Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы и практика читательской деятельности Специальность: 050708 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы и практика читательской деятельности Специальность: 050708


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины теория литературы Бийск 2008...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010)...
Учебно-методический комплекс по дисциплине землеведение учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания русской литературы»...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория управления» Специальность 080504...
Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория организации» Специальность 080507...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080503 Антикризисное управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческие решения (теория и практика принятия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания математики» Специальность:...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО "Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра методики начального обучения факультета ПиМНО


Учебно-методический комплекс по дисциплине


Теория литературы и

практика читательской деятельности


Специальность: 050708 –

«Педагогика и методика начального образования»




Автор-составитель

Ребель Галина Михайловна


Пермь 2008


Автор-составитель: Ребель Галина Михайловна, доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ПГПУ


Теория литературы и практика читательской деятельности:

Учебно-методический комплекс курса
^

Специальность 050708 – «Педагогика и методика начального образования» /


Сост. Г.М. Ребель;

Перм. Гос. Пед. Ун-т. – 41.


Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Комплекс включает в себя программу курса, список учебной литературы, список художественных произведений, планы практических занятий, контрольные вопросы для самопроверки и подготовки к экзамену.

Адресован студентам факультета педагогики и методики начального образования.


Р е ц е н з е н т :

доцент кафедры русской литературы ПГУ Н.Е.Васильева


Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета


© Ребель Г.М., составление, 2008,

© Пермский государственный

педагогический университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ






  1. Цели и задачи изучения дисциплины________________________________

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины________________

  3. Объем дисциплины и виды учебной работы___________________________

  1. Содержание курса________________________________________________

  2. Темы практических занятий_______________________________________

  3. Учебно-методическое обеспечение__________________________________

6.1. Учебно-тематический план дневного отделения______________________

6.2. Учебно-тематический план заочного отделения_____________________

6.3. Литература _____________________________________________________

6.4. Контрольные вопросы___________________________________________

6.5. Методические указания студентам _________________________________



Стр.

4

4

5

6

9

16

16

17

18

20

21




  1. Цели и задачи изучения дисциплины


Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» – призван дать студентам теоретическую и методологическую базу для адекватного восприятия художественной литературы, понимания ее эстетической природы, умения анализировать художественное произведение и вписывать его в литературный процесс, то есть соотносить с историко-эстетическим контекстом.

Достижение этой цели обеспечивается решением соответствующих задач:

  • изучение сущности искусства в целом и литературы как одного из видов искусства;

  • изучение литературного произведения как эстетического феномена и принципов его анализа;

  • освоение различных приемов работы с текстом художественного произведения;

  • знакомство с различными способами организации читательской деятельности учащихся.

Изучение курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» призвано создать теоретическую и методологическую базу для самостоятельной читательской деятельности студентов и для подготовки их к профессиональному руководству читательской деятельностью учащихся.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины


Курс «Теория литературы и практика читательской деятельности» является одной из базовых гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами факультета ПиМНО. По содержанию своему он тесно связан с такими предметами, как история отечественной литературы, детская литература, ибо является той теоретико-методологической базой, которая необходима для полноценного усвоения этих предметов.

В результате изучения курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» специалист должен:

  • понимать эстетическую природу искусства и различие между его видами;

  • различать роды и жанры литературы;

  • понимать структурно-содержательную специфику литературного произведения, знать его состав, уметь вычленять в литературном произведении его структурные уровни, характеризовать его идейно-художественные особенности;

  • овладеть различными приемами работы с текстом художественного произведения;

  • изучить различные способы организации читательской деятельности учащихся.



^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы


Очная

Заочная

№№ семестров

3,4

3

Аудиторные занятия:

64

16

лекции

34

8

Семинарские занятия

30

8

Самостоятельная работа

70

118

Всего часов на дисциплину

134

134

Текущий контроль


Контрольная работа,

3 семестр




Итоговый контроль

Зачет, 4 семестр

Зачет, 4 семестр


^ 4. Содержание курса


Раздел 1. Сущность искусства и специфика литературы как вида искусства.


Тема 1. Сущность искусства. Образная природа искусства. Образ и знак. Художественный вымысел. Художественная дистанция. Теории происхождения искусства. Виды искусства и принципы их вычленения. Взаимодействие различных видов искусства. Функции искусства.

Тема 2. Специфика литературы как вида искусства. Слово и образ. Универсальность и художественная емкость искусства слова. Речь как предмет изображения. Соотношение литературы и других видов искусства. Проблема перевода словесного образа в сценический и кинематографический. Литература и фольклор.

Тема 3. Функционирование литературы. Проблема понимания и интерпретации литературного произведения. Читатель и автор. Читатель-адресат и читатель-герой. Реальный читатель и художественное произведение. Произведение и текст. Литературная критика и литературоведение. Массовый читатель. Литературная классика. Беллетристика. Массовая литература. Понятие читательской деятельности.

Тема 4. Разделение литературы на роды и жанры. Понятие литературного рода. Философско-эстетическое обоснование разделения литературы на роды. Основные черты эпоса, лирики, драмы. Понятие жанра. Эпические жанровые формы: древний эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, миф, сказка и др. Лирические жанровые формы: ода, песня, элегия, сонет, послание, мадригал, романс, стихотворение, эпиграмма. Основные драматические жанры: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, фарс. Межродовые формы: лиро-эпическая поэма. Внеродовые формы: очерки, литература «потока сознания», эссеистика.


^ Раздел 2. Литературное произведение.


Тема 5. Литературное произведение как целостность. Понятие художественной целостности. Понятие эстетической границы. Соотношение окончательного текста произведения и черновиков. Соотношение фрагмента и художественного целого. Понятие художественного цикла.

Тема 6. Состав литературного произведения. Единство формы и содержания в художественном произведении. Идеи, темы, проблематика, герои как содержательно-формальные элементы произведения. Композиция, сюжет, пространственно-временная организация, организация повествования, язык, образность как формально-содержательные элементы произведения.

Тема 7. Художественный мир произведения. Художественный мир произведения как совокупность всех его формально-содержательных элементов. Субъектный уровень (уровень организации повествования) художественного произведения. Сюжетно-композиционная организация произведения. Пространственно-временная организация произведения (понятие хронотопа). Система персонажей. Моноцентричный и полицентричный художественные миры. Способы изображения героя: портрет, речь, психологизм, формы поведения, цепь поступков, взаимодействие с другими героями. Художественный конфликт. Художественная речь. Характер образности. Стиль.

Тема 8. Художественная речь. Стилевое многообразие художественного текста. Разноречие в художественном произведении. Соотношение и взаимодействие разных голосов. Стилизация. Пародия. Сказ.

Тема 9. Основы стиховедения. Метр и ритм. Размер. Рифма. Строфа.

Тема 10. Проблема автора. Исторический аспект проблемы автора. Автор биографический и автор имманентный. Образ автора в произведении. Способы выражения авторской позиции в произведении. Автор и герой. Автор и читатель.


^ Раздел 3. Литературный процесс.


Тема 11. Понятие литературного процесса. Динамика и стабильность литературы. Стадиальность литературного развития. Региональное, национальное и общечеловеческое в художественной литературе.

Тема 12. Художественные системы литературы XVIII – XXI вв. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Постмодернизм. Особенности современного этапа развития литературы, сочетание в ней реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций.


^ Раздел 4. Практика читательской деятельности.


Тема 13. Способы работы с текстом художественного произведения. Проблема подготовленности читателя к восприятию художественного произведения. Поверхностное чтение. Углубленное чтение. Эстетически адекватное восприятие произведения.

Тема 14. Принципы анализа литературного произведения. Историко-литературный подход. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. Анализ фрагмента в контексте целого. Анализ проблемно-тематический. Анализ особенностей поэтики. Понятие целостного анализа.

Тема 15. Критерии выбора художественных произведений. Возрастные особенности восприятия литературы. Образовательный уровень читателя и восприятие художественного произведения. Целевые читательские установки. Ситуативное восприятие литературы. Социальный и культурно-исторический контекст восприятия художественной литературы. Взаимодействие литературы и других видов искусства. Взаимодействие литературы и СМИ.

Тема 15. Приобщение к чтению детей младшего школьного возраста. Критерии отбора художественных текстов для детского чтения и литературного образования младших школьников. Хрестоматия по литературе как учебная книга и книга для чтения. Формы приобщения детей к чтению: уроки литературы, библиотечные уроки, литературные игры, инсценирование литературных произведений, выразительное чтение вслух, чтение по ролям, конкурсы чтецов. Организация чтения младших школьников.

^ 5. Темы практических занятий

1. Виды искусства и функции искусства

  1. Образная природа искусства.

  2. Материал искусства и виды искусства.

  3. Функции искусства.

  4. Особенности литературы как вида искусства.

  5. Слово как средство создания образа.

Примечание: все вопросы раскрываются на конкретных примерах, подобранных студентами самостоятельно.

Литература:

Аристотель. Риторика. Поэтика. – М., 2000.

Бахтин М.М. Эстетика словесного искусства. – М., 1979.

Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. – М.: Просвещение, 1997.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.


2. Разделение литературы на роды и жанры

  1. Принцип разделения литературных произведений на роды.

  2. Особенности эпоса. Исторические формы эпоса. Жанровые формы эпоса.

  3. Родовые черты лирики. Лирические жанры.

  4. Родовые черты драмы. Драматические жанры.

Примечание: каждый раздел темы должен быть проиллюстрирован конкретными примерами.

Литература:

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.


3. Литературное произведение как целостность

  1. Теоретическое понятие целостности.

  2. Практический анализ произведения с точки зрения целостности на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: житейские интерпретации (нравственные оценки) и эстетическое содержание образа старухи-процентщицы в контексте художественного целого:

  • Состав образа героини;

  • Портретные характеристики;

  • Отношение к старухе-процентщице Раскольникова;

  • Отношение к старухе-процентщице других героев романа;

  • Поведение Алены Ивановны во время посещения Раскольникова;

  • Способ подачи героини в сцене убийства;

  • Способ подачи героини и авторское отношение к ней после ее гибели.

3. Проблема: является ли целостность обязательным признаком художественного произведения?

Литература:

Гиршман М.М. Становление понятия «художественная целостность» и его современное значение // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. – М.: Языки славянских культур, 2007.

Корман Б.О. О целостности литературного произведения / Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск, 2006.

Ребель Г.М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. – Пермь: ПРИПИТ, 2001. (Введение.)

Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). – Пермь: ПГПУ, 2007. (Введение.)


4. Форма и содержание художественного произведения

  1. Проблема соотношения формы и содержания в художественном произведении.

  2. Содержательно-формальные элементы произведения.

  3. Формально-содержательные элементы произведения.

  4. Соотношение названия, идеи, темы и проблематики художественного произведения (на материале стихотворения И.А. Бунина «Вечер»).

Литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


5. Сюжет и фабула художественного произведения

  1. Определение сюжета и фабулы художественного произведения.

  2. Соотношение сюжета и фабулы художественного произведения – на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание»:

  • Выстроить описанные в рассказе события в хронологическом порядке.

  • Составить план сюжета и план фабулы.

  • Указать места хронологических смещений.

  • Объяснить сюжетную логику текста.

Литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


6. Композиция сюжета

        1. Понятие композиции.

        2. Характеристика следующих композиционных приемов: повтор, параллелизм, противопоставление, отступление, вставной эпизод.

        3. Анализ композиции сюжета:

          • Объяснить принцип композиционной организации сюжета в рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание».

          • Анализ сюжетно-композиционной организации рассказа Л.Н. Толстого «После бала».

Литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


7. Пространственно-временная организация произведения

  1. Понятие художественного времени.

  2. Понятие художественного пространства.

  3. Понятие хронотопа.

  4. Анализ пространственно-временной организации повести И.С. Тургенева «Ася»:

    • Разбить текст на фрагменты в соответствии с их пространственно-временной организацией;

    • Определить, совпадают ли пространственное и временно членение текста и как они соотносятся с движением сюжета.

Литература:

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


8. Система персонажей в произведении

      1. Соотношение понятий «герой», «персонаж», «(действующее) лицо».

      2. Понятие системы персонажей.

      3. Объяснить определения «моноцентричный» и «полицентричный» роман.

      4. Создать и объяснить системы персонажей рассказов А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Душечка», «Ионыч».

Литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


9. Художественный конфликт

  1. Понятие конфликта.

  2. Конфликт в эпическом произведении – на материале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», рассказа И.С. Тургенева «Льгов».

  3. Конфликт в лирическом произведении – на материале стихотворения Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»

  4. Конфликт как движущее начало в драме – на материале драмы А.Н. Островского «Гроза».

Литература:

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.


10. Способы организации повествования

  1. Субъекты сознания и речи в эпическом произведении (анализ рассказа А.П. Чехова «Дом с мезонином»).

  2. Двуголосое слово в художественном произведении.

  3. Субъекты сознания и речи в лирике. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге», стихотворения Ф.И. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…».

  4. Художественное слово и его субъекты в драме (на материале пьесы ^ А.П. Чехова «Вишневый сад»).

Литература:

Бахтин М.М. Слово в романе / Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.


11, 12. Основы стиховедения. Анализ лирического произведения.

  1. Метр и ритм. Размер. Определение размера предлагаемых поэтических отрывков.

  2. Рифма: виды рифмы. Демонстрация видов рифмы на конкретных примерах.

  3. Строфа: графическая вычлененность, тематическое и ритмическое единство строфы. «Онегинская строфа».

  4. Анализ стихотворения. Ориентировочный план:

  • тема;

  • идейный смысл;

  • сюжетно-композиционные особенности;

  • система образов;

  • пространственно-временное своеобразие;

  • средства художественной выразительности;

  • ритмико-синтаксические особенности;

  • лексический состав;

  • графическое и звуковое своеобразие;

  • размер;

  • интонация;

  • эмоциональное наполнение.

Литература:

Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. – М.: Детская литература», 1967.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1997.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. Учебное пособие. – СПб., 1996.

Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. – Ижевск, 2006.


13. Проблема автора

    1. Многозначность слова «автор».

    2. Отличие автора биографического от автора имманентного.

    3. Анализ проблемы на материале романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

      • история создания романа; авторский замысел;

      • история публикации и полемика вокруг романа;

      • высказывания И.С. Тургенева в ходе полемики о романе «Отцы и дети»;

      • соотношение смысла романа и высказываний автора на эту тему.

    4. Способы выражения авторской позиции в произведении (на конкретных примерах из романа «Отцы и дети»).

Литература:

^ Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963 (или другие издания). Глава вторая: Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского.

^ Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). – Пермь: ПГПУ, 2007. (с. 168 – 198.)


14. Пути анализа художественного произведения

Анализ эпического произведения

  1. Историко-литературный подход к произведению – на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

  2. Интертекстуальный подход – на материале первой главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  3. Имманентный подход – на материале рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи».

Литература:

^ Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.: Книга, 1979.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980 (или другие издания).

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. (Вступление: с. 16 – 42.)


15. Способы организации внеклассной читательской деятельности

младших школьников


Представление и защита проектов по организации различных видов внеклассной работы с младшими школьниками:

теоретическое обоснование проекта и проведение на его основе соответствующих мероприятий со студентами.


Литература:

^ Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1993.

Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе: учебное пособие для студентов пед. университетов и институтов. – М., 1997.

Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Лютова О. Литературные игры и праздники в начальной школе. – М.: Сфера, 2006.

Карелина А. Литературные игры. http://igrology.ru/34204


^ 6. Учебно-методическое обеспечение


6.1. Учебно-тематический план дневного отделения


№ п/п

Темы лекций

Лекции

Семинары

1

Сущность искусства

2




2

Специфика литературы как вида искусства

2




3

Функционирование литературы

2




4

Разделение литературы на роды и жанры

2




5

Литературное произведение как целостность

2




6

Состав литературного произведения

2




7

Художественный мир произведения

2




8

Художественная речь

2




9

Основы стиховедения

2




10

Проблема автора

2




11

Понятие литературного процесса

2




12

Художественные системы литературы XVIII – XXI вв.

2




13

Способы работы с текстом художественного произведения

2




14

Принципы анализа литературного произведения

4




15

Критерии выбора художественных произведений

2




16

Приобщение к чтению детей младшего школьного возраста

2







Итого:

34 часа







^ Темы практических занятий







1

Виды искусства и функции искусства




2

2

Разделение литературы на роды и жанры




2

3

Литературное произведение как целостность




2

4

Форма и содержание художественного произведения




2

5

Сюжет и фабула художественного произведения




2

6

Композиция сюжета




2

7

Пространственно-временная организация произведения




2

8

Система персонажей в произведении




2

9

Художественный конфликт




2

10

Способы организации повествования




2

11

Основы стиховедения. Анализ лирического произведения




4

12

Проблема автора




2

13

Пути анализа художественного произведения

Анализ эпического произведения




2

14

Способы организации внеклассной читательской деятельности младших школьников




2







Итого:

30 часов


^ 6.2. Учебно-тематический план заочного отделения


№ п/п

Темы лекций

Лекции

Семинары

1

Сущность искусства. Специфика литературы как вида искусства. Функционирование литературы. Разделение литературы на роды и жанры

2




2

Литературное произведение как целостность. Состав литературного произведения. Художественный мир произведения.

2




3

Принципы анализа литературного произведения. Способы работы с текстом художественного произведения

2




4

Проблема автора. Художественные системы литературы XVIII – XXI вв

2







Итого:

8 часов







^ Темы практических занятий







1

Сюжет и фабула художественного произведения




2

2

Композиция сюжета




2

3

Художественный конфликт




2

4

Основы стиховедения. Анализ лирического произведения




4







Итого:

8 часов


Остальные темы изучаются студентами заочного отделения самостоятельно.

6.3. Литература

Учебники и справочники

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.

Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе: учебное пособие для студентов пед. университетов и институтов. – М., 1997.

Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2000.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1987.


Дополнительные учебные пособия

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994.

Аристотель. Риторика. Поэтика. – М., 2000.

Бахтин М.М. Эстетика словесного искусства. – М., 1979.

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1963 (или другие издания).

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года (любое издание).

Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999.

Гиршман М.М. Становление понятия «художественная целостность» и его современное значение // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. – М.: Языки славянских культур, 2007.

Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск, 2006.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М., 1997.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. – Л.: Просвещение, 1980 (или другие издания).

Лютова О. Литературные игры и праздники в начальной школе. – М.: Сфера, 2006.

Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. – М.: Просвещение, 1997.

Пути анализа литературного произведения. – М.: Просвещение, 1981.

Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. – М.: Детская литература», 1967.

Ребель Г.М. Художественные миры романов Михаила Булгакова. – Пермь: ПРИПИТ, 2001. (Введение.)

Ребель Г.М. Герои и жанровые формы романов Тургенева и Достоевского. (Типологические явления русской литературы XIX века). – Пермь: ПГПУ, 2007. (Введение.)

Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М., 1993.

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. М: Академия, 1999.

Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М.: Книга, 1979.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. Учебное пособие. – СПб., 1996.


Художественные произведения для анализа


Бунин И.А. Легкое дыхание. Вечер.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

Некрасов Н.А. В дороге.

Островский А.Н. Гроза.

Пастернак Б. Быть знаменитым некрасиво…

Пушкин А.С. Евгений Онегин.

Толстой Л.Н.  После бала.

Тургенев И.С. Ася. Отцы и дети. Живые мощи. Льгов.

Чехов А.П. Толстый и тонкий, Душечка, Ионыч. Дом с мезонином. Вишневый сад.

Тютчев Ф.И. Не говори: меня он, как и прежде, любит…

^ 6.4. Контрольные вопросы


  1. Сущность и функции искусства.

  2. Виды искусства и принципы их вычленения.

  3. Универсальность литературы как вида искусства.

  4. Слово как материал художественного образа.

  5. Проблема понимания и интерпретации литературного произведения.

  6. Читатель и автор.

  7. Произведение и текст.

  8. Понятие литературного рода. Характерологические черты литературных родов.

  9. Основные эпические жанры и их характеристики.

  10. Основные драматические жанры и их характеристики.

  11. Основные лирические жанры и их характеристики.

  12. Понятие художественной целостности и эстетической границы.

  13. Единство формы и содержания в художественном произведении.

  14. Идеи, темы, проблематика, герои как содержательно-формальные элементы произведения.

  15. Композиция, сюжет, пространственно-временная организация, организация повествования, язык, образность как формально-содержательные элементы произведения.

  16. Субъектный уровень (уровень организации повествования) художественного произведения. Сюжетно-композиционная организация произведения.

  17. Пространственно-временная организация произведения (понятие хронотопа).

  18. Система персонажей. Моноцентричный и полицентричный художественные миры.

  19. Художественный конфликт.

  20. Соотношение и взаимодействие разных голосов в художественном произведении

  21. Стилизация, пародия, сказ как формы организации повествования.

  22. Принципы формальной организации стиха: метр и ритм, размер, рифма, строфа.

  23. Автор биографический и автор имманентный.

  24. Способы выражения авторской позиции в произведении.

  25. Автор и герой.

  26. Стадиальность литературного развития.

  27. Региональное, национальное и общечеловеческое в художественной литературе.

  28. Характеристика художественных систем: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, модернизма, постмодернизма.

  29. Особенности современного этапа развития литературы, сочетание в ней реалистических, модернистских и постмодернистских тенденций.

  30. Различные принципы анализа литературного произведения.

  31. Критерии выбора художественных произведений.

  32. Способы приобщения к чтению детей младшего школьного возраста.


^ 6.5. Методические указания студентам


Для успешного усвоения курса «Теория литературы и практика читательской деятельности» студентам необходимо:

  1. Внимательно изучить данный программно-методический комплекс, чтобы четко себе представить объем, содержание и значение курса, формы работы и формы отчетности по курсу.

  2. Системные знания по теории литературы и практические навыки работы с художественным произведением могут быть сформированы при условии добросовестной работы на лекциях и практических занятиях, а также при изучении рекомендованной обязательной и дополнительной литературы.

  3. Студентам рекомендуется завести словарь, в который последовательно, по мере изучения, должны вноситься литературоведческие термины с соответствующими комментариями. Обращаем внимание на то, что некоторые термины у разных авторов в разных учебных пособиях получили разные определения, в связи с этим целесообразно учесть (записать) все возможные варианты, в практической своей деятельности отдавая предпочтение тому из них, который используется наиболее авторитетными учеными.

  4. Зачёт по курсу включает в себя как знание теоретического материала, так и владение практическими навыками анализа литературного произведения, соответственно состоит из двух этапов:

  • теоретическая часть – ответы на вопросы или тестирование;

  • анализ художественного произведения в предложенных аспектах.

  1. Проекты по организации различных видов внеклассной работы с младшими школьниками (практическое занятие № 15) представляют собой разработки различных мероприятий по организации внеклассной читательской деятельности учащихся. Проекты могут быть результатом коллективной работы (2-х – 3-х человек). Проекты выносятся на обсуждение аудитории путем практической демонстрации соответствующего мероприятия и изложения теоретического обоснования его целесообразности и эффективности.

  2. Одно из важнейших требований, предъявляемых студентам в рамках курса – грамотная литературная речь, умение логично, внятно и выразительно оформить как устное, так и письменное высказывание.






Скачать 334,44 Kb.
оставить комментарий
Ребель Галина Михайловна
Дата23.01.2012
Размер334,44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх