Орлов Юрий Михайлович, психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, академик Ме icon

Орлов Юрий Михайлович, психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, академик Ме


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Академии педагогических наук СССР...
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ ф...
Любовь небесного цвета...
Философские основания теории и методологии творчества...
И. П. Волков Зам главного редактора...
Игорь Семенович Кон. Любовь небесного цвета...
С. М. Гершензон, Т. И...
Итоги развития античной психологической мысли Глава III...
"люди в истории 26" Сексуальности...
Региональная общественная организация ученых...
Советский оргкомитет XI всемирного...
Региональная общественная организация ученых...



Загрузка...
скачать




Орлов Юрий Михайлович, психолог, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, академик Международной академии информатизации ООН. Консультирующий психолог. Создатель теории и практики Саногенного Мышления (СГМ), автор книг Восхождение к индивидуальности 1991 г., Половое развитие и воспитание 1993 год, более 30 брошюр изданных 1996-99 годах.

В брошюре описано психологическое строение зависти гордости. Читатель узнает структуру и последовательность бессознательных умственных операции, порождающих переживание зависти и гордости. Получение знания об этом облегчает интроспекцию этой эмоции и возможность его контроля. Книга окажется полезной для изучающих саногенное мышление.


^ О зависти и гордости


Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Зависть является той аффективной основой, которая раскручивает маховик большинства общественных движений. Зависть является изнанкой гордости. Ее можно определить как ущемление человеческой гордости. Для того, чтобы начать войну нужно убедить народ в том, что другой народ или страна ущемляет его национальную гордость. Революция невозможна без зависти. Когда экономисты выводят закон о том, что сила социального напряжения зависит от величины разрыва в доходах 10 процентов самых богатых людей и 10 процентов самых бедных, то этот закон является косвенным описанием количества зависти, которое переживают люди данного общества и эта зависть преобразуется во вражду и ненависть, ведущую к социальным потрясениям.

О зависти думали многие мыслители и пытались дать ей определение. Даль в своем словаре определяет зависть как досаду по чужому добру, нежелания добра другому, а одному себе. Здесь зависть понимается как некое эгоистическое чувство собственности. Бекон описывает не зависть саму по себе, а подчеркивает то агрессивное чувство, которое возникает из надежды сравнять себя с ближним в своих достоинствах, нанося ущерб его благополучию. Здесь выделяется акт сравнения себя с другим человеком, ожидание превосходства, а также агрессия, направленная против того, кто превосходит завидующего. Декарт отмечает, что зависть - порок, огорчающий как обладателя его, так и других. Спиноза рассматривает зависть как вид ненависти. Он не обращает внимания на то, что ненависть скорее порождается завистью, а не является сама таковой. Под родом ненависти предполагается некая сущность, которая вызывает именно этот вид ненависти. Ларошфуко обращает внимание на то, что «зависть еще непримиримее, чем ненависть». Для этого мыслителя эти две эмоции однопорядковые и он ставит их рядом, а на самом деле сама непримиримость проистекает от зависти. И.Кант, описывая проявления зависти в поступках человека, постулирует существование черной зависти, проявляющейся в виде неприязни. Черная зависть при этом выступает как мотив поступка, враждебно! о к завидуемому.

К.Маркс - выдающийся профессионал по научному и идеологическому стимулированию зависти в обществе - не давал определения зависти, а показывал ее проявления, утверждая, например, что мой дом, вполне удобный и обеспечивающий полноту жизни моей и членов моей семьи, скукоживается до размеров жалкой лачуги, если рядом будет построен дворец.

Социологи и социальные психологи рассматривают зависть как состояние человека, возникающее в ситуации социального сравнения. Представитель одной из крупнейшей и авторитетной школы дифференциальной теории эмоции К.Изард, (К.Изард. «Эмоции человека, М., «МГУ»,1980»), претендующей на всестороннее рассмотрение эмоций, зависть даже не рассматривает.

В отечественной психологии, пожалуй, первую попытку систематического рассмотрения понятия зависти сделал недавно К.Муздыбаев (К.Муздыбаев. Психология зависти. Психологический журнал, №6,1997), который написал пространную статью «О психологии зависти»!. Он описывает психологическую структуру зависти, к сожалению, не обсуждая вопроса о том, как контролировать эту эмоцию.

Я пишу эту книгу не по философии истории или социальной жизни человека, а по психологии зависти, с целью научить человека изнутри контролировать это свирепое и опасное чувство. Для этого мне придется описать саму зависть. Я должен ответить на вопрос, какие умственные действия, протекающие бессознательно и автоматически вырабатывающие это чувство. Именно знание этих умственных автоматизмов позволяет человеку осознать то, как возникает эта эмоция в нем. Зная это, он может легко научиться контролировать эту эмоцию. Я также опишу, каким образом зависть связана с другими эмоциями. Это позволит человеку, например, за враждой или неприязнью у смотреть за ними их подлинный глубинный источник - зависть.

Трудности в овладении завистью состоят в том, что это чувство считается низменным и люди научились скрывать его. «Часто ли вы испытываете зависть к этому человеку?» - спрашиваю я у клиента. «Нет, - отвечает он. - Мне он противен и я его презираю». Поэтому перед психологом часто встает необходимость обнаружения этой эмоции, скрытой за другими социально приемлемыми переживаниями, такими как гнев, страх, обида, оскорбление. Но это нужно уметь не только психологу, но и любому человеку, претендующему не быть игрушкой своих эмоций. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные переживания и часто человек, страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гневливости. Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гордости и чувства превосходства. Поскольку эти обе эмоции устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего человека отчетливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая гордость и особенно ущемленная гордость по различным поводам. Читая эту книгу дальше, читатель может убедиться в сходстве строения эмоций зависти и гордости.

Рассмотрим связь вражды и зависти. Даже непосвященному в глубины психологии, очевидно, что зависть порождает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не только глупеем, но становимся злыми. Человек, в отличие от животных, устроен странно и реагирует внешне бессмысленно. Животные, стремясь устранить боль, как правило, зализывают рану, врачуют больное место. В тех же случаях, когда локализация боли неопределенна, животные или впадают в неподвижность, оцепенение или становятся агрессивными и посредством гнева ослабляют свое страдание. Человек же по началу поступает сходным образом, когда больное место можно точно определить. Когда у него болит бок, он обращается к врачу, с помощью которого и происходит «зализывание боли». Иначе он ведет себя, когда невозможна точная локализации боли, например, при обиде или зависти. Желая устранить собственную боль от зависти, он отказывается «зализывать свою душевную рану», по причине того, что не всегда умеет это делать. Он немедленно нападает ил другою. Иногда он «зализывает рану» психически, умственно.

Так называемые механизмы психической защиты оказывают только временное и локальное действие. Зависть имеет обыкновение возвращаться в неподходящей ситуации и терзает душу завистника. Тогда человек направляет свой гнев против того, кому он завидует и стремится причинить ему боль. Выбор жертвы при этом может быть разным, в зависимости от жизненных обстоятельств человека, но, как правило, он направлен на объект зависти, на завидуемого, как мы далее будем называть этот объект.

Накопление энергии гнева неприятно и напряжение ищет разрешения. Когда в какой-то мере удается утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже другой человек превосходит его в чем-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, человек снова причиняют боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою рану, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти у человека сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она оказалась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Она иногда смягчается в случаях так называемой «белой зависти», или наличия конъюнктивных чувств между людьми, которые выступает как фактор, стимулирующий конструктивную активность. Сила любви, кроме всего прочего, состоит в ее способности нейтрализовать зависть. Если вы любите человека, который вас превосходит в чем-либо, вы начинаете еще больше любить его, восхищаясь им. Поэтому любовь является средством против зависти. Но она работает плохо: того, кого мы любим, тому не завидуем, а того, кому завидуем - не любим. Но бывает так, что зависть подавляет любовь.

В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гордость были правильно использованы, имели больше шансов на выживание. Тех же племена, где эти эмоции не могли быть конструктивно использованы культурой - остались или на стадии дикости, или вымерли.

Но любой плюс имеет и минусы. Зависть не только принуждает к активности, но может придать ей плохое направление, увеличивая напряженность и конфликты в обществе. Неисчислимо число преступлений, которые совершаются из зависти. Вместе с тем неисчислимы достижения и успехи, стимулируемые ущемленной гордостью, направленной на изживание зависти.

Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гордость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под свободой понимать то, что человек сам собою управляет, то достижение им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.

Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддерживается и питается завистью тех, кто тебе завидует. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требования к тому, чтобы стать благополучным.

Эти требования становится выполнимыми, если человек сможет приобрести ясные представления о зависти и гордости, будет знать как устроены эти эмоции. Для этого нужно научиться видеть в себе те умственные операции, в результате которых нашим умом вырабатывается зависть и гордость. Для этого нужно сделать эти умственные операции объектом умозрения, научиться этому.

Способность к интроспекции не является врожденной. Она развивается в упражнениях самосозерцания и приобретения навыков анализа собственных эмоций. В чтении этой книги мы узнаем как правильно нужно думать о своей зависти и своей гордости, чтобы их легко контролировать. Здесь возникают большие трудности.

Восхождение к свободе состоит не только в управлении и контроле зависти и гордости, но и других эмоций, которые мы рассматриваем в других книгах.

Когда вы не переживаете зависть, то нечего в себе усматривать. Когда же человек переживает эмоцию, то она берет управление на себя и подчиняет своим целям ум, чувства и волю переживающего. Человек оказывается «не в своем уме», так как управляется не самосознанием или даже не другим человеком, а некой информационной структурой, которую мы будем именовать эмоцией. В том и другом случае он не в состоянии наблюдать эмоцию. Способность усматривать в себе эмоцию, а не только ее переживать, требует- приобретения навыков саногенного мышления, которым можно научиться.

Для саногенного мышления требуется приобрести умение, когда мы отчетливо различаем психическую структуру эмоции от того, как она переживается. Об этом я написал книгу< Применительно к зависти мы должны различать переживание зависти от того умственного поведения, результатом которого является переживание зависти. Понять поведение означает осознать ее цель, план или программу этого поведения, а также обстоятельства, в которых это поведение запускается. Чтобы осознать психический механизм собственной зависти человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Причем эта программа запускается типичной ситуацией, когда происходит социальное сравнение моих результатов активности с результатами другого человека. Эта программа реализуется в строгой последовательности умственных актов, выполняемых автоматически и ведущих, в данном случае, к переживанию зависти. Кто бы ни завидовал, структура программы зависти остается неизменной, что открывает легкие возможности осознавать внутреннюю структуру своей зависти. Уверяю вас, после прочтения книги и обдумывания ее содержания ваша зависть и гордость не смогут так легко изнутри управлять вами, как это было раньше.

Поскольку зависть и гордость есть, и для чего-то существуют, то важно понять социальную функцию этих эмоции. Важно также понять, в каких ситуациях эта функция бывает полезной или вредной для человека и его окружения.


Функции зависти и гордости

Если зависть существует, то для чего? Кому она служит? Каковы ее функции?

Подобные вопросы могут возникать у каждого, стоит ему философски отнестись к жизни. Он найдет, что при зависти возникает неприятное переживание, которое переходит в неприязнь к завидуемому. При гордости же он испытывает приятное чувство от того, что кто-то завидует ему. Поскольку это приятно, люди хотят, чтобы им завидовали. Такое желание стимулирует чувство превосходства над другими. Существует, строгая взаимосвязь переживаний. Если мы не выносим тех, кому завидуем, то нам становятся приятными те, кто нам завидует. Наша гордость наслаждается тем, что многие мне завидуют. Гордость подпитывается завистью других ко мне, чем больше у них зависти к моему превосходству в чем-либо, тем выше моя гордость. Ради удовольствия гордости мы повышаем напряжение наших отношений, хотя это порождает неприязнь к гордящемуся.

Итак, гордость и зависть связаны между собой. Здравый смысл подсказывает: чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ведь не всегда у тебя будут дела обстоять лучше, чем у других. Чаще бывает наоборот, от гордости других по отношению ко мне, к моим достоинствам, которых у меня маловато по сравнению с этими гордецами, моя зависть растет. Такова диалектика.

Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационализаторское морализирование, когда я, например, успех другого человека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я - хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу и я нахожу в себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей другого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством. Для моей ущемленной гордости - большая радость поговорить о неудачах завидуемого.

Но не лучше обстоит дело, когда моя гордость не ущемлена, а удовлетворяется и в сей час у меня дела обстоят лучше чем у других. Посмотрите на свое окружение в этот момент. Важно знать, что при этом происходит: гордясь, человек стимулирует зависть других и сам активно поддерживает вражду завидующих. Пассивно гордясь, я невольно окружаю себя враждой.

Но я могу гордиться и активно. Для получения большего удовольствия от своего превосходства я подталкиваю завидуемого к неудаче, содействуя неприятностям, уготованным для него обстоятельствами. Здесь я уже действую во зло, злодействую. А потом удивляюсь как много вокруг меня вражды и неприязни!

Это похоже на болезнь характера. Выбирая линию жизни самоутверждения через гордость, я теряю покой. Мое настроение становится весьма неустойчивым. У меня оно портится без всякой причины. Я озираюсь и вижу, что у меня все благополучно, но тогда почему у меня плохое настроение? Ах, да! Вот причина. Я неожиданно узнал о том, что у того человека, о котором я подумал, все благополучно, он имеет успех и счастлив. Оказывается, для моего благополучия нужно, чтобы у него не было благополучия! Где-то внутри гнездится мысль, что мое настроение может на время улучшиться, если о неучтенных доходах этого человека узнают в налоговой полиции. Мне трудно признать существование в себе описанных выше низменных наклонностей. Во мне включается адвокат Дьявола, который доказывает мне, что все это я делаю ради блага этого человека, которого следует наставить на путь истинный, иначе он плохо кончит. "На самом деле, • включается адвокат Дьявола, - ведь если сегодня я его не выведу на чистую воду, он завтра утаит еще больше доходов, чем сегодня. Я его спасаю от тюрьмы! Лучше его спасти, своевременно остановив". На жаргоне психологов этот адвокат именуется "механизмы психической защиты", которые оправдывают плохие поступки благими намерениями. Я становлюсь инструментом зависти.

То, что зависть следует искоренить, и что это большое зло, было признано давно. Я для иллюстрации сошлюсь на высказывания святых отцов:

"Зависть - страсть несправедливая, потому что как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится –Св. Василий Великий".

"Не так моль и червь снедают дерево и волну – (шерсть), как горячка зависти снедает самые кости завистников и отравляет здравие души их ". -Св. Златоуст).

"Как зависть есть скорбь, то у завистливого столько скорбей и страданий, сколько у других различных благ и совершенств. Эта болезнь есть начало вечных скорбей, залогов бесконечных страданий. Диавол мучится такою мукою, и завистливые на земле могут ощущать и понимать, что такое мучения адские". -Св. Исаак Сирин).


Зависть и ненависть

Зависть легко трансформируется в ненависть. Во все времена государство всегда сдерживало зависть. Сталин, опираясь на учение о классовой борьбе с помощью законов "О комитетах бедноты", "О коллективизации" по сути объявил зависть хорошим, благородным, классовым и государственным чувством, которое следует культивировать. После этого для проведения коллективизации и уничтожения зажиточного и работящего крестьянства достаточно было решения сельского собрания о раскулачивании. НКВД при этом только координировало работу зависти. Зависть с помощью властей сделала свое черное дело уничтожения тех, кому завидуют.

Известно, что зависть усиливает гнев, который имеет много источников. Источники гнева и агрессии:

•блокирование и неудовлетворение моих желаний - фрустрация. Если мое желание быть первым не удовлетворяется, то возникает зависть тем, у которых эти желания удовлетворяются. Здесь к боли фрустрации присоединяется боль от зависти. Поэтому завистник сильнее страдает от фрустрации, чем не завистливый

•Гнев может возникать под влиянием восприятия благополучия моих врагов или тех, кого я не люблю. Этот гнев имеет тенденцию усиливаться от зависти.

•Гнев может возникать от восприятия неблагополучия тех, кого я люблю. Этот гнев стимулируется завистью к тем, чьи близкие более благополучны.

•Гнев и агрессия могут возникать также под влиянием эмоционального заражения. Если мои близкие испытывают вражду к моему другу, который, в отличие от меня имеет успех, то постепенно вражда заражает и меня. Атмосфера зависти возникает от завистливого окружения.

Каждый из этих четырех пунктов может быть стимулятором переживания зависти и ущемленной гордости. Логика чувств здесь проста. Мои желания блокированы, а желания другого удовлетворяются и он этим гордится. Если у другого его враги неблагополучны, а мои враги в хорошем состоянии, процветают, то моя зависть растет. Если мои любимые неблагополучны, а любимые другого - благополучны, то ничто не остановит моей зависти. Я описал формализованные отношения, порождающие зависть из источников гнева и читатель может оснастить их множеством примеров из жизни. Поэтому-то зависть и гнев настолько тесно связаны, что некоторые весьма проницательные мыслители рассматривали зависть как вид агрессии и гнева.


Зависть и завистник

Часто переживаемая эмоция, повторяясь, перерастает в черту характера. Обижающийся становится обидчивым, боящийся трусливым. Зависть, повторяясь, преобразуется в черту характера, в завистливость. Обладателя такой черты называют завистником. О нем говорят: "Это завистливый человек".

Если зависть - зло, то, для искоренения зла нужно в людях изживать эту черту завистливости. Для этого надо знать, как эта черта зарождается и укрепляется в характере человека. Если мы согласились с тем, что зависть возникла в результате длительной духовной эволюции человека, то следует задаться вопросом, по каким признакам происходил отбор, в результате которого возникла такая вредная вещь, как зависть.

Функция зависти - создать конкуренцию между людьми в достижении высших ценностей. Гордость дополняет зависть. Если человек достиг состояния, когда он может гордиться, он временно избавляется от зависти. Избавляясь от зависти человек движется в направлении высших ценностей как бык, который тянет плуг и пашет землю, чтобы не получать удары бича от пахаря. Человек в этом случае отличается от быка тем, что удары бича заменены завистью, и внедрены в его бессознательное, то есть поставлены "на автомат".

Если удалось внедрить в другого человека такие характеристики, как "я умнее других", "я правдивее", "я щедрее", чем другой, то носящий в себе эти критерии, будет испытывать беспокойство и страдание, кто когда окажется не умнее, не правдивее, не щедрее других. Он будет испытывать зависть к тому, кто окажется умнее, богаче щедрее и т.д. С одной стороны это - плохо, а с другой зависть выступает в качестве автоматического социального стимулятора активности. Эмоция зависти способствует, таким образом, принудительной социализации человека, который под уколами зависти стремится к преобладанию над другими иногда в ущерб себе. Здесь возникают мысли по философии культуры.


Двойственность культуры

Если мы будем рассматривать культуру как множество программ, хранящихся в опыте сообщества и обеспечивающих жизнедеятельность, то будет очевидна двойственность культуры. С одной стороны культура обеспечивает за счет своих обобщенных программ жизнь и эффективность. А с другой она слепо принуждает каждого, кто разделяет ее ценности к определенному поведению. Всякий раз, когда человек отклоняется от культурных стереотипов, от ее требований, он автоматически получает наказание или стыдом, виной, или завистью. Причем культура - не личность, не существо, а просто набор программ, нечто безличное и бездушное. Она действует слепо, беспощадно, не взирая на лица, прошлые заслуги и индивидуальные особенности. В данном случае уколы зависти являются стимуляторами поведения, соответствующего ценностям данной культуры.


Другой человек как источник зависти

Человек не может испытывать зависть или гордиться в одиночку. Для этого ему нужен другой человек, да не всякий, а такой, которого он считал бы подобным и даже равным себе.

Зависть поддерживается окружением близких, которые хотят, чтобы я был всегда на высоте и лучше других, так как всякий раз, когда я в чем-либо хуже других, они испытывают неудовольствие, и оно передается мне. Они радуются, когда я превосхожу других и этим гордятся. Эта зависть и гордость передается мне. Потом образуется привычка к зависти и гордости.

Зависть - хорошее средство управления поведением. Мы уверены в том, что завистливый и гордый человек разобьется в лепешку, чтобы не уступить другому. Мы в большей степени управляемся гордостью и завистью, чем принято думать.


Как устроены зависть и гордость?

Если обида возникает от того, что другой ведет себя не так, как я привык ожидать от него, если вина возникает от того, что мое поведение рассогласовано с ожиданиями другого, с тем, каким он желает видеть меня, если стыд - рассогласование моего поведения с моей концепцией - Я, то «ведьма с красными глазами» по имени Зависть происходит от сравнения самого себя с другими.

Формулой гордости является "У меня лучше, чем у других, подобных мне!" Формула зависти - признание: "У меня хуже, чем у других», или «У них лучше, чем у меня!"

Ход мысли, порождающий зависть и гордость: "Здесь и теперь я должен во всем, делах, обладании, положении в обществе, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом преобладать над другими, подобными мне или в крайнем случае быть равным им." Таков императив, нарушение которого наказывается, в зависимости от обстоятельств, завистью и ущемленной гордостью. Роль сравнения в возбуждении зависти была известна давно. "Пока я в своем уме, я не сравниваю мою милую!" - писал древнеримский поэт. В результате сравнения возникают зависть и гордость, что побудило поэта квалифицировать это состояние как "быть не в своем уме".

Зависть порождается истолкованием успехов другого человека. К.Муздыбаев, ссылаясь на Аристотеля, пишет: «Завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого он сам является. Причина тут в том, что успехи и приобретения человека, с которым индивид сравнивает себя, указывают не только на его положение аутсайдера, но также выступают в его восприятии еще и в качестве укора ему».

Различают "белую" зависть, зависть без вражды, и "черную", которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, хотя он "такой же, как и я". Зависть считается эмоцией низменной.

Когда в группе, которая занималась саногенным мышлением, я задал вопрос: "Какая умственная операция делает возможной зависть?", то мои ученики без колебания ответили, что такой операцией является сравнение человека с человеком, точнее, сравнение себя с другим, но не с любым, а с "таким же, как я". Из этого сравнения могут возникнуть две эмоции: зависть, если оно неблагоприятно -"он такой же, как я, но у него лучше, чем у меня" -, и тщеславие, гордость, если наоборот- "он такой же, как я, но у меня лучше, чем у него".

Для возникновения эмоций гордости и зависти нужно, чтобы объектом сравнения было качество, которому придавалось значение. Все многообразие черт человека: его состояние, статус, способности, обладание, все то, с чем он идентифицирует себя, может быть предметом сравнения и соответственно стать источником зависти. Может быть жена любит его больше, чем меня моя жена, и дети его послушнее, и огород плодоносней, и даже, может быть, гены лучше, хотя он и подобен мне.

Идея равенства в зависти и гордости

Однако, не всякое сравнение порождает зависть. Чтобы испытать зависть, нужно разделять идею равенства: "Подобные мне равны мне!". Не буду же я завидовать богатству индийского магараджи или американского миллионера. Еще Аристотель отмечал, что «... люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: "родня умеет и завидовать". Но если богатым становится подобный мне, то возникает желание делать революцию.

Зависть не возникает в случае больших различий. Доходы миллиардера не вызывают зависти розничного торговца. Мелкий наемный убийца не завидует Тамерлану или Гиммлеру, которые могли одним словом за раз убить сотню человек по причине очень больших различий и в смещении во времени.

Для зависти нужно иметь социальную близость. Хозяин маленькой аптечки на вокзале не станет завидовать доходам Брынцалова, но зато он внимательно следит за успехами соседней аптеки.

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осуществляющиеся привычно, автоматически, бессознательно:

1. Акт восприятия или представления о некотором ценном качестве, свойственном себе и другому - черта личности, собственность, принадлежность, способность, мастерство и т.д.).

2. Умственный акт присваивания этому качеству ценности и значимости.

3. Акт отнесения другого человека к той же категории людей, что и сам человек. Создается представление о другом, как подобном мне, равному мне: "Он такой же, как я". Это представление запускает магический акт присваивания другому человеку неких признаков, якобы связанных с подобием со мной. Она проявляется в мыслительной установке на то, что, если он в чем то подобен мне, то он должен быть равен мне по всем иным признакам, способностям.

4. Акт сравнения и обнаружение рассогласования. В результате этого рассогласования возникает переживание зависти, если сравнение нс в мою пользу, а если наоборот результаты сравнения согласуются с ожиданиями, то возникает переживание гордости.

Если человек может осознать эти четыре умственных акта применительно к ситуации, в которой возникает зависть, то он может осознать свою эмоцию и соответственно ее контролировать. В наибольшей степени доступны для контроля второй и третий акт. Человек может защищаться от зависти путем корректировки значения, которое он присваивает признаку по схеме защитного психического механизма рационализации обесцениванием объекта. Он может также отказаться признавать другого подобным или равным себе, поскольку другой обнаруживает существенные различия в своих достижениях. В этом случае ему придется наделять объект зависти какими то существенными качествами, признать его, например, более одаренным, чем он думал или наделить его необыкновенной выносливостью и работоспособностью или хорошими привычками к труду. Православие радикально решает эту задачу зависти принятием себя меньше и хуже других, что весьма облегчается признанием огромной дистанции между собой и Богом. Врождённые задатки от Бога. Доказано, что если эти черты человека, задатки, врождены, то они оказывают ослабляющее влияние на зависть.

Однако страдание зависти может порождать не эффективные способы защиты. Например, у некоторых зависть порождает еще и злорадство: у меня плохо, но у него еще хуже, чем у меня!" Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых хуже, чем у меня. Однако такая призрачная гордость не разрешает проблемы этой плохой эмоции. При слабости мышления и неспособности иметь хорошую психическую защиту, то есть когда субъект не умеет «зализывать рану» и не знает, где она рана находится, то он ведет себя примитивно агрессивно. Если человек склонен столь низменным способом утолять гордость, то от пассивного злорадства он легко переходит к злодействию. Чтобы нейтрализовать страдание зависти и испытать удовольствие, он выбирает в качестве жертвы своей агрессии объект зависти и делает ему нечто, отчего ему становится плохо. Эта защита уже носит садистический характер: "чтобы я получил удовольствие, нужно, чтобы ему было плохо".


Почему мы сравниваем?

По привычке. Привычка сравнивать себя с другим человеком запускаемая мыслями или обстоятельствами и требует исполнения. Из одного и того же привычного акта сравнения извлекаются весьма различные эмоции: зависть, тщеславие, злорадство, гордость, самоутверждение. Если бы мы отказались от сравнения, тогда эти эмоции были бы убиты в зародыше. Но тогда мы уничтожат не только вред, но и потеряли бы всю пользу, получаемую из сравнения.

Этого не бывает по следующим причинам:

во-первых, сравнение чаще приятно. чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чувством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядовитых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает самоподкреплением, ибо само по себе может вызывать удовольствие,

во-вторых, сравнение привычно и оно автоматически; нас с малолетства сравнивали и сравнения необходим во многих ситуациях, когда решения и выбираем лучшее, осуществляется оценивали; акт мы принимаем

в-третьих, мы не понимаем и не задумываемся о последствиях акта сравнения. Мы не предвидим последствий сравнения, так как зависть или гордость возникают уже после акта сравнения, а не до него,

в-четвертых, общество побуждает нас к сравнению, ибо оно само через своих представителей постоянно нас сравнивает в семье, в школе, на работе. Поэтому сравнение становится привычным.

Человек затрудняется, а иногда вовсе не может воздержаться от сравнения по многим причинам. Сравнение является основной умственной операцией, посредством которой работает мышление и осуществляется познание. Все свойства объектов природы постигаются в сравнении. На результатах сравнения возникают и другие умственные действия: абстрагирование, обобщение, классификация, построение серий, оценка и др. Отказавшись полностью от сравнения, я потерял бы способность к мышлению.

Сравнение привычно, так как является движущей силой культуры, в которую каждый из нас вплетен бесчисленными нитями. С момента, как человек стал обмениваться продуктами своего груда уже в натуральном обмене, он должен был сравнивать количество своего труда, воплощенного в предметы обмена, а не только интересоваться своими потребностями, которые удовлетворяются приобретаемой вещью.

Современная культура черпает свою энергию из энергетических реакций людей на сравнение, которое приобретает глобальный характер; сравниваются даже любовь, красота и истина...


Развитие зависти и гордости

Состояние души другого человека проникает в меня через восприятие его выразительных движений, путем эмпатии, внутреннего чувства; сопереживание обусловлено также взаимодействием наших биополей. Настроение может передаваться непосредственно.

Всякий раз в детстве, когда у меня было хуже, чем у брата, сестры, когда их больше любили взрослые, у меня возникало переживание, которое именуется завистью. А когда у меня было лучше, чем у них - возникала гордость.

Зависть и гордость чувства, которые возбуждаются в школе путем социального сравнения, чем злоупотребляют учителя. С самого раннего возраста меня сравнивали с другими людьми мои родители, классифицировали врачи, воспитатели в детском саду. И быть объектом сравнения привычно. Известно, что ребенок устроен так, что он делает с другими то, что делали с ним самим. Если меня привычно сравнивали, то и я в ответ сравниваю привычно всех.

Привычка действует обобщенно, как инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. Поэтому-то я автоматически сравниваю всех: маму, друга, жену, возлюбленную, продукты своего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю исключения и для себя, генерируя зависть, тщеславие, гордость. Это превращает меня в подобие биоробота. Один из моих учеников сказал, что мы зомбированы на сравнение. Это превращает меня в подобие биоробота. Один из моих учеников сказал, что мы зомбированы на сравнение.


Гордость и зависть способствуют самосознанию

Сравнение сосредоточивает внимание на чертах, которые сравниваются и это совершенствует представление о чертах и соответственно представлению о самом себе и других. Если Ване сказали, что Петя аккуратный, то он без труда понимает, что означает- слово "аккуратный". Он аккуратный, то есть без напоминания собирает игрушки, они у него лежат на месте и его любят за это. Ваня сравнивает свое поведение с поведением Пети и находит различия, которые становятся ему понятными. Поскольку при этом он еще испытывает гордость, то эти представления закрепляются сильнее, чем если бы ему просто кто-то рассказывал, что такое аккуратность. Таким образом, понятие аккуратности, как и любая черта, постигается из сравнения. При этом происходит научение: благоприятный результат сравнения вызывает у взрослых действия одобрения, похвалы, являющимися для ребенка сильными эмоциональными подкреплениями восприятия результатов сравнения.

Акт сравнения обладает еще одним достоинством. Он любую черту поляризует на положительное и отрицательное: умный и глупый, аккуратный и неряха, добрый и злой и т.д. В результате сравнения человек оказывается в мире двойственности. Это облегчает ориентировку в социальной ситуации и повышает чувствительность к оценкам других. Игнорируя эти оценки, мы можем оказаться плохими, со всеми неприятными последствиями, так как плохих не любят. Таким образом, эмоция зависти способствует развитию самоуважения, улучшает регуляцию поведения, совершенствует его обратную связь.

Благодаря этим эмоциям человек может оценивать последствия своих поступков лучше, чем если бы его просто контролировали другие. Гордость является необходимым условием развития нормальной индивидуальности. Мы все должны пройти крез тиранию зависти и гордости.

Задача состоит в том, чтобы вырасти из своей гордости и зависти. Эти эмоции нужны для построения личности; а когда дом достроен - леса не нужны, они мешают. Так же зависть и гордость, сделавши свое дело, должны быть изжиты средствами саногенного мышления.


Желание превосходства побуждает к сравниванию

Неукротимое стремление сравнивать себя и других поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Общество награждает первенство, в какой бы сфере оно не возникало, о чем ярко свидетельствует книга рекордов Гиннеса. Враждебность, порождаемая соперничеством, поддерживает бдительность и постоянную оценку своих возможностей в борьбе за выживание в джунглях нашей культуры. Но здесь возникают и минусы.

Многие испытывают страх перед успехом, ибо он пробуждает зависть и враждебность со стороны других, вовлеченных в соперничество. В этих условиях как успех, так и неудача опасны. При неудаче меня сомнут, а при успехе объединятся в борьбе против меня. Отказ же от соперничества в условиях нашей культуры способствует комплексу неполноценности, когда человек отказывается признавать в себе даже имеющиеся у него положительные черты. Поэтому большинство склонны к гордости, поскольку она дает суррогат благополучия.


Уместность сравнения

Неуместные действия приводят к неудаче или даже к болезни. Например, неуместно сжавшийся сфинктер желчного протока приведет к желчной колике. Также и сравнение, оно должно быть уместным, иначе оно вместо ориентировки и уверенности порождает конфликт.

Вспоминается сказка о дурачке, который поступал неуместно:

увидев свадебную процессию, он начал горестно причитать, так как ему ранее строго указали, что нельзя веселиться перед процессией, которая в прошлый раз была похоронной. Неуместно сравнивать любимых, так как мы не можем их сменить, так как любим.

Сравнение и эмоциональная реакция на него приводит даже к членовредительству: женщина выложила крупную сумму денег за то, чтобы ее очаровательный курносый нос сделать римским, а эта гимнастка, стремясь испытать состояние гордости, а для этого надо сделать пируэт лучше, чем соперница, вывихнула себе шею и теперь почти обездвижена.

Гордясь, заведуя, злорадствуя, тщеславясь, мы участвуем в нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому познание этих эмоций всегда потребует ответа на вопрос: "По каким пунктам, признакам, свойствам сравниваю я себя с другими, лишая себя и других покоя, вовлекаясь в гонку, у которой нет финиша?" Только саногенное мышление может создать такой стиль рефлексии успеха-неудачи, что может эффективно нейтрализовать тиранию зависти и гордости.


Зависть - психическая энергия социального насилия

Зависть, портя отношения между близкими, выступает еще и разрушительной силой, энергетизирующей и направляющей насилие. Энергия функционеров, реализовавших процесс "раскулачивания", поддерживалась не только идеями социализма и "построения мира без эксплуататоров", а, скорее, завистью к тем, у которых дела обстояли лучше. Зависть мешает сейчас реформам намного сильнее, чем интересы бюрократии, боящейся потерять свои места. Идеи равенства поддерживаются завистью, одновременно порождая зависть.

Бесполезно, стремясь с помощью гонки за успехом устранить зависть, сохранить гордость, ибо они имеют одну основу: сравнение и равенство. Отказавшись от гордости я выпадаю из культуры. Как тут быть? Но об этом ниже.


Суммация эмоций

Зависть способна к накоплению энергии других эмоций. Если зависть сопровождается стыдом, виной, страхом, ревностью, ущемленной гордостью, попранием достоинства, то энергия этих эмоций сливается с доминирующей структурой переживания и все эти эмоции вследствие этой суммации переживаются как зависть, так как наше сознание центрировано. А присоединившиеся эмоции не переживаются, а только отдают свою энергию зависти, усиливая ее, так как она - центральная эмоция. Например, студент говорит: "Ведь я ему помогал списывать и давал шпаргалки, он знает хуже меня, а на экзамене он получил пять, а я - три!" В данном случае к зависти присоединяется чувство попранной справедливости, обиды и чувство неудачи.

Поэтому, чем эмоциональней человек, тем сильнее он переживает зависть, тем в большей степени ему необходимо саногенное мышление.


Многообразие зависти

Сколько социально ценных свойств или признаков в моей концепции Я, столько же и истоков порождения зависти; для этого нужна самая малость: сделать эти свойства предметом сравнения меня с другими. При сравнении обнаруживается рассогласование с идеей равенства, которая и порождает эмоцию. Если я считаю себя умным, правдивым, удачливым, щедрым, то всякий раз, когда другой умнее, удачливее, я переживаю зависть и если наоборот - гордость. Гордость сама по себе чревата болью. Ведь она ущемляется, когда другие злонамеренно не признают вашего превосходства, даже оно и есть.

Гордость чревата еще и последующим предрасположением к зависти: я склонен сравнивать, но ведь не всегда у меня будет лучше, чем у других. Каждый вид зависти протекает по-разному и имеет различный облик, и мы должны уметь, совершая интроспекцию, размыслить эту эмоцию в ее своеобразии.


Экзистенциальная зависть

Я - концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать предметом сравнения. Я завидую росту, богатству, внешней привлекательности, социальному положению родителей других. Если оволосение груди будет социально ценным, то буду завидовать любому более шерстистому субъекту.

Установка на зависть создается в детстве родителями: "У нашего Пети все лучше, чем у других детей!" Но поскольку у Пети не всегда бывает лучше, чем у других детей, то из этого благой установки родителей порождается зависть. Замечу попутно, что зависть и гордость стимулируется психологами, которые считают, что обязательно нужно повысить уровень самооценки человека. Как низкая, так и высокая самооценка в одинаковой мере стимулируют зависть и гордость. Важно скорее отказаться от сравнения, чем повышать самооценку и делать благоприятные условия для сравнения.

Чувство неполноценности родителей заставляет повышать у детей уровень самооценки, что делает детей завистливыми, поскольку они лишают их базового самоуважения. Прививая им высокую самооценку, они вырабатывает у ребенка экзистенциальный страх потерять высокую самооценку. Результат чаще всего получается обратным ожидаемому. Установка на зависть приводит к такому ходу мысли, который парализует активность: "У меня все равно хуже, чем у других, а сегодняшний успех - дело случая!"


Зависть и ревность

Ревность обычно рассматривается как самостоятельное чувство. На самом же деле ревность представляет собой вид зависти, когда меня любят меньше, чем другого или меня не любят, а любят другого. Ревность - это зависть в любовных отношениях людей. Зависть развивается в детстве, когда матери создают между детьми конкуренцию. Каин убил Авеля, потому что пришел к выводу, что Бог его больше любит, чем его. Когда говорят, что любовь спасет мир или сделает человека счастливым, забывают о ревности. Неравенство в любви порождает зависть, которая тем более свирепа, чем сильнее любовь и не может облагородиться и стать мягче под влиянием любви, так как этот род зависти порождается любовью и сама происходит от любви, не неся в себе никакого признака любви. Если отношения зависти нами сейчас определяются точно в терминах умственных операций, то ревность имеет много эмоциональных составляющих, которые затрудняют понимание. Поэтому ревность заслуживает того, чтобы исследовать ее как самостоятельное психическое образование. Однако вернемся к зависти.


Как размыслить зависть и гордость?

Анализируя зависть или гордость мы выделяем следующие умственные операции:

а) выбор значимого признака социального сравнения,

б) актуализация ожидаемой идеи равенства: "другой должен быть подобен мне, он такой же, как я",

в) суждение, оценка, создающая переживание рассогласования с идеей равенства. У него лучше или может быть хуже, чем у меня.

Три элемента эмоции налицо: ожидания, реальность, сравнение.


Размышление для ослабления зависти

1) Сравнение неуместно, ибо люди изначально неравны.

Каждый - уникален. Принимая себя уникальным, я тем самым принимаю таковыми и других; поскольку каждый уникален, то сравнение людей друг с другом неуместно. Признав эти положения я лишаю пищи зависти и гордости. "Если у него лучше, то для этого есть основания; эти основания не обязательно плохие: много работает? более удачлив? У него больше способностей? А может быть у него хороший гороскоп?"

2) Отстранение от сравнения

Наблюдая акт сравнения, я отделяю его от себя. Ведь не все дела мы делаем с полной включенностью. Отнесись так и к акту сравнения. Тогда результаты сравнения меня не будут трогать. Здесь действует психологический закон созерцание самого умственного акта приводит к отстранению от него. Для нас таким актом является сравнение.

3) Отказаться сравнивать несравнимое.

Вот три хода мысли, которые делают невозможным возникновение зависти. Продолжим саногенное рассуждение.

Отдельный индивидуум имеет бесчисленное число признаков. Он - живое существо и его невозможно сравнить с другим существом по каждому из признаков. А для каждого акта сравнения выделяется только один признак. Любой признак в уме предстает как абстракция, как некоторое информационное образование. Неуместность этого акта очевидна: сравнивается целостное живое существо с неким шаблоном для сравнения. Это уже понимали древние греки, которые отразили недопустимость сравнения в мифе о разбойнике Прокрусте, который любил укладывать усталого путника в ложе. Но вместо отдыха получалась пытка: рослому гостю он отрубал ноги, а малорослому растягивал тело до длины ложа.

Любимых не сравнивают. Сравнивают там, где намерены манипулировать другими людьми, в гражданских, а не любовных отношениях. Сравнивать любимых - разбойничать по примеру Прокруста.


Чтобы убрать зависть, надо перестать гордиться

Привычка сравнивать поддерживается тем удовольствием, которое мы получаем, когда результаты сравнения утоляют нашу гордость. Если у меня в чем-то лучше, я горжусь. Но гордость гордости рознь. Я могу гордиться, наслаждаясь завистью ко мне других, у которых хуже, чем у меня. Эта гордость нездоровая, разъединяющая людей. Но можно гордиться саногенно. Гордись превосходством над твоими же прошлыми успехами. Гордись, размышляя о том, как устроена твоя гордость, зная цену своей гордости. Гордись для поддержания культурного шаблона. Размысливай свою гордость по схеме зависти: предмет сравнения, идея равенства, благоприятный результат сравнения.

Бесстрастно относись к результату сравнения. Изживай привычку к сравнению. Сравнивай сознательно, чтобы не получалось так, что твое бессознательное без твоего ведома тебя же и сравнивает. Отделяй от себя гордость, и она потеряет свою силу. Относись к своей гордости снисходительно: инфантильное удовольствие, реминисценция детства, усиленная делами взрослых.

Культивируй смирение: "У меня лучше чем у другого - я разыгрываю гордость, чтобы не шокировать других. Ведь они хотят радоваться моему успеху. Я горжусь как-будто. У меня хуже чем у других, хотя я отказался сравнивать, но сравнивают другие и мне приходится разыгрывать зависть. Я завидую как-будто. Я наблюдаю как меня "завидует" привычка к сравнению; я наблюдаю, как эта привычка к сравнению "делает меня гордым".

Выработав установку на разыгрывание "Как будто", относительно моей зависти и гордости, я подчиняю их себе.


Аутопсихоанализ гордости и зависти

Вы ознакомились с общими характеристиками зависли и гордости. Теперь несколько советов о том, как размышлять о своей зависти и гордости. Заведите дневник для самоанализа, в котором будут отражаться акты саногенного мышления гордости и зависти. Любые акты, повторяясь, становятся привычками. Умственные акты - не исключение.

Напоминаю общую схему типовой гордости. Сила вашей гордости удвоенно проявляется в силе вашей зависти. Чтобы осознать структуру этих эмоций, вам придется осознавать те ваши умственные действия, возникающие в типичных обстоятельствах и порождающих переживания гордости и зависти, описать соответствующие ситуации.

Вернитесь в воображении в ситуацию, когда вы гордились.

Укажите признак или качество вашей личности или поведения, наличие или избыток которых по сравнению с другими способствуют вашей гордости. Опишите это качество. Может быть это индивидуальные ценные качества, способности, профессиональное поведение, обладание чем-либо, свойства близких людей, качество и статус семьи, принадлежность к определенной категории людей, к закрытой группе, к сообществу и т.п. Если вы это будете делать достаточно часто, то вы придете к полному осознанию того, что поддерживает ваше самоуважение и достоинство, «у меня не хуже, чем у других!», за которыми скрывается ваша гордость, «У меня лучше, чем у других!». Она обнаруживается сразу же, как произойдет акт сравнения этих ваших качеств у себя и у других людей из вашего окружения.

Ловите себя на том, что вам хочется совершить этот акт сравнения, так как результат его вам приятен. Пронаблюдайте, как вроде непроизвольно блуждает ваш ум, ища благоприятные сравнения. Посмотрите на себя, когда вы в общении ведете речь о тех качествах и обстоятельствах, когда сравнение в вашу пользу. Опишите это подробно и объективно в вашем дневнике.

Эти объекты сравнения превращаются в источник зависти, если сравнение окажется не в вашу пользу. Вы убедитесь в том, что механика работы вашего ума одинакова как при выработке гордости, так и при выработке зависти. Разница только в результате сравнения. Но этот результат вас поворачивает на сто восемьдесят градусов: вы уже избегаете случаев и обстоятельств, когда сравнение не в вашу пользу. А если не можете устранить мысль об этом сравнении, то боль зависти стирает ваше благодушие и вы становитесь агрессивным и превращаете объект зависти в жертву вашей неприязни и критики. Это прекрасный материал для самоанализа и ваш дневник может превратиться в лекарство, с помощью которого вы «зализываете раны» нанесенные сравнением. Ловите себя на том, как зарождается боль зависти из этого акта сравнения, как вы уходите из ситуации, так как результат сравнения вам неприятен. Пронаблюдайте, как вроде непроизвольно блуждает ваш ум, ища повод для критики того, гордость которого усиливает вашу зависть. Посмотрите на себя, какие аргументы вы приводите в оправдание того, что у вас сейчас хуже, чем у другого. Опишите это подробно и объективно в вашем дневнике. Прочитайте мою книгу об искусстве ведения дневника. (Ю.М.Орлов. Исцеление философией. - М., "Импринт-Гольфстрим"). Это позволит вам вести дневник более эффективно и с большой пользой для себя. Саногенное мышление продлит вашу жизнь. Доказано, что завистники и гордецы чаще оказываются в эмоциональном стрессе, которые истощает защитные силы организма. Если же вы сможете контролировать эти эмоции, то станете более благополучным.


Содержание

О зависти и гордости

Функции зависти и гордости

Зависть и ненависть

Зависть и завистник

Двойственность культуры

Другой человек как источник зависти

Как устроены зависть и гордость?

Идея равенства в зависти и гордости

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

Почему мы сравниваем?

Развитие зависти и гордости

Гордость и зависть способствуют самосознанию

Желание превосходства побуждает к сравниванию

Уместность сравнения

Зависть - психическая энергия социального насилия

Суммация эмоций

Многообразие зависти

Экзистенциальная зависть

Зависть и ревность

Как размыслить зависть и гордость?

Аутопсихоанализ гордости и зависти




Скачать 324,06 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер324,06 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх