Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объ­единение всех видов деятельности музыкальны icon

Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объ­единение всех видов деятельности музыкальны


Смотрите также:
Дисциплина «Системная технология – целостный подход»...
Программа факультативных занятий по музыке в мире музыки для I-IV классов общеобразовательных...
Цель программы: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры...
Доклад Генерального секретаря...
О лицензировании отдельных видов деятельности...
Комитет по здравоохранению...
Общие положения...
Аналитические материалы о музыке, тяжелой музыке и продвижении музыкальной продукции...
Общие положения...
Программадисциплин ы физиология физического воспитания и спорта 033100 «Физическая культура»...
Программа дисциплины сд. Дс...
Энергоаудит. Общие положения...



Загрузка...
скачать
Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объ­единение всех видов деятельности музыкальными темами.

Целостный подход включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последователь­ное усложнение музыкального материала и навыков его освоения. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в раз­ных видах деятельности, в том числе и в импровизации.

Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как твор­ческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творчес­кая активность.

^ Тематизм программы отражает содержание музыкального ис­кусства: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюже­ты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастер­ство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в се­бе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний.

Кроме того, в условиях данного тематизма легче возникают аналогии между музыкальными произведениями и произведениями других искусств.

Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкаль­ных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюде­ния и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Темы усложня­ются от класса к классу.

Творческое развитие, на которое направлен процесс обучения, -это развитие музыкальности, комплекса музыкальных способно­стей ребенка и его творческой активности.

^ Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоцио­нальную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности (мелодический, тембровый, динамический и гармони­ческий компоненты интонационного музыкального слуха и чувство ритма), творческое мышление и воображение, музыкальную па­мять.


^ Творческая активность ребенка проявляется в суждениях о музыке, в поисках нужных исполнительских красок, в попытках импровизирования, т.е. создания собственного музыкального про­дукта в виде ритмов, мелодий, театрализации, движений под му­зыку.

Таким образом, возможности музыкального воспитания детей реализуются при такой организации процесса обучения, которая создает условия для наиболее полного и эффективного музыкаль­ного развития школьников.

Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому цель курса заключается в закладывании основ музыкаль­ной культуры школьника как части его духовной культуры.

Сущность термина «музыкальная культура» включает в себя ряд положений, разработанных музыкальной педагогикой:

■ В основе интереса к музыкальному искусству лежит способ­
ность его восприятия.

В начальной школе дети учатся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку клас­сического направления; на этой основе учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства, умение сопереживать эмоционально-образному содержанию музыкальных произве­дений.

^ Певческая культура - важнейшая составная часть общей му­
зыкальной культуры школьников.

В ходе обучения младших школьников дети постепенно овладе­вают навыками хорового пения, выразительного исполнения пе­сен, усваивают знания и навыки, необходимые им для певчес­кой деятельности.

м Воспитательно-образовательный процесс направлен на разви­тие творчески активной личности ребенка.

Учитель стремится пробудить у детей младшего школьного воз­раста их творческие возможности, воспитывать у ребенка ини­циативность и способность к самостоятельным действиям.

Задачами начального курса являются:

  • Расширение представлений детей о мире музыкального искус­ства, главным образом, программной музыки.

  • Становление нравственных позиций личности ребенка при восприятии музыки в разных видах музыкальной деятельности.

  • Развитие музыкальных творческих способностей учащихся.

  • Формирование достаточного образовательного уровня, необ­ходимого для успешного обучения в среднем звене школы.

  • В сюжет занятия включаются разнообразные задания в различ­ных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слуша­ют музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности/

  • Характеристика каждого вида занятий на уроке

  • ^ Хоровое пение - хорошо знакомый вид музицирования. Как из­вестно, задатками музыкальных способностей обладает подавляю­щее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разный. Мы говорим о выразительном, кра­сивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно в пределах до'-ре2 (син-ми2) окта­вы. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокаль­ный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокаль­но-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возмож­ности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двух-голосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.

  • ^ Пение по нотам - вид деятельности, активно развивающий му­зыкальные способности детей, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство.

  • В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочета­нии относительной и абсолютной сольмизации с использованием ручных знаков ладовых ступеней и последовательным освоением ладовых интонаций мажорного и минорного ладов. Метод относи­тельной сольмизации, находясь в основе такого сочетания, способ­ствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам.

Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку нагляд­ные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии либо мелодии, близкие им по интонационному строю.

За четыре года обучения осваивается полный мажорный лад и 1-У ступени параллельного минорного лада. Развитие.умения петь по нотам с абсолютными названиями нот можно начать со 2 класса.

В пении развиваются метроритмические чувства детей. Осозна­ние фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы способ­ствуют более точной и быстрой ориентации учащихся в нотной записи. Постепенно осваиваются ритмические соотношения из четвертей и восьмых, половинная и целая длительности, половин­ная с точкой, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности, чет­вертная, восьмая, целая и половинная паузы при разучивании пе­сен в размерах:


2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.


^ Слушание музыки. Одна из основных задач этого вида занятий -накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Д.Д. Шоста­ковича, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бет­ховена, Б. Бриттена, К. Дебюсси и др.

Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее «слышать». Средства музыкальной вырази­тельности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слуша­ния музыки. Музыкальный материал дает возможность сравнивать средства музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.

^ Движения под музыку и игра на музыкальных инструментах чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, ре­гистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые осо­бенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивос­ти на музыку, так как, включаясь своими движениями или акком­панементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что(помогает им глубже «войти в образ» музыкального произведения.

На уроке музыки используются ударные детские музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольни­ки и др. Назначение ритмических аккомпанементов, как и движе­ний под музыку, - выразить к ней свое эмоциональное отношение, выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ. Если учитель имеет в классе звуковысотные инструменты, то в игре на металлофонах, свирелях и других дет­ских инструментах закрепляются интонации, которые учащиеся осваивают в пении, слушании музыки, импровизации.

^ Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выра­жается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импрови­зация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музы­кальные занятия включаются все доступные виды импровизирова­ния: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и ме­лодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворе­ний, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, ин­сценирование, импровизация на настроение.

Программа предусматривает музыкальное развитие в различ­ных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.

В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с до­ступными произведениями композиторов XIX в.: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова. Пе­сенное творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Л. Бетховена, К. Сен-Санса.

  • Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизиро­вать на настроение, вызванное картинами природы; хороводные, плясовые и танцевальные движения; мелодизировать на тексты ко­лыбельных; принимать участие в инсценировках по русским народ­ным песням и сказкам.

  • Начинается подготовка к пению по нотам - по ручным знакам осваиваются интонации: У-Ш, У-Ш-1, III-II-I, I-II-III ступе­ни мажорного лада.

  • Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глин­ки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведе­ниями новых для учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Гри­га, Ф. Шуберта. Разучиваются песни И. Дунаевского, В. Шаинско-го, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Стру­ве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.

  • Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизиро­вать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в игре «Я - композитор», инсце­нировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушки.

  • Продолжается развитие музыкального слуха и мышления в пе­нии по ручным знакам и по нотам. Осваиваются интонации мажор­ного лада в пределах 1-У ступени.

  • В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с более крупными произведениями известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, «Сказку о ца­ре Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Щелкунчик» П.И.Чай­ковского, «Конек-Горбунок» Р.К. Щедрина, «Детскую симфонию» Й. Гайдна, кантату С.С.Прокофьева «Александр Невский», от­дельные номера из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

  • Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.

  • Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни Г. Глад­кова, И. Морозова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Н. Пескова, Е. Крылатова, В. Тугаринова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из опер и балетов, например, «Колыбельную Гвидона» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Хор снеж­ных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», хоры «Проводы Масленицы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сне­гурочка» и «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофье­ва «Александр Невский».

Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизиро­вать по русским народным сказкам, развивать отдельные мелодии, например, из «Сказочки» С.С. Прокофьева, мелодизировать сти­хотворные тексты.

Продолжается освоение полного мажорного лада по ручным знакам и по нотам, начинается освоение минорного лада в преде­лах 1-У ступеней.

В 4 классе программа строится на обобщении пройденного. Она включает в себя развитие представлений школьников об ис­пользовании народной песни в творчестве композиторов.

На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б. Кабалевского обобщаются представления детей о жанре ва­риаций. Инструментальное и вокальное исполнение музыки предс­тавлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, СТ. Рихтера, М.Л. Ростропови-ча и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталис­тов.

Творчество композиторов-классиков и современных компози­торов, знакомых детям, представлено «Венской классической шко­лой» (Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен), основоположником русской классической музыки М.И. Глинкой, представителями «Могучей кучки» и творчеством П.И.Чайковского. Композиторы XX века также известны учащимся. Это С.С. Прокофьев, Д.Д. Шос­такович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен: Б. Бриттен и К. Де­бюсси.

Разучиваются песни Й. Гайдна, Л. Бетховена, М.И. Глинки, Ц. Кюи и цикл песен Е. Крылатова.

Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, включать мело­дические импровизации в текст, например, по рассказу М. Горько­го «Как сложили песню», на тексты стихотворений (четверости­шия); принимать участие в театрализации народных обрядов, на­пример, «Масленица».

^ Нотная грамота включает в себя: знание длительностей и нот в пределах исполнительских возможностей школьников; пение по-певок и фраз из песен в тональностях до двух знаков при ключе.

  • В системе Л.В. Занкова предусматривается разный начальный уровень музыкальной подготовленности детей и их индивидуаль­ное продвижение в процессе обучения. Поэтому в конце каждого года обучения приводятся базовые требования к музыкальному развитию учащихся и дается возможность для овладения дополни­тельными1 умениями и навыками.



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (30 часов)

Первая четверть

Тема I. Встречи с героями музыкальных сказок

Хоровое пение

«Уж как шла лиса». Русская народная песня.

«Фонарики». Муз. Л. Гуртовой, сл. Н. Вересокиной.

«Маленький кузнечик». Муз. В. Щукина, сл. С. Козлова.

«Веселый музыкант». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

«Пестрый колпачок». Муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой. ^ Слушание музыки

«Бременские музыканты». Муз. Г. Гладкова, по сказке братьев

Гримм.

«Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга». П.Чайковский. Импровизация

На стихотворение «Марш лягушек» (мелодическая).

По сказке «Маша и медведь» (мелодическая). ^ Движения под музыку

«Хоровод». А. Парусинов.

Тема II. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Осень

Хоровое пение

«Песенка Белочки». Муз. М. Парцхаладзе, сл. В. Викторова.

«Осень». Муз. Н. Елисеева, ел. К. Бальмонта.

Повторение. «Уж как шла лиса», «Веселый музыкант». Слушание музыки

«Веселые путешественники». Муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова.

«Полька». М. Глинка.

«Колыбельная ». Г. Гладков.

«Грустная песня». Г. Свиридов. Импровизация

«Осенью». Ю. Слонов (двигательная).

На текст стихотворений «Дождик» Б. Заходера и «Осень»

М. Садовского (мелодическая). ^ Движения под музыку

«Осенью». Ю. Слонов.


Вторая четверть

Тема III. Музыкальные инструменты

Хоровое пение

«Дудка», «Сидит ворон на дубу». Русские народные песни. «Слон и скрипочка». Муз. В. Кикты, ел. В. Татаринова. «Марш». Муз. Б. Савельева, ел. М. Либина. «Про лягушек и комара». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Повторение,, «Маленький кузнечик».

^ Слушание музыки

«Неаполитанская песенка». П.Чайковский.

«Труба и барабан». Д. Кабалевский.

«Камаринская». Русская народная песня.

«Камаринская». П.Чайковский.

«Во поле береза стояла». Русская народная песня.

Повторение. «Бременские музыканты», «Марш деревянных сол­датиков». Импровизация

На текст «Колыбельной песни», ел. народные (мелодическая).

«Труба и барабан» (дай название музыкальной пьесе). ^ Движения под музыку

«Русская пляска». Русская народная мелодия.


Тема IV. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Зима

Хоровое пение

«Вот так дом». Детская песенка.

«Наша елочка». Муз. и ел. А. Штерна.

«Дед Мороз». Муз. Н. Елисеева, ел. 3. Александровой.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня.

Повторение. «Песенка о школе».

Слушание музыки

«Ноябрь» (На тройке). П. Чайковский.

Вальс «Елка». В. Ребиков.

Повторение. «Полька». Импровизация

Под музыку «Ноябрь» (На тройке) (ритмическая).

Под музыку «Танец снежинок». А. Филиппенко (двигательная).

На текст стихотворения И. Сурикова «Зима» (мелодическая).

«Зима». М. Крутицкий (дай название музыкальной пьесе).

^ Движения под музыку

Вальс «Елка». В. Ребиков.


Третья четверть

Тема V. Музыкальные картинки

Музыка о друзьях

Хоровое пение

«Каравай». Русская народная песня.

«Три верных дружка». Французская народная песня.

«Все мы делим пополам». Муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского.

Повторение. «Марш». Б. Савельев. Слушание музыки

«Дружат дети всей Земли». Муз. Д. Львова-Компанейца,

ел. В. Викторова.

«Попрыгунья». Г. Свиридов.

«Весело. Грустно». Л. Бетховен.

Повторение. «Бременские музыканты».

Импровизация

«Музыкальный разговор друзей» (ритмическая).

^ Движения под музыку

«Каравай». Русская народная песня.


Музыкальный карнавал животных

Хоровое пение

«Ой, звоны звонят». Русская народная песня. «Удивительный слон». Муз. В. Махлянкина, ел. Н. Мазнина. «Львенок и черепаха». Муз. Г. Гладкова, ел. А. Козлова. «Про козлика». Муз. Г. Струве, ел. В. Семернина. Повторение. «Слон и скрипочка», «Маленький кузнечик».

^ Слушание музыки

«Карнавал животных» («Петухи и куры», «Ослы», «Слоны»).

К. Сен-Сане.

Повторение. «Веселые путешественники».

Импровизация

«Колыбельная». Слова народные (мелодическая). «Медведь». Г. Галынин (дай название музыкальной пьесе).


^ Движения под музыку

«Заинька». Русская народная песня. «Медведь». И. Стравинский.

Музыка о родном доме

Хоровое пение

«Мама». Муз. Л. Бакалова, ел. С. Вигдорова.

«Песенка о бабушке». Муз. В. Шаинского, ел. М. Танича.

«День растает, ночь настанет» (колыбельная). Муз. Р. Паулса, сл. И. Ласманиса.

Повторение. «Три верных дружка».

Слушание музыки

«Болезнь куклы». П. Чайковский. Повторение. «Весело. Грустно».

Импровизация

На текст стихотворений А. Майкова «Мать и дети» и А. Блока «Колыбельная песня» (мелодическая). «Музыкальный разговор» (ритмическая).

^ Движения под музыку

«Полька». П. Чайковский.


Четвертая четверть

Тема VI. Сказки, небылицы, шутка в музыке

Хоровое пение

«Сшили кошке к празднику сапожки». Детская песенка.

«Скок, скок, поскок». Русская народная песня.

«Два цыпленка». Литовская народная песня.

«Каждый по-своему маму поздравит». Муз. Т. Попатенко, сл.М. Ивенсен.

Повторение. «Уж как шла лиса», «Про козлика».


^ Слушание музыки

«Марш». С. Прокофьев.

«Вальс-шутка». Д. Шостакович.

Повторение. «Карнавал животных» («Петухи и куры», «Ослы»,«Слоны»).


Импровизация

На текст стихотворения «Села Жучка на забор» (ритмическая). «Клоуны». Д. Кабалевский (дай название музыкальной пьесе).

^ Движения под музыку

«Вальс-шутка». Д. Шостакович.


Тема VII. Музыкальное путешествие в сказочный лес. Весна. Лето

Хоровое пение

«Ходит зайка по саду», «Тучка». Русские народные песни.

«Веснянка». Украинская народная песня.

«Березка». Муз. Т. Попатенко, ел. Г. Абрамова. ^ Слушание музыки

«Весна». Муз. П. Чайковского, ел. А. Плещеева.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

«Вместе весело шагать по просторам». Муз. В. Шаинского,

сл. М. Матусовского.

Импровизация

На текст стихотворения «Пастушок», текст народный (мелоди­ческая). «Летний дождик». Т. Назарова (дай название музыкальной пьесе).

^ Движения под музыку

«Русская пляска». Н. Римский-Корсаков.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

Обучающиеся должны

знать:

- имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Про­кофьева;

уметь:

- воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания, различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;

- откликаться на добрые чувства при восприятии образов ге­роев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни де­тей;

- исполнять попевки и песни выразительно, соблюдая певчес­кую установку;

- чисто интонировать попевки и песни в доступных пределах;

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

-различать более короткие и более длинные звуки; выделять сильную и слабую доли;

- воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), дина­мические (громко, тихо) особенности музыки. Различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, тру­бы, флейты), оркестров, хоров и голосов;

- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного ха­рактера, исполнять на классных музыкальных инструментах со­провождение к знакомым произведениям;

- принимать участие в. импровизациях;

- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.




Скачать 178,79 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер178,79 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх