Бакалаврская программа кафедра истории философии направление : философия Дисциплина : Введение в философскую компаративистику Обязательный курс icon

Бакалаврская программа кафедра истории философии направление : философия Дисциплина : Введение в философскую компаративистику Обязательный курс


Смотрите также:
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...
Бакалаврская программа №0000 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : Философия Дисциплина : Проблема...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : Философия Дисциплина : Проблема...
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...
Бакалаврская программа № Кафедра Истории философии Направление : Государственное и муниципальное...
Бакалаврская программа 20 10/2011 уч г...
Бакалаврская программа № Кафедра Истории философии Направление : Философия Дисциплина : История...
Бакалаврская программа 2010-2011 уч г...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: Международные отношения...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА


Кафедра ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Направление: философия

Дисциплина: Введение в философскую компаративистику

Обязательный курс

Кредит: 3

Лекций – 32 часа, семинаров – 28 часов, самостоятельная работа – 48 часов

Преподаватель: д.фил.н. профессор кафедры истории философии М.В. Тлостанова


Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами): по назначению и договоренности.

^ Часы академических групповых консультаций: по расписанию

Телефон:

Email:


СОДЕРЖАНИЕ


Описание курса……………………………………………………………………….. 3

Цель курса…………………………………………………………………………… 3

Содержание курса……………………………………………………………………3

Организационно-методическое построение курса……………………………….. 3

Литература……………………………………………………………………………3

Условия и критерии выставления оценок ………………………………………….5

Балльная структура оценки………………………………………………….……... 5

Шкала оценок…………………………………………………………………………5

Правила выполнения письменных работ (эссе и контрольных тестовых работ) ..6

Академическая этика………………………………………………………………….6

^ Темы лекций и семинарских занятий……………………………………………….6

Неделя I ……………………………………………………………………………….6

Неделя II……………………………………………………………………………….6

Неделя III………………………………………………………………………………7

Неделя IV………………………………………………………………………………7

Неделя V………………………………………………………………………………. 8

Неделя VI……………………………………………………………………………….8

Неделя VII………………………………………………………………………………8

Неделя VIII……………………………………………………………………………..9

Неделя IX………………………………………………………………………………10

Неделя X ……………………………………………………………………………….10

Неделя XI……………………………………………………………………………….10

Неделя XII………………………………………………………………………………11

Неделя XIII……………………………………………………………………………. .11

Неделя XIV…………………………………………………………………………….. 12

Неделя XV………………………………………………………………………………12

Неделя XVI……………………………………………………………………………...12

Неделя XVII……………………………………………………………………………..13

Неделя XVIII…………………………………………………………………………….13

Неделя XIX………………………………………………………………………………13

Неделя XX………………………………………………………………………………..13
^




Описание курса



Цель и задачи курса: Курс ставит целью знакомство студентов-старшекурсников с зарождением, генеалогией и современным состоянием философской компаративистики как области научных исследований и академической дисциплины. Особое внимание уделяется анализу ее целей, задач, аппарата и методов, а также историческому, культурному, идеологическому и интеллектуальному контексту, оказавшему влияние на формирование этой дисциплины, ее развитие и кризис. Важной задачей курса является корректировка европоцентристских моделей знания и введение в интеллектуальное и образовательное пространство иных эпистемологий, находящихся в диалоге с западной традицией, осознание важности и ценности каждой философской традиции и формирование критического самосознания и критического мышления у слушателей.


^ Содержание курса: Курс представляет собой первую часть дилогии, посвященной философской компаративистике. В нем последовательно прослеживаются предпосылки становления сравнительной философии в постпросвещенческой Европе, специфика существования дисциплины в 19 веке в контексте определенных философских и гуманитарно-социальных течений, основные направления изменений, происшедших с компаративистикой в 20 столетии. Тем самым готовится почва для восприятия второй части дилогии, посвященной самым актуальным проблемам современной компаративистики, в особенности не западной. Особое внимание уделено теоретическим и методологическим тенденциям сравнительной философии.


^

Организационно-методическое построение курса.


Курс состоит из лекций и практических занятий (семинаров). Формат семинара – обсуждение (понимание и критическая оценка) текстов-первоисточников по курсу, подготовка развернутых ответов на вопросы, предложенные преподавателем для обсуждения. Семинарские занятия строятся на основе творческого обсуждения студентами ряда философских текстов. Студенты пишут две контрольные работы (помимо аттестаций). Студенты готовят презентации-доклады, которые представляют в конце курса, на последнем занятии.


^ Развитие различных компетенций учащихся

Курс способствует успешной реализации основных задач в подготовке к будущей профессиональной деятельности бакалавров, как они определены в ГОС ВПО. Среди основных видов деятельности следует назвать формулирование и решение проблем, возникающих в ходе учебы, выбор необходимых видов исследования, участие совместно с другими членами коллектива в создании общих аналитических и исследовательских проектов, подготовку и проведение семинаров, рецензирование научных публикаций и т.д. Курс способствует овладению основными компетенциями, определенными в ГОС ВПО, как общекультурными, так и профессиональными. Особо здесь хотелось бы отметить развитие способности к непрерывному обучению, к овладению новыми методами исследования, к постоянному совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, к проявлению творческой активности, инициативы и ответственности, к самостоятельному формулированию задач исследований и к проведению их углубленной разработки наиболее адекватным способом, с применением подходящих методов, с соблюдением принципов академической этики и личной ответственности за цели, средства и результаты научной работы.


Литература:

1. Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК. М, Издательство РУДН, 2008.

2. А.С. Колесников. Философская компаративистика Восток-Запад. Санкт-Петербург, 2004.

3. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс, 2001.

4. Алиева Ч. Э. Проблема концептуализации сравнительной философии: история, теория и методология философской компаративистики. СПб., Роза мира, 2004. 

5. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Институт философии РАН. — М.: Восточная литература, 2004. 

6. Ю.М. Лотман «К построению теории взаимодействия культур» (семиотический аспект). Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2000, стр. 603-614.

7. Корнеев М. Я. Зарубежная сравнительная философия XX века. Проблемы концептуализации. В кн. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб, 2002. С. 13-27.

8. А.С. Колесников. Философская компаративистика и диалог культур // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Материалы симпозиума. Вып. 1. Санкт-Петербургское философское общество, 2003, стр. 185-205.

9. Bilimoria P. Towards a Creative Hermeneutics of Suspicion: Recovering Ricoeur's Intervention in the Gadamer-Habermas Debate with Post-Implications // Proceedings of the Twentieth World Congress of Philosophy 1998, http://www.bu.edu/wcp/Papers/Cont/ContBili.htm

10. Ethan Mills. “From Comparative to Cross-cultural philosophy”. 2007. http://www.hawaii.edu/phil/gradconf/file/Mills.pdf

11. Kasulis T. P. Intimacy or Integrity: Philosophy and Cultural Differences. Univ. of Hawaii Press, 2002.

12. Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.

13. В.Г. Николаев. Сравнительный метод. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. М., 2007, т. 2, стр. 551-555.

14. Э. Саид. Ориентализм. М. 2006.

15. Корнеев М.Я. У истоков концептуализации сравнительной философии: Поль Массон-Урсель /История философии, культура и мировоззрение. К 60-летию профессора А.С. Колесникова. СПб., 2000; http://anthropology.ru

16. Nussbaum M. Cultivating Humanity. A Classical Defense of Reform in Liberal Education. Harvard University Press, 1997.

17. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.

18. Сравнительная философия. М., 2000.

15. David Dilworth. Philosophy in World Perspective. A Comparative Hermeneutics of the Major Theories. Yale University Press, 1989.

19. Walter Benesch. An Introduction to Comparative Philosophy: A Travel Guide to Philosophical Space. Palgrave Macmillan; 2000.
20. M. Tlostanova. Comparative Studies in Russia. A New Discipline or a Continuation of a Tradition? Comparative Literature. Issues and Methods. Ed. Lisa Block de Behar. Montevideo, 2000, pp. 185-202.

21. А. Андрияускас. Восток и запад в зеркале современной компаративистской методологии. В кн. Диалог цивилизаций как призвание. М., 1997, стр. 46-58.
22. Raju P.T. Introduction to Сomparative Philosophy. Lincoln, 1962.

23. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

24. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1956-57.

25. Интернет-ресурсы: статьи на Сайте Web-кафедра философской антропологии http: //anthropology.ru

26. Lourens Peter van den Bosch. Theosophy or Pantheism? Friedrich Max Muller's Gifford Lectures on  Natural Religion. http://www.here-now4u.de/eng/theosophy_or_pantheism__friedr.htm

27. А. Веселовский. Поэтика сюжетов. Введение.

28. М. Корнеев. У истоков концептуализации сравнительной философии. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.279-285. http://anthropology.ru/ru/texts/korneev/heideast_13.html · 

29. Пулла Тирупати Раджу. Понятие человека Исследование в сравнительной философии. Введение. http://anthropology.ru/ru/texts/raju/index.html 

30. Бурмистров С. Л. Философская компаративистика и история философии // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2008, № 1, с.5—17. http://jkhora.narod.ru

31. Проблема «Восток-Запад» в истории философии и единство мирового историко-философского процесса (материалы круглого стола) // Философские науки. 1988, № 7.

32. Степанянц М. Т. Восток и Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989, № 12. С.151—157.

^

Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особо ценится активная работа на семинаре (умение вести дискуссию, творческий подход к анализу текстов, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество подготовки контрольных работ, аттестаций, презентаций и итогового испытания.

^

Балльная структура оценки:


Формы контроля

Посещение занятий – 5 баллов


Активная работа на семинаре – 10 баллов

Контрольные работы (промежуточные) – 10х2 баллов

Внутрисеместровая аттестация – 20 баллов

Доклады-презентации- 10x2 баллов

Итоговое испытание – 25 баллов
^

Всего – 100 баллов




Шкала оценок:





Неуд

3

4

5

Кредит

^ Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100


Пояснение оценок


A выдающийся ответ

B очень хороший ответ

С хороший ответ

D достаточно удовлетворительный ответ

E отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального

FX удовлетворительного ответа

F неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для

отчисления)


^

Правила выполнения письменных работ (контрольных работ)


Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Тестирование проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, рекомендуемой преподавателем литературы, их умение успешно концептуализировать первоисточники, предложенные их вниманию. Объем контрольной работы - 2 академических часа.

^

Академическая этика


Все имеющиеся в творческой работе (эссе) сноски тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Не допустимо включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Это касается и источников, найденных в интернете. Необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.

^

Темы лекций и семинарских заданий



Неделя I: (2 часа лекции, 2 часа самостоятельная работа)

Лекция: Что и как изучает философская компаративистика? Цели, задачи и научный аппарат этой учебной и академической дисциплины. Что такое заключение по аналогии. Логические основания компаративистики. Соотношение компаративистики и истории философии. Проблема определения философии в компаративном разрезе и риторика модерности.

Литература:

Колесников А.С. Философская компаративистика. СПб. 2004. стр. 5-26.

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК. 2008. Стр. 4-12.


Неделя II: (2 часа лекции, 2 часа семинары, 4 часа самостоятельная работа)

Лекция: Что и как изучает философская компаративистика? (окончание) Различные определения компаративистики. Эклектизм и синкретизм. Универсалистское и партикуляристское направления компаративистики. Место компаративистики в таксономии философских дисциплин на Западе. Специфика генеалогии компаративистики и основные этапы ее развития. Особенности сравнительно-исторического метода. Микро- и макро-компаративные исследования. Основные черты современной компаративной философии.

Литература:

Колесников А.С. Философская компаративистика. СПб. 2004. стр. 5-26.

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК. 2008. Стр. 13-22.


Семинар: Предмет и задачи философской компаративистики.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. В чем состоит онтологический и гносеологический статус компарации?

2. Каковы основные методы компарации?

3. Назовите основные виды аналогии и механизм сравнения по аналогии.

4. Нормативный и дескриптивный элементы в операции сравнения.

5. Трактовка различия в современной философии и переосмысление компаративизма.

6. Диахронные, прикладные, описательные толкования компаративистики.

7. В чем суть эклектизма и синкретизма.

8. Два основных направления в развитии философской компаративистики.

9. Соотношение компаративистики и истории философии в России.

10. Западная таксономия философских компаративных дисциплин.

11. Виды исторического сравнения.

12. В чем различие между микро- и макро-компаративными исследованиями.

13. Проблема генезиса философии через призму компаративистики.


Тексты для совместного обсуждения на семинаре:

1. А.С. Колесников. Логика и методология философской компаративистики. Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика.
СПб. Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. С.3 — 11. http://www.anthropology.ru/ru/texts/kolesnikov/kompar_1.html


2. Бурмистров С. Л. Философская компаративистика и история философии // ХОРА. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2008, № 1, с.5—17. http://jkhora.narod.ru


Доклады-презентации

Темы:

1. Каковы основные методы компарации и в чем состоит механизм сравнения по аналогии.

2. Проблема соотношения философской компаративистики и истории философии и место философской компаративистики в таксономии философских дисциплин на Западе и в России.

3. Проблема генезиса философии через призму компаративистики.

Тексты для подготовки к презентациям:

1. А.С. Колесников. Логика и методология философской компаративистики. Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика.
СПб. Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. С.3 — 11. http://www.anthropology.ru/ru/texts/kolesnikov/kompar_1.html

2. Т.В. Панфилова. Проблемы осмысления предмета философской компаративистики. Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. СПб. Сайт Web-кафедра философской антропологии, 2003. С.12 —15. http://www.anthropology.ru/ru/texts/panfilova/kompar_2.html


3. Л. Гаева. Проблема определения предмета философской компаративистики в его связи с историей философии. http://anthropology.ru/ru/texts/gaeva/misl11_09.html

4. Колесников А.С. Философская компаративистика. СПб. 2004, стр. 5-26.

5. Тлостанова М.В. Философская компаративистика. УМК. 2008. Стр. 13-22.

6. Чанышев А. Начало философии. М. 1982.

7. Medieval Theories of Analogy. Stanford Encyclopedia of Philosophy. http://plato.stanford.edu/entries/analogy-medieval/


Неделя III: (2 часа лекции, 2 часа самостоятельная работа)

Лекция: Как, когда и почему компаративистика выделяется в отдельный научный метод? Философский, социальный и культурный климат постпросвещенческой Европы и становление сравнительного метода. Роль естественнонаучных достижений в становлении компаративного подхода. Сравнительно-историческое языкознание и компаративистика.

Литература:

Петякшева Н.И. Компаративистика. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. М., 2007, т. 1, стр. 960-963.

В.Г. Николаев. Сравнительный метод. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. М., 2007, т. 2, стр. 551-555.


Неделя IV: (2 часа лекции, 2 часа семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Как, когда и почему компаративистика выделяется в отдельный научный метод? (Окончание). Сравнительно-историческое литературоведение. Историческая поэтика А. Веселовского. Сравнительно-историческое религиоведение. Рождение социальных наук и очередное переосмысление дихотомии модерность/традиция во второй половине XIX в. Зарождение цивилизационной компаративистики. Глубинная связь компаративного метода с позитивизмом и эволюционизмом. Диффузионизм. Структурный функционализм.

Литература:

В.Г. Николаев. Сравнительный метод. Культурология. Энциклопедия. В 2 т. М., 2007, т. 2, стр. 551-555.

Ю.М. Лотман «К построению теории взаимодействия культур» (семиотический аспект). Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2000, стр. 603-614


Семинар: Зарождение компаративистики.

Вопросы для обсуждения:

  1. Естественнонаучные основания компаративистики.

  2. Особенности становления сравнительно-исторического языкознания и его влияние на выработку компаративных методов в целом.

  3. Зарождение сравнительной фольклористики и мифоведения.

  1. Сравнительно-историческое литературоведение и сравнительная философия – точки пересечения.

  1. Роль позитивизма в становлении компаративного метода.

  2. Роль эволюционизма в становлении компаративистики.

  3. Сравнительный метод в руках разных гуманитарных и социальных наук в XVIII-XIX вв.

  4. Что такое диффузионизм?

  5. Что такое структурный функционализм?

Доклады-презентации (15 минут)

Темы:

  1. Книга Ф. Макса Мюллера «Введение в науку о религии» и становление сравнительного религиоведения

  2. Особенности становления сравнительно-исторического языкознания и его влияние на выработку компаративных методов в целом.

  1. 3. Генезис сравнительно-исторического литературоведения и сравнительная философия – точки пересечения

Тексты для подготовки к презентациям:

1. Lourens Peter van den Bosch. Theosophy or Pantheism? Friedrich Max Muller's Gifford Lectures on  Natural Religion. http://www.here-now4u.de/eng/theosophy_or_pantheism__friedr.htm

2. Фридрих Макс Мюллер. Введение в науку о религии. Москва, 2002.

3. А. Веселовский. Поэтика сюжетов. Введение. (любое издание)

4. Реформатский А. Введение в языковедение, М.: Аспект Пресс, 2007.

5. В.Н. Топоров Сравнительно-историческое языкознание // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 486-490.

6. Ю.М. Лотман «К построению теории взаимодействия культур» (семиотический аспект). Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2000, стр. 603-614


Тексты для совместного обсуждения на семинаре:

1. Lourens Peter van den Bosch. Theosophy or Pantheism? Friedrich Max Muller's Gifford Lectures on  Natural Religion. http://www.here-now4u.de/eng/theosophy_or_pantheism__friedr.htm

2. А. Веселовский. Поэтика сюжетов. Введение (любое издание)


Неделя V: (2 часа лекции, 2 часа самостоятельная работа)

Лекция: Рождение собственно философской компаративистики в Европе периода второй модерности. Элементы сравнительной философии в досовременный период и в ренессансном европейском философствовании. Понятие ориентализма. Дихотомный и дескриптивный подходы в компаративистике. Роль человеческих таксономий в становлении сравнительной философии. Архаизация как ориенталистская стратегия.

Литература

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

Walter Benesch. An Introduction to Comparative Philosophy: A Travel Guide to Philosophical Space. Palgrave Macmillan, 2000.

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК, стр. 65-92.


Неделя VI: (2 часа лекций, 2 часа – семинары, 6 часов – самостоятельная работа)

Лекция: Рождение собственно философской компаративистики в Европе периода второй модерности (окончание). «Открытие» санскрита и развитие компаративистики. Арийская теория. Интерпретация Ф. Шлегелем индийской философии в контексте компаративных исследований. Ф. Макс Мюллер о задачах компаративного исследования. Взгляды А. Шопенгауэра и сравнительная философия. Philosophia perennis в работах Пауля Дойссена. Диффузионизм в работах Т. Кольбрука. Гипотеза об индийском происхождении ряда идей античной философии.

Литература:

Kasulis T. P. Intimacy or Integrity: Philosophy and Cultural Differences. Univ. of Hawaii Press, 2002

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997 (часть 1)

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК, стр. 65-92.


Семинар: контрольная работа по пройденному материалу (45 минут)

Доклады-презентации

Темы:

1) Книга Э. Саида «Ориентализм» и деконструкция дихотомии «Запад-Восток»

2) Философско-историческая концепция Ибн-Хальдуна в цивилизационном аспекте

3) Ф. Шлегель об индийской философии

4) Гипотеза индийского происхождения идей античной философии.

5) Работа И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения» в контексте становления компаративистики


Тексты для подготовки к презентациям:

  1. Э. Саид. Ориентализм. М. Русский мир. 2006
2. Коротаев В. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: Циклы и тенденции. М, 2006, раздел Теория политико-демографических циклов Абд ар-Рахмана Ибн Халдуна в его собственном изложении

3. Ибн-Хальдун. Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, М.: Мысль. 2004

4. Габитова Р. Философия немецкого романтизма. М., 1978.
^

5. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. Выпуск 6, М., Издательство РГГУ, 1993.

6. М.Н. Вольф. TO SOPHON ГЕРАКЛИТА И MAZDÂ ЗАРАТУШТРЫ. // "Философия: история и современность. 2001-2002".

7. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984.

^

8. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. - М., 1990.


9. М. Шахнович. Происхождение греческой философии и восточная традиция. Проблема влияний. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 258 — 265. http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/symp12_55.html 

10. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Спб, Наука, 2002.


Неделя VII: (2 часа – лекции, 2 часа самостоятельная работа)

Лекция: Эволюция философской компаративистики в первой половине XX века. Новые тенденции в компаративной философии. Понятие осевой эпохи К. Ясперса в контексте компаративистики. Актуализация интереса к другому в развитии компаративистики первой половины 20 века. Особенности развития цивилизационной компаративистики в XX веке.

Литература:

Корнеев М. Я. Зарубежная сравнительная философия XX века. Проблемы концептуализации. В кн. Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб, 2002. С. 13-27

Walter Benesch. An Introduction to Comparative Philosophy: A Travel Guide to Philosophical Space. Palgrave Macmillan, 2000

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК, стр. 65-92.


Неделя VIII: (2 часа – лекции, 2 часа – семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Эволюция философской компаративистики в первой половине XX века (продолжение). Первые примеры «ответа центру» - философия Шри Ауробиндо Гхоша и КИтаро Нисиды. Компаративистская деятельность Поля Массон-Урселя. Введение философской компаративистики как учебной дисциплины. Международные конференции и журналы.

Литература:

Колесников А.С. Философская компаративистика. Спб., 2004 (раздел о П. Массон-Урселе)

Бэгби Ф. Общие принципы цивилизационной компаративистики // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-пресс, 2001, стр. 276-279.

Raju P.T. Introduction to Сomparative Philosophy. Lincoln, 1962.

Sri Aurobindo. The Integral Yoga: Sri Aurobindo’s Teaching Method and Practice. N.Y., 1993.

Семинар.

Аттестация


Неделя IX: (2 часа – лекций, 2 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Эволюция философской компаративистики в первой половине XX века. (Окончание) Диалог с западной философией – Пулла Тирупати Раджу. Философская модель С. Радхакришнана. Переосмысление компаративистики в философии Х. Накамуры. Дальнейшее развитие компаративных исследований: Бен-Ами Шарфштейн, П. Грегор и другие.

Литература:

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. М., 1956-57.

Бурмистров С. Проблема Восток-Запада в философии С. Радхакришнана// Современная философия как феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Материалы научной конференции. Серия “Symposium”, выпуск 7б Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. http://anthropology.ru/ru/texts/burmistr/modern_04.html

Nakamura H. Ways of Thinking of Eastern Peoples; India, China, Tibet, Japan. University of Hawaii Press: Honolulu, 1964.


Неделя X: (2 часа – лекций, 2 часа – семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Развитие сравнительной философии в России. Три источника становления философской компаративистики. Российское востоковедение и эволюция компаративных исследований. Рецепция европейских теорий на российской почве: кривое зеркало вторичного европоцентризма. Развитие российской буддологии. Философские взгляды Ф. Щербатского. Компаративистская деятельность В. Алексеева.

Литература:

Балашов Н. О сопоставлении типов возрождения на Западе и Востоке // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-пресс, 2001, стр. 264-267.

Шохин В. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. http://www.philosophy.ru/iphras/library/shohin.html

Tlostanova V. A Janus-Faced Empire. Мoscow, Blok, 2003.


Семинар: Становление философской компаративистики

Вопросы для обсуждения:

  1. Назовите основные примеры прото-компаративных исследований в период, предшествовавший модерности в западном мире, в Азии, в исламской ойкумене.

  2. Что такое ориентализм и какое влияние он оказала на становление компаративистики?

  3. Охарактеризуйте дескриптивный и дихотомный подходы в компаративных философских и цивилизационных исследованиях.

  4. Как расовые теории второй модерности связаны с философской компаративистикой ?

  5. Роль открытия санскрита в становлении компаративистики.

  6. Каковы особенности трактовки Ф. Шлегелем индийской философии ?

  7. Вклад Ф. Макс Мюллера в становление компаративистики.

  8. Основные компаративные элементы в философии А. Шопенгауэра.

  9. В чем суть гипотезы индийского происхождения идей античной философии. Приведите аргументы за и против.


Тексты для совместного обсуждения:

1. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. – Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б. Ерасова. М, 2001, Стр. 246-286.

2. М. Шахнович. Происхождение греческой философии и восточная традиция. Проблема влияний. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 258 — 265. http://anthropology.ru/ru/texts/shakhn/symp12_55.html 

Доклады-презентации (15 минут)

Темы:

  1. Компаративные элементы в философии А. Шопенгауэра

  2. Специфика цивилизационной компаративистики: основные имена и концепции

  3. Философия Шри Ауробиндо Гхоша

Тексты для подготовки к презентациям:

1. Классификация и сравнительное изучение цивилизаций. – Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б. Ерасова. М, 2001, Стр. 246-286.

2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml

3. Abelsen P. SCHOPENHAUER AND BUDDHISM // Philosophy East & West
Volume 43, Number 2, April 1993, pp. 255-278
4. Ф. Бэгби. Общие принципы цивилизационной компаративистики. 1999.

5. О. Шпенглер. Закат Европы (любое издание)

6. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Любое издание.

7. Рюмин В.А. Историософия Тойнби и современный цивилизационный процесс. http://anthropology.ru/ru/texts/ryumin/kolesn.html

8. Ауробиндо. Синтез йоги. Алетейя. 1992.

9. В. Трефилов. Философия йоги и филосфская поэзия Ш. Ауробиндо Гхоша. http://www.scribd.com/doc/2342856/-

10. Сатпрем, Шри Ауробиндо или путешествие Сознания. МП «Глобус», 1992.

11. Федоренко Г., Интегральный подход Ауробиндо Гхоша как попытка синтеза Западного материализма и Восточного спиритуализма. СПбГУ, 2003.


Неделя XI: (2 часа – лекции, 2 часа - самостоятельная работа)

Лекция: Развитие сравнительной философии в России. (окончание) Трактовка буддизма О. Розенбергом. Проблема единства всемирного культурного процесса и взгляды Н. Конрада. Раннее российское исламоведение. Цивилизационная теория Н. Данилевского. Питирим Сорокин. Развитие философской компаративистики в России в постсоветский период.

Литература:

Данилевский Н. Цивилизация европейская тождественна ли с общечеловеческою ? // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-пресс, 2001, стр. 36-38.

Игнатович А. Розенберг и его труды по буддизму // Розенберг О.О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. http://psylib.org.ua/books/rozeo02/txt20.htm

Сорокин П. О концепциях основоположников цивилизационных теорий //Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., Аспект-пресс, 2001, стр. 38-47.


Неделя XII: (2 часа – лекций, 2 часа – семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Методологические проблемы западной философской компаративистики во второй половине XX века. Попытки решения этих проблем в рамках западной философии. Основные «пороки» компаративистики в интерпретации Марты Нассбаум. Концепция парадокса несоизмеримости и дискуссии по этому поводу в современной компаративистике.

Литература:

Nussbaum M. Cultivating Humanity: A Classical Defense of Reform in Liberal Education. N.Y., 1997

Семинар: Философская компаративистика в первой половине XX века.

^ Вопросы для обсуждения:

  1. Какие события XX века оказали влияние на переосмысление методов, целей и задач философской компаративистики ?

  2. Философско-историческая концепция Ясперса и ее влияние на компаративистику.

  3. Вклад в компаративистику Поля Массона-Урселя.

  4. Назовите основные современные компаративные журналы за границей и в России и кратко охарактеризуйте их области интересов.

  5. Пулла Тирупати Раджу и процесс выравнивания компаративистикой асимметрии между Востоком и Западом.

  6. Особенности философской системы Ауробиндо.

  7. Философия Китаро Нисида и его понятие «логика башо»

  8. Хадзиме Накамура и сравнительная философия середины XX века.

  9. С. Радхакришнан и проблема диалога Востока и Запада.

Тексты для совместного обсуждения:

  1. М. Корнеев. У истоков концептуализации сравнительной философии. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.279-285. http://anthropology.ru/ru/texts/korneev/heideast_13.html · 

2. Пулла Тирупати Раджу. Понятие человека Исследование в сравнительной философии. Введение. http://anthropology.ru/ru/texts/raju/index.html 

Семинар: Философская компаративистика первой половины и середины XX века.

Доклады-презентации

Темы:

1. Философско-историческая концепция Ясперса и ее влияние на компаративистику в 20 веке.

  1. Вклад в компаративистику Поля Массона-Урселя

  2. 3. Философия Китаро Нисида и Хадзиме Накамура

4. Философские взгляды Пуллы Тирупати Раджу

Тексты для подготовки к презентациям:

  1. М. Корнеев. У истоков концептуализации сравнительной философии. Поль Массон-Урсель. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.279-285. http://anthropology.ru/ru/texts/korneev/heideast_13.html · 

2. Пула Тирупати Раджу. Понятие человека Исследование в сравнительной философии. Введение. http://anthropology.ru/ru/texts/raju/index.html 

3. Колесников А.С. Философская компаративистика. Восток-Запад. Санкт-Петербург, 2004.

4. Солонин К. Хайдеггер и японская философия. Хайдеггер и японская философия. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.183-194, http://anthropology.ru/ru/texts/solonink/heideast_08.html

5. The Kyoto School. Stanford Encyclopedia of Philosophy. http://plato.stanford.edu/entries/kyoto-school/


6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991


^ Неделя XIII: (2 часа – лекций, 2 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Методологические проблемы западной философской компаративистики во второй половине XX века (окончание). Компаративистика как соревнование в концепции А. Макинтайера. Диалогическое начало современной компаративистики. Перенниализм. Дискуссии по поводу будущего философской компаративистики. Понятие кросс-культурной философии и аргументы в ее пользу (вместо компаративной).

Литература:

MacIntyre A. “Incommensurability, Truth, and the Conversation between Confucians and Aristotelians about the Virtues”. ^ Culture and modernity: East-West Philosophic Perspectives. Honolulu, 1991, pp. 104-123.

Mills E. “From Comparative to Cross-cultural philosophy”.2007. http://www.hawaii.edu/phil/gradconf/file/Mills.pdf

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. стр. 119-151.


Неделя XIV: (2 часа – лекции, 2 часа – семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Влияние герменевтики на современное развитие философской компаративистики. Попытка выхода из дилеммы непроницаемости другого и концептуализации путей диалогизирования с ним. Герменевтический круг. Критика Ю. Хабермасом позиции Гадамера.

Литература:

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Тлостанова М.В. Петякшева Н.И. Философская компаративистика. УМК, стр. 119-150.

^

Семинар:

Контрольная работа по пройденному материалу (45 минут)


Доклады-презентации

Темы:

1. Ф.И. Щербатской и развитие отечественной буддологии

2. Учение о социо-культурной динамике П. Сорокина.

3. Цивилизационная теория Н. Данилевского

4. Евразийство и философская компаративистика

Тексты для подготовки:
^

1. В.К. Шохин Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. www.PHILOSOPHY.ru/iphras/library/shohin.html  


2. Становление цивилизационной теории. - Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б. Ерасова. М, 2001, стр. 36-61. (разделы Сорокина и Данилевского).
^

3. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина//Новая и новейшая история, М., 1966, № 4, апрель, с.85-93.


4. Сорокин П. Система социологии. М., Астрель, 2008

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Любое издание.

6. Страхов Н. О книге Данилевского «Россия и Европа» http://gumilevica.kulichki.net/DNY/dny18.htm#dny18para01

7. Иванов А., Попков Ю., Тюгашев Е. и др. Евразийство: ключевые идеи, ценности, политические приоритеты. Барнаул, 2007.

8. Трубецкой Н.С. Мы и другие. http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns01.htm

9. Савицкий П. Евразийская концепция русской культуры. http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn11.htm


Неделя XV: (2 часа – лекций, 2 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Влияние герменевтики на современное развитие философской компаративистики. (окончание). Концепция Апеля и компаративистика. Герменевтическая модель П. Рикера. Прагматическая герменевтика Р. Рорти.

Литература:

Bilimoria P. Towards a Creative Hermeneutics of Suspicion: recovering Ricoeur's Intervention in the Gadamer-Habermas Debate with Post-Implications // ^ Proceedings of the Twentieth World Congress of Philosophy 1998, http://www.bu.edu/wcp/Papers/Cont/ContBili.htm

Habermas J. 'A Review of Gadamer's Truth and Method', in Fred R Dallmayr & Thomas McCarthy (eds.) Understanding and Social Inquiry, Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1977, pp. 335-64. Ricoeur P. 'Hermeneutics and the Critique of Ideology' Hermeneutics and The Human Sciences (ed. & trans. by Jihn B Thompson). Wachterhauser, 1986, pp. 300-339.

Ricoeur P. Hermeneutics and The Human Sciences (ed. & trans. by Jihn B Thompson). Cambridge//Paris: Cambridge University Press & Editions de la Maison des Sciences de l'Homme, 1987.


Неделя XVI: (2 часа – лекций, 2 часа – семинары, 4 часа – самостоятельная работа)

Лекция: Компаративистика и постмодернизм. Влияние постмодернистских концепций на эволюцию сравнительной философии в конце XX века. Номадология Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Детерриторизация и ризоматика. Основной постмодернистский принцип интерпретации другого. Понятие «абсолютной инаковости». Понятие «другого» в философии Ж. Дерриды. Диссеминация у Ж. Дерриды. Гетеротопии М. Фуко и проблематика инаковости.

Литература:

Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The War Machine. N.Y., 1992.

Deleuze G., Guattari F.Capitalisme et schizophrenie: L’Anti-Oedipe. P., 1972.

Деррида Ж. Насилие и метафизика // Письмо и различие. М., 2000, C. 124-248.

Фуко М. Слова и вещи. Санкт-Петербург: А-cad, 1994.

Derrida J. Le Monolinguisme de l’autre. P., 1996a.

Derrida J. The Gift of Death. University of Chicago Press, 1996.

Derrida J. Dissemination. Chicago & London: Chicago University Press, 1981.

Foucault M. Of Other Spaces // Diacritics, 1986, pp. 22-27.

Foucault M. The Archeology of Knowledge. L. & N.Y.: Routledge, 1972.
^

Семинар: Философская компаративистика в России.


Вопросы для обсуждения:

    1. Особенности российского ориентализма и становление востоковедения

2. Ф.И. Щербатской и развитие отечественной буддологии

3. Учение о социо-культурной динамике А. Сорокина.

4. Становление сравнительной философии как отдельной дисциплины в постсоветский период

5. Развитие востоковедения в трудах О. Розенберга.

6. Н. Конрад и теория сплошного ренессанса.

7. Крачковский, Бартольд и первые шаги российского исламоведения.

8. Цивилизационная теория Н. Данилевского.

  1. Основные центры философской компаративистики в современной России.

Тексты для совместного обсуждения:
^

1. В.К. Шохин. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. Глава 2. www.PHILOSOPHY.ru/iphras/library/shohin.html  


2. Становление цивилизационной теории. - Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Под ред. Б. Ерасова. М, 2001, стр. 36-61. (разделы Сорокина и Данилевского).

Доклады-презентации

Темы:

1) Концепция глобальной этики в контексте компаративистики

2) Концепция Рорти и эволюция компаративистики во второй половине 20 века

3) Ф. Фанон и французский экзистенциализм – диалог или непонимание?

4) Философия сапатистов – диалог космологии науа и западной социальной философии

^ Тексты для подготовки презентаций:

1. Дальмайр Ф. Глобальная этика: преодоление дихотомии «универсализм»-«партикуляризм». Сравнительная философия. Моральная философия в контексте многообразия культур. М, 2004, стр. 274-297.

2. Рорти Р. Философия и зеркало природы (любое издание)

3. Джохадзе, И. Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. — М.: УРСС, 2001.

4. Ф. Фанон. Отрывки из книги «Весь мир голодных и рабов». Антология анархизма и левого радикализма. Том 2., Москва, «Контркультура».

5. Предисловие Ж.-П. Сартра к книге Ф. Фанона «Проклятые земли» http://www.marxists.org/reference/archive/sartre/1961/preface.htm

6. Тексты субкоманданте Маркоса в «Антологии анархизма и левого радикализма». Том 2.

7. Mignolo W. The Zapatistas's Theoretical Revolution (Its Historical, Ethical, and Political Consequences) http://translated.by/you/the-zapatistas-s-theoretical-revolution-its-historical-ethical-and-political-consequences/original/


Неделя XVII: 2 часа - семинары

Заключительная аттестация


Неделя XVIII: 4 часа – семинары

Студенческие презентации


Неделя XIX: 2 часа – семинары

Студенческие презентации


Неделя XX: 4 часа

Подведение итогов курса









Скачать 270,6 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер270,6 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх