат – может видоизменить саму притчу, изменить наше отношение к другим Образам.
Смысловые параллели – это ассоциации, варианты и новые реализации-применения и связи Образов из разных пространств бытия – очень важная составляющая образного мышления. Параллели – фактор привлекательности притчи.
^ 7.Иное
Отклонения, осмысления – сложный естественный (вместе с Послесловием и Параллелями) тест на состоятельность всей притчи, тест на согласуемость выстроенного с целью. Это критический взгляд и проверка Символа и Чувств Прозрения. Это осмысление полученных результатов и подтверждение (или нет!) достоверности, достаточности и правильности рассуждений. Это осознание парадоксов и сами парадоксы наших сомнений и ошибок... Это – новое время интуиции...
^ Версии, Приоритеты, Инверсия
дополнительные ключи (ключи развилок внутри ключей) Образа-притчи, дающие выбор приоритетов внутри построений и позволяющие проверить действие инверсных путей развития Образа.

Структура Образа-притчи – это наращиваемая и развиваемая нами схема Образов мышления – с возможностью внутренних повторений, возвратов и вложений.
Выстроенная нами схема-модель Образа-притчи и формируемые формализуемые построения на ее базе – это цепь логических рассуждений и получение итоговых представлений, с конкретной практической (художественной, научной, технической) нацеленностью. Это еще один путь к познанию механизмов самоподобности мира и его описателей.
Образ, познаваемый как притча – по своим звеньям-ключам легко, связно и полно входит в подсознание, в его бессловесные формы. Подсознание, по сформировавшимся ключам-меткам, быстрее и чаще включает Образы-притчи в эффективную работу, при анализе, поиске и построениях, в том числе во время нашего отдыха и сна.

^ Представим звенья Образа-притчи в кратко форме.

1.Имя (знак)+Предисловие
Поле обстоятельства. Взгляд извне. Кто, где, почему, зачем, к чему стремится?
2.Явление
Проблема, чудо-событие, интрига, конфликт. Решаемое, критическое, чьи интересы?
3.Прозрение (Символ):
Глаз, просветление-Идея, Фокус, Чувства! Где точка опоры, роста, развития мысли?
4.Творение+«Метафора»:
Практика и ее опыт +«Поговорка-шутка». Суть поучительного, решение. Где, в чем?!
5.Послесловие
Прогнозирование. Взгляд изнутри наружу. Что далее, последствия, перспективы?
6.Параллели
Похожее, однотипное, аналоги. С чем это сравнимо и где еще применимо?
7.Иное
Парадоксы наших сомнений и ошибок. Где возможны просчеты? Где спорное?

^ Лекции и доклады – построение и разбор по структуре Образа-притчи:
Как еще одно часто используемое нами практическое приложение, представим схему представления знаний, со структурой адаптированной для их последующего разбора и анализа.

1.Имя (знак)
Даем название, посыл и цель лекции (предвосхищение выводов). Миссия.
Предисловие

Пытаемся представить прообразы рассматриваемого, варианты, поле обстоятельств, образный ряд и терминологию обсуждаемого.
2.Явление

Формулируем (из практики) решаемые нами проблемы-задачи, выделяем критическое, создаем интригу разговора, вводим разговор в непредвиденные ситуации.
3.Прозрение

Называем главное, ключевое, ярко выраженное (место для диалога). Представляем символ чувств - называем (в критическом ключе) за счет чего найдено решение.
4.Творение
Строим решения, делаем первые выводы; ...по смыслу: сеять разумное и доброе, вечное.
И здесь же «Метафора»-иносказание - можно отвлечься, рассказываем для разрядки, с юмором случаи из практики. Механизмы - рассказываем зачем, где, как в практике применяется, используется.
5.Послесловие

Выстраиваем приоритеты и варианты последствий; взаимоувязываем лекции между собой, решаем непредвиденное на примерах излагаемого.
6.Параллели
Определяем однотипные, похожие решения, а затем снова возвращаемся к основной теме, проверяем впечатления и находчивость слушателей.
7.Иное

Рассказываем примеры неправильного применения и возможные логические ошибки. Проверяем, как все было понято, и повторяем выводы и ключевое, даем примеры настойчивости, сознательности.

Напомним, что описываемые схемы допускают повторения, возвраты и вложения.
Мы тем самым показываем, как естественное – естественно увязывается со структурой Образов-притч.

Произведенное структурирование по схеме звеньев Образа-притчи позволяет по единой схеме, на новом уровне (пусть в первом приближении) – анализировать, сопоставлять, выстраивать, отображать и представлять, развивать, взаимоувязывать и взаимодополнять процессы и образные ряды из сфер культуры, науки и техники. Это позволяет согласовывать структуры мышления с практическими решениями. А значит – будет возрастать эффективность, надежность, полнота, преемственность и наглядность: практических построений, проектов, управленческих и поведенческих решений, обучающих процессов и т.д.


На Рис. 1 представлена схема звеньев образного мышления на основе Образа-притчи.

ЗНАК
- вход Образа: (Знак-ИМЯ) ПРЕДИСЛОВИЕ......... (метки) [вх.Образы Предисловия]┬

............. .........ЯВЛЕНИЕ-проблема.... (метки) [вх. Образы Явления] ┼
СИМВОЛ
- вход Образа:(Символ чувств) ПРОЗРЕНИЕ……. (метки) [вх. Образы Прозрения]  ┼

{ выходные }  механизмы
ТВОРЕНИЕ+метафора (метки) [вх. Образы Творения] ┼
воздействия 
Образы ПОСЛЕСЛОВИЯ................... (метки) [вх.Образы Послесловия] │
[к другим Образам] │
использующим ├Образы ПАРАЛЛЕЛЕЙ....................... (метки) [вх.Образы Параллелей] │
результаты │
притчи на ├ Образы ИНОГО.................................... (метки) [входные Образы Иного] │
других │ │
уровнях │ │
├──────[к используемым в данной притче входным Образам]─────── ┘
 обратная связь для коррекции сути Образа-притчи
[к др. Образам]

Рисунок 1

Учимся мыслить.
Пример написания художественной притчи по реальным событиям
Притча-быль: ^ Гуляющий заголовок.

1. Предисловие
Весна в ВУЗах - это творческая пора различных конференций и написания статей для очередных сборников и журналов. Так лет пять тому назад была написана и текущая статья. Вскоре на стенде кафедры появился список представленных докладов-статей и их авторов. Завкафедрой фигурировал в ряде из них.
2.Явление

У нашей статьи оставался один автор, но вот незадача – в заголовке прошли изменения. Вместо слов «мышление человека-проектировщика», фигурировало незатейливое - «микропроцессор». Это существенно меняло смысл статьи именно для тех, кто читает только заголовки. Заведующий не скрывал, что замену произвел он сам и аргументировал сие необходимостью и требованием некоей выдержанности тем докладов в русле кафедры, как это тут понимают. Кто бы спорил, содержание статьи ведь не изменилось.
3.Прозрение

Автор только улыбнулся и, как человек не зависящий от общих кафедральных дел, он, прекрасно понимая – кто кого, где и почему, не хотел дразнить таким названием и в том изъясняться. Зато, какой сюжет для будущих притч. Яркое чувство удовлетворения и радости от того, что люди так раскрываются, реагируя на новое, наполняло и приподнимало. О произошедшем все вокруг и без того уже знали и тоже улыбались, подмигивали. Как всегда - приключения раскрашивают и насыщают нашу жизнь, давая пищу для новых идей!
4.Творение

Любой сюжет, рассмотренный с анализом даже по самой простой, но развиваемой схеме – познается глубже и раскрывается шире – вызывая новые построения и внешние реакции.
«Чем ценнее идеи – тем непредсказуемей возникающие новые обстоятельства!»
5.Послесловие
На конференции докладу по статье предшествовали слова заведующего: «а сейчас «такой-то» поделится с нами своими изысканиями в области креативности». Причем последнее слово больше звучало как однозвучное от «кретинизма». Все улыбнулись. Совместителей кафедры в последующем больше интересовало, с чем это едят и как на этом заработать.
6.Параллели

Вспомнилось, как в далекой юности, на заводе, где у автора начиналась трудовая деятельность, начальник отдела кадров большого завода, при свидетелях, скомкал перед проходной мое заявление об увольнении и выкинул его в уличную урну. Казалось, что на следующий день та же судьба постигнет и повторное заявление. Но не пытайтесь предвосхитить события! На следующий день на вчерашнем (аккуратно выглаженном) заявлении стояли все необходимые визы и оно было приобщено к личному делу… Чувства тех и сегодняшних дней были похожими.
7.Иное

Прошло время, все желающие с практической пользой перестроили свои лекции и поисковые рассуждения в соответствии с предлагаемой и варьируемой структурой. Что, естественно, не требовало никаких согласований. Ничего иного по структуре пока что предложено не было.
Сам автор (уже даже подсознательно!) эффективно развил и выстроил ряд методик и текстов по той же структуре.

Но одно чувство не покидает – слишком всё ладно и просто – а так не бывает – следующий слой обобщений и построений не за горами!


Выводы

1. Согласование структур мышления человека-проектировщика с создаваемыми им программами управления объектами и системами – позволяет создавать более надежные и более прогнозируемые системы.

2. Структурирование отдельных процессов управления позволяет создавать из них более высокоорганизованные, прозрачно тестируемые программные комплексы. .


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шалыто А.А. Автоматное проектирование программ. Алгоритмизация и программирование задач логического управления // Известия Академии наук. Теория и системы управления. Номер 6. Ноябрь-Декабрь 2000. C. 63-81

Шергин Леонид Евгеньевич

«БизнесСофтСервис», г. Владимир

К.т.н., эксперт, Тел.: +7(919) 016 99 39

E-mail: leonid@shergin.com





Скачать 126,71 Kb.
оставить комментарий
Дата28.09.2011
Размер126,71 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх