Философия и методология истории icon

Философия и методология истории



Смотрите также:
Программа курса методология истории д филос н., проф. Антипов Г. А. Новосибирск 2004...
Программа курса «философия и методология истории»...
А. С. Лаппо-Данилевский в работе "Методология истории" (Вып. Пг., 1923; Вып. Спб. 1913)...
Лекция теория и методология истории в XVII в...
Учебно-методический комплекс философия и методология истории по специальности «050401 (032600)...
Лекция 6
Лекция средневековая теология, теория истории и историография...
Лекция средневековая теология, теория истории и историография...
Лекция древний восток...
Лекция древний восток...
Лекция период раннего возрождения...
Лекция период раннего возрождения...



скачать


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия


ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ

Рабочая программа спецкурса

по специальности


050401 (032600) – «История»

Очно-заочное отделение


Составитель: к.ф.н.,

старший преподаватель

кафедры истории Отечества и МПИ

Асадуллин Э.Ф.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры истории Отечества и МПИ «_____»________________2007 г.


Заведующий кафедрой истории

Отечества и МПИ

профессор Самородов Д.П.


Стерлитамак 2007

СОДЕРЖАНИЕ


Рабочая программа

Пояснительная записка

  1. Учебно-тематический план

  2. Содержание дисциплины.

  3. Рекомендуемая литература

  4. Персоналии

  5. Словарь специальных терминов



Пояснительная записка

Философия истории наряду с философией природы, теорией познания, является непременной составной частью всякой цельной философской системы. Но если последние тяготеют к универсализму, то философия истории в наибольшей степени идентифицируется с судьбами нации, народа, в истории которых она укоренена. Это не значит, что философия истории лишена универсализма, но лишь означает, что к универсализму она приходит через постижение судьбы своей страны в ее отношении к истории мировой цивилизации.

По свидетельству В.В.Зеньковского, русская философская мысль “сплошь историософична, она постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории и т.п.” Это исключительное внимание к философии истории, конечно, не случайно. “Оно коренится в тех духовных установках, которые исходят от русского прошлого, от общенациональных особенностей русской души”, что отнюдь не замыкает русскую философию истории в партикуляризме. Напротив, через исторические судьбы человечества русские мыслители, за редким исключением, “ищут именно цельности, синтетического единства всех сторон реальности, всех движений человеческого духа”.

Еще до недавнего времени проблематика философии истории ограничивалась либо рамками исторического материализма (его интерпретацией исторического процесса в соотнесении с формационным подходом), либо фокусировалась на изучении исторического познания. В последнем случае в качестве основного вопроса обсуждения высвечивался вопрос: как мыслит историк, к каким средствам логического и лингвистического анализа он при этом прибегает. В результате философия истории предстала как историческая эпистемология, из которой была элиминирована историческая реальность в качестве объекта рассмотрения, ибо ее объект - знание о прошлом.

Правда, ограничение философии истории рамками гносеологического подхода вскоре было признано равнозначным отказу ей в праве на самостоятельное существование. Были предприняты попытки возвращения к онтологической проблематике с обоснованием необходимости объяснения исторической реальности в связи с человеком - его бытием в прошлом, настоящем, будущем, с одновременной разработкой новой парадигмы, соответствующей уровню современного философского знания. Впрочем, последняя чаще удостаивалась внимания в связи с обращением к отечественной истории философии, в которой, кстати сказать, акцентировались преимущественно ее религиозные мотивы, что, несомненно, было выражением односторонности ее оценки.

Тем не менее, несмотря на пробудившийся интерес, философия истории и сегодня остается мало исследованным проблемным полем: пока не утвердился ее статус в качестве самостоятельной области философского знания, нечетко очерчен предмет, недостаточно проработан категориальный аппарат. К этому можно прибавить и еще один аргумент - включение философско-исторических сюжетов в программы учебных курсов, наметившееся в последнее время, требует ее разработки под особым углом зрения, с учетом специфики учебного процесса и необходимости роста его воспитательного, гуманистического потенциала, сегодня во многом утраченного высшей школой.

Учебный курс «Философия и методология истории» является полезной частью системы подготовки профессиональных историков. Он относится к числу вспомогательных дисциплин, изучаемых студентами исторического факультета.

Изучение данного учебного курса связано с такими дисциплинами, как история России, источниковедение истории России, философия и методология истории и др.

Целью курса «Философия и методология истории» является овладение студентами основами философско – методологического анализа исторических процессов на основе постнеклассического типа рациональности.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

- дать знания в области различных теорий познания и интерпретаций исторического процесса;

- овладение основными приемами и методами исторического познания и интерпретации фактов;

- Развитие у студентов навыки научно-исследовательской и самостоятельной работы;

- расширение представления о методологии истории как науки;

- расширить представления о средствах и методах исторического познания.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

- учебно-воспитательная,

- научно-методическая,

- культурно-просветительная.

Изучение курса «Философия и методология истории» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой,

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы в соответствии с учебным планом,

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения,

- формирование у студентов исторического сознания как профессионального качества ученого – историка,

- воспитание у студентов уважительного отношения к культурно-историческому наследию,

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования,

в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование общей культуры студентов.

^ Специфика изучения данной учебной дисциплины связана с последовательным осуществлением следующих принципов:

- историографичность в изложении всех крупных проблем;

- отказ от политизации исторической науки;

- следование объективности, историчности, системности;

- опора на современные методы исторических исследований;

- гуманизации исторического образования;

- формирование у студентов интереса к самостоятельной исследовательской работе;

- использование межпредметных связей;

Программой курса предусмотрено чтение лекций.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • Основные исторические подходы их методогогические основания;

уметь:

  • решать исследовательские задачи с различных теоретико-методологических позиций;

владеть:

  • приемами и методами научного анализа исторических событий.


^ ОБЬЕМ И СРОКИ ЗУЧЕНИЯ КУРСА

Общий объем курса – 12 часов. Предполагаются только лекционные занятия. Форма контроля – зачет.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Наименование разделов и тем

Аудеторных часов

Всего

Лекции

Практические




семестр










1.

Лекция 1. Наука. Содержание, функции и структура.

2

2

0

2.

Лекция 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции



4



4



0

3.

Лекция 3. Задачи философии истории.

4

4

0

4.

Лекция 4. Общая схема мировой истории




2



2



0



Всего 12 часов. Лекций -12 часов. Форма контроля – зачет.


^ Содержание программы

Лекция 1. Наука. Содержание, функции и структура.

Предмет и основные концепции современной философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция философии наука. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, Д.Холтона, П.Фейерабенда, С.Тулмина, Л.Лаудена, М.Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М.Вебера, А.Койре, Э.Мертона, С.Малкея, К.Ясперса, М.Хайдеггера, О.Шпенглера.

Специфика научного познания Научное познание и его роль в современной социальной жизни. Отношение науки к другим формам познания мира (художественному, философскому, религиозно-мифологическому, обыденному познанию). Наука как объективное и предметное знание. Прогностические функции науки. Наука как знание о возможных предметных мирах практической деятельности. Особенности предмета, средств, методов науки. Универсальность научного познания и его границы. Особенности субъекта научной деятельности. Внутринаучные и социальные ценности и цели. Ценность объективно- истинного знания, ценность роста знаний. Этос науки.

^ Лекция 2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и констру- ирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Преднаука как феномен традиционных культур. Становление науки и генезис техногенной цивилизации. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.

Формирование логических норм научного мышления и профессиональных организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам; "теория конфигурации качеств", геометрическая оптика. Формирование науки как профессиональной деятельности. Общества экспериментаторов и Академии наук. Возникновение дисциплинарно- организованной науки, технологические применения науки. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально- исторического исследования.

^ Лекция 3. Задачи философии истории

История и философия истории Теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Философия истории Л.А. Сорокина. Философия истории К. Ясперса. Формационная теория К.Маркса. Теория пассионарности Л.Н. Гумилева. Метаистория Д.П. Самородова. Историческая виртуалистика Э.Ф. Асадуллина.

^ Лекция 4. Общая схема мировой истории

Коллективизм и индивидуализм - два полюса истории. Коллективизм и индивидуализм с современной точки зрения: Э. Дюркгейм, К. Поппер, Ф.А. Хайек, Р. Арон. Коллективистические сообщества: армия, церковь, масса, нормальная наука. Общий взгляд на историю: эпохи и цивилизации. О смысле истории. О законах истории и историческом прогрессе.


Литература

  1. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М., 1985.

  2. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.

  3. Лакатос И. Доказательство и опровержение. М.,1967.

  4. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

  5. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания.М.,1983.

  6. Тулмин С.Т. Человеческое понимание. М.,1984.

  7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

  8. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.,1965, гл. 13, 14.

  9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

  10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

  11. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М.,1977.

  12. Розин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.

  13. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М.,1987.

  14. Юдин Э.Г., Юдин Б.Г. Наука и мир человека. М., 1978.

  15. Ахутин В.А. Понятие "природы" в античности ив новое время. М., 1988.

  16. Ван дер Варден. Пробуждающаяся наука. М.,1959.

  17. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980.

  18. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.,1968.

  19. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1981.

  20. Рожанский И.Д. Античная наука. М., 1980

  21. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  22. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебное пособие для гуманитарных вузов. М., 1995.

  23. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1 и 2.

  24. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. I, II. Учебник для студентов высших учебных заведений. М., 1995.

  25. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. Т. I, II.

  26. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991.

  27. Очерк русской философии истории. Антология. М., 1996.

  28. Радлов Э.Л.Очерк истории русской философии // Очерки истории. Екатеринбург, 1991.

  29. Русская идея. Антология. М., 1992.

  30. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

  31. Сухов А.Д. Русская философия: тпути развития (Очерки теоретической истории). М., 1989.

  32. Философский энциклопедический словарь М., 1989.

  33. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. Изд. 2-е. М., 1995.

  34. Философия истории в России. Хрестоматия. М.,1996.

  35. Философия истории. Антология. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1994


Персоналии

Аввакум Петров (1620 - 1682) - протопоп, один из идейных вождей староверия, оппонент патриарха Никона. Принял мученическую смерть на костре.

^ Августин Блаженный Аврелий (354 - 430) - римский христианский писатель, богослов, почитаемый на Руси.

Аксаков Иван Сергеевич (1823 - 1886) - сын писателя С.Т.Аксакова и младший брат К.С.Аксакова, развивал религиозно-философские идеи ранних славянофилов в пореформенную эпоху, защищал идею бессословного общества.

Аксаков Константин Сергеевич (1817 - 1860).

^ Аксельрод Любовь Исааковна (псевд. Ортодокс) (1868 - 1946) - рус. философ-марксист, представитель плехановской школы, участник револ. движения в России.

Александр I (1777 - 1825) - российский император с 1801 г., в начале правления покровительствовавший реформаторским ожиданиям общества.

Александр II (1818 - 1881) - российский император с 1855 г, осуществивший серию либеральных реформ, убит народовольцами 1 марта 1881 г.

^ Алексей Михайлович Романов (1629 - 1679) - рус. царь с 1645 г., при нем произошло укрепление центральной власти, возвращены Смоленск и Северская земля, произошло добровольное воссоединение Украины с Русью; несмотря на церковный раскол и восстание С.Разина, он вошел в историю под прозвищем “Тишайший”.

^ Анненков Павел Васильевич (1812 - 1887) - лит. критик, публицист, историк литературы, сторонник западничества.

Баадер Франц Ксавер, фон (1765 - 1841) - нем. рел. философ, естествоиспытатель, представитель филос. романтизма, пользовался популярностью у славянофилов.

^ Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1876).

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 - 1942) - русский поэт, один из ведущих представителей символизма начала века.

^ Батый (Бату) (1208 - 1255) - хан Золотой Орды. С его именем связано начало татаро-монгольского ига на Руси.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 - 1848) - первый лит. критик национального масштаба, блестящий публицист, один из ведущих теоретиков западничества, сотрудник журналов "Отечественные записки" и "Современник".

^ Белый Андрей (наст. имя и фам. - Борис Николаевич Бугаев) (1880 - 1934) - рус. писатель, теоретик символизма, один из "отцов" русского религиозно-философского ренессанса.

^ Бергсон Анри (1895 - 1941) - франц. философ-нтуитивист.

Бёме Якоб (1575-1624) - нем. философ-мистик, оказавший заметное влияние на русскую философию всеединства и метафизику Бердяева.

^ Берви-Флеровский Василий Васильевич (Вильгельм Вильгельмович), (1829 - 1918) - рус. социолог, революционер, автор капитального труда "Положение рабочего класса в России", побудившего Маркса к изучению русского языка.

^ Бердяев Николай Александрович (1874 - 1948).

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 - 1927) - рус. психиатр и психолог, основатель первой в России экспериментальной психолог. Лаборатории (1885), а затем в Петербурге - Психоневрологического института, первого в мире центра по комплексному изучению человека.

^ Бицилли Петр Михайлович (1879 - 1953) - рус. историк и философ культуры, литературовед, первоначально примыкавший к евразийству, затем - один из наиболее серьезных его критиков.

Блан Луи (1811 - 1882) - франц. историк, социалист-утопист, деятель Революции 1848 г.

^ Блок Александр Александрович (1880 - 1921) - рус. поэт-символист, представитель русского религиозно-философского ренессанса.

Болотов Андрей Тимофеевич (1738 - 1833) - рус. философ, ученый-естествоиспытатель, экономист, деятель русского просвещения, член Лейпцигского эконом. общества.

^ Боткин Василий Петрович (1811 - 1869) - рус. писатель, литературный критик, искусствовед, близкий к западничеству, участник кружка Станкевича; в философско-исторических воззрениях отстаивал идеи в духе "экономического материализма".

^ Бокль Генри Томас (1821 - 1862) - англ. историк и социолог.

Булгаков Сергей Николаевич (1871 - 1944).

Буташевич-Петрашевский Михаил Васильевич (1821 - 1866) - рус. обществ. деятель, социалист-утопист, организатор кружка революционно настроенных разночинцев, за что в 1849 году был сослан на бессрочную каторгу в Восточную Сибирь.

^ Василий III (1479 - 1533) - великий князь московский с 1505 г.,при нем получила права гражданства идеология Москвы как третьего Рима.

Вебер Макс (1864 - 1920) - нем. социолог, историк, экономист либерального толка.

^ Вернадский Георгий Владимирович (1887 - 1973) - рус. историк, близкий к евразийству, сын известного русского ученого-естествоиспытателя В.И. Вернадского, представитель русской эмиграции.

^ Вико Джамбатиста (1668 - 1744) - итал. философ истории, основоположник теории циклического развития.

Виппер Роберт Юрьевич (1859 - 1954) - рус. историк социологической ориентации.

^ Витте Сергей Юльевич (1849-1925) - государств. деятель пореформенной России, министр финансов, главный идеолог и проводник индустриализации страны, активный член кадетской партии.

^ Владимир I Святой (ум.1015) - князь новгородский, великий князь киевский, ввел на Руси христианство.

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - 4 вел. князь Киевский с 1113 г., законодатель, мыслитель.

^ Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 - 1778) - франц. писатель и философ-просветитель, состоявший в переписке с Екатериной II. Идеи Вольтера были широко известны в России, дав начало явлению, получившему название "вольтерианство", которое далеко не адекватно и не по сути интерпретировало учение франц. мыслителя.

^ Вяземский Петр Андреевич (1795 - 1878) - рус. поэт и лит. критик.

Галич (Никифоров, Говоров) Александр Иванович (1773 - 1848) - рус. философ, эстетик, психолог.

^ Гартман Эдуард, фон (1842 - 1906) - нем. философ, последователь философии Шопенгауэра, его учение о бессознательном оказало существенное влияние на русскую философскую и общественную мысль начала века.

^ Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - представитель немецкой классической философии, создатель системного учения о диалектике, оказавший серьезное влияние на формирование русской философской мысли западнической ориентации.

^ Гельвеций Клод Адриан (1715 - 1771) - франц. философ - материалист, идеи которого были достаточно известны в России в век просвещения.

Гердер Иоганн Готфрид (1744 - 1803) - нем. философ, эстетик.

Герье Владимир Иванович (1837 - 1919) - рус. историк, профессор Московского университета.

^ Герцен Александр Иванович (1812 - 1870).

Гершензон Михаил Осипович (1869 - 1925) - рус. философ, историк литературы, один из авторов и инициаторов издания сборника "Вехи".

^ Гессен Сергей Иосифович (1887 - 1950) - рус. философ, публицист, ученый-педагог, один из ведущих представителей русского либерализма.

Гизо Франсуа (1787 - 1874) - франц. историк и полит. деятель.

^ Годвин Уильям (1756 - 1836) - англ. публицист, писатель, историк.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) - рус. писатель и религиозный мыслитель, его роман "Мертвые души" дал начало спору западников и славянофилов.

^ Гольбах Поль Анри (1723 - 1789) - франц. философ-материалист, представитель "энциклопедистов".

Грановский Тимофей Николаевич (1813 - 1855).

Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394) - христ. писатель, философ, богослов.

Даламбер Жан Леон (1717 - 1783) - франц. философ-энциклопедист, ученый математик, механик.

^ Даниельсон Николай Францевич (1844 - 1918) - рус. экономист и публицист, активный пропагандист марксистских идей.

Данилевский Николай Яковлевич (1822 - 1885).

Дарвин Чарльз Роберт (1809 - 1882) - англ. естествоиспытатель, основатель эволюционного учения, идеи которого были широко распространены в 70 - 80-х годах в России.

^ Деборин (Иоффе) Абрам Моисеевич (1881 - 1963) - рус. философ, представитель плехановской школы.

Декарт Рене (1596 - 1650) - франц. философ и математик, один из основоположников классического рационализма.

^ Державин Гаврила Романович (1743 - 1816) - рус. поэт, представитель рус. классицизма. Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740 - 1789) - рус. ученый, “отец” русской юриспруденции.

^ Де-Роберти (Де-Роберти де Кастро де ла Середа) Евгений Валентинович (1843-1915) - рус. философ, социолог, активный пропагандист социологического знания, оказавший значительное влияние на мировоззренческое формирование П.А.Сорокина.

^ Дидро Дени (1713 - 1784) - франц. философ-материалист, писатель.

Дильтей Вильгельм (1833 - 1911) - нем. историк культуры, философ, представитель неокантианства.

^ Дмитрий Донской (1350 - 1389).- великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1362 г.

Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) - рус. писатель, мыслитель, "почвенник", вместе с Вл. Соловьевым стоявший у истоков русского религиозно-философского ренессанса.

Екатерина II (1729 - 1796), российская императрица с 1762 г, в первую половину царствования покровительствовавшая рус. просвещению.

^ Жуковский Василий Андреевич (1783 - 1852) - поэт, один из основоположников романтизма в рус. литературе.

Заичневский Петр Григорьевич (1842-1896) - рус. революционер-народоволец, организатор молодежных революц. кружков якобинского направления, автор манифеста "Молодая Россия", неоднократно ссылался в Сибирь и заточался в тюрьму.

^ Засулич Вера Ивановна (1849 - 1919) - рус. революционерка, активный деятель народнического и социал-демократического движения, представитель плехановской школы марксизма.

^ Зеньковский Василий Васильевич (1881 - 1962), рус. религ. философ и историк русской философии, один из самых ярких представителей русского философского зарубежья, автор ставшего классическим исследования по истории рус. философии.

^ Зиммель Георг (1858 - 1918) - нем. философ и социолог.

Иван III (1440 - 1505) - великий князь московский с 1462 г., при нем Московская Русь вышла на международный уровень политической жизни.

^ Иван IV Васильевич (Грозный) (1530-1584) - с 1533 г. великий князь "Всея Руси", с 1547 г. первый русский царь, идеолог самодержавия, обосновывавший необходимость сильного единовластия.

^ Иванов Вячеслав Иванович (1866 - 1949) - рус. поэт и философ, представитель символизма и русского религиозно-философского ренессанса начала XX века.

Иванов-Разумник (наст. фам и имя - Иванов Разумник Васильевич) (1878-1945) - рус. обществовед, , активный участник всех собраний Вольной академии духовной культуры.

^ Изгоев Александр (Арон) Соломонович (настоящая фамилия - Ланде) (1872 - 1935) - рус. публицист и обществ. деятель, один из авторов сб. "Вехи" и "Из глубины".

Иларион (? - ок.1054) - киевский митрополит, идеолог древнерусского христианства, автор “Слова о законе и благодати”.

Ильин Иван Александрович (1883 - 1954) - религиозный философ, политический мыслитель, правовед, блестящий публицист, получил известность как оппонент Л. Толстого, выступивший с программной работой “О сопротивлении злу силой”.

^ Иосиф Волоцкий (Иван Санин)(1439/40 - 1515).

Кавелин Константин Дмитриевич (1818 - 1885).

Кампанелла Томмазо (1568 - 1639) - итал. философ, автор утопии "Город Солнца".

^ Кант Иммануил (1724 - 1804) - нем. философ, родоначальник нем. классич. философии. Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) - рус. философ, писатель, гос. деятель.

Каракозов Дмитрий Владимирович (1840-1866) - рус. революционер-народник, открывший серию терактов , казнен за покушение, неудавшееся, на Александра II.

^ Карамзин Николай Михайлович (1766 - 1826) - рус. историк и писатель, представитель русского просвещения.

Кареев Николай Иванович (1850 - 1931).

Карсавин Лев Платонович (1882 - 1952).

^ Катков Михаил Никифорович (1818 - 1887) - рус. публицист, издатель, общественный деятель, редактор "Московских ведомостей", защищал идеи либерализма охранительного толка, позже перешел на откровенно шовинистические позиции. в полит. вопросах занимал откровенно шовинистическую позицию.

^ Карташов Антон Всеволодович (1875 - 1960) - рус. богослов, церковный историк, представитель русского философского зарубежья.

Каченовский Михаил Трофимович (1775 - 1842) - рус. историк, представитель скептической школы.

^ Керенский Александр Федорович (1881 - 1979) - политический деятель, эсер, глава Временного Правительства России, с 1918 г. в эмиграции.

Кизеветтер Александр Александрович (1866 - 1970) - рус. историк, публицист, активный член партии кадетов. В 1922 году выслан из страны, критик евразийства.

^ Киреевский Иван Васильевич (1800 - 1856).

Киреевский Петр Васильевич (1808 - 1856) - исследователь древнерусской культуры и народного творчества, брат И.В.Киреевского.

^ Кистяковский Богдан Александрович (1868 - 1920) - рус. философ, юрист, социолог, представитель русского либерализма.

Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911).

Ковалевский Максим Максимович (1851 - 1916) - рус. историк, социолог, организатор первой кафедры социологии в России, духовный наставник молодого П.А.Сорокина.

^ Кондорсе Жан Антуан Никола (1743 - 1794) - франц. философ-просветитель, автор теории прогресса.

Конт Огюст (1798 - 1867) - франц. философ и социолог, его позитивистские воззрения оказали заметное влияние на развитие социологического направления философско-исторической мысли в России.

^ Крижанич Юрий (ок.1618 - 1683) - хорватский философ, ученый-энциклопедист, богослов, писатель, основоположник идеи славянского единства.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842 - 1921) - рус. историк, теоретик анархизма, ученый-географ, имевший большое влияние на общественную мысль и революционное движение России.

^ Курбский Андрей Михайлович (1528 - 1583).

Лавров Петр Лаврович (1823-1900).

Левицкий Сергей Александрович (1908 - 1983) - представитель русского философского зарубежья, ученик Н.О.Лосского, автор двухтомного исследования "Очерки по истории русской философской и общественной мысли".

^ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 - 1716) - нем. философ, математик, лингвист, автор философской системы “монадологии”. По просьбе Петра I разработал проекты образования и государственного управления в России.

^ Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870 - 1924) - профессиональный революционер, организатор октябрьского восстания 1917 г., основатель советского государства.

Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891).

Локк Джон (1632 - 1704) - англ. философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализма.

^ Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765) - рус. ученый энциклопедист, представитель русского просвещения.

Лопатин Лев Михайлович (1855 - 1920) - рус. философ-идеалист, его миросозерцание - "система конкретного спиритуализма" представляет собой опыт синтеза монадологии Лейбница и христианского неоплатонизма. Редактор жур. “Вопросы философии и психологии”, сыгравшего большую роль в консолидации русской философской мысли

^ Лопухин Иван Владимирович (1756 - 1816) - рус. писатель, гос. деятель представитель русского просвещения.

Лосев Алексей Федорович (1893 - 1988) - рус. философ и историк философии с широким кругом научных интересов, один из “последних могикан” русского религиозно-духовного ренессанса.

^ Лосский Николай Онуфриевич (1870 - 1956) - рус. философ, представитель интуитивизма, характеризовавший свое учение как "органическое идеал-реалистическое мировоззрение. В 1922 г. был выслан из страны, в эмиграции им опубликовано исследование "История русской философии".

^ Луначарский Анатолий Васильевич (1875 - 1933) - рус. лит. критик, публицист, практик социалистического культурного строительства.

Мабли Габриель Бонно де (1709 - 1785) - франц. социалист-утопист, его идеи повлияли на развитие русской утопической мысли.

^ Майков Валериан Николаевич (1823 - 1847) - рус. .публицист, лит. критик, социолог.

Максим Грек (Михаил Триволис) (ок. 1475 - 1556) - рус. публицист, писатель, переводчик, церковный и обществ. деятель.

^ Маркс Карл (1818 - 1883) - нем. мыслитель, основоположник марксизма.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866 - 1941) - рус. писатель, публицист, философ, один из активных представителей русского религиозно-философского ренессанса.

^ Мечников Лев Ильич (1838 - 1888) - рус. географ и социолог.

Миллер Герард Фридрих (1705 - 1783) - историк, на службе в России с 1725 г., чл. Петерб. АН., провел большую работу по сбору источников, на основе которых им написан труд “История Сибири”; сторонник норманской теории происхождения русского государства.

^ Милль Джон Стюарт (1806 - 1873) - англ. философ-позитивист, его экономические идеи были широко известны в России и оказали существенное влияние на систему взглядов Н.Г.Чернышевского

^ Милюков Павел Николаевич (1895 - 1943) - рус. историк, социолог, публицист, активный политический деятель, член партии кадетов.

Милютин Владимир Алексеевич (1826 - 1855)

Михайловский Николай Константинович (1842 - 1904).

^ Мишле Жюль (1798 - 1840) - фран. историк.

Молешотт Якоб (1822 - 1893) - нем. физиолог, представитель естественнонаучного материализма. Его учением увлекалась студенческая молодежь России в 60 - 70-х гг.

^ Монтескье Шарль Луи (1689 - 1755) - представитель франц. просвещения, философ, историк. Его работа “Дух законов” оказала большое влияние на развитие идей русского просвещения.

^ Мор Томас (1478 - 1535) - англ. гуманист, гос. деятель, автор "Утопии".

Ноторп Пауль (1854-1924) - нем. философ, один из основоположников неокантианства.

Нестор (сер.XI - нач.XII вв.) - монах Киево-Печерского монастыря. Ему приписывают создание первого русского летописного свода “Повесть временных лет”, а также авторство древнейших рус. житий. Некоторые исследователи склонны различать под этим именем два лица.

^ Нечаев Сергей Геннадиевич (1847 - 1882) - рус. революционер-заговорщик и террорист, автор "Катехизиса революционера".

Николай I (1796 - 1855) - российский император с 1825 г, начало правления ознаменовал разгромом восстания декабристов и жестокой расправой над его участниками.

Николай II (1868 - 1918), последний российский император (с 1881 г.), в 1918 г. расстрелян вместе с семьей большевиками.

^ Николай Кузанский (Николай из Кузы) (1401 - 1464), церк. деятель, философ-просветитель. Его учение оказало большое влияние на развитие русской религиозной философии.

^ Никон (1605 - 1668) - патриарх русской церкви с 1652 по 1667г., инициатор церковной реформы, приведшей к расколу.

Нил Сорский (Николай Майков)(1433 - 1508).

Ницше Фридрих (1844 - 1900) - нем. философ, идеи которого имели существенное влияние на часть русской интеллигенции в начале века.

^ Новгородцев Павел Иванович (1866 - 1924) - рус. философ, правовед, социолог, теоретик социального либерализма, один из авторов сборников "Проблемы идеализма" и "Из глубины". В 1922 году выслан из страны.

^ Новиков Николай Иванович (1744 - 1818) - активный деятель русского просвещения, книгоиздатель, журналист, писатель-сатирик, жертва неправедного суда Екатерины II.

^ Огарев Николай Платонович (1813 - 1877).

Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853 - 1920) - рус. литературовед и языковед, историк общественной мысли.

^ Одоевский Владимир Федорович (1803 - 1869).

Павел I (1754 - 1801) - рус. император с 1796 г, убит заговорщиками.

Пересветов Иван Семенович (жил во время царствование Ивана Грозного)

^ Пестель Павел Иванович (1793 - 1826) - рус. мыслитель, руководитель и идеолог декабристов, в своих воззрениях основывался на теории "естественного права", вытекающей из концепции "общественного договора"; автор конституции "Русская Правда". Казнен.

^ Петр I (1672 - 1725) - рус. царь с 1682 г;, император с 1721 г. Первый русский реформатор.

Петражицкий Лев Иосифович (1867 - 1931) - польско-рус. социолог и философ права, один из теоретиков социального либерализма.

^ Печерин Владимир Сергеевич (1807 - 1885) - рус. философ, поэт. В истории русской культуры фигура символическая. В 1836 году навсегда покинул Россию, а в 1843 году принял сан католического священника. Получил известность как блестящий проповедник и оратор.

^ Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868) - рус. публицист, лит. критик, родоначальник "русского нигилизма". В сфере философии - сторонник опытного знания, подкреплявший свои идеи естественнонаучным материализмом Фохта, Бюхнера и Молешотта.

^ Плеханов Георгий Валентинович (1856 - 1918).

Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907) - рус. религиозный мыслитель, правовед и политический деятель консервативного толка, в 1880-1905 г. обер-прокурор св.Синода.

^ Погодин Михаил Петрович (1800 - 1875) - рус. историк, автор 7-томных "Лекций о русской истории", писатель, издатель, коллекционер-библиофил Идеолог официальной народности. Сын вольноотпущенного дворового поднялся до уровня действ. члена Академии наук.

^ Полевой Николай Алексеевич (1796 - 1846) - рус. писатель, историк, журналист, издатель "Московского телеграфа" (1825 1834).

Посошков Иван Тихонович (1652 - 1726) - рус. экономист, публицист, просветитель.

^ Радищев Николай Александрович (1749 - 1802).

Радлов Эрнст Леопольдович (1854 - 1928) - рус. историк философии, издатель и переводчик, Автор исследования "Очерк истории русской философии"(1912).

^ Рейналь Гийом Томас Франсуа (1713 - 1796) - франц. историк, социолог, представитель просвещения, оказавший значительное влияние на социально-политические воззрения Н.А.Радищева.

^ Риккерт Генри (1863 - 1936) - нем. философ, один из основателей неокантианства.

Робеспьер Максимиллиан (1758-1794) - деятель Франц. революции, вождь якобинцев.

^ Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - рус. рел. философ. деятель религиозно-философского ренессанса. Как религ. мыслитель раскрылся в разработке проблемы пола.

^ Руссо Жан Жак (1712 - 1778) - франц. философ-просветитель, сторонник естественного права, писатель-сентименталист.

Рылеев Кондратий Федорович (1795 - 1826) - рус. поэт-декабрист. Казнен.

Рюрик (ум.879) - в летописных преданиях предводитель варяжских дружин, призванный княжить в Новгороде, основатель династии Рюриковичей.

^ Савицкий Петр Николаевич (1895 - 1968) - рус. философ, экономист, географ, один из организ. и руковод. движения евразийцев.

Самарин Юрий Федорович (1819 - 1876) - рус. рел. философ. историк, представитель раннего славянофильства, в молодости испытал сильное влияние гегелевской философии, госуд. деятель, игравший значительную роль в подготовке программы отмены крепостного права; защитник крестьянской общины.

^ Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760 - 1825) - франц. философ, теоретик и идеолог утопич. социализма, идеи которого имели широкое распространение в России и были одним из теоретических источников русского утопического социализма.

^ Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, самый почитаемый Святой на Руси.

Святополк-Мирский Дмитрий Петрович (1890 - 1939) - рус. лит. критик, журналист, активный участник евразийского движения, в конце 30-х годов вернулся в Россию и погиб в одном из лагерей.

^ Симеон Полоцкий (1629 - 1680) - рус. просветитель, философ, поэт в царствование Алексея Михайловича.

Смит Адам (1723 - 1790) - шотл. экономист и философ, один из классиков бурж. Политэкономии.

^ Соловьев Владимир Сергеевич (1853 - 1900).

Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879).

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968).

Софья Палеолог (Зоя Палеолог) (ум. 1503) - племянница последнего визант. императора, жена Ивана III, оказала большое влияние на развитие придворного этикета и культуры.

^ Сперанский Михаил Михайлович (1772 - 1839) - рус. госуд. деятель, инициатор создания Государственного Совета и других либерально-управленческих реформ в ранний период царствования Александра I, оставшихся нереализованными.

^ Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 - 1677) - нидерл. философ материалист.

Станкевич Николай Владимирович (1813 - 1840) - организатор философского кружка, который стал своеобразным философским университет ом для прогрессивной молодежи 40-х гг. В него входили будущие западники и славянофилы.

^ Степун Федор Августович (1884 - 1965) - рус, философ, историк культуры, литератор. В 1922 г. выслан из страны.

Страхов Николай Николаевич (1828 - 1896) - рус. философ, лит. критик, представитель позднего славянофильства, публикатор книги Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", страстный пропагандист ее идей.

^ Струве Петр Бернгардович (1870 - 1944).

Сувчинский Петр Петрович (1892 - 1985) - рус. публицист, музыковед, один из руководителей движения евразийцев.

Сумароков Александр Петрович (1717 - 1777) - рус. писатель, представитель классицизма и русского просвещения XVIII века.

^ Татищев Василий Никитич (1686 - 1750).

Ткачев Петр Никитич (1844 - 1886) - рус. социолог, публицист, активный участник революц. подполья 60-х годов, сторонник якобинских методов борьбы. Бежал за границу, в 1875 году стал издавать журнал "Набат" орган якобинского направления в революционном народничестве.

^ Трубецкой Евгений Николаевич (1863 - 1920).

Трубецкой Сергей Николаевич (1862 - 1905).

Туган-Барановский Михаил Иванович (1865 - 1919).

Тургенев Иван Сергеевич (1818 - 1883) - рус. писатель. В споре славянофилов и западников придерживался западнической ориентации.

^ Уваров Сергей Семенович (1786 - 1855) - министр просвещения. Автор формулы - "самодержавие, православие, народность".

Федоров Николай Федорович (1828 - 1903) - рус. философ-самоучка, мыслитель-утопист, выдвинувший проект Общего дела человечества по воскрешению умерших, бессмертия живущих и преображению вселенной в Царство Божие. Его учением были увлечены Соловьев, Достоевский, Бердяев.

^ Федотов Георгий Петрович (1886 - 1944) - рус. религ. философ и историк, яркий представитель русской общественной мысли. В эмиграции выступил с концепцией "пореволюционного сознания" отказавшись от идеи политической реставрации.

^ Фейербах Людвиг (1804 - 872) - нем. философ-мат., оказавший значительное влияние на развитие мат. традиции русской философии во второй половине XIX века.

Феофан Прокопович (1681 - 1736) - укр. и рус. полит. и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I.

Филофей (ок.1465 - 1542) - монах и игумен Елизарова монастыря в Пскове, автор посланий к вел. кн. Василию III и Ивану Грозному, в которых обосновывал идею "Москвы - третьего Рима".

^ Флоренский Павел Александрович (1882 - 1937) - рус. рел. философ, ученый-энциклопедист. Никогда не состоял ни в какой политической партии и тем не менее в 1933 г. был осужден, в 1937 г. расстрелян, вероятно, на Соловках.

^ Флоровский Георгий Васильевич (1893 - 1979) - рус. философ, богослов, религ. деятель, историк культуры. В эмиграции стал одним из основателей евразийского движения, затем его критиком. После войны активный участник экуменическом движения.

^ Фонвизин Михаил Александрович (1788 - 1854) - рус. мыслитель, представитель утопического социализма.

Фонвизин Денис Иванович (1744/45 - 1792) - рус. писатель, представитель просвещения XVIII в..

^ Франк Семен Людвигович (1877 - 1950).

Фрейд Зигмунд (1772 - 1837) - австр. психиатр, основоположник психоанализа, его идеи имели широкое распространение в российской интеллектуальной среде в начале века и в первые годы после революции.

^ Фурье Шарль (1772 - 1837) - франц. социалист-утопист, оказавший существенное влияние на развитие рус. утопической мысли.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860).

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856).

^ Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889) - рус. мыслитель, писатель, публицист, литературный критик, рев.-демократ, автор концепции "крестьянского социализма", в рамках которой разрабатывал экономическое обоснование социалистических идей.

^ Чингисхан (Тамуджин, Темучин) (1156-1227) - основатель Монгольской империи. Завоеватель обширных территорий Азии.

Чичерин Борис Николаевич (1828 - 1904).

Шевырев Степан Петрович (1806 - 1864) - рус. литер. критик и публицист, один из ведущих теоретиков “официальной народности”.

^ Шелгунов Николай Васильевич (1824 - 1891) - рус. публицист, лит. критик, революционный деятель; автор (вместе с Михайловским) прокламации "К молодому поколению", призывавшей к восстанию против царя. Его можно считать пионером рабочего вопроса в рус. печати, на страницах "Современника" изложил работу Энгельса "Положение рабочего класса в Англии".

^ Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854) - нем. философ, его философия свободы и откровения была более популярна в России, чем на родине; под влиянием его идей на протяжении целого столетия формировалось не одно поколение рус. шеллингианцев.

Шестов Лев (наст. имя и фам. - Лев Исаакович Шварцман) (1866 - 1938) - филос., предвосхитивший позднейшие идеи экзистенциализма.

^ Шиллер Иоган Фридрих (1795 - 1805) - нем. поэт, драматург, теоретик искусства.

Шлёцер Август Л.двиг (1735 - 1809) - немецкий историк, ему принадлежит исследование рус. летописей - “Нестор”. С 1761 по 1776 г. находился на русской службе.

^ Шопенгауэр Артур (1788 - 1860) - нем. философ-идеалист, его идеи были широко известны в России и были восприняты как реакция на философскийо оптимизм, способствовали распространение нигилистических настроений.

^ Шпенглер Освальд (1880 - 1936) - нем. философ, историк, выступил с учением о множественности замкнутых культурно-исторических типов. Аналогичные идеи на много раньше были выдвинуты в России Н.Я.Данилевским и К.Н.Леонтьевым. Его книга “Закат Европы” (рус. перевод 1923 г.) вызвала большой ажиотаж в общественной мысли.

^ Шпет Густав Густавович (1879 - 1937) - рус. философ, представитель феноменологического направления, внесший весомый вклад в развитие идей герменевтики, эстетики и психологии, историк русской философии, переводчик. В 1937 г. был арестован и расстрелян в Томске.

^ Щапов Афанасий Прокофьевич (1830 - 1870) - рус. историк, общественный деятель.

Щербатов Михаил Михайлович (1733 - 1790) - рус. историк, публицист, деятель русского просвещения.

^ Энгельс Фридрих (1820 - 1895) - нем. философ материалист и политический деятель, соратник К.Маркса .

Эрн Владимир Францевич (1881 - 1917) - рус. религ. философ, публицист, деятель рус. религиозно-философского ренессанса, отстаивал идею церковного обновления.

^ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Авторитаризм - внеправовая, антидемократическая форма властвования, и воспитания – авторитарное воспитание - опирающаяся на авторитет личной власти.

Альтернатива – возможность и необходимость выбора одного из двух или нескольких решений.

Анархизм - безвластие, социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и проповедующее освобождение личности от всех форм власти.

Антиномия - сочетание обоюдопротиворечащих высказываний о предмете.

Апперцепция – зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

^ Антропология, антропологизм - наука о человеке; философская дисциплина, рассматривающая комплекс проблем относительно сущности и условий бытия человека; человекоцентристский подход в философии.

Антропософия - мистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил. Оказала влияние на русский символизм.

Апокалипсис - Откровение Иоанна Богослова - завершающая часть Нового Завета: пророчество, предвещающее гибель человечества и конец истории.

Апокрифы - потайные религиозные сочинения, не признанные церковью священными.

Архетип - первообраз, в соответствии с учением К.Юнга, изначальные врожденные психические структуры, схемы образов.

Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов не представленных в сознании человека, но воздействующих на него.

Благо – все то, что заключает в себе ценность для бытия человека; в ряде философских и этических систем выделяется высшее благо, что позволяет производить определенную субординацию других ценностей.


Богоискательство - религиозно-философское течение в среде либеральной русской интеллигенции, ориентированное на обновление религии на основе соединения ее с новейшей философией.

Богостроительство - направление русской философско-этической мысли начала XX века, рассматривавшее всеобщую созидательную деятельность человека как религию; опыт соединения марксизма с религией.

Вина (виновность) – сознание нарушения нравственного долга.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.
^

Воспитание - управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных для этого условий.

Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и мотив человеческого поведения.


Героизм – совершение выдающегося по своему общественному значению действия, превышающее нормальные возможности человеческих сил.

Гетерономность - чужеродность.

Глоссарий - словарь старинных или малоупотребительных терминов.

Гносеология - теория познания.

Гражданственность – сознание принадлежности к своему государству

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его прав на свободу, достойное существование, всестороннее развитие и реализацию своих способностей.

Демагогия – преднамеренное извращение фактов и дача ложных заведомо невыполнимых обещаний с корыстной целью воздействия на сознание масс.

Демократия - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника и субъекта власти.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его целесообразного преобразования.

Деизм - религиозно-философская доктрина, признающая Бога как первопричину разумного устройства мира и отрицающая его последующее вмешательство в мировой процесс.

Декадентство - (от лат. - упадок) общее наименование постклассического искусства начала XX века, отмеченного пессимистическими настроениями.

Деонтология - раздел философии, рассматривающий проблемы должного и долга.

Дискурс - логическое суждение.

Идентичность - тождественность, сознание тождественности своего Я, в последнее время используется для обозначения устойчивой сущности нации, народа.

Идеократия - власть, в основу которой положена идеология “правящего слоя”.

Идеологема - современный термин, используемый для выражения основного принципа той или иной идеологии.

Имманентное - основание, свойство, внутренне присущее какому-либо предмету.

Имплицитный - неявно содержащийся в чем-либо.

Интеллигенция – образованная, критически мыслящая часть общества, считающая своим нравственным долгом защиту интересов народа, что вызывает определенное дистанцирование ее от государственно-властных структур

Интенциональность - направленность сознания на какой-то определенный предмет.

Интуиция - непосредственное постижение истины, не связанное с ее логическим обоснованием.

Ипостась - (от греч.- сущность, основание) в христианстве - обозначение каждого из трех лиц единого Бога

Исихазм - (от греч. - покой, безмолвие) - религиозно-мистического учение о достижении единства человека с Богом путем глубокой аскзы молчания, направленной на очищение сердца слезами и “умной мролитвой”. Возникло в Византии в 4-7 вв. В России получило распространение в 14 - 15 вв.

Историзм - принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; историцизм - догматизация принципа историзма, превращающая развитие в дурную бесконечность.

Историософия - философия история, акцентирующая софийность, одухотворенность исторического процесса.

Каузальность - причинность.

Квиетиз - мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, полная покорность чужой воле.

^ Клир - в христианской церкви - совокупность священнослужителей всех рангов.

Коммюнотарность - межчеловеческое общение, опосредованное Богом. Категория историософии Н.А.Бердяева.

Конститутивный - входящий в природу предмета, определяющий его сущность.

Конструкт - логическая модель объекта или ситуации.

Ксенофобия - страх, неприятие «чужих».

Легитимность - законность.

Максима - высший принцип.

Менталитет (производное - ментальность) - современный термин, обозначающий тип мышления.

Меон, укон - оба термина означают небытие, но в первый - относительное небытие, способное превратиться в бытие, второй - абсолютное небытие.

Мессианизм - религиозное и религиозно-философское учение о богоизбранности народа для выполнения особой, предопределнной роли; миссионизм - обоснование культурно-исторической роли народа.

Метафизика - то, что находится за пределами чувственного, доступного научным методам познания, раздел философии, исследующий сверхчувственные начала бытия.

Метаистория - понятие, аналогичное метафизике, но более позднего происхождения, означает скрытый от эмпирического познания смысл истории в вечности.

Мистерия - тайный религиозный обряд, в котором принимают участие лишь «посвященные».

Мифологема - современный термин, используемый для обозначения идейно-образной конструкции мифа.

Моделирование – метод исследования объектов, в том числе сложных социальных систем, на подобных объекту моделях, специально для того конструируемых по заданным параметрам

Модернизм - современное, постклассическое искусство.

Монизм - способ рассмотрения многообразия мира, исходя из единой основы, субстанции.

Нигилизм - направление русской общественной мысли 60-х годов XIX века, отрицающее общепринятые идеалы и ценности, как “мещанские”. Его идеологом считается Д.И. Писарев.

Номология - раздел философии, изучающий законы науки.

^ Ноумен (нумен) - умопостигаемая сущность предмета, или объект интеллектуальной интуиции, в отличие от феномена как предмета чувственного созерцания.

Обскурантизм - (лат. - затемнять) принципиально враждебное отношение к просвещению.

Оккультизм - мистическое учение, признающее существование в космосе таинственных сил, воздействующих на судьбу человека и человечества.

Онтология - учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные основы бытия. Онтологизм - философское направление, преувеличивающее значение объективных основ бытия.

Охлократия - власть толпы, употребляется для обозначения вырождения демократии.

Палладиум - мистический храм, покрывающий и освящающий собою некое культурное пространство.

Парадигма - круг идей, очерчивающий определенный тип знания или объяснения мира, имеющий общее основание.

Парадокс - высказывание, расходящееся с общепринятым мнением.

Позитивизм - направление в философии, основанное на утверждении, что истинное знание может быть получено на основе опытных наук и их синтеза. Его основоположником считается О. Конт.

Почвенность – сознание обусловленности характера нации данной ему природной средой. В ряде случаев это сознание перерастает в соответствующую идеологию.

Провиденциализм - религиозное и религиозно-философское понимание истории как предопределенной замыслом Бога.

Профетический - пророческий.

Репрезентативный - представительный; часть или элемент, достаточный для суждения о целом.

Рефлексия - форма умственной деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий, их теоретических предпосылок и результатов.

Сакральный - священный, заветный.

Секуляризация - освобождение культуры от господства церковной идеологии; в истории - секуляризация церковной земельной собственности, т.е. изъятие ее у церкви.

Соборность - одно из основных понятий русской философии, означающее свободное объединение верующих на основе их общей веры; противопоставляется коллективизму, основанному на принудительном подчинении меньшинства большинству.

^ София, или Премудрость Божья - одно из центральных понятий философии всеединства с весьма широким диапазоном значений. Основные из них: - София выступает как посредница между Богом и миром; представляет собою идеальное человечество.

Стяженный - понятие философии всеединства, заимствованное Карсавиным у Николая Кузанского, означающее присутствие целого, хотя и умаленного, в любой его части.

Субстанция - неизменная основа сущего, сохраняющаяся при всех его превращениях и изменениях.

Сциентизм - ориентация на научные методы познания в объяснении исторического процесса и культуры, ведет к осознанной или неосознанной недооценка роли философского знания.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной, находящейся над миром личности и предопределяющей его развитие.

Телеология. - философское учение о цели (целесообразности) как конечной причине естественной и исторической закономерности.

Теодиция - оправдание Бога: догматическое или религиозно-философское учение, направленное на согласование идеи Бога как всеблагого и всесильного существа с наличием зла в мире.

Теократия - власть, поставленная и освященная Богом.

Теология - богословское, религиозно-философское учение о сущности и действиях Бога.

Теофония - явление Бога в сотворенном им мире и через тварный мир.

Теургия - богочеловеческий процесс воплощения замысла Божьего в эмпирической, действительности, в истории.

Тоталитаризм - политическое направление, основанное на абсолютизации роли государства и власти, основанной на силе.

Трансцендентное - все то, что находится за пределами чувственного опыта, по ту его сторону.

Трансцендентальное - планы бытия, выходящий за пределы эмпирического и умопостигаемого мира, образующие особую сферу метафизики.

Троица - один из основных догматов христианского вероучения о едином в своей сущности Боге, предстающем в трех лицах (ипостасях) - Бога-Отца, Бога - Сына (Христос) и Бога - Духа Святого; тринитаризм - учение о единосущем в трех своих ипостасях Боге.

Утопия - в философии и общественной мысли имеется в виду проект идеального общества без определения необходимых и достаточных для того условий.

Феномен - философское понятие, означающее явление, данное нам в чувственном опыте.

Феноменология - философское направление, ориентированное на выявление изначального опыта сознания, исключающее применение к нему каких бы то ни было оценок.

Хилиазм - тысячелетнее царство на земле с торжеством добра.

Эвдемонизм - принцип морали, согласно которому высшей целью человеческой жизни является счастье, блаженство, основанное на внутренней свободе.

Эгалитаризм - равенство как принцип организации общества.

Эзотерический - тайный, сокровенный, понятный лишь посвященным.

Экзотерический - открытый, предназначенный и для непосвященных.

^ Экзистенциальные вопросы - основные вопросы человеческого существования: вопросы жизни, смерти, совести, страха, одиночества и т.п.

Эклектика - механическое соединение различных, часто несовместимых принципов.

Экстаз - высшая степень восторга.

Экстериоризация – переход внутренних потребностей во внешнее состояние.

Эманация - истечение чего-либо из общего, абсолютного центра.

Эмансипация - освобождение от зависимости (социальной, идеологической, церковной)

Эмпиризм - философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

Эон - (греч.) - жизненный цикл в вечности.

Эпигонство - нетворческое, механическое следование традиции, внешняя подражательность.

Эпистемология - термин, используемый для обозначения теории познания.

Эсхатология - религиозно-философское учение о конечных судьбах мира и человека.






Скачать 435,66 Kb.
оставить комментарий
Асадуллин Э.Ф
Дата23.01.2012
Размер435,66 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх