Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи 10, уроков внеклассного чтения 12, уроков-практикумов 6, уроков контроля 4 icon

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи 10, уроков внеклассного чтения 12, уроков-практикумов 6, уроков контроля 4


Смотрите также:
Рабочая программа моу русско-Акташская средняя общеобразовательная школа Переиной Натальи...
Рабочая программа на основе компетентностного подхода в преподавании...
Всероссийский конкурс "Современный урок" : 2007-2008 г. Зимина Ю. Г...
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе (3 часа в неделю) учитель Грабуздова С. К...
Приказ № от 2011 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по увр зяббарова Г. И. 2011 г...
План Введение. Развитие речи большая и сложная область в методике русского языка Образовательные...
Рабочая программа 2011-2012 учебный год Предмет: русский язык количество уроков в году: 136...
Рекомендации к циклам уроков Учебника Рекомендации к циклам уроков Книги для чтения...
Рабочая программа 2011-2012 учебный год Предмет: литературное чтение количество уроков в году:...
Конспекты уроков по теме...
Задачи: Повышение методического...
Урок минимальная организационная единица учебного процесса. Серия уроков...



Загрузка...
скачать
Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор - В.Я. Коровина).

Значительными преимуществами данной программы можно считать следующие:

  1. авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мёртвой царевне…»; И.С. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ;

  2. создатели программы предлагают для изучения ранее не входившие в

программы произведения писателей Русского зарубежья и

другие художественные тексты, необходимые для учащихся того

или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и

обогащающие их представления о художественном наследии русской

и зарубежной литературы;

3) сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение.

^ Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков развития речи – 10, уроков внеклассного чтения – 12, уроков-практикумов – 6, уроков контроля – 4.

В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией.


Учебно-методическое обеспечение программы.


  1. Полухина В.П. и др. Литература.: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. Советы/ Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008.

  4. В.Я. Коровина. В.П. Журавлёв. В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс». Издательство «Просвещение» - М., 2008.


Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

В результате изучения литературы в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;

- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

- выявлять авторское отношение к героям;

- выражать своё отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

^ Критерии оценивания достижений обучающихся.


Оценка сочинений.


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

^ Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

^ Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

^ Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.


^ Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.


^ Отметка “1” ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.


Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной системе оценивания знаний, но она носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.


^ Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

^ Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

^ Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

^ Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


^ Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

^ Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

^ Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


^ Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.


Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

^ Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.

^ Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;




- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;




- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;




- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;




- ссылки – все ссылки работают







^ Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







^ Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







^ Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка




^ Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

^ Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания динамики

литературного развития каждого учащегося (по рекомендациям В.Г. Маранцмана).

В ходе урока фиксируются ответы и ставится поурочный балл каждому учащемуся за конкретные операции. Отмечаются не только удачные ответы учеников, но и их затруднения, неспособность ответить. В тетради учителя оцениваются следующие качества читателя:

Эмоциональная реакция

- выразительное чтение;

- ответы на вопросы после первого чтения произведения;

- оживление личных впечатлений, жизненных наблюдений по ассоциации с художественным текстом;

-сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.

Осмысление содержания

- составление плана содержания;

- сжатый пересказ;

- комментирование текста;

- ответы на аналитические вопросы, в том числе и вопросы проблемного характера;

- рассмотрение композиции художественного произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.

Работа воображения

- творческие пересказы (с изменением лица рассказчика);

- устное словесное рисование;

составление киносценария;

- инсценирование;

-домысливание сюжета;

- реконструкция внесценических эпизодов драмы.


Реакция на художественную форму

- пересказ, близкий к тексту;

- стилистический анализ;

- оправдание слов-образов и приёмов авторского повествования;

Сопоставление произведения и его реальной основы.



Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общую продвинутость класса в той или иной сфере литературного развития.

Список литературы.


  1. Всё для урока и сочинения. М.: «Олимп»; Издательство «Астрель», 2000.

  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс». Издательство «Экзамен». – М., 2006.

  3. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Библиотека администрации школы «Центр «Педагогический поиск». – М., 2004.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Издательство «Просвещение». – М., 2008.

  5. Сборник нормативных документов. Литература. Издательство «Дрофа». – М., 2008.

  6. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Современный кабинет литературы. Издательство «Дрофа». – М., 2008.

  7. Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс». Издательство «Экзамен». – М., 2006.

  8. Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. 6 класс. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006.

  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998.



Календарно-тематическое планирование.



№ п.п

Наименование разделов и тем. Основное содержание.

Всего часов

Из них

Информационно-

Методическое обеспечение

Практические работы, уроки развития речи

Контрольные

мероприятия:

контрольные работы, тестирование, диктанты, зачёты и т.д.

Экскурсии, уроки внеклассного чтения

1

Писатели – создатели, хранители и любители книги.

1










1) Фонохрестоматия (01)

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни

1







ВЧ. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1) Фонохрестоматия (02-10)

3

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость.

1

РР. Урок-«посиделки». Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»







  1. Фонохрестоматия (11-12);

  2. Дидактические материалы по литературе, стр. 14-22.

  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 92-93.

4

Древнерусская литература. . «Повесть временных лет».

1













5

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

1










  1. Фонохрестоматия (13-15);

  2. Дидактические материалы, стр. 24-26




6

Русские басни. И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья. Лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия.

1










  1. Фонохрестоматия (16-19).

  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 37.

7

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

1










  1. Фонохрестоматии (23-24);

  2. Журнал «Уроки литературы», 2007, 3 4, Е.Александрова. «Прогулка по «крыловскому зоосаду».

8

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1










  1. Фонохрестоматия (19-20);

  2. Журнал «Литература в школе», 2006, 3 9. О. Вебер. Литературная гостиная по творчеству Крылова.




9

Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова . Конкурс инсценированной басни.

1
















^ А.С. Пушкин.

10













10

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

1










  1. Фонохрестоматия (31-32);

  2. Дидактические материалы, стр. 26-29.

  3. Всё для урока и сочинения, 83.

  4. Видеофильм Л. Парфёнова «Живой Пушкин».

11

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога» Изображение действительности и внутреннего мира человека. тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

1










  1. Фонохрестоматия (27-28).

  2. Аудиокнига «А.С. Пушкин. Лирика.»

12

РР. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

1

РР. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».







  1. Фонохрестоматия (29-30);

  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 26-33.

13

А.С. Пушкин. История романа «Дубровский». Ссора К.П. Троекурова и А.Г.Дубровского. Картины жизни русского барства.

1










  1. Фонохрестоматия (33);

  2. Иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере, Б. Кустодиева.

  3. Дидактические материалы. Стр. 31-36

  4. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 76-77.




14

Суд и его последствия. Анализ главы II – III.

1













15

«Пожар в Кистенёвке». Роль Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести.

1










1)Иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере, Б. Кустодиева.

2) Фрагменты художественного фильма «Дубровский, режиссёр А. Ивановский.



16

«Учитель». Анализ главы VIII – X.

1










Иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере, Б. Кустодиева.


17

Маша Троекурова и Владимир Дубровский. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведении.

1










Иллюстрации А.Пахомова, Б. Бойма.

18

Развязка романа «Дубровский» РР. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

1

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».







Фрагмент из художественного фильма «А. Дубровский».

19

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1




Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.










^ М.Ю. Лермонтов.

3













20

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи» Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

1










1)Видеофильм «Лермонтов».

2)Фонохрестоматия (37-38);

3)Дидактические материалы, стр. 36-38.

4) Альбом «М.Ю. Лермонтов и его эпоха»;

5) Презентация о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

6) Всё для урока и сочинения, стр. 126.


21

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

1

Практикум. Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.







  1. Фонохрестоматия (43-44).

  2. Дидактические материалы, стр. 36-38.

  3. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 26-33.

22

Мотив одиночества в лирике Лермонтова.

1
















^ И.С. Тургенев.

2













23

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

1










  1. Фонохрестоматия (47-48);

  2. Газета «Литература», 2002, № 4. В. Сахаров. Народ: от поэзии к правде. О «Записках охотника» И.С. Тургенева;

  3. Альбом «И.С. Тургенев» (Из подборки «Выставка в школе».

24

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

1

Практикум. Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.







1)Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 31-34.

2) Аудиокнига И.С. Тургенев «Бежин луг»,




^ Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

3













25

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

1

Практикум. Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения.







  1. Фонохрестоматия (51-55);

  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 64-69.

26

А,А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

1










  1. Фонохрестоматия (56-63);

  2. «Литература», 2006, № 15, 2006, № 15. Беляева Н. Уроки по лирике А.Фета.

27

А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

1

РР. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета







  1. Фонохрестоматия (56-63);

  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 64-69.




Н.А. Некрасов.

3













28

Н.А. Некрасов. Главная тема поэзии Некрасова. «Железная дорога». Величие народа-созидателя.

1










  1. Фонохрестоматия (64-65);

  2. Газета «Литература», 2002, № 40. Выпуск посвящён Некрасову;

  3. Альбом «Н.А. Некрасов и его эпоха».

29

«Железная дорога». Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога».

1

Практикум. Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.







  1. Дидактические материалы, стр.45-46.

  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа, ст. 355-358.




30

«Дедушка». Отношение деда к жизни, к людям, истории России. Трехсложные размеры стиха.

1
















^ Н. С. Лесков.

3













31

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

1










1) CDR. Лесков Н.С.

2)Презентация о жизни и творчестве Н.С. Лескова.

Рисунки Н. Кузьмина к сказу «Левша»;

3)Газета «Литература», 2006, № 17. Дыханова Б. «Оттическая соль стилевых парадоксов»;

4)Дидактические материалы, стр.48-52.

32

«Ужасный секрет» тульских мастеров.

1

РР. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».







1)Иллюстрации Кукрыниксов к сказу «Левша».

2) Фрагменты художественного фильма «Левша».

33

Судьба Левши. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша

1













34

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. «Пересолил», «лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

1

Практикум. А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе..







  1. Дидактические материалы, стр.52-53.

  2. Всё для урока и сочинения, стр. 385-340.

Альбом «А.П. Чехов» (Из подборки «Выставка в школе».

35-36

Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П. Полонский «По горам две хмурые тучи…». «Посмотри – какая мгла…» Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К. толстой. «Где гнутся над смутом лозы…» Развитие понятия о лирике.

2










  1. Фонохрестоматия (70-77).

  2. Дидактические материалы, стр. 54-58.

  3. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 64-69.




37-38 А.С.Грин. Слово о писателе. «Алые паруса». Признаки феерии в произведении А.С.Грина. Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги .С. Грина «алые паруса» Авторская позиция в произведении

2













  1. Фонохрестоматия (84-85);

  2. Журнал «Литература в школе», 2006, № 2. Шишкина Е. В тени алых парусов.

  3. Газета «Литература», 2002, № 5. Галицкий Е. «Алые паруса» А. Грина.




39

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» А.П. Платонова.

1










  1. Фонохрестоматия (86-87);

  2. Газета «Литература», 2001, № 30. Терентьева Н. «Детские рассказы Платонова».

  3. Дидактические материалы, стр. 59-62

40

М.М. Пришвин.

3













40

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

1










  1. Презентация о жизни и творчестве писателя.

  2. Видеоэнциклопедия «В мире русской литературы». Фильм «Помните, у Пришвина»

  3. Дидактические материалы, стр. 62-65.




41

«Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда»

1

Практикум. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».







Учебно-наглядное пособие «Знакомим с пейзажной живописью», стр. 54-59.

42

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

РР. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовка к сочинению.







  1. Всё для урока и сочинения, стр. 710-714.




43-44

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов. «Сороковые»

1

РР. Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и войне. Обучение выразительному чтению.







  1. Фонохрестоматия (93-100);

  2. Дидактические материалы, стр. 69-71.

  3. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 86-89.

45

Внеклассное чтение. Любимое произведение о ВОВ.

1







ВЧ. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 100-104.




^ В.П. Астафьев.

2













46

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.

1










  1. Журнал «Литература в школе», 2007, № 5. Холомьев Н. Розовый конь детства.

  2. Газета «Литература», № 9, № 18. О рассказе «Конь с розовой гривой».

47

Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

РР. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».







  1. Дидактические материалы, стр. 71-73.




В.Г. Распутин.

2













48

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

1










1)Фонохрестоматия (88-89);

2)Журнал «Литература в школе», № 4, 2007. Манина Р. В.Г. Распутин. Литературная гостиная.

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.













1)Фонохрестоматия (88-89);

2)Дидактические материалы, стр.73-77.

50


51


52



Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

РР. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.










В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

1













  1. Фонохрестоматия (90-91);

Газета «Литература», № 18, 2006. Баранова О. «Василий Шукшин против Глеба Капустина по рассказу «Срезал». Миколаец Т. Урок по рассказу В.М. Шукшина «Срезал».


Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1













  1. Дидактические материалы, стр. 77-81.

Презентация о жизни и творчестве Ф. Искандера.



53

Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.


1










)Фонохрестоматия (102-111);

2) Альбом «А.А. Блок». (Из серии «Выставка в школе».

3)Дидактические материалы, стр.81-83.


54

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

1











1)Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин, стр. 64-69.

2) Аудиокнига. Сергей Есенин. Избранное.

55


56

А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

1

Практикум. А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.







  1. Фонохрестоматия (111-112)




Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

1













  1. Фонохрестоматия (114-115);

  2. Газета «Литература», 2006, № 18. Сосновская Л. «Малая родина в поэзии Н. Рубцова».




57

Из литературы народов России.

Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. ВЧ. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа.

1







ВЧ. К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…», Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.




58

Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

1










  1. Аудиокнига. В. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».

  2. Дидактические материалы, стр. 6-13.

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1










Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 162-163.

60

. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

1







.

1)Презентация о жизни и творчестве Гомера.

2) Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 386-389.

61

. М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

1










1)Презентация о жизни и творчестве М. Сервантеса.

2) Презентация «экранизация Дон Кихота».

62

Ф. Шиллер. Слово о писателе. «Баллада «Перчатка» Проблема благородства, достоинства и чести.

1










  1. Фонохрестоматия (117-118);

  2. Презентация о жизни и творчестве Ф. Шиллера.

  3. Презентация о рыцарях.

63

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

1










1)Презентация о жизни и творчестве П.Мериме;

2) Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 268, 256.

64-65

Внеклассное чтение. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек. Общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

1







ВЧ. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна» Дружба тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек. Общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

  1. Видеофильм.

  2. Дидактические материалы, стр. 83-85.

66

А де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

1







ВЧ. А де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц. Его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

  1. Фонохрестоматия (119-120);

  2. Презентация о жизни и творчестве Сент-Экзюпери.

  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа, стр. 231.

67

Литературные места России. А.С.Пушкин. Царское село.

Ф.И.Тютчев. Овстуг.

Н.А.Некрасов. Село Карабиха.

М.М.Пришвин. Деревня Дунино.

В.М.Шукшин. Село Сростки.

1













68

Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задания для летнего чтения

1

РР. Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса. Задания для летнего чтения.







  1. Презентации учащихся о любимых произведениях.

  2. Список внеклассного чтения для 7 класса.




Скачать 404,69 Kb.
оставить комментарий
В.Я. Коровина
Дата23.01.2012
Размер404,69 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх