Г. М. Ибатуллина История русской литературы icon

Г. М. Ибатуллина История русской литературы


Смотрите также:
Г. М. Ибатуллина История русской литературы...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 1 / 3 )» для 4...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5...
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления: 031400...
Список литературы по дисциплине Основная литература: История русской поэзии: в 2-х т. М., 1969...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для...
Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века для...
Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История...
Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать
УДК 821.161.1(091)

ББК 83.3Р

И 13


Г.М. Ибатуллина



История русской литературы XIX в.: 1850 – 1875 гг.


Учебно-методические материалы

для студентов филологического факультета –

отделений с дополнительной специальностью


050301.00 − Русский язык и литература, иностранный язык

050301.00 − Русский язык и литература, культурология

050301.65 − Русский язык и литература, чувашский язык и литература


Стерлитамак 2007

СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка……………………………………..

Программное содержание курса……………………………



Список художественных текстов……………………………


Учебная и научная литература………………………………

I. Учебники, учебные пособия,

научные исследования по всему курсу................

II. Персоналии................................................................

III. Поэзия, проза, драматургия

1850 – 1875-х гг. XIX в...................................


Список работ, рекомендуемых для конспектирования.........


Вопросы и задания для самоподготовки................................


Темы письменных работ, рефератов, докладов,

спецвопросов............................................................................


Планы практических занятий.................................................


Вопросы к зачету (экзамену)..................................................


Тематика курсовых и дипломных работ................................
^

Литературоведческие материалы в помощь

самостоятельной работе студентов........................................




Пояснительная записка



Когда речь идет о третьей четверти XIX века, в центре внимания неизбежно оказываются 60-е гг. – и в контекстах социально-исторических, и в общекультурных, и в собственно литературных. Драматизм, многообразие, разноречивость в развитии общественно-культурного сознания эпохи обусловили сложность и разнонаправленность литературных процессов, разноголосицу литературных школ и направлений. Программа, ограниченная небольшим количеством учебных часов, к сожалению, не может отразить этого многообразия в полном объеме. Значительная часть проблем, затрагиваемых курсом, выносится для самостоятельного изучения студентов. Творчество многих крупных писателей (А.К. Толстой, С.Т. Аксаков, Н.Г. Помяловский, А.Ф. Писемский) практически остается за рамками лекционного курса и предлагается лишь для обзорного ознакомления с ними студентов. Тематика практических занятий (также вследствие ограниченного количества часов) не дублирует программу лекционного курса, а заполняет, насколько это возможно, его лакуны.

Программа в равной мере предполагает обращение как к проблемам историко-литературного характера, к освещению основных закономерностей литературного процесса, так и к вопросам поэтики художественного произведения. Одна из главных целей курса в том, чтобы студент воспринимал и умел интерпретировать любой художественный текст, изучаемый в рамках программы, и как факт и звено литературного процесса, и как автономную, эстетически самодостаточную, художественную ценность.

Программа определяет обязательный список художественных текстов для чтения, перечень научной литературы по предмету, примерную тематику и планы практических занятий, список работ для конспектирования и задания для самоподготовки, перечень вопросов к зачету и экзамену, тематику курсовых и дипломных работ. Для студентов, желающих расширить свой читательский, общеобразовательный и профессиональный кругозор, помимо обязательного списка текстов предлагается дополнительный, факультативный. Он призван помочь им составить более глубокое и адекватное представление о литературном процессе эпохи, высветить яркие писательские индивидуальности той поры, расширить круг имен художников слова, чье творчество представляет несомненный интерес для современного читателя.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на основе учебных программ для студентов филологических факультетов по специальности 032900 – Русский язык и литература, рекомендованных УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию:

  1. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 032900 – Русский язык и литература. Для педагогических университетов и институтов. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 296 с.

  2. Примерная программа дисциплины «История русской литературы». Рекомендуется Министерством образования и науки РФ для специальности 032900 – Русский язык и литература. Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по русскому языку и литературе УМО по специальностям педагогического образования от 28.06.04 г., протокол № 6.


Требования ГОС ВПО по дисциплинам предметной подготовки

Специалист:

  • владеет методологией и основными концепциями описания литературного процесса;

  • владеет основными понятиями литературоведения в их системно-структурных связях;

  • умеет анализировать форму, содержание и функцию художественного образа;

  • владеет системой функциональных стилей современного литературного языка;

  • различает основные закономерности, типичные явления и переходные случаи литературных явлений;

  • знает историю, общие закономерности развития русской литературы;

  • знает ведущие направления русской литератароведческой мысли;

  • владеет основными методами изучения литературных явлений;

  • владеет различными приемами интерпретации художественных текстов;

  • знает специфику произведений устного народного творчества, их связь с литературой.
^

Программное содержание курса



1. Литературный процесс в 1850 – 1875-е гг. XIX в.: общественно-историческое, культурное, идеологическое своеобразие эпохи; основные литературные журналы, кружки, литературная деятельность ведущих критиков; «эстетическая критика» и ее спор с последователями В.Г. Белинского; кризис западнической идеологии и литературно-критическая деятельность А.А. Григорьева; идея русской почвы в «органической критике» А. Григорьева и в журналах братьев Ф.М. и М.М. Достоевских; Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов – новые духовные лидеры «Современника»; наиболее значительные литературно-художественные явления и процессы в поэзии, прозе, драматургии; расцвет романного жанра; творчество А.Ф. Писемского.

Демократическая беллетристика 1860-х гг., творчество Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, В.А. Слепцова; дилогия Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов»; традиции «натуральной школы» в цикле Помяловского «Очерки бурсы»; народные типы и характеры, способы их изображения в повести Ф. Решетникова «Подлиповцы».


^ 2. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. «Записки охотника»: история создания цикла; широта картин русской национальной жизни; художественно-философский смысл цикла, роль символических и мифопоэтических образов.

Любовные повести Тургенева: искусство психологического анализа, основные типы и характеры, особенности конфликта; Чернышевский об «Асе» в статье «Русский человек на rendez-vous».

Роман «Рудин» и его главный герой. Национальная история и индивидуальные человеческие судьбы в романе «Дворянское гнездо»; трагическое и элегическое начала в художественном строе произведения.

Роман «Отцы и дети». Общественная и философская проблематика романа. Личность Базарова, источники драматизма судьбы героя. Базаров в системе персонажей романа. Смысл названия и смысл финала произведения. Споры критиков и читателей о романе.

Романы Тургенева «Дым» и «Новь»: социально-философская и психологическая проблематика, черты поэтики.

Типология характеров в статье Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот». «Стихотворения в прозе»: жанровое, композиционное и стилевое своеобразие цикла.

«Мистическая проза» Тургенева, ее художественно-психологическая и философская оригинальность.


^ 3. Творчество И.А. Гончарова. Основные вехи биографии писателя. Роман «Обыкновенная история», сюжет «отрезвления» романтика и его интерпретация в контексте романа; стилевое своеобразие произведения.

Роман «Обломов»: главный герой романа как русский национальный и универсально-человеческий тип. Обломов и Штольц. Женские образы в романе. Художественная система и стиль произведения. «Реальная» (Н. Добролюбов), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органическая» (А. Григорьев) критика об Обломове и обломовщине.

Роман «Обрыв». Общественно-историческая, нравственно-психологическая, философская проблематика романа; символические подтексты в произведении. Религиозные и мистические мотивы в «Обрыве». Внутреннее смысловое единство трех романов Гончарова, их сквозные образы и темы. Гончаров – литературный критик («Мильон терзаний»).


^ 4. Творчество А.Н.Островского. Основные моменты биографии писателя; начало творческого пути, сближение с «молодой редакцией» «Москвитянина». «Свои люди – сочтемся» - первая пьеса драматурга: картины нравов и драма характеров в пьесе. Художественная и мировоззренческая оригинальность пьес «москвитянского» периода. Пьеса «Доходное место», проблематика, герои, смысл конфликта.

Драма «Гроза»: пространство действия и символические образы в пьесе; Катерина как русский трагический характер; историософский смысл конфликта пьесы. Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев о «Грозе».

Художественно-смысловое единство пьес «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка»: драматизм бытия и драма творческой личности в пьесах.

Театр и актерство в драмах «Без вины виноватые», «Таланты и поклонники», «Лес»; социальные, нравственные, философские контексты в пьесах.

Общие особенности поэтики драмы Островского. Место драматургии Островского в истории русского театра.


^ 5. Н.А. Некрасов: этапы жизненного и творческого пути. Художественный мир, система образов и мотивов, проблематика, стиль лирики Некрасова. Народ и народная жизнь в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», «Школьник», «Несжатая полоса», «В дороге». «Ролевая» лирика Некрасова («Еду ли ночью по улице темной», «На улице» и др.). Некрасов в полемике со сторонниками «чистого искусства» («Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин» и др.); образ некрасовской Музы. Исповедальное и гражданское начала в лирике Некрасова: «Рыцарь на час», «Свобода», «Надрывается сердце от муки», «Душно! Без счастья и воли…». Идеал гражданского праведничества в стихотворениях «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский» («Пророк») и др. Фольклорные темы и образы лирики Некрасова («Огородник», «Тройка»). Любовная лирика Некрасова; «панаевский» цикл: его художественно-психологическое своеобразие. Философское осмысление темы смерти в стихотворениях «Похороны», «Последние элегии» и др.

Христианские мотивы в поэзии Некрасова. Поэмы «Несчастные», «Влас», «Тишина».

Поэмы Некрасова «Русские женщины», «Дедушка»: декабристская тема и поэтизация мотива христианской жертвы. Народные поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», их проблематика и стиль. Социально-исторические и нравственно-психологические мотивы в поэме «Саша».

Трагический и эпический взгляд на народную жизнь в поэме «Мороз, Красный нос».

Образная система и художественная философия поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Двойной портрет» (В.А. Зарецкий) народа и народной жизни в поэме.


^ 6. Ф.И. Тютчев. Важнейшие моменты биографии и основные этапы творчества. Проблема художественного метода и стиля лирики Тютчева: диалектика рационального и иррационального, романтического и реалистического, универсально-философского и индивидуально-психологического начал в поэтической системе Тютчева. Натурфилософские, пантеистические, социально-исторические мотивы лирики Тютчева. Любовная лирика Тютчева; стихотворения «денисьевского» цикла.

Поэтика: особенности жанра, языка, тропики, роль мифологических образов в стихотворениях Тютчева.


7. А.А. Фет: личность и судьба поэта. Основные темы и мотивы стихотворений Фета. Художественно-эстетическая оригинальность фетовской лирики, основные черты поэтики: импрессионизм, ассоциативность, диалектическое единство утонченной эстетизации и психологизма, чувственности и философичности. Особенности поэтического языка и стиля Фета; «безглагольность» в его художественном синтаксисе. «Асоциальность» поэзии Фета. Философские взгляды Фета: Фет и Л.Н. Толстой, Фет и философия Шопенгауэра. «Эстетическая» (В. Боткин) и «реальная» (Д. Писарев, В. Зайцев и др.) критика о поэзии Фета; позиция Ф.М. Достоевского в этой полемике.


^ 8. Н.Г. Чернышевский. Жизненный и духовный путь Чернышевского – художника, мыслителя, публициста, критика. Эстетические, философские, социально-политические взгляды писателя. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности». Принципы «реальной критики» в творчестве Чернышевского, диалектичность мысли и оценок в статьях о литературе. Статья «Русский человек на rendez-vous», ее ключевой в контексте русской литературы XIX в. характер. Статья Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Н.Л. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого».

Роман «Что делать?»: социально-историческая и нравственная философия в романе, его художественное своеобразие.

Роман «Пролог»: герои, проблематика, смысл названия.

^ 9. С.Т. Аксаков: основные моменты биографии и творческого пути. Натурфилософское и поэтическое в стиле Аксакова-прозаика. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; основные образно-смысловые парадигмы: личность-семья-мир; человек-природа; история - культура - традиция – в художественной системе произведений.

Аксаков – критик и мемуарист.


^ 10. А.К. Толстой – поэт, прозаик и драматург. Личность и мировоззрение Толстого. Эстетическая программа Толстого. Своеобразие историзма в романе «Князь Серебряный». Драматическая трилогия Толстого: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Основные темы и мотивы, поэтика лирики Толстого. Поэмы Толстого. А.К. Толстой – один из создателей литературной маски Козьмы Пруткова.





оставить комментарий
страница1/7
Дата23.01.2012
Размер1,14 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх