Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре icon

Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре


Смотрите также:
Новооскольский район ” развитие духовно-нравственной компетенции младших школьников через...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного...
Бузулука Программа «Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников»...
Программа по духовно-нравственному воспитанию «уроки нравственной жизни»...
Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка...
Инновационного педагогического опыта (ипо)...
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский район»...
Курсовая работа «экологическое воспитание младших школьников во внеклассной работе»...
План работы Комитета образования по духовно-нравственной и религиоведческой проблематике в...
Приказ № от Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Счастливое...
«Формирование нравственных ориентаций в урочной и внеурочной деятельности младших школьников»...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Власова Снежанна Валерьевна


воспитание
духовно-нравственной культуры
младших школьников
в образовательно-оздоровительном
центре



Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Самара 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Научный руководитель –

доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Владимир Петрович Бездухов


Официальные оппоненты:


доктор педагогических наук, профессор
Ирина Викторовна Юстус;

кандидат педагогических наук
Ольга Александровна Смагина


Ведущая организация – ГОУ ВПО «Тульский государственный

педагогический университет»


Защита диссертации состоится 11 мая 2010 г. в 16 часов на заседании
диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание
ученой степени доктора/кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу:
443099, г. Самара, ул. М.Горького, 65/67.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».


Автореферат разослан апреля 2010 г.


Объявление о защите было размещено на сайте ПГСГА (www.pgsga.ru)
5 апреля 2010 г.




Ученый секретарь
диссертационного совета


кандидат педагогических наук, профессор











Л.В.Вершинина


Общая характеристика исследования

^ Актуальность исследования. Последние десятилетия XX века и начало XXI века знаменуются социально-экономическими изменениями, поражающими масштабностью, драматизмом и непредсказуемостью и приводящими к смещению нравственных представлений и ценностных ориентаций у подрастающего поколения вплоть до оправдания вседозволенности и эгоизма. Один из способов преодоления подобных негативных явлений – возрождение духовности человека. Данная идея, нашедшая свое отражение в Концепции национальной безопасности РФ, ориентирует педагога на осуществление воспитания духовно-нравственной культуры учащейся молодежи.

Необходимость воспитания духовно-нравственной культуры школьника стимулирует поиск таких универсальных оснований и норм его взаимодействия с миром и с людьми, которые выведут школьника на понимание того, что «к другому должно относиться как к вочеловеченному другому, в лице другого – к человечеству», и тем самым обеспечат «равное отношение ко всем в определенной ситуации, к одному лицу в разных ситуациях» (Р.Г. Апресян).

Проблема духовности, нравственности человека, его духовной и нравственной культуры – далеко не новая проблема. В научной литературе накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности духовности, нравственности, духовной и нравственной культуры личности. Р.Г. Апре­сян, С.Ф. Анисимов, В.С. Барулин, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, М.С. Ка­ган, В.А. Лек­торский, В.А. Разин, В.Н. Шердаков и другие ученые пришли к осознанию того, что «духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысла жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» (Л.П. Буева), что «духовность исходит из того, что смысложизненные интересы личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей» (В.А. Лек­торский), что нравственная культура включает в себя всё нравственное, ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности (С.Ф. Ани­симов).

Проблема получила свое развитие и конкретизацию в целом ряде психологических и педагогических исследований. Особо следует отметить работы, в которых духовно-нравственная культура рассматривается как системообразующий компонент культуры личности, включающий в себя приверженность к общечеловеческим ценностям, стремление к самосовершенствованию, способность воспринимать и быть носителем духовной энергии (В.И. Андреев), и связывается с человечностью, поскольку человечность выражается в симптомокомплексе качеств человека, определяющих его отношение к другим людям в действиях и поступках, характеризующихся с позиций добра и зла (В.Д. Шадриков). Все это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы воспитания духовно-нравственной культуры школьника.

Авторы современных концепций воспитания подчеркивают, что развитие духовно-нравственной культуры личности является приоритетной проблемой педагогической науки (Е.В. Бондаревская, И.Я. Зимняя, Л.М. Лузина, А.В. Муд­рик, Н.Л. Селиванова, Е.А. Ямбург и др.). Педагогическая наука на рубеже XX–XXI веков, провозглашая приоритет духовности и нравственности в воспитании личности, пришла к осознанию необходимости разработки понятия «духовно-нравственная культура личности школьника», а также создания теоретической базы для практико-ориентированных исследований в области формирования духовно-нравственной культуры молодого поколения (В.И. Андреев, Е.В. Бонда­ревская, Е.А. Климов, Н.Д. Никандров, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.).

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с нашим, показывает, что последняя задача была частично реализована при изучении процесса формирования духовной культуры студентов университета (И.В. Юс­тус) и студентов колледжа (О.А. Смагина). Ученые анализируют и особенности воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников. Так, С.А. Ефи­менкова раскрывает сущность, структуру и критериальные характеристики духовно-нравственных качеств личности младших школьников, предлагает модель их духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры. Л.Д. Короткова исследует возможности использования авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников, разрабатывает модель и систему духовно-нравственного воспитания, определяет педагогические условия, формы и методы педагогического руководства процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников.

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника осмыслена не в полной мере. Не стала предметом специального исследования деятельность сотрудников таких новых типов учреждений, как образовательно-оздоровительные центры. Будучи направленной на реабилитацию и воспитание физического, психического и духовно-нравственного здоровья воспитанников школ-интернатов, периодически заезжающих в Центры, эта деятельность имеет важную цель – воспитание духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздо­ровительном центре, необходимо исследовать такие, которые связаны с обоснованием структуры духовно-нравственной культуры младшего школьника, содержания ее компонентов и их функций; с разработкой системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; с обоснованием содержания процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; с определением направлений деятельности сотрудников Центра; с разработкой программ и технологий воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, и ряд других.

Налицо противоречие между практической необходимостью воспитания духовно-нравственной культуры как системного личностного образования младшего школьника и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических предпосылок воспитания такой культуры в образовательно-оздоро­ви­тельном центре.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема разработки системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре; в практическом плане  проблема разработки содержания, программ, технологий, реализация которых обеспечит воспитание духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника.

^ Объект исследования – процесс воспитания младших школьников в образовательно-оздоровительном центре.

Предмет исследования – содержание и технологии воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

^ Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре.

^ Гипотеза исследования. Духовно-нравственная культура младшего школьника, компонентами которой являются мотивационно-цен­ностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, раскрывает мир его духовности как формы сознания, способом существования которого является знание и мир его ценностей.

Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников, приходящих («заезжающих») в образовательно-оздоровительный центр, у которых спектр нравственных представлений достаточно узок, а материальные ценности преобладают над духовными и которые направлены на себя, а не на другого, часто остаются равнодушными к переживаниям своих товарищей, отличаются эмоциональной неустойчивостью, у которых сложился фрагментарный образ культурного человека, становится возможным в условиях образовательно-оздорови­тель­ного центра тогда, когда разработана и реализована система воспитания, обеспечивающая развитие духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника.

Это становится реальностью, если:

– раскрытие содержания структурных компонентов духовно-нравственной культуры младшего школьника становится основой для определения содержания процесса ее воспитания, реализуемого в рамках адекватных данным компонентам направлений деятельности педагогов-воспитателей Центра;

реализация разработанной системы воспитания осуществляется через совокупность тематических программ, адекватных содержанию каждого компонента духовно-нравственной культуры, цели и содержанию каждого направления деятельности, а использование разнообразных методов и технологий обеспечивает поэтапность воспитания;

– дополнительность и преемственность направлений деятельности педагогов обеспечиваются предъявлением школьникам образцов культурного поведения и общения, а сами образцы усложняются в процессе реализации тематических программ и проведения тренингов;

– программы и технологии воспитания, проецируемые на жизненные ситуации, решение которых детьми актуализирует проявление активности в художественно-эстетической, игровой, физкультурно-оздоровительной, социальной деятельности, реализуются поэтапно с помощью адекватных каждому этапу педагогических действий (процедур);

– включение школьников в разнообразные виды деятельности сочетается с добровольной индивидуальной деятельностью, формами которой являются «операция ЗСС» (задание самому себе), «ТВП» (твори, выдумывай, пробуй), индивидуальные поручения, и дополняется организуемой в форме «круга друзей» рефлексией;

– систематическая индивидуально-дифференцированная помощь педагогам, осуществляемая в форме теоретических курсов, семинаров, консультаций, обеспечивает разработку ими программ, детализацию содержания процесса воспитания, овладение алгоритмом деятельности при реализации ситуативных и локально-модульных технологий воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

^ Задачи исследования:

1. Обосновать структуру духовно-нравственной культуры младшего школьника и раскрыть содержание ее структурных компонентов и их функции.

2. Обосновать содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника.

3. Определить направления деятельности сотрудников Центра.

4. Разработать и апробировать совокупность тематических программ и технологий, обеспечивающих поэтапное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника в рамках направлений деятельности.

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по воспитанию духовно-нравственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре.

^ Положения, выносимые на защиту:

1. Национальные интересы современной России, заключающиеся в духовном обновлении общества при сохранении его нравственных ценностей, определяют цели и задачи деятельности образовательно-воспитательных учреждений различного типа по воспитанию духовности. Наиболее сензитивным для воспитания духовности, нравственности является младший школьный возраст, в наибольшей мере нуждаются в духовно-нравственном воспитании дети младшего школьного возраста, воспитывающиеся в школах-интернатах. Как показывает изучение особенностей поведения и общения этих детей, у них недостаточно развиты коммуникативные свойства, способность к рефлексии; они проявляют равнодушие к своим сверстникам, к людям, нечестны по отношению к ним. Подобные качества часто ведут к асоциальному поведению, особенно в межличностном общении ребенка со сверстниками. Одним из возможных способов преодоления педагогической запущенности детей, обучающихся в школах-интернатах, является организация в образовательных учреждениях нового типа процесса воспитания духовно-нрав­ственной культуры как личностного образования младшего школьника. К таким учреждениям относятся образовательно-оздоровительные центры, успешность осуществления воспитания духовно-нравственной культуры школьников в которых обеспечивается, в частности, совмещением профессионально-педагоги­ческой деятельности различных специалистов с научно-исследо­ватель­ской деятельностью, с научно-мето­диче­ской работой.

2. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников предполагает не только формирование у них нравственных представлений о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека и т.д., не только приобщение к ценностям, побуждение быть духовным, нравственным, культурным, воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения и культуры общения. В образовательно-воспитательном центре требуется создание системы воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника. Организационный компонент системы состоит из управляемого (младшие школьники, объединяемые в группы от 6 до 10 человек; коллектив специалистов, работающих в трех взаимосвязанных отделах Центра) и управляющего (научно-методический совет, при котором работают различные творческие группы; оперативный совет при директоре Центра; педсовет). Содержательный компонент включает воспитательную работу с группой школьников и индивидуально-дифференцированное воспитание духовно-нравственной культуры личности. Процессуальный компонент включает в себя основанные на личностно-ориентированной концепции воспитания технологии, характеристиками которых являются гуманистичность, антропологичность, культурологичность, здоровьесберегающий, деятельностный и рефлексивный характер. Реализация системы воспитания осуществляется поэтапно в рамках информационного, тренингового, деятельностного и диагностического модулей.

3. Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника реализуется в контексте ряда направлений деятельности педагогов. Каждое направление деятельности, адекватное модулям и этапам воспитания, обеспечено тематическими программами и реализуется с помощью разнообразных методов и технологий, обеспечивающих поэтапное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника. Адекватными структурным компонентам духовно-нравственной культуры младшего школьника направлениями деятельности сотрудников Центра являются: 1) нравственное просвещение (цель – формирование нравственного знания, которое составляет материал для становления нравственных представлений, взглядов, личностных форм нравственного сознания; средство – методы нравственного просвещения); 2) воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости (цель – развитие эмоциональной сферы сознания младшего школьника; сред­ство – создание ситуаций совместной деятельности, ситуаций выбора поступков); 3) формирование опыта реализации ребенком отношений, которые определяют содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел (цель – формирование культуры поведения и культуры общения; средство – создание ситуаций рефлексивного поведения).

4. Стратегия педагогической деятельности сотрудников Центра по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников становится эффективной тогда, когда предъявляемые младшим школьникам образцы культурного поведения и общения усложняются в процессе реализации тематических программ, проведения тренингов (от «наглядных» образцов: герои сказок, художественной литературы – до образцов культурного человека: пример педагога, пример сверстника, – а от них – к образцам, представляющим собой нравственные идеалы личности из легенд, сказок, художественных произведений и фильмов, идеалы известных людей; значимость образцов усиливается за счет привлечения «отрицательного образца» проявления эмоций и чувств); когда включение детей в художественно-эстетическую, игровую, физкультурно-оздо­рови­тельную, социальную деятельность сочетается с организацией добровольной индивидуальной деятельности, формами которой являются «операция ЗСС» (задание самому себе), «ТВП» (твори, выдумывай, пробуй), индивидуальные поручения; когда решение детьми заключенных в содержании программ или спонтанно возникающих жизненных ситуаций осуществляется под руко­водством педагога-воспитателя, владеющего демократическим и соактивным стилем руководства, благодаря которому актуализируются такие личностные качества детей, как честность, ответственность, эмпатичность и др.; когда все формы индивидуальной работы «подчинены» научению младших школьников самоуправлению, этапами которого (научения) являются мотивационно-ценностный (интерес, личная значимость выполнения той или иной социальной роли в группе), организационный (распределение социальных ролей между детьми в группе через игровой прием – «выбор шлема ответственности»), обучающий (научение «исполнению» своей «социальной роли» в группе в контексте жизненной ситуации), деятельностный (выполнение «роли»), рефлексивный (осуществляется в форме «круга друзей»), проектировочный («звёздный путь» к культуре).

5. Педагогически целесообразное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника обеспечивается использованием педагогами-воспи­тателями локально-модульных и оперативных технологий воспитания, алгоритм создания и реализации которых осваивается в процессе оказания им индивидуально-дифференцированной помощи в форме теоретических курсов, семинаров, консультаций, в процессе научно-методической работы.

^ Новизна исследования:

– обоснована структура духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника, раскрыто содержание ее компонентов и их функции (Содержание мотивационно-ценностного компонента духовно-нрав­ственной культуры младших школьников, выполняющего регулирующую, направляющую, рефлексивную и мотивационную функции, образуют нравственные представления о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека, о человеке, о ценностях добра, «большой» и «малой» Родины, семьи, о взаимопомощи, доброжелательности; стремление быть духовным, нравственным, культурным. Содержание эмоционально-чувственного компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего мотивационную функцию, образуют эмоциональная устойчивость и эмоциональная отзывчивость. Содержание поведенческого компонента духовно-нрав­ственной культуры, выполняющего оценочную и мотивационную функции, образуют культура поведения и культура общения, или поступки-дела и поступки-слова);

– раскрыто содержание критического, допустимого и оптимального уровней духовно-нравственной культуры младшего школьника (Критический уровень характеризуется тем, что школьник усвоил небольшой объем нравственных представлений, ценностей, правил поведения и общения. Представления о культуре поведения и общения не находят адекватного воплощения в поступках-словах и поступках-делах. Эмоционально-нравственный компонент культуры проявляется в основном как эмоциональная глухота и характеризуется неустойчивостью. Эмпатичность выражается редко. Допустимый уровень характеризуется тем, что школьник освоил достаточный объём представлений, ценностей и правил. Эмпатичность и эмоциональная отзывчивость проявляются достаточно часто. Однако эмоциональная устойчивость и честность проявляются редко. Культура поведения и культура общения в целом сформированы, однако случаются срывы. Оптимальный уровень характеризуется тем, что школьник овладел знаниями, освоил ценности, заключенные в образе культурного человека, правила поведения и общения. Эмоционально-чувственный компонент проявляется всегда при незначительном срыве эмоциональной устойчивости, о чём школьник сожалеет, старается исправить ошибку. Нечестность проявляется в основном в ситуации нежелания «выдавать» своего друга. Культура поведения и культура общения проявляются всегда);

– разработана система воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника [В систему входят: 1) субъекты воспитания (педагоги-воспитатели, психологи и другие работники Центра, учащиеся); 2) цель – воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника; 3) содержание процесса воспитания; 4) направления деятельности сотрудников Центра; 5) методы и технологии воспитания (локально-модульные и оперативные); 6) педагогические условия (усложнение «образцов» культурного поведения и общения в процессе реализации тематических программ, проведения тренингов, разнообразие форм воспитания; включение детей в художественно-эстетическую, игровую, физкультурно-оздоровительную, социальную деятельность; организация индивидуальной деятельности; научение младших школьников самоуправлению; организация рефлексии и др.); 7) прогнозируемый результат – духовно-нравственная культура младшего школьника];

– обосновано содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника (Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, раскрываемое сквозь призму категории «культура», обусловлено содержанием структурных компонентов духовно-нравственной культуры младшего школьника. Оно реализуется в рамках модулей (информационный, тренинговый, деятельностный, диагностический), каждый из которых адекватен конкретному направлению деятельности педагогов и этапу воспитания. Информационный модуль реализуется в рамках первого направления деятельности – нравственное просвещение школьников. Тренинговый и деятельностный модули реализуются в рамках второго и третьего направлений – воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости и формирование опыта реализации ребенком отношений. Диагностический модуль реализуется в рамках всех направлениях деятельности на протяжении всего периода пребывания школьника в Центре);

– определены направления деятельности сотрудников Центра (Направлениями, адекватными структурным компонентам духовно-нравственной культуры младшего школьника, являются: нравственное просвещение; воспитание эмоциональной устойчивости, эмоциональной отзывчивости; формирование опыта реализации ребенком отношений, определяющих содержательную сторону поступков-слов и поступков-дел).

^ Теоретическая значимость исследования. Обоснование структуры духовно-нравственной культуры и раскрытие содержания ее компонентов составит основу для новых научных представлений о содержательных и процессуальных аспектах деятельности педагогов различных типов образовательных учреждений. Предлагаемая в исследовании система воспитания духовно-нрав­ственной культуры младшего школьника в образовательно-оздоровительном центре способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к определению подходов и принципов воспитания в различных образовательных учреждениях. Результаты исследования будут способствовать разработке вопросов повышения теоретического уровня преподавания различных учебных предметов в педагогических вузах в той их части, которая относится к воспитанию духовно-нравственной культуры школьников различного возраста.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию педагогической деятельности в аспекте воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; в разработке авторских тематических программ «Сказочное королевство», «Путешествие по Центру», «Самарские узоры», «Поклонимся великим тем годам» и др.; тренингов «Милосердие», «Верные друзья», практикума «Восхождение»; образовательных курсов «Сказкотерапия», «Речевой театр», «Развивающий экран»; в разработке авторских методик изучения духовно-нравственной культуры младших школьников («Цветик-семицветик», «Скульптор», «Эмоциональный градусник»). Полученное в результате исследования новое знание о содержании феномена духовно-нравственной культуры младшего школьника может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения педагогической квалификации педагогов образовательных учреждений различного типа.

^ Методологической основой исследования являются отечественные теории и концепции, раскрывающие проблемы человеческого существования, общенаучные категории «культура», «духовность», «нравственность».

^ Источниками исследования являются фундаментальные положения о духовном развитии человека (С.Ф. Анисимов, В.С. Барулин Б.С. Братусь, Г.Э. Бур­булис, В.В. Гречанов, Е.И. Исаев, М.С. Каган, В.Е. Кемеров, В.А. Лекторский, Б.Т. Лихачев, В.С. Сержантов, П.В. Симонов, В.И. Слободчиков, В.Г. Фе­до­това, В.Д. Шадриков, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова, И.В. Юстус и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

основные положения методологии педагогики и методики исследования (Е.В. Бережнова, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.А. Лукацкий, В.М. По­лонский, В.Г. Рындак, Я.С. Турбовской и др.);

положения системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Г.Н. Гум­ницкий, Н.В. Кузьмина, Т.В. Руднева, Л.Ф. Спирин, Э.Г. Юдин и др.);

современные концепции гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В.П. Без­духов, М.Н. Берулава, В.С. Библер, М.В. Богуславский, С.Г. Вершлов­ский, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, Г.С. Су­хобская, Е.И. Шиянов и др.);

теории и концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, С.В. Кульневич, Л.М. Лузина, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Е. Селиванова, В.В. Сериков, Е.А. Ямбург и др.);

– положения о сущности целостного педагогического процесса, о технологиях и методах воспитания (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.М. Кларин, И.П. Подласый, Г.К. Селевко, В.П. Сергеева, Н.К. Смирнов, А.В. Хуторской, Н.Е. Щуркова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседы); наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистические методы.

Работа выполнялась на базе Образовательно-оздоровительного центра «Зо­ло­тая рыбка» г. Самары.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2002–2003 гг.). Раскрытие генезиса научных представлений о духовности человека, сочетавшееся с анализом проблем воспитания учеников школ-интернатов, показало важность и необходимость осмысления вопросов воспитания духовно-нравственной культуры школьников в современных условиях. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось также определение методологии и методов исследования, обоснование его программы.

2 этап (2003–2008 гг.). В ходе экспериментальной работы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались организационно-педаго­гические и педагогические условия, обеспечивающие максимальное достижение цели исследования, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилось создание системы воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоро­вительном центре как учреждении нового типа, конструирование воспитательных программ, технологий воспитания.

3 этап (2009–2010 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих воспитанию духовно-нравственной культуры младшего школьника. Проведено оформление результатов исследования.

^ Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, в материалах Международных (Самара, 2005; 2008; 2009) и Всероссийской (Самара, 2003) научно-практических конференций, в методических рекомендациях. Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Образовательно-оздо­ровительном центре «Золотая рыбка» г. Самары.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность исследования и формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

^ В первой главе «Проблема воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников в теории и практике образования» раскрывается генезис научных представлений о духовности, духовно-нравственной культуре личности; обосновывается структура духовно-нравственной культуры младшего школьника и раскрывается содержание ее структурных компонентов; проводится качественный анализ эмпирического знания, полученного с помощью разнообразных методов научно-педагогических исследований, и обобщаются результаты изучения духовно-нравственной культуры младших школьников, посещающих образовательно-оздоровительный центр.

^ Во второй главе «Экспериментальная работа по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздорови­тельном центре» обосновывается совокупность условий, обеспечивающих воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника; представлена система воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника в учреждении нового типа; обосновывается содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; определяются направления деятельности сотрудников Центра по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников; представлены авторские тематические программы воспитания и обозначены методы, технологии, обеспечивающие их реализацию; определяются педагогические условия, делающие возможным воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровитель­ном центре; формулируются выводы по содержанию и процессу воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; излагаются ход и результаты экспериментальной работы; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, формулируются выводы о результативности работы.

^ В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

^ В приложении содержатся методики изучения духовно-нравственной культуры младшего школьника, приводятся тематические программы «Маленькая страна», «Восхождение».

^ Основное содержание работы

Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников – важная социально-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает деятельность всех образовательных учреждений, в том числе школ-интернатов и инновационных образовательных учреждений. Современную ситуацию в деятельности образовательных учреждений можно и следует привязывать к фактору воспитания духовно-нравственной культуры личности, поскольку культура является гарантом сохранения стабильности и внутренней безопасности государства, граждан.

Одним из центральных вопросов исследования стал вопрос о структуре духовно-нравственной культуры младшего школьника. При его решении мы исходили из того, что содержание понятий «духовность» и «нравственность» должно быть включено в содержание понятия «духовно-нравственная культура младшего школьника».

В результате анализа научной литературы выявлено общее и различное во взглядах ученых на феномены духовности и нравственности. Так, общим во взглядах В.И. Андреева, В.С. Барулина, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, В.А. Лектор­ского, В.И. Мурашова, В.Н. Шердакова, И.В. Юстус, А.И. Яценко и др. является признание того, что сфера духовности личности по своему содержанию шире сферы рациональности, что духовность – не приобретение знаний, а смысл и цель; она является показателем существования определенной иерархии ценностей, смыслов, целей, вокруг которых концентрируется гуманистический смысл жизни человека; духовность человека есть идеальность, субъективный мир, форма человеческого сознания. Различное видится главным образом в компонентном составе духовности. При имеющихся различиях во взглядах С.Ф. Ани­симова, Р.Г. Апресяна, А.С. Арсеньева, А.А. Гусейнова, О.Г. Дроб­ниц­кого, А.И. Ти­­таренко, А.В. Разина и др. относительно феномена «нравственность» (нравственность как система моральных ценностей или как универсальное качество) общей является мысль о том, что нравственность – это область личностного «Я».

Осмысление теории культуры М.С. Кагана, обосновавшего, что в культуре личности как части культуры, в ее сознании, в деятельности и поведении преломляются особенное (культура социальных групп) и общее (культура человечества), позволяет считать, что духовно-нравственная культура человека, в том числе младшего школьника, есть характеристика не только единичного, но и особенного и общего уровней культуры.

В исследовании обосновано, что определяющим для осуществляемого на основе «функционального анализа» (И.В. Блау­берг) раскрытия структуры духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника является представление о духовности как форме человеческого сознания, способом существования которого является знание, как иерархии ценностей, целей, определяющих смысл жизни человека. Знания являются базой для развития мотивов действий и поступков, содержание которых составляют отношения, адекватные явлению духовно-нравственной культуры. Оценивание как «полюс» ценностного отношения осуществляется на основе знания о ценности как другого «полюса» такого отношения (М.С. Каган), а ценности принимают форму мотива нравственных действий и поступков.

Опираясь на исследования названных авторов, мы в качестве структурных компонентов духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника выделили мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.

В исследовании обосновываются организационно-педагогические условия, обеспечивающие воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников школ-интернатов в учебно-оздоровительном центре. Ведущим условием является организация в учебно-оздоровительном центре комплексной реабилитации физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников, слаженные действия в этом направлении всех компонентов четкой организационной структуры Центра (директор; сотрудники: научный руководитель, методист, социальный педагог, психологи и др.; отделы Центра: социально-педаго­гический, психологической помощи, социально-медицинский, – каждый из которых решает конкретные задачи). Другими условиями являются: распределение времени детей в соответствии с различными видами деятельности; наличие морально-психо­ло­гического климата; системный подход к организации процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника; гуманистичность взаимодействия педагогов и школьников; демократический стиль педагогического руководства, дополняемый стилем соактивности; научно-исследо­ва­тель­ская деятельность и научно-методическая работа; постоянный контингент детей.

Прежде чем приступить к экспериментальной работе, проводимой с одними и теми же младшими школьниками из школ-интернатов №1 и №6 г. Самары в три этапа (каждый длился от 5 до 8 недель), мы, опираясь на положения системного подхода, разработали систему воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников. В качестве компонентов такой системы выделены: 1) субъекты воспитания; 2) цель; 3) содержание процесса воспитания; 4) направ­ления деятельности сотрудников Центра; 5) методы и технологии воспитания; 6) педагогические условия; 7) прогнозируемый результат.

Приступая к формирующему этапу экспериментальной работы, мы разработали содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, детализировав его в соответствии с направлениями деятельности сотрудников Центра. Суть детализации заключается в том, что содержание процесса воспитания реализуется в рамках модулей (информационный, тренинговый, деятельностный, диагностический), каждый из которых адекватен конкретному направлению деятельности педагогов по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников и этапу воспитания. Информационный модуль реализуется в рамках первого направления деятельности. Тренинговый и деятельностный модули реализуются в рамках второго и третьего направлений деятельности. Реализация диагностического модуля обусловлена тем, что в исследовании осуществляется не только сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента, но и систематическое изучение состояния духовно-нравственной культуры, которое не ограничивается одним «заездом» детей в Центр.

Каждый модуль обеспечен тематическими программами. Благодаря усложнению предъявляемых школьникам образцов культурного поведения и общения во всех поэтапно реализуемых тематических программах, формах воспитания направления деятельности становятся дополнительными и преемственно связанными между собой. В рамках первого и второго направлений деятельности через реализацию образовательно-воспитательных программ («Сказкотерапия», «Речевой театр», «Развивающий экран» и др.) школьникам предъявляют нормы поведения и общения, а также ценности, фиксирующие сферу должного и сферу сущего, такие «наглядные» образцы (героев сказок, художественной литературы), которые позволяют им не только понять ситуацию, но и эмоционально её пережить. Развитие эмоций и чувств детей в рамках второго направления деятельности педагогов, формирование культуры поведения и общения в рамках третьего направления деятельности осуществляются в процессе психолого-педагогических тренингов и практикумов («Верные друзья», «Милосердие», «Восхождение»), в содержание которых вводятся такие образцы культурного человека, как педагог и сверстник; в процессе практикума «Восхождение», в содержание которого вводятся нравственные идеалы героев легенд, сказок, художественных произведений и фильмов, идеалы известных людей. Значимость образцов усиливается за счет привлечения «отрицательного образца» проявления эмоций и чувств.

Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры личности находит свою конкретизацию в целевых программах, разрабатываемых для каждого заезда. Такая конкретизация обусловлена уровнем сформированности духовно-нравственной культуры заезжающих в Центр младших школьников; количеством времени, отведённого на заезд; временем года; событиями, которые происходят в стране, в городе.

Так, были внедрены программы «Сказочное королевство», «Самарские узоры», «Поклонимся великим тем годам». Каждая программа представляет собой систематизированный цикл воспитательных событий-мероприятий, проводимых в различных формах с помощью разнообразных методов и технологий. Программа «Поклонимся великим тем годам» реализовывалась в совместной деятельности педагогов и школьников в таких формах воспитания, как устный журнал (5 выпусков: «Вставай, страна огромная!», «Великие битвы», «Война нас не считала за детей», «А музы не молчали», «Помним всех поимённо…»); «огоньки памяти» «Герои земли Самарской»; военизированные игры и состязания; литературная гостиная «В гостях у Василия Тёркина: “Бьется в тесной печурке огонь…”»; выставка творческих работ детей и педагогов «60-летию Победы над фашистской Германией посвящается».

В требовании развивать активность младших школьников в художественно-эстетической, игровой, физкультурно-оздоровительной, социальной деятельности, содержание которых, с одной стороны, конкретизируется в формах воспитания; с другой – реализуется с помощью адекватных каждому этапу педагогических действий (процедур), заложена возможность воспитания духовно-нравственной культуры детей.

Так, формами художественно-эстетической деятельности являются занятия по изобразительному искусству «Весёлые краски», занятия по хоровому пению «Орфей». Формами игровой деятельности являются игры по конструированию; подвижные, настольные, народные игры; игры, отражающие деятельность людей различных профессий; спортивные и компьютерные игры; сюжетно-ролевые игры. Формами физкультурно-оздоровительной деятельности являются «Школа Айболита»; смотры здоровья; спортивные состязания; работа ЛФК; оздоровляющие формы работы: ароматерапия, музыкотерапия, часы здоровья, праздники здоровья, физкультминутки. Социальная деятельность осуществлялась в рамках специальных тематических программ воспитания: «Золотая осень», «Веснянка», «Снежная королева», «Здравствуй, лето красное!», «Город над Волгой-рекой», «Человек – это звучит гордо!», «Поклонимся великим тем годам».

Важнейшим педагогическим условием, обеспечивающим воспитание духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника, является разработка ситуативных и локально-модульных технологий. Необходимость учета динамики изменения эмоциональных состояний детей во время подготовки и реализации различных форм воспитания предопределила разработку локально-модульной технологии «Воспитание эмоционально-чувст­венной культуры личности», реализуемой поэтапно с помощью адекватных каждому этапу педагогических действий (процедур). Этапами реализации данной технологии при реализации такой формы воспитания, как «Встреча дру­­зей», являются мотивационно-ценностный, функционально-деятельност­ный, рефлексивный.

В исследовании разработан алгоритм деятельности педагога-воспитателя при реализации локально-модульной технологии «Организация рефлексивной деятельности педагога-воспитателя», этапами которой (технологии) являются мотивационно-ценностный, организация детской рефлексии, прогностический, каждый из которых реализуется «пошагово».

Исследованием установлено, что решение задачи организации педагогического общения и взаимодействия с детьми требует реализации таких принципов воспитания, как принцип опоры на положительное в личности ребёнка, в группе; принцип соактивности; принцип ценностной ориентации на личность ребёнка.

Реализация принципа соактивности потребовала создания особой воспитательной технологии – технологии соактивности, суть которой заключается в том, что воспитатель (педагог) в педагогической ситуации занимает активную позицию, включаясь в совместную деятельность и общение, беря на себя выполнение определенных функций и социальных ролей. Процесс воспитания в рамках данной технологии проходит ряд этапов: поисковый этап [включает чтение и слушание сказок (читают и воспитатель, и дети), выбор сказки и выявления ее идейного содержания, определение отрывка сказки, который группа будет театрализировать (организация коллективного обсуждения)]; тренировочный этап [распределение ролей (воспитатель тоже берётся за исполнение роли) и поручений по подготовке к спектаклю костюмов и реквизита, оформлению сцены; репетиции]; выступление группы перед коллективом Центра, беседу группы со зрителями (Чем понравилась сказка? О чем она говорит?); заключительный этап (выражение детьми суждений по поводу смысла сказочных отрывков, подведение итогов беседы с детьми (выделение ценностей, утвержда­емых сказкой), награждение детей.

В процессе исследовательских поисков мы пришли к убеждению в необходимости реализовывать индивидуально-дифференцированное воспитание, являющееся частью целостной системы воспитания, но имеющее специфические задачи, содержание, средства, технологии, реализация которых направлена на формирование готовности детей к самовоспитанию. Этой цели служит поэтапно реализуемая технология воспитания у детей честности.

Первый этап (педагогическая интерпретация понятия «честность») включает процедуры раскрытия смысла понятия «честность личности», сопоставления поступков людей (детей) с предполагаемыми нравственной нормой, прогнозирования возможных последствий честного или нечестного поступка. Второй этап (формирование у младших школьников личностного смысла понятия «честность») включает процедуры создания психологического климата в группе, фиксирования (описания) проступка ребенка, демонстрации сожаления, тревоги, инструментирования поведения ребенка, выявления мотивов его действий (личностный смысл поступка), выявления эмоционального состояния ребенка (Ты доволен тем, что произошло? Что сейчас у тебя на душе? Почему?), сообщения о результатах поступка ребенка и о его отношении к нему, проектирования различных вариантов последствий нечестного поступка. Третий этап (оценочный) включает процедуры сравнения поступка с нравственными образцами честного поведения (метод самосравнения), групповой оценки нечестного поступка (общественное мнение), вынесения порицания товарищу, этической защиты. Четвертый этап (проектировочный) включает процедуры описания проблемной ситуации, предъявления детьми и педагогом различных вариантов индивидуальных решений проблемы честным способом, побуждения школьника к объяснению мотивов и причин выбора своего варианта решения проблемы, выбора способов деятельности.

В процессе наших исследовательских поисков мы пришли к убеждению, что воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников требует осуществления систематической индивидуально-дифференцированной помощи педагогам. Средством систематической индивидуально-дифференцированной помощи педагогам является научно-методическая работа, предполагающая разработку конкретных программ, рекомендаций, работу с педагогическим коллективом Центра, внедрение инноваций.

Результативность опытно-экспериментальной работы определялась посредством сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента (N = 138) с данными, полученными на его контрольном этапе (N = 138) поэтапно. На первом этапе изучалось содержание компонентов духовно-нравственной культуры, на втором – составлялись индивидуальные профили духовно-нравственной культуры ребенка, на третьем – путем суммирования индивидуальных профилей определялся уровень сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников.

На всех этапах использовались одни и те же методы. Мотивационно-цен­ностный компонент духовно-нравственной культуры младшего школьника изучался с помощью «Этического словаря», в котором присутствуют следующие группы ключевых понятий: 1) дом, семья; 2) Родина; 3) человек; 4) культура поведения и общения. Были использованы некоторые приёмы викторины и аукциона. Ценностные ориентации детей изучались с помощью авторских методик «Цветик-семицветик», «Скульптор». Эмоционально-чувственный компонент изучался с помощью авторской методики «Эмоциональный градусник» («Шкала настроения»), модифицированного теста И.М. Юсупова на выявление эмпатичности. Изучение культуры общения и поведения осуществлялось с помощью следующих методик: 1) самооценка (лесенка) – 1 класс и самооценка по Дембо–Рубинштейну в модификации А.М. Прихожан – 3 класс; 2) личностная агрессивность и конфликтность (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева) в межличностных отношениях – «Тест для 3 класса»; 3) социометрия: метод вербальных выборов – 1 класс, «два домика» – 3 класс; 4) педагогическое наблюдение за отношениями детей; 5) детская рефлексия. Использование данных методик позволяло нам изучать агрессивность и конфликтность детей, их способность оценивать себя как товарища и друга с позиций духовно-нравственных ценностей, сплоченность группы, которая свидетельствует о положительном изменении социометрического статуса каждого ребенка в группе.

Исследованием установлены изменения, произошедшие в представлениях детей о доме и семье, о Родине, человеке, культуре поведения и общения. Если на констатирующем этапе спектр нравственных представлений младших школьников был узок, они далеко не всегда осознавали смысл слов, ошибочно употребляли их в речи, затруднялись высказать собственное суждение, то на контрольном этапе спектр нравственных представлений значительно обогатился. Выстраивая достаточно логично свою мысль о человеке, о нравственности, о культурном человеке, младшие школьники уже не испытывали затруднений. Несмотря на то, что дети далеко не всегда различают понятия «Отечество» и «Родина», школьники выражают заинтересованное отношение к Родине как к месту, где они родились, к истории и традициям народов. Родина ассоциируется у них с реальными людьми и их личностными качествами. Детям стал понятен смысл качеств культурного человека. Высказывая суждение о человеке, они указывают на важность таких качеств, как уважение, скромность, честность, вежливость, доброжелательность.

Если на констатирующем этапе эксперимента понятие «дисциплина» у многих детей ассоциировалось с запретами (не ходи, не делай, не бери и т.д.), а «честь» – с формой приветствия у военных, то на контрольном этапе эксперимента дисциплина для многих детей – это исполнение внутреннего распорядка, требований, предъявляемых к ним как к учащимся, как к людям. Совокупность требований и обязанностей понимается как долг. У младших школьников сформировано представление и об ответственности, поскольку она есть соответствие деятельности, поведения исполняемым обязанностям.

Установлены изменения, произошедшие в ценностных ориентациях младших школьников. Если на констатирующем этапе материальные ценности, обеспечивающие благополучие, доставляющие удовольствие, преобладали над духовными ценностями, то на контрольном этапе эксперимента уже духовные ценности, пусть незначительно, но преобладают над материальными. Изменения произошли и в выборе материальных ценностей. Если на констатирующем этапе эксперимента материальные ценности в порядке их значимости (предпочтений, стремлений) для детей выстраивались следующим образом: 1) деньги (драгоценности); 2) машина (яхта); 3) красивая одежда; 4) дом (вилла, дача); 5) вкусное питание, – то на контрольном этапе эксперимента наибольшую значимость для детей получила польза. Другие материальные ценности выстроились следующим образом: 2) питание и одежда; 3) дом. При этом деньги (4 место) теперь ассоциируются не с драгоценностями, а с материальным достатком. Более того, дети ведут речь о том, что деньги нужны для того, чтобы учиться. Изменения произошли и в духовных ценностях, которые в порядке их значимости для детей выстроились следующим образом: 1) иметь преданных друзей; 2) быть здоровым и сильным; 3) иметь дружную семью; 4) учиться отлично; 5) говорить на разных языках; 6) мир на земле; 7) изобрести лекарства, которые бы спасали всех детей. Если на констатирующем этапе эксперимента не имели желаний 44,1% школьников, то позже количество таких детей составило 10,9%.

Установлены изменения, произошедшие в выборе средств достижения детьми своих желаний. Если на констатирующем этапе эксперимента большинство детей отодвигало исполнение желаний на будущее, то есть на время, «когда они вырастут», а способами исполнения желаний были «попрошу взрослых» (24, 6%), «буду что-то делать» (9,4%), «добуду как-нибудь» (22,5%), то на контрольном этапе младшие школьники уже не отодвигают исполнение желаний «на потом». При этом их желания вполне конкретны: 50,7% школьников, говоря о желании учиться, ведут речь о совместной деятельности; 46,4% – об учителе, его отношении к ним; 30, 5 % – об интересе к тому или иному учебному предмету.

Уставлены изменения, произошедшие в представлениях детей о «хорошем, культурном человеке». Если на констатирующем этапе эксперимента это был «сильный», «крутой», «богатый», «красивый» человек, который «клёво одевается», то на контрольном этапе доминирующими характеристиками стали такие, как «умный» (73,9%%), «добрый» (66,6 %), «честный» (63,1%), «справедливый» (25,4%) и т.п. Однако в воззрениях детей на «хорошего, культурного человека» сохранили значение и такие характеристики, как «сильный» (23,2%) , «крутой» (19,6%), «богатый» и «красивый» (17,4%).

Эмоциональная устойчивость и эмоциональная отзывчивость школьников изучалась в ситуациях поведения и общения. Такое изучение позволило нам сделать выводы об изменениях в содержании поведенческого компонента духовно-нравственной культуры младших школьников.

Установлены изменения, произошедшие в эмоциональной отзывчивости детей в ситуации игровой деятельности, пронизанной общением. Суть изменений заключается в увеличении количества детей, испытывающих заинтересованное, радостное состояние уже до события (в школе-интернате №6 – на 34,28%). После «событий» количество детей, испытывающих заинтересованное, радостное состояние, увеличилось на 35,72%. Наиболее значимым результатом экспериментальной работы по формированию духовно-нравственной культуры младших школьников в целом и такого ее компонента, как эмоционально-чувственный, является уменьшение количества детей, испытывающих равнодушное, спокойное (эмоциональная глухота) и грустное, тревожное эмоциональное состояние уже до «события». Так, в школе-интернате №1 количество таких детей уменьшилось на 30,88% и 4,42% соответственно.

Исследованием установлены и другие изменения, произошедшие в эмоционально-чувственном компоненте духовно-нравственной культуры младших школьников: снизились агрессивность (на 10,9%) и конфликтность (на 26,1%), повысились адекватность самооценки и социометрический статус детей (нет отвергаемых), а также индекс групповой сплоченности (G=0,41 – на констатирующем этапе; G=0,61 – на контрольном этапе).

Если на констатирующем этапе эксперимента для большинства детей были характерны вспыльчивость, агрессивность в ситуации деятельности (поведения) и в сопровождающем ее общении, а при выходе из конфликтных ситуаций они не всегда сдерживали себя, то на контрольном этапе эксперимента только у 15,2 % детей сохранились эти качества в ситуации игровой деятельности. Однако они делают попытку прийти к взаимопониманию с другими.

Представленные на таблице данные были получены в результате суммирования индивидуальных профилей духовно-нравственной культуры младших школьников; они свидетельствуют о результативности опытно-эксперимен­таль­ной работы по воспитанию духовно-нравственной культуры детей в образовательно-оздоровительном центре «Золотая рыбка» г. Самары.

^ Таблица 1

Динамика развития духовно-нравственной культуры детей (в %)


Уровень
духовно-нравственной
культуры

Школьники

Школа-интернат № 6 (N=70)

Школа-интернат № 1 (N=68)

I

II

I

II

Критический

37,14

24,29

20,59

17,65

Допустимый

55,71

65,71

64,71

57,35

Оптимальный

7,14

10,00

14,71

25,00

Где: I – констатирующий этап экспериментальной работы; II – контрольный этап экспериментальной работы.

Выводы

1. Воспитание духовно-нравственной культуры как личностного образования младших школьников, структурными компонентами которого являются мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий, происходит достаточно результативно при реализации системы воспитания в образовательно-оздоровительном центре. Структурными компонентами системы являются: 1) субъекты воспитания (педагоги-воспитатели, психологи и другие работники Центра, учащиеся); 2) цель; 3) содержание процесса воспитания; 4) направления деятельности сотрудников Центра; 5) методы и технологии воспитания; 6) педагогические условия; 7) прогнозируемый результат.

2. Воспитание духовно-нравственной культуры детей предполагает реализацию детализированного в соответствии с информационным, тренинговым, деятельностным, диагностическим модулями содержания процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника. Содержание процесса воспитания духовно-нравственной культуры младшего школьника, раскры­­­ва­емое сквозь призму категории «культура», обусловлено содержанием структурных компонентов духовно-нравственной культуры младшего школьника.

3. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников обеспечивается рядом направлений деятельности сотрудников Центра, которые (направления) адекватны структурным компонентам духовно-нравственной культуры как личностного образования, модулям и этапам воспитания. Каждое направление деятельности обеспечено тематическими программами и реализуется с помощью разнообразных методов и технологий воспитания, обеспечивающих поэтапное воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника. Дополнительность между направлениями деятельности педагогов обеспечивается предъявлением школьникам образцов культурного поведения и общения.

4. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников предполагает, что сотрудники Центра реализуют осваиваемые в процессе оказания им индивидуально-дифференцированной помощи ситуативные и локально-модуль­ные технологии воспитания, совместно разработанные тематические программы, рекомендации.

5. На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровне, определены педагогические условия, соблюдение которых позволяет воспитывать духовно-нравст­венную культуру младших школьников в образовательно-оздорови­тельном центре как учреждении нового типа:

реализация системы воспитания духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника базируется на внедрении детализированного в соответствии с модулями воспитания и направлениями деятельности педагогов содержания процесса воспитания и осуществляется поэтапно через использование разработанных тематических программ и разнообразных методов и технологий воспитания;

– предъявление младшим школьникам усложняющихся образцов культурного поведения и общения обеспечивает дополнительность и преемственность между направлениями деятельности педагогов;

– включение школьников в разнообразные виды деятельности сочетается с индивидуальной деятельностью, формами которой являются «операция ЗСС» (задание самому себе), «ТВП» (твори, выдумывай, пробуй), индивидуальные поручения, и дополняется рефлексией, осуществляемой в форме «круга друзей»;

– индивидуально-дифференцированное воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников обеспечивается реализацией создаваемых на основе учета времени, отведённого на заезд, времени года, событий, которые происходят в стране, в городе, целевых программ, технологий воспитания, разрабатываемых с учетом индивидуальных профилей духовно-нрав­ственной культуры младших школьников;

– организация систематической индивидуально-дифференцированной помощи педагогам, осуществляемая в форме теоретических курсов, семинаров, консультаций, обеспечивает разработку ими программ, детализацию содержания процесса воспитания, овладение алгоритмом деятельности при реализации ситуативных и локально-модульных технологий воспитания духовно-нрав­ствен­ной культуры младшего школьника.

Выполненное нами исследование проблемы воспитания духовно-нрав­ственной культуры младших школьников в образовательно-оздорови­тель­ном центре как учреждении нового типа вносит определенный вклад в дело воспитания гуманистически ориентированного ребенка. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как педагоги-воспитатели школ-интернатов, детских домов воспитывают духовно-нравственную культуру школьников в контексте поликультурной среды образовательного учреждения.

^ Материалы исследования отражены в следующих публикациях автора:

I. Научные статьи

опубликованные в ведущих российских периодических изданиях,
рекомендованных ВАК РФ для публикации основных положений
кандидатской диссертации:


1. Власова, С.В. Система воспитания у детей духовно-нравственной культуры в условиях реабилитационного центра / С.В. Власова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – Самара : СНЦ РАН, 2006. – 1,0 п.л.

2. Власова, С.В. Содержание понятия «духовно-нравственная культура младшего школьника» / С.В. Власова // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 1. – 0,75 п.л.

опубликованные в российских, региональных периодических изданиях,
журналах, сборниках статей, материалах научно-практических конференций:


3. Власова, С.В. Реабилитация и коррекция у «проблемных детей» эмоционально-волевой культуры / С.В. Власова // Комплексная реабилитация физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей. – Самара : СИПКРО, 2000. – 0,6 п.л.

4. Власова, С.В. Особенности технологии, коррекции и формирование общительности у подростков / С.В. Власова, Р.И. Пенькова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Самара : СГПУ, 2003. – 0,4 п.л. (авторский текст 0,2 п.л.).

5. Власова, С.В. Формирование у детей младшего школьного возраста готовности к духовно-нравственному самовоспитанию / С.В. Власова // Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион : сборник материалов Церковно-общественного форума. – Самара : ГОУ СИПКРО; НТЦ, 2005. – 0,3 п.л.

6. Власова, С.В. Педагогическое диагностирование результатов образовательно-оздоровительного процесса в условиях реабилитационного Центра / С.В. Власова // Педагогический процесс как культурная деятельность : сборник материалов и тезисов докладов V международной научно-практической конференции. В 2 т. – Т. 2. – Самара : СНЦ РАН, 2005. – 0,18 п.л.

7. Власова, С.В. Создание комфортной образовательной среды в центре реабилитации здоровья детей «Золотая рыбка» / С.В. Власова // Здоровое поколение – международные ориентиры ХХI века : сборник трудов V международной научно-практической конференции. – Москва ; Самара : ГОУ СИПКРО, 2008. – 0,125 п.л.

8. Власова, С.В. Формирование привычки к здоровому образу жизни / С.В. Власова // Здоровое поколение – международные ориентиры ХХI века : сборник трудов VI международной научно-практической конференции. – Москва ; Самара: ГОУ СИПКРО, 2009. – 0,125 п.л.

9. Власова, С.В. Система воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном Центре / С.В. Власова // Проблемы и перспективы современного образования : сборник научных статей. – Самара : ПГСГА, 2009. – 0,62 п.л.

^ II. Методические рекомендации

10. Власова, С.В. Технология управления процессом реабилитации и коррекции духовно-нравственного здоровья проблемных детей в условиях группы : методические рекомендации для воспитателей детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров / С.В. Власова, Р.И. Пенькова. – Самара : СИПКРО, 2004. – 4,6 п.л. (авторский текст 2,3 п.л.).

11. Власова, С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния : методические рекомендации для педагогов / С.В. Власова. – Самара : СГПУ, 2009. – 2,5 п.л.



Подписано к печати 1.04.2010. Бумага типографская.
Формат 60*84 1/16. Печать оперативная. Объем 1,3 п.л. Тираж 100 экз.













Скачать 417,75 Kb.
оставить комментарий
Власова Снежанна Валерьевна
Дата23.01.2012
Размер417,75 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх