«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы icon

«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы


153 чел. помогло.
Смотрите также:
«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы...
За курс основной средней школы Билет №1 «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы...
Литература 9 класс Билет № «Слово о полку Игореве»...
«Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли...
Слово о полку Игореве. Слово о погибели Русской земли. З адонщина...
Экзаменационные билеты с ответами по литературе 11 класс. Билет №1 «Слово о полку Игореве»...
Литература (трад.)...
«Слово о полку Игореве» в русском искусстве» (9 класс)...
«Слово о полку Игореве»...
А. С. Пушкин «Повести Белкина». Тема и идейный смысл одной из них...
Подвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»...
Вопросы к экзамену по литературе, 9 класс Древнерусская литература «Слово о полку Игореве»...



страницы:   1   2   3
БИЛЕТ 1 Вопрос 1

«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы

Подлинная историческая основа: в 1185году Новгород-Северский князь Игорь Святославович совершил поход на половцев, рать которого была разгромлена, а Игорь взят в плен.

Автор стремится донести до читателя мысль о необходимости объединения Руси.

Эта проблема единения выражается и в «золотом слове» Святослава: упрекает Игоря и Всеволода в самоуправстве, а русских князей – в разъединенности.

Идея защиты русской земли и необходимости единения изображена как призыв, идущий как бы от народа.

Ярославна — реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича.

Плач Ярославны — важнейший элемент поэмы. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая на высокой стене, заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру, Днепру и солнцу звучит упрек и призыв о помощи. Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь.

БИЛЕТ 1 Вопрос 2

В чем смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1836 год, сцена Александрийского театра. Провал пьесы, публика ушла возмущенной. Что их поразило? Дело в том, что в финале комедии ее действующие лица почти на 2 минуты замерли на сцене, предоставив возможность всем сидящим в зале понять, что сцена – зеркало, в котором отразились все, кто в него смотрится. Отражение (герои комедии) ужасно: врут, предают, дают и берут взятки, выгораживают, подставляя себя и других, живут мелочными материальными интересами. Кому понравится такое отражение? Гоголь – первый драматург, решившийся на такой ход – создание немой сцены. Именно благодаря ей комедия приобрела острый сатиристический характер. Эту сцену трактуют по-разному. Одна из таких трактовок: проводят аналогию с картиной Брюллова «Последний день Помпеи». Вторая трактовка: настал страшный суд.

БИЛЕТ 1 Вопрос 3

С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

Александр Трифонович Твардовский писал поэму "Василий Теркин" во время Великой Отечественной войны, будучи фронтовым корреспондентом. Поэт сам был частью народа, поднявшегося на борьбу против захватчиков.

Главным героем является рядовой Василий Теркин. Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». Реального прототипа у него нет, это собирательный образ, его отличала простота, которая вовсе не мешала ему в часы переправы, и под бомбежкой, и в рукопашной схватке оказываться настоящим героем.

^ Теркин — кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Он соединяет в себе основные типические черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата – ведь только такие обычные солдаты совершают подвиги и для того, чтобы каждый узнал в герое себя. А именно в защите родины, жизни на земле заключается справедливость народной отечественной войны.

БИЛЕТ 2 Вопрос 1

Черты классицизма в поэзии М.В. Ломоносова

Русский классицизм возник во второй половине 18 века и был связан с просветительской идеологией. Русские классицисты воспринимали литературные произведения как путь к совершенствованию человеческой натуры. Большое место занимали оды, басни, сатиры.

Творчество Ломоносова – яркий пример классицизма в русской литературе 18 века. Основным жанром в его творчестве были оды – стихотворения восторженного характера в честь какого-либо лица или значительного, торжественного события. Ода давала возможность ему высказаться поэтическим языком по вопросам государственного значения. В основном он затрагивал тему родины, где изображал величие России, обилие природных богатств и обширность территории. Например, в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747»:

^ Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земле.

Также в «оде на взятие Хотина» (1739), Ломоносов показывает силу русского народа.

БИЛЕТ №2 вопрос 2

Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Этот эпизод показывает, насколько ничтожен Башмачкин в сравнении со "значительным лицом". Робость, а затем страх показывают, что Башмачкин - маленький человек, он не может в своей жизни сделать почти ничего "сверхъестественного" - то есть заступиться за себя, например. От пережитого ужаса в приемной "значительного лица" он не замечал, как шел, и после слег в постель, заболел и умер.

Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича.

Я не раз замечала, что часто в произведениях Гоголя присутствует мистика. Например, в повести «Нос» по улицам Петербурга разгуливал сбежавший нос, также в «Вие» вспомним летающие пельмени. Да и в самой «Шинели» есть мистика, как уже вспомнила – мертвец, в котором кто-то узнает Акакия Акакиевича.

Все же вернемся к нашей повести…

“Значительное лицо”, к которому чиновники советовали обратиться за помощью, “распекало” Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгнало из своего дома. И вот исчезло с лица земли “существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание...” Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил.

БИЛЕТ 2 Вопрос 3

В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Ранней весной 1946г., Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, и вот в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека".

Автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым. Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед исповедью он "сгорбился", положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не не пасть духом.

Перед нами проходит вся жизнь героя… Это не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе черты русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Соколова перевернулась. За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы войны, и ценой громадных жертв и трагических потрясений он отстоял свою родину. В этом и заключается смысл рассказа “Судьба человека”.

Закончилась война, но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Остается одна надежда на встречу с сыном. А встреча эта состоялась у гроба сына. Казалось бы, все кончено. Но жизнь, "исказив" человека, не смогла сломить и убить в нем живую душу.

Андрей Соколов после всего того, что пережил, не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия произведения в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

И еще на одну интересную черту обращает внимание писатель. Его герой, прежде всего, думает о собственных обязанностях перед близкими, перед родиной, народом, человечеством. Вот почему судьба Соколова — судьба человеческая, судьба народная.

БИЛЕТ 3 Вопрос 1

Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

«Маленький человек» - обозначение героя, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии. Основные черты «маленького человека»: приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвленная гордость.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Карамзин первый, кто начал традицию русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям и бедам. Защита слабых и угнетенных – главная задача художников слова. Это произведение сразу стало популярным, и тогда главным объектом внимания стал внутренний мир отдельной личности.

БИЛЕТ 3 вопрос 2

«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Письмо – один из двух открытых монологов героини. Письмо Татьяны пронизано громадным чувством любви. (чтение письма)

Дальнейший ход романа разрушит надежды Татьяны, но не в малейшей степени не затронет цельности и ясности ее души.

В романе затрагивается проблема неразделенной любви. Отвергнутая Татьяна выходит замуж и спустя несколько лет, будучи знатной дамой, встречает Онегина, но остается верна своему мужу, в то время, как Онегин влюбляется в нее и просит остаться с ним, уйдя от мужа.

БИЛЕТ 3 вопрос 2

Диалог Андрея Соколова и Мюллера как один из кульминационных эпизодов рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Герою рассказа «Судьба человека» пришлось испытать все тяготы войны. Он был 2 раза ранен, в 3-ий, тяжело контуженный, попал в плен. Его чудом не расстреляли, отправили трудиться на рейх. Задержан за попытку побега и его сильно избили. За 2 года плена объехал половину Германии. Везде от него требовали работу, морили голодом. Его хочет расстрелять Мюллер за недовольные слова Андрея. С хладнокровием и достоинством, голодный, отказывается выпивать за победу немцев, потом разыгрывает целый спектакль, показывая, как умеют пить русские. Таким образом, он продемонстрировал силу своего характера. И Мюллер, уважая достойного соперника, отпускает Соколова с буханкой хлеба и куском сала, разделенных поровну между товарищами.

Таким образом, Андрей Соколов очередной раз спасается от смерти. Можно подумать: на этой земле его держит обещание своей жене, что он вернется с войны живым.

БИЛЕТ 4 вопрос 1

Тематика и образы романтической поэзии В. А. Жуковского

Василий Андреевич Жуковский стоял у самых истоков русского романтизма. Предметом своего творчества он избирает мир человеческой души. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве.

Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни и судьбе человека. Жуковский верит в вечность любви и счастья, условием которой является верность "до гроба" и "за гробом". Воображение поэта интересует все таинственное и потустороннее, ставящее человека перед выбором между добром и злом.

Его романтический мир лирики заполнен стихами о народной жизни, фольклор становится для Жуковского источником высокой поэзии:

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…

В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив и здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая не ропщет на Бога и не теряет веры и любви.

Какие же черты определяют поэзию Жуковского именно как романтическую? Прежде всего, это попытка открыть тайну мира - в жизни природы и в жизни людей. Он часто прибегает к олицетворению природы.

В элегии «Море» романтическая идея двух миров отражается противопоставлением море-небо. Поэт рисует стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека. Море представляется этому человеку трепетным и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование непостоянно, жизнь полна утрат и разочарований. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него».

Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.

БИЛЕТ 4 вопрос 2

Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель?

(По повести А.С. Пушкина «Выстрел»)

У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.

Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию.

Повесть состоит из двух частей. В основе каждой из них стоят поединки, что обозначены выстрелами. Моральная сторона незаконченного поединка описывается двумя повествователями. Только что стоявший на грани смерти, человек рассказывает о двух выстрелах. Все это демонстрирует нам драму этой дуэли, когда боясь потерять уважение к себе, люди готовы пожертвовать жизнью. Каждый из персонажей борется, в первую очередь с собственными внутренними качествами. Граф позабыл о нравственных ценностях, давление окружающего мира оказалось сильнее его. Сильвио преодолел все, не очернив, прежде всего самого себя. К Сильвио у нас противоречивые чувства, мы его жалеем из-за его внутренних конфликтов, но в то же время мы его осуждаем за неблагородное поведение.

Сильвио всегда и во всем был лучшим. Сам себя он характеризует так: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать». И естественно, появление графа в качестве его соперника не давало ему покоя, именно из-за этого он чувствовал к нему ненависть. Не смотря на то, что граф был ничуть не хуже его, он каждый раз хотел навредить своему сопернику. Потом Сильвио вспоминал: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние».

Изменения происходят не только с характерами персонажей, но и с их речью. Сильвио и граф рассказывают с большим азартом, в отличие от автора. Более того, Сильвио рассказывает намного интереснее и богаче, чем автор, он не просто описывает события, но и позволяет нам представить их в полной мере. В повести «Выстрел» остается что-то незавершенное, но вера главных персонажей в то, что они сами создают свое благополучие, дает нам надежду.

А. С. Пушкин, имея вспыльчивый характер, и не допускавший даже намека на оскорбление себя или своих близких, часто дрался на дуэли, демонстрируя полное презрение к смертельной опасности, словно нарочно испытывал судьбу. Часто эти дуэли заканчивались примирением.

Повесть Пушкина «Выстрел» первоначально состояла из одной 1 -и главы. В таком виде она носила автобиографический характер: она содержит описание собственной дуэли Пушкина в Кишиневе с офицером Зубовым. Об этой дуэли рассказывают: «На поединок с Зубовым Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первый и не попал». Пушкин ушел, не стреляя, но и не помирившись с Зубовым.

Через два дня поэт приписал к 1-й главе вторую.

В жизни выстрел остался за Пушкиным, а в повести за соперником. В жизни Пушкин отказался от выстрела, хотя не простил Зубова, а в повести - Сильвио оставляет выстрел за собой, чтобы отомстить.

Поэт отказывается от выстрела по известным только ему причинам. Зубова наверняка злил «беспечный» вид Пушкина, завтракающего черешней, он хотел бы отомстить. И поэт дал ему такую возможность в своей повести. Но гений Пушкина создал совсем иного героя, героя необычного.

БИЛЕТ 4 Вопрос 3

Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

ПРИМИТИВНО: Григорий Печорин, выслан из Петербурга за некую "историю" (очевидно за дуэль из-за женщины) на Kавказ, по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова отправляется на Kавказ, затем некоторое время путешествует, и, возвращаясь из Персии домой, умирает. Вот такая судьба.

При скрытности характера, личном достоинстве Печорина, чем объяснить его безразличие к собственным дневникам, которые хранит Максим Максимыч? Ведь он писал, что "дневник будет драгоценным воспоминанием". А может, ужасным? Разве что для мерзавца. А он считает себя таковым.

Отказ от дневника — последнее движение его доброй натуры и знак духовной смерти. ^ Некогда "необъятные" нравственные силы растрачены по пустякам.

Дневник – это безмолвный собеседник Печорина в определенное время его жизни.

Борьба в себе… мысли… должны найти выход… но т.к. друзей у него нет, он доверяет сокровенное дневнику: свои планы, анализ, характеристики.

Но время идет, а Печорин не постоянен, теперь его интересуют другие проблемы, а прошлые кажутся ерундой…

+ чтение дневников спустя время – это возвращение в прошлое, а Печорин не удовлетворен настоящим, что уж говорить о прошлой жизни…

БИЛЕТ 5 вопрос 1

Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В комедии «Недоросль» Фонвизин изображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя.

^ Госпожа Простакова управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых. Ее власти ничто не противопоставлено. Она говорит: «Разве я не властна в своих людях?» Эта невежественная и корыстолюбивая фурия по-своему чадолюбива, но в конце пьесы любимый сын предает ее. Она становится жалкой и униженной.

Основным средством создания образа Простаковой становится речевая характеристика. Язык Простаковой меняется в зависимости от того, с кем она говорит, и от ситуации. К слугам она обращается: «собачья дочь», «бестия», «воры». К Митрофану: «друг мой сердешный». Когда вымаливает себе прощение, ее язык близок к народной речи: «Ах, мои батюшки, повинную голову меч не сечет».

Билет 5 вопрос 3

Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противоположных частей:

бал у предводителя и расправа с солдатом.

Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она, дала название рассказу – «После бала».

На первый взгляд, мы видим двуличие полковника: его неестественность на балу и истинное лицо после бала.

Но значение рассказа гораздо глубже…

Но вернёмся к сюжету. Рассказчик Иван Васильевич повествует о том, что с ним произошло, когда он был ещё молодым человеком. Он любит Вареньку и ещё больше влюбляется, когда видит, как она танцует со своим отцом на балу. Её отец – полковник,

в сцене бала он не только кажется красивым, милым и добрым – но он действительно такой: внимательный и заботливый отец, отказывает себе во многом, чтобы одевать и вывозить в свет любимую дочь.

После бала он видит отца девушки, командующим экзекуцией.

Полковник искренен не только на балу, но и после. Он верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой?

Любовь проходит, а также жизнь героя резко меняется.

Юноша из богатой семьи, впечатлительный, восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры…

Митрофанушка – баловень матери, невежа и бездельник. К домочадцам и слугам он обращается грубо. Няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой». Фонвизин высмеивает воспитание дворянских детей в 18 веке. По-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику – семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения».

Итог обучения Митрофанушки – сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили».

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе – «зоологизация». Говорящие фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям.

Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Речь Скотинина переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Он соглашается со Стародумом, что предок Скотининых был создан Богом раньше Адама (т.е. тогда, когда были созданы скоты).

Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей — Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль и семейные отношения.

Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно.

О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым должен жить честолюбивый человек.

Напрашивается вывод, что речь отрицательного героя яркая и индивидуальная, характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Фонвизин — талантливый психолог, мыслитель, художник. Он отразил в своей пьесе актуальные проблемы своего времени.

БИЛЕТ 5 вопрос 2

Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", ведь все произведение подчинено раскрытию образа Печорина

Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность.

Ослепительно чистое бельё и пыльный бархатный сюртучок, запачканные перчатки;

морщины и женская нежность кожи;

Крепкое сложение и маленькая аристократическая рука;

^ Демонические черты: и 23 и 30 лет; белокурые волосы и чёрные усы и брови; глаза не менялись, когда он смеялся; фосфорический блеск глаз.

Билет№6 вопрос 1

Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума».

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Главным героем комедии является Чацкий.

Будучи человеком честным, благородным и прогрессивно мыслящим, Чацкий противостоит фамусовскому обществу. В тоже время драма обостряется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жестокими нравами».

Он имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.

Отношение к жизни, к миру – максимализм, в отношении к девушке – его речь красивая, богатая, интеллектуальная, он думает, анализирует и мыслит, борясь, идёт к вершинам.

БИЛЕТ 6 вопрос 2 Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Центральное место в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» занимает пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены по степени деградации героев.

Манилов – имя от глагола «манить», «заманивать». Иронически обыгрывается Гоголем, пародирующий лень, бесплодную мечтательность, сентиментальность. Образ Манилова – человек ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, безразличии к реальности: господский дом стоит на юру; Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты: провести подземный ход от дома, выстроить через пруд каменный мост; в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка, с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг Манилова. Хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают.

Коробочка - бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная. Комод, где лежат, помимо белья, нитяных моточков, мешочки с деньгами, - аналог Коробочки (как шкатулка Чичикова). Мелочность Коробочки, ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров, Свиньин; «индейкам и курам не было числа…» Вещи в доме Коробочки, отражают ее наивное представление о пышной красоте или ее скопидомство, все хранит, не выкидывает.

Собакевич – богатырская мощь, подвиги за обеденным столом (ватрушки гораздо больше тарелки, индюк ростом с теленка), богатырское здоровье (пятый десяток живу, ни разу не был болен) пародируют облик и деяния сказочных богатырей. Грубость и неуклюжесть – суть портрета Собакевича. Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и ассиметричный дом; пузатое ореховое бюро – совершенный медведь; стол, кресло, стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Он хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах». Собакевич – «человек-кулак». Сила и воля Собакевича лишены идеала, души.

Ноздрев – кутила. Он всякий раз попадает в историю: либо напивается в буфете, либо врет, что держал лошадь голубой или розовой масти. Он охоч до женского пола, не прочь «попользоваться насчет клубнички». Главная страсть Ноздрева – «нагадить ближнему»: распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, по-прежнему считал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Ноздрева общечеловеческая – не зависит от чина.

Плюшкин – образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича – обратная метафора фамилии. Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей: представляет бесполым существом с выпирающим подбородком, Чичиков принимает его за ключницу. На засаленном и замасленном халате болталось четыре полы. Это общечеловеческий тип скупца: «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг Плюшкина свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая расшатана, избы с дырами в крыше. Из рачительного, образцового хозяина Плюшкин трансформируется в паука. После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром, Плюшкин проклинает ее и сына, ставшего военным. Вещи ветшают, время останавливается. Умственные способности Плюшкина тоже приходят в упадок

БИЛЕТ 6 вопрос 3

За что автор осуждает Эраста и в чём сочувствует ему?

(По повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

^ У автора к герою двойственное отношение:

с одной стороны, внешняя привлекательность, изысканные манеры, доброе, внимательное отношение к людям;

с другой стороны, жестокость, безответственность в поведении и эгоизм.

Причины – в его аристократическом воспитании. Ведь, обладая “изрядным разумом” и “добрым от природы” сердцем, он был “слабым и ветреным”.

Однажды он даже “решился – по крайней мере на время – оставить большой свет”. Рядом с Лизой он мог бы обрести счастье и душевный покой – то есть то, о чём мечтал, но он привык только брать, не привык отдавать, да и желания его эгоистичны: он “думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах”.

Ему казалось даже, что “он нашёл в Лизе то, что сердце давно искало”. Но рядом с Лизой была не идиллия, а жизнь, с её заботами, тревогами, нуждой. Лиза стала для него очередной забавой, игрушкой. А игрушки со временем надоедают, если не становятся любимыми. И в итоге – “Эраст был до конца жизни своей несчастлив”.

О том, какой образ жизни ведёт Эраст в городе, где и как он служит, мы знаем очень немного: “Ты знаешь, что у нас война, а я в службе…” (отговорка)

Поднимается проблема долга перед отечеством. Эраст не выдерживает и этого “испытания”.

На словах: он может остаться дома “только с величайшим пятном для …чести.” “Все будут презирать меня, как труса, как недостойного сына отечества”. И ещё: “смерть за отечество не страшна”.

На деле: он был в армии; “но вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти всё своё имение”. По отношению к родине это предательство. А дальше - предательство по отношению к Лизе: «Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая была давно влюблена в него».

Для Эраста встреча с Лизой – только экзотическое приключение: “Эраст восхищался своей пастушкой – так называл Лизу – и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Свои отношения с ней он называл страстной дружбой. С отвращением он думал о сладострастии, которым прежде упивались его чувства. “Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви её и буду всегда счастлив!”

Но явно виден разлад между намерениями Эраста и его привычками. Несмотря на новизну ощущений, к Лизе он подходит с прежними мерками.

Карамзин считает, что любовь барина и крестьянки невозможна. После одной из самых драматических сцен повести – “расплаты” Эраста с Лизой и их расставания автор пишет: “Сердце моё обливается кровью… я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется и слёзы катятся по лицу.

Автор учит молодых людей:

1. “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

2. Предательство - нарушение норм морали.

Итог – покинутая, опозоренная и униженная Лиза решается на самый страшный поступок – самоубийство. Она не может жить с грехом.

“Мне нельзя жить”, - думала Лиза с чувством вины перед матерью и бросается в воду.

Трагический финал… и тишина… а дальше каждый думает и анализирует сам!

БИЛЕТ 7 вопрос 1

Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта

комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Фамилия Павла Афанасьевича – значит «молва, слух».

Фамусов – своеобразный поэт московского застоя. Он восхваляет московские нравы, неизменные век от века. «Новизна» неприемлема для Фамусова. Грибоедов вводит мотив глухоты, случающейся с Фамусовым каждый раз в беседе с Чацким.

Как все центральные персонажи комедии, Фамусов имеет своих «двойников».

Его «прообраз», жизненный идеал – покойный дядя, Максим Петрович, который был богат, на золоте едал, но «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб…». Для Фамусова важно добиться чинов, богатства, жить роскошно, в службе важно не делом заниматься, а беспокоиться о родном человечке.

Всех представителей «века минувшего» роднит ненависть к просвещению. «Ученье – вот чума, учёность – вот причина…». Фамусов показывает свою неприязнь к засилью иноземного: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы!»

Однако это неприятие основано не на глубоком чувстве патриотизма, а на желании оградиться от «грабителей карманов и сердец».

Конфликты:

^ 1. Между Фамусовым и Молчалиным (общественно-политический – «начальник и подчинённый»)

2. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт.

Фамусов – консерватор, а Чацкий – новатор. Возникает спор, в котором каждый высказывает свою точку зрения, не слыша другую. Фамусов побеждает, потому что существует так называемая «фамусовская Москва», фамусовское общество, поддерживающее его мнение: Молчалин, Скалозуб и гости на балу. Таким образом, Чацкий остается не услышанным, его называют сумасшедшим и он уходит: «Карету мне, карету!»

БИЛЕТ 7 вопрос 2

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Поэма «Мцыри» отражает глубокую влюбленность автора: в величественность гор, в хрустальную чистоту рек, в яркую небесную зелень и свободных людей - в гордый Кавказ. Именно Кавказ потряс воображение большеглазого и впечатлительного ребенка.

Романтизм поэмы заключается в удачном создании автором такого яркого и живого образа, как Мцыри - одинокого, но мятежного, живущего мечтой и отрекающегося от действительности, ищущего гармоничного слияния с природой.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попадает еще ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, именно тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав его гордым и непокорным в плену.

Одинокость и замкнутость были присуще ему:     

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам – недоумение и непонимание его поступка.

Трагедия Мцыри – в отрыве его от родины, дома, родных и друзей. Монастырь для него становится тюрьмой, а сам он – раб и узник. Юноша мечтал о возможности любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Даже старый монах не может заставить его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность променял” на несколько минут жизни среди близких.

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Гармония природы и ее свобода противопоставлены в поэме смирению и покорности в монастыре, гнетущие душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Вырвавшись на волю, дитя природы припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.

В рассказе-исповеди Мцыри воспринимается как герой романтических поэм. Сама форма исповеди связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”. В исповеди Мцыри показан его романтический характер (образы огня, пламенности).

Создание Лермонтовым образа гордого и непокорного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя.

БИЛЕТ 7 вопрос 3

В чем прав и в чем заблуждался Самсон Вырин?

(По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)

Самсон Вырин — один из главных героев повести, по должности он станционный смотритель. Отношение Пушкина к своему герою можно понять двояко. На первый взгляд автор сопереживает своему герою, изображая горе и страдания старика. Но картина намного сложнее.

Неказисто и небогато его жилище, единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня. Красивая и работящая девушка была гордостью своего отца.

Особую роль в произведении играет символика. Так, по картинкам, висевшим на стене в комнате Самсона Вырина, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. Картинки "изображали историю блудного сына". На первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути Дуни, но на самом деле образ блудного сына - это образ самого главного героя.

^ Первая картинка говорит о том, что Самсон Вырин "уходит" от своей дочери. Ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на Дуне. В разговоре с Минским в Петербурге Вырин сказал: "отдайте мне... бедную мою Дуню. Ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну". В этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. Отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. Станционный смотритель – это "сущий мученик четырнадцатого класса", потому что его чин становится его жизнью, то есть он ограничен. По его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром.

^ На другой картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без Дуни превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь.

Ограниченность Самсона Вырина определена условиями его жизни. Осуждая станционного смотрителя, Пушкин жалеет его, рассказывая о трагедии неудавшейся жизни.

"Станционный смотритель" - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ "маленького человека". Создание такого образа - это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Пушкин выражает ее в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, автор не презирает этого "маленького человека».

^ Человек должен понять и принять выбор близкого человека.

Прав – он любит свою дочь и хочет ей добра.

Не прав – не дает ей сделать собственный выбор.

БИЛЕТ 8 вопрос 1

Тема «дружества» и образы друзей в лирике А. С. Пушкина

Тема «дружества» проходит через всю лирику Пушкина. Такое влияние друзей в лирике Пушкина обусловлено тем, что у Пушкина был Лицей. Его друзьям-лицеистам посвящено много стихотворений. Это, например, стихотворное послание «Пущину». Это послание Пушкин написал в поддержку другу, когда Пущина сослали в Сибирь.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!..»

Пушкин также посвящает свои стихотворения Дельвигу, называя его «парнасским братом», и Кюхельбекеру – «мой брат родной по крови, по душе».

Каждый год (с 1811) 19 октября – день рождения Лицея – поэт писал стихотворения с одноименным названием. Эта дата была для него священной.

Также Пушкин написал стихотворение «К Чаадаеву», 1818 год.

^ Любви, надежды, тихой славы

Не долго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Но в нас горит еще желанье

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Вот еще стихотворения, посвященные дружбе, лицейскому братству:

«Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Была пора, наш праздник молодой…» (1836), «К Языкову» (1828), «Дельвигу» (1827) и др.

БИЛЕТ 8 вопрос 2

Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» показала все достоинства и недостатки русской жизни. Поэма раскрывает массу проблем. Так, эпизод «Оформление купчей в гражданской палате» освещает нам актуальную до сих пор тему бюрократии в России.

Чичиков почти стал «херсонским помещиком». Осталось зафиксировать документально тот факт, что герой – хозяин многих и многих крепостных душ.

Вместе с Чичиковым мы попадаем внутрь дома. Внешность обманчива, она часто противостоит сути – намекает Гоголь. Так и здесь. Большим и светлым здание было только снаружи, а, попав внутрь, человек, вероятно, думал, что ошибся адресом. Вот она, суть русского государства: красиво только снаружи, величественно, а внутрь заглянешь –увидишь грязь и беспорядок.

Хождение Чичикова по инстанциям начинается сразу же, как только герой переступает порог этого учреждения. Только пообщавшись с несколькими чиновниками разного возраста, звания и характера, Павел Иванович добирается до крепостной экспедиции, которую представляет Иван Антонович. Между героями происходит интересный диалог, сплошь состоящий из намеков. Оба собеседника прекрасно понимают друг друга, поэтому им удается договориться. Чичиков, как мы видим, человек опытный в «бумажных» делах. Он знает одно: чтобы быстро оформить что-либо документально, нужны связи и деньги.

Казалось бы Чичиков – опытный мошенник, но Иван Антонович, заведующий крестьянскими делами, вообще виртуоз взяточничества. Чичиков находит себе покровителя в лице председателя, Ивана Григорьевича, и уверяет Ивана Антоновича в своих связях, а также в том, что его денег, проще говоря, «взяток» хватит на всех чиновников, участвующих в оформлении купчей. Свои слова Павел Иванович подтверждает материально. После окончания диалога, Чичиков достаёт из кармана купюру и кладёт её на стол, и тут же она оказывается накрытой книгой. Всё произошло настолько быстро, что Чичиков опешил. Председатель казённой палаты прекрасно понимает Павла Ивановича. Они - «два сапога-пара».

С оформлением покупки мертвых душ Чичиков управился в целом довольно быстро, заплатив при этом «самую малость». Каким образом? Я думаю, чиновники старались для него ради «перспективы», потому что сотрудничество, дружба с богатым помещиком, владельцем душ на сто тысяч рублей всегда выгодны.

Проблемы бюрократии, взяточничества, волокиты в оформлении каких бы то ни было документов Гоголь раскрывает не только как болезни общественные, но и отмечает, что во многом здесь виноват человек, ленивый, властный, глупый и равнодушный. Высмеивая своих героев, автор прежде всего призывал людей измениться, исправиться, потому что только тогда можно будет преобразовать все вокруг.

БИЛЕТ 8 вопрос 3

Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Что значит для героя жить?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное - испытывать блаженство “вольности святой”- в этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека, раскрывая его сущности.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о увиденном. Его монолог-гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы. (Чтение стиха).756756756757656

БИЛЕТ 9 вопрос 1

Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина

Любовь у Пушкина раскрывается просто, глубоко и тепло.

Стихотворение – «Я вас любил…» (чтение наизусть) Никакого эгоистического чувства герой не испытывает, он альтруист (не эгоист), любящий не для себя, а для предмета своей любви. Это ли не истинная любовь?!

Так случилось, что имя Анны Петровны Керн стало одним из самых известных среди тех, которые вошли в нашу культурную историю благодаря встрече с Пушкиным. Это объясняется рядом важных обстоятельств. Но есть самое важное – документально, биографически подтвержден и никем не оспаривается тот факт, что ей посвящено одно из прекраснейших лирических стихотворений Пушкина – К***.

Все этапы любви описаны в этом послании. Это и буря чувств, и забывании любви «в глуши, во мраке заточенья», и возвращение чувств. Для поэта вместе с любовью приходят «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы…»

БИЛЕТ 9 вопрос 2

^ Монолог Чацкого «А судьи кто?» и его роль в развитии

конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума» состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность.

Вот сюжетная схема: на руку благородной девицы претендуют сразу два молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивается ее руки. В комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

В основу сюжета взят конфликт, который заключается в противопоставлении высокого и низкого; исключительного героя и света, общества, мира в целом. Этот конфликт был неразрешим. Чацкий своим поведением и трагичностью похож на романтического героя, борющегося с «жестокими нравами».

Чацкий имеет много общего с декабристами (любовь к русскому народу, желание «служить делу, а не лицам», ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность), но за ним не стоит сила, все декабристское общество. Он один против всех.

Личный конфликт служит одновременно проявлением и общественного конфликта. Его завязку мы видим, когда Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкновение с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..» и ответ Чацкого монологом «И точно, начал свет глупеть...»). Так осуществляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает невозможность примирения между героем и обществом. Общественная линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остается открытым.

Конфликт комедии А.С. Грибоедова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в то время.

А.С. Грибоедов переосмысливает прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.

Билет 9 вопрос 3

Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимовичем?

(По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться и понять характер нашего героя. Печорин настолько противоречив, что сложно понять, о чем же в действительности мыслит и что чувствует он.

Его конфликт – это состояние его души. Он спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился?» И не находит ответа. Он чувствует себя одиноким и бесполезным в этом мире.

Попробуем проследить за некоторыми чертами характера Печорина при общении с Максим Максимычем, с которым он провел много времени, живя в крепости. «Тоненький, беленький…» офицер приехал на службу, его встретил человек с «чудной душой» и «золотым» сердцем» - Максим Максимыч. Штабс-капитан очень привязался к Печорину и полюбил его. Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча. А что Печорин? Он не способен на дружбу, ему присущ эгоизм, он не имеет настоящей привязанности: каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

При второй встрече, по мнению Максима Максимыча, Печорин встретил его прохладно. Почему? Этому есть несколько причин.

Во-первых, он не считает Максима Максимыча своим другом. Про дружбу он говорит: «Из двух друзей всегда один раб другого». Они из разных социальных слоев, и если судьба их свела вместе в крепости на Кавказе, то в другой жизни они не могут быть близкими людьми.

Во-вторых, Печорину больно вспоминать историю с Бэлой, которую он хочет забыть, а Максим Максимыч невольно напоминает ему об этом.

Печорин просто является обладателем очень своеобразного характера, который умело изобразил в своем романе Лермонтов. Григорий Александрович умел спрятать свои чувства далеко-далеко, в себя, не демонстрировать свои эмоции. Он слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит.

БИЛЕТ 10 вопрос 1

Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

Тема творчества привлекала многих поэтов. Она занимает значительное место в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэзии, ее особой роли говорит он не в одном стихотворении: «Поэт», «Памятник», «Пророк». (Чтение стиха) Поэт отличается от простых смертных тем, что ему дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Своим даром поэт воздействует на него, он способен «глаголом жечь сердца людей». Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения. Истинная поэзия, по мнению Пушкина, должна быть человечной, жизнеутверждающей, пробуждать добрые гуманные чувства.

«Пророк» – это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании.

Все то житейское содержание, что наполняет сердца и умы занятых людей, весь их мир должен стать для поэта пустыней мрачною. Он жаждет духовного прозрения.

БИЛЕТ 10 вопрос 2

Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» построен по принципу антитезы: в композиции рассказа противопоставляется сцена на балу и сцена после бала. Они контрастны по цветовой гамме, звуковому оформлению и идейному содержанию. Кроме того, на балу и после бала отец Вареньки представлен как два разных человека. Используя контраст, Толстой более зримо и ярко хочет донести до нас основную мысль: мысль о необходимости сопричастности человека к бедам других людей.

Как же изображен бал? Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, веселый мотив музыки звучит беспрерывно.

Полковник на балу. Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Показав полковника таким на балу, а потом совсем другим после бала, Толстой не хочет сказать, что он двуличен. Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

БИЛЕТ 10 вопрос 3

Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

В своем произведении писатель поднимает также проблему воспитания и образования подрастающего поколения. Но кто же воспитывает это поколение?

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца. Она гордится тем, что читать не умеет и уверена в том, что многого можно добиться и без образования. Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь».

Госпожа Простакова, не боясь последствий, хочет принудить Софью к браку с Митрофаном. Чадолюбивую мать останавливает только сила. Решительное вмешательство Милона предотвращает беду. Госпожа Простакова понимает только язык силы: здравые мысли выше ее понимания. Переход от насилия к покорности у нее происходит молниеносно. Только что она была властной барыней и тут же унижающаяся, жалкая женщина. Способная всех и вся унизить, Простакова с легкостью унижается сама. Сцена не только комична, но и страшна. Потеряв свое имение, она на коленях умоляет Правдина, Стародума, Софью пощадить "жестокосердечную помещицу". Для Простаковой нет границ унижения, она понятия не имеет о человеческом достоинстве.

Бездумная материнская любовь Простаковой так же терпит крах. Чувствуя, что почва уходит у нее из-под ног, Простакова бросается к сыну, ища у него любви, понимания, защиты. Митрофан ведет себя соответственно полученному воспитанию. Он видел вокруг себя хамство, неуважение к человеку и поступает подобающим образом: "Да отвяжитесь, матушка, как навязалась..." - бросает он небрежно матери. Потерявшая власть и силу, она не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей''.

Митрофан - главный герой комедии, избалованный мамой, невежественный и глупый подросток, истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери он заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!»

Выросший в атмосфере злонравия, наш герой просто не может быть другим, порядочным и умным человеком. Митрофан видит, что мать - необразованная, невежественная женщина - имеет большую власть над крепостными, так зачем же и ему чему-то учиться?

В финале комедии Митрофан просто безобразен, лишен всего человеческого. Как можно понять, оправдать, а тем более простить человека, который в самую трудную и страшную для своей матери минуту отталкивает ее от себя и не находит слов поддержки для самого близкого человека? Митрофан никогда не станет лучше, потому что ума ему не дали, а душу забрали.

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».

Софья – племянница Стародума, который является ее опекуном, она сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причиненое ей зло). Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

БИЛЕТ 11 вопрос 1

«Русский бунт» в изображении Пушкина (По роману «Капитанская дочка»)

А. С. Пушкин не признавал революционного переустройства общества. И эту мысль выразил в романе «Капитанская дочка», показав «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

«Капитанская дочка» – последнее произведение Александра Сергеевича, крупнейшее явление его прозы.

Пушкинский Пугачев – человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость.

Каким бы привлекательным не изобразил Пушкин своего Пугачева (он и сметлив, наблюдателен, благороден, способен на милосердие и помощь), но он кровавый убийца, предводитель кровавого бунта. И это авторское отношение видно во многих эпизодах.

Во-первых, это глава «Приступ», в которой Пугачев изображается как кровавый убийца: он казнит Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Василису Егоровну.

Показательна также сказка о вороне и орле. Рассказывая ее, Пугачев считает, что он орел, стремящийся к свободе. Гринев же с ним не согласен, считая, что Пугачев, так же, как и ворон, питается мертвечиной.

Прямой ответ на вопрос, что же такое «русский бунт» и как к нему относится автор, дан в размышлениях Гринева: «Не дай бог русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Зная русскую натуру, которая долго спит, а потом не может остановиться, Пушкин понимал, что русский бунт захлебнется в крови. Это хорошо видно в русской революции 1917 года.

По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания, а также гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и взяточничеством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови…





оставить комментарий
страница1/3
Дата23.01.2012
Размер0,76 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  19
не очень плохо
  13
средне
  32
хорошо
  46
отлично
  214
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх