Рабочая программа учебной дисциплины «мировая художественная культура» Направление подготовки библиотечно-информационная деятельность icon

Рабочая программа учебной дисциплины «мировая художественная культура» Направление подготовки библиотечно-информационная деятельность


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «мировая художественная культура» Направление подготовки...
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура» специальность 031601...
Рабочая программа дисциплины «Информационная культура» 071201 «Библиотечно-информационная...
Рабочая программа дисциплины «Информационная культура специалиста» 071201...
Тематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс...
Авторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г...
Авторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы) (г...
Рабочая программа учебной дисциплины мировая художественная культура (наименование учебной...
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» в 8-9 классах...
Рабочей программы учебной дисциплины мировая художественная культура Уровень основной...
Рабочей программы учебной дисциплины мировая художественная культура Уровень основной...
Тематическое планирование курса «Мировая художественная культура» Пояснительная записка...



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы»

(ГОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы)


Социально-гуманитарный факультет



«Согласовано»

______________

председатель УМК

Цилюгина И.Б.


«Утверждаю»

____________

руководитель ООП

Бенин В.Л.




^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»


Направление подготовки – библиотечно-информационная деятельность


^ Профиль подготовки – референт-аналитик информационных ресурсов


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


Форма обучения – очная


^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Мировая художественная культура» является ознакомление студентов с основными вехами в развитии мировой художественной культуры, основными закономерностями ее функционирования в общей системе человеческой культуры.

Дисциплина ориентирует на культурно-образовательные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

  • познакомить студентов с разнообразием видом культурной деятельности людей на протяжении всего развития человечества, с историей развития искусства как части культуры, классификацией видов культуры и ее местом в современной жизни;

  • освоение знаний о мировой художественной культуре, особенностей ее становления;

  • овладение умением анализировать произведения мировой художественной культуры;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


^ 2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

«Мировая художественная культура» как учебная дисциплина относится к общекультурному блоку вариативной части и содержательно-методически взаимосвязана с такими предметами, как «Философия», «История Отечества», «Всеобщая история», «История мировой литературы», «Культурология», «Теория культуры», «История религий», «Культура республики Башкортостан», «Этнология», «Этнография», «История книжной графики», «История культур и цивилизаций» и др. Он способствует уяснению места художественного искусства в мировой культуре, позволяет студентам уяснить многообразие типов и видов художественного творчества.


3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать:

  • особенности развития художественной культуры на всех этапах развития всемирной истории;

  • основные этапы эволюции художественной культуры; сходства и отличия развития художественной культуры за рубежом, в России;

  • сходства и различия развития художественной культуры прошлого, настоящего и перспективы развития будущего; основные понятия курса;

  • факторы, позитивно или негативно сказывавшиеся на результатах развития мировой художественной культуры;

  • современное понимание художественной культуры, этимологию данного понятия; основные виды и формы художественной культуры в настоящее время.

2) Уметь:

  • самостоятельно анализировать произведения разных видов искусства;

  • организовать беседы о культуре стран мира прошлого и настоящего;

  • отличать произведения разных художественных направлений (барокко, романтизм, реализм, классицизм, готика, сентиментализм, импрессионизм и др.);

  • ориентироваться в жанрах и типах художественной культуры;

  • ориентироваться в исторических предпосылках развития данной науки, определять содержание понятий «культура», «искусство», «мировоззрение», «образ жизни», «виды искусств», «жанры искусств»;

  • пользоваться справочной и специальной литературой;

  • анализировать работу представителей культуры во всех областях деятельности;

  • профессионально свободно владеть и уметь пользоваться понятийным аппаратом курса «Мировая художественная культура» (стиль, направление, канон, жанр, генезис, догма, культ, пантеон, репродукция, синкретизм, цивилизация и др.).

^ 3) Владеть (быть в состоянии продемонстрировать в педагогической деятельности):

  • навыками построения плана эволюции мировой художественной культуры от истоков до настоящего времени;

  • самостоятельного поиска материалов о художественной культуре прошлого и настоящего;

  • проведения разбора произведений искусства с точки зрения сюжета, оформления, стиля, направления, времени создания.


^ 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛАНЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Мировая художественная культура» в ОК блоке – первом разделе ООП составляет 72 часа.



Раздел учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности, включая СРС и трудоемкость в часах (лекции, семинары, коллоквиумы, СРС, НИРС, курсовая

Формы текущего контроля по неделям семестра, Форма промежуточной аттестации













Лекции

Семи-нары

НИРС, эссе, коллоквиум

СРС

См. ниже



^ Раздел I. Введение в теорию мировой художественной культы.

Тема 1. Мировая художественная культура как система.

5

1

2















Тема 2. Художественный образ и художественные средства.

5

1

2















Тема 3. Введение в изучение графики.

5

2




2












Тема 4. Введение в изучение живописи.

5

2




2












Тема 5. Основы теории и истории скульптуры.

5

3




2












Тема 6. Основы теории и истории архитектуры.

5

3




2












Тема 7. Художественное оформление предметного мира.

5

4




2












Тема 8. Введение в изучение литературы.

5

4




2












Тема 9. Введение в изучение музыкальной культуры.

5

5




2












Тема 10. Особенности синтетических искусств.

5

5




2












Тема 11. Основы герменевтики и семиотики искусства.

5

6




2












^ Раздел II. Основное содержание мировой художественной культы.

Тема 12. Образ человека в художественной культуре.

5

6




2












Тема 13. Образ мироздания художественной культуре.

5

7




2












Тема 14. Отражение в искусстве общественных отношений.

5

7




2












Тема 15. педагогический потенциал художественной культуры.

5

8




2












^ Раздел III. Социально-историческое развитие мировой художественной культы.

Тема 16. Художественная культура первобытности.

5

8,9

2

2












Тема 17. Художественная культура древневосточных цивилизаций.

5

10,11

2

2












Тема 18. Античная художественна культура.

5

12,13

2

6












Тема 19. Художественная культура средневековой Европы и Руси.

5

14,15

4

2












Тема 20. Художественная культура средневековых восточных цивилизаций.

5

15,16

2

2




2






Тема 21. Художественная культура переходного периода от средневековья к цивилизации индустриального общества (XIV – XVIII вв.).

5

16,17

2

2




2






Тема 22. Художественная культура XIX – XXI вв.

5

18

2







4







ИТОГО







20

42




10





^ ГРАФИК ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ



п/п, тема курса

Вид контроля (зачет, экзамен, контрольная работа, тестирование, самостоятельная работа)


Сроки проведения


Перечень проверяемых дидактических единиц и компетенций

1.

Беседа, устный опрос, дискуссия



По расписанию занятий (семинаров)



Первобытность. История и культура древних цивилизаций Востока. Античность. Европейское средневековье. Арабский Восток. Византийская цивилизация. Русь в средние века. Возрождение. Культура Европы в Новое Время. Россия в эпоху Нового времени.

2.

Работа с контурными картами

Древний мир. Очаги зарождения человеческой культуры и границы расселения первобытного человека; распространения культур.

3.

Работа с табличным материалом

Античность. Выполнить дерево пантеона Богов Др. Греции. Составить сопоставительные таблицы с пантеоном Др. Рима. Работу разместить на двух листах формата А4 (альбомные).

4.

Работа над тезаурусом

Материал всего курса. В течение учебного курса вести словарь терминов, понятий, имен, названий. Использовать тетрадь не менее 42 листов.

5.

Выполнение дидактической игры

Материал всего курса. По пройденному материалу составьте: кроссворд, чайнворд, лото и т.п. Выбор формы и оформления игры может быть произвольным.

6.

Выполнить таблицу основных имен и событий

В восемнадцати листовой тетради выполнить и заполнить в течение учебного года таблицу, которая бы содержала следующий материал: страну, временные рамки, имя выдающегося человека, основные вехи жизни и творчества, произведения, научные открытия, роль в изменении хода истории.

7.

Работа над докладом

Самостоятельно сформулируйте проблему, над которой хотели бы работать. Согласуйте с преподавателем тему выступления и получите инструкции к работе. Доклад должен быть выполнен не менее, чем по трем источникам и рассчитан на 10-14 минут изложения.

8.

Конспект мероприятия для школы

Используя уже полученные знания, подготовьте план-конспект мероприятия посвященного исторической дате. За консультациями обращайтесь к преподавателю.




Реферат

Историческое и культурологическое знание. Первобытность. Древний мир. Античность. Средневековье. Возрождение. Новое Время. Культура США. Культура XIX-XX вв. Культура XX века. Основные тенденции мирового развития на современном этапе и прогнозы развития мировой цивилизации в XXI в.




Итоговый зачет

По расписанию факультета


КОМПЕТЕНЦИИ по разделам учебной дисциплины – знаниевый и деятельностный компонент (умения и навыки)


Тема

Знаниевый компонент – содержание дисциплины по темам курса:

Умения и навыки по теме (деятельностный компонент):

Введение в теорию мировой художественной культуры

^ Тема 1. Мировая художественная культура как система. Сущность понятия «Мировая художественная культура». Структура мировой художественной культуры. Основные методологические основы изучения мировой художественной культуры. Функции художественной культуры. Социально-исторические факты развития художественной культуры. Искусство как основной элемент художественной культуры. Представления об истории искусства со времен античности до начала ХХI века.

ПО ТЕМЕ 1

  • Разбираться в том, что представляет художественная культура; каковы ее структурные компоненты.

  • Разъяснить сущность методологических основ изучения мировой художественной культуры.

  • Определять предмет мировой художественной культуры, знать методы, которыми пользуются культурологи в своих исследованиях.

  • Различать отличия понятий «культура» и «искусство».

  • Понимать исторические изменения, происходящие с эпохи первобытности до начала XXI века.




Тема 2. Художественный образ и художественные средства. Художественный образ как основной компонент художественной культуры. Особенности его восприятия. Исторические типы художественного восприятия людьми окружающего мира в искусстве. Понятие о выразительных (художественных) средствах. Классификация искусств. Жанры в искусстве. Стиль как общность образной структуры и художественных средств. Основные художественные стили в истории мировой художественной культуры.


ПО ТЕМЕ 2

  • Уметь объяснить, как в художественной культуре возникает и воплощается образ.

  • Проводить анализ художественных образов в произведениях разных видов искусства.

  • Понимать смысл исторических типов художественного восприятия людьми окружающего мира в искусстве (первобытный, античный, средневековый, ренессансный, барочный, классицистический, импрессионистский, реалистический, модернистский, ассоциативный).

  • Уметь выделять основные (фундаментальные) и смешанные (синтетические) виды искусства.

  • Объяснять смысл разных жанров в искусстве.

  • Знать основные художественные стили в истории мировой культуры.




Тема 3. Введение в изучение графики. Суть графики как вида искусства. Основные выразительные средства графики. Материалы и инструменты для рисования. Основные периоды в развитии искусства графики.


ПО ТЕМЕ 3

  • Разбираться в истории становления графики как вида искусства.

  • Разбираться основных выразительных средствах графики (линия, силуэт, контур, штриховка, он, красочное пятно, черно-белое цветовое соотношение).

  • Понимать различия между графикой и живописью.

  • Знать, какие материалы и инструменты используются для рисования.




Тема 4. Введение в изучение живописи. Суть живописи как вида искусства. История видов и жанров живописи. Материалы, инструменты и живописные техники в их историческом развитии. Композиция картины (горизонт, центр, соотношение левой и правой частей, ритм линий, форм и колорита). Художественный анализ живописного произведения. Основные художественные стили в живописи с древнейших времен до начала ХХ века.

ПО ТЕМЕ 4

  • Иметь общее представление о живописи.

  • Различать основные художественные стили живописных произведений.

  • Представлять композиционные особенности картины.

  • Иметь представление о свете и тени в живописи как о средстве конструирования формы предметов.

  • Уметь объяснить движение и время в живописи с древнейших времен до начала ХХI века.




^ Тема 5. Основы теории и истории скульптуры. Скульптура как вид изобразительного искусства. История жанров в скульптуре. История материала и техники скульптуры. Роль постамента в скульптуре различных исторических эпох. Художественный анализ скульптуры.

ПО ТЕМЕ 5

  • Знать отличия скульптуры от других видов искусства.

  • Понимать содержание скульптурных образов.

  • Уметь объяснить, как развивалась скульптура с первобытной эпохи до начала XXI века.

  • Понимать развитие мотива движения (пространственное движение в скульптуре Древней Греции, экспрессивное движение в готической скульптуре, чувственное движение в древнеиндийской скульптуре, движение у Микеланджело и в скульптуре барокко, импульсивное движение в скульптуре ХХ века).

  • Уметь различать различные жанры в скульптуре (монументальная скульптура, мелкая пластика, станковая скульптура, скульптурный портрет, барельеф, глиптика, медальерное искусство).

  • Уметь анализировать скульптурные произведения.




^ Тема 6. Основы теории и истории архитектуры. Архитектура как вид искусства. Материалы архитектуры. Специфические художественные средства архитектуры. Виды концепций пространства в архитектуре с древнейших времен до начала ХХ века как отражение мировоззрения эпохи. Художественный анализ архитектуры. Характеристика основных стилей в мировой архитектуре.


ПО ТЕМЕ 6

  • Объяснить, что архитектура является важным для человека видом искусства.

  • Различать специфические художественные средства архитектуры: сочетание с особенностями окружающей природы, основные элементы конструкций здания (фундамент, несущие части, перекрытия, венчающие части), элементы декорации, архитектурная композиция (внешний и внутренний масштаб, пропорции частей здания).

  • Различать устройство и виды фасада, метрическое и ритмическое членение плоскостей, симметрию и ассиметрию в архитектуре, тектонику.

  • Уметь анализировать шедевры архитектуры всего мира.

  • Понимать архитектурные стили мира разных эпох.




Тема 7. Художественного оформление предметного мира. Функции и художественные особенности прикладного и декоративного искусства. Стили в искусстве моделирования одежды и мебели, бытовой керамики, художественного стекла, изготовления игрушек, ювелирного искусства. Орнамент – стиль эпохи. Основные типы и виды орнамента.


ПО ТЕМЕ 7

  • Знать отличия декоративно-прикладного искусства от других видов искусства.

  • Понимать содержание и функции декоративного и прикладного искусства.

  • Уметь объяснить, как развивалось декоративно-прикладное искусство у разных народов.

  • Анализировать стили в искусстве моделирования.

  • Знать классификацию декоративно-прикладного искусства.

  • Объяснять причины и истоки возникновения орнамента, его особенности.




Тема 8. Введение в изучение литературы. Разграничение понятий «всемирная», «национальная» и «мировая» литература. Мировая литература как диалог вершинных достижений национальных литератур в аспекте их мирового значения. Особенности видов и жанров литературы. Приоритеты литературы в структуре национальных культур

ПО ТЕМЕ 8

  • Иметь общее представление о литературе как виде искусства.

  • Различать основные жанры литературных произведений.

  • Представлять композиционные особенности произведений литературы.

  • Иметь представление о различиях понятий «всемирная», «национальная» и «мировая» литература.

  • Разбираться в роли и предназначении литературы в мировой художественной культуре.

  • Оценивать литературных героев с точки зрения современности.




Тема 9. Введение в изучение музыкальной культуры. Особенности структурных компонентов музыкальной культуры. Стилистика в музыке. Музыка в культурно-историческом развитии и в актуальной культуре.

ПО ТЕМЕ 9

  • Иметь представление о музыкальном искусстве.

  • Отличать разные жанры музыкального искусства.

  • Различать, как определять музыкальные произведения по «почерку» композитора и эпохи.

  • Объяснить влияние музыкального искусства на актуальную культуру.

  • Знать представителей музыкальных стилей разных эпох.

  • Объяснить влияние исторических изменений на развитие музыкального искусства.




Тема 10. Особенности синтетических искусств. Суть синтетических искусств – синтез художественных средств разной природы для создания художественного образа. Художественные особенности хореографии, театра, кино, дизайна. История развития синтетических искусств.

ПО ТЕМЕ 10

  • Уметь объяснить, каковы истоки происхождения синтетических искусств.

  • Объективно оценивать необходимость синтетических искусств в современном мире.

  • Различать виды синтетических искусств.

  • Уметь выражать мысли об истории развития синтетических искусств от первобытности до начала XXI века.




Тема 11. Основы герменевтики и семиотики искусства. Проблема понимания художественного языка и смысла произведений искусства прошлых лет. Метод герменевтики в искусствознании. Знак и символ в искусстве. История основных распространенных символов в искусстве с древнейших времен до настоящего времени.

ПО ТЕМЕ 11

  • Раскрывать содержание терминов «семиотика», «семантика».

  • Уметь различать знаки и символы в искусстве прошлого и настоящего.

  • Уметь объяснить истоки, происхождение и этапы развития символов в искусстве мира, России и региона.

  • Знать специфику происхождения знаков и символов с древнейших времен и их значение.

Основное содержание мировой художественной культуры


^ Тема 12. Образ человека в художественной культуре. Идеальные типы личности с первобытной эпохи до ХХ века. Идеал красоты мужчины и женщины. Костюмы эпохи как отражение представлений о человеке. Художественные модели взаимоотношений между людьми (любовь, дружба, семья, брак, социальный коллектив).

ПО ТЕМЕ 12

  • Уметь объяснить, как в художественной культуре возникает и воплощается образ человека.

  • Проводить анализ художественных образов человека в произведениях разных видов искусства.

  • Понимать смысл понятия «идеал красоты в искусстве», его особенности в разных странах в разные временные отрезки.

  • Уметь определять по костюмам разных эпох образы людей, их характер и мировоззренческие устои.




^ Тема 13. Образ мироздания в художественной культуре. Отношение к природе и формирование ее облика в художественных образах исторических эпох. Художественные образы обитаемого пространства в архитектуре. Религия в художественной культуре: образ божества, особенности культового искусства. Основные категории мироздания в художественном отражении (время, пространство, движение, представления о смерти).

ПО ТЕМЕ 13

  • Разбираться в сущности, видах проявления идей мироздания людей разных стран.

  • Анализировать отношение к природе по художественным образам исторических эпох.

  • Знать происхождение религий мира (фетишизм, анимизм, тотемизм, шаманизм).

  • Понимать особенности культового искусства.

  • Различать основные категории мироздания в художественном отражении.




Тема 14. Отражение в искусстве общественных отношений. Характер взаимодействия социальных условий существования художественной культуры и создаваемой искусством картины. Отражение социальной структуры общества в художественных образах эпохи. Образ власти и государства. Хозяйство и труд человека, отношения к богатству и бедности в художественной модели эпохи.

ПО ТЕМЕ 14

  • Объяснить, каким образом в искусстве и в каких его видах отражаются социальные условия, структура общества.

  • Уяснить, какие жанры искусства наиболее полно отражают общественные отношения.

  • Иметь представление о произведениях искусства, в которых выражены образы власти и государства.




^ Тема 15. Педагогический потенциал художественной культуры. Взаимодействие педагогики и художественной культуры. Воспитательное назначение искусства в представлениях древних мыслителей. Значение педагогического потенциала художественной культуры.

ПО ТЕМЕ 15

  • Иметь представление о влиянии искусства на воспитание и образование подрастающего поколения.

  • Отличать произведения искусства, несущие в себе богатый педагогический потенциал.

  • Различать, какие произведения несут «положительную», а какие «отрицательную» тенденцию в педагогический процесс.

  • Объяснить влияние художественной культуры на современную жизнь.

Социально-историческое развитие мировой художественной культуры


^ Тема 16. Художественная культура первобытности. Синкретическая целостность первобытной культуры, основные этапы ее формирования и развития. Роль обряда, обычая, ритуала. Миф как содержательная основа художественной культуры. Влияние религиозно-магических представлений на художественную культуру.

ПО ТЕМЕ 16

  • Иметь представление о появлении первобытной художественной культуры (XIX век).

  • Объяснить конкретность и метафоричность первобытного мышления.

  • Объяснить эволюцию художественных стилей от палеолита к неолиту.

  • Различать специфические художественные произведения первобытной эпохи.

  • Различать виды первобытных религиозно-мистических представлений.

  • Иметь представление о мифе, как древней форме восприятия мира.




Тема 17.Художественная культура древневосточных цивилизаций. Понятия «Восток-Запад» в художественной культуре. Традиционность, консерватизм и цикличность как особенности Востока и их влияние на художественную культуру. Художественная культура Древнего Египта. Особенности художественной культуры древнего Междуречья. Художественная культура Древней Индии.

ПО ТЕМЕ 17

  • Раскрывать содержание понятий «цивилизация», «Восток», «Запад».

  • Иметь представление об особенностях Востока.

  • Иметь представление об особенностях Запада.

  • Объяснить особенности взаимодействия «Восток-Запад».

  • Различать произведения культуры Древнего Междуречья.

  • Различать произведения культуры Древней Индии.




Тема 18. Античная художественная культура. Античное мировоззрение как основа художественной культуры. Представления о космосе, материализм и телесность, идея судьбы в искусстве и литературе. Художественная культура Древней Греции. Греческая мифология – содержание античного искусства. Особенности художественной культуры Древнего Рима. Римские завоевания и складывание особенностей римской художественной культуры.

ПО ТЕМЕ 18

  • Иметь представление об античности, истоках возникновения названия эпохи; странах, относящихся к античности.

  • Отличать мифологических персонажей Древней Греи и Древнего Рима.

  • Различать, в чем отличия и сходства культур Древней Греции и Древнего Рима.

  • Объяснить влияние представлений о космосе, мире античности на современность.

  • Понимать содержание основных произведений художественной культуры античности.

  • Представлять особенности греческой художественной культуры.

  • Представлять особенности римской художественной культуры (практическая направленность, простота форм, открытость и жизнеспособность, веротерпимость и консервативность).




^ Тема 19. Художественная культура средневековой Европы и Руси. Церковное искусство средневековой Европы V-XIV вв. Роль античных художественных традиций Востока. Периодизация развития культуры. Основные художественные стили эпохи средневековья. Средневековый собор как архитектурный ансамбль и центр всей культурной жизни. Византийский стиль (VI-XV вв.). Романский стиль (XI-XIII вв.). Готический стиль (XII-XIV вв.). Замковая рыцарская культура. Городская художественная культура средневековья. Художественная культура средневековой Руси IX-XVI веков.

ПО ТЕМЕ 19

  • Иметь представление об исторических факторах существования художественной культуры в эпоху средневековья.

  • Отличать разные стили Западноевропейского Средневековья (византийский, романский, готический).

  • Различать, в чем отличия и сходства культуры Западной Европы и Руси.

  • Объяснить влияние христианской религии на мировоззрения представителей Средневековья.

  • Понимать содержание основных произведений художественной культуры средних веков Западной Европы и Руси.

  • Понимать особенности городской и замковой художественной культуры средневековья.







^ Тема 20. Художественная культура средневековых восточных цивилизаций. Художественная культура Арабского халифата VII-XVII вв. Складывание ислама и арабские завоевания как основные условия формирования художественной культуры арабского халифата. Коран как художественное произведение и его влияние на культуру арабских стран. Художественная культура средневековой Индии. Художественная культура средневекового Китая. Художественная культура средневековой Японии VII-XVIII вв.

ПО ТЕМЕ 20

  • Объяснить особенности стран Арабского халифата, их географическое и экономическое положение.

  • Иметь представление о специфике изложения арабского мировоззрения в Коране.

  • Представлять социально-этические принципы ислама и их роль в художественной культуре.

  • Отличать произведения культуры средневековых Индии, Китая и Японии.

  • Различать, в чем отличия и сходства культур Индии, Китая и Японии.

  • Объяснить влияние арабских завоеваний на формировании культуры арабского халифата.




^ Тема 21. Художественная культура переходного периода от средневековья к цивилизации индустриального общества (XIV-XVIII вв.). Общие тенденции в развитии мировой художественной культуры XIV-XVIII веков. Освобождение культуры от влияния церкви и возрастание светского начала. Многообразие стилей и направлений. Исторические условия формирования художественной культуры.

ПО ТЕМЕ 21

  • Иметь представление о художественной культуре переходного периода (XIV-XVIII веков).

  • Различать, в чем принципиальные особенности перехода от коллективного к индивидуальному характеру творчества в художественной культуре.

  • Различать разные стили и направления, возникшие в период с XIV до XVIII века.

  • Объяснить исторические условия формирования художественной культуры: зарождение капиталистических отношений, реформационное движение и складывание протестантизма как религиозной системы, образование национальных государств, первые буржуазные революции XVII-XVIII вв. в Нидерландах, Англии и Франции.




^ Тема 22. Художественная культура XIX-XXI вв. Стиль романтизм в художественной культуре XIX века. Реализм в художественной культуре XIX века. Художественная культура Западной Европы и России на рубеже XIX и XX веков. Тенденции в развитии художественной культуры ХХI века.

ПО ТЕМЕ 22

  • Объяснить особенности художественной культуры XIX-XX веков в Западной Европе и России.

  • Иметь представление о специфике разных стилей и направлений (романтизм, реализм, импрессионизм, дадаизм, сюрреализм, авангардизм, кубизм, рационализм, ташизм и др.).

  • Представлять особенности проявления художественной культуры в Западной Европе, России, Советском Союзе, Республике Башкортостан.

  • Отличать произведения культуры разных стилей и направлений.

  • Понимать специфику современного искусства, особенности актуальной культуры.


^ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации компетентностного подхода предлагается использование таких форм проведения занятий, как реферат, работа с контурными картами, работа с табличным материалом, работа над тезаурусом, выполнение дидактической игры, заполнение таблицы основных имен и событий.

Реферат. В процессе изучения программного материала по курсу культурологии студенты должны написать реферат на одну из тем, указанных выше. Порядок распределения тем определяется преподавателем. Объем реферата составляет не менее 20 страниц рукописного, (машинописного, компьютерного) текста. Страница заполняется только с одной стороны. Формат А-4 или вертикально развернутый двойной тетрадный лист. Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе номер "1" не ставится. Образец оформления титульного листа приводится ниже. Реферат делится на разделы (главы, параграфы). План (или содержание) реферата приводится на 2-ой странице работы. В конце реферата на отдельном листе приводится список использованной литературы.

Работа с контурными картами. Данный вид работы предполагает освоение материала по культуре Древнего мира и Средневековья. В самостоятельно приобретенных контурных картах Древнего мира (возможно использование копий контурных карт) студенты заполняют места очагов зарождения человеческой культуры и границы расселения первобытного человека; распространения культур Древнего мира и средневековья (Древнего Египта, Китая, Японии, Арабского халифата, Месопотамии, Персии и др.) по мере изучения данных тем.

Работа с табличным материалом. Необходимо выполнить «Дерево пантеона Богов Др. Греции». К нему составить сопоставительные таблицы с пантеоном Древнего Рима. Работу разместить на двух листах формата А4 (альбомные).

Работа над тезаурусом. В течение учебного курса вести словарь терминов, понятий, имен, названий. Использовать тетрадь не менее 42 листов.

Выполнение дидактической игры. По пройденному материалу составьте: кроссворд, чайнворд, лото и т.п. Выбор формы и оформления игры может быть произвольным.

Выполнить таблицу основных имен и событий. В восемнадцати листовой тетради выполнить и заполнить в течение учебного года таблицу, которая бы содержала следующий материал: страну, временные рамки, имя выдающегося человека, основные вехи жизни и творчества, произведения, научные открытия, роль в изменении хода истории.


^ 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРС


Темы эссе, рефератов, курсовых работ:

  1. «Народничество» как символ просвещенных людей.

  2. «Серебряный век» русской культуры.

  3. Барокко в художественной культуре XVII века.

  4. Библия как историко-культурный памятник.

  5. Взаимодействие и взаимопроникновение культур.

  6. Взаимоотношение идеологических и гуманистических тенденций в художественной литературе.

  7. Генезис культуры.

  8. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

  9. Европейская культура первой половины XX века.

  10. Исторические судьбы российской интеллигенции.

  11. Концепция культуры В.Соловьева.

  12. Концепция культуры З.Фрейда.

  13. Концепция культуры Н.Бердяева.

  14. Коран как историко-культурный памятник.

  15. Кризис культуры XX века и пути его преодоления.

  16. Культура античной Греции.

  17. Культура Башкортостана в Х-XV веков.

  18. Культура Древнего Вавилона.

  19. Культура Древнего Египта.

  20. Культура Древнего Китая.

  21. Культура Древнего Рима.

  22. Культура Древней Индии.

  23. Культура Древней Руси.

  24. Культура Древней Японии.

  25. Культура и общество: механизм взаимодействия.

  26. Культура как социальное явление.

  27. Культура природопользования и экология.

  28. Культура России в конца XX – начала ХXI века.

  29. Культура России накануне Октябрьской революции.

  30. Культура советского периода: достижения и потери.

  31. Культура современных социальных групп.

  32. Культурная функция предметной среды.

  33. Личность как субъект культуры.

  34. Массовая и элитарная культура в современном обществе.

  35. Материальная культура первобытного общества.

  36. Место России в мировой культуре.

  37. Миф как форма культуры.

  38. Мода как культурный феномен.

  39. Наука, техника и культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности.

  40. Национальное и общечеловеческое в культуре.

  41. Организационная культура и культура предпринимательства.

  42. Основные доминанты культуры европейского Просвещения.

  43. Основные черты европейской культуры XIX века.

  44. Основные черты культуры России XIX века.

  45. Основные школы иконописи.

  46. Особенности европейской культуры Нового времени.

  47. Особенности европейской культуры эпохи Возрождения.

  48. Особенности охраны национального культурного наследия.

  49. Особенности Северного Возрождения.

  50. Особенности художественной культуры Запада и Востока.

  51. Отечественная культура в годы Великой Отечественной войны.

  52. Отличие христианства от языческих верований.

  53. Отличительные черты европейской культуры средних веков.

  54. Памятники первобытной культуры на территории современного Башкортостана.

  55. Педагогическая культура, ее роль в становлении будущего педагога.

  56. Педагогические взгляды Западной Европе в средние века.

  57. Понятие деловой культуры.

  58. Природа как объект художественной культуры.

  59. Происхождение искусства.

  60. Расцвет театральной и музыкальной культуры XVIII века.

  61. Религия в системе культуры.

  62. Реформы Петра I и преобразование быта и культуры России.

  63. Романтизм в искусстве XIX века.

  64. Русская культура XII-XV веков.

  65. Русская культура между Востоком и Западом.

  66. Система культуры и ее элементы.

  67. Театр и киноискусство XX века.

  68. Универсальность человека Нового времени.

  69. Художественная культура исламского мира.

  70. Художественная культура как часть духовной культуры.


Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения курса, а также для контроля СРС

Виды текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов. Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе семинарских занятий, промежуточный контроль – с помощью тестирования по блокам курса, итоговый контроль – зачет.

ВОПРОСЫ ЗАЧЕТА (экзамена)

  1. Архитектура как вид искусства.

  2. Барокко.

  3. Библия как историко-культурный памятник.

  4. Графика как вид искусства.

  5. Гуманизм – ценностная основа культуры Возрождения.

  6. ДПИ и дизайн.

  7. Живопись как вид искусства.

  8. Импрессионизм.

  9. Классицизм.

  10. Коран – главная книга мусульман.

  11. Культура «Серебряного века».

  12. Культура 17 века (Зап. Европа, Россия).

  13. Культура 19 века (реализм, импрессионизм).

  14. Культура античной Греции.

  15. Культура Возрождения.

  16. Культура Древнего Египта.

  17. Культура Древнего Египта. Влияние египетского мировоззрения на культуру современности.

  18. Культура Древнего Китая.

  19. Культура Древнего Рима.

  20. Культура Древней Греции.

  21. Культура Древней Индии. Мировоззрение и религия древних индийцев.

  22. Культура Древней Руси.

  23. Культура и искусство XX века.

  24. Культура мира конца XX – начала ХXI века.

  25. Культура начала 19 века (романтизм).

  26. Культура начала 20 века.

  27. Культура первобытности.

  28. Культура Просвещения (Зап. Европа).

  29. Культура Просвещения (Россия).

  30. Культура Средневековья (Христианство).

  31. Культура России конца XX – начала ХXI века.

  32. Культура Средневековья (Ислам).

  33. Культура Средневековья (Христианство).

  34. Литература как вид искусства.

  35. Материальная культура первобытного общества, ее роль и значение.

  36. Мировоззрение, его виды.

  37. Музыка как вид искусства.

  38. Основные доминанты культуры европейского Просвещения.

  39. Основные черты европейской культуры XIX века.

  40. Основные черты культуры России XIX века.

  41. Особенности европейской культуры Нового времени.

  42. Особенности европейской культуры эпохи Возрождения.

  43. Особенности Северного Возрождения.

  44. Отличие христианства от языческих верований.

  45. Отличительные черты европейской культуры средних веков.

  46. Педагогические взгляды Западной Европы в средние века.

  47. Передвижничество.

  48. Реализм.

  49. Романский, готический стили архитектуры.

  50. Романтизм в искусстве XIX века.

  51. Сентиментализм.

  52. Универсальность человека Нового времени.

  53. Художественная культура исламского мира.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Проверка качества усвоения знаний на дневном отделении определяется по системе «зачет», «незачет», учитывает работу студента в ходе семинарского занятия, посещаемость занятий, уровень выполнения теста (для получения зачета необходимо набрать количество баллов выше среднего по группе, или дать правильный ответ на 75% тестов), а также всех заданий, описанных в графе «Образовательные технологии».


^ 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВНАЯ:

  1. Балакина, Т.И. Россия IX-начало XX века. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 200с.

  2. Бочкарева, Н.С. Мировая художественная культура для филологов: Учеб. пособие для вузов.- Пермь: Перм. ун-т, 2003.- 134с.

  3. Вачьянц, А.М. Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 231с.
    Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье.- М.: Айрис-Пресс, 2004. - 134с.

  4. Гоголев, К.Н. Западная Европа и Ближний Восток: краткий конспект. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 258с.

  5. Гоголев, К.Н. Индия, Китай, Япония: учеб. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.- 319с.

  6. Дмитрюкова, Л.В. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов музык.-пед. фак. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.- 83с.

  7. Драхлер, А.Б. Мировая художественная культура.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2002.- 214с.

  8. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 543с.

  9. Зарецкая, Д.М. Западная Европа и Древний Восток: учеб. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 300с.

  10. Караськова, О.В. Средние века. Возрождение: Учеб. пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2003.- 412с.

  11. Карпушина, С. В. Мировая художественная культура: Древ. Мир.- М.: ОЛМА-пресс, 2002. - 413с.

  12. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие.- СПб.: СпецЛит, 1999. - 24с.

  13. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: АСТ: Астрель, 2001.- 318с.

  14. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 318с.

  15. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура. - Минск: ТетраСистемс, 2000.- 287с.

  16. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Темат. слов./ М.А. Гузик и др.-М.: Крафт: Крафт+, 2004. - 800с.

  17. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: хрестоматия/ сост. И.Химик.- Краснодар: Лань, 2004. – 798с.

  18. Мировая художественная культура: Живопись. Скульптура. Архитектура. Литература. Музыка. Театр: Словарь-справочник/ Алферова И. В. и др.- Смоленск: Русич, 2002. – 589с.

  19. Хоруженко, К.М. Мировая художественная культура: Структур.-логич. схемы: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 206с.

  20. Мировая художественная культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. проф. Б.А.Эренгросс. - Москва: Высшая школа, 2005. - 509с.

  21. Ойстрах, О. Г. Методическое пособие по курсу "Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток". - М.: Фирма МХК: Книголюб, 2000.- 142с.

  22. Смирнова, В.В. Иран. Византия. Арабский Халифат: учеб. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 109с.

  23. Федорова, Л.И. Мировая художественная культура: Учебно-метод. пособие для студентов: Для студентов пед. Вузов. - Мурманск: МГПУ, 2003.- 101с.

  24. Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура: Для студентов колледжей; Под ред. О.А.Митрошенкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 283с.

  25. Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.- Ростов н/Д: Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 284с.

  26. Я познаю мир. Мировая художественная культура: Эцикл./ Е.Ю. Пархоменко.- М.: Астрель и др., 2003.- 397с.

  27. Яхонтова, Е.С. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП: О-во "Знание", 2003.- 142с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М.: Знание, 1993.

  2. Алпатов М. Художественные проблемы итальянского Возрждения. – М., 1976.

  3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей мировой истории искусств. Избранные искусствоведческие работы. – М., 1979.

  4. Алпатов. М. Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные искусствоведческие работы. – М., 1979.

  5. Аронов А.А. Мировая художественна культура. Россия. Конец XIX- XX вв. – м.: Издательский центр АЗ, 1998.

  6. Афанасьева В. Искусство Древнего Востока. – М., 1976.

  7. Балакина Т.И. Мировая художественная культура России IX-XIX вв. – М: Издательский центр ЛЗ, 1997.

  8. Бартенев Б.Р., Батажкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

  9. Бертольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М., 1992.

  10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1980.

  11. Бреславец Т.И. Очерки японской поэзии IX-XVII вв. – М., 1994.ю

  12. Бритова Н.Н. Римский скульптурный портрет. – М., 1978.

  13. Бродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество. От рождения до порога цивилизации. – Владивосток, 1995.

  14. Брянская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. 0 М.: Просвящение, 1993.

  15. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1995.

  16. Вейман Р. История литературы и мифология. – М.: Прогресс, 1975.

  17. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского возрождения. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.

  18. Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки истории русской исторической живописи XVIII- начала ХХ вв. – Л.: Искусство, 1973.

  19. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

  20. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

  21. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры. – М., 1997.

  22. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. – М., 1960-60.

  23. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.

  24. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия. Китай. Япония. – М.: Издательский центр АЗ, 1997.

  25. Городская культура Средневековье и начало Нового времени. – М., 198

  26. Грабарь И.Э. История русского искусства в 6-ти томах. – М., 1969.

  27. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. – М., 1969.

  28. Груббер Р.И. Всеобщая история музыки. – М.: Музгиз, 1965.

  29. Гуревич А.Я Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.

  30. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – М.: Наука, 1988.

  31. Добиаш-Рожднственская О.А. Культура западноевропейского средневековья.

  32. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Высшая школа, 1990.

  33. Иллюстрированная энциклопедия моды / Пер. с чешского. – Прага, 1966.

  34. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1993.

  35. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 1994.

  36. История и культура Древней Индии: Тексты/ Сост. А.А. Вигасин. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

  37. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII вв. – М. 1988.

  38. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. – М.: Искусство,1981.

  39. История искусства зарубежных стран. Средние века и Возрождение. – М., 1982.

  40. История искусства: В 13-ти т. / Под ред. Грабаря И., Лазарева В.Н. и др. – М., 1953-1969.

  41. История русского искусства: В 2 т. / Под ред. Раковой И. и др. – М.: Искусство, 1979-1980.

  42. История русской архитектуры / Под ред. Ушакова Ю.С. – М., 1994.

  43. История русской литературы XI-XX вв.: Краткий очерк. – М.: Наука 1983.

  44. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологи. Взаимодействие художественных культур. – М., 1994.

  45. Каждан А.П. Византийская культура X-XII вв. – М., 1968.

  46. Казин А.А. Образ мира: искусство в культуре ХХ века. – СПб, 1991.

  47. Кантор А.М. Изобразительное искусство ХХ века. – М., 1973.

  48. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. Искусство средневекового Востока. – М., 1989.

  49. Кирквуд К.П. Ренессанс в Японии. Культурный образ семнадцатого столетия. – М.: Наука, 1988.

  50. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996.

  51. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пос. – М.: Аспект Пресс, 1997.

  52. Кривцун О.А. Эволюция художественных форм: культурологический анализ. – М., 1992.

  53. Культура Возрождения XVI века. – М. Наука, 1981.

  54. Культура Возрождения и Реформации. – М.: Мысль, 1978.

  55. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. – М., 1977.

  56. Кун. Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1980.

  57. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. – М., 1978.

  58. Ливанова Т.И. История западной музыки. – М.: Музыка, 19985.

  59. Лихачев Д.С. История древнерусской литературы. – М., 1967.

  60. Лихачев Д.С. Развитие русской культуры X-XVII вв.: эпохи и стили. – М., 1973.

  61. Лихачев Д.С. Развитие русской культуры X-XVII веков: эпохи и стили. – М., 1973.

  62. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда – М.: Искусство, 1992.

  63. Лихачева В.Д. Византийская миниатюра. – М., 1977.

  64. Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 6-ти тт. – М.: Искусство, 1970.

  65. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М.: Искусство, 1994.

  66. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. – М., 1982.

  67. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М.: Наука, 1976.

  68. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 3 т. – М.: АО «Академия моды», 1993.

  69. Мещеряков А.И. Герои, творцы, хранители японской старины. – М.: Наука, 1988.

  70. Мифологические сюжеты в изобрпзительном искусстве. – М.: Искусство, 1982.

  71. Моде Х. Искусство Южной и Юго-восточной Азии. Малая история искусств. – М., 1978.

  72. Очерки истории арабской культуры X-XV вв. – М., 1982.

  73. Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. Кузнецовой Т.Ф. – М.: «Языки русской культуры», 1997.

  74. Очерки русской культуры XVIII века. Ч.3, 4. – М.: МГУ, 1988-90.

  75. Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. – М., 1970.

  76. Покровская А.Н. Художественные ценности в меняющемся мире. – Минск, 1990.

  77. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. – М., 1989.

  78. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. – М., 1974.

  79. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов // Серия БВЛ. – М., 1974.

  80. Правоторова А.А., Штуден Л.Л. История мировой и отечественной культуры. Культура западноевропейского средневековья. – Новосибирск, 1995.

  81. Пути развития русского искусства конца XIX – начала ХХ веков. – М., 1972.

  82. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М.: Высшая школа, 1977.

  83. Рейнград Л.я. Современное западное искусство. – М., 1983.

  84. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М., 1982.

  85. Русский авангард в кругу европейской культуры. – М., 1993.

  86. Русское искусство X – начала XX века. Архитектура, скульптура, живопись и графика/ Сост. Аленов М.М., Евангулова О.С. и др. – М., 1989.

  87. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. – М., 1980.

  88. Сарабьянов Д.В. Стиль Модерн: истоки, история, проблемы. – М., 1989.

  89. Советская живопись 1917-1971 гг. – М., 1976.

  90. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – ЧЧ века: исследования, очерки. – М., 1984.

  91. Темкин Э.Н., Эрман В.Г., Мифы древней Индии. – М.: Наука, 1983.

  92. Тронский И.М.История античной литературы. – М. Высшая школа, 19

  93. Тейлор Э. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.

  94. Тяжелов В. Искусство средних веков. – М., 1975.

  95. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. – М., 1971.

  96. Целлар К. Архитектура страны фараонов: Жилище живых, усопших и бога / Пер. с венг. А.Д. Ригимбекова. – М.: Стройиздат, 1990.

  97. Чегодаев А.Д. Наследники мятежной вольности. Пути художественного творчества от Великой французской революции до середины XIX века. – М.: Искусство, 1989.

  98. Шахнович И.И. Первобытная мифология и философия. – М., 1975.

  99. Шпенглер О.Закат Европы. –М., 1993.

  100. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

  101. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура от истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах. – М.: Новая школа, 1996.


Учебники и учебные пособия

  1. Балакина, Т.И. Россия IX-начало XX века. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 200с.

  2. Бочкарева, Н.С. Мировая художественная культура для филологов: Учеб. пособие для вузов.- Пермь: Перм. ун-т, 2003.- 134с.

  3. Вачьянц, А.М. Древняя Греция. Древний Рим. - М.: Айрис-пресс, 2004.- 231с.
    Вачьянц, А.М. Западноевропейское Средневековье.- М.: Айрис-Пресс, 2004. - 134с.

  4. Гоголев, К.Н. Западная Европа и Ближний Восток: краткий конспект. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 258с.

  5. Гоголев, К.Н. Индия, Китай, Япония: учеб. пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2004.- 319с.

  6. Дмитрюкова, Л.В. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов музык.-пед. фак. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.- 83с.

  7. Драхлер, А.Б. Мировая художественная культура.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2002.- 214с.

  8. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 543с.

  9. Зарецкая, Д.М. Западная Европа и Древний Восток: учеб. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 300с.

  10. Караськова, О.В. Средние века. Возрождение: Учеб. пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2003.- 412с.

  11. Карпушина, С. В. Мировая художественная культура: Древ. Мир.- М.: ОЛМА-пресс, 2002. - 413с.

  12. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие.- СПб.: СпецЛит, 1999. - 24с.

  13. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - 2-е изд., стер. - М.: АСТ: Астрель, 2001.- 318с.

  14. Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 318с.

  15. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура. - Минск: ТетраСистемс, 2000.- 287с.

  16. Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Темат. слов./ М.А. Гузик и др.-М.: Крафт: Крафт+, 2004. - 800с.

  17. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: хрестоматия/ сост. И.Химик.- Краснодар: Лань, 2004. – 798с.

  18. Мировая художественная культура: Живопись. Скульптура. Архитектура. Литература. Музыка. Театр: Словарь-справочник/ Алферова И. В. и др.- Смоленск: Русич, 2002. – 589с.

  19. Хоруженко, К.М. Мировая художественная культура: Структур.-логич. схемы: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 206с.

  20. Мировая художественная культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; под ред. проф. Б.А.Эренгросс. - Москва: Высшая школа, 2005. - 509с.

  21. Ойстрах, О. Г. Методическое пособие по курсу "Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток". - М.: Фирма МХК: Книголюб, 2000.- 142с.

  22. Смирнова, В.В. Иран. Византия. Арабский Халифат: учеб. пособие.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 109с.

  23. Федорова, Л.И. Мировая художественная культура: Учебно-метод. пособие для студентов: Для студентов пед. Вузов. - Мурманск: МГПУ, 2003.- 101с.

  24. Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура: Для студентов колледжей; Под ред. О.А.Митрошенкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 283с.

  25. Чернокозов, А.И. Мировая художественная культура: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.- Ростов н/Д: Феникс, 2004 (ЗАО Книга). - 284с.

  26. Я познаю мир. Мировая художественная культура: Эцикл./ Е.Ю. Пархоменко.- М.: Астрель и др., 2003.- 397с.

  27. Яхонтова, Е.С. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП: О-во "Знание", 2003.- 142с.


^ 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • типовые аудитории;

  • технические средства обучения: передвижная мультимедийная установка, видеоаппаратура.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки – библиотечно-информационная деятельность, квалификация «референт-аналитик информационных ресурсов».


Авторы: Жукова Е.Д., к.п.н., доцент;

Василина Д.С.,к.п.н., преподаватель.


Рецензент


Программа одобрена на заседании …

Эксперты:


По СКД всем:

УГНТУ, кафедра культурологии, д.и.н., профессор





В.А.Надеждина


УГПУ, кафедра культурологии, д.культ., профессор




И.Я.Мурзина










Скачать 481.57 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер481.57 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх