Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко icon

Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. А. Ребеко


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Ответственные редакторы: Издательство «Институт психологии ран» Москва 2009 А. Л. Журавлев Е. А...
С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. Ответственный редактор: А. Л...
«Институт психологии ран»...
«Институт психологии ран»...
Колбенева М. Г...
И. А. Джидарьян В. А. Барабанщиков Издательство «Институт психологии ран»...
Поддьяков А. Н...
Психологические идеи в творческом наследии и. А. Ильина >19. 00. 01 общая психология...
Э. Г. Гельфман (Томск, тгпу) > М. А. Холодная (Москва...
О природе сознания скогнитивной...
Программа II международной межвузовской конференции молодых ученых психология наука будущего...
Нейрохимия, 2004, том 21, № L, с. 5-14 теоретические работы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
скачать


Российская академия наук Институт психологии


ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ


Том 6

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе


Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009




Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко


УДК ББК П

159.9

88

86



П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Волови-кова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

ISBN 978-5-9270-0173-6 УДК 159.9

ББК 88


Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению вопросов духовно-нравственного становления человека в современном российском обществе и проблемы индивидуальности в трудах отечественных психологов.


^ Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 6) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г


© Институт психологии Российской академии наук, 2009


ISBN 978-5-9270-0173-6

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

^ 1.1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии

В. П. Андронов, Т.Д. Андронова
Духовно-нравственое развитие личности в свете православного
религиозного опыта 7

^ Л. Н. Антилогова

Психологические факторы развития нравственного сознания личности 13

С.А. Барсукова

Совесть как предмет психологического исследования 21

^ Ю. В. Бусова

Проблема определения понятия «духовность» в науке 27

Т.П. Войтенко

К вопросу об «андеграунде» 30

М. И. Воловикова Опыт построения курса «Основы нравственной психологии»

для студентов-психологов 39

^ А. А. Гостев

«Миры образов» в интегральном образе реальности:

некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты 43

Т.И. Дрынкина

Нравственный аспект организационного поведения 50

^ Е.А. Коломиец

Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории
самореализации личности 58

М. Ю. Колпакова

Роль диалога в духовно-нравственном становлении человека 63

^ А. А. Костылева, Е.Н. Костылев
Философско-психологические основания эмпирических исследований
духовности 66

И. К. Макогон, С. Н. Ениколопов
Актуальные проблемы изучения моральных эмоций 74

^ Н.В. Марьясова

Духовность личности как социокультурный феномен 77

И. А. Николаева

Природа и генезис личностных ценностей 85

Л. М. Попов, Ю. Н. Устина
Проблемы этической психологии: предмет и методы 92

^ П. Н. Устин

Этическая культура как проявление духовно-нравственного

становления человека 100

Л. Ф. Щербина

Отечественная традиция психологической помощи 106

^ 1.2. Эмпирические исследования духовно-нравственных процессов
в современном российском обществе


Л. С. Акопян

Представления младших школьников о добре и зле 114

^ А. М. Борисова

Праздник как сложный психологический феномен 116

А. С. Герасимова

Отношение студентов вуза к нравственным нормам учебной деятельности 121 ^ Л. Л. Дикевич

Динамика нравственных представлений у подростков и молодежи

(на примере Смоленского региона) 128

A. М. Еремина

Влияние социально-психологической зрелости группы на становление
нравственного самоопределения старшеклассников 136

B. А. Зобков

Самооценка как нравственный регулятор поведения и деятельности 143

Г. В. Иванченко, Н.В. Кошелева, Е. Н. Осин Имплицитные концепции личности атеиста и верующего

в постатеистическом обществе 145

^ Н. Г. Капустина

Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном

российском обществе 152

C. А. Козлов, О. В. Сулимина

Диагностика психологических особенностей студентов как первооснова
развития личности в образовательном процессе 159

^ С. А. Котова

Особенности духовно-нравственной самореализации педагогов
в досуговой сфере жизни 165

О. А. Куприна

Проблема духовного формирования студентов психологического
факультета посредством экзистенциального подхода 171

^ Г. Н. Ларина

Представления современной молодежи о свободе личности 177

И. Л. Матасова

Особенности ценностных представлений учащихся различных
возрастных групп 184

^ О. А. Миненко

Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов

в условиях современного общества 191

А. В. Морозов, Л. Е. Радченко
Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное
становление человека в современном российском обществе 198

^ Л. Ш. Мустафина

Особенности социальных представлений о совести в разных группах
учащейся молодежи 204

Э.Н. Ольшевская

Психологическое содержание когнитивного компонента морального
сознания студентов 206

^ Д. В. Погонцева

Внутренняя/духовная красота в представлениях современной молодежи 213

Т. Б. Рязанова, В. В. Ефремова
Представления об идеалах у современных подростков с различной
направленностью 215

^ Т. А. Серебрякова Проблема развития ценностного отношения личности к миру

в психологических исследованиях 219

М. Б. Сивкова

Нравственные аспекты межличностных конфликтов в среде подростков 225

^ Т. В. Скутина

Конфликтная компетентность и развитие общения со сверстником
в подростковом возрасте: этические аспекты 231

О. В. Сулимина

Особенности духовных ценностей студенческой молодежи с различным
отношением к религии 238

^ О. В. Сучкова

Нормативно-ценностный компонент религиозности как фактор
безопасного поведения молодежи 240

С. В. Тихомирова

Роль традиции в духовно-нравственном становлении молодого человека 246

А. С. Чернышев

Актуализация представлений о свободе в структуре мироощущений

и поведении современных подростков и юношей 250

^ 1.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания

Е.А. Азарова

Христианский гуманизм как методологическая основа образования
и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии
в народосберегающих технологиях 258

^ Л. И. Акатов

Практико-ориентированный психолого-педагогический подход

как фактор позитивного влияния на самоопределение старшеклассников

(ретроспективный взгляд) 264

С. Н. Башинова, М. Г. Матвеева, Э. Э. Ульянова
Проблемы духовно-нравственного становления дошкольников
в образовательных учреждениях 272

^ А. И. Белкин

Психологические аспекты конструирования символической идентичности
средствами неинституциональной изобразительной деятельности 274

^ Н. Я. Большунова

Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников
(на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле») 281

О. У. Гогицаева

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе

осетинских этнокультурных традиций 288

^ Т. В. Кожановская, В. В. Спасенников
Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения
и духовно-нравственном воспитании личности 291

^ Е. О. Матвеева

Интеграция научных идей С. Л. Рубинштейна в педагогику детского чтения 297 С. А. Месникович

К вопросу духовно-нравственного становления студентов 302

^ О. В. Петрушина
Психологическая безопасность образовательной среды
и духовно-нравственное становление личности воспитанников
интернатных учреждений как условие их успешного жизнеустройства 305

^ Е. Ю. Стрижов

Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности 312


Н.В. Федяева, И. А. Гудь
Духовно-нравственное становление ребенка в современном российском
обществе: семья-дитя-социум 319

^ А.А. Чернова

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей
и подростков в современном обществе 325

Г. В. Шейнис

Духовно-нравственное становление человека во взаимодействии

с природой 331

^ Л. В. Яссман, О. Ю. Яссман
Психологическое здоровье как критерий духовной эволюции человека 337

Часть 2

Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

Л. Р. Ахмадова

Индивидуальные особенности подростков с отклоняющимся поведением 346 ^ Д. С. Бурдаков

Проблема взаимосвязи индивидуальных стилей саморегуляции,

психической напряженности и функциональной межполушарной

асимметрии 348

A. Ю. Голубева

Анализ индивидуальных проявлений в смысловой структуре образа

личного прошлого 355

B. Н. Егорова

Гармоничность индивидуальности как предиктор стрессоустойчивости
педагогов 358

^ Л. З. Зарипова

Проблема познания индивидуальности в трудах М. М. Троицкого,

В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского 364

Д. С. Корниенко Психогенетическое исследование взаимосвязей свойств психодинамического и личностного уровней интегральной

индивидуальности 371

^ В. А. Москвин, Н. В. Москвина
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов
и дифференциальная нейропедагогика 374

И. А. Новикова

К проблеме исследования индивидуально-типических особенностей
личности 382

^ Т. А. Ребеко

Телесные повреждения как попытка восстановления способности
к индивидуальной любви 390

Н. Н. Сафукова

Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии 392

^ А. Н. Стражкова
Условия актуализации и развития ответственности как свойства
индивидуальности 398

Т. И. Чиркова

Проблемы преподавания дифференциальной психологии 404

Часть 1

^ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии


^ Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта

В.П. Андронов, Т.Д. Андронова (Саранск)

Кризис в современной гуманитарной науке свидетельствует о не­обходимости поиска новой парадигмы, выходящей за границы естественнонаучного подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение категориального аппарата и источниковой базы психологии и педагогики. Ее освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые про­исходят с человеком в современном российском обществе. Он потерял смыслообразующие ценности, растратил духовный опыт прошлых поколений, ориентирован все в большей степени на материальный ус­пех, а не на нравственное воспитание и духовное совершенствование.

Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий сущест­вования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психи­ческой жизни человека. Идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания осознаются и некоторыми отечествен­ными психологами и педагогами (Братусь, 1994, 1995; Василюк, 2003; Гостев, 2001; Гостев, Елисеев, Соснин, 2002; Дворецкая, 2000; Ели­сеев, 2002; Зинченко, 2001; Невярович, 1997; Ничипоров, 1994; Бим-Бад, 1998; Слободчиков, 2007; Соснин, 2002).

Можно выделить несколько наиболее важных аспектов изуче­ния православного религиозного опыта, определяющих проблемы духовно-нравственного развития личности. Одной из центральных проблем обсуждения в святоотеческих православных учениях яв­ляется путь достижения глубинных качественных преобразований личности. Главный принцип здесь - «чистые сердцем Бога узрят». Иными словами, «очищение» личности, ее духовное совершенст­вование является предпосылкой познания истины (Осипов, 1997). Тем самым в качестве необходимого условия познания вводится новое измерение - этическое, что не всегда учитывается академической психологией.

У религии и науки - разные ориентиры в познании. Наука утверж­дает рациональный, рассудочный путь познания истины, религия считает, что истина - это «вера в высшей степени ее основательности». Отличие науки от веры заключается в свободе от всяких религиозных стеснений, наука в действительности не признает «чуда» и «открове­ния», в противном случае она не была бы верна своим собственным «предпосылкам». Верующий признает и чудо, и откровение.

Ориентация на рациональное знание на личностном уровне соот­носится святоотеческой традицией с понятиями гордости и прелести. Развитие гордости теснейшим образом связано с приобретением новых знаний и «прямо пропорционально» им. «Знание надмевает», -утверждает апостол Павел. Для верующего человека Бог и Истина - од­но и то же. Гордость и тщеславие выстраивают барьер между истиной и ее исследователем. Гордый человек не признается в своих ошибках, а, значит, склонен обманывать и себя и других. Соответственно, для такого психолога закрыта возможность адекватного познания пси­хического мира другого человека, ибо не исправен его собственный «познавательный аппарат». Т. е. основным принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи глубины познания и уровня нравственно-духов­ного развития познающей личности. Только высоко нравственная личность способна познать истину; только святому, как утверждает христианское вероучение, она открыта непосредственно, без органи­зации особого исследования и использования специальных процедур.

Идея самосовершенствования в этическом отношении как условия достижения истинности познания составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. В то же время она остается недоступной для академической психологии, отодвинувшей на зад­ний план проблему «власти внутренней» - власти человека над собой, своими душевными слабостями и недостатками. Усилиями Паисия Величковского, оптинских старцев, святителей Игнатия Брянчани-нова, Феофана Затворника и других подвижников XVIII-XIX столетий, этот опыт самопознания и «самоделания» вновь стал доступен широ­кой научной общественности, обусловив возможности его изучения и освоения современной психологической наукой (Архиеп. Федор (Поздеевский), 1911; Иеромонах Серафим (Роуз), 1991; Ильин, 1993; Иоанн Дамаскин, 1894; Свт. Феофан Затворник, 1991; Творения Свя­тителя Игнатия, 1998).

В лоне религии с момента ее зарождения непрерывно осуществля­лась практическая деятельность по формированию духовно зрелой личности. Результат этой деятельности проявляется наличием в исто­рии России множества святых - ярких образцов духовно-нравственно развитых личностей.

Святоотеческая психология неотделима от самой практики ас­кетической жизни и во всей полноте была доступна только стоикам православного подвижничества - великим святым прошлого (см. Зарин, 1996). Другими словами, форма существования психологичес­кого знания всегда была сугубо индивидуальной. Психологические воззрения не были глубоко отрефлексированы, так как для реального нравственного совершенствования такая «детальная рефлексия» была излишней. Они не были тщательно описаны в четких психологических категориях, как это требуется в современной науке. Передача знания осуществлялась непосредственно - от учителя к ученикам, в боль­шей степени личным примером, нежели посредством развернутых описаний. То же, что записывалось, во всей полноте можно понять, лишь проникнув в тот культурно-исторический контекст, в котором создавалось это знание, открыв для себя личность его автора. Глав­ными доступными источниками научного изучения психологических данных, накопленных в практике православного подвижничества, являются Священное Писание и творения святых отцов. При реализа­ции духовно-нравственных ресурсов религиозной мысли в познании и формировании личности следует учитывать символичность, алле­горичность, иносказательность описания святоотеческой практики (Епископ Николай (Охридский), 1993).

В связи с этим чрезвычайно важной и сложной задачей является перевод описания данных, накопленных в русле истории подвижни­чества, на язык собственно психологии. Это, в свою очередь, предпо­лагает нахождение принципа святоотеческой психологии, способного организовать всю совокупность эмпирических сведений, накоплен­ных многовековой аскетической практикой, в систему понятий.

Таким принципом, как следует из анализа трудов православных мыслителей, может стать принцип «троического единства» (соот­ношения сущности и ипостаси в Святой Троице) и его отражение как на уровне отдельного человека, так человеческого рода в целом. При психологической разработке этого принципа необходимо учи­тывать базовое положение богословия - человек является «образом и подобием Божием». Так, например, святитель Дмитрий Ростовский считал, что в человеке ум соответствует Богу Отцу, слово - Богу Сы­ну, дух - Святому Духу (Архиеп. Макарий, 1868, с. 455). Святитель Григорий Палама указывал, что душа тройственна по образу Святой Троицы. Архимандрит Керн пишет: «Человек в своей духовной струк­туре и жизни отражает внутритроичную жизнь Божества» (Архм.

Киприан (Керн), 1996, c. 355). Таким образом, введение принципа «троического единства» позволяет использовать категориально-по­нятийные богословские разработки по выявлению соотношения сущности и ипостасей божественного применительно к анализу строения человека - его телесной, душевной и духовной структур.

Духовное бытие, таким образом, существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной само­сти. Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает чело­веку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевид­ности и науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы.

Наряду с добродетелями и личностными совершенствами, у че­ловека могут возникать состояние, называемое православной ант­ропологией грехопадением (Архм. Лазарь, 2000). В психологическом плане - это деформация, нарушение человеком в себе иерархии со­ставляющих его структуру: на первое место выходит низшая часть человека - его плотское начало, подчиняющая себе и «душу» и «дух», которые становятся слугами тела и пытаются реализовать свои уст­ремления лишь в различных формах организации «телесно-физичес­кой» жизни. Преподобный Максим Исповедник прямо описывает это как переворот внутренней структуры на 180 градусов. Он отмечает, что до грехопадения дух человека находил пищу в Боге, душа питалась духом, а тело жило душою. Человек был направлен вверх - к Богу. После грехопадения эта направленность изменилась: дух стал жить за счет души, душа - за счет тела, а тело - за счет поглощения бездуш­ной материи, в которой и обретает себе смерть. Вечная бессмертная часть нашего существа оказалась подчинена временной и смертной. Это случилось тогда, когда человеком была нарушена заповедь о воз­держании и необходимости контролировать свои низшие проявления высшими (Зарин, 1996).

Для психологической науки очевидна мысль о том, что нельзя высшее, духовное подчинять низшему, бессознательному, что, собст­венно, и составляет суть «перевернутого человека».

Грех - это момент разлада, распада духовной жизни, что находит свое выражение в понятии «страсти». Страсти, связанные с телесно-потребностной сферой, становятся центром психического мира челове­ка. В христианской антропологии страсть понимается как несвободное состояние сил человека, отражающее единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим и подчиняющий себе волю человека. Примером этого является алкоголизм, когда человек полностью по­рабощен одной страстью - стремлением к выпивке, а все остальные устремления задавлены этой страстью. Православное учение сводит все многообразие страстей к восьми главным, которые разделяются на телесные и душевные: «чревоугодие», «блуд», «сребролюбие», «гнев», «печаль», «уныние», «тщеславие», «гордость». Страсти опираются, по словам Максима Исповедника, на неправильное употребление вещей. Т. е. не пища является злом, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие, «а если так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным». Он подчеркивает, что «пища создана для двух потребностей - для питания и врачевания», поэтому «принимающие ее не с этими намерениями, употребляют во зло данное Богом на пользу, осуждаются как сластолюбцы. И во всех вещах неправильное употребление есть грех» (Зарин, 1996, с. 240-241). Источник греха - в поврежденности духовной стороны человека.

Страсти являются духовной болезнью личности, или, на языке психологической науки, - психопатологией. Прельщенный страстью человек теряет возможность управления своей психикой, не способен адекватно воспринимать окружающую действительность.

Утрата духовного компонента у человека неизбежно приводит к технократизации его мышления. Оно становится рассудочным, бездуховным, стремится достигать цели любыми средствами, не ут­руждая себя размышлениями о соразмерности «целей» и «средств», руководствуется внешними по отношению к человеку и его ценностям целями, игнорирует категории веры, нравственности, совести, добра, справедливости и правды.

В святоотеческой традиции выделяются основания типологиза-ции личности (Елисеев, 2002). Так, вслед за святителем Феофаном Затворником, возможно выделение трех вариантов: 1) душа полно­стью подчинена потребностям тела и является обслуживающим его агентом; 2) душа полностью подчинена потребностям духа и обслужи­вает их; 3) душа живет сама собой, пренебрегая и телом и духом (Свт. Феофан Затворник, 1991, с. 42). Два первых альтернативных варианта соответствуют двум крайним типам личности, которые характеризу­ются взаимно перевернутыми иерархиями соотношения духа, души и тела. Главный выбор человеческой жизни - это выбор направления движения, определяющий тип формирующейся личности.

Важным аспектом, возникающим при анализе эмпирических психологических знаний, содержащихся в творениях святых отцов, является проблема символизма, утверждающего, что внешние об­стоятельства жизни человека являются символами, отражающими его внутренние духовно-нравственные состояния. Идея символизма, взятая в качестве принципа, задает ориентиры в анализе и интер­претации психологических данных в духе святоотеческого опыта. Для религиозных мыслителей явления природы, предметы внешнего мира выступают как отблеск иной реальности. Следует также иметь в виду, что символизация мира отцами создается не анализом поня­тий, а непосредственно провидческой интуицией (откровениями). Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность в анализе и ин­терпретации психологического материала, содержащегося в свято­отеческой традиции.

Другим общепсихологическим понятием, активно разрабаты­ваемым в рамках православной психологической мысли, является понятие воли. В свое время преподобный Серафим Саровский, опи­раясь на святоотеческий опыт, утверждал наличие в человеке трех видов воли: 1) «воля Божия всесовершенная и спасительная»; 2) «воля собственно человеческая, если не пагубная, то и не спасительная», 3) «воля бесовская - пагубная».

Святоотеческая психологическая традиция смещает акцент со второго вида воли на первый, указывая путь «совершенствования в добре». И это придает ей практическую значимость в аспекте изуче­ния личностного и духовного развития человека. Психологическая наука своей методологией, концептуальным аппаратом и методами измерения пока не может проникнуть в мир переживания духовно-религиозной реальности.

Литература

Архиеп. Макарий. Догматическое богословие. СПб., 1868.

Архиеп. Федор (Поздеевский). Смысл христианского подвига. Свято-Троицкая

Сергиева Лавра, 1911. Архм. Лазарь. Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души.

М., 2000.

Архм. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996.

Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

Василюк Ф. Е. Молитва и переживание в контексте душеподчинения. МПЖ. № 3. 2003. С. 25-43.

Гостев А. А. Образная сфера в познании и переживании духовных смыслов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

Гостев А. А., Елисеев В. А., Соснин В. А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа // Современная психология: со­стояние и перспективы исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 39-67.

Дворецкая М. А. Святоотеческая психология: программа курса и конспект лекций. СПб.: Питер, 2000.

Зарин С. М. Аскетизм. По православно-христианскому учению. М.: Академия, 1996.

Елисеев В. А. Тринитарное богословие как источник возникновения понятия личности // Актуальные проблемы истории психологии на рубеже ты­сячелетий. М.: Академия, 2002. С. 77-87.

Епископ Николай (Охридский). Символы // К Свету. М., 1993. № 17. С. 16-45.

Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании // Вопросы философии. 2001. № 2, 3. С. 15-34, 32-45.

Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. М., 1991.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М.: Наука, 1993.

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894.

Начала христианской психологии: Учебн. пособ. для вузов / Под ред. Б. С. Бра-туся. М.: Академия, 1995.

Невярович В. Терапия души (Святоотеческая психотерапия). Воронеж, 1997.

Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М.: Академия, 1994.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М.: Академия, 1997.

Педагогический энциклопедический словарь / Под. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Научное изд-во Большая Российская Энциклопедия, 2002.

Преподобные оптинские старцы. Житие оптинского старца схиархимандрита Варсонофия. Изд-е Введенской Оптиной Пустыни, 1995.

Свт. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться.

СПб., 1991.

Слободчиков В. И. Христианская психология в системе психологического зна­ния // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3. С. 35-67.

Соснин В. А. Психология религии: американский опыт // Психологический журнал. 2002. № 2. С. 118-127.

Творения Святителя Игнатия. В 6 т. М., 1998.


Психологические факторы развития нравственного сознания личности

Л.Н. Антилогова (Омск)

Вотечественной психологии сложился взгляд на развитие нравст­венного сознания как неотделимого от развития личности в целом. При этом необходимо заметить, что говорить о развитии нравственно­го сознания следует в двух аспектах: во-первых, когда осуществляется процесс формирования и воспитания личности, характеризующийся освоением человеком моральных норм, их обобщением, интериори-зацией и формированием внутренних моральных инстанций, а также усвоением образцов нравственного поведения, нравственных ценнос­тей и смыслов культуры, форм деятельности и жизнедеятельности; во-вторых, когда уже достигнут определенный уровень развития человека, когда он становится способным к развитию и совершенство­ванию существующей системы моральных норм и ценностей, в целом культуры, частью которой он сам является.

Тот и другой аспекты объединяет то, что у человека появляется возможность выбора, которая способствует эффективной регуляции его жизнедеятельности, реализации принятых им ценностей и смыс­лов, целей и мотивов, т. е. всего значимого для человека.

Большинство отечественных психологов разделяют положение о том, что развитие нравственного сознания личности предполагает «последовательное усвоение индивидом образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеях, в соответствующем пове­дении конкретных людей. Наиболее высокий уровень нравственного развития, к которому стремится воспитание, является способность человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы поведения» (Божович, Конникова, 1975, с. 85).

В русле исследуемой нами проблемы мы подразумеваем под по­нятием «развитие» многогранный и многоуровневый социально-де­терминированный процесс, в ходе которого на основе постепенного возникновения и разрешения противоречий осуществляется соци­ализация индивида, происходит формирование его ценностного отношения к окружающей действительности.

Развитие нравственного сознания представляет собой, по сути, превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные. Узловыми пунктами этого процесса является построение качественно новых психологических образований - функциональной системы, представляющей собой единство нравственных знаний и морального опыта, сочетание нравственных знаний, чувств и привычек. Критерием усвоения моральных образцов является действие человека в соответствии со своими нравственными принципами, т. е. превращение нравст­венных убеждений в мотив.

Процесс развития нравственного сознания личности, как и всякое другое развитие, имеет свою логику, свои закономерности, свои ка­чественно своеобразные этапы; носит непрерывный, не всегда плавно протекающий характер, иногда сопровождающийся отдельными спадами или стабилизацией конкретных личностных проявлений (самооценка, мотивы, уровень притязаний); данный процесс осущест­вляется одновременно с развитием личности, ее индивидуальности и продолжается в течение всей жизни человека на всех возрастных этапах. «Период зрелости, - как совершенно справедливо замечает

А. И. Анцыферова, - не может рассматриваться как конечное состо­яние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает и ее способность к дальнейшему развитию» (Анцыферова, 1981, с. 5).

Нравственное сознание личности развивается под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, которые тесно связаны между собой. Общепризнанным в психологии является отнесение физиологических и психических к внутренним факторам, а природ­ных и социальных - к внешним.

Мы остановимся на роли внешних факторов в развитии нравст­венного сознания личности. К ним мы относим социальную среду, семью как микросреду, общение, деятельность, средства массовой информации.

Как известно, нравственное сознание личности, ее поведение и отношения с другими людьми, в конечном счете, обусловлены вли­янием той социальной среды, в которую включена данная личность и частью которой она является. При этом человек - не пассивный элемент этой среды, он также влияет на нее, и в этом взаимодействии и осуществляется процесс развития нравственного сознания.

Под социальной средой понимают «сложную систему явлений, условий и отношений, которые окружают личность и оказывают активное (непосредственное или косвенное, стихийное или сознатель­ное) воздействие на ее сознание и поведение» (Лихачева, 1985, с. 87).

Рассматривая окружающую среду в качестве фактора развития нравственного сознания личности, следует иметь в виду, что она, как правило, оказывает на развитие сознания человека противоречи­вое воздействие, что связано с наличием определенных противоречий, моральных коллизий в реальной жизни, в конкретной нравственной среде. Это могут быть противоречия в системе моральных ценностей, норм той среды, в которой непосредственно формируется сознание личности, или противоречие системы моральных ценностей, су­ществующих на макроуровне, и тех моральных ценностей, которые культивируются на уровне микросреды, ближайшего окружения личности.

Кроме того, личность в процессе своего становления непрерыв­но меняет социально нравственные среды и одновременно может быть включена в целый ряд микросред, влияние которых на нее оказывается часто неоднозначным, разнонаправленным и проти­воречивым. В различных социальных условиях, под воздействием разного ближайшего окружения и под влиянием отличающихся друг от друга воспитательных воздействий нравственное сознание личности приобретает различную направленность: коллективистскую или индивидуалистскую, эгоистическую или альтруистическую.

Микросреда, характер ее функционирования, взаимодействия людей между собой определяют в основе своей интериоризацию и реализацию существующей в обществе морали. В сфере микросреды функционируют те механизмы, от которых зависит нравственная направленность личности. В качестве такой микросреды выступает, прежде всего, семья, которая оказывает большое формирующее вли­яние на развитие нравственного сознания личности.

Значимость семьи в формировании исследуемого нами феномена заключается, прежде всего, в том, что в семье происходит разви­тие речи ребенка. Подражая речевым образцам взрослых, индивид одновременно заимствует образцы нравственных представлений, чувств, оценок, ценностей. Подобные образцы, как онтогенетически наиболее ранние, становятся значительным внутренним фактором, определяющим поведение ребенка. Это особенно ярко проявляется в ситуациях нравственного выбора: в данных условиях индивид иден­тифицирует себя с усвоенными образцами и в соответствии с их ха­рактером осуществляет свой выбор. Данные различных психологичес­ких исследований подтверждают предположение о доминирующем влиянии семьи на формирование нравственного сознания детей. Так, например, Ю. М. Ковальчуком (Ковальчук, 1986) установлен высокий коэффициент (0,98) корреляционной связи между уровнем нравст­венного сознания учащихся и уровнем педагогичности семейных условий.

Рассматривая социальный фактор как важный феномен развития нравственного сознания личности, возникает вопрос: каков механизм этого воздействия? По справедливому замечанию С. Попова, «только благодаря деятельности возможно подлинное воздействие социальной среды на сознание личности» (Попов, 1979, с. 21), поскольку в процессе деятельности происходит накопление личностью нравственного опы­та, оценочного отношения к действиям других людей, утверждение ее морально-волевых качеств, усложнение и обогащение нравственного мира личности.

Таким образом, деятельность выступает также фактором развития нравственного сознания личности. «Если под деятельностью разу­меть, - как справедливо замечает А. А. Бодалев, - активность человека, направленную на достижение определенных, осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе способов и стимулируемую столь же определенными мотивами, то деятельностью будет не только работа хирурга, живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения» (Бодалев, 1988, с. 119-120).

Действительно, вступая в общение друг с другом, люди тоже пре­следуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленни­ком, помочь определиться во взглядах, удержать от безнравственного поступка и т. д. Любая совместная деятельность, как известно, невоз­можна без общения, последнее не только способствует организации и развитию деятельности, но и ее обогащению, поскольку в процессе общения возникают новые связи и отношения между людьми, которые оказывают определенное влияние на формирование различных форм общественного сознания, в том числе нравственного. Следовательно, общение можно рассматривать в качестве фактора развития нравст­венного сознания личности. Как верно замечает А. А. Бодалев, умалять значение такого фактора как общение, по основным характеристикам к предметной деятельности не относящегося, было бы несправедливо, поскольку оно оказывает на развитие психики человека сильнейшее влияние (там же).

В отечественной психологии установлено, что развитие сознания ребенка, в том числе нравственного, начинается с общения с близ­кими ему людьми, в процессе которого у индивида рождаются такие структурные элементы нравственного сознания, как представления и чувства. «Каждое регулируемое ситуацией общения жизнедействие новорожденного, - замечает Н. К. Гасанова, - есть не только действие, направленное на тот или иной предмет, но акт сочувствия, совмест­ного бытия с другим человеком. Одобрение, сочувствие, недоволь­ство и даже безразличие, эмоционально окрашивающее общение, впитываются ребенком, образуя внутреннюю меру его собственных действий... Как мышление начинается не с овладения логикой и ее правилами, так и становление содержания нравственного сознания начинается не с овладения категориями этики, а с усвоения пред­метных отношений людей, лежащих столь же в основе нравствен­ного, сколь и физического, эстетического и прочего развития, они (отношения) составляют общую основу целостности психического развития индивида» (Гасанова, 1982, с. 24).

Психическое развитие ребенка, по справедливому замечанию А. В. Петровского, осуществляется в процессе усвоения им не вербаль-но выраженных норм, а самих способов общения (Петровский, 1981, с. 57). Вот почему важен для становления нравственного сознания личности тот человек, который входит в круг общения индивида. В одном случае индивид в процессе общения с другими людьми усва­ивает общечеловеческие ценности, опыт нравственных отношений, вырабатывает убеждения и нравственные идеалы, в другом - может под воздействием общения приобщиться к совершенно противопо­ложных ценностей, деградировать в моральном плане.

Общение оказывает влияние на развитие всех сфер нравственного сознания личности: рациональную, эмоциональную, волевую. Обме­ниваясь всевозможными знаниями, в том числе и в области нравст­венности, человек сверяет свои нравственные взгляды, убеждения с позицией партнера и нередко корректирует, изменяет их. И если партнер по общению является высоконравственным человеком, он оказывает благоприятное воздействие на личность общающегося и рациональную сферу его сознания. В противном случае в нравст­венном сознании также возможны изменения, но они не всегда будут носить положительный характер.

Не меньшее значение общение имеет и для развития эмоциональ­ной сферы сознания человека, формирования его чувств. Какие пере­живания по преимуществу провоцируют общающиеся с человеком люди, оценивая его дела и облик, откликаясь так или иначе на его обращение к ним, какие чувства проявляются у него, когда он видит их дела и поступки, все это оказывает сильнейшее влияние на вы­работку в сознании личности устойчивых эмоциональных ответов на воздействие определенных сторон действительности - явлений природы, социальных событий, групп людей и т. д.

Столь же значимое влияние оказывает общение и на развитие волевой сферы нравственного сознания. Привыкнет ли человек быть собранным, настойчивым, решительным, смелым, целеустремлен­ным, или у него будут преобладать противоположные качества - все это в большей мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке устойчивых качеств те конкретные ситуации общения, в которых человек изо дня в день оказывается.

Общение является обязательным условием и необходимой предпо­сылкой развития у человека комплекса как более простых, так и более сложных нравственных качеств, делающих его способным жить среди людей. Являясь важным фактором развития нравственного сознания личности, общение предполагает обязательно и некоторый результат - изменение поведения человека. Протекая в условиях социального контроля, осуществляемого на основе существующих в обществе моральных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, общение способствует закреплению устойчивых форм нравственного поведения личности.

Воздействие общения на развитие нравственного сознания осу­ществляется через такие функции, как коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия между индивидами), перцептивную (процесс вос­приятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания). Не умаляя значение первых двух функций общения, остановимся на последней, поскольку в ней, на наш взгляд, более всего заключен нравственный аспект.

Взаимопонимание, которое включает в себя перцептивная функ­ция общения, может выступать в двух формах: 1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию; 2) принятие и разде­ление этих целей, мотивов, установок. Во втором случае понимание позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения, выражающиеся в таких нравственных чувствах, как любовь, дружба, симпатия.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения, как его поведения, так и своего собственного. Направленность на дру­гого человека, умение чувствовать чужое «ты», как свое собственное «я», является, на наш взгляд, важным критерием развития нравствен­ного сознания человека.

Сформированная в личности направленность на человека спо­собствует выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним; если в этой направленности проявляется отношение, отвечающее моральным нормам, то такое отношение порождает ориентировку, прежде всего, на положитель­ные качества в другом человеке, что способствует формированию и развитию нравственной стороны личности, ее сознания, раскрытию личностного потенциала человека.

Однако следует отметить, что у человека может быть устойчи­вая ориентированность и на отрицательное в других людях. Под­тверждением тому является личность Ивана Грозного, о котором историк В. О. Ключевский писал: «Он был восприимчивее к дурным, чем к добрым, впечатлениям, он принадлежал к числу тех недобрых людей, которые охотнее замечают в других слабости и недостатки, чем дарования и добрые качества» (Ключевский, 1957, с. 190). В этом случае, естественно, развитие нравственного сознания тормозится или приобретает уродливые формы. Вот почему важно, какой человек окажется рядом с ребенком, когда происходит формирование его личности и сознания.

Чтобы взаимодействие одного человека с другими людьми оп­тимально способствовало нравственному развитию личности, оно должно, по нашему мнению, от начала до конца отвечать принципу требовательности к другому человеку и уважения к нему. Причем требовательность и уважение должны быть инструментированы таким образом, чтобы стимулировать развитие всех сфер его нравст­венного сознания. А чтобы помочь человеку продвинуться вперед в его нравственном развитии, задача помогающих ему в этом лиц за­ключается, прежде всего, в том, чтобы своими воздействиями на него в процессе общения они максимально способствовали активации его внутренних ресурсов, благодаря которым индивид сам на высоком нравственном уровне мог успешно справляться с самыми разными жизненными проблемами.

Нельзя не выделить и такой фактор нравственного сознания личности, как средство массовой информации (СМИ). Они способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на исследуе­мый феномен. Так, постоянное приобщение человека к восприятию представленных на телевизионных экранах художественных образов, воплощающих в себе лучшие гуманистические, общечеловеческие качества: доброту, справедливость, трудолюбие, скромность, совест­ливость, - помогает индивиду в правильном выборе им моральных ценностей и идеалов, формировании эмпатии, являющейся основой построения гармоничных отношений с другими людьми.

«Засилие» же на голубых экранах фильмов-ужасов, боевиков, филь­мов с элементами насилия не только оказывает отрицательное влияние на нравственное становление личности, способствуя развитию у нее агрессивных, человеконенавистнических чувств, но нередко приводит к деформации психики в целом, особенно неокрепшей детской.

Негативное влияние СМИ на психику человека в этом случае за­ключается в том, что, обладая способностью проникать не только в со­знание, но и подсознание личности, средства массовой информации способны, как свидетельствуют данные исследований (Пронин, 1996), оказывать одурманивающее, наркотическое воздействие, поскольку в этом случае человек даже не замечает фактора воздействия, а пото­му не способен обдумать навязываемые ему шаблоны и стереотипы, сопоставить их с собственной системой нравственных ценностей до того, как они, минуя рассудок, займут в этой системе свое место. Вот почему в настоящее время все настойчивее звучит мысль об исклю­чении из программ телевидения материалов, негативно влияющих на психику и здоровье людей.

Таким образом, социальное окружение человека, деятельность, общение, семья, средства массовой информации являются важны­ми факторами формирования и развития нравственного сознания личности.

Литература

Анцыферова А. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: МГУ, 1981. С. 3-18. БодалевА.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988.

Божович Л. И., Конникова Г. Е. О нравственном развитии и воспитании детей //

Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 78-93. Гасанова Н. К. Проблемы морального становления личности // Психология

личности: теория и эксперимент. Сборник научных трудов. М.: АПН

СССР, 1982. С. 20-26.

Ключевский В. О. Сочинения. М.: Наука, 1957. Т. 11.

Ковальчук Ю. М. Психологические условия формирования нравственного сознания учащихся 3-х - 4-х классов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1986.

Лихачева Л. С. Моральная индивидуальность личности и нравственное вос­питание // Нравственное воспитание в системе формирования нового человека: Сб. науч. трудов. Свердловск: УрГУ, 1985. С. 82-91.

Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981, № 1. С. 57-66.

Попов С. И. Сознание и социальная среда. М.: Наука, 1979.

Пронин В. В. СМИ как фактор формирования массовой культуры // Проблемы культуры городов России. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. С. 6-8.





оставить комментарий
страница1/25
Дата23.01.2012
Размер6,53 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх