Планы семинарских занятий для студентов Iкурса дневного обучения по специальности 350400 icon

Планы семинарских занятий для студентов Iкурса дневного обучения по специальности 350400


Смотрите также:
Планы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий...
Планы семинарских занятий Планы семинарских занятий по курсу "институциональныеинвестор ы...
Социология пособие к изучению дисциплины и планы семинарских занятий для студентов всех...
Планы семинарских занятий для студентов II курса специальности 061100...
Рекомендации, задания и планы семинарских занятий по специальностям 030501. 65 Юриспруденция...
Планы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов Iкурса...
Планы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета очной формы обучения...
Учебная программа и планы семинарских занятий для студентов-заочников...
Планы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения специальности 030501...
Планы семинарских занятий по специальности 030501...
Планы семинарских занятий по общепрофессиональным дисциплинам для студентов специальности...
Социология пособие к изучению дисциплины для студентов II курса специальности 350400...



Загрузка...
скачать

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
---------------------------------------------------------------------------------------
Ю.А.Матвеева
История русской литературы
XIX – XX веков.
Планы семинарских занятий
для студентов I курса
дневного обучения
по специальности 350400
Москва – 2003
Рецензент: к.ф.н., доцент Ж.В.Пименова

Матвеева Ю.А.


История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий. – М.: МГТУ ГА, 2003. - 36 с.


Данные планы семинарских занятий подготовлены в соответствии с учебной программой по истории русской литературы XIX – XX веков для студентов 1 курса дневного обучения специальности 350400.


Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры 8.05.2003.





Предисловие


Литература – одна из наиболее значимых составляющих культуры. Она, с одной стороны, отражает культуру, с другой - создает, формирует культуру. Литература во многом зависит от типа культуры в целом, и многие явления литературы вне контекста культуры не могут быть понятны, особенно когда речь идет о русской литературе XX века.

Литературой называют один из видов искусства – искусство слова. Термином «литература» обозначают вообще произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, справочную, публицистическую и т.д.1 Однако в обычном и более строгом смысле литература – произведения художественной письменности, корпус художественных текстов, которые являются объектом изучения в литературоведении2.

Самым главным в изучении литературы является знание самих художественных текстов, понимание эстетической ценности классической литературы. Читать книги, читать именно художественную литературу – необходимая потребность человека, тем более, если он связан с гуманитарной сферой. Как считал И.Бродский, среди преступлений, таких как уничтожение книг, запрещение их и т.д. «существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью <...> Бродский говорит о том, что именно художественная литература может воспитать человека гуманного и мудрого, эта мысль не так уж нова, но она по особому прозвучала из уст поэта в конце XX века: «<…>я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Дикенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т.д., т.е. литературы [выделено мною – Ю.М.], а не о грамотности, не об образовании <…>3»

При изучении истории литературы художественные тексты остаются наиболее значимыми и важными при постижении предмета, это собственно то, что изучается. Однако подход к этим текстам несколько осложняется: важно не просто знать текст, понимать его, уметь оценить его художественные достоинства, но и чувствовать взаимосвязь между произведениями как одного автора, так и разных писателей и поэтов разных эпох. В каждом литературном произведении (речь идет, конечно же, не о массовой литературе) всегда можно увидеть традиции ранее созданных текстов, отметить новаторство художника. Не понимая и не зная русскую классическую литературу XIX века, невозможно постичь XX век, многое в тексте, а иногда и целое художественное произведение может быть «закрытым» для читателя.

Изучение закономерностей развития русской литературы; связей ее с другими областями культуры; сложного и неоднозначного литературного процесса дает возможность понимать литературу и ее место в современном мире.

^

Тема 1. Роды литературы. Драма.


  1. Понятие о родах литературы.

  2. Принципы анализа драматического произведения.

  3. Монолог и его роль в драме (разбор идейно-композиционной роли монологов в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие существуют роды и жанры художественной литературы? Каковы их основные характеристики? В чем принципиальное отличие?

  2. В чем особенности драматического произведения?

  3. Почему «Горе от ума» - комедия? Как это связано с комедийными традициями в русской литературе? Что является новаторским с точки зрения жанра в комедии «Горе от ума»?

  4. Что такое монолог, какие существуют виды монологов в литературе? Каковы функции монолога в драматическом произведении? В чем основное отличие монолога от реплики?

  5. Кто произносит монологи в «Горе от ума»? Почему?


Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Русская литература 1800-1830 гг.: В 2-х тт. / Под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Грибоедов А.С. Горе от ума.

^

Литература (дополнительная)


Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. Спб., 2000. С.249-298.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. С.76-89.

Маркович В.М. Комедия в стихах А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Медведева И.П. «Горе от ума» Грибоедова. М., 1974.

Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.

Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. Спб., 2001. С.325-366.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

^

Тема 2. Лирический герой и образ автора в художественном произведении.





  1. Понятие лирического героя

  2. Понятие образа автора, образа рассказчика, повествователя.

  3. Характер, персонаж, герой, образ в литературном произведении.

  4. Роль образа автора и рассказчика в литературном произведении (на примере творчества А.С.Пушкина).



^
Вопросы для обсуждения

  1. Как можно определить понятия: автор, повествователь, рассказчик, лирический герой, образ автора, герой, образ, характер? Как они соотносятся друг с другом? Как и в каких случаях некоторые из них могут быть синонимами?

  2. В чем сложность определения лирического героя? Какие существуют точки зрения на данную проблему в литературоведении? Когда и в связи с чем появилось это понятие?

  3. Как соотносятся автор, образ автора, лирический герой, герой в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина?

  4. Художественная роль образа автора и повествователя в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина.


Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Русская литература 1800-1830 гг.: В 2-х тт. / Под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Пушкин А.С. Собрание сочинений.

^

Литература (дополнительная)


Бахтин М.М. Проблема автора // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.162-180.

Благой Д.Д Творческий путь Пушкина. М., 1950.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974.

Вацуро В.Э Записки комментатора. Спб., 1995.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1999.

Гинзбург Л.Я О литературном герое. Л., 1979.

Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1995.

Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Н.А.Некрасов и руская литература. М., 1971. С.81-105.

Краткая литературная энциклопедия. / КЛЭ/ В 9 Тт. М., 1962-1978.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Исследования и статьи.М., 1996.

Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Спб., 1998.

Степанов Н.Л. Лирика Пушкина. М., 1959. С.106-110.

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Опыт жанрового анализа. М., 1998.

Турбин В.Н. Поэтика романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». М., 1996.

Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.


^

Тема 3. Эпос и хронотоп в эпосе.


  1. Хронотоп в эпическом произведении.

  2. Эпические и лиро-эпические жанры.

  3. Формы повествования в эпических произведениях.

  4. Особенности повествовательной структуры произведений Гоголя.



Вопросы для обсуждения

  1. Время и пространство как категории языка и текста. Понятие хронотопа.

  2. Время и пространство в прозе Н.В.Гоголя.

  3. Проблема жанра «Мертвых душ». Что такое поэма? Действительно ли «Мертвые души» можно считать поэмой? Почему?

  4. Фантастика и ее эволюция в творчестве Н.В.Гоголя.

  5. Роль детали в изображении персонажей в поэме «Мертвые души».

  6. Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.



Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.


Литература. Тексты (любое издание)

Гоголь Н.В. Собрание сочинений.

Литература


Бахтин М.М. Форма времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996.

Воропаев В.А. Н.В.Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1998.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х тт. Т.1. Таллин, 1993. С.413-447.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996.

Мережковский Д.С. Гоголь и черт: Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С.213-309.

Мочульский К. Гоголь // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

Розанов В.В. Два этюда о Гоголе // Розанов В.В. Сочинения. Л., 1990. С.5-24.

Успенский Б.А. Поэтика композиции (гл.3 «Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики») // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995.

Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // филологические науки. 1994. №2.

Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Опыт жанрового анализа. М., 1998.

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

^

Тема 4. Психологизм в художественном произведении.


  1. Понятие психологизма.

  2. «Внутренний» и «внешний» психологизм.

  3. Приемы психологического анализа внутреннего мира человека в произведениях Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого (сопоставление принципов построения портрета, внутреннего монолога).


Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое психологизм? Какие существуют способы изображения внутреннего мира человека в художественной литературе?

  2. Какие существуют формы психологического характера «извне» и «изнутри»? Что относится к приемам психологизма?

  3. Особенности психологизма Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. В чем специфика в изображении внутреннего мира человека?

  4. Почему Ф.М.Достоевкий не считал себя психологом? Что для него значило понятие реализма? («При полном реализме найти в человеке человека … Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой»4)

  5. Что такое двойничество? Почему это один из любимых литературных приемов Ф.М.Достоевского?

  6. Что такое «диалектика души»? Что подразумевал Н.Г.Чернышевский, когда говорил о «диалектике души» в произведениях Л.Н.Толстого? Приведите примеры из текстов.



^ Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.


Литература. Тексты (любое издание)

Достоевский Ф.М. Двойник. Записки из подполья. Преступление и наказание. Братья Карамазовы.

Толстой Л.Н. Война и мир. Анна Каренина.

^

Литература (дополнительная)


Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1981.

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л., 1977.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

Краткая литературная энциклопедия. / КЛЭ/ В 9 Тт. М., 1962-1978.

Криницын В.Б. Исповедь подпольного человека. М., 2002.

Леонтьев К.Н. Романы гр. Толстого: Анализ, стиль, веяние. М., 1911.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

О Великом инквизиторе. Сборник статей. М., 1991.

Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.

Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Опыт критичесого комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989. С.41-157.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973-1976.

Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л., 1985.

Чернышевский Н.Г. «Детство». «Отрочество». Сочинения графа Л.Н.Толстого. Военные рассказы графа Л.Н.Толстого // Чернышевский Н.Г. ПСС: В 16 Тт. М., 1948. Т.3. С.421-431.

Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой: Семидесятые годы. Л., 1974.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XIII – XIX веков. М., 1999.

^

Тема 5. Жанр романа в русской литературе XIX века.


  1. Жанр романа в русской литературе XIX века.

  2. Временное и универсальное в романе.

  3. Романы И.С.Тургенева и И.А.Гончарова: общая проблематика и принципы поэтики.


Вопросы для обсуждения:

  1. В чем своеобразие жанра романа в истории русской литературы XIX века?

  2. Каковы основные принципы поэтики романов И.С.Тургенева? Что общего в жанрово-композиционом посторении романов И.С.Тургенева?

  3. Определите тип тургеневской героини? Как проявляются черты Гамлета и Дон Кихота в герое тургеневского романа, эволюция героя?

  4. В чем скрытый психологизм И.С.Тургенева?

  5. Почему Гончаров считал свои романы трилогией? В чем своеобразие реализма Гончарова и что такое его теория «типов»? Каковы особенности типизации в романах Гончарова?

  6. Охарактеризуйте романное творчество И.С.Тургенева и И.А.Гончарова с точки зрения художественного метода: как проявился литературный и личный конфликт писателей?


^ Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.


Литература. Тексты (любое издание)

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Необыкновенная история. Лучше поздно, чем никогда.

Тургенев И.С. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Гамлет и Дон Кихот.

^

Литература (дополнительная)


Аюпов С.М. Тургенев-романист и русская литературная традиция. Сыктывкар, 1996.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман. Л., 1982.

Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975.

Незвецкий В.А. Романы И.А.Гончарова. М., 1996.

Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова // Писарев Д.И. Соч.: В 4 т. М., 1958. Т.1. С.192-273.

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Топоров В.Н. Странный Тургенев. М., 1998.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XIII – XIX веков. М., 1999.

^

Тема 6. Лирика. Ритмика и мелодика стиха.




  1. Понятие лирики. Основные особенности лирического произведения




  1. Ритмика и мелодика стиха.

  2. Основные стихотворные размеры.

  3. Способы анализа лирического произведения.

  4. Анализ ритмики и мелодики лирических произведений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.


Вопросы для обсуждения:

  1. Что является главным в лирическом произведении? Назовите основные особенности лирического произведения.

  2. Какие бывают двусложные и трехсложные стихотворные размеры? Что такое стопа?

  3. На чем основаны способы рифмовки: перекрестная, кольцевая, смежная?

  4. Что такое мужские и женские окончания? Что такое строфа?

  5. Как можно охарактеризовать основные изобразительные средства (тропы): метафору, метонимию, сравнение, аллегорию, символ, гиперболу, перифразу?

  6. Что обозначают и как используются в лирике следующие речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание?

  7. Как определить эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс)? Какие другие виды звуковой инструментовки можно назвать?

  8. В чем своеобразие ритмики и мелодики стихотворений А.А.Фета? Назовите основные мотивы лирики А.А.Фета.

  9. В чем философские основы лирики Ф.И.Тютчева, своеобразие трактовки природы, параллелизм явлений природы и человеческой жизни?

  10. В чем своеобразие мелодики и ритма тютчевского стиха?


Литература (основная)

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2002.

Квятковский А.В. Поэтический словарь. М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М., 1987.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Спб., 1996.


Литература. Тексты (любое издание)

Тютчев Ф.И. Лирика.

Фет А.А. Лирика.

^

Литература (дополнительная)


Анализ одного стихотворения. Л., 1985.

Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988.

Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974.

Гаспаров М.Л. Поэзия и проза – поэтика и риторика // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С.126-159.

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М., 1978.

Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Л., 1974.

Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.

Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. Л., 1984.

Пигарев К.Ф. Тютчев: Жизнь и творчество. М., 1962.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.

Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993. С.23-121.

Тютчевский сборник. Таллин, 1990.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Спб., 1996.

Эйхенбаум Б.М. Фет // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969.


^

Тема 7. Русский модернизм.


  1. Модернизм как направление в культуре.

  2. Русский модернизм и его особенности.

  3. Разновидности русского литературного модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.


Вопросы для обсуждения:

  1. Как формировались первые модернистские течения в литературе и утверждалась новая концепция художественного произведения?

  2. Как Вы понимаете модернизм, декаданс и символизм?

  3. Кто такие «старшие» и «младшие символисты»?

  4. Какова роль философии и поэзии Вл.Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов?

  5. Как трактовали символ сами символисты в своих теоретических и историко-литературных работах?

  6. Как определить русский символизм в контексте мирового литературного развития?

  7. Как отразились традиции русской классической литературы XIX века в творчестве символистов?

  8. Что такое акмеизм? В чем своеобразие поэтического стиля и поэзии акмеистов?

  9. Какова эстетическая теория футуристов? В чем суть их экспериментаторства? Назовите жанры футуристической поэзии. Определите место русского футуризма в контексте европейского футуризма.

  10. Как можно определить место В.В.Маяковского в футуризме 20-х годов?

  11. Какова теория имажинизма? Что общего и различного в эстетике С.Есенина и теоретиков имажинизма?


Литература (основная)

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.


^ Литература. Тексты (любое издание)

Есенин С.А. Сочинения.

Бальмонт К.Д. Лирика.

Ахматова А.А. Лирика.

Белый А. Лирика.

Блок А.А. Сочинения.

Брюсов В.Я. Лирика.

Гумилев Н.С. Лирика.

Мандельштам О.Э. Лирика.

Маяковский В.В. Стихотворения.


^

Литература (дополнительная)


Авраменко А.П. А.Блок и русские поэты XIX века. М., 1990.

Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

Бальмонт К. Элементарные слова о символической поэзии // Бальмонт К. Стозвучные песни. Ярославль. 1990.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Бугров Б.С. Драматургия русских символистов. М., 1993.

Гумилев Н.С. Стихи. Письма о русской поэзии. М., 1990.

Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

История русской литературы XX века (20-90-е годы). М., 1998.

Литературные манифесты футуристов: Пощечина общественному вкусу. Слово как таковое. Садок судей // Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала XX века. Хрестоматия. М., 1982.

Максимов Д. Брюсов: Поэзия и позиция. Л., 1969.

Мандельштам О. Утро акмеизма. О собеседнике // О.Мандельштам. Слово и культура. М., 1987.

Манифесты поэтических школ // В политехническом «Вечер новой поэзии». Сост. В.Б.Муравьев. М., 1987.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М., 1994.

Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М., 1991.

Розанов В.В. Три момента в развитии русской критики. Декаденты // Розанов В.В. Сочинения. М., 1990; О символистах // Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.

Серебряный век русской поэзии. Антология. М., 1993.


^

Тема 8. Литература периода ВОВ и послевоенная литература о войне.


  1. Литература периода ВОВ.

  2. Послевоенная литература о войне.

  3. Военная поэзия.

  4. Военная проза.


Вопросы для обсуждения:

  1. В чем внутренняя полемичность «военной прозы»? Как отразились в ней споры о путях развития страны, роли исторической личности?

  2. Каковы были различные тенденции в изображении военных событий? В чем военная поэзия принципиально отличалась от прозы?

  3. Определите роль и значение документа, мемуаристки для развития военной прозы (Адамович А. Блокадная книга).

  4. Как соотносилась военная проза с другими течения русской (советской) прозы? В чем своеобразие ее нравственно-философской проблематики?

  5. В чем художественное своеобразие военной лирики? Тема личного и всеобщего: в чем специфика взаимодействия в лирике?

  6. Какова творческая история «Василия Теркина» А.Т.Твардовского? Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Как определить своеобразие жанра и композиции произведения?


Литература (основная)

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебное пособие: В 3 кн. Кн.3. М., 2001.

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Адамович А. Блокадная книга.

Бондарев Ю. Горячий снег.

Твардовский А. Василий Теркин. Дом у дороги.

Симонов К. Живые и мертвые. Лирика.

Некрасов В. В окопах Сталинграда.

Панова В. Спутники.

^

Литература (дополнительная)


Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М., 1975.

История русской литературы XX века (20-90-е годы). М., 1998.

Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М., 1986.

Леонов Б. Утверждение: Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М., 1988.

Любарева Е.П. Эпос Твардовского. М., 1982.

Македонов А. Литература великого подвига. М., 1986.

Македонов А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги. М., 1981.

Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. В 3-х книгах. М., 1985-1988.


^

Тема 9. «Лагерная» проза в истории русской литературы XX века.





  1. «Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества.

  2. Документ и вымысел в литературе.

  3. Творческий путь А.И.Солженицына.

  4. Судьба и творчество авторов «лагерной» прозы. Трагизм судеб, поколения, эпохи.



Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы принципы построения документально-художественного произведения (на примере анализа отрывков из «Архипелага ГУЛАГа» А.И.Солженицына)?

  2. В чем жанровое своеобразие «Архипелага ГУЛАГа», его историко-философская проблематика?

  3. Как отразился провиденциальный строй сознания писателя и его роль в осмыслении собственной судьбы? Какие дискуссии велись вокруг творчества А.И.Солженицына? Каковы религиозно-философские взгляды А.И.Солженицына?

  4. Как можно охарактеризовать воздействие произведений писателя на русскую литературу, культуру, общество? В чем мировая роль А.И.Солженицына?

  5. Где вымысел, а где реальность в произведениях писателей «лагерной» школы?


Литература (основная)

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века. М., 2002.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебное пособие: В 3 кн. Кн.3. М., 2001.

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом. Раковый корпус.

Шаламов В. Колымские рассказы.

Жигулин А. Черные камни.

Владимов Г. Верный Руслан.

^

Литература (дополнительная)


Голубков М.М. Русская литература XX века. После раскола. М., 2001.

История русской литературы XX века (20-90-е годы). М., 1998.

Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

Овчаренко А.И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. В 3-х книгах. М., 1985-1988.

Паламарчук П. Александр Солженицын. Путеводитель. М., 1991.

Решетовская Н. Александр Солженицын и читающая Россия. М., 1990.


^

Тема 10. Феномен авторской песни: возникновение и пути развития.



Понятие «авторская песня».

  1. Причины и условия возникновения феномена авторской песни.

  2. Своеобразие поэтики авторской песни.

  3. Специфика бытования авторской песни.


Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое авторская песня? Когда она появилась?

  2. Каковы были условия появления авторской песни? Как она развивалась?

  3. Какие традиции русской литературы отразились в текстах песен? В чем специфика этого жанра, кроме музыкальной оформленности?

  4. Как определить авторской песни в истории русской литературы XX века?

  5. Каково влияние бардовской традиции на современную литературу?



Литература (основная)

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века. М., 2002.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебное пособие: В 3 кн. Кн.3. М., 2001.

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Визбор Ю. Лирика.

Высоцкий В. Лирика.

Галич А. Лирика.

Матвеева Н. Лирика.

Окуджава Б. Лирика.

и др.

^

Литература (дополнительная)


Андреев Ю. Наша авторская… История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991.

Аннинский Л. Барды. М., 1999.

Богомолов Н.А. Булат Окуджава и массовая культура // Вопросы литературы. 2002. Май-Июнь. С.4-14.

История русской литературы XX века (20-90-е годы). М., 1998.

Клинг О. «…Дальняя дорога дана тебе судьбой…» Мифологема пути в лирике Булата Окуджавы // Вопросы литературы. 2002. Май-Июнь. С.43-57.

Кулагин А. Барды и филологи ( Авторская песня в исследованиях последних лет) // НЛО. №54 (2002). С.333-354.

Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял…: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.

Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии В.С.Высоцкого. Курск, 1995.

Скобелев А.В., Шаулов С.М., Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991.

Соколова И.А. Авторская песня: от экзотики к утопии // Вопросы литературы. 2002. Январь-Февраль. С.139-156.

Фризман Л. «С чем рифмуется слово Истина…»: О поэзии А.Галича. СПб., 1992.

Чудакова М.О. Возвращение лирики // Вопросы литературы. 2002. Май-Июнь. С.15-42.

Шипов Р. Пятьдесят российских бардов. Справочник. М., 2001.


^

Тема 11. Поэзия 1960-х.





  1. Функции поэзии в советскую эпоху.

  2. Возникновение «новой» поэзии.

  3. Формирование нового поэтического дискурса: новые темы, новые формы.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какова была роль поэзии в формировании общественного сознания и преодолении догматизма?

  2. В чем выразилось жанровое разнообразие лирики 60-х годов, какова была новая проблематика?

  3. В чем состояли социальные и художественные поиски Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной?

  4. Как развивалась поэзия в 60-ые годы?

  5. В каком направлении менялась проблематика лирики?

  6. Проблема традиций и новаторства, творческого освоения художественного опыта русской поэтической классики: какой путь избрали поэты 60-х?


Литература (основная)

Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины XX века. М., 2002.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебное пособие: В 3 кн. Кн.3. М., 2001.

Секачева Е.В., Смоличева С.В. Русская литература. Новая популярная энциклопедия. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Ахмадулина Б. Лирика.

Вознесенский А. Лирика.

Евтушенко Е. Лирика.

Рождественский Р. Лирика.

^

Литература (дополнительная)


Дементьев В. Личность поэта: По страницам русской советской поэзии 1917-1987 гг. М., 1989.

Зайцев В.А. Русская советская поэзия. 1960-1970 годы (стилевые поиски и тенденции). М., 1984.

Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. В 2-х т. Л., 1972-1978.


^

Тема 12. Русская литература постмодернизма.


  1. Современная культура и проблема постмодернизма. Понятие постмодернизма.

  2. Своеобразие русской литературы постмодернизма. Возможные подходы и способы интерпретации.

  3. Русская литература XIX века в произведениях писателей-постмодернистов.

  4. Картина мира в произведениях постмодернистов.

  5. Литературный постмодернизм: сосуществование и взаимодействие с другими направлениями.


Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое постмодернизм? Каковы основные черты парадигмы постмодернизма? Каков историко-культурный контекст его возникновения и становления?

  2. Литературный постмодернизм: общая характеристика постмодернизма как литературного направления. В чем своеобразие русской литературы эпохи постмодерна?

  3. Объясните основные понятия литературного постмодернизма: интертекстуальность, цитатность мышления, фрагментарность и т.д.; как используется цитатность в качестве художественного приема в произведениях поэтов-постмодернистов?

  4. Какова основная проблематика произведений русского постмодернизма и важнейшие черты их поэтики?

  5. Что такое концептуализм? Кто такие концептуалисты? В чем суть их поэтической концепции?


Литература (основная)

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебное пособие: В 3 кн. Кн.3. М., 2001.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. Учебное пособие. М., 2001.


Литература. Тексты (любое издание)

Ерофеев Венедикт. Москва – Петушки.

Пелевин В. Любой роман.

Пригов Д.А. Стихотворения.

Кибиров Т. Стихотворения.

Сапгир Г. Стихотворения.

^

Литература (дополнительная)


Гольдштейн А., Кукулин И. Хорошая литературная маниакальность (Беседа о русской прозе 1990-х) // НЛО. №51 (2001). С.288-292.

Дашкова Т. Три истории: забавные игры русского постмодернизма (Обзор книг о русском литературном постмодернизме) // НЛО. №51 (2001). С.346-355.

Зайцев В.А. О новых тенденциях в русской поэзии 1980-1990-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1996. №4. С.3-12.

Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.

Кондаков И.В. Адова пасть (Русская литература XX века как единый текст) // Вопросы литературы. 2002. Январь-Февраль. С.3-70.

Кузьмин Д. Постконцептуализм. Как бы наброски к монографии // НЛО. №50 (2001). С.459-476.

Кукулин И. Прорыв к невозможной связи (Поколение 90-х в русской поэзии: возникновение новых канонов) // НЛО. №50 (2001). С.435-458.

Кукулин И. Статьи о русской поэзии 1990-х // НЛО. №№52-55.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

Фатеева Н.А. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века // НЛО. №50 (2001). С.416-434.

^

Темы рефератов по курсу (I семестр)


  1. Роль внесценических персонажей в "маленьких трагедиях" А.С.Пушкина.

  2. Особенности поэтики "вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

  3. Философская проблематика поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник".

  4. Жанрово-композиционные особенности романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

  5. Духовная проблематика поздней прозы Н.В.Гоголя (Гоголь и христианство).

  6. Одическая традиция в поэзии Ф.И.Тютчева.

  7. Особенности типизации в романах И.А.Гончарова.

  8. Своеобразие поэтики театра Островского и его связь с принципами европейской драмы классичского типа (от античности до XIX века).

  9. Н.А.Некрасов и русская поэтическая традиция: связь с творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

  10. Особенности характера главного героя в романах И.С.Тургенева (на материале романов: "Отцы и дети", "Рудин", "Накануне", "Дворянское гнездо").

  11. Традиции европейского просветительского и рационалистического романа в произведении Н.Г.Чернышевского "Что делать".

  12. Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.

  13. Центральная философская проблема в романе Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы".

  14. Концепции творчества Ф.М.Достоевского в XX веке (В.Розанов; Д.Мережковский; М.Бахтин; Вяч.Иванов; Сартр; Камю).

  15. Поэтика сказа в произведениях Н.С.Лескова.

  16. Философия истории Л.Н.Толстого (на материале романа-эпопеи "Война и мир").

  17. Нравственная концепция романа "Анна Каренина" в свете библейского эпиграфа.

  18. Чехов и Толстой: тематическая перекличка и полемика (повести Чехова "Скучная история", "Жена").

  19. Переосмысление "вечных образов" (Христос, Гамлет, Дон-Жуан, Фауст) в творчестве А.П.Чехова.

  20. "Борис Годунов" А.С.Пушкина и принципы шекспировской драмы.


^

Темы рефератов (II семестр)


  1. Русский формализм: научные и творческие концепции.

  2. Теория и практика постмодернизма в современной русской литературе.

  3. Влияние философии Вл.Соловьева на творчество А.Блока.

  4. Традиции русской классики в творчестве символистов.

  5. Философия Ницше в творчестве русских писателей начала 20 века.

  6. Концепция творчества в произведениях М.А.Булгакова.

  7. Евангельские мотивы «Доктора Живаго» Б.Пастернака.

  8. М.Зощенко в литературном процессе 20-х годов.

  9. Феминизм в современной русской литературе.

  10. Массовая литература и современность.

  11. Литературная традиция в творчестве В.Набокова.

  12. Эстетическая теория В.Хлебникова.

  13. Человек и рок как центральные проблемы творчества Л.Андреева.

  14. В.Розанов и Д.Мережковский в религиозных полемиках начала века.

  15.  Судьбы писателей «серебряного века» в эмиграции.

  16.  Русский символизм в контексте мирового литературного развития (русский символизм и творчество французских и немецких поэтов-символистов).

  17. Вс.Мейерхольд и театральные искания 20-х – начала 30-х гг.

  18. Художник и власть: советские писатели в эпоху тоталитаризма.

  19. Концепция русской истории и русской революции в творчестве А.И.Солженицына.

  20. Жизнь, отраженная в творчестве: А.А.Ахматова.

  21. А.С.Пушкин в жизни и творчестве М.Цветаевой.

  22. Творчество В.Маяковского как отражение эпохи



^

Литература по курсу. Тексты.


XIX век

Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе.

Белинский В.Г. Письмо к Гоголю. Литературные мечтания. Взгляд на русскую литературу 1847 года.

^ Боратынский Е.А. Стихотворения.

Вяземский П.А. Стихотворения.

Гаршин В.М. Художники. Attalea princeps. Красный цветок.

Герцен А.И. Кто виноват? Былое и думы (1 часть).

^ Гоголь Н.В. Собрание сочинений (обяз.: «Вечера...», «Петербургские повести», «Ревизор», «Мертвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»).

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. (Обрыв).

Грибоедов А.С. Горе от ума.

^ Дельвиг А.А. Стихотворения.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Белые ночи. Двойник. Записки из мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Братья Карамазовы.

^ Жуковский В.А. Стихотворения. Баллады.

Короленко В.Г. Слепой музыкант. Сон Макара. Без языка.

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений.

Лесков Н.С. Леди Макбет Мценсконго уезда. Очарованный странник. Сказ о тульском Левше и о стальной блохе.

^ Надсон Н.Я. Стихотворения.

Некрасов Н.А. Стихотворения. Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

Островский А.Н. Гроза. Лес. Свои люди – сочтемся! Снегурочка. Бесприданница.

Поэты – декабристы. Избранные сочинения.

^ Пушкин А.С. Собрание сочинений.

Рылеев К.Ф. Стихотворения. Думы.

Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Сказки. Господа Головлевы. За рубежом.

Сборник «Физиология Петербурга».

^ Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. Война и мир. Анна Каренина. Смерь Ивана Ильича. После бала. Живой труп. (Воскресение).

Тургенев И.С. Записки охотника. Ася. Первая любовь. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети.

^ Тютчев Ф.И. Лирика.

Фет А.А. Стихотворения.

Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Жалобная книга. Хамелеон. Злоумышленник. Хористка. Тапер. Тоска. Степь. Спать хочется. Скучная история. Попрыгунья. Палата №6. Учитель словесности. Студент. Черный монах. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Невевста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.


XX век

Аксенов В. (Любое)

Алданов М. (Любой роман)

Андреев Л. Жизнь человека. Иуда Искариот.

Белый А. Петербург. Лирика.

Бродский И. Лирика.

Булгаков М.А. Театральный роман. Дни Турбиных. Бег. Белая гвардия. Роковые яйца. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

^ Бунин И.А. Окаянные дни. Темные аллеи. Митина любовь.

Газданов Г. Вечер у Клэр.

Горький М. (Романтическая проза). Рассказы. На дне.

Довлатов С. Заповедник.

Ерофеев В. Москва – Петушки.

Зайцев Б. Улица св. Николая. О Чехове.

Замятин М. Мы.

Зощенко М. Рассказы.

Куприн А.И. Повести.

Литература периода ВОВ (С. Орлов, К.Симонов, А. Твардовский, В. Розов)

Набоков В. Защита Лужина. Лолита.

Некрасов В. В окопах Сталинграда.

Панова В. Спутники.

Платонов А. Котлован. Возвращение.

Поэзия 1960-х (Б.Окуджава, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский).

Поэзия серебряного века ( В.Брюсов, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Хлебников, Клюев, Клычков).

Распутин В. Повести.

Ремизов А. Взвихренная Русь.

^ Солженицын А.А. Архипелаг ГУЛАГ. Красное колесо. В круге первом.

Трифонов Ю. Повести.

Шварц Е. Драматургия.

Шмелев И. Солнце мертвых. (Лето Господне).

Шолохов М.А. Тихий Дон. Судьба человека.

Шукшин В. Рассказы.

^

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ.


1. Общая характеристика литературной ситуации начала 19 века (до 1825 года).

2. Романтизм и реализм в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

3. Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

4. Поэты «пушкинской плеяды»

5. Героические характеры в поэмах М.Ю.Лермонтова.

6. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман.

7. Образ Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

8. Художественное своеобразие сатиры Гоголя.

9. Общая характеристика литературной ситуации 1830-40-х годов.

Критические работы В.Г.Белинского. Ю.«Натуральная школа» и творчество Тургенева, Гончарова,

Достоевского.

11.Женские образы в романах Тургенева

12. Духовный мир Андрея Штольца и Евгения Базарова.

13. Обломов и Штольц

14. Женские образы в романах Гончарова

15. Новаторство поэзии Некрасова

16. Фольклор в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо...».

17. Поэзия Тютчева традиции и новаторство

18. Философские мотивы лирики Ф.И.Тютчева

19. Поэзия Фета - традиции и новаторство.

20. Философия истории Л.Н.Толстого

21. Своеобразие жанра романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»

22. Роль внутреннего монолога в романах Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и Л.Н.Толстого «Война и мир».

23. Роман «Воскресенье» и его место в творчестве Л.Н.Толстого

24. Полемика Ф.М.Достоевский с идеями Н.Г.Чернышевского.

25. Идеология «бесовства» в романе Ф.М.Достоевского «Бесы»

26. Сатира Салтыкова-Щедрина

27. Сатира Гоголя и Салтыкова-Щедрина - сопоставительный анализ.

28. Рассказы А.П.Чехова - тематики и проблематика.

29. Роль предметно-бытовой детализации прозе Чехова.

30. Новаторство драматургии А.П.Чехова.

^

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Литературная ситуация конца XVIII - начала XIX века

  2. Становление и развитие романтизма в русской литературе первой четверти ХIХ века.

  3. Литературное движение 1825 - 1842 гг.

  4. Литературное движение 1842-55 гг. Становление реализма в русской литературе 40-х годов XIX века.

  5. Литературная эпоха 1860-х годов (1856-1868).

  6. Развитие русской поэзии в 40-е-70-е годы.

  7. Литературная эпоха 1970-х годов.

  8. Расцвет жанра романа. Литературное движение 1881-1895 годов

  9. Русская реалистическая проза на рубеже 19 - 20 веков.

  10. Символизм: течения, мировоззрение, поэтика.

  11. «Трилогия вочеловечивания» А.Блока

  12. Акмеизм. Творчество А.А.Ахматовой.

  13. Акмеизм. Творчество Н.С.Гумилева.

  14. Акмеизм. Творчество О.Э.Мандельштама.

  15. Футуризм. Творчество В.В.Маяковского.

  16. Футуризм. Творчество Б.Л.Пастернака.

  17. Новокрестьянская поэзия.

  18. Литературная ситуация 1920-30- х годов.

  19. Драматургия 1920-30-х годов.

  20. Проза 1920-30-х годов.

  21. Тематика и проблематика повестей М.Булгакова.

  22. Своеобразие жанра романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

  23. Роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон». Традиции Л.Н.Толстого.

  24. Литература Великой Отечественной войны.

  25. Послевоенная повесть. «Лейтенантская проза» конца 1950-60-х годов.

  26. Литература «оттепели» - поэзия.

  27. Литература «оттепели» - проза.

  28. Литература «оттепели» - драматургия.

  29. Литература 1970-90-х годов - поэзия

  30. Литература 1970-90-х годов - проза

  31. Литература 1970-90-х годов - драматургия

  32. Темы и образы лирических произведений И.Бродского.

  33. Творчество Т.Толстой, В.Токаревой, Л.Петрушевской.

  34. Литература «постмодернизма».

  35. В.Пелевин и литература рубежа 20-21 веков.

  36. «Поп-культура» и массовое искусство в наши дни.

  37. Понятие «литература эмиграции» в литературной ситуации 21 века.



Содержание





Предисловие 3

Тема 1. Роды литературы. Драма. 5

Тема 2. Лирический герой и образ автора в художественном произведении. 7

Тема 3. Эпос и хронотоп в эпосе. 8

Тема 4. Психологизм в художественном произведении. 10

Тема 5. Жанр романа в русской литературе XIX века. 12

Тема 6. Лирика. Ритмика и мелодика стиха. 14

Тема 7. Русский модернизм. 16

Тема 8. Литература периода ВОВ и послевоенная литература о войне. 19

Тема 9. «Лагерная» проза в истории русской литературы XX века. 21

Тема 10. Феномен авторской песни: возникновение и пути развития. 22

Тема 11. Поэзия 1960-х. 24

Тема 12. Русская литература постмодернизма. 26

Темы рефератов по курсу (I семестр) 28

Темы рефератов (II семестр) 29

Литература по курсу. Тексты. 30

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ. 33

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ 34




1 Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001. С.454.

2 См. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. С.203-215.

3 Бродский И.А. Избранные стихотворения. Нобелевская лекция. М., 1994. С.471.

4 Достоевский Ф.М. ПСС: В 30 Тт. Л., 1972-1990. Т.27. С.63.





Скачать 309.51 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер309.51 Kb.
ТипПланы семинарских занятий, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх