Второй фестиваль школьных музыкальных театров объявляется открытым! icon

Второй фестиваль школьных музыкальных театров объявляется открытым!


Смотрите также:
Xvi I i фестиваль детских музыкальных театров «Сны, где сказка живёт!»...
Xii -ый открытый городской фестиваль студенческих...
Положение о проведении Международного Фестиваля детских музыкальных театров «Цветик-Семицветик»...
Положение о проведении Международного Фестиваля детских музыкальных театров «Цветик-Семицветик»...
SummerTimes – Фестиваль кино под открытым небом в парке искусств «Музеон»...
Сценарий линейки к 1-ому сентября...
А. А. Батнер государственный обвинитель...
В санкт-Петербурге завершился Третий Пасхальный театральный фестиваль студенческих театров и...
Список театральных коллективов, заявившихся на Российский фестиваль студенческих театров...
Решение: кворума нет...
С. М. Миронов Председательствующий...
Решение: кворум есть...



Загрузка...
скачать
Второй фестиваль школьных музыкальных театров объявляется открытым!

В Международный день музыки 1 октября 2011 года в Московском музыкальном театре Геликон-опера состоялось открытие Второго московского фестиваля школьных музыкальных театров. Этот день был учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО.

Во всем мире этот праздник отмечается большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Именно в этот день 1 октября 2011 года мы открываем Второй московский фестиваль школьных музыкальных театров.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин сказал на VI съезде Всероссийского педагогического собрания: «…мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на её уникальные достижения и традиции».

Второй Московский фестиваль школьных музыкальных театров ставит перед собой следующие задачи:

приобщение детей, подростков и молодежи к лучшим культурным традициям России, воспитание нравственных качеств и патриотизма, выявление и поддержка юных талантливых музыкантов и актеров; развитие творческих способностей школьников, создание нового культурного пространства для благоприятного сотрудничества семьи, школы и учреждений культуры.

Музыкально-театральная деятельность важна для воспитания детей, ещё Виссарион Григорьевич Белинский писал: «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше». В первом фестивале в 2007 году приняло участие 15 детских музыкальных театров Москвы, а для участия во втором фестивале уже подали заявки 22 коллектива.
^

"Страсти по Каштанке" в Пироговской школе


…если вы можете относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому

если вы можете обойтись без лжи и обмана,

значит вы достигли уровня развития своей собаки.

^ Приписывается Уинстону Черчиллю

6 октября 2011 года состоялся первый спектакль фестиваля. Свой спектакль "Страсти по Каштанке" показала театральная студия "Начало" Пироговской школы Москвы, в день, знаменательный для студии - 32 года её существования.

Полный зал зрителей, волнение, в зале присутствуют авторы пьесы - руководитель студии Евгений Фридман и композитор Игорь Пономаренко.

После вступительного слова начинается спектакль. Хор знакомит нас с главным действующим лицом - Каштанкой. Её хозяева выходят на сцену, и сразу становится понятно, какова жизнь Каштанки.

Действие то замедляется и углубляется во внутренний мир героев, то стремительно несётся. Комические и трогательные моменты сменяют друг друга, создают целостную картину жизни, в которой есть место расставанию и смерти, радости встречи, жестокости или безразличию, милосердию и помощи.

Искренность актёров, игра и пение творят яркие образы, яркие характеры - Каштанка, каждый из бездомных Псов, Королевский пудель, Гусь и Свинья, Кот и человеческие образы Хозяина, его Сына, Дрессировщика, музыка и слаженная игра юных актёров создают целостное произведение искусства.

Сквозь образы животных проступают вечные вопросы человеческой жизни - жизнь и смерть, предательство и верность...

Запомнился яркий драматический момент - Каштанку позвал за собой человек, а бездомные псы, которые до этого показывали, как они прекрасно живут и ни в ком не нуждаются, с тоской смотрят ей вслед и поют: "Кто нас позовёт, кто нам свистнет..." Сколько людей так же показывают, что им никто не нужен, и втайне ждут, что кто-то их позовёт?

Спектакль закончился аплодисментами, криками "браво", воодушевлением публики, словами благодарности режиссёру: «Он собирал нас, помогал чем мог, спасибо!».

Искусство дает крылья и уносит далеко - далеко!

А.П. Чехов


На церемонии открытия Фестиваля выступил заместитель руководителя Петербургского отделения Комитета поддержки реформ Президента России Вячеслав Равильевич Насыров: «Приветствую юных участников Фестиваля, педагогов и гостей Фестиваля! Россия – страна великой культуры, и важно развивать культурные традиции страны, воспитывать подрастающее поколение в этих традициях, укреплять имидж России как страны, давшей миру Чайковского, Глинку, Рахманинова и других великих деятелей музыкального искусства. Развитие творческих способностей детей – залог успешного проведения реформ в нашей стране. Ведь божественная искра творчества в каждом ребёнке и составляет главное богатство страны, залог её процветания».

С поздравлениями к юным участникам Фестиваля и почётным гостям обратились главный редактор журнала «Искусство в школе» Александр Александрович Мелик-Пашаев, доцент кафедры Эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования Елена Васильевна Мартынова, заведующий лабораторией учреждения Российской Академии образования института Художественного образования Елена Дмитриевна Критская, заслуженный деятель культуры РФ Илья Ильин.

Они сказали о воспитательной роли музыки, пожелали юным участникам вдохновения, творческого общения и больших успехов. Ведущие выразили искреннюю благодарность театру за многолетнее творческое сотрудничество и возможность проведения торжественного открытия фестиваля.

Выпускники Центра образования «Жар-птица» Татьяна Макарычева, Нил Мкртчян, Павел Суляндзига, которые ныне стали студентами музыкальных учебных заведений, спели русские народные песни, вызвав в зале аплодисменты. На память приходят слова великого учёного М. Ломоносова: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитуют».

Потом юные участники Фестиваля, педагоги, почётные гости смогли увидеть спектакль «Калинка-опера» музыкального театра «Геликон-опера».

В этом спектакле прозвучали известные во всём мире народные песни и романсы – «Вдоль по Питерской», «Вечерний звон», «Гори, гори, моя звезда», «Темно-вишневая шаль», «Калинка» …

В них звучит сам дух России – величавое спокойствие песенных мелодий проникает в сердце, неистовая русская плясовая создаёт как бы вихрь безграничной радости, которая выплёскивается со сцены и захватывает всё вокруг, вызывая воодушевление и восторг, аплодисменты и крики «браво»!

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Дети увидели пример подлинного искусства, мастерства, которое открывает для каждого мир высоких чувств и идеалов. Это искусство, которое обладает пробуждающей силой, вдохновляющей на достижения и победы.
^

Александр Александрович Мелик-Пашаев


Доктор психологических наук, главный редактор журнала "Искусство в школе". Заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.

Статья "Детоводительство на получетвереньках".

Аналитическая записка "О состоянии и возможностях художественного образования".

Статья "Искусство и здоровье".

Нужно ли обыкновенному ребенку художественное образование?

Это вопрос очень важный. Существуют два предрассудка, которые приходится преодолевать. Первый: многие думают, будто художественное развитие нужно только тем, кто будет заниматься искусством профессионально. Всем остальным оно вроде бы ни к чему, потому что в обычной жизни ни к чему не приложишь и, кажется, можно жить без этого. Другой - это распространеннее мнение, что не всем доступно художественное творчество. Есть заведомо одаренные, особенные дети, которых надо выискивать специальными способами, и их очень мало, а все остальные… трудись не трудись, толку не будет. И то и другое совершенно неправильно.

Зачем это нужно каждому ребенку, а не только будущему профессионалу? Вся система современного образования однобоко ориентирована на развитие рационально-логического мышления и забывает обо всем остальном. Я не очень люблю говорить о левом и правом полушариях, потому что знаю из общения с коллегами - психофизиологами, что чем лучше человек в этом разбирается, тем осторожнее он говорит на эту тему, вопрос гораздо сложнее, чем со стороны кажется.

Но основная мысль верна. Существуют как бы две грани отношения человека к миру, два способа постижения, освоение мира. Один - рационально-логический, расчленяющий, последовательно выстраивающий систему своих представлений, другой - целостно-образный, эмоциональный. И то и другое человеку необходимо, но у большинства людей преобладает либо то, либо другое, а почти у всех детей преобладает второй, эмоционально-образный аспект.

Если развивается только что-то одно, а именно – рациональная сторона, то это ущербное развитие, и ущербность скажется не только в том, что человек не станет живописцем или музыкантом, а во всей его жизни. Ясно, что в нынешней образовательной системе только гуманитарно-художественный цикл способен развивать чувственное восприятие мира, интерес и отзывчивость ко всему тому, что ребенок всеми чувствами своими воспринимает. А именно это и связывает нас с единственным реальным миром, в котором мы существуем, действуем и за который отвечаем.

А когда все образование строится на схемах, символах, буквах, понятиях, цифрах, тогда то, что я непосредственно вижу и слышу, вроде бы и не имеет ценности, а в учебном процессе скорее даже мешает. Кто имел терпение прочитать вторую часть «Фауста» (это дело нелегкое!), тот, наверное, запомнил, что там действует Гомункул, существо, выведенное искусственно, которое обладает массой «умственных» качеств, а никаких телесно-чувственных у него нет. Этот человек нежизнеспособный, но он благодаря автору - Гете - понял, что так нельзя и пошел «на переплавку». А кто поможет нам и детям вовремя понять это?

Второе…. Не случайно словом «чувство» мы обозначаем разные вещи. Это зрение, слух, другие внешние чувства, но это и душевная жизнь, эмоциональная сфера. Все предметы, кроме гуманитарно-художественных, игнорируют эмоциональную сферу, область чувств, человеческую душу. Развивается только «интеллект», если согласиться, что рациональная машинка для решения задач это и есть интеллект. Конечно, жизнь сложна, и по тем или иным причинам человек может, вопреки этой ситуации, вырасти и отзывчивым, и духовно развитым, но в массовом порядке запрограммирован человек бесчувственный, эмоционально тупой. Хотя, я думаю, никто не хотел бы в своей частной жизни иметь дело с таким человеком.

А мы ведь часто видим, что у человека «голова работает», но он душевно недоразвит. И самому ему от этого плохо, каким бы он ни казался «успешным», душа «все знает» и тоскует, что ее забыли, а ему и невдомек, отчего ему плохо.

Согласны ли Вы с тем что художественое образование может воспитывать в людях чувство единства, способность преодолевать свой эгоизм? И если – да, то за счет чего это достигается?

Это в первую очередь касается предмета «Мировая художественная культура», который сейчас находится под угрозой исчезновения. При всех трудностях его преподавания, по замыслу – предмет необходимейший. Занятия искусством и в частности МХК – это то, что может делать растущего человека наследником основных общечеловеческих духовных, нравственных ценностей. Приобщать к тому, что было и остается главным для людей разных эпох, культур, верований, для людей, от которых мы во многом отличаемся, но в важнейших вещах совпадаем – в поисках ответа на вопросы о высшем смысле жизни, о времени и вечности, о красоте, смерти и бессмертии, о многом таком, чего не назвать словами, но можно передать в образах.…И эти ценности всегда воплощались в великих произведениях искусства, в связи с религиозным сознанием народа, с его главным мифом, с его неповторимым местом в человечестве - ведь как человек неповторим, так и народ, и культура народа. И поэтому, когда мы видим афинский Парфенон, или сакральный комплекс египетский, индийский, великие творения западного и православного христианства, то мы словно видим разные лики единого человечества, которые сменяют или дополняют друг друга.

Конечно, какой-нибудь выдающийся человек может быть учителем физкультуры или химии и при этом развить учеников в духовном отношении лучше, чем иной с помощью искусства. Но это редкий случай, на который нельзя рассчитывать. А закономерно это может достигаться только в гуманитарно-художественном цикле, в литературе, в МХК.

Если же человек растет душевно неразвитым, если высшие человеческие ценности ему глубоко чужды, то чем он компетентнее, конкурентоспособнее и успешнее во всем остальном, тем он ужаснее. Чем лучше у него обстоит дело с химией, с каратэ, с информатикой, финансовыми, юридическими знаниями, тем он опаснее и страшнее. Если он прекрасный химик, он изготовит самую эффективную взрывчатку, если он прекрасный физик, он спокойно поедет работать над ядерной программой таких стран, которые нельзя вооружать - просто потому, что там много платят, если он силен в юридических и финансовых делах, то он обогатится таким образом, что к нему и не придерешься, он станет неуловимым компьютерным взломщиком. И так далее…

В таких случаях «чем лучше, тем хуже». А мы оснащаем растущих людей всевозможными знаниями и умениями и спокойно обходимся без того, что даёт ориентиры, что превращает все эти знания либо в благо, либо в страшное зло для самого человека, для общества и человечества. Как это можно не понимать? Я не хотел бы думать, что это чья-то то злая воля. Думаю, что тут больше глупости и бескультурья. Хотя, с другой стороны, злая воля может пользоваться чьей-то глупостью и бескультурьем…Во всяком случае, последствия «дегуманизации» и «деэстетизации» образования могут скоро стать необратимыми.

К чему может привести недооценка значения художественной культуры и образования?

Когда люди думают, что искусство, художественная культура это «украшение», «бантик на тортик», орнамент, без которого можно прожить, или хуже того - сфера обслуживания, где «клиент всегда прав» - это опаснейшее бескультурье. Мы же знаем, что в истории человечества никогда не было такого времени, чтобы люди были, а того, что мы сейчас называем искусством, не было. В том числе в те времена, когда, как нам кажется, наши несчастные предки только и могли думать о выживании и о борьбе с пещерным медведем или с оледенением… Если бы это не было жизненной необходимостью, условием человеческого существования, то люди бы этим не занимались. А когда это исчезает, то способ существования становится не человеческим, общество расчеловечивается.

Это надо повторять и повторять в призрачной надежде, что когда-нибудь мы все-таки будем услышаны: угнетение гуманитарно-художественного образования - самый прямой путь к тому, чтобы обесчеловечить общество, чтобы лишить перспектив развития государство. Воспитание людей, которые готовы обратить во вред все морально-нейтральные знания и навыки – верный путь к расчеловечиванию, деградации и самоуничтожению. Те, кто думают, что, экономя на эстетическом развитии, они решают прагматичную задачу, что они умные практики, отделяют нужное от ненужного, эти люди на самом деле, в лучшем случае, катастрофически недальновидны.

Достаточно прервать преемственность в образовании на одно поколение, и неизвестно, можно ли будет ее восстановить. Тот, кто в детстве не получил опыта эстетического отношения к жизни, не почувствовал его ценности, когда вырастет, может уже просто не понять, «о чем речь». Это – забота образования, в большинстве семей ребенок художественного развития заведомо не получит.

Но это также и дело художественной культуры, работников искусств. Когда профессиональное искусство свысока игнорирует обычную, не специальную школу, оно проявляет страшную недальновидность, потому что высокие профессионалы скоро станут, если уже не становятся в своей стране никому не нужными. Не будет публики, которая отличит хорошее от плохого, заплатит деньги за хорошее, в конце концов.

Чем серьезнее произведение, тем меньше тех, кому оно нужно, и тем беднее те, кому оно нужно. Не придавать значение общему художественному образованию - это самоубийство высокой художественной культуры, художник попадает во власть вырастающих бескультурных людей, которые становятся потом директорами, министрами, заказчиками и так далее.

Еще одна сторона дела. Существует много педагогических задач, которые все признают важными. Все согласны, что нужно психическое здоровье, успеваемость, интеллектуальная активность, чтобы дети не были перегружены, чтобы относились по-человечески друг к другу и не уничтожали природу и т.д. И все это пытаются решать по отдельности, и иногда даже сверху спущенными декларативными мероприятиями типа «Месячник экологии», «Урок толерантности», «Неделя патриотизма» и т.д.

И ничего не получается, эти важнейшие задачи не решаются по отдельности и явочным порядком. Но мы можем дать первоначальную основу общеэстетического развития, которое захватывает и чувственную сферу, и нравственную сферу, и дает отношение к природе как к живому существу, и сохраняет преемственность духовных ценностей, и тогда все начнет решаться естественным путем. Не декларативно, не формально, не «идеологизированно», а потому что соответствующие качества, действительно, начинают пробуждаться в человеке.

Освоение художественной культуры начинается не со специальных умений и знаний. Оно начинается с отношения ко всему в жизни как к живому и родственному тебе самому, и к себе как части живого всемирного целого. То, что ребенку по природе очень свойственно, и это надо подхватить и перевести на творческий уровень. Это и основа религиозного воспитания, не чреватого конфронтацией, и неутилитарного отношения к природе как к живой и ценной независимо от того, что я «из нее» могу сделать в своих интересах. Это все само собой, естественно закладывается в хорошем художественном воспитании. И вот, повторяю, все эти задачи по отдельности признают важными, а источник, из которого может проистекать их решение - затаптывают.

В любом учебном заведении, где хотя бы одной художественной дисциплине придается достойное значении, меняется атмосфера. Дети бодрее, им приятнее идти в школу, они меньше устают, более сообразительны во всех остальных предметах, у них другое отношение к занятиям, они меньше болеют. Занятия искусством дают большой терапевтический эффект. Занятия могут быть эффективными и с трудными подростками, даже если они не прошли ранние этапы художественного развития, хотя, конечно, на самых ранних этапах дети более восприимчивы. И система ценностей подростков может перестраиваться, они становятся более альтруистичными, иначе видят свое будущее.

Есть подтвержденные данные о том, что занятия музыкой не только «настраивают» эмоциональную сферу человека, но и обостряют интеллектуальные способности, в том числе математические. И все эти данные падают в какую-то пустоту. Успеваемость нужна, здоровье нужно, математика нужна, всё нужно - так дайте же детям то, что всему этому помогает! А это как раз стараются ущемить и отнять.

Ещё одна важнейшая вещь – человеку творчество необходимо. Это не какая-то элитарная способность одного из тысячи. Творчество – это нормальное состояние человека. И тому есть масса подтверждений – и в педагогической практике, и в некоторых направлениях психологии и психотерапии, и в христианской антропологии. Человеку творчество присуще, необходимо и доступно.

Кстати, очень многие так называемые школьные неврозы, перегрузки, даже немотивированные преступления во многом проистекают от того, что блокируется естественная потребность человека творчески выразить то, что у него внутри, внешне воплотить , жить, как один мудрый человек сказал, «изнутри наружу», а не только реагировать на то, что к тебе приходит извне. А все построено так: закрой рот, усваивай и воспроизводи то, что тебе вкладывают в голову.

Если естественная творческая потребность жить изнутри наружу не получает выхода, положительного, одобряемого выхода, то остаются две возможности, одна другой хуже. Либо творческий дар, который каждому человеку присущ, угасает, либо человек взрывается как запаянный чайник асоциальным, уродливым, бессмысленным образом. Человек растет изнутри, как трава растет и асфальт ломает. Человеческий потенциал требует выхода. Если его нет, значит, жди какой-нибудь беды. Необходимый и целительный опыт творчества нужно приобретать как можно раньше, в самом «нежном» и восприимчивом возрасте.

Говоря о необходимости творчества, Вы имеете в виду только художественное творчество?

Конечно, творчество как таковое и творчество художественное – далеко не одно и то же. Творчество человека проявляется в самых разных областях жизни и культуры. Почему же надо подчеркивать именно значение художественного творчества? Дело, понятно, не в том, чтобы поставить всех на пусть искусства – это невозможно и не нужно. «Тогда бы не мог и мир существовать», как говорит Моцарт у Пушкина. Но в детстве в сфере художественного творчества самым удобным, положительным и успешным образом приобретается способность к творчеству, опыт творчества как такового. Опыт творчества означает: во мне что-то родилось, я это воплотил и сделал понятным для других. Это может проявиться в любой профессии, и в повседневной жизни –и в том, что люди получают от общения с человеком, и как он у себя на подоконнике цветы разводит. Но опыт творчества, жизни изнутри наружу, опыт воплощения чего-то большого или маленького, того, что именно я принес в этот мир – такой опыт должен быть.

И по всему видно, что в детстве лучше всего этот опыт приобретается в области художественного творчества. В хороших педагогических условиях практически все дети очень быстро выходят на уровень создания художественно ценных образов. Не только в изобразительном искусстве, хотя это наиболее признано. В музыке сложнее, потому что творчество опосредовано тем или иным инструментом, относительно сложными навыками, хотя наверняка и там оно возможно. В литературе, точно могу сказать, что это так. Психологи З.Новлянская и Г.Кудина создали программу развивающего обучения литературе, начиная уже с первого класса. И основана эта система на собственном литературном творчестве ребенка. У нас ведь этого совсем не было, и учителей к этому не готовят, мы только читаем готовые произведения, узнаем какие-то сведения о писателях и о том, что про них сказали критики. Не странно ли было , если бы я занимался музыкой и ни на чем не играл, ничего не пел, а только слушал бы записи и заучивал, что сказал о композиторе Соллертинский или Асафьев? А литературой мы занимаемся именно так.

Начинать надо с того, чтобы «побывать автором», самому попробовать. Я сам должен всем своим существом почувствовать, что надо испытать, чтобы захотелось заниматься таким странным делом как создание художественного текста, вместо того, чтобы рассказать обо всем обычными словами. И что я должен сделать, чтобы это моё особое чувство воплотилось в словах, и чтобы другой мой коллега тех же восьми лет правильно меня понял. Так дети схватывают самую суть литературного творчества. После этого одни замечательно пишут сами, другие становятся настоящими читателями, потому что они уже как «младшие коллеги» разговаривают с писателями и поэтами, понимают их изнутри. Так и во всех искусствах – нужен свой творческий опыт, чтобы быть полноценным слушателем, зрителем.

Но я вернусь к необходимости творчества для психологического здоровья. Существует разветвленная арттерапевтическая практика; в частности, в большой моде – и, наверное, по заслугам - музыкальная терапия. Недавно мы говорили с одной исследовательницей в области музыкальной психологии , и пришли вот к чему: сперва человека лишают музыки и искусства вообще, потом, когда он вырастает больным или склонным к болезням, ему за серьезные деньги предлагают арттерапию, музыкальную, театральную, анимационную или какую-либо другую. Может, пора заняться всеобщей артпрофилактикой? Если искусство хорошо помогает тем, кто уже пострадал, так дайте его заранее всем, может, не придется и лечить.

Ещё есть проблема - художественно направленные дети, с ярко выраженным преобладанием эмоционально-образной целостности восприятия жизни, попадают в очень невыгодное положение в однобокой рациональной школе. Они, попросту говоря, ходят в дураках. Самый яркий случай на моей памяти: девочка Марина, во всем одна из последних, крайне неуверенная в себе. На занятиях литературой с середины первого класса стала лучшей. Она чувствовала это сама, это поняли все дети, изменился её статус среди детей, а потом и среди педагогов. Она осталась такой же «трепетной ланью», но у неё уже не было мысли, что она неполноценна, глупа, она поняла и другие поняли, что она талантлива. Да и по другим предметам дела пошли явно лучше. Менее яркие, но подобные случаи часто встречаются.

Значит, различия по одаренности. или предрасположенности к художественному творчеству все же существуют?

Думаю, в большинстве случаев суждения о том, что этот способный, а тот – нет, мало чего стоят. Потому что пока человеку искусство не стало нужно, мы ничего не можем знать о том, способный он, гениальный или бездарный. Главное – это пробуждение у ребенка внутренней потребности в художественном или в каком либо ином творчестве, и помощь взрослого в том, чтобы такая потребность могла пробудиться. Об этом говорят биографии некоторых выдающихся музыкантов, живописцев и людей других профессий, которые до какого-то момента не проявляли ничего похожего на талант, а потом словно щелчок какой-то прозвучит – и человек понимает, что именно для этого родился на свет, и тогда оказывается чрезвычайно одаренным.

Была такая выдающаяся преподавательница музыки Анна Даниловна Артоболевская, она работала и с высокими профессионалами, и с четырехлетками, из которых неизвестно что получится. Она говорила: когда меня просят послушать ребенка, я никогда не отказываюсь, но предупреждаю, что независимо от результатов прослушивания все равно скажу, что заниматься музыкой надо. Вот что всего важнее: заниматься надо всем детям, независимо от индивидуальной одаренности. И еще Артоболевская говорила: мы ничего не можем знать о возможностях ребенка, пока его душой не овладел интерес к музыке.

Когда интерес овладевает – все меняется. Так было с моим отцом, он был выдающимся оперным дирижером, но в детстве до какого-то момента считался единственным неспособным к музыке во всей большой семье. И таких случаев много.

Но одно дело – пробуждение потребности у самого ребенка, другое – селекция по каким-то извне заданным критериям. Очень вредна тенденция раннего отбора, с целью формирования некоей элиты, которой надо создавать особые условия. А она потом якобы будет тянуть за собой других.

Во-первых, если эти «элитные» дети в самом деле раскроют свою одаренность в какой-то области, то они вырастут и уедут, даже не из-за денег, а потому, что здесь не будет среды, которая в них заинтересована и способна оценить. Во-вторых, при таком искусственном отборе, во всяком случае в нашей области, ошибки неизбежны и бесконечны. Потому что отбор не исходит из того, «к чему душа лежит». Пришвин говорит: главная тайна писательского труда – переводить всерьез жизнь свою в слово. Кто решится переводить жизнь свою в слово, в звучания или иные образы, тот одарен. Если же я ничего никуда «переводить» не собираюсь, а меня «назначили» одаренным, то я попадаю в тяжелейшее моральное положение, хотя я не просил сажать меня на этот трон. Кто-то за ребенка решил, а он по чужим счетам должен платить. Потенциал может быть ошибочно определен, чаще всего так и бывает, а платить приходится. С другой стороны, действительно одаренные дети, готовые «переводить жизнь свою» в творчество, но еще не осознающие этого или не знающие, как это делать – они легко могут остаться не замеченными. Повторяю: творческая одаренность – нормальное свойство ребенка. Так не выдергивай тех, кто показался тебе одаренным, не пересаживай их на неестественную почву. В Священном писании хорошо сказано: на всех пролей дождь и всем дай солнечного света и тепла, а там – это я уже от себя говорю - видно будет. Приобщи всех к радостному художественному творчеству – тогда тот, кто родился именно для этого, сразу выделится и себя найдет. Мы в дальнейшем можем специально его направлять и ему помогать, но все остальные также получат то ценное, что нужно каждому человеку. А если отбирать, то одни не получат ничего, а другие во многих случаях получат то, что им не по плечу.

Американский социолог Ричард Флорида сказал: «Инновации в области высоких технологий невозможны без искусства и музыки». Как вы бы прокомментировали это высказывание?

Я думаю, все виды высокого творчества, при всех их различиях, имеют некую единую точку, общий корень, из которого они могут расти. Не только высокие технологии, любые большие открытия облегчаются тем, что человек может подниматься над наличной практической ситуацией, над своей отделенностью от всего остального и переживать единение с миром, отношение ко всему как к живому – а это очень ярко проявляется и развивается в художественном творчестве. Такому человеку и мир начинает по родственному открываться, изобретения ему даются. Второе – как уже мы говорили, у такого человека голова дольше и лучше работает. Третье касается результата и его внедрения: опыт создания художественного произведения очень утончает нашу требовательность и способность воплотить что-то наилучшим доступным для нас образом. Это будет сказываться во всем.

Недавно читал, что нравственное развитие важно для экономики, без этого экономика страдает. Западные экономисты пришли к выводу, что чуть ли не главная причина кризисных явлений – алчность конкретных людей. Если каждый рвет себе, компетентно, конкурентоспособно, то всего становится меньше и кому-то не хватает. Все попытки, не меняя человека, изменить жизнь – с помощью умного налогообложения, контролирования одних другими, неотвратимости наказаний и привлечения инвестиций, равных условий на выборах - заведомо бесплодны. Умные люди зря тратят время, мозги и слова на то, чтобы придумать, как на безнравственной основе, на основе душевной тупости, при отсутствии чувства ценности жизни, выстроить «правильные» экономические или какие бы то ни было иные отношения. На болотной основе ничего построить нельзя.

А чтобы изменить основу, надо работать с поколением детей, и прежде всего нужен оптимальный художественно-эстетический цикл в общем образовании, с первого класса (даже с детского сада) и до окончания.

Что вы порекомендовали бы родителям, которые будут читать это интервью?

Боюсь, тут не обойтись без повторений, но, может быть, это и невредно. Во-первых, надо с уважением и серьезностью отнестись к художественным занятиям детей, оказывать им в этом поддержку. Это не что-то третьестепенное, без чего можно обойтись. Это нельзя обусловить успехами в чем-то другом – если исправишься по математике, то я тебе разрешу пойти в студию или петь в хоре. Занятия искусством - вещь самоценная и очень важная. Не надо учить и поправлять ребенка, если ты и не художник, и не педагог, потому что твои указания чаще всего будут ниже уровня, на который способен ребенок. От вас требуется доброжелательное спокойное внимание и создание практических условий, вплоть до рабочего места и свободного времени, нужных для занятий каким-либо искусством.

Ни в коем случае не выносить категорических оценок. Ни положительных, ни отрицательных. То есть общий тон должен быть положительным. Но ни в коем случае не раздувать ажиотаж, не производить маленького человека ни в поэты, ни в музыканты, ни в артисты. Это может сделать только он сам, и много позже. Не торопиться с его профессионализацией, это может принести вред. Моцарт – не тот пример, на котором можно «делать статистику». Говорят, Геракл в колыбели двух змей задушил, но это не значит, что и ваш младенец с успехом начнет с того же.

Не надо стремиться куда-то повыше протолкнуть ребенка, чтобы он что-то нарисовал или сыграл для олигарха, для поп-звезды, для монарха. Это искажает мотивы творчества, воспитывает по формуле «чего изволите?»

Ребенок должен полноценно проживать свойственную его возрасту жизнь, формы общения, получать потоки детских впечатлений, чтобы его творчество рождалось не из того готового, что ему кто-то «напел», а из опыта его собственной жизни, который он будет преобразовывать в музыкальные, живописные, научные или какие-то ещё произведения и решения. Если его вырвать из нормальной жизни и форсировать специальное развитие, это может на первых порах давать кажущиеся успехи, но перспектива плохая, потому что его будущее творчество остается без корней. Мы знаем массу примеров несчастья таких детей. Ребенка, которого назначили одаренным, ставят в неестественную ситуацию поклонения и превознесения неизвестно за что; потом оказывается, что родничок иссякает, безответственные люди теряют к ребенку интерес. А он не понимает, почему в 9 лет он был в центре европейского внимания, а сейчас не нужен. И силится любыми средствами выжимать из себя «вдохновение», чтобы оставаться на уровне, к которому его приучили. Это ужасное состояние.

Взрослые специалисты могут, к примеру, эксплуатировать хороший детский голос и певческий дар. Но ведь они, в отличие от ребенка, знают, что через год-два голос пропадет и, может быть, навсегда. Значит, надо готовить ребенка к этому психологически, надо дать ему разнообразное музыкальное образование, да и общее не забросить. Но этого не происходит. И вдруг все кончается, рампа гаснет и «певец» словно проваливается в яму и не понимает, как же так и что теперь делать? Жить на общих основаниях он отвык, учиться – тоже. Я знаю конкретные примеры из разных областей творчества, примеры настоящих личностных катастроф. Другие случаи не так драматичны, но чувство растерянности и потери смысла жизни всегда возникает.

Виной бывает родительское и педагогическое тщеславие; психологи, которые акцентируют проблему особой одаренности и методик ее выявления тоже не без греха.

Дорогие родители, то, что я скажу, противоречит модным тенденциям, но все-таки: не нужно издавать сборники стихов 8-летних «поэтов» с предисловиями 60-летних, не нужно организовывать персональные выставки и сольные концерты детей –до определенного возраста это им самим совершенно не нужно. Их творчество должно быть представлено в ряду других, на общих выставках, в сборниках детских сочинений и так далее. Если кто-то из детей сегодня опережает других, пусть на выставке или в книжке будет больше его произведений. Но он должен рядом с собой видеть своих сверстников. Видеть, чем кто из них отличается. Он должен быть психологически готов к тому. что завтра другой ребенок сделает что-то удачнее его. Да и вы сами должны быть к этому готовы! Ведь чувство исключительности, ревнивого и подозрительного отношения к успехам других, которые расцветают на конкурсах- соревнованиях, прививаем детям мы, взрослые.

Кстати, я вообще предостерег бы от увлечения конкурсами и победами на конкурсах. Лучшие фестивали детского творчества – именно фестивали, мастер-классы, а не конкурсы спортивного типа – основаны не на том. кто будет первым, кто вторым и третьим. Там дети, их педагоги и приглашенные мастера искусств в обстановке сотрудничества учатся друг у друга и все разъезжаются с приобретениями, а не с обидами. А на обычных конкурсах – ведь мне приходилось несколько раз бывать в жюри – поначалу все в белых платьях, с цветами, радостные, с бабушками, мамушками, все такие хорошие. Все приехали за первым призом. Потом начинает работать отсев, от тура к туру выражение лиц меняется, взрослые начинают подозревать друг друга и жюри в интригах, втягивают в это детей, и в итоге по-настоящему довольным уходят только Победитель и его бабушка.

Но если я говорю, что не надо превозносить ребенка и устраивать ажиотаж вокруг него, это не значит, что можно в другую крайность впадать. Ни в коем случае нельзя принижать возможности ребенка, говорить, что «он у нас не Репин» ( не Толстой, не Рихтер), не может провести линию, сыграть Чижика-Пыжика и так далее. Это категорически недопустимо! Ведь человек так устроен, что если он во что-то поверит, то, весьма вероятно, так оно и будет. Особенно ребенок, который не может не поверить авторитетному взрослому. Ему сказали, что он бездарный, он поверил и станет таким. Не всякий, конечно, но со многими это может случиться. А если бы его дружески и уважительно поддержали, все пошло бы иначе.

Еще я бы посоветовал взрослым самим что-то нарисовать, сочинить, написать красками. Пусть они поймут, что при этом в душе пробуждаются какие-то очень ценные чувства, которые в повседневной жизни не проявляются. Поймут, что великие люди всех времен и народов неспроста этим занимались, что это очень важно для того, чтобы люди чувствовали свою связь с тем, что выше и долговечнее их текущей жизни. Не все сводится к тому, что я родился, поел, женился и помер. Один американский поэт описывал свои переживания, связанные с творчеством, и сказал: «Оказывается, я больше, чем я думал, я лучше, чем я думал. Оказывается, я не весь помещаюсь между башмаками и шляпой». И маленький человек, сам того не сознавая, испытывает в творчестве нечто подобное.

Вернусь еще к одной уже затронутой теме. Сейчас многие думают о религиозном воспитании, и полагают, что его нужно начинать с каких-то предписаний, указаний, доктрин. С того, кто прав, кто не прав в своей вере. Что надо делать, чего делать не надо. Может быть, рассказывают о каких-то непонятных вещах и употребляют слова, которые ребенок не понимает. А начинается все не с этого, а все с того же теплого отношения к миру, в котором человек видит красоту и угадывает тайную жизнь. Ребенок не будет, конечно, говорить, что « ощутил божественное начало в мире», но фактически он будет переживать именно это на уровне своего действительного, личного душевного опыта. Если в дальнейшем он станет сознательно религиозным человеком, то его вера будет стоять на прочном эмоционально-нравственном переживании. Кстати, эти вопросы год-два назад очень активно обсуждались. Каким должно быть религиозное образование в школе, православным, или, или разным, или это должна быть некая светская этика для неверующих, и так далее. И ощущалась большая опасность, что возникнет еще одно поле столкновений, начиная прямо с парты первого класса.

А ведь никто – ни христианин, ни представитель другой религии, ни атеист, никто не откажется, чтобы его ребенок рос отзывчивым, душевно развитым, относящимся ко всему как к живому; чтобы он способен был относиться к другому человеку как к другому «я», родственному ему самому и в то же время отличному от него. Чтобы он мог по лицу, по голосу понимать состояние человека, а не просто воспринимать информацию от него. Каждый скажет, что это хорошо. А это дает именно полноценное и раннее художественное образование. Это неконфронтационный путь решения самых важных задач, в том числе и духовно-религиозного воспитания, экологического воспитания, как мы уже говорили. Ведь разные виды воспитания – это все грани одного целого. Это же не части номерного замка, которые надо поочередно поставить в нужное положение, а стебли, которые все растут из одного корня. И этот корень надо поливать, освещать и согревать как можно раньше, с помощью искусства и художественного творчества.
^

Спектакли колледжа музыкально-театрального искусства №61 в культурном центре "Южный"


19 октября 2011 года в культурном центре «Южный» состоялся спектакль Колледжа музыкально-театрального искусства №61 «Король - Еловая шишка». Старинная сказочная опера о том, как капризная девочка Лида меняется, становится доброй и отзывчивой, общаясь с природой, и даже спасает жизнь королю Еловая шишка!

В этом ярком, красочном представлении все роли исполняют дети – учащиеся Школы - театра «Галина Вишневская».

Очарование сказочной оперы, в которой оживают куклы, создаёт атмосферу теплоты и душевности. Куклы поют о том, как их хозяйка плохо с ними обращается, и просят Короля Еловая Шишка избавить их от вредной и злой хозяйки.

А в это время их хозяйка Лида в лесу спасает Короля Еловая Шишка, играет с грибами и ёлочками, танцует и поёт. То, что она сделала доброе дело для других, меняет её душу – она становится доброй, способной на любовь и понимание. Чудесная оптимистическая сказка, прекрасное исполнение юных артистов.

За кадром репетиции, упражнения, работа, а мы видим отточенные движения, прекрасное пение, согласованность и артистизм, которые складываются в произведение искусства, которое оставляет в душе светлое впечатление.

Во втором отделении этого спектакля мы увидели сцены из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин».

Музыка великого композитора, широко известная и любимая во всём мире, впервые была исполнена юными воспитанниками Московской консерватории. Чайковский считал, что именно они способны внести в исполнение его музыки искренность и подлинные чувства героев этой оперы.

Юные артисты Колледжа музыкально-театрального искусства №61 исполнили сцены из этой великой оперы, правдивость и искренность их игры, серебристые голоса и прекрасное пение рождает отклик в душе зрителя.

Костюмы пушкинской эпохи, светские манеры изысканных барышень и учтивых кавалеров, прекрасное исполнение арий, хоров, ансамблей оперы воссоздают картины жизни той эпохи, дух бессмертных произведений наших классиков, драматизм внутренней жизни, чувства героев «Евгения Онегина».

«Для «Онегина» мне нужны... певцы, которые будут просто, но хорошо играть...” – писал в письме Чайковский.

Артистам театра «Галина Вишневская» это удалось в полной мере.
^

Трацевская Елена Юрьевна


Директор Колледжа музыкально-театрального искусства №61

Заслуженный учитель РФ,
Кандидат педагогических наук,
Отличник народного просвещения,
Лауреат премии Президента РФ,
Лауреат премии МЭРа г.Москвы

Нужно ли музыкальное искусство обыкновенному школьнику, который не станет музыкантом или профессиональным певцом?

Весь мир давно согласился с делом, что музыкальный театр – сильная инстанция, божественная сила, которая воспитывает человека в самых лучших нравственных традициях. Любой музыкальный спектакль, который идет со сцены, естественно пробуждает в каждом человеке какие-то потрясающие силы. Если начать постепенно развивать ребенка с элементарных вещей, типа Бюхнера, то что под силу осознать и почувствовать каждому ребенку с младшего возраста, и потом постепенно…

У нашего колледжа есть эти системы… Польза этого театра будет налицо. Взять тех детей, которые учатся у нас. Все почему-то считают, что наши дети, которые приходят к нам учиться, они все с небес свалились. На самом деле это те же московские дети, у которых родители, простите, ругаются нецензурной бранью, у многих. Многие дети, если они пришли не с первого класса, а с третьего-четвертого-пятого – это те дети, которые уже прошли все дворы, улицу, они все познали. Если вдруг родители узнали, что у ребенка что-то вроде таланта, что есть такой колледж, который учит бесплатно музыкально-театральному искусству, (а на конкурсе у нас 30 человек на место), если он прошел этот самый отбор, его взяли, и он что-то в своей жизни понял, что он может здесь что-то получить и постарался и прошел этот самый конкурс, то дальше это вовсе не значит, что он стал совершенно социализированным и воспитанным.

Нам приходится иметь дело со всеми теми же пороками, которые есть в любой общеобразовательной школе. Я сама на гастрольную группу выхожу, когда мне говорят, что не могут справиться с младшей группой этих ангелочков, которые поют всего этого Бюхнера - учителя не могут справиться, потому что дети орут, не слушают учителя, по углам ругаются нехорошими словами, дерутся, выясняют отношения, разносят сплетни внутри коллектива, что кстати, один из пороков театра, потому что существует борьба за роль и борьба за места в спектакле.

И только когда человек вдруг погружается в спектакль, он меняется. Конечно, мы воспитательную работу ведем, как её не вести нам, если, например, нам надо, чтобы они почувствовали время вот этих элитных, интеллектуальных, дворянских детей, которых растили как в Царскосельском лицее, который потом советские власти прикрыли. Или если брать времена Екатерины Второй, детей отдавали в закрытые учебные заведения, убирали от родителей и воспитывали там. Кстати, я за то, чтобы такие учебные заведения делать.

Почему - мы сталкиваемся с чем: мы говорим, что вы должны быть такие-то и такие-то. Они на сцене - через музыку, через идею спектакля начинают какой-то своей частью проникать в этот образ благородного, культурного, развитого образованного человека. Какой-то своей частью. Но вторая часть – она отдается нам для того, чтобы с ними разговаривать. Как научить их играть этих людей, если они не понимают, если они фальшивят, потому что до конца не ощущают это. Значит мы объясняем, рассказываем, как эти люди жили, как они разговаривали, и что вообще возможен нормальный человеческий разговор между людьми. Это разговор о каких-то высоких материях, этот разговор ведётся другими словами, вообще, употребляются совершенно другие выражения. Что вообще существует русская литература, которую надо читать.

И когда все это вместе объединяется, вдруг что-то…. Как у Щелкунчика орешек – раз! Раскалывается что-то пополам, и это совершенно другие дети. Они начинают понимать. Вот Юля, одна из кукол, свинку играет -вдруг смотрит на тебя любящими глазами, ты видишь, что она тебя понимает. И самое главное, любые дети – с родителями, без родителей, они если чувствуют, что это правда, если они чувствуют, что в музыке, в тексте, то, что говорит взрослый – правда, если они начинают верить – это все.

С этого момента это совершенно другой человек. Для того, чтобы родить этих замечательных людей в нашей стране, нужны хорошие педагоги и искусство, наше великое русское искусство. Которое существует уже не одно столетие. Дай Бог здоровья нашим композиторам, писателям, драматургам, которые создают новые произведения, но это все вместе работает, и этому надо давать просто краснуюулицу. Для того, чтобы в обществе всё менялось к лучшему. Не надо никаких усилий, чумовых законов, надо больше давать возможности людям воспитывать через театр, искусство, музыку. Особенно важен музыкальный театр, потому что это сочетание различных видов искусства, ведь пение само по себе – это нечто ласковое, из души исходящее. Оно очень помогает воспитывать, и если человек воспроизводит это и другому человеку, сидящему в зале передает, это очень ценно.

Что именно дает обыкновенному ребенку пение и музыка?

Одно – то, что человек сам воспроизводит и другой, который сидит в зрительном зале, чувствует это. Как ни удивительно, человек, сидящий в зрительном зале, всегда чувствует фальшь, если она есть, чувствует правду. Как он её ощущает? Нравится или не нравится. Не потому что там ритмы, к которым он не привык, или что-то знакомое, а если голос не так звучит, если фальшивая интонация, то каждый чувствует - что-то не то.

А если это истинно, то пускай он не сразу воспринимает, но через какое-то время он прислушается, а если он прислушается, то почувствует. Это тот самый путь, когда искусство внутри человека начнет действовать на человека, который сидит в зале. А тот, кто на сцене, он в лучших условиях воспитания, потому что он не просто потребляет, он воспроизводит. И соединение человека, сидящего в зале и человека, который поет на сцене – оно божественной силой обладает.

Вообще искусство, как говорят священники, - это первая ступень к Богу. Особенно музыка, тем более голос. Не зря же во всех церквах поют и звучит музыка. Это все очень серьезные вещи, очень духовные. Почему важно, чтобы человек хорошо пел? Он тогда может достучаться. Главное, чтобы хорошая музыка звучала со сцены. Она обязательно дойдёт до души человека, надо только на секунду, чтобы он прислушался. Вот от нас, воспитателей, требуется только, чтобы он на секунду прислушался.

Как только он прислушался – это всё. Вот эта благодать в его душу вплелась. Вот это и есть тот самый путь. И, конечно, что делает музыкальный театр для ребенка, сидящего в зале? Ребёнок просто становится воспитанным и образованным. Чем больше он посещает театр, тем больше воспитательный эффект. Такого ребёнка уже не потянет ни в закоулки-переулки, на помойку, его потянет получить ещё раз удовольствие, которое может быть созвучно катарсису, который испытывает актер на сцене. И теперь он понимает искусство, будет все время туда стремиться, потому что сцена такая вещь - она затягивает, и затягивает в хорошие сети, в нужные. Потому что в результате человек выйдет умный, добрый, который будет заниматься развитием собственного интеллекта, собственной культуры. Самое главное его в детстве надо почаще, побольше вести в театр, в такие театры, где очень хорошие, симпатичные произведения могут исполняться. И очень важны вот эти самодеятельные коллективы, потому что не каждый человек может прийти в колледж Галины Вишневской и учиться профессионально, хотя бы потому что не у каждого есть голос. А через это он и зрителем отличным станет, и в его жизни ему всегда это будет помогать.

Что вы порекомендуете родителям, которые будут читать это интервью?

Дорогие родители! Если у вас есть возможность посетить спектакли такой замечательной организации, которая занимается через театр, через сцену музыкальным и культурным воспитанием ваших детей, приводите детей, потому что через какое-то время вы поймете, что ваши дети поменялись в лучшую сторону. Они не будут вам грубить, если вы будете чаще их водить в театр. Они будут вас любить, потому что со сцены им все время говорят о любви одного человека к другому. Больше бывайте в театре, и ребенок ваш изменится в лучшую сторону, и семья окрепнет и будет дружнее и добрее.
^

Три спектакля в Доме учителя


23 октября 2011 года в Доме учителя состоялось мероприятие Второго Московского фестиваля школьных музыкальных театров.

Оно совпало с днём рождения великого оперного дирижёра Большого театра Александра Шамильевича Мелик-Пашаева, который дирижировал легендарными спектаклями «Аида», «Кармен», « Борис Годунов», многими другими.

Звучит марш из оперы «Аида», спектакля, которым А.Ш. Мелик-Пашаев дирижировал много лет.

^ Доктор психологических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе» Александр Александрович Мелик-Пашаев, сын замечательного дирижёра, рассказывает о начале его творческого пути. Музыкант рос в семье, где было шесть братьев, все они занимались музыкой, и самый младший из них, будущий дирижёр, единственный из них считался совсем неспособным к музыке. Когда все братья стали взрослыми, то все они любили музыку, но музыкантом не стал никто из них. Только Александр Шамильевич стал дирижёром, который работал 30 лет в Большом театре, с самыми знаменитыми певцами того времени и создал множество замечательных спектаклей.

А потом театр школы №156 показал спектакль «Альдюк» о девушке, которая была птицей, но превратилась в красивую девушку. У неё появился муж, ребёнок, но однажды она улетела со своей стаей, когда гуси-лебеди позвали её за собой. А потом она вернулась к своему ребёнку, и снова стала жить с людьми. Красивая сказка, замечательные костюмы, песня и чудесные танцы в исполнении юных артистов, очарование народной мудрости и слаженная игра детских талантов вызвали тёплые чувства зрителей, аплодисменты в зале.

Детская школа искусств №5 из города Воскресенска, театр «Огонёк добра». Они представили отрывок из спектакля «Людвиг и Тутта», который называется «Утро в лисьей норе».Все лисы пели о том, что надо хитрить и обманывать, что только так можно прожить, а маленький лис Людвиг не согласился с этим. Ему приснился сон, что все были вместе – лисы, куры, люди, и он решил попробовать так жить, хотя все остальные его высмеивали. Живое, стремительное действие, актуальный в наше время моральный выбор – быть честным или нет, пение и искренность артистов, яркое представление не оставили равнодушными зрителей, которые следили за действием, улыбались и аплодировали.

Наконец, выступил театр гимназии №1526 со спектаклем «Незнайка в цветочном городе». С замечательным увлечением совсем юные артисты пели и танцевали, рассказывая историю о Незнайке, который ничему не хотел учиться. Декорации, разноцветные костюмы, сияющие детские глаза- всё создало на сцене атмосферу этой сказки, которая такие простые и такие сложные вещи говорит маленькому человеку. А в конце спектакля жители сказочного города улетели на Луну, бросив в зал воздушные шары!

Полный зал - дети, родители, педагоги. Разные спектакли, разные по возрасту дети, но их роднит искусство, воодушевление, творческий подъём, искренность и артистизм, вызывая в памяти афоризм о том, что сцена – это школа жизни. Главное – радость и смех, творческое общение, гордость родителей и педагогов за таких замечательных талантливых детей!

Пусть исполнится сон Людвига о том, что все будут вместе!
^

Мастер-класс Богачёвой З. В. в Доме учителя


30 октября 2011 года в Доме учителя состоялся мастер-класс заслуженного учителя Российской Федерации, педагога Центра образования "Жар-птица", руководителя детского музыкального театра "Жар-птица" Богачёвой Зинаиды Витальевны.

Зинаида Витальевна рассказала о том, как она работает с голосами детей, мужскими и женскими голосами, показала упражнения, благодаря которым развивается гибкость и подвижность голоса, восстанавливается голос после болезненных изменений, развивается певческое дыхание.

- Я начинала по методике Емельянова, это была точка отсчёта. По-разному у детей просыпается голос – через год, через два, после упражнений. Каждый ребёнок может начать петь.

Педагог подробно разъяснила свои методы работы, показала практические примеры работы с детьми и взрослыми, а потом присутствующие смогли услышать результаты такой работы. Пели дети и выпускники. Нил Мкртчян, Анна Оборина и Павел Сулиндзига исполнили арии из опер и романсы.

Педагог Центра образования «Жар-птица» Наталья Александровна Осадчая тоже занималась вокалом у Зинаиды Витальевны, закончила Московскую консерваторию, завоевала Гран-при на Международном конкурсе в Италии. Она спела две арии из опер.

Ну а потом было обсуждение, ответы на вопросы, обмен впечатлениями.

- Как вы отбираете учеников? – Никак. Если хочет петь, то сможет петь, надо только заниматься.

- Я учитель музыки, эстрадный вокал, школа 1728. Меня переполняют чувства, насколько всё замечательно! Замечательная методика, всё поняла, каждое положение, каждое слово записала, буду использовать в работе. Большое спасибо, так держать.

- Я в восторге, трудно выразить, какой это уровень. При этом более чем доступно, осязаемо, воплощаемо, это возможность дороги для детей, с которыми мы работаем. Большое спасибо! - Игорь Иванович Жуков.

- Очень понравилось, всё поэтапно, с самого маленького возраста и до звёзд, я просто поражена. Я, наверное, буду это внедрять. Преподаватель обладает таким чутьём, как будто изнанку всю вывернула и всё рассказала, и каждый понял. Я была на многих мастер-классах, вот такого подробного, тщательного рассказа не слышала. Мне было очень полезно. - Ольга Викторовна Лысова.

- Роскошно, великолепно, потрясающе, я вас забросаю эпитетами! Прекрасная педагогическая интуиция, очень талантливый музыкант! Человек, чувствующий природу голоса – это очень редко в наше время, чтобы так довести до совершенства практически неотобранных детей... Потрясающие результаты. Как вашим детям повезло!


^

Спектакль Колледжа музыкально-театрального искусства №61 «Редкая вещь, или красота и честность».


3 ноября 2011 года в Центре культуры «Южный» состоялся спектакль Колледжа музыкально-театрального искусства №61 «Редкая вещь, или красота и честность».

Музыку этой старинной оперы о любви написал композитор Мартин и Солер. В 18 веке его называли «испанским Моцартом».

В опере рассказывается история любви, которая преодолела все препятствия.

Любовь и верность, ревность и предательство, дружба и доверие – во все времена волновали каждого, ходят ли дамы в джинсах или в ярких платьях, пишут ли письма пером или посылают смс. Так же как и потребность в красоте, творчестве, искусстве присуща человеку в любые времена.

На сцене играет настоящий оркестр, разворачивается действие этой старинной оперы. Испанские народные костюмы, прекрасные юные голоса, плавно и слаженно арии переходят в хоры, ансамбль сменяется речитативом. Подлинность и искренность игры артистов, прекрасное пение рождает сопереживание, высокие чувства в душе зрителя, вызывает аплодисменты зрителей.

Очарование старинной оперы привлекло полный зал публики, значит и в наше время технических прорывов, высоких скоростей и совсем других реалий жизни нужна людям эта красота ушедшей эпохи и вечных нестареющих ценностей музыкального искусства.


^

"Людвиг и Тутта" и "Страсти по Каштанке" в Доме учителя


13 ноября 2011 года в Доме учителя состоялись сразу два спектакля.

Сначала школа №193 и Школа искусств «Юность» показали спектакль "Людвиг и Тутта" - невероятную историю о лисенке Людвиге, который не хотел обманывать, хотя в его семье ему все пели: «Обхитри, одурачь, облапошь», и убеждали, что только так можно жить. Его мама говорила, что раньше она тоже была такой, хотела жить по правде, но потом согласилась жить как все: «Хитрость – лучшее лекарство». А Людвиг не согласился.

Он подружился с цыплёнком Туттой, и не отказался от своего стремления «жить по правде».

Юные артисты прекрасно пели и танцевали, создавая на сцене яркое представление. Образы животных, как в баснях Крылова, передавали человеческие характеры – куры были простодушными и честными, собаки подозрительными и активно защищали честность, а лисы хитрыми и изворотливыми.

Именно так воспитываются человеческие качества – дети играют роли, задумываются о честности и нечестности, о правде и лжи, своей способности отстаивать свою позицию. Это важно в любые времена, и в наше время тоже.

В спектакле добро победило зло. Зрители говорят:

- Игра замечательная, дети умницы, руководитель – отличный музыкант. А самое главное – идея, смысл, важно в наше время особенно.

- Я вообще в восторге, я давно не была на детских спектаклях. Дети хорошо поют, хорошо двигаются на сцене, замечательно. И костюмы замечательные.

- Мне очень понравилось, я давно знаю эту студию. Я их знаю 20 лет, они сохраняют принципы – обязательно костюмы, кружева, танцы…

- Я очень рада, что моя дочка играет в таком замечательном, добром спектакле.

Потом был перерыв, одни артисты уходили, другие готовили сцену, взволнованная суета, сияющие юные глаза, и снова спектакль – «Страсти по Каштанке» Пироговской школы.

Впервые артисты студии «Начало» представили спектакль на большой сцене. На сцене с первых минут создаётся «чеховская» атмосфера – музыка композитора Игоря Пономаренко, игра и пение юных актёров, их искренность создают её. Мы смотрим на жизнь глазами маленькой собаки – её бьёт хозяин, ей удалось съесть только шкурку от колбасы, она ждёт на морозе своего пьяного хозяина, её обзывают, её возмущает запах кошки, она потерялась, потому что следы хозяина затоптали…

«Я хотел, чтобы зритель увидел такую жизнь, которую во всех смыслах мы называем собачьей… Прежде всего, мне хотелось, чтобы зритель временами забывал, что Каштанка собака. Чтобы он на себя примеривал ее человеческие страдания и радости» - говорит драматург Евгений Фридман.

В пьесе почти все действующие лица – животные, но через их образы видны картины человеческой жизни и смерти, человеческих характеров, человеческой души. «Берегите в себе человека!» — говорил Антон Павлович Чехов.

Невозможно передать словами атмосферу спектакля, смешные моменты, когда на сцену выходит Хавронья Ивановна, трогательные, когда Каштанку уводит новый Хозяин, а бездомные псы поют: «Кто нас позовёт, кто нам свистнет», трагические, когда ушёл из жизни старый Гусь, радость Каштанки, которая снова встретила Хозяина, прекрасное пение мсье Жоржа, элегантность Кота, яркий образ Хозяина и его сына…

Для этого спектакль надо видеть. Ходите в театр, ходите особенно на детские спектакли, поддержите юных артистов, и вы получите такие же впечатления, как и зрители:

- Мне очень понравился спектакль, как пели и играли.

- Всё очень понравилось.

- Бесподобно.

- Просто замечательно.

- Всё просто великолепно. Замечательно, дети, таких талантливых детей давно не видел. Хочу, чтобы мои такими выросли. Я когда-то у Евгения Михайловича играл в театральной студии «Начало».

- Я давно не была в театре, мне понравилось - хорошая музыка, празднично, хорошо. Меня потрясло, что дети совсем небольшие смотрели, они сидели передо мной, одному было 2-3 года. Я спросила мальчика 10 лет: «Тебе понравилось? - он говорит – очень». Он хлопал, кричал «браво». Праздник, праздничное настроение. - Марина Головкова.

- Почему я приехала из Петербурга, всего на три дня, в основном ради этого спектакля. Мы играем этот спектакль в той же драматургии, с этой же музыкой, это очень сложный спектакль, я думала, что у них будет такая лёгкая адаптация, но это полноценное зрелище, которое впечатляет. Ольга Фурман, актриса и режиссёр театра «Зазеркалье».

- Спектакль вижу не первый раз, начала смотреть ещё с премьеры, спектакль всё лучше и лучше. Ребята играют свободно, раскованно, причём все – отлично. Это самое удивительное. Молодцы, все талантливые. – Елена Михайловна.

- Спектакль замечательный, весёлый, задорный. Всё очень прилично, даже неожиданно. У нас с женой очень хорошее, светлое впечатление, перед нами сидели дети, они были в полном удовольствии, как будто отдохнули. Анатолий Головков, поэт, кинодраматург.
^

"Школьные акварели" в школе им. Наталии Сац


По-моему, самое важное - воспитать в маленьком человеке интерес к другим,

стремление понять всех, подчас похожих на тебя самого,

а подчас и непохожих, но достойных внимания живых существ.

^ Наталия Сац

17 ноября 2011 года в школе №626 состоялся спектакль "Школьные акварели" театральной студии.

Сначала гостей провели по музею Наталии Сац. Из экскурсии мы узнали о том, как Наталия Сац создала музыкальные детские театры, об истории создания музыкального театра им. Сац, о её стремлении как можно раньше вводить детей в мир музыки, о том, как она создавала музыкальные театры для детей - в Москве, в Казахстане, когда в сталинское время её сослали на 15 лет, снова в Москве. Замечательна и современна её вера в интеллектуальный потенциал детей, в то, что дети способны воспринимать сложную классическую музыку, что детям это необходимо

Нам показали фильм о созданном Наталией Сац Музыкальном детском театре - множество детей с огромным интересом смотрят репетицию оркестра, им рассказывают про дирижёрскую палочку, показывают её, они учатся дирижёрской палочкой отсчитывать такт, а один ребёнок даже пробует дирижировать оркестром! Дети смотрят репетицию балета, учатся осваивать танцевальные шаги, им рассказывают про роль костюма, грима в создании театрального представления, всё это с огромным успехом - радостное оживление детей, их воодушевление и сияющие глаза говорят об этом. Художественный руководитель театра им. Сац Георгий Георгиевич Исаакян сказал о том, что современным детям это очень интересно, но мало кто обладает смелостью давать детям серьёзную музыку. Наталия Сац ставила для детей серьёзные оперы, например, "Волшебную флейту", и дети слушали музыку, им было интересно.

А потом мы увидели мюзикл "Школьные акварели", который показал 7 класс. "Этот спектакль мы сочинили сами, потому что за 10 лет переиграли весь репертуар - говорит Анна Леонидовна Расцветаева, художественный руководитель коллектива. Либретто сочинил актёр Детского музыкального театра имени Наталии Сац Михаил Фёдорович Расцетаев, сейчас он готовится к премьере в театре, он же поставил спектакль. А вокалом занимается Наталья Ивановна Мельникова".

Класс каждый год ставит 3-4 спектакля. На этот раз мы смотрим «Школьные акварели". Светлая и чистая атмосфера школьного детства, дети поют и танцуют, современный сюжет. Девочка рассказывает о том, как в зарубежных детективах находит деньги, доллары и евро, а когда взяла наш детектив, оттуда вылезла рука и схватила деньги!

Артисты рассказывают друг другу небылицы, выясняют, что такое атмосферное давление, Гималаи, а одна девочка урок не выучила и стала рассказывать про своего дедушку, который уехал на Камчатку изучать пингвинов. И тут одноклассники закричали – а пингвинов на Камчатке нет! Садись, Егорова, два!

Снова на сцене жизнь школьника - вечная и единственная для каждого, детство, которое должно быть у каждого школьника. Ванька обещал подсказывать и не подсказывал, а мама в магазине купила только мяч, а не всё, что видят глаза. Но тут, правда, решение было найдено - встать, открыть рот и кричать букву «А»!

Дети поют песню «Я, ты, он, она, вместе целая страна…», их объединяет школа, музыка, театр…

Таким и должно быть настоящее детство, когда закладываются все душевные и моральные качества, когда человек создаёт свои мечты, своё будущее.

"Здесь есть жизнь, здесь есть история, начало, которое связывает с сердцем и благодаря этому чувству на примере обыкновенного седьмого класса раскрываются будущие человеческие судьбы. Очень трогательно у вас все получилось. Мне кажется, что через подобного рода творчество у России рождается будущее.

Надо верить в лучшее, в то, что впереди у вас у каждого наверняка останется след, пускай не обязательно из вас вырастут театральные артисты, но обязательно вырастут люди с человеческими сердцами. И на мой взгляд, эти первые спектакли, они оставят память и в наших сердцах.

Я хочу поблагодарить Фестиваль - возможность, которая открывается в обмене нашими театральными возможностями увидеть, посмотреть других, это не что иное как воздух, это необходимо нам в развитии, чтобы мы могли двигаться вперед. Ребята, я советую вам ездить в другие школы, в том числе и на наш спектакль, может быть он не столько музыкальный, но во всяком случае он тоже человеческий, спектакль, который из сердца. Мне кажется, очень важно не останавливаться. Очень важно это движение развивать и закреплять. Я уверен, что те, кто работает с детьми, они формируют завтрашний день. Большое спасибо школе 626, нам понравился тот музей, который мы увидели сегодня.

Я считаю, что такое воспитание имеет непосредственное отношение к тому, какими становятся эти дети в будущем, какой будет основа завтрашней жизни". - Игорь Иванович Жуков.
^

Спектакли в Доме Актёра


19 ноября 2011 года в Доме актёра отрывки из 4 спектаклей показали студии Студия «Postscriptum» и студия «Овация» Центрального Дома актера им. А.А. Яблочкиной и Центра детского творчества «Строгино», под руководством Людмилы Васильевны Кельми.

Студия «Postscriptum» показала мюзикл «Овод» - история о драматической судьбе героя Ривареса, который стремился к свободе. Страстная и романтическая история о поиске правды, о любви и верности - искренняя игра и пение артистов студии создают яркие образы героев, передают их чувства, историю их любви, заставляют задуматься о проблемах нравственного выбора и верности своим убеждениям.

Младшая студия «Овация» показала отрывки из мюзикла "Буратино". Сначала жук и бабочки пели и танцевали, и лягушки пели и танцевали, а потом вдруг выбежал Кот и стал убедительно просить: «Подайте на пропитание», а дальше ещё опаснее - Лиса оказалась такой ужасно хитрой, такой рыжей, так пела и танцевала, Лиса с Котом так энергично кричали: «Денюжки», что можно было понять Буратино, который отдал им свои золотые – кто угодно на его месте отдал бы.

А потом Мальвина и Пьеро, Коломбина и Арлекин, все вместе герои этой сказки пели:

- Скоро будут открывать потайную дверь, всем будут раздавать счастье.

Счастье - это наш театр.

Жизнь невозможна без сказки, и этот поток радостных эмоций юных артистов захватил зал.

В перерыве младшей группе предложили уйти, но никто не захотел.

Снова на сцене старшая студия «Postscriptum», и мы видим мюзикл «Алые паруса», снова сказка, на этот раз – романтическая. Это повесть Александра Грина о вере в мечту, в возможность чудес и счастья, которая когда-то гремела по всей стране.

В этой сказке о любви, побеждающей обыденность, мы видим узнаваемые образы грубых парней, которые смеются над мечтой о принце на корабле с алыми парусами, видим Ассоль, которая поёт:

- Да, в мире правит всем любовь, лишь одна во все времена, я буду верить вновь и вновь, что ко мне придёт она.

Прекрасная сказка о любви сменяется водевилем «Беда от нежного сердца». История молодого человека, который чуть что влюбляется, а его отец между тем смотрит на богатство невесты. Интрига развивается, мы видим жеманных девиц, хитрую мамашу Машеньки, пожилого хромого донжуана, который заигрывает с матерью невесты, всё это вызывает взрывы смеха в зале, бурные аплодисменты, крики "браво".

Романтическая или волшебная сказка входит в жизнь человека, и с ней – различные ситуации жизни, выбор пути, ценностей. Так дети учатся различать правду и ложь, видимость и действительность, определяют для себя жизненные приоритеты и убеждения, учатся верить в себя, справляться с неожиданными ситуациями.

Руководитель обеих студий Людмила Васильевна Кельми сказала: "Детей надо поддерживать. Мы показали фрагменты - потому что хочется показать всё. Если школы захотят увидеть полностью, мы покажем полные спектакли».

Сказали своё слово и зрители – это родители:

- Если учесть, что Ассоль и Машенька – это моя внучка, то вы меня понимаете. Мне очень приятно. И конечно я очень довольна, что дети занимаются здесь, становятся более собранными, более ответственными. Поэтому я всех родителей призываю, чтобы как можно больше внимания уделяли и водили в такие театры. Замечательно.

- Великолепно, как всегда. Детям даёт самовыражение, самоутверждение, есть, куда деть энергию. Ещё развитие. Они намного выше своих сверстников, которые в школе. Они больше знают и могут.

- Они читают все произведения, которые ставят. А ведь сейчас дети не читают.

- Даёт детям духовное развитие. Хорошие, тесные отношения, много лет дети вместе. Они дружные, хотя они разного возраста, разного пола, из разных районов. Они очень дружные между собой.

- Мне все понравилось. Самое главное, ребёнку это нравится.




Скачать 440,6 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер440,6 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх