Урок №2 Тема Аллегорические циклы Арс нова icon

Урок №2 Тема Аллегорические циклы Арс нова



Смотрите также:
Реферат по дисциплине Экономика Тема: «Экономические циклы в рыночной экономике»...
Тесты для зачета, словарь терминов и определений. Учебник...
Мировой финансовый кризис и циклы Кондратьева...
Сегодня в Лондоне началась международная конференция по Афганистану...
О. А. Алексеева к п. н., доцент Н. Н...
Урок по чтению и русскому языку Чтение. Тема: Обобщающий урок по теме «Весна»...
Тема урока : Алгоритмы, содержащие ветвления и циклы...
Урок Тема: Фольклорные традиции в летописных сказаниях...
Съдържание предговор...
Урок литературное слушание 1 класс. Тема: «Сказочные теремки»...
Урок русского языка и литературы. Тема по русскому языку...
Урок истории в 4 классе тема: «московское княжество в 15 веке. Иван 111.»...



скачать
Урок № 2

Тема - Аллегорические циклы Арс нова.

«Триумф покаяния». «Триумфа Смерти».

Музыкальное течение Арс нова.


Цель урока – Познакомить учащихся с искусством Арс-нова.

Развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию культуры эпохи Проторенессанса.

Формировать способность к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Формировать умение работать с книгой, выделять ведущую идею в прочитанном тексте, готовности учеников к самообразованию.

Формировать коммуникативные навыки – умение работать в группах.


^ Тип урока - Урок формирования знаний через погружение и созерцание - через эмоционально-образное проживание художественного произведения, проникновение в его суть, стиль


^ Учебно-дидактическое обеспечение – Презентация - «Живопись Арс нова». Раздаточный материал – словарь терминов и определений.

Учебник – Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура»


^ Основные понятия – Доминикнскй орен. Ересь. Святой Макарий. Месса. Мотет. Качча.


Элементы содержания – В искусстве Арс нова отобразилась двойственность миропонимания - с одной стороны человек научился находить оправдание для своей любви к земной жизни, с другой – был панический страх перед смертью и загробными карами.Рассмотрим два фресковых цикла.

«Триумф покаяния» (или «Триумф церкви») – в испанской капелле флорентийской церкви Санта-Мария Новелла Цикл посвящен деятельности доминиканского ордена.

Композиция делится на три части. Наверху - Церковь торжествующая: на радуге восседает Христос, окруженный ангелами (орел, телец , лев, ангел). Внизу - алтарь с мистическим агнцем. Ключи в левой руке означают, что он может открыть или закрыть доступ в небо.

В средней части показан путь, который ведет через исповедь и покаяние к вечному блаженству. дамы и кавалеры музицируют и танцуют, олицетворяя пустую суетную жизнь, отрывающие человека от религии. Рядом монах исповедует старца. Святой Доминик указывает группе покаявшихся на райские врата, через которые святой Петр и два ангела пропускают чистые души в образах детей в белых одеждах.

Внизу – Церковь воинствующая: папа, император, рыцари, духовные лица. Они восседают на фоне церкви Санта-Мария дель Фьоре. У их ног мирно дремлют барашки – паства. Их охраняют от волков собаки – «псы Господни». Подразумевается, что члены доминиканского ордена, основанного монахом Домиником в начале 13 века уберегают людей от еретиков, подобно тому, как собаки охраняют овец от волков. Доминик боролся с усомнившимися в вере, поддержал тонущую церковь-корабль и спас ее от гибели, подобно тому, как Иисус Христос пришел на помощь своим ученикам, когда они погибали в утлом суденышке в море Галилейском.

«Аллегория смерти» Это фресковый цикл, располроженный на длинной стене здания, опоясывающего кладбище Кампосанто (Здание Кампосанто расположено рядом с пизанским собором, в нем находится церковное кладбище.) Здесь показаны две сцены: справа юноши и девушки музицирующие на цветистом лугу, слева юноши и девушки на конях внезапно увидели три открытых гроба с трупами Святой Макарий указывает на них, призывая задуматься о бренности плоти и искать спасение в молитвах и постах.

^ В центре Аллегория смерти – летящая женщина с косой. О том, что смерть всемогуща и царит над всеми – бедными, богатыми, здоровыми, больными гласит надпись в центре фрески

Общее смятение, вихревое движение, заданное полетом Смерти, подчиняет себе все. Все словно сплетено в единое кружево.

^ Музыка Арс нова Для обоих циклов характерно изображение музицирующих и танцующих юношей и девушек - это свидетельство нового восприятия музыки, связанное с новым музыкальным течением Арс нова. Композиторы стали писать профессиональную, светскую музыку, отойдя от возвышенного григорианского хорала. Музыка изящная, гибкая, капризная.

Появились новые жанры – качча (посвящалась теме охоты). Чаще звучали виланеллы и баллаты (лирика о любви)

Перемены произошли в профессиональной церковной музыке. Звучала многоголосная музыка. Мессы и мотеты опирались на три одновременно звучавших голоса, поющих разную мелодию с разными текстами. Мелодическое начало сосредоточено в верхнем голосе, а нижний, теноровый, выступал как бы опорой мелодии.

Вывод – течение Арс нова, способствующее светскому началу в профессиональной музыке, объединению мелодии и ритма, повлияло на все дальнейшее развитие музыкального творчества.


^ Структура урока

- Организационная часть.

- Повторение прошлого материала. Словарь терминов и определений, «Сцена оплакивания» - Джотто.

Постановка цели, актуализация знаний.

- Введение знаний. Лекция с элементами беседы в сопровождении зрительного ряда. Знакомство с фесками «Триумф покаяния», «Аллегория смерти»

Задание 1 – разобрать сцену ««Аллегория смерти»», стр.182,183

Ответить на вопрос - Как упоение жизнью, свидетельствующее о новом восприятии действительности, и средневековый ужас перед загробными карами уживаются в фресковых циклах 14 столетия? Записать в тетради.

Подведение итогов обучения – обсуждение выводов, записанных в тетради.

Определение домашнего задания

- стр. 17 – 184.


^ Домашнее задание – Аллегорические циклы Арс нова. «Триумф покаяния». «Триумфа Смерти». Музыкальное течение Арс нова.

Подготовить ответы на вопросы (раздаточный материал «Форма контроля»)

Стр 178 - 184


^ Форма контроля

1. Фресковый цикл Испанской капеллы посвящен деятельности доминиканского ордена. Расскажите об испанском монахе Доминике и основанным им ордене.

2. Расскажите о фреске «Триумф покаяния».

3. Расскажите о фресковом цикле, расположенном на длинной стене, опоясывающей по периметру кладбище Кампосанто – «Триумф смерти»

4. Как упоение жизнью, свидетельствующее о новом восприятии действительности, и средневековый ужас перед загробными карами уживаются в фресковых циклах 14 столетия?

5. Какая смысловая параллель просматривается между живописью и музыкой Арс нова?

6. Каким образом течение Арс нова способствовало появлению светского начала в профессиональной музыке?


^ Термины и определения

Месса – многоголосное циклическое хоровое произведение на текст католической литургии.

Мотет - (франц. motet, от mot - слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета - литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом.

Качча - (итал . caccia, букв. - охота, погоня), поэтическая и музыкальная форма, сложившаяся в Италии в 14 в. главным образом в связи с изображением сцен охоты.

Первоначально каччи создавались для пения с инструментальным сопровождением, позднее - и чисто инструментальные.




Скачать 46,52 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер46,52 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх