Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия и история религий» для специальности 050401. 65 «История» Учебно-методический комплекс icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия и история религий» для специальности 050401. 65 «История» Учебно-методический комплекс


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «философия и история религий» для специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История религии для специальности 050401...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «современные средства оценивания результатов...
Учебно-методический комплекс спецкурса по специальности 050401 (032600) «История» Составитель: к...
Учебно-методический комплекс по специальности 050401 (032600) «История» Заочное отделение...
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс история педагогики и образования...
Учебно-методический комплекс по курсу психологи я для специальностей «050102. 65  - биология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии 1917 2008 гг.» 050401 История...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

Педагогическая академия


кафедра философии, социологии,

политологии и права


Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«философия и история религий»

для специальности 050401.65 «История»



Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

Протокол № 8 от «30» мая 2008 г.

Составитель: к.ф.н.,

ст. преп. Тарасов О.В.,

ассистент Булатов А.С.



Зав. кафедрой ________проф. Р.Б. Сабекия


Стерлитамак 2008


Оглавление


Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Истории религии»

Учебная программа


Введение

Объем и сроки изучения курса:

Содержание дисциплины и виды занятий

Содержание разделов дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

- перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

- примерный перечень вопросов к экзамену

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

- основная и дополнительная литература


Рабочая программа


Пояснительная записка

Требования к уровню освоения дисциплины

Содержание дисциплины (тематический план):

- тематика лекций

- тематика семинарских занятий и задания для самостоятельной работы студентов

- учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература)

Методические рекомендации для преподавателей

Методические указания для студентов

Материалы для проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов

Конспекты лекций


^ Требования ГОС к обязательному минимуму

содержания основной образовательной

программы подготовки по дисциплине

«История религий».

Религия и её социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религий. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной культуры в мировых традициях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога.


^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье. В силу тотальной экспансии возведённых в ранг общечеловеческих западных ценностей, и в вестернизированных обществах незападного мира светскость стала восприниматься как показатель общего прогресса, а религиозность пережитком прошлого, признаком отсталости. Однако современный постиндустриальный мир становится свидетелем десекуляризации мировой цивилизации в масштабах всей планеты. Именно этим обусловливается быстро растущий интерес к феномену религии. Религиоведческие знания уже значатся в системе отечественного гуманитарного образования как социально значимые. Введение на историческом факультете в рамках специализации «социально-гуманитарные дисциплины» такого учебного курса, как «Философия и история религий» связана с всё более актуализирующейся необходимостью исследования религии.

Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение методологических основ философии и принцип историзма.

^ Цель курса – совершенствование философско-мировоззренческой и конкретно-исторической подготовки студентов посредством овладения предложенной религиоведческой дисциплины.

В круг основных задач курса входит: 1) изучение исторического развития религиософской мысли; 2) выяснение сущностных характеристик содержания религиософских концепций в разные эпохи истории; 3) изучение вероучительных основ отдельных религий, их возникновение и развитие в историко-культурном контексте.

^ Воспитательные задачи для данного курса являются не только необходимыми, а приоритетными. Студентам следует внушить, что пропагандируемая современными средствами массовой информации концепция «столкновения цивилизаций» (выработанная и идейно поддерживаемая в качестве инструмента политических «спекуляций») абсолютно не приемлемый путь развития мира. Ни одна религиозная система не конфликтогенна и не может быть таковой в своей основе, а наоборот, добродетельна, созидательна. Религиозные ценности (заповеди) самые простые, но в то же время самые истинные, великие и вечные.


^ Объем и сроки изучения курса


Объём дисциплины «Философия и история религий»

и виды учебной работы для студентов ДО ИстФ





Специальность 050401.65 «История»

Общая трудоёмкость

80

Аудиторные занятия

36

Лекции

36

Семинарские занятия

-

Самостоятельная работа

44

Вид итогового контроля (семестр)

Зачет (10 семестр)


^ Требования к уровню освоения дидактических единиц


Элементы содержания дисциплины (дидактические единицы)

Перечень контролируемых учебных элементов

Студент должен

Философия религии как философско-мировоззренческая дисциплина.


Знать: предметная область и функции философии религии; основные структурные компоненты философии религии; основные мировоззренческие типы философии религии;

Античная философия религии.


Знать: концептуальные программы античной религиософской мысли; особенности религиософских воззрений древневосточных мыслителей (брахманизм, буддизм, конфуцианство, даосизм);

Философия религии средневековья. Религиософские воззрения эпохи Возрождения


Знать: догматическая и философская теология средневековой религиософии; августинизм и томизм как наиболее влиятельные концепции средневековой философии религии; гуманизм и антропоцентризм как важнейшие черты философии религии эпохи Возрождения;


Философия религии Нового времени


Знать: атеизм новоевропейского философского религиоведения; концепции естественной религии, деизма и пантеизма философской теологии Нового времени; трансцендентализм и его эволюция в религиософских построениях И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля;

Основные концептуальные направления современной религиософской мысли

Знать: эволюция прагматистско-позитивистского философского религиоведения; неогегельянские и неокантианские религиософские построения; религиософская проблематика в концепциях психоанализа, экзистенциализма, персонализма и философской антропологии.

Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.


Знать: проблемы сущности, уровней, типов и функций религии как особой формы мировоззренческого знания и социального инсти­тута в исторической науке; история религий о происхождении рели­гиозных представлений; проблема первобытных форм религиозных верований.

Первобытные формы религии и религии древних цивилизаций

Знать: религия в Древнем Египте; религии Древней Греции и Древнего Рима; общие характерные черты мифов и ре­лигий древних цивилизаций.

Крупные национальные религии

Знать: общая характеристика, основные этапы развития индуизма; священные книги и вероучение иудаизма; священная книга и вероучение, культ, обряды и праздники зороастризма; основные этапы развития, вероучительные доктрины конфуцианства, даосизма, синтоизма;

Мировые религии: Буддизм


Знать: основные положения первоначального буддистского вероучения; распространение и основные направления в буддизме; отличительные черты вероучительных доктрин и культовых практик хинаяны, махаяны, ваджраяны;

Христианство

Знать: распространение и организационное оформление раннего христианства; особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии; возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма;

Ислам

Знать: основные положения вероучения, культовая практика, обряды и праздники ислама;

Нетрадиционные религии


Знать: нетрадиционные религии: причины распространения, характер­ные черты, классификация.



^ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ






Наименование темы




Лекции

(час.)



Самостоя

тельная

работа




Всего (час.)



1.



Философия религии как философско-мировоззренческая дисциплина.



2


2

4

2.


Античная философия религии.


2


4

6

3.



Философия религии средневе-

ковья. Религиософские воззре-

ния эпохи Возрождения



2


4

6

4.



Философия религии Нового

времени (ХVII-Х1Х вв.)



2


2

4

5.



Основные концептуальные на-

правления современной рели-

гиософской мысли (XX в.)



-



4

4

6.



Религия как особая форма мировоззренческого знания и социального института.



2


2

4

7.


Первобытные формы религии и религии древних цивилизаций.


6


6

12

8.


Крупнейшие национальные религии


6


6

12

9.


Мировые религии: Буддизм.


4


4

8

10.


Христианство

4


4

8

11.

Ислам

4

4

8

12.

Нетрадиционные религии


2

2

4




Итого

36

44

80


^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Философия религии (религиософия) как философско-мировоззренческая дисциплина

Философия религии как раздел философского знания, её пред­метная область (религия и бог) и функции. Основные структурные компоненты (формы) философии религии: философское религиоведение и философская теология. Философия религии как философское религиоведение и научное религиоведение (история религий, психо­логия религии, социология религии и т. д.). Философия религии как философская теология и догматическая теология (ортодоксия и мис­тицизм). Основные мировоззренческие типы (направления) филосо­фии религии (традиционализм и антитрадиционализм) и их важней­шие исторические разновидности: античный космоцентризм, средне­вековый теоцентризм, новоевропейский прогрессизм и антропоцен­тризм.

^ Тема 2. Античная философия религии

Космоцентризм античной философии религии как её специфиче­ская черта. Философское религиоведение античности. Философская теология античности. Платонизм и аристотелизм как выдающиеся концептуальные программы античной религиософской мысли. Осо­бенности религиософских воззрений древневосточных мыслителей (брахманизм, буддизм, конфуцианство, даосизм). Философия религии эпохи эллинизма и поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, скеп­тицизм, неоплатонизм). Основные итоги исторического развития ан­тичной религиософии в целом.

^ Тема 3.Философия религии средневековья. Религиософские воззрения эпохи Возрождения

Теоцентризм как основная специфическая черта средневековой западноевропейской философии религии (идеи креационизма, прови­денциализма, откровения и др.). Античная критика христианства и христианская апологетика. Догматическая и философская теология средневековой религиософии. Символизм и мистицизм, авторитар­ность и схоластичность религиософских построений средневековья. Проблема соотношения веры и разума. Августинизм и томизм как наиболее влиятельные концепции средневековой философии религии.

Особенности религиософских воззрений мыслителей мусульманского Востока.

Гуманизм и антропоцентризм как важнейшие черты философии религии эпохи Возрождения. Пантеизм философских теологии Н. Кузанского и Дж. Бруно. Реформация и протестантская религиософия.

^ Тема 4. Философия религии Нового времени (ХУН-Х1Х вв.)

Просветительство и прогрессизм новоевропейской философии религии как основные черты её исторической специфики. Критика христианской церкви и атеизм новоевропейского философского религиоведения. Концепции естественной религии, деизма и пантеизма философской теологии Нового времени. Трансцендентализм и его эволюция в религиософских построениях И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля. Антропологическая религиософия Л. Фейербаха. Марксизм как особая религиозно-коммунистическая док­трина прогрессистской идеологии. Либерально-позитивистская про­грамма философского религиоведения (Д. Юм, О. Конт, Милль, Г. Спенсер). Философская теология антипрогрессистской и антилибе­ральной религиософии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

^ Тема 5. Основные концептуальные направления современ­ной религиософской мысли (XX в.)

Особенности философии XX в., её основные направления и их отношение к религиософской проблематике. Эволюция прагматистско-позитивистского философского религиоведения: концепции Джемса, Л. Витгенштейна, Плеснера, Гелена, Флю, Берка, Нельсена. Неогегельянские и неокантианские религиософские построения; ре­лигия и бог в философии символических форм культуры Э. Кассирера. «Философия жизни», феноменология, философская герменевтика о проблемах философии религии (А. Бергсон, Э. Гуссерль, Гадамер). «Поворот к человеку» как главная специфическая черта современной философской теологии: концепции Маритена, Марселя, Тейяра де Шардена, Барта, Тиллиха, Швейцера, Хенгстенберга, Ранера. Религиософская проблематика в концепциях психоанализа (3. Фрейд, Юнг, Э. Фромм), экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю), персонализма и философской антропологии (Н.А. Бердяев, Шелер, Корет). Философия религии в странах Востока.

^ Тема 6. История религий о сущности, происхождении и пер­вобытных формах религиозных представлений

История религий как центральная дисциплина научного религиоведения. Проблемы сущности, уровней, типов и функций религии как особой формы мировоззренческого знания и социального инсти­тута в исторической науке. История религий о происхождении рели­гиозных представлений. Проблема первобытных форм религиозных верований. Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм как пер­вобытные формы религиозных верований и представлений. Эволюция религиозных институтов, представлений и верований в период пере­хода от первобытности к цивилизации.

^ Тема 7. Религии древних цивилизаций

Древние цивилизации мира как исторический феномен: общая характеристика. Религиозные верования и культы в Древнем Египте. Религии в Древней Месопотамии. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима. Религиозные представления и культы индейцев Цен­тральной и Южной Америки. Общие характерные черты мифов и ре­лигий древних цивилизаций. Главнейшие и второстепенные божества и их культы. Закономерности становления и основные этапы разви­тия. Храмы, праздники, обряды, жречество.

^ Тема 8. Крупнейшие национально-народностные религии

Национальные и народностные религии как феномен истории культуры. Индуизм: общая характеристика, основные отличия от ев­ропейской модели религии, основные этапы развития, вероучение, культы и обряды. Иудаизм: священные книги и вероучение; основные культы, обряды и праздники; организационная структура. Зороаст­ризм: возникновение и основные этапы развития; священная книга и вероучение; культ, обряды и праздники. Религии Китая и Японии: конфуцианство, даосизм, синтоизм: основные этапы развития, вероучительные доктрины и культы. Религиозные представления и культы древних германцев, славян и других народов Европы до принятия ими христианства. Традиционные религиозные верования, обряды и культы некоторых народов Африки и Океании, Азии и Америки.

^ Тема 9. Мировые религии

Мировые религии как всемирно-историческое явление. Соци­ально-культурные предпосылки возникновения буддизма. Жизнь Гаутамы Будды. Основные положения первоначального буддистского вероучения. Распространение и основные направления в буддизме. Отличительные черты вероучительных доктрин и культовых практик хинаяны, махаяны, ваджраяны. Буддизм в России. Религиозные и со­циальные истоки христианства. Личность и евангельская проповедь Иисуса Христа. Распространение и организационное оформление раннего христианства. Особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии. Возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма. Хри­стианство в России. Общекультурные предпосылки возникновения ислама. Жизнь и религиозная проповедь Мухаммеда. Коран и Сунна. Основные положения вероучения, культовая практика, обряды и праздники ислама. Шариат и мусульманское право, специфика рели­гиозной организации ислама. Историческое развитие и основные на­правления в исламе. Общая характеристика положения ислама в со­временном мире и России.

^ Тема 10. Нетрадиционные религии

Нетрадиционные религии: причины распространения, характер­ные черты, классификация. Неохристианские объединения протес­тантского толка: баптисты, пятидесятники, «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы», «Церковь Унификации», «Церковь Хри­стова». Неохристианство православного толка: старообрядцы, моло­кане, хлысты, пятикнижники, секты П. Иванова, Виссариона, «Богородничного Центра», «Белого Братства». Неоориентальные объеди­нения: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр», «Трансцендентальная медитация», «Аум Сенрикё». Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии», «Общество Аэтариус» и др. Сатанизм как феномен антихристианского, антитра­диционного мировоззрения и продукт массовой культуры: идеология, культ, основные организации, социальный состав.


^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Философия и история религий».

С первых же тем преподаватель должен акцентировать внимание студентов на базовые принципы учебно-познавательной деятельности в рамках изучения данного курса, связанных с его спецификой. Мировоззренческий выбор, например, в пользу атеизма одного из студентов, не должен становиться предметом обсуждения или острой дискуссии в аудиторных занятиях, а преподаватель должен поддерживать атмосферу «скрытой многополярности» взглядов. Нужно сознательно избегать использования сравнительного анализа, так как это может привести к попытке выявления истинности вероучительных положений одной из религий перед другими. Предпочтительным выглядит сопоставительный метод, который ориентирован на простое описание объективных фактов, а не нацелен на выявление качественных различий между ними.

На лекционных занятиях помимо изложения строго научного материала, предназначенного для записи студентам, следует активно привлекать и хрестоматийный материал, и первоисточники для поддержания живого интереса и воссоздания более ясной картины о предмете изучения.

Учебно-проверочная работа на семинарах должна способствовать пополнению, углублению, совершенствованию знаний студентов по предложенным темам, базовые моменты которых фиксируются на лекциях. Обязательно вынесение на рассмотрение ещё не затронутых аспектов темы. Не следует оценивать знания, уровень овладения материалом студента только по изложенному докладу. Он должен подтвердить высокий уровень владения материалом в ходе беседы в полилоговой форме «студент – аудитория – преподаватель». Поэтому в арсенале у преподавателя должны быть различные проблемные вопросы и задачи.

Преподаватель должен донести до сведения студентов, что курс «Философия и история религий» имеет своей целью научное и философское познание феномена религии, а не собственно религиозное познание, которое есть познание абсолютных, не подвергаемых сомнению, истин, и проистекает в рамках определённой конфессии, характеризируется обязательным соблюдением культово-обрядовой практики.

Изучение религиософских воззрений в их историческом развитии и истории религий как центральной дисциплины научного религиоведения требует от студентов систематической подготовки к семинарским занятиям в силу определённой преемственности и взаимосвязанности тем, что, несомненно, будет способствовать успешной сдаче различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля. Главнейшим назначением семинара является самостоятельное изучение предложенных вопросов. Семинар имеет и оценочно-контрольную функцию, где осуществляется, как было указано чуть ранее, текущий, промежуточный контроль успеваемости студентов, проверяются конспекты лекций.

Для всестороннего наиболее полного освоения тем студент должен привлекать широкий спектр библиографических источников (монографии, учебные пособия, энциклопедии, хрестоматии, первоисточники). Коллективное обсуждение вопросов, касающихся характера основных мировоззренческих типов философии религии и их важнейших исторических разновидностей, сущности религиософсих концепций отдельных философов позволит уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на семинаре должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив, продемонстрировать весь свой творческий потенциал.

По прохождению курса студент должен аналитически представить содержание основных типов философии религии и религиософских концепций, знать историю развития отдельных религий и их вероучительные доктрины.


^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1.Основные мировоззренческие типы философии религии и их важнейшие исторические разновидности.

2. Философия религии эпохи эллинизма и поздней античности.

3. Особенности религиософской мысли на Древнем Востоке.

4. Религиософские концепции Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

  1. Особенности религиософской мысли мусульманского Востока.

  2. Реформация и протестантская религиософия.

7. Просветительство и прогрессизм религиософии Нового вре­мени.

8. Деизм и пантеизм философской теологии Нового времени.

9. Либерально-позитивистская философия религии Нового вре­мени.

10. Антипрогрессистская и антилиберальная религиософия Нового времени.

11. Религия в системе культуры.

12. Эволюция религиозных институтов, представлений и верований в период перехода от первобытности к цивилизации.

13. Джайнизм: возникновение, вероучение, ритуалы, предписания.

14. Синтоизм - религия Японии.

15. Конфуцианство, даосизм: вероучительные доктрины и культы.

16. Буддизм в Китае и Японии: чань-буддизм и дзэн-буддизм.

17. Буддизм в России: ламаизм.

18. Особенности вероучения, культа и церковной организации православия и католицизма в их историческом развитии.

19. Возникновение и эволюция, догматика и культ протестантизма.

20. Христианство в России.

21. Ислам в России.

22. Ислам в современности.

23. Суфизм в истории ислама.

Примерный перечень вопросов к зачёту

1. Философия религии, ее предмет и функции.

2. Философское религиоведение и философская теология.

3. Основные мировоззренческие и исторические типы филосо­фии религии.

4. Космоцентризм античной философии религии

5. Платонизм как классическая религиософская концепция ан­тичности.

6. Философия религии эпохи эллинизма и поздней античности.

7. Религиософская мысль на Древнем Востоке.

8. Теоцентризм средневековой философии религии.

9. Религиософские концепции Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

10. Философия религии на мусульманском Востоке.

11. Гуманизм религиософской мысли эпохи Возрождения.

12. Реформация и философия религии протестантизма.

13.Просветительство и прогрессизм религиософии Нового вре­мени.

14. Атеизм философского религиоведения Нового времени.

15.Деизм и пантеизм новоевропейской философской теологии.

16.Религиософские воззрения представителей немецкой класси­ческой философии (от И. Канта до К. Маркса).

17.Либерально-позитивистская философия религии Нового вре­мени (от О. Конта до Г. Спенсера).

18.Антипрогрессистская и антилиберальная религиософия Ново­го времени (концепции А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше).

19.Эволюция прагматистско-позитивистской философии рели­гии в XX веке.

20.Неогегельянские и неокантианские религиософские концеп­ции.

21.Религиософские построения «философии жизни», феномено­логии, философской герменевтики.

22.«Поворот к человеку» в современной философской теологии (от Маритена до Ранера).

23.Философия религии психоанализа (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

24.Философия религии экзистенциализма (от М Хайдеггера до А. Камю).

25.Религиософские концепции в персонализме и философской антропологии.

26.Философия религии в странах современного Востока.

27.История религий как центральная дисциплина научного рели­гиоведения.

28.Религия как мировоззрение и социальный институт с точки зрения исторической науки и научного религиоведения.

29.Проблема происхождения религиозных представлений.

30.Первобытные формы религиозных представлений и верований: магия, шаманизм.

31. Первобытные формы религиозных представлений и верований: фетишизм, тотемизм, анимизм.

32.Религиозные представления и культы Древнего Египта и Древней Месопотамии.

33.Религиозные представления и культы Древней Греции и Древнего Рима.

34.Религиозные представления и культы индейцев Центральной и Южной Америки.

35.Индуизм, джайнизм, сикхизм: священные книги и вероуче­ние, особенности организации и культа, основные этапы историче­ского развития и современность.

36.Иудаизм: священные книги и вероучение, организационная структура и культ, история и современность.

37.Зороастризм: священная книга и вероучение, организация и культ, основные этапы истории и современность.

38.Конфуцианство, даосизм, синтоизм: основные этапы разви­тия, вероучительные доктрины и культы.

39.Религиозные представления и культы древних германцев, славян и других народов Европы до принятия ими христианства.

40.Традиционные религиозные верования некоторых народов Африки и Океании, Азии и Америки.

41. Буддизм: возникновение, распространение, основные идеи первоначального вероучения.

42. Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях буддизма. Буддизм в России.

43. Христианство: возникновение, распространение, основные идеи первоначального вероучения.

44.Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях христианства. Христи­анство в России.

45.Ислам: возникновение, распространение, основные идеи пер­воначального вероучения.

46.Историческая специфика доктрин, организации и культово-обрядовых практик в основных направлениях ислама. Ислам в России.

47.Протестантское неохристианство: баптисты, пятидесятники, «Адвентисты седьмого дня», «Свидетели Иеговы» и др.

48.Неохристианство православного толка: старообрядцы, моло­кане, хлысты, пятикнижники и др.

49.Неоориентальные объединения: «Общество Сознания Криш­ны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр» и др.

50.Сайентологическое направление: «Церковь сайентологии», «Общество Аэтариус» и др.

51 .Сатанизм в истории и современности: идеология и культ, ор­ганизация и социальный состав.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2005.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Издат. Дом «Nota Bene», 1998.

4. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

5. Классики мирового религиоведения: Антология / Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М., 1996.

6. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. -3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Ябло-ков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 2-е год., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1998.

8. Пивоваров Д.В. Философия религии: Уч. пособие. - Екатеринбург, 2006.

9. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2000.

10. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. Красникова А. Н. - М.: Университет: Юрайт, 2000.

11. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

12. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература


1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм: Со­временное истолкование древних текстов. - М.: Вост. Лит., 2001.

2. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. - М.: Наука, 1990.

3. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: Главные имена, основные термины и доктринальные понятия: Учеб. пособие для студентов. - М.: Вестком, 2000.

4. Библия (любое издание).

5. Большаков О.Г, История Халифата: В 4 т. - М.: Вост. лит. Т.. 1-2.-2002.

6. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: история. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, 2000.

7. БуайеЖ.Ф. Империя Муна / Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990.

8. Буддизм: Словарь / Л.Л. Абаева, В.П. Андросов, Э.П. Бакаева и др.; Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. - М.: Республика, 1992.

9. Буддийский мир / Редкол.: Б. Дондоков (гл. ред.), В. Бараев, Ч. Будаев. - М.: Раритет, 1994.

10. Бюркле X. Человек в поисках бога: проблема неохристианских религий. - М., 2001.

11. И. Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана) / Пер. с итал. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989.

12. Ермаков И.А. Ислам в культуре России в очерках и образах. -М.: Акад. проект, 2001.

13. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994.

14. В. О. Ключевский Православие в России. - М.: Мысль, 2000.

15. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

16. Кучер О.Н. Христианство: история и современность. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2004.

17. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. - М.: Восточ. лит. РАН, 2001.

18. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (ла­тинская патристика). - М.: Мысль, 1979.

19. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. - М., 1994.

20. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). - СПб.: РХГИ, 1997.

21. Мюллер А. История ислама: от доисламской истории арабов до падения Аббасидов: [пер. с нем.]. - М.: АСТ: Астрель, 2004.

22. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. / Авт.-сост. И. Куликов. - М., 1999.

23. Соколов В. В. Европейская философия XV – XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.

24. Степанянц М. Т. Восточная философия: Вводный курс. Из­бранные тексты. - М.: Восточ. лит., 2001.

25. Тайные общества и секты: Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики: [Подгот. текста Н.И. Марковой]. -Мн., 1996.

26. Ткачева А.А. Новые религии Востока. - М.: Наука, 1991.

27. Хартвиг Р. В клещах саентологии // Народное образование. 2003.-№4.-С. 237-245.

28. Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. О религиозной, социально-политической и идеологической доктрине иеговизма. - СПб., 1997.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Причиной глубокого духовного кризиса евроатлантической цивилизации (США, Канада, Европа) стала секуляризация всех сфер общественной жизни в постсредневековье. В силу тотальной экспансии возведённых в ранг общечеловеческих западных ценностей, и в вестернизированных обществах незападного мира светскость стала восприниматься как показатель общего прогресса, а религиозность пережитком прошлого, признаком отсталости. Однако современный постиндустриальный мир становится свидетелем десекуляризации мировой цивилизации в масштабах всей планеты. Именно этим обусловливается быстро растущий интерес к феномену религии. Религиоведческие знания уже значатся в системе отечественного гуманитарного образования как социально значимые. Введение на историческом факультете в рамках специализации «социально-гуманитарные дисциплины» такого учебного курса, как «Философия и история религий» связана с всё более актуализирующейся необходимостью исследования религии.

Изучение курса происходит во взаимодействии с широким кругом знаний социально-гуманитарного цикла, прежде всего с исторической наукой и философией, так как бесспорным фактором успешного освоения учебного материала являются применение методологических основ философии и принцип историзма.

Цель курса – совершенствование философско-мировоззренческой и конкретно-исторической подготовки студентов посредством овладения предложенной религиоведческой дисциплины.

В круг основных задач курса входит: 1) изучение исторического развития религиософской мысли; 2) выяснение сущностных характеристик содержания религиософских концепций в разные эпохи истории; 3) изучение вероучительных основ отдельных религий, их возникновение и развитие в историко-культурном контексте.

Воспитательные задачи для данного курса являются не только необходимыми, а приоритетными. Студентам следует внушить, что пропагандируемая современными средствами массовой информации концепция «столкновения цивилизаций» (выработанная и идейно поддерживаемая в качестве инструмента политических «спекуляций») абсолютно не приемлемый путь развития мира. Ни одна религиозная система не конфликтогенна и не может быть таковой в своей основе, а наоборот, добродетельна, созидательна. Религиозные ценности (заповеди) самые простые, но в то же время самые истинные, великие и вечные.






оставить комментарий
страница1/8
Р.Б. Сабекия
Дата23.01.2012
Размер2.29 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх