Кашина Н. В. К31 Эстетика Ф. М. Достоевского: Учеб пособие. 2-е изд., испр и доп icon

Кашина Н. В. К31 Эстетика Ф. М. Достоевского: Учеб пособие. 2-е изд., испр и доп


Смотрите также:
Лекционный курс. Многоуровневое учеб пособие 3-е изд., доп. Ростов н/д феникс 2001 544 с...
С. А. Езова // Научные и технические библитеки. 2008. № С. 100-107...
В. П. Косарева и Л. В. Еремина-М.: Финансы и статистика,1999...
В. П. Косарева и Л. В. Еремина-М.: Финансы и статистика,1999...
В. И. Стражев [и др.]; под общ ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. 7-е изд., испр...
Курс лекций рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской...
Учебное пособие для студентов II курса бакалавриата направления 521500 "Менеджмент"...
Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие...
Борисов К. Г. Б 82 Международное таможенное право: Учеб пособие. Изд. 2-е доп...
Литература Приложение...
Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и...
В. М. Титов Институт гидродинамики им. М. А. Лаврентьева...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
скачать
Эcmemuka
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО







Н. В. КАШИНА

Эстетика
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО


Издание второе, исправленное и дополненное

МОСКВА

«ВЫСШАЯ ШКОЛА»
1989

БВК 87.8
КЗ1

Допущено Главным управлением преподавания общественных наук Го-
сударственного комитета СССР по народному образованию в качестве учеб-
ного пособия для студентов и аспирантов философских и филологических
факультетов университетов, вузов искусств и педагогических вузов.

Рецензенты: кафедра марксистско-ленинской эстетики философского
факультета МГУ; д-р филос. наук, проф. А. Я. Зись.

Кашина Н. В.

К31 Эстетика Ф. М. Достоевского: Учеб. пособие. — 2-е изд.,

испр. и доп.— М.: Высш. шк. (вузы и техникумы), 1989. — 288 с.

ISBN 5-06-000167-9

Книга посвящена эстетическим взглядам Ф. М. Достоевского, их преломлению
в художественном творчестве писателя, соотношению эстетики Достоевского с эсте-

тическими теориями его времени и ее современному значению. Автор анализирует
представления писателя о сущности эстетического, о процессе художественного твор-

чества, роли искусства в жизни общества и др. Второе издание книги (первое —
1975 г.) существенно переработано с учетом новых философских и литературовед-

ческих работ, дополнено главами "Трагическое» и «Комическое».

Книга предназначается студентам и аспирантам философских и филологиче-
ских факультетов университетов, вузов искусств и педагогических вузов и широкому

кругу читателей.

Учебное издание
Кашина Надежда Владимировна

^ ЭСТЕТИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Зав. редакцией Б. М. Рамзин. Редактор Т. Н. Маннина. Художественный редактор
С. Г. Абелин. Обложка художника В. М. Боровкова. Технический редактор Е. И. Ге-
расимова. Корректор Е. К. Штурм

ИБ№7996

Изд. № УМК-213. Сдано в набор 10.10.88. Подп. в печать 13.03.89. Формат
60Х881/16. Бум. кн.-журн. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Объем 17,64 усл.
печ. л. 17,64 усл. кр.-отт. 19,98 уч. -изд. л. Тираж 21000 экз. Зак. № 62. Цена 1 руб.

Издательство "Высшая школа", 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14.

Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени МПО «Первая
Образцовая типография» Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 113054, Москва, Валовая,

28.

ISBN 5-06-000167-9 © Издательство «Высшая школа», 1975

© Издательство «Высшая школа», 1989, с измене-

ниями

ВВЕДЕНИЕ

Эстетика, как и философия вообще, в каждый данный истори-
ческий момент исходит в своем развитии из философского наследия
предшествующих поколений. Изучение эстетического наследия
прошлого — необходимая предпосылка движения вперед современ-
ной эстетической науки.

Особенную важность для решения задач, стоящих перед совет-
ской эстетикой, представляет изучение наследия отечественной
эстетической мысли, значительная часть которого создана усилиями
великих русских художников слова. Художник, как правило, не
создает эстетики как системы теоретических положений, объеди-
ненных по единому принципу. Тем не менее эстетическая концепция
вырабатывалась каждым художником, и она представляет тем
больший интерес, чем крупнее художник, чем более он влиял на
последующее развитие искусства. Ф. М. Достоевский — один из
величайших художников в истории человеческой культуры. Он ока-
зал громадное влияние на мировую литературу XIX и XX веков.

Особая часть наследия Ф. М. Достоевского — его публицис-
тика. Именно здесь, в критических статьях, на страницах «Днев-
ника писателя», Достоевский высказывал мысли об искусстве,
принципиальные положения своей эстетики. Мысли эти выражены
четко и прямо. При сопоставлении суждений Достоевского об
искусстве, содержащихся в его публицистике, и его феноменаль-
ного художественного творчества может возникнуть сомнение в
том, что это явления родственные и тесно связанные.

Однако едва ли верно исходя из «жанровых» различий в выра-
жении мыслей разлучать их в сознании Достоевского, делать вывод,
что Достоевский-публицист мыслил иначе, чем видел мир Досто-
евский-художник. Или утверждать, будто Достоевский-теоретик
не понимал многого, что видел и творил Достоевский-художник.
В основе этого довольно распространенного в литературе о Досто-
евском суждения лежит представление об иррациональности твор-
чества вообще и сугубой иррациональности творчества Достоев-
ского в частности. Конечно, в любом творчестве интуиция играет
определенную роль, но нельзя отказывать такому крупному мысли-
телю, как Достоевский, в способности осознавать роль интуитивного
и включать этот фактор в свою «философию искусства».

Рассматривать Достоевского-художника и Достоевского-публи-
циста как противоположные сущности было характерно для дека-
дентского периода толкования Достоевского. Н. Бердяев, Л. Ше-
стов и другие, исходя из теории об иррациональности художествен-
ного творчества, объясняли все оригинальное и своеобразное в
творчестве Достоевского глубиной его художнической интуиции,
результатом процессов подсознания. Они считали, что теоретиче-
ское наследие Достоевского не имеет большой ценности и мало
связано с его художественным творчеством, «В Дневниках писате-
ля,— утверждал Н. Бердяев,— Достоевский экзотеричен, приспо-
собляется к уровню среднего сознания» 1.

Что касается установления противоречия между эстетическими
взглядами Достоевского и его творчеством, то нужно проявить
возможно большую осторожность. Нам представляется, что такого
противоречия нет вовсе. Достоевский не только декларировал свои
эстетические принципы, но и сознательно следовал им в художе-
ственной практике, так как был в высшей степени мыслящим
художником. «Глупо полагать,— как говорил Гегель,— что насто-
ящий художник не знает, что он делает» 2.

Достоевский же в особенности был склонен к самоотчету, к
анализу своего творческого процесса, оценивал свои произведения
и вообще произведения искусства исходя из определенных крите-
риев. Во всяком случае мысли Достоевского об искусстве могут
пролить свет на многие загадки творчества писателя.

Эстетическая проблематика живо интересовала Достоевского.
В начале 1873 года в связи с посещением петербургской худо-
жественной выставки и обсуждением в журналистике вопроса о
художественном восприятии жизни он пишет: «Искусство дает фор-
мы выжитому чувству или пророчит, когда чувство еще не пере-
жито, а только начинает загораться в народе.

А между тем это гуманный глубокий вопрос, так что не все
эстетические вопросы — суть вопросы праздного любопытства...

Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе челове-
ческой, самим человеком же для самосовершенствования» 3.

Как видим, эстетические вопросы Достоевский рассматривает
очень широко: в связи с социальной проблематикой, придавая
исключительное значение эстетическим впечатлениям в воспитании
человека.

Методология исследования философских воззрений писателя, и
в частности его эстетических взглядов, тяготеет к широкому при-
влечению в качестве объекта материала творчества. Художествен-
ные произведения Достоевского насыщены мыслью. Многие его

1 Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. Прага. 1923. С. 213.

2 Гегель, Соч. Т. XII. Кн. I. M., 1938. С. 290.

3 Литературное наследство. Т. 83. М., 1971. С. 292.

главные герои излагают свои теории, своеобразно осмысляющие
реальную действительность. Однако в восстановлении какой-либо
концепции Достоевского не всегда можно использовать мысли его
героев как априори тождественные его собственным. Хотя Достоев-
ский разделяет мысли своих положительных героев, эти мысли —
лишь часть сложного комплекса его идей. Полифония, специфи-
ческое явление творчества Достоевского, делает его идейную систе-
му в особенности многозначной.

Прав был Ю. Карякин, когда писал; например, что «нет ничего
более поверхностного и бездоказательного, как отождествлять воз-
зрения самого Достоевского со взглядами его непоколебимо верую-
щих героев...» 1, тем менее это возможно относительно тех, которых
он разоблачает всем строем произведения. Однако такое отожде-
ствление было обычным для дореволюционных исследователей
Достоевского; по этому пути шли Розанов, Волынский, Мережков-
ский, Шестов (последний, например, делает свои абсурдные выводы
о моральном релятивизме Достоевского исходя в основном из та-
кого отождествления).

Исследование эстетической концепции Достоевского, соотноше-
ния ее принципиальных положений с объективным содержанием
творчества писателя представляет интерес и в связи с общеэсте-
тической проблематикой, например, в теории творческого процесса
(соотношение мировоззрения и творчества), и в первую очередь в
кругу проблем реализма. Так, если Достоевский — сознательный
реалист, то очевидно, что сама природа реалистического метода
предполагает разнообразие творческих результатов в отражении
одной и той же объективной реальности: реалистами были его
современники Толстой, Тургенев, Гончаров, творчество которых
неповторимо своеобразно.

Эстетические воззрения Достоевского в данной работе рассма-
триваются в их общественно-исторической детерминированности и
в связи с эволюцией мировоззрения писателя.

Жизнь Достоевского делится на два периода. Мировоззрение
«раннего» Достоевского и Достоевского 60-х и 70-х годов обычно
рассматривается в сопоставлении. Одни исследователи утверждают,
что после каторги Достоевский резко изменил общественно-поли-
тическую и философскую ориентацию; будучи в 40-х годах учеником
Белинского, активным членом кружка Петрашевского, последовате-
лем социалистических идей Запада, Достоевский после каторги
полностью отказался от идейных увлечений прошлого и перешел
на консервативные в политическом отношении и мистико-религиоз-
ные в философском позиции.

Более соответствует истине то, что многие противоречия, свой-
ственные мировоззрению Достоевского 60—70-х годов, зародились

История философии в СССР. М., 1968. Т. 3. С. 351.

уже в 40-е годы. Так, разногласия с Белинским по вопросам рели-
гии, настойчивое отрицание революционных путей преобразования
общества — факты его биографии 40-х годов — предвосхищают
в его последующем консерватизме.

В генезисе философских вообще и эстетических в частности
взглядов Достоевского участвовали многие факторы: раннее увле-
чение идеями французского просветительства и немецкого роман-
тизма, изучение немецкой идеалистической философии, утопиче-
ского социализма, специфическая атмосфера идейной борьбы в
россии 60—70-х годов, когда решение эстетических проблем часто
было формой маскировки вопросов политических. Русские эстети-
ческие концепции XIX века всегда были в большой мере и поли-
тическими концепциями. Речь идет не только о том, что каждая
философская и идеологическая система имеет объективный поли-
тический смысл. Нет, русские мыслители, художники, общественные
деятели сознательно использовали эстетику для решения социаль-
ных проблем, расценивали каждую эстетическую идею по тому, из
какой философской, мировоззренческой системы она исходит (или
с какой может быть соотнесена) и, споря об искусстве, спорили о
судьбах России, человечества, человека.

Философские воззрения Достоевского во всей их объективной
противоречивости служат выражением общественных противоречий
его времени. В связи с этим анализу собственно эстетической
концепций Достоевского в данной работе предпосылается рассмо-
трение ее основных социально-философских корней и некоторых
аспектов мировоззрения Достоевского.

Кроме художественных и публицистических произведений, чер-
новиков и писем Достоевского в данной книге учитывались обшир-
ная мемуарная литература и работы о нем советских, дореволю-
ционных и зарубежных исследователей.

1




оставить комментарий
страница1/17
анализирует
Дата23.01.2012
Размер5.6 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх