Задачи проекта : Определить роли каждого учащегося 4 класса. Найти и изучить информацию о своём персонаже в различных источниках: в энциклопедиях, книгах, Интернете icon

Задачи проекта : Определить роли каждого учащегося 4 класса. Найти и изучить информацию о своём персонаже в различных источниках: в энциклопедиях, книгах, Интернете


Смотрите также:
Задачи образовательные: Учить школьников поиску в различных источниках информации о...
«Книга лучше, чем Интернет-ресурсы» была заявлена на районном этапе игры Дебаты в этом учебном...
Задачи: Подобрать литературу по теме «Золотое сечение». Найти информацию по теме в Интернете...
Юрина А. А
Задачи: Познакомиться с биографией А. П. Чехова...
Алла Добросоцких...
Задачи: Что знаю: Что еще нужно найти...
Курсовая работа на тему: «Поисковые системы» по дисциплине "организация ЭВМ "...
Задачи: найти биографические и автобиографические материалы о жизни и творчестве Л. И...
Положение о системе накопительного балла...
Конспект урока по развитию речи Тема урока: Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка»...
Проблемы загрязнения окружающей среды...



Загрузка...
скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное


учреждение Ордынского района Новосибирской области – Петровская средняя общеобразовательная школа



Коллективный проект «Персонажи славянской мифологии» в 4 классе


Составитель: О.И.Кофанова

учитель начальных классов первой

квалификационной категории


п. Петровский

2011 г.

Идея проекта: Кофанова О.И.

Тип проекта: творческий коллективный проект

Продолжительность подготовки проекта: проект долговременный

( готовился 5 недель)

Предметы: литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, физическая культура.

^ Цель проекта: Представить в словесном и музыкальном обрядовом исполнении следующих персонажей славянской мифологии:

духов воды – русалок, богиню плодородия, прядения, вышивания, – Мокошь, духа дома – Кикимору, берегиню - Дрёму ,бога грома и молнии – Перуна, богиню любви, красоты и юности – Ладу, солнечного бога земледелия и плодородия – Ярило, злого демона - Кощея Бессмертного, духа леса, берегиню - Бабу– Ягу, духа леса – Лешего.


Задачи проекта:

1.Определить роли каждого учащегося 4 класса.

2. Найти и изучить информацию о своём персонаже в различных источниках: в энциклопедиях, книгах, Интернете.

3. На уроках ИЗО, технологии изготовить творческие работы, связанные с темой проекта.

4. Выполнить обучающимся совместно с родителями костюмы персонажей , либо их атрибуты.

5. Найти и подобрать музыку для каждого персонажа.

6. Под руководством учителя разучить музыкальные обрядовые движения.

7. Подготовиться к защите проекта.

8. Защитить проект.

Время защиты проекта: 45 – 60 минут

Оформление проекта:

Действие проекта происходит в классе. На доске располагаются работы ребят, выполненные в разной технике. Музыкальное оформление представлено следующими произведениями: певица Алевтина – песня «Мокошь», мелодия «Ярило» – «Разнотравие», звуки « Продолжительные раскаты грома», « В лунном сиянии», А.Лядов « Баба – Яга» - Государственный симфонический оркестр, мелодия « Спокойствие моря», Моцарт « Нежные раскаты грома». У учащихся образ персонажей представлен либо костюмами, либо атрибутами костюмов. На защиту проекта приглашены родители учащихся 4 – го класса, администрация школы: директор, заместитель по УР, заместитель по УВР, председатель профсоюзного комитета школы, логопед, учащиеся 3 – го класса и классный руководитель 3 – го класса.


Роли учащихся:

  1. Бачурина Кристина – дух воды - русалка.




  1. Гетманец Люба – богиня прядения, вышивания, плодородия – Мокошь




  1. Головина Лера – дух дома – Кикимора




  1. Жданова Алёна – берегиня - Дрёма




  1. Карасёв Костя – бог грома и молнии – Перун




  1. Карасёва Таня – дух воды – русалка




  1. Кесслер Маша - берегиня – Дрёма




  1. Семайкина Даша - богиня любви, красоты и юности – Лада




  1. Смирнов Юра – солнечный бог земледелия и плодородия – Ярило




  1. Суворов Дима – злой демон - Кощей Бессмертный




  1. Тимошкова Лиза – дух леса, берегиня - Баба – Яга




  1. Никитин Валера - дух леса - Леший



Учитель:

Добрый день, уважаемые гости!

Сегодня мы представим вашему вниманию проект, который мы назвали « Персонажи славянской мифологии».

Расшифруем название. Слово «персонаж» в переводе с латинского языка обозначает «действующее лицо». Действующими лицами могут быть люди, животные, мифические существа и другие. «Славянской» - мы рассмотрим мифологию наших предков – славян. «Мифология» - это наука о мифах. Мифы – это предания, передающие представления древних народов об окружающей действительности.


Если мы заглянем в далёкое прошлое на полторы тысячи лет назад ( в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы, белорусы.

Они верили в богов и духов, которые по их представлению обитали в трёх мирах: на небе жили высшие боги, на земле духи природы, под землёй находились злые демоны. Учёные считают, что именно поэтому славяне придавали особое значение числу «три".

Древний человек наделял все предметы и явления мира душой.

Небо и земля, дождь и ветер, добро и зло, тьма и свет были для него живыми существами. Древний человек искал помощи, защиты у могучих сил природы. Он наделял их качествами живых существ, считал богами и старался установить с ними хорошие отношения. Люди стали придумывать песнопения, танцы, обряды ( ряд строго установленных обычаем действий), ритуалы ( порядок обрядовых действий), которыми пытались умиловистить силы природы. Они твёрдо верили в родство с животными и растениями и считали, что за плохое отношение к миру природы они будут наказаны.


Позже люди слали создавать сказания –мифы, в которых излагали свои знания о мире. В мифах объяснялись происхождение земли и неба, различные явления природы, давались ответы на различные вопросы. Со временем люди перестали верить в чудесных богов, духов. Но события, описанные в древних мифах, нашли своё отражение в устном народном творчестве и в литературе.


Некоторые понятия славянской мифологии восходят к такой глубокой древности, что трудно и даже порою невозможно определить, как и почему они стали называться именно так и какую роль играли в жизни наших предков.


А сейчас персонажи представят себя. ( Дети выходят и представляют себя по очереди).

^ Представление персонажей.


Люба Г. Я богиня плодородия, прядения, вышивания – Мокошь!

Костя К. Я - бог грома и молнии – Перун!

Юра С. Я – солнечный бог земледелия и плодородия – Ярило!

Даша С.Я - богиня любви, красоты и юности – ^ Лада!


Таня К., Кристина Б. Мы – русалки водяные, ни кола и ни двора, только камни и вода. Мы -духи воды!

Валера Н. Я - дух леса – Леший. Мимо меня никто не проскочит: ни конный, ни пеший!


^ Лера Г. Я - дух дома, сарая, бани – Кикимора. Люблю доставлять мелкие неприятности!

Алёна Ж., Маша К. Мы - берегини Дрёмы.Там, где мы побываем ночью, людям снятся только добрые сны.

^ Дима С. Я - Кощей Бессмертный. Мою смерть никто не достанет!

Лиза Т. Я - Баба – Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломала!


Учитель:

В научно – популярной статье « Восточные славяне в сочинениях византийцев» рассказывается о том, какими были наши предки. Ребята

4 класса расскажут нам о них.

^ ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В СОЧИНЕНИЯХ ВИЗАНТИЙЦЕВ

Лиза: Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский опи­сывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.

^ Люба: Вступая в битву, они шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же никогда не надевали.

Маша: Некоторые из них не носили ни руба­шек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде отправлялись сражаться с врагом.

Дима: Другой византийский писатель VI в. Маврикий Стратег рас­сказывал о славянах, что они были выносливы, легко пе­реносили жажду, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Юра: Сражаться с врагом они предпочитали в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; внезапно атаковали и днём, и ночью, с выгодой для себя пользовались заса­дами, хитростями, изобретая множество хитроумных способов неожиданно поразить врага.

Даша: Они легко переправлялись через реки, мужественно выдер­живая пребывание в воде: будучи внезапно настигнутыми вра­гом, они погружались в воду и держали во рту специально приготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, до­ходящие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью иногда в течение многих часов.

Валера: А если случалось, что камыши были видны из воды, неопытные люди принимали их за растущие в воде.

Костя: Каждый воин у славян был вооружён двумя небольшими копьями, некоторые имели также прочные, но и с трудом переносимые с места на место щиты. Славяне пользовались деревянными луками и небольшими стрелами, смоченными особым ядом.

Таня: Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признавали военного строя, неспособны были cражаться в правильной битве и никогда не показывались на открытых и ровных местах.

Лера: Если и случалось, что они отва­живались идти в бой, то с криком все вместе медленно про­двигались вперёд, и если противник не выдерживал их крика и натиска, то они активно наступали в противном случае об­ращались в бегство, не спеша помериться силами с неприяте­лем в рукопашной схватке.

Кристина: Используя леса как укрытие, они устремлялись к ним, потому что только среди теснин умели отлично сражаться. Часто захваченную добычу славяне бро­сали якобы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда враги пытались ею завладеть, они неожидан­но наносили удар.

Алёна: Пленников славяне не держали в рабстве в течение неограниченного времени, как прочие племена, а через определённое время предлагали им выбор: за выкуп вернуться восвояси или остаться там, где они находились, на положении свободных людей и друзей.

Татьяна Горячева Из книги «Энциклопедия для детей. История» УМК «Планета знаний», учебник « Литературное чтение»

Учитель: Вот такими были наши предки – славяне, о которых рассказали дети. Одной из главных женских божеств русского народа считалась Мокошь

( в разных источниках имя звучит по разному - Макошь, Мокуша, Мокошь). Выходит исполнительница роли Мокошь и рассказывает информацию о персонаже.

Мокошь

Одно из древнейших женских божеств русского народа. Культ Мокоши уходит своими корнями в далекое прошлое. Она являлась повелительницей темноты, ее имя связано с водой. Мокошь считалась покровительницей прядения и вышивания, поэтому ее почитали в основном женщины. Священным днем Мокоши была пятница. В этот день нельзя было стирать.

Изначально Мокошь, вероятно, была богиней плодородия и неким олицетворением плотской любви. Во время стрижки овец люди оставляли на животном клок шерсти в жертву Мокоши. Если этого не сделать, то Мокошь «острижет овец» сама, т.е. они начнут линять.

Довольно часто Мокошь встречается при упоминании русалок, что еще раз доказывает ее связь с водой и с аграрным делом. Считалось, что ночью Мокошь ходит по улице и заглядывает в окна, чтобы посмотреть, кто прядет, а кто нет. Если пряхи спят, а их веретена вертятся, то говорили, что за них пряла Мокошь. Особенно часто она появлялась перед великим постом.


Учитель:

С приходом христианства культ Мокоши был запрещен. Считалось, что она покровительствует блуду. Все, кто поклонялся богине, порицались как блудни. Позднее образ богини Мокошь слился с христианским образом Параскевы Пятницы. Пятница также стала покровительницей женских работ и карала тех, кто ленился или прял в пятницу. В наказание Параскева могла дать большое количество работы и, если она была не выполнена к сроку, карала женщину. В пятницу нельзя было причесываться, печь хлеб, совершать другую работу по дому. Вплоть до XIX в. сохранялся обычай в ночь с четверга на пятницу застилать стол чистой скатертью, класть на него хлеб и соль, ставить горшок с кашей, тарелку и ложку. Считалось, что Мокошь (Пятница) приходит ночью ужинать.


Далее выходят дети и исполняют танец .


^ Текст песни

Только зори поднимались над лесами,

Свет и славу не нашли еще славяне.

Было то – начало дней,

И молились, словно матери своей.


Яркий свет Ярила:

«Ты нужна нам тож,

Жертвы воздаём,

Мокошь, Мокошь!


Я тебе поклоны бью,

Ткани и воды сторож,

Жертвы воздаю,

Мокошь, Мокошь!»


Копьями потомков загоняли в Днепр,

Идолов свергали, лютовал князь Вепрь,

Осеняли сталью и крестом,

Над Воды Богиней воспылал костер.


Яркий свет Ярила:

«Ты нужна нам тож,

Жертвы воздаём,

Мокошь, Мокошь!


Я тебе поклоны бью,

Ткани и воды сторож,

Жертвы воздаю,

Мокошь, Мокошь!»


Сквозь столетья нитями ты проросла,

Параскевной стала, Мокошью была.

Заверши поток нелегких дней!

Пятнице мы молимся своей!


Яркий свет Ярила:

«Ты нужна нам тож,

Жертвы воздаём,

Мокошь, Мокошь!


Я тебе поклоны бью,

Ткани и воды сторож,

Жертвы воздаю,

Мокошь, Мокошь!»

Учитель:

Обычно в этот праздничный весенний день девушки выбирали самого красивого парня на селе, обряжали его в длинную белую рубаху, покрывали его русые волосы венком из цветов, подводили к нему белого коня. На этом коне, украшенном лентами, цветами, а порою и колокольчиками, он скакал по полям. В правой руке держал ржаные колосья.

^ Таким представляли себе и так чествовали предки наши Ярилу, древнего бога весеннего плодородия, олицетворяющего собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки землю. Чем-то он был похож на веселого и щедрого греческого бога Диониса. Так же рождал в людях радость жизни, зажигал в их сердцах огонь любви, растил в полях хлеб, приносил новорожденных.

Не случайно, наверное, корень слова, являющегося его именем, «яр» родил и другие слова, широко распространенные в русском языке. Это и белоярая пшеница, и ярица, так называют ячмень, и бычок-яровик, и гриб-яровик (ранний), и ярый мед, полученный от молодого роя. Да и слово «ярость» означает порыв стихийный, неукротимый, в чем-то схожий с весенним половодьем, первой грозой.

Веселые гулянья, проходившие на Ярилиной неделе, летописец Нестор назвал «игрища межю селы», т. е. собирались люди из разных поселений. Были во время этих праздников игры, пляски, угощения, кулачные бои. Во время игрищ женихи «умыкаху жены себе».

Считалось, что в эти дни особую силу имеют любовные заговоры.

Но в некоторых местах праздник Ярилы отмечался не ранней весной, а в дни, когда она отдавала права лету. Тогда Ярило появлялся перед людьми не веселым красавцем парнем, а дряхлым стариком. И его также весело, всем миром, «хоронили». Обряд похорон Ярилы — соломенной куклы —был веселым и беззаботным. Ведь дело свое Ярило свершил: при его помощи посеянное взошло дружными зелеными ростками. А будущей весной снова появится прекрасный юноша на белом коне с венком на кудрявой голове.


^ Идёт исполнение танца. После каждого музыкального сопровождения, дети рассаживаются на стулья.

Далее выходит Перун и рассказывает информацию.


Перун - бог грома и молнии, бог огня, дарованного им людям. Перун — это прежде всего бог-воин, бог-мироправитель. Он обитает на небе и распоряжается небесным огнем. Оружием Перуна являются каменные стрелы, которыми он стреляет с неба. На земле они появляются в виде грозы. Как правило, Перуна изображали с серебряной головой и золотыми усами. Около идола, символизирующего этого бога, всегда горел огонь. Считалось, что радуга — это лук Перуна, тучи — его борода, ветры и бури — дыхание, дождь — оплодотворяющее семя, гром — звуки его голоса.

Этот бог считался повелителем всего мира, всех четырех сторон света, поэтому его священным днем был четверг, «Перунов день». Ему были посвящены конь, дуб и вещий петух. Перун считался главным покровителем воинов, княжеской дружины. Его идол стоял в Киеве на холме, а в других городах были устроены специальные площадки-святилища для идолов верховного бога.

После принятия христианства культ Перуна старались уничтожить. Это было очень сложной задачей, потому что его считали верховным божеством и очень почитали. После крещения князь Владимир приказал протащить идол Перуна по земле и сбросить его в ручей. Но образ верховного бога продолжал жить в народном сознании.


Учитель:

Позднее Перун был частично отождествлен с христианским святым Ильей, который имел многие признаки Перуна. Так, Илья-пророк ездил по небу на огненной колеснице и метал молнии. Считалось, что он уничтожает всякую нечисть. В христианские времена Илья стал истребителем чертей и т.д. Но До этого именно Перун избавлял землю от нечистой силы и змей. Постепенно образ змея в фольклоре сменился образом черта.

Существовал древний миф о борьбе Перуна с каким-то могучим противником. Довольно часто считается, что этим противником был Велес, другой влиятельный бог славян. Христианская сказка о том, как Илья-пророк спорит с чертом, является переосмыслением древнего мифа о Перуне. Возможно, это была борьба за власть или за освобождение женщины. После победы Перуна начинается дождь, сверкают молнии, гремит гром.


^ Идёт исполнение танца.


Учитель:

Берегини хранили благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, споспешествовавшие человеческим делам), дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни, бесы, черти, шишиги (черти с торчащим шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений). Православное « чъерт» значит проклятый, перешедший черту, границу.


Берегинь было много; они оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, пели им колыбельные песни, рассказывали сказки (байки), навевали сны. Позднее они получили кто собственные имена, кто – собственно-групповые, например, собственные Дид, Баба - прародители; групповые – русалки, лешие и т.д.


^ Берегиня Дрёма


Одной из берегинь была Дрёма. Её представляли доброй старушкой с мягкими, ласковыми руками или маленьким человечком с тихим убаюкивающим голосом. Считалось, что Дрёма бродит под окнами, а когда сгущается ночная тьма, то проскальзывает в дом. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам, убаюкивает.

( Далее звучит мелодия и Дрёма приходит ночью убаюкивать людей. После того, как она усыпила класс, мелодия останавливается, дети вытаскивают из – под подушек нарисованные на альбомных листах «сны» и вновь под музыку их демонстрируют, подняв руки кверху и раскачивая «сны». Потом «сны» убирают, вновь ложатся спать и тут приходит Кикимора, которая будет пакостить: срывать одеяла, перекладывать вещи во сне, лохматить волосы , перекладывать предметы и т.д.


Идёт исполнение танца.


Учитель:

Как правило, Кикимора доставляет мелкие неприятности. Она может разбить посуду, разбросать вещи, пощекотать во сне ребенка. Иногда она может несколько дней совершать какие-то свои дела. В это время в доме раздается шум, скрежет, свист. Часто Кикимора прядет по ночам, и по дому слышится звук стучащего челнока. Но она больше путает пряжу, чем прядет.

Ночью Кикимора может переставлять мебель в доме, разбираться в вещах. Но утром хозяева находят все на своих местах. Больше всего Кикимора активна в период зимних святок. В это время люди чаще обнаруживают следы ее ночных проказ, чем в остальное время. Но Кикимора может и помогать хозяевам дома, где она живет. Она предупреждает о беде. Кикимора ходит по дому и плачет. Это означает, что людям может грозить какое-то несчастье.


Кикимора

В славянской мифологии один из духов дома. Кикимора может жить в доме, в сарае, в бане. Согласно одной версии, она уродливая маленькая старуха, согласно другой — красивая молодая девушка с длинными черными волосами. Известна связь Кикиморы с птицами, особенно с домашними курами и утками.

Считалось, что Кикимора рождается от брака простых женщин со Змеем Огненным. Эти дети были слабыми, и люди думали, что они умирали в младенчестве. После этого девочку забирали на край земли и воскрешали в образе Кикиморы. За девочкой ухаживал кудесник, он поил ее медовой росой, парил в бане, расчесывал длинные косы золотым гребнем. Кот- баюн рассказывал ей сказки, кудесник играл с ней, а слуги качали ночью в хрустальной колыбельке.

Кикимора вырастает за семь лет. Она очень быстро передвигается по земле и по небу. Кикимора всегда ходит без одежды и без обуви. После обучения у ведьм она отправляется к людям. В домах она обычно поселяется за печкой. Кикимора живет и не стареет целый век.


( Далее звучит та же мелодия, Кикимора ходит и проказничает)


Леший

В славянской мифологии является хозяином леса, лесным духом. Леший представлялся людям стариком в белой одежде и белой шапке. У него была длинная зеленая борода и зачесанные налево волосы ниже плеч. Считается, что у Лешего синяя кровь, нет бровей, ресниц, правого уха и тени. Ноги его обуты в лапти, которые он носит наоборот: правый — на левой ноге, а левый — на правой. Иногда он набрасывает на себя звериную шкуру.

Леший может увеличиваться или уменьшаться в размерах. Например, у себя в лесу он может быть выше самых высоких деревьев, а в поле — ниже травы. Леший редко выходит из леса в поле, т.к. не хочет оскорбить полевых духов. Нечастый гость он и в деревнях, здесь хозяйничают домовые. Зато если встретишь в лесу старика в звериной шкуре и с большой палкой, можешь быть уверен, это — Леший. Он может принять образ знакомого человека, завести в лес и там исчезнуть, а может превратиться в ягненка, оленя или другое животное.


Учитель:

Эхо считалось голосом Лешего. Он живет в самых дальних местах леса, куда люди никогда не смогут найти дорогу. Леший может появляться в разных местах леса одновременно. Если кто-нибудь заблудится, Леший начинает радоваться. Он кричит, пищит, подражает голосам разных животных и еще больше запутывает человека. Считалось, что для того, чтобы чары Лешего не подействовали, заблудившемуся надо вывернуть свою одежду наизнанку, надеть обувь наоборот, и тогда его ноги сами найдут дорогу домой. Но Леший может предупредить о грозящей человеку опасности в лесу, отогнать его с того места, где скоро упадет дерево, может помочь заблудившемуся выбраться из леса.

Кроме всего прочего, Леший — хозяин лесных зверей. 14 сентября он собирал всех зверей в одном месте и осматривал их перед наступлением зимы. Люди в этот день в лес не ходили, т.к. это было опасно. Они избегали посещать лес и 4 октября, считая, что в этот день Леший бесится: ломает деревья, гоняет зверей, может повредить человеку. Любимым зверем Лешего был медведь, который прислуживал ему и часто сопровождал его, когда тот гулял по лесу. Зимой же Леший спит. Он проваливается под землю и выходит из нее только весной. Считалось, что Лешего можно убить либо хлебным мякишем, либо уколом в пятку иголкой.

Баба – Яга


В славянской мифологии одно из самых древних женских божеств. Первоначально баба-Яга была доброй берегиней, прародительницей всего народа. Она выполняла очень важные функции хранительницы рода, традиций, навыков, следила за детьми и пространством около дома. Баба-Яга оберегала древние обычаи рода, следила за тем, чтобы люди не забывали предков и чтили их память.

Но образ бабы-Яги сильно трансформировался в период насаждения христианства. В это время стали запрещать все языческие культы, не избежал этого и культ Яги. Все древние славянские боги, духи и берегини приобрели негативные черты дьявольской силы. Изменения произошли и в их внешнем облике, они стали наделяться злыми качествами, подчеркивалась их уродливость.

Так славянская берегиня-прародительница превратилась в страшное чудовище: высокую костлявую старуху, часто хромую. Баба-Яга является постоянным героем русских народных сказок, где она играет роль злой силы, всячески мешающей герою. Коварная колдунья, она живет в темном лесу, в избушке на курьих ножках. Чтобы эта избушка открыла свои двери, герой должен произнести заклятие: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне — передом». Баба- Яга считалась злой волшебницей, которая могла принести много вреда своим колдовством.


Учитель:

Когда к ней в лес приходили гости, они часто не могли подойти к постоянно поворачивающейся на месте избушке. Но если человек знал заклятие и произносил его, то избушка останавливалась. Ее дверь открывалась, богатырь входил в избу и находил Ягу лежащей на печи. В сказках баба-Яга часто, стремясь поджарить своих гостей, предлагала им сесть на лопату и отправляла их в печь. Кроме того, баба-Яга могла передвигаться по воздуху. Для этого она садилась в железную ступу и погоняла длинным шестом. Для того, чтобы заметать следы, сзади на ступе было прикреплено помело. Иногда баба-Яга могла летать и на самом помеле, здесь ее образ сближается с европейскими представлениями о полетах ведьм.


^ Кощей Бессмертный.


Немало хлопот и забот приносит сказочным героям их вечный недруг Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые страны. И вынужден юноша свершать невиданные подвиги, чтобы освободить, вернуть себе любимую.

Кто же он такой, этот зловредный, вездесущий старик, отчего никак не может угомониться?

Старославянское слово «кощь» (кошть) переводится как « сухой, худой, тощий». Имя сказочного антигероя, скорее всего, воспринималось как мифологический образ окостеневшей, замерзшей от лютого мороза природы. Застывшие, не рождающие золотого плодородного дождя тучи. Каменная, бесплодная земля, мечтающая о солнце. Завывание вьюги, так похожее на звуки, издаваемые любимыми Кощеевыми гуслями-самогудами. Заслушавшись этой песней, люди замирают, а то и вовсе замерзают, оледенев.

Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса.


Учитель:

Бессмертен ли Кощей Бессмертный? Очень бы ему хотелось насовсем заковать землю в ледяной панцирь и властвовать над снежными тучами, навсегда скрывшими животворное солнце, не способными принести теплые весенние дожди.

Ревниво охраняет Кощей неправедно обретенное им богатство. Не зря иссохших от скупости скряг называют на Руси Кощеями.

Но в сказке Кощею в конце концов приходит смерть. Тем или иным путем герой узнает его тайну. Оказывается, далеко-далеко, на море-океане, на острове Буяне, стоит зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук. В том сундуке спрятан заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — иголка. В ней-то и хранится Кощеева смерть.

В одиночку, лишь своими силами, не смог бы богатырь погубить всесильного врага. Когда добрался он до заветного острова, увидел и дуб, и железный сундук на нем, пригодилась ему подмога животных, которых пожалел, не убил он на своем пути. Медведь выворотил дуб, сорвал с сундука запоры. Волк догнал и принес зайца. Ястреб поймал утку. Щука достала со дна морского оброненное уткой яйцо. Вся живность, не меньше людей мечтающая о весеннем возрождении природы, была заодно с героем. Тому осталось лишь разбить яйцо и переломить иглу. И Кощею Бессмертному пришел конец...

Так находит свою погибель демон зимы, чуявший и ненавидевший «русский дух». И вновь торжествуют любовь и весна. Находят счастье не только жених и невеста — все звери, птицы, растения. Так что вовсе не бессмертен мифологический злой герой.


Леший, баба - Яга, кощей Бессмертный исполняют танец.


Русалки

Мифические водяные девы. Сначала их называли ундинами, водяницами, купалками, шутовками, мавками, вилами и т.д. Первоначально русалок представляли в виде красивых девушек с длинными зелеными волосами, но затем, под влиянием мифа о сиренах, народная молва приписала красавицам наличие уродливых рыбьих хвостова. Русалки живут в различных водоемах: озерах, прудах, ручьях и т.д.

Считалось, что в русалок превращались девушки-утопленницы. Русалки либо совсем не носят одежды, либо одеты в белые тонкие сорочки. Они любят в хорошую погоду выплыть на берег озера или ручья и расчесывать свои зеленые косы. В лунные ночи эти девушки украшают себя венками из водяных растений, водят хороводы и поют песни. Русалки любят качаться на ветвях деревьев, растущих около их водоема.

Своими песнями и хороводами водяные девы завлекают мужчин и щекочут их до смерти. Поэтому русалки считались опасными, встреча с ними не сулила ничего хорошего. Своей красотой они могут помутить рассудок юноши, чтобы погубить его. Они стремятся не к любви, а к смерти. Сами русалки связаны с миром мертвых. Они никогда не воскресают.


^ В древности существовали особые праздники русалок — «русалии». Они совпадали со временем встречи лета. На этих праздниках обыгрывались «похороны» русалки. Обычно этот ритуал проводился в начале июня, когда посевы уже взошли,

и поэтому лишняя влага была не нужна. Русалку, дающую воду, можно было в это время и «похоронить». Во время праздника все пели, плясали, водили хороводы. Одна их молодых девушек наряжалась русалкой и старалась кого-нибудь защекотать. Потом начиналась борьба за ряженую: одни ее защищали, другие нападали. Сама же девушка-«русалка» убегала и пряталась в поле. После этого крестьяне делали чучело русалки, наряжали его, украшали и несли в поле «хоронить». Там его раздевали, раскидывали одежду, ленты и сжигали. Считалось, что подобные обряды способствуют увеличению урожая. Во время «похорон» русалки люди не ели яиц, т.к. они считались ритуальной едой на настоящих похоронах и символизировали возрождение. Но русалки никогда не воскресают и даже не могут рожать детей. Лишь значительно позже в некоторых местностях появились предания о русалке-матери. Считалось, что она очень любит мыть ребенка.


^ Идет исполнение танца.


Лада

Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. О ней слагали песни русские и украинцы, белорусы и поляки, болгары и сербы... И балтийские народы — латыши, литовцы — славили эту светлую богиню любви и веселья, красоты и плодородия.

Еще будучи язычником, князь Владимир Киевский, имевший несколько жен, превыше многих богов почитал Ладу. Он даже построил в честь ее храм, отличавшийся красотой и богатством.

Ладу представляли себе люди прекрасной молодой златокудрой женщиной с венком цветов на голове. Одета она была в русский наряд, опоясана золотым кушаком. За руку она держала маленькую свою дочку — богиню любви Лелю. И о Ладе есть строки в «Летописи: «Четвертый идол — Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящиеся ко браку, помощию Лада мнящие себе добро веселие и любезно житие стяжати».

Воплощение любви и красоты, Лада была непременной участницей брачных обрядов и покровительницей семейной жизни. Не случайно от этого имени произошло слово «лад» — супружество, основанное на любви, «ладить» — жить в мире и дружбе, «ладный» — статный, красивый, «лады» — уговор или помолвка. Имя богини стало на Руси синонимом слова «любимая». А впоследствии даже превратилось просто в женское имя.

Учитель: Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.

И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам.


Идёт исполнение танца. Учитель: Под звуки Моцарта мы завершаем праздник. В заключение я бы хотела провести викторину для учащихся 3 – го класса. ( Учитель обращается к доске, на которой викторина выполнена в виде отдельных предметов, которые сделаны детьми и задаёт вопросы типа: Кто мог потерять предмет, который изображён на доске? ( Огонь и веточку, к примеру, потеряла Лада, что про неё вы запомнили? Клубки ниток потеряла Мокошь, что о ней вы запомнили и т.д. )

После викторины слово предоставляется директору школы , родителям, бабушкам, гостям.




Скачать 229,7 Kb.
оставить комментарий
О.И.Кофанова
Дата23.01.2012
Размер229,7 Kb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх