Р. Б. Квеско введение в специальность «социальная работа» icon

Р. Б. Квеско введение в специальность «социальная работа»


Смотрите также:
Курс разработан на основании Государственного Общеобязательного Стандарта по высшему...
Г. И. Петрова Доктор философских наук, профессор...
В. И. Жернов кандидат социологических наук, профессор...
Конспект лекций для студентов очной...
Рабочая учебная программа по дисциплине: социальная экология по направлению подготовки:...
Учебная программа дисциплины «социальная статистика» Специальность «040101...
Курс 4 4 курс 6 5 курс 8 1 курс Введение в специальность курсовая работа...
Социальная политика и социальная работа в (область или город Сибирского Федерального округа)...
Курс 1 2 курс 2 3 курс 4 4 курс 6 5 курс 8 1 курс Введение в специальность курсовая работа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Конфликтология в социальной работе» Специальность 040101...
Учебное пособие Томск 2009...
Программа дисциплины...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


О.И. Тюкульмина, Р.Б. Квеско


ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»


Рекомендовано в качестве учебного пособия

Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета


Издательство

Томского политехнического университета

2010




УДК 005.32

ББК 60.56

Т98



Т98

Тюкульмина О.И., Квеско Р.Б.

Введение в специальность «Социальная работа»: учебное пособие / О.И.Тюкульмина, Р.Б.Квеско, – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 172 с.



В учебном пособии раскрыты основные аспекты социальной работы; рассмотрены основные вопросы развития государственной социальной политики и социальных служб по работе с различными группами населения; обозначены основные проблемы в сфере социального обеспечения, освещены основные концепции социальной работы. Авторами использован ряд материалов, подготовленных на базе УМО вузов России в сфере социальной работы.

Пособие подготовлено на кафедре философии, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Института дистанционного образования по специальности 040101 «Социальная работа». Данное пособие может быть также использовано для студентов, обучающихся по специальности 080505 «Управление персоналом».


УДК 005.32

ББК 60.56


Рецензенты


Доктор философских наук, профессор ТГУ

Л.А. Коробейникова


Доктор философских наук, профессор ТГУ

Г.И. Петрова


Тюкульмина О.И., Квеско Р.Б., 2010

 Томский политехнический университет, 2010


1.ВВЕДЕНИЕ


В ХХI веке мировое сообщество столкнулось с проблемами, порожденными научно-техническим и социальным прогрессом:

  1. Выживание и сохранение человечества как рода.

  2. Глобальный характер экологических проблем и необходимость защиты природной среды обитания, биосферы, вырождение которой угрожает самому человеческому существованию.

  3. Ускорение социального развития, усложнение мира, поля человеческих связей и коммуникаций.

  4. Возрастание нервно-психологических нагрузок на человека.

  5. Дегуманизацией социальных отношений.

  6. Социальное расслоение, безработица, нищета.

Решение этих проблем связано с гуманизацией общества, приоритетом гуманистических ценностей в жизнедеятельности людей.

Одним из видов деятельности, отвечающим этим требованиям жизни, является социальная работа с населением.

Идеалы и ценности как один из важных компонентов социальной работы выражают целевые установки работников этой сферы жизнедеятельности. Они реализуются и функционируют в формах доказательности и обоснования знания, объяснения и описания, в формах построения и организации доминирующих в обществе мировоззренческих установок и ценностей.

Конкретный социальный процесс как последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом стадий в поведении и развитии личности, семьи, социальной группы или общности, является весьма сложным социальным явлением, детерминированным внутренними и внешними факторами, потребностями, мотивами и интересами субъекта и объекта социальной работы как процесса.

Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, народностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения в различных сферах жизнедеятельности.

Авторы учебного пособия рассмотрели основные аспекты социальной работы, обозначили актуальные проблемы в сфере социального обеспечения.


^ 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН

СОВРЕМЕННОГО МИРА

Социальная работа является видом социальной деятельности, направленным на осуществление помощи людям, оказания им содействия в сложных жизненных ситуациях. Истоки данной деятельности следует искать в глубокой древности, когда люди не могли объединиться в социальные группы, не выработав систему поддержки слабых и незащищенных. В основе социальной деятельности лежали религиозно-этические воззрения и способы осуществления, которые были доступны людям в конкретных исторических условиях и времени. Распределительные отношения, характерные для первобытного общества, сменились в дальнейшем такими видами деятельности как милостыня, благотворительность, общинно-традиционное и государственно-регламентированное призрение слабых, нищих, увечных и больных. Социальная работа как область общественной практики развивалась под влиянием оформления государственной системы защиты и поддержки, развития области познания о способах помощи нуждающимся. Основные направления общественного сознания о помощи и поддержке ближнего со стороны государства оформились в XIV–XVII веках. На рубеже XIX–XX веков они складываются в единый комплекс о частном и общественном призрении. В этот период формируются главные направления социальной мысли о сущности общественной помощи: теологическое, конфессиональное, правовое, нравственное, политическое, экономическое. Начавшийся в XIX веке глобальный процесс модернизации характеризуется ускорением смены социокультурных событий и усложнением жизненной сферы людей. При таких условиях происходили закономерные изменения культурных феноменов, из которых можно выделить следующие:

во-первых, переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной форме;

во-вторых, переход от авторитарного лидерства к профессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано многообразием групп интересов в обществе;

в-третьих, переход от обычного права как регулятора общинных отношений к праву, имеющему в обществе универсальное значение, обусловленное возрастанием степени открытости общества, утверждением равенства всех граждан перед законом;

в-четвертых, переход от мифологического отношения к окружающей действительности к рациональному отношению, обусловленный существенным усложнением искусственного окружения людей.

Сегодня идет формирование парадигмы социальной работы, которая развивается с учетом отечественного исторического опыта помощи и защиты. В настоящее время продолжает ощущаться потребность в единой системе и мировой инфраструктуре социальной помощи и взаимопомощи, в едином информационном пространстве. Для определения основных черт отечественной парадигмы социальной помощи необходимо сопоставить отечественный и западноевропейский опыт:

  1. В западной модели социальной помощи идеи альтруизма находят свое развитие в идеях индивидуализма, где чувства, мысли и желания отдельного человека есть высшая ценность. В основе же социальной помощи в России лежат идеи соборности, когда альтруизм восходит к общинности, коллективизму, к нравственной идее народности, а поэтому индивидуальность проявляется через массовость, а коллективность становится базовым принципом помощи.

  2. В западной модели процесс помощи рефлексируется как преображение, внутреннее изменение, обновление духа, что ведет к возрождению и превращает нарушителя в достойного члена общины (так называемый индивидуальный путь спасения отдельного человека). В отечественной модели социальной помощи определяющим является призрение (приближение, озабоченность нуждами ближнего своего), критерием является не сама реальность, а идея реальности, которая подвижна и постоянно изменяется в духовной культуре русского сознания.

  3. Социальная работа как профессия в западной модели помощи возникает из добровольного движения феминисток и либерально-демократической оппозиции, носит непрерывный характер развития от добровольной помощи к профессиональной. В России это развитие носит дискретный (прерывный) характер, так как профессионалы не формируются из добровольцев.

  4. Понятийное поле в западной модели помощи складывалось на основе медицинских, социологических, конфессиональных, юридических и психологических подходов. Методологической базой развития социальной работы явилась психология, а в основу ее методики легла техника групповой и психотерапевтической работы. Понятийное же поле социальной помощи в России складывалось под воздействием преобладания социального обеспечения над социальной работой, а также того фактора, что призрение включало в себя просвещение, образование, медицину, политику. В России социальную работу идентифицировали с социальной педагогикой, социальным обеспечением, социальной медициной.

Специальное изучение социальной помощи в России началось в начале XIX века. Интерес к истории помощи и социальной защиты был обусловлен развитием общественного движения социальной поддержки нуждающихся, а также рядом государственных мер в области социальной политики. В исследованиях этих лет рассматривается история процесса помощи и поддержки в России, эволюция социального призрения с позиции историко-статистического подхода. Но параллельно развивается и другой подход – с позиции христианской благотворительности: осмысляется практика милосердия в христианской истории цивилизации, отдельно рассматриваются этапы благотворительности в России, обозначаются исторические тенденции частной христианской благотворительности. Складываются определенные области истории общественной и частной помощи: история отдельных этапов социальной помощи, направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и др.), благотворительных учреждений и обществ, зарубежный опыт общественного призрения.

Особое направление в изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Историческое исследование деятельности благотворительных обществ было положено в 70-х годах XIX века, когда начинает изучаться опыт Императорского Человеколюбивого Общества, Ведомства учреждений Императрицы, основанных царской семьей. Начинает находить свое историческое освещение и деятельность общества Красного Креста, благотворительных организаций в различных городах России. Исследуются определенные социальные группы, отражающие различные социально-исторические процессы, исторические трансформации (миграцию, урбанизацию, разрушение геополитического пространства и др.). История нравов, поведения, ценностных ориентаций, мотивов девиантных групп становится особым социальным полем и предметом исследования в контексте социальной помощи.

Проблемы историко-понятийных интерпретаций социальной работы в России связаны с неоднозначным толкованием исторической практики помощи и взаимопомощи. Общественное существование человека еще на стадии первобытной коммуны начинает формировать определенные принципы взаимодействия и защиты родового пространства. Эти принципы самоорганизации связаны, прежде всего, с витальными функциями, с выживанием рода в условиях столкновения с соседями, завоевателями. Формирующаяся этническая культура становится защитным механизмом, который имел бинарную направленность: вне родового пространства и в родовое пространство. И если внешняя функция защиты определена ее расширением, то внутренняя – защитой и поддержкой ее членов. В общности складываются социогенетические механизмы как системное единство редистрибуции и реципрокации.

Основа различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другими – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Этот феномен имеет социогенетическую обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального развития в социально-исторической перспективе, и в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию в структурных сценариях и закреплен в массовом сознании в языковых формах и структурах. Он имеет исторические, вещные и деятельностные формы существования со своими субъектами помощи, объектами помощи, идеологией помощи, которые, в конечном счете, определяют его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.


^ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Проявляющиеся в общественной жизни социальные процессы, имея социальную обусловленность, не являются самостоятельным образованием. Развитие социальных процессов характеризуется взаимодействием множества людей, интересы которых могут весьма различаться. Многовариантность их действий по причине несовпадения мотивов, установок, потребностей и интересов требует создания общего, интегрального направления социального процесса, поэтому особое внимание в содержании социальной работы отводится основным принципам воздействия субъекта на объект.

Специалисты социальной работы не всегда могут применить в каждом конкретном случае своей практики результаты аналитического исследования тенденций, характеризующих ту или иную ситуацию, а также делать выводы и требования для своих практических действий. Всё это предполагает использование обобщенных результатов проявлений объективно действующих социальных закономерностей, выводов из уроков предшествующего социального опыта, которые становятся общим началом, правилом, принципом их деятельности. Принципы социальной работы являются объективными по своему содержанию и субъективными по форме, они создаются в качестве руководящих начал: их повседневная практическая деятельность не должна противоречить существующим социальным закономерностям.

Сложность и многообразие связей и отношений в социальной сфере обусловливают наличие обширной совокупности, системы принципов социальной работы, среди которых выделяют социально-политические, организационные, психолого-педагогические.

К социально-политическим принципам относятся:

  • государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;

  • гуманизм и демократизм социальной работы;

  • тесная связь содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы;

  • законность и справедливость социальной работы.

В основе социальной работы лежит социальная политика, адекватно выражающая в теории и на практике приоритетные интересы слабо защищенных в социальном отношении групп населения. Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает умение:

  • анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни;

  • определять реальные и наиболее эффективные способы задач социальной работы;

  • видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения;

  • решать задачи сегодняшнего дня.

Принцип гуманизма социальной работы предполагает:

  • признание человека высшей ценностью;

  • защиту его достоинства и гражданских прав;

  • создание условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности.

Человечность, человеколюбие – внутренне присущие характеристики социальной работы. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых отражалось бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальное равенство, человечность, справедливость были бы нормой в отношениях между людьми.

^ Принцип демократизма предполагает преимущественно неформальный характер взаимоотношений социального работника и клиента. В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными инструкциями, приказами и распоряжениями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся, главным образом, на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий и антипатий, которые не имеют санкционирующего значения. Демократизм в социальной работе требует:

  • умения устанавливать психологический контакт между социальным работником и клиентом;

  • соблюдения норм и правил поведения;

  • уважения и внимания к личности клиента;

  • вовлечения его в активный поиск путей разрешения личностных проблем.

Как один из основных принципов социальной работы законность предполагает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Социальная политика, в какой бы форме она не выражала интересы человека, только тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле, если результаты ее реализации ощущаются людьми на практике.

К организационным принципам относятся:

  • социально-технологическая компетентность;

  • стимулирование;

  • контроль и проверка исполнения;

  • единство полномочий и ответственности.

Социально-технологическая компетентность – это всесторонняя осведомленность социального работника об условиях решения возникающих проблем и умение грамотно реализовать свои знания на практике. Данный принцип предполагает систематическую учебу и переподготовку кадров, четкую постановку информации, аналитическую и прогностическую деятельность во всех звеньях управления, глубокое и всестороннее знание объектов социальной работы, их типологию и особенности, деловитость и организованность при работе с клиентами социальных служб.

Одним из важнейших принципов этой группы является стимулирование социальной работы. Действенность функционирования системы социальной помощи во многом определяется активностью специалистов социальных служб, которая всегда обуславливается их интересами и потребностями. Без воздействия на интересы и потребности участников социальной работы, без стимулирования их деятельности невозможно рассчитывать на положительный эффект.

Стимулирование – это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. Принцип стимулирования в социальной работе предполагает:

  • гармоничное сочетание идейно-нравственных и материальных его форм;

  • адекватность средств и способов стимулирования и индивидуальных профессиональных, образовательно-культурных и психологических особенностей личности;

  • объективность и гласность оценки отношения человека к делу, к социальным ценностям его жизнедеятельности.

^ Контроль и проверка исполнения – необходимый принцип социальной работы. Контрольно-проверочная функция – это не какой-то самостоятельный участок социальной работы, а неотъемлемый ее компонент. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления, анализа и формулирования практических рекомендаций по устранению недостатков, содействия укреплению законности и правопорядка.

Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальной службы. Изучение деятельности социальных служб и органов их управления свидетельствует о достижении четкого функционирования в результате:

  • ясного представления каждым специалистом социальной работы своих функций и задач;

  • знания соответствующих прав в самостоятельном принятии решений;

  • строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения органов социальной защиты в отношениях «по вертикали» и по «горизонтали»;

  • установления рациональных связей и информационных потоков между подразделениями и службами социальной защиты населения.

Большие полномочия при малой ответственности кадров создают благоприятную почву и возможность для административного произвола, субъективизма, непродуманных решений. В то же время большая ответственность кадров при малых полномочиях исключает возможность действовать оперативно, решительно, сковывает инициативу и оборачивается безответственностью специалистов социальных служб.

Большое место в социальной работе отводится психолого-педагогическим принципам, которые выражают требования к формам и методам социальной работы, к способам психолого-педагогического воздействия на клиентов специалистами социальной работы.

Одним из основополагающих принципов социальной работы этой группы является комплексный подход. Комплексность в социальной работе обеспечивает, с одной стороны, целостность и всесторонность воздействия на объект социальной работы, а с другой, – служит заслоном против ведомственности, местничества и ограниченности при решении социальных проблем. Данный подход в решении социальных проблем выступает как принцип, следование которому обеспечивает эффективность психолого-педагогического воздействия на состояние и поведение клиента социальной работы.

Практическое воплощение принципа комплексности в социальной работе предполагает:

  • изучение и учет интересов, потребностей, настроений людей;

  • прогнозирование характера влияния социально-политических, социально-психологических и материально-бытовых факторов;

  • умение видеть в людях не абстрактные существа, а реальные личности, потребности и желания которых опосредованы их профессиональной принадлежностью, социальным статусом, бытовыми условиями и жизненным опытом и учитываются в практике социальной работы.

Среди психолого-педагогических принципов социальной работы следует выделить дифференцированный подход к клиентам социальной работы. Данный подход в социальной работе обусловлен закономерным характером выработки у представителей различных социальных слоев, групп, профессий и возрастов специфических взглядов и отношений к материальным и духовным ценностям, окружающей нас действительности, без учета которых невозможно целенаправленное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение людей. Отсюда установка на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе.

^ Специфические принципы социальной работы. Теория и практика социальной работы предполагает выделение в отдельную группу специфических принципов социальной работы. К ним относятся такие как соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечения их государственных гарантий; соблюдение равных возможностей для граждан при получении социальных услуг и доступность социального обслуживания; адресность и преемственность всех видов и форм социального обслуживания.

Принципы социальной работы обусловливаются общими гуманитарными ценностями: право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира, отказ от насилия. На основе этих ценностей формулируются требования к работе с людьми находящимися в сложной жизненной ситуации. Для оформления принципов социальной работы необходимо выстроить образ нуждающихся граждан – клиентов социальных служб:

  • индивидуальность человека;

  • существование возможности и права на самостоятельный выбор и принятие решений;

  • наличие собственных сил, потенциалов самопомощи, существования сведений, разглашение которых может нанести ущерб клиенту;

  • принадлежность к определенным социальным группам, обусловливающая возможность дискриминации по тем или иным признакам;

  • существование прав на безоговорочное принятие и безоценочное отношение со стороны социального работника;

  • неадекватное, провоцирующее конфликт поведение, вызванное острыми переживаниями своих проблем;

  • наличие права на выражение своих чувств.

Перечисленные факторы являются основой для формирования следующих принципов:

  • клиентоцентризм;

  • опора социального работника на собственные силы клиента;

  • конфиденциальность;

  • универсальность;

  • толерантность.

Социальная работа ставит клиента в центр своей системы ценностей, поэтому наиболее важным является принцип клиентоцентризма, который выражается в защите и уважении интересов клиентов социальной службы. Принцип клиентоцентризма основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам. Данный принцип предполагает содействие нуждающемуся гражданину в оформлении запроса на социальную услугу, в самоопределении, ориентации в различных сферах жизнедеятельности.

В основе принципа опоры на собственные силы лежат два основания: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основание связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманистическое же основание исходит из цели развития у человека субъективности в общении, деятельности, то есть таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность и рефлексивность.

^ Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент социальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке, так как сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для разглашения информацию.

^ Принцип универсальности предполагает уважительное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т.д. Для социального работника следование данному принципу основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

^ Принцип толерантности требует от специалиста социальной службы терпимо относиться ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента. Этот принцип предполагает конструктивную позицию, ведущую клиента к позитивным изменениям в его жизни.

^ Группа принципов профилактической направленности, социального реагирования и проверки действенности вмешательства имеет несколько иную природу, чем предыдущие специфические принципы. Эти принципы связаны со спецификой помощи. Профилактическая направленность социальной работы обусловлена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной социальной проблемы. Здесь наблюдается определенная зависимость, чем раньше удается выявить противоречия, определить причины, предупредить неблагоприятные варианты развития событий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения этой проблемы.

^ Непосредственное реагирование в социальной работе также способствует оптимизации помощи. Существует ряд ситуаций, когда неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу его жизни, здоровья, будущего благополучия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у лиц пожилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т.п. Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует о возникновения рецидивов либо проявления других социальных болезней.

Необходимость принципа охраны социальных прав и максимизации социальных ресурсов объясняется той ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы, а также сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся гражданам. Для каждого человека социальные права неотъемлемы. Лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, благодаря дополнительным правам, получают в свое распоряжение общественные ресурсы. Вместе с тем следует учитывать и тот фактор, что возможности государства, муниципалитетов, социальных служб ограничены, поэтому требуются рачительное отношение и привлечение негосударственных и неформальных институтов помощи. Задачами социального работника являются ответственность за соблюдение прав клиентов социальных служб и обязанность содействовать расширению этих прав, активизируя дополнительные ресурсы.


^ 4. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


С конца Х1Х – начала ХХ веков социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. В разных странах официальное признание социальной работы как профессии, введение специальности и закрепление должности социального работника в государственных правовых документах было предопределено различными временными рамками. Генезис социальной работы как профессиональной деятельности, обозначившийся в конце ХIХ века, был тесно связан с реализацией новых идей и концепции в области социальной деятельности Мэри Элен Ричмонд.

В 1898 г. была открыта первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Идея создания этого профессионального учебного заведения принадлежала М.Э. Ричмонд. В своем первом труде «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899 год) Мэри Элен Ричмонд впервые обосновала научные методы социальной работы. В 1917 году издается еще одно ее произведение – «Социальные диагнозы». В этой книге Ричмонд наиболее полно представляет свой метод социальной работы, получивший в дальнейшем название «индивидуальный метод социальной работы». Появление теоретической базы в сфере социальной работы привело к созданию первых школ по подготовке профессиональных работников, а произведения Ричмонд стали первыми учебными пособиями.

В традициях американского менталитета формировалась идеология индивидуализма, согласно которой Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как невозможность индивида полноценно построить свою независимую самостоятельную жизнь. Она отводила клиенту специфическую роль, роль больного, полагала, что задачей социального работника является «социальное врачевание» индивида, находящегося в сложной жизненной ситуации, и формирование способности человека самостоятельно решать свои проблем.

За основу понимания социальной работы как профессионального вида деятельности она взяла медицинскую модель, согласно которой взаимодействие социального работника и клиента рассматривалось как совокупность определенных структурных элементов, представляющих собой следующую логическую цепочку: сбор фактов – социальный диагноз – социальная терапия. Ею была проведена мысль о том, что самым основным в социальной работе является постановка социального диагноза и использование его при выборе метода оказания социальной помощи индивиду или его семье.

В определенной ситуации с учетом конкретных обстоятельств установленный диагноз позволяет помочь выявить причину возникшей проблемы клиента и найти пути ее решения. Социальный диагноз предполагал оценку личности клиента и его социального положения, поэтому Ричмонд рассматривала социальную помощь как совокупность мер, результатом которых являются изменения и индивида, и социальной среды. Социальные мероприятия по оказанию социальной помощи клиенту она подразделяет на две категории, обусловливающие друг друга:

  • косвенный метод лечения;

  • непосредственный метод.

^ Косвенный метод проявляется в воздействии на социальную среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

^ Непосредственный метод состоит в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений.

Косвенный и непосредственный методы воздействия на клиента обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы – психологическое и социологическое.

Идеи Ричмонд внесли не только вклад в научную разработку основ новой профессии, но и нашли свое отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

^ Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время наступает необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.

В качестве теоретической основы взаимодействия социального работника и клиента была взята медицинская модель, однако идеи Ричмонд были восприняты прямо противоположным образом, противоречащим ее собственным взглядам. Среди социальных работников представители именно диагностической школы испытали сильное влияние теории З. Фрейда. Основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план. С усилением влияния психоанализа основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценке его личности, оценка же ситуации становится вторичной.

Отношения между клиентом и социальным работником приобретают авторитарный характер. Задачей социального работника становится лечение клиента, понимаемое как изменение его личности, оказание помощи в его адаптации к окружающей среде.

Новое направление стало развиваться в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг., оно было связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Данное направление получило название функциональной школы.

Функциональной школой за основу было взято желание перемен у клиента, его способности к восприятию помощи в ходе лечения. Представители данного течения в отличие от диагностической школы основное внимание уделяли не ранним детским впечатлениям клиента и постановке точного диагноза, а началу процесса изменений. В рамках функциональной школы была предложена оригинальная методика по организации аппарата помощи – ее предоставления и приема. Основной акцент при этом делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Было введено понятие самоопределения – права клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, представительницей которых являлась Мери Элен Ричмонд.

Теоретическим основанием функциональной школы явилась концепция В. Робинсона: клиент ставится в центр процесса оказания помощи, клиент сам выбирает тему для обсуждения своего прошлого.

В отличие от сторонников диагностической школы представители функциональной считали, что поскольку клиент знает себя лучше, то он сам способен поставить диагноз своей проблеме. Задача специалиста состоит в принятии на себя ответственности за процесс оказания помощи и за формирование отношений между социальным работником и клиентом.

По утверждению функциональной школы, невозможно познать «Я» другого человека. Вместо этого необходимо создавать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. В этой связи от социального работника требуется хорошее знание самого себя. Подготовка социального работника должна заключаться в «тотальном вживании», которое способствует саморазвитию и самопознанию.

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе. Каждый человек есть носитель двух начал – биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами – язык, ценности и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека несут определенное проявление иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время находятся в зависимости от субъективных «определенных ситуаций». Вот почему социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных и этнических различиях потенциальных клиентов.

Вместе с тем социальный работник может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только статус и другие социальные, но и индивидуальные физические и психические характеристики, то есть биологические особенности человека, которые проявляются в его поступках. Поэтому социальная работа – это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудных жизненных ситуациях.

В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Данный тезис можно проиллюстрировать на следующем примере. Молодой человек полон сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни. Но достижение этого, оказывается, зависит от положения в обществе, источников дохода, заработной платы. Для этого, в свою очередь, необходимо получить соответствующее образование и квалификацию, а в поисках интересной и хорошо оплачиваемой работы выдержать определенную конкуренцию. Таким образом, желаемое сейчас счастье отодвигается на неопределенный срок. В этом примере социальный работник сталкивается с конфликтом, обусловленным, с одной стороны, завышенными потребностями и запросами и ограниченными возможностями их реализации, с другой.

Социальная работа в европейском измерении воспринимается в тесной взаимосвязи социальной политики и государства. На формирование современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В последующем она получила распространение практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:

  • самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

  • индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

  • привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.

^ Научная концепция социальной работы содержит не только новое прочтение субъектно-объектных отношений, научные идеи времени и суперпозиций различных форм темпоральности человека, темпорального аспекта культуры, но и теорию социального действия, понимание сознания человека в его эмоционально-ценностном смысловом аспекте, нравственном санкционированном осуществлении прогностической коммуникативной функции.

Человека в качестве объекта науки изучает целый комплекс фунда­ментальных и прикладных наук: биология, антропология, физиология, психология, культурология, этнология, исторические и социальные науки. Теория социальной работы формируется на базе обобщения данных наук о человеке, осуществляя синтез научных данных с целью получить научный продукт с возможностью его воплощения в прикладных социальных технологиях оказания помощи, поддержки, терапии.

Известный американский историк науки Томас Кун определил со­вокупность концепций, идей и научных сообществ, соответствующих конкретной культурно-исторической эпохе, как научную парадигму. Влияние различных сфер культуры на формирование той или иной парадигмы науки доказано всем развитием научных школ и эволюцией культуры. Так и сама научная картина мира складывается под влиянием той или иной научной парадигмы: античная, классическая, механиче­ская, современная неклассическая, постнеклассическая.

В донаучной картине мира, по Веберу, преобладало приспособление, бегство от мира, в классической науке – овладение миром, подчинение природы, объективизация знания. Идея спасения, вносимая христианством, носила абстрактно-гуманистический и вселенский характер. И лишь в конце XIX века программа социального действия как элемента образа жизни конкретизировала и персонифицировала жизненный путь человека. Человек оказался в инвайронментальных сферах социума, космоса, биосферы, повседневной жизни и собственного «Я». Однако то, что человек включен в многообразные миры (биосферу, социум, космос, повседневность, экзистенцию), уже есть риск: он зависим и может «выпасть» из какой-либо сферы. Так, нормативно-преемственное программирование культурой, с одной стороны, и генетические программы, с другой, не всегда гармонично стыкуются, а порой создают полный дискомфорт. Творчество, мир артефактов, нравственность и смысл жизни встречают истребление культуры, жизненные и социальные катастрофы.

Кроме того, сам тип научной рациональности менялся в эволюции культуры. Чистая объективация мира в классической науке сменилась привнесением субъективности в объективный мир неклассической науки, а в нашу эпоху рациональность науки немыслима без ее ценностной ориентации. Типология научной рациональности обозначает позиции, принятые современным научным сообществом: классическое рациональное объективирование мира (Ньютон), субъектно-объектная неклассическая картина мира (Бор) и аксиологическая постнеклассическая картина мира (Пригожий). Классическая научная картина мира в форме мировой абсолютной схематики Ньютона-Гегеля включала линейные представления, лапласовский детерминизм, прозрачный рационализм объективирующего анализа природы. Человек как субъект жизни был исключен из картины мира, выступая лишь в роли познающего субъекта, стороннего наблюдателя, фиксирующего явления, процессы, закономерности. Эта техногенная европейская рациональность колыбелью своей имела античную греческую цивилизацию, зарождение научных школ, математики и философии, переход от мифоса к логосу, монетную форму денег и частную собственность на землю и рабов. Развитие античной культуры в средневековье сделало шаг в развитии стандартов образования, возникновении университетов, формировании логистики. И завершение стройной картины мира мы наблюдаем в Новое время как расцвет наук о природе, механики, математики, географии, биологии. Культурная матрица техногенной цивилизации в Европе сформировала инновационный тип науки, поляризуя субъект и объект познания и объективируя абсолютное время в форме независимой математической длительности.


^ 5. ПОНЯТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ. ОСНОВНЫЕ ЕЕ ФОРМЫ


Благотворительность имеет глубокие исторические корни, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Свое выражение она получила в раздаче милостыни. Идея милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья.

В мировом опыте на первом этапе дело призрения брала на себя главным образом церковь. Вопрос о помощи бедным и нетрудоспособным входил в законодательство всех концессий с глубокой древности – он входил в Моисеево право, Талмуд и Коран, он рассматривался христианством. Помощь бедным оказывалась в Афинах, в Риме.

Организациями общественного призрения являлись частные лица, церковь, гражданские общественные организации, общины, государственные органы, федеральный центр федеральных государств. При этом церковная благотворительность имела по преимуществу нравственно религиозный, а не экономический характер, ибо для нее «доступно облегчение таких страданий, против которых одна вещественная помощь бывает бессильна».

^ Государственное призрение, в отличие от всех выше перечисленных, в связи с огромной численностью призреваемых не располагает детальной информацией. Данные о состоянии проблемы на этом уровне могут быть только генерализированными и формальными, анкетными и документальными, а решения только стандартными и не допускающими разнообразия и индивидуализации. Однако у государственного призрения имеется ряд важных свойств, которыми не обладают муниципальные власти и общества и частные лица. Во-первых, деятельность всех этих органов, организаций и лиц регулируется законодательством государства и существенно зависит от принимаемых им актов. Во-вторых, государства в периоды их стабильного развития обладают значительными ресурсами, которые могут быть направляемы на исполнение призрения. Эти дополнительные средства могут быть реальным способом выравнивания ситуации и служить способом осуществления единой политики призрения.

^ Общественное призрение делилось на «чистое призрение» и «трудовое призрение». К «чистому призрению» относилось призрение недееспособных, то есть престарелых, больных, сирот. Этот вид призрения был абсолютно затратным, хотя призрение детей обещало некоторое отдаленное общественное благо. Содержались они на общественный или государственный счет. Призрение неимущих – так называемое «трудовое призрение», осуществлялось за счет оказания помощи государства, общества и частных лиц. Этот вид призрения контролировался и исполнялся самоуправлением, как местной власти проживающего территориального сообщества. Государственная поддержка заключалась в законодательных условиях исполнения и материальной помощи.

Самоуправления, действующие именем локальной корпорации территориального сообщества населения, имеют одновременно и черты общественной организации и полномочия власти, действующей в пределах локальной территории. Как власть, самоуправления могут получать надежную и полную постоянно обновляемую информацию о действительной потребности в помощи в пределах своей территории, организуя для того специальные службы, и принимать решения об исполнении призрения на своей территории.

В благотворительности сохраняется традиция, которая всегда определяла качество благотворительности не практической целесообразностью, а мерой вложенной в нее души, где сочетались тактичность формы и разумность содержания. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Если же появлялась возможность демонстрировать свое богатство, то разгулу и роскоши не было предела. Но рано или поздно нужно было подумать о своей душе и об общественном мнении. Жертвование, благотворительность являлись искуплением за нажитое богатство. Частная благотворительность не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество делало еще один шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям в жизни не пропасть.

Понятие «благотворительности» в сознательном аспекте имеет чрезвычайно широкий ареал действия. Это и нравственный поступок, и моральные качества благотворителя, это и нравственные отношения между людьми, и социально справедливая деятельность классов и общественных групп, и мера более справедливого состояния общества в целом. Благотворительные акции представляют одну из форм общественного благодеяния. Они представляют собой поступки, отвечающие требованиям нравственности, совершаемые сознательно по моральным мотивам во имя высоких идеалов, интересов человека и общества. Благотворительные акции в нравственном смысле означают собой добро, которое представляет одно из наиболее общих понятий морального сознания. Если подвергнуть теоретическому анализу благотворительность как одну из форм добра, имеющего место в обществе, то, очевидно, что оно связано с понятием смысла жизни и бессмертия. Подтверждением тому является тот факт, что мы до сих пор помним меценатов, их благотворительная деятельность сделала их в какой-то мере бессмертными (театры, музеи, созданные на их средства, увековечили их имена). Имена Павла Третьякова, Саввы Мамонтова, Саввы Морозова и др., извлеченные из забытья, блестят ярким светом, вызывая благоговейные чувства у благодарных потомков.

В России установлены три организационно-правовые формы благотворительных организаций:

      1. Учреждение. Имущество учреждения полностью состоит из собственности учредителей, состав которых может изменяться в соответствии с уставом организации. Источниками средств благотворительной организации в форме учреждения могут являться только его учредители, то есть деятельность учреждения осуществляется только за счет учредителей.

      2. Товарищество. Отличается от учреждения тем, что учредитель теряет право собственности, передавая его в товарищество. Такое имущество составляет уставной фонд организации. Состав учредителей может меняться в соответствии с уставом. Чтобы стать учредителем, необходимо сделать взнос в уставный фонд или купить часть уставного фонда у одного из учредителей. Устав определяет права учредителей в управлении организацией в зависимости от внесенного в уставный фонд вклада.

      3. Общество. Это организация, в которой право на участие в управлении ее имуществом не увязывается с имущественными отношениями. Управление осуществляется членами общества. Вхождение и выбытие из состава членов общества определяется уставом. Членами благотворительного общества могут быть только частные субъекты.

Создание фондов допускается в любой из перечисленных выше организационно-правовых систем.

Объектами благотворительной помощи выступают социальные группы и проблемы, на которые направляется благотворительность:

  • ^ Профилактические программы борьбы с бедностью, предназначенные для людей, живущих ниже «черты бедности», т.е. не обладающих минимальными жизненно важными условиями существования. К таким благотворительным программам могут относиться образовательные, создания рабочих мест и содействия в трудоустройстве, жилищные, медицинские, санитарные, эпидемиологические, культурно-просветительские проекты, оказание продуктовой помощи и организация бесплатного питания, выплата денежных пособий, организация приютов временного содержания, оказание психологической и юридической помощи и т.п.

  • ^ Помощь жертвам общественных конфликтов, катастроф и стихийных бедствий. Предполагается, что в результате масштабных, локальных или бытовых событий отдельные люди или группы людей оказываются лишенными жизненно важных условий существования. Как правило, жертвы таких событий испытывают на себе весь комплекс возможных проблем.

  • ^ Реабилитация социально ущемленных групп населения – инвалидов; больных; беженцев; детей; участников военных событий; людей, работавших в опасных условиях или подвергшихся преследованиям и т.д. В силу своих особенностей они объективно оказываются в более сложном положении, чем обычные в общепринятом представлении люди. В этом случае благотворительность направлена на подтягивание их возможностей к уровню жизни основной части населения.

Для этих целей разрабатываются благотворительные программы, направленные на оказание следующих видов социальной помощи:

  • материальной (в том числе, специальными приспособлениями, например, колясками для инвалидов или протезами);

  • психологической (людям с психическими особенностями и их близким);

  • медицинской, способствующей расширению физических возможностей или компенсирующей повышенные расходы на медикаменты и лечение, содействующей образованию и трудоустройству, включая организацию специальных рабочих мест.

Такие программы могут также включать воздействие на общественное мнение, повышать толерантность общества к этим категориям лиц, что создает более благоприятную среду для их жизнедеятельности.

Благотворительность в этом направлении должна быть соизмерима с достатком социально исключенных групп, она не должна распространяться на тех, кто в силу своего материального положения способен самостоятельно компенсировать свои особенности.

Участники благотворительной деятельности. Участниками благотворительной деятельности являются как отдельные граждане, так и юридические лица, участвующие в благотворительном процессе и играющие в нем различные роли: благотворители, благополучатели и добровольцы.

Благотворители – это лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в различных формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности.

Благополучатели – это лица, получающие помощь добровольцев или благотворительные пожертвования от благотворителей.

Добровольцы – лица, осуществляющие благотворительную или иную общественно полезную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда по оказанию услуг и проведению работ.

В благотворительной деятельности могу участвовать как частные лица, так и юридические.

^ Частное лицо участвует в благотворительности, делая пожертвования деньгами или материальными ценностями в одну из организаций, считая, что эта организация занимается благотворительностью, и, рассчитывая, что она использует этот ресурс по назначению.

Корпоративная благотворительность – это благотворительная деятельность юридического лица (корпорации, фирмы, предприятия и т.п.), которую оно осуществляет через посредников – благотворительные организации, - делая благотворительное пожертвование деньгами, товарами или услугами оплачивая услуги и товары.

Источники ресурсов для благотворительной деятельности в основном выступают от жертвователей и доноров.

Жертвователем в благотворительности признается человек или организация, которые в убыток себе предоставляют ресурсы для осуществления благотворительной деятельности.

Донором является спонсор, фонд или любой другой заказчик, заинтересованный в благотворительности. Он тоже предоставляет ресурсы, но не обязательно в ущерб себе. Спонсор выделяет средства, рассчитывая на прямую или косвенную выгоду. Это может являться частью его рекламной или маркетинговой кампании. Фонд как финансовый институт специально предназначен для финансирования проектов. Даже некоммерческий фонд, предоставляя безвозвратный финансовый ресурс (грант), реализует свою целевую функцию – расходование средств. Таким образом, благотворительная программа предоставляет ему возможность реализовывать свои цели.

Особую роль в благотворительности играет меценатство, охватывающее ту часть благотворительной деятельности, общественная полезность которой очевидна, но она не сводится к удовлетворению насущных, жизненно важных потребностей конкретных людей. Сферой деятельности меценатства является культура, искусство, образование, наука. Благополучатель меценатской деятельности также конкретизирован, но он получает пользу косвенным образом. Продукт меценатства, в силу своих свойств, не может быть ограничен в потреблении отдельным человеком.

Для того, чтобы состоялся акт благотворительности, необходимо, чтобы был полностью выполнен весь цикл благотворительности. Основную роль в этом цикле играют посредники. Без них имеющийся в обществе ресурс альтруизма не будет превращаться во благо. К посредникам в благотворительности относятся все исполнители и поставщики, о которых зависит формирование благотворительного ресурса, производство благотворительного продукта и его доставка целевому благополучателю.

^ Благотворительная организация является наиболее важным посредником в благотворительности. В отличие от других типов посредников только у нее осуществление благотворительности является основной и единственной целевой функцией и общественной миссией. У других посредников участие в благотворительности связано с конкретным интересом, так как осуществление благотворительности не является целью их деятельности.

Одной из существенных функций благотворительности является созидательная. Под ней мы понимаем строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник. Материально-вещественная функция благотворительности приводит к тому, что создается, функционирует и развивается духовная жизнь общества. В обществе в последнее время все большее значение придается духовным потребностям человека. Постепенно происходит осознание того, что экономическая модель общества, не должна быть основана на чистом материализме и утилитаризме, т.к. в этом случае она стремится к саморазрушению. Поэтому сегодня актуальной задачей является поиск компромисса между материальными и духовными устремлениями человека и как индивидуума, и как существа коллективного.

Благотворительная деятельность может расцениваться как форма сохранения для потомков доброго имени и славы. Со временем цели становятся более светскими, но сохраняют моральную мотивацию.

Сегодня, в эпоху рыночных отношений, в погоне за властью на рынке, в нелегкой конкурентной борьбе предприниматели руководствуются не только моралью, но и идеей выгоды:

Во-первых, благотворительная деятельность способствует рекламе, создает благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для предприятий, работающих с массовым потребителем. Благотворительная акция понимается как действие, имеющее положительное нравственное значение, оцениваемое моральным сознанием как добро.

Во-вторых, благотворительная деятельность, сотрудничество с общественными организациями может быть положительной дополнительной характеристикой при взаимоотношениях с государственными, финансовыми структурами.

В-третьих, благотворительность может способствовать укреплению репутации.

В-четвертых, благотворительная деятельность может способствовать созданию притока квалифицированных клиентов (юридических лиц) через знакомство на почве общей благотворительной деятельности.

Сегодня существуют некоммерческие общественные организации, занимающиеся непосредственно благотворительностью.

Необходимо назвать следующие проблемы:

  1. Препятствием благотворительной деятельности является нестабильность экономики, которая в любой момент может обернуться потерями и потребовать незапланированных расходов и вложений.

  2. Еще одной проблемой является несовершенство законодательства.

  3. Также отрицательное влияние оказывает такой фактор, как недоверие к общественным организациям.

  4. Стремление вкладывать деньги непосредственно, минуя государственные институты, в те или иные непроизводственные сферы. Цели таких вложений могут быть различными – от реализации личных интересов или даже чудачеств, до создания дополнительной рекламы, снижения налогов, развития определенных областей науки или подготовки специалистов определенного профиля и качества. Спонсорская деятельность предполагает определенную программу, обоснование целей и результатов вкладывания средств, отчет о расходах и т.д. В некотором роде это финансирование либо с отдаленной выгодой, либо с заведомо рискованным результатом. Но это, хотя и благотворительное, но в какой-то мере деловое предприятие.

Однако благотворительность играет большую положительную роль в общественных взаимоотношениях. Феномен благотворительности касается таких основных общественных ценностей, как общественная справедливость, добро и зло. Благотворительность оказывает существенное влияние на состояние социальной напряженности в обществе, на его нравственно-психологический климат. Она снимает частично остроту противоречия между богатыми и бедными, имущими и неимущими, добровольно дарящими и по своему желанию принимающими эти дары.

Указанные стороны отмеченного выше противоречия, разрешаются с помощью благотворительности в духе особо деликатного по форме и содержанию примирения сторон. Добровольность дара и его принятия снимает социальную напряженность, заменяет ее особым состоянием душевной близости, гражданской незлобивости и примирения, социального конформизма и толерантности. Благотворительность вносит весомый вклад в решение проблемы социальной справедливости.

Серьезным барьером остается недоверие к существующим благотворительным фондам, организациям, неуверенность в том, что переданные средства будут эффективно использованы и удастся достичь реальных результатов.

Тем не менее, очень важно, что представители коммерческих структур, безусловно, готовы оказать поддержку программам, рассчитанным на основные социально уязвимые группы населения. Сотрудничество с общественными организациями, оказываемая им помощь, помимо очень важного морального удовлетворения, способно создать жертвователям дополнительную рекламу, более благоприятный имидж, укрепить деловую репутацию. От общественных организаций ожидается, что они могут оказаться посредниками между бизнесом и властями. Предполагается, что они могли бы лоббировать принятие более либерального налогового законодательства, других форм учета и поощрения благотворительной деятельности бизнеса. Сама деятельность общественных организаций должна выглядеть для жертвователей прозрачной.

Обобщенно проблемы благотворительности можно свести к следующим основным моментам:

  • Благотворительность в нашем обществе развита слабо, необходимость ее развития в государстве и обществе еще недостаточно осознана.

  • Благотворительные ресурсы подчас используются не по назначению.

  • Благотворительное движение неустойчиво и не в достаточной степени справляется со своей миссией.

На смену разрозненным, недостаточно скоординированным действиям государства, бизнеса, общества и благотворительных организаций должна прийти комплексная и целенаправленная система мер по их взаимодействию. В процессе развития социальной сферы в качестве важнейшего фактора должна быть включена четко сформулированная, понятная обществу концепция развития благотворительности. Эта программа должна быть спланирована на длительный срок. Главной ее целью следует обозначить ориентацию на встраивание благотворительности в социальную политику общества и государства. Механизмы реализации концепции должны предусматривать меры по привлечению средств, развитию инфраструктуры, экспертную и информационную поддержку благотворительных организаций, меры по повышению профессионализма благотворительных структур и т.п. Государство должно взять на себя роль центра, консолидирующего усилия всех участников становления и развития благотворительности.

Для достижения целей развития благотворительности должны быть решены следующие задачи:

      1. Обновление законодательства, регулирующего благотворительность.

      2. Приведение в порядок системы налоговых льгот и других привилегий, способствующих благотворительной активности.

      3. Профессионализация сектора благотворительных организаций и укрепление его инфраструктуры.

      4. Изменение системы учета деятельности и отчетности благотворительных организаций, формирование механизмов прозрачности благотворительной сферы.

      5. Введение механизмов доступа негосударственных организаций к государственным ресурсам, включение благотворительных организаций в круг соисполнителей государственных программ.

      6. Формирование системы информационных и консультативных контактов между органами власти и руководителями, экспертами и исследователями, работающими в благотворительной сфере или занимающимися проблемами ее развития

Решение этих задач невозможно без проведения активно государственной политики, без преодоления недоверия, непонимания, и недооценки государством значимости благотворительной деятельности.

Многим благотворительным организациям необходима государственная поддержка. Можно выделить следующие направления совместной работы государственных и благотворительных организаций:

  • Расширение участия благотворительных организаций в осуществлении государственных программ.

  • Открытие им доступа к государственным источникам финансирования.

  • Моральное поощрение благотворительности.

  • Создание благоприятных условий для получения предоставляемых государством услуг.

  • Использование экспертного потенциала благотворительности.

В современном мире благотворительность должна быть признана как важная, необходимая и неотъемлемая часть общественного участия в социальной политике государства.

Подъем экономики, начавшийся в последние годы, рост жизненного уровня народа, происходящий пока очень медленно, в перспективе может привести к созданию общих благоприятных условий для развития, данного социального явления.


^ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


Основные международные центры социального сотрудничества

В последние годы в мире сложились центры социального сотрудничества, с помощью которых страны координируют свою национальную и социальную политику, принимают меры к улучшению социального положения маргинальных групп населения, обмениваются опытом и решают вопросы социального положения и подготовки кадров социальных работников. Государства, благодаря постоянным контактам по каналам этих центров, имеют возможность регулировать состояние социальных прав человека; намечать программы взаимного сотрудничества; готовить проекты социальной помощи в отношении таких групп населения, как дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи и др. Создано несколько авторитетных международных социальных организаций, по каналам которых осуществляется разнообразное и многопрофильное сотрудничество.




оставить комментарий
страница1/9
Дата23.01.2012
Размер2,45 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх