Содержание учебной программы Идеология Мероприятия Список фильмов Видеоролики icon

Содержание учебной программы Идеология Мероприятия Список фильмов Видеоролики


Смотрите также:
Политическая идеология...
Тема: Идеология: генезис и содержание...
Содержание программы «Защита окружающей среды» 3 Список рекомендуемой литературы 8...
Рабочая программа учебной дисциплины очная и заочная формы обучения Лист-вкладка «Список...
Учебно тематический план 4 Содержание учебной программы 5 Список литературы (для учителя) 8...
Технология массового мероприятия...
О фильме “Огонь, вода и медные трубы”...
Содержание программы 7 Основные мероприятия по программе «Внимание, поиск!»...
Структура рабочей программы Механизм разработки и утверждения рабочей программы учебной...
Как видно из содержания рабочей учебной программы...
Репертуар кавер группы «Retro-band Holiday»...
Задачи умк: дать общую характеристику документов и материалов...



Загрузка...
скачать
Гармония, Единение, Любовь, Искренность, Оптимизм, Свобода

 ГЕЛИОС

Новости - На главную страницу - Содержание учебной программы - Идеология - Мероприятия

- Список фильмов - ВидеороликиКомпакт-диски - Рецензия на курс по идеологии



 

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

   

Кафедра философии и методологии университетского образования

 

  

РЕФЕРАТ

 

Государственная идеология РБ
в контексте синергетического и инновационного подхода



Выполнил Панчишин Николай Васильевич,

Слушатель курса лекций по «Основам идеологии белорусского государства
в условиях инновационной деятельности


^ Минск, январь, 2008 г.

 

  

Оглавление

Введение 2

Любовь как основа государственного строительства 2

^ Ноосфера и синергетика в современной идеологической парадигме 5

Порядок, хаос, самоорганизация 6

Национальная идея, тезисы 7

Духовный контекст современной идеологической парадигмы 9

^ Принцип инновационной парадигмы 11

Основные предложения по курсу идеологии 14

В завершение 16

Литература 16

 

 


Введение


^ Мир земной как тупик на пути:
или вознесение или разрушение.


Е. Рерих

Мы живем в сложном, динамично изменяющемся мире. Эта фраза знакома каждому грамотному человеку, но понятен ли всем ее внутренний смысл? Занимаясь разработкой курса «Основы идеологии белорусского государства», приходится сталкиваться с этой проблемой в ее совершенно конкретных, осязаемых формах. Смысл и задачи этого курса, на мой взгляд, должны передать нашему обществу и обучающейся молодежи основную идею и идеал, к которому нужно стремиться. Главная задача курса по идеологии – вдохновить людей на новые высокие цели, ввести в их жизнь новые понятия и дать возможность обрести устойчивость в меняющемся мире. Можно ли это сделать в рамках обычного учебного курса, можно ли влить в старые меха отживающих учебных форм новую идею, новый идеал и новую идеологию? Это один из основных вопросов, на который нужно найти ответ. Ведь общество без новой идеи и нового смысла погибнет, раздавленное суетой и спешкой, раздавленное формализмом и сухостью форм, раздавленное равнодушием и эгоизмом.

Читать курс лекций по идеологии и изучать все связанные с ней вопросы нужно очень бережно, с любовью в душе, ибо ткань новой идеи и нового смысла может легко порваться под напором суеты и фальши и превратиться в псевдоидеологию, т.е. политизированные наукоподобные рассуждения о второстепенных вещах, не нужных ни обществу, ни человеку. Идеологию можно пересыпать замысловатыми терминами, снабдить научными определениями и разукрасить многочисленными цитатами, неспособными, увы, согреть своим теплом ни одного человека, потому что они никак не связаны с нашей конкретной, земной жизнью и не идут от сердца. И тогда мы не сможем ответить на главный, на самый главный вопрос: ради чего мы создаем этот курс? Ради чего мы прилагаем столько усилий, чтобы включить его в программы вузов? Ради чего жертвуем своим временем? Чтобы приходить на лекции и готовиться к зачетам? Зачем и кому все это нужно? Не ответив на этот вопрос, не видя перед собой четкую цель, мы лишаемся главного в своем изучении, лишаемся смысла. И только тот человек или та группа людей, которые сумеют остаться честными и естественными в своем понимании этих вопросов, смогут зажечь факел надежды в глубине идеологической ночи. 

Идеология, как и любое явление на Земле, имеет два аспекта - положительный и отрицательный. С одной стороны, это метод и способ, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. А для этого сейчас в мире разработан богатый арсенал политтехнологий и PR компаний в СМИ. Но это - лишь ее отрицательный аспект. Положительный аспект идеологии - это умение увидеть тот общий идеал гармоничного и духовно богатого общества, в котором мы все так нуждаемся и без которого ни один народ в мире не сможет развиваться дальше.  Правильно понятая идеология похожа на росток надежды, который пробивается сейчас и будет пробиваться всегда через твердый асфальт вечно спешащей цивилизации.  И чтобы увидеть этот росток и оценить его красоту, каждому из нас необходимо снова и снова вернуться к сокровенной сути своей собственной жизни, увидеть в ней смысл и поделиться им с окружающим миром. И этот индивидуальный смысл, соединенный в одно общее поле, и создает общий смысл всего народа, белорусского, русского или украинского, или любого другого народа в мире. Этот общий смысл жизни народа и есть его идеология. И разве сейчас не жизненно важно вновь обрести и понять его? Разве нам не нужно найти ориентиры дальнейшего пути? Разве об этом не стоит задуматься?

Идеология – это идея, и идеология – это идеал, идеал новой жизни и нового смысла, новой правды о самом себе и о том пути, по которому нам нужно пройти всем вместе. Идеология – это поиск истины, найдя которую мы станем свободными. Это признание того, что другой, иначе думающий человек, тоже может быть по-своему прав. Это умение увидеть истину в безмерно малом и безмерно великом. Это искусство превращения человека в Человека.
^

Любовь как основа государственного строительства


Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.

^ Ральф Эмерсон

Все, что происходит в мире, имеет своим истоком энергию Любви. Ни одно государственное строительство, ни одна научная концепция не будет эффективной без выполнения этого условия.  Блеск научного интеллекта и отладка государственного аппарата никогда не заменят тепло любящего сердца. Люди, как и само государство, погибают не из-за недостатка научных концепций, а из-за недостатка любви. Таким образом, основной задачей и основным приоритетом государственного строительства Республики Беларусь может стать построение нового общества на основе этого наиболее важного, на наш взгляд, человеческого чувства.

Можно ли разработать и научно обосновать концепцию государственного управления, ставящего перед собой приоритетной задачей не рост материального благосостояния, а рост любви в душах людей и какова будет суть этой концепции? Именно этот вопрос и представляется нам наиболее интересным и перспективным для изучения. В этом отношении ценными, на наш взгляд, являются синергетические социальные модели известного американского психолога и философа Абрахама Маслоу. Широкий анализ социологических данных в его работе позволяет сделать вывод: общества явно неагрессивные имеют социальное устройство, при котором индивидуум одними и теми же действиями и в одно и то же время служит как своим собственным интересам, так и интересам остальных членов общества. Подобную общественную модель Абрахам Маслоу назвал обществом высокого социального синергетизма. Этот тип общества способствует взаимной выгоде и творческому раскрытию всех его членов и приоритету творческих (духовных) ценностей над материальными.  Высоким синергетизмом обладают те общества, социальные институты которых организованы так, чтобы преодолевать полярность между эгоизмом и альтруизмом людей, избавить людей от страха и организовать работу всего общества таким образом, чтобы человек, добиваясь своих индивидуальных целей, одновременно служил интересам всего общества, причем делал это добровольно, а не принудительно. Проще говоря, если в обществе не на словах, а на деле вознаграждается добро – это общество высокого синергетизма. Одна из характерных особенностей обществ и социальных технологий высокого синергетизма заключается в том, что эти технологии высоко экологичны и берут в качестве модели божественные законы окружающей нас Природы. Философской основой этой социальной системы могут служить принципы философии синтеза, во многом совпадающие с принципами философии Нью Эйдж.

Модель рыночной экономики, построенная на принципе «человек человеку – волк», должна быть заменена «моделью земляничной поляны»: когда корни всех отдельных растений связаны в единую систему, и если одно растение ощущает недостаток в чем-либо, остальные тут же восполняют этот недостаток.

^ Алексей Яковцев

В обществе с низким синергетизмом, напротив, индивидуум, добившийся выгоды, берет верх над остальными членами общества и добивается преимуществ за счет менее сноровистых и менее эгоистичных соплеменников. Классическую модель подобного социального развития представляет собой рыночная экономическая система, которая в настоящий момент выдвигается в качестве одного из приоритетных направлений государственного строительства. Именно эта модель социального устройства, на наш взгляд, ведет к перманентной конкуренции всех членов общества друг с другом и к процветанию корыстных и личных интересов на всех этажах власти. Все социальное устройство, все институты и законы низко синергетичных обществ (в первую очередь обществ, построенных на рыночных отношениях), обеспечивают такое положение вещей, при котором богатый становится еще более богатым, удачливый не обязан делиться с менее удачливым и направляет все свои усилия не на общее благо, а на личное обогащение, соответственно, бедный становится еще более бедным и т.д. Этот стихийный закон социального развития иначе как законом джунглей назвать трудно. И один из самых главных недостатков обществ подобного типа заключается в том, что повышение уровня материального благосостояния всех его членов неизбежно понижают уровень любви в отношениях людей между собой («А еще, по причине умножения беззаконий, в людях охладеет любовь»), делая общую атмосферу в обществе гнетущей, подозрительной и враждебной. Мы хорошо видим последствия этого курса реформ по увеличению количества преступлений и нарушений в обществе и, косвенно, по усилению предупреждающих правоохранительных реклам в метро, которые, в конечном счете, лишь усиливают атмосферу недоверия и враждебности. Кроме того, низко синергетические модели развития разрушают не только общество и людей, но и мир природы вокруг нас. Сопоставление этих двух противоположных моделей развития приводятся в схеме ниже.
^
Характерные черты обществ высокого и низкого социального синергетизма
 

Общество низкого синергетизма

(парадигма уходящего мира)

^ Общество высокого синергетизма

(парадигма нового мира)

Выигрывающие и проигрывающие

Нет проигравших – каждый выигрывает (Выигрыш-Выигрыш)

Соперничество и  столкновение – Конфликт

Со-трудничество и Внутреннее сотрудничество – Мир

Решения, которые создают дополнительные Проблемы

Решения, которые создают возможности еще больших Решений

Догматичные идеи, убеждения, структуры

Гибкие идеи, убеждения, структуры

Контроль, наказание и штрафы

Взаимная поддержка и польза

Правила и Регулирование

Учительство и Помощь (нужно видеть своего учителя в каждом)

Бессознательное создание индивидуальной реальности (пространства)

Сознательное строительство индивидуальной реальности и коллективного будущего

Подавление / жертвы; лишение возможностей

Самораскрытие (жизнь по тем законам, которые человек создает для себя сам), Взаимное раскрытие

Границы и барьеры, Ограничения

Свобода, Самоопределение, Ощущение Единства

Паразитизм и взаимоуничтожение (брать и не отдавать)

Симбиоз, Взаимодополнение, (осознание и применение простой истины: чтобы что-то получить, сперва нужно отдать)

Борьба, печаль, боль и страх

Чистота Сознания, Радость, Естественность, Игра, Экстаз и Юмор

Зависимость, взаимная зависимость

Независимость и взаимное освобождение

Защита себя через конфликт

Кооперация, Принятие противоположной точки зрения как подварианта собственного решения, Соглашение и Отдача

Скрытные, нечестные, разрушительные отношения

Открытые, честные, продуктивные отношения

Дефициты и излишки

Обеспечение каждого члена сообщества всем ему необходимым в достаточном количестве

Дорога вынужденных обязательств – боль и страдания

Дорога восторга – радость и реализация. Совместный Путь в следующее измерение, как очередной этап эволюции

Распад, разделение, дезинтеграция, деградация цивилизации

Интеграция, Связь, Объединение, переход на более высокий качественный уровень развития

Проживание в прошлом, страх перед будущим

Жизнь в моменте «сейчас» и устремление в будущее

Любовь с условиями и требованиями

Безусловная, отдающая, созидающая любовь

Дисгармония – Завоевание (разрушение) Природы

Гармония – жизнь в единении с Природой

  
^

Ноосфера и синергетика в современной идеологической парадигме


Способность к синтезу определяется не количеством знаний,
а умением объединить ум и Сердце.


Король Наталья

Как же можно обрести этот идеал и прийти к нему? Прежде всего нужно понять, что представляет сам процесс развития современного общества. Разработки многих ученых, прежде всего российских, говорят о естественной триаде любого эволюционного процесса, - порядок, хаос, самоорганизация. Наш мир вовсе не линейная, привычная всем прямая, это сложная многомерная структура, внутреннюю суть которой мы только начинаем постигать.

Современный мир характеризуется последовательным продвижением в сторону взаимосвязи, причем взаимосвязи голографической. Что это значит? Это значит, что все части этого мира настолько взаимообусловлены, что изменение одной небольшой составляющей вызывает изменение целого. Т.е. изменение небольшого коллектива (например, группы студентов) или даже отдельного человека вызывает процесс спонтанных изменений во всем окружающем мире. Получается своего рода матрица, каждая часть которой воздействует одна на другую и на целое. Это особенно актуально в контексте работы СМИ. Даже небольшая порция правильно дозированной и направленной информации может вызвать большие изменения во всем обществе. Даже обычный, но искренний призыв политического лидера может сыграть большую роль в обществе, чем работа многих научно-исследовательских институтов. Главное, чтобы этот импульс, эти слова и призывы были искренни и шли от сердца. Именно дефицит сердечного тепла, любви, нежности и составляет главную проблему современного мира.

В настоящее время общество, человечество является одной из наиболее сложных самоорганизующихся систем. Необходимость рассмотрения человечества как единой системы признается сегодня большинством демографов и социологов. Однако системное поведение было свойственно человечеству практически с момента возникновения. Это подтверждается тем фактом, что закон роста населения Земли оставался неизменным в течение миллионов лет, а отклонения от него были кратковременны и невелики. Социальные, экологические, демографические исследования показывают, что человечество вступило сейчас в период глобального кризиса. Рост населения Земли происходит в рутинном режиме с обострением, причем момент обострения оценивается примерно 2025 годом. Это означает, что закон роста должен неизбежно смениться новым законом в течение ближайших десятилетий.

Экологические, энергетические, экономические, социальные, политические кризисы, наблюдаемые сейчас в мире - это разные проявления всеобщего глобального кризиса, связанного, в частности, со сверхбыстрым ростом человечества в преддверии момента обострения. Поэтому сейчас как никогда стоит вопрос о постановке и решении глобальных проблем, порожденных кризисом.

Человек находится в состоянии смятения перед феноменом сложного. Как ориентироваться в современном сложном и нестабильном мире? Как понять границы предсказуемости и принципиальной непредсказуемости сложных систем? Какова природа сложного и каковы законы его развития? Ситуация ожиданий и забот сегодняшнего времени затрагивает каждого из нас. Как вывести общество из тисков социального кризиса и поставить его на путь цивилизованного прогресса? Каковы условия быстрого экономическо

^ Откуда известно, что почитание мудрости является основой управления государством?

Отвечаю: если благородные и мудрые управляют глупыми и низкими, то царит порядок. Если же глупые и низкие управляют благородными и мудрыми, то будет смута. Благодаря этому знаем, что почитание мудрости есть основа управления страной. Поэтому древние совершенномудрые ванны высоко ценили почитание мудрости, назначали на должность способных, не создавали группировок из родственников, не питали благосклонности к знатным и богатым, не испытывали пристрастия к внешней красоте. Мудрого человека выдвигали, делали богатым и знатным, назначали начальником департамента. Если человек оказывался неспособным, то на него ван смотрел косо и удалял его, делал его бедным и незнатным, ставил его слугой. Благодаря этому мудрых в государстве становилось все больше, а неспособных и плохих людей – все меньше. Поступать таким образом – значит почитать мудрость.

^ Мо-цзы (III-II вв. до н.э.)

го роста? Как избежать нависших над человечеством катастроф, угрожающих самому его существованию?

Одним из ответов на этот вопрос является современная ноосферная и синергетическая научная модель мира. Большое количество российских ученых выдвигают ноосферную модель как наиболее правильную и системную философскую парадигму современного мира. Суть этой модели заключается в сближении религиозных понятий «Бог», «Господь», «Саваоф» и т.д. с самим понятием «ноосфера», т.е. сфера разума. Надо заметить, что первые христиане именно в этом аспекте понимали плерому, единую и гармоничную Цельность Всего, то же самое можно сказать и про буддистскую Нирвану. Таким образом, прокладывается мостик от науки к религии и возможность свести в единое целое ранее разрозненные компоненты нашей жизни - науку и религию. От конфликта в этом случае мы переходим ко взаимодополнению. С этой точки зрения религия выступает в качестве инструмента духовного постижения мира, а наука – ментального, и тот и другой подходы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. И оба они должны быть представлены в современной идеологической модели мира и, соответственно, в современном курсе по идеологии. Причем развитие интуитивных, интеграционных качеств мышления, развитие интуиции и внутренней духовности является, возможно, основным критерием успешности преподаваемого курса.
^

Порядок, хаос, самоорганизация


«Путь породил Одно, Одно стало Двумя,

 Два стало Тремя, Три – всем остальным».

Дао Дэ Цзин, Лао Цзы

Но вернемся к науке. Я не хочу загромождать этот реферат своими размышлениями на тему глобальных проблем человечества и синергетизма социальных систем, эта тема широко и досконально разработана (особенно хочется упомянуть в этом контексте кафедру социологии и политологии Московского государственного универститета культуры и искусства, в частности, труды Аванесова Ю.М., который занимается общей теорией социокультурных изменений в современном мире), тем не менее, не могу не привести одну ключевую идею разработок этой кафедры. Эта идея, на мой взгляд, весьма актуальна для белорусского общества. Ее суть заключается в следующем: порядок (диктатура) обязательно сменяется фазой хаоса, причем степень хаоса прямо пропорциональна степени жесткости диктатуры, а хаос, в свою очередь, снова порождает диктатуру. Это в инволюционном случае развития. В эволюционном варианте последовательном меняющие друг друга хаос и диктатура переходят в качественно новое состояние системы - синергетический этап развития общества, который, в некотором смысле, можно отождествить с обсуждаемой сейчас концепцией гражданского общества.

Схематично это выглядит так:

Порядок 1       

Хаос       

Порядок 2

Организация       

Дезорганизация       

Самоорганизация

Синергетизм       

Бифуркация       

Сингармонизм

Если порядок обозначить буквой N, переход а новый порядок N', то получается, такая схема:

N '

Причем N' – это и есть качественно новое состояние общества. На первых порах система самоорганизации прогрессивна и позволяет внутренним энергиям системы свободно циркулировать внутри нее. И это и есть главная цель политических и социальных реформ. В дальнейшем, если система закрывается, т.е. перестает давать ход творческому потенциалу социальной структуры, то автоматически вступают в игру силы разрушения, задача которых - смести все устаревшее с эволюционного пути. Волны социального и экономического хаоса вздымаются все выше и выше, разрушительные тенденции становятся все более очевидными и, в конечном счете, волна разрушений (будь то социальные революции или экологические бедствия, ибо все эти процессы взаимосвязаны) прокатывается по территории отдельной страны и даже всей планеты. Именно эта ситуация надвигается сейчас на нашу страну и на всю планету. Проблемы терроризма и преступности, болезни людей и природы, социальные и личные конфликты - все это признаки глубокого кризиса системы, которая должна перейти на качественно новый уровень. Именно не повторить старый, а перейти на качественно новый – в этом суть того философского и идеологического вызова, который поставило перед нами время.

Идеология как наука может помочь нам лучше понять общие принципы работы этой системы и, опираясь на них, построить новое будущее. Ключевым понятием в этом построении будущего общества будет понятие природосообразности и самоорганизации социальной системы. Именно в эту сторону идут изменения всего современного мира. И именно этими подходами занимается синергетика. Соответственно, этот подход может послужить основным идеологическим фоном современной концепции социального развития. Причем эти процессы проявляют себя в разных сферах, в частности, в сфере образования. И разработка всего курса по идеологии должна вестись с учетом этого явления.

В результате курса мы должны сформировать образ идеальной Беларуси, такой, какой она должна быть для того, чтобы все ее жители были счастливы, и наметить механизм мероприятий в духовном, политическом и экономическом ракурсе, которые бы помогли этот идеал воплотить в жизнь. Важно помнить, что любая, даже самая прекрасная, идея, превращённая в догму, приводит к трагедиям. Только та идеология, которая предоставляет людям право выбора и поиска своего взгляда на мир, может быть безопасной и прогрессивной. Курс по идеологии должен стать путеводным ориентиром, включающим в себя лучшие достижения философской и социальной мысли. Такой курс, несомненно, вызовет большой интерес у слушателей и принесет большую пользу всему обществу.
^

Национальная идея, тезисы


Лучший способ предсказать будущее – создать его.

Ален

О национальной идее было сказано очень много. В то же время ни один лозунг и ни одно определение, которые предлагаются в учебниках по идеологии, пока не сыграли доминирующую роль в становлении белорусского общества. Причин, на мой взгляд, здесь несколько. Одна из самых главных заключается в том, что разработка курса по идеологии опирается на научные концепции, т.е. на ментальные конструкции, а человек воспринимает мир и откликается прежде всего на эмоционально-чувственную и духовную сферы.  Т.е. национальную идею надо искать в духе, а не в интеллекте. А это принципиальная разница! Во-вторых, те научные разработки и авторы, которые приводятся в учебниках по идеологии, несут отпечаток западной ментальности, описывающей, а не создающей окружающую нас реальность. Духовные авторы и лидеры философской мысли Востока, такие как Ауробиндо, Кришнамурти, Ошо, Бейли и другие вообще не упоминаются в книгах по идеологии, хотя, на мой взгляд, именно их работы могут сыграть очень важную роль в становлении национальной идеи в Беларуси. Национальная идея, на мой взгляд, должна не столько исследовать прошлое, сколько показывать будущее. Т.е. это должен быть понятный всем, яркий и светлый идеал, к которому идет наше общество в потоке эволюционных процессов на всей планете.

В этом контексте моя формулировка национальной идеи схематично выглядит следующим образом:



Суть этой диаграммы заключается в том, что все корни и вся специфика белорусской истории, ее географическое положение, особенности ее менталитета выдвигают основную глобальную задачу, стоящую перед нашим народом: соединить в одно гармоничное Целое лучшие достижения Запада и Востока. Одна из интересных черт славянского человека заключается в умении непротиворечиво связать противоположности, соединяя, а не разрушая и ту, и другую стороны.

Западные технологии и развитая научная база могут легко дополниться восточным мистицизмом и приоритетом духовного над материальным; ощущение извечно счастливого социального мира в Соборности (концепция Хомякова) опереться на научные исследования современных социологов; интуитивное ощущение божественной энергии внутри себя может помочь руководителям найти правильный путь в хаосе клубящихся проблем, а умение интуитивно мыслить помогает нашим программистам завоевывать первые места в международных олимпиадах. Беларусь всегда была религиозно терпимой страной, она всегда относилась с уважением к духовному пути разных конфессий и ставила духовные приоритеты выше материальных. Все это выделяет ее из круга остальных стран и создает благоприятные предпосылки для подобного синтеза. И если эту задачу поставить на национальный уровень, то она и станет, на мой взгляд, национальной идеей нашего народа, тем маяком, к которому мы можем придти. Беларусь - это единственная страна на планете, которая в состоянии взяться за подобную задачу. Именно поэтому бессмысленно и нелепо пересаживать западные или восточные модели на белорусскую почву. Беларусь может сама создать новое, то, чего еще никогда не было в обозримой нам истории. Но эти задачи должны быть четко очерчены и понятно объяснены всем людям. И решить их можно, разумеется, только в условиях социально справедливого общества. Рынок как стихия уничтожает все духовные приоритеты, сталкивая общество в борьбу животного эгоизма. Сдержать эту тенденцию и противопоставить ему духовную красоту, всячески развивая человеческую свободу и творчество, - вот задача, которая стоит перед всем управляющим аппаратом нашей страны.

Разумеется, Россия тоже, в глобальном масштабе, может выполнить подобный синтез, но масштабы там неизмеримо больше и, соответственно, более трудны для координации. Именно поэтому Беларусь может послужить стартовой площадкой этого процесса. Рождение нового человека на планете - это и есть самый главный, самый острый, самый неотложный императив нашего времени. И я могу смело утверждать, что такой человек может и уже рождается в Беларуси. Человек должен стать Сверх-Человеком, но не в том ницшеанском стиле, где арийская раса уничтожает все остальные примитивные расы, а том, чисто славянском, жертвенном духе, о котором писал Достоевский, когда более силен тот, кто более велик духом, кто умеет жертвовать во имя ближнего. Славяне всегда славились этими качествами и, как справедливо описал это Даниил Андреев в «Розе Мира», славянский этнос не случайно занял такие огромные территории, и не случайно сотни тысяч духовных праведников насыщали духовный потенциал нашего народа в преддверии его исторической миссии. Та национальная сверхзадача, о которой я пишу, проходит фоном во многих книгах, в частности в «Розе Мира» Даниила Андреева. И суть национальной идеи заключается не в поисках исторического прошлого белорусского народа (там она никогда не будет найдена), а в постановке задачи для будущего. Национальная идея Беларуси – это идеал, понятный и ясный всем, к которому мы должны стремиться. Ярко обозначить его, вдохновить им людей и зажечь их на его реализацию – это и есть миссия национальной идеи. Но идея эта может быть только в духе и поэтому ни одна экономическая программа никогда не сможет стать «сущностным содержанием национальной идеи», как это было сказано в одном из учебников по идеологии, по той простой причине, что деньги и материальность, как бы они ни были необходимы, никогда не станут для белорусского народа национальным приоритетом. А если это и произойдет, то наш народ просуществует недолго.

Чтобы выполнить свою истинную историческую задачу – синтез Запада и Востока на всех уровнях общества – в науке, духовности, политике и, прежде всего, в повседневной жизни – нужна более глобальная и более яркая система образования, более широкое видение всех планетарных процессов и активное участие в них, прежде всего в духовно-интеллектуальной сфере. Да, промышленные технологии нам неподвластны, они требуют огромных инвестиций, да, наши вооруженные силы никогда не смогут конкурировать с армией США и России, но духовные озарения наших людей, их умение понять главное и развить его гораздо масштабнее.

 Нужно посмотреть на историю гораздо шире, зайти в глубинные пласты древности и именно на славянской почве дать продолжение тем открытиям и достижениям, которые были сделаны глубокой древности. Древний Луксор и цивилизация Майя, достижения дзен буддизма в Тибете и мудрость духовных учителей в Индии, учения исламских суфиев и еврейских каббалистов - все это можно соединить с современной наукой, философией, социологией, политологией, историей и даже физикой (такие разработки уже ведутся, например, работа А. Лапина «Сознание – Энергия», более подробно они представлены на сайте «ГЕЛИОС» в интернете). Именно славянский гений может сделать невозможное, соединить несоединимое, связать воедино седую древность и современные технологии и дать ощущение Беспредельности Сущего. Насколько я понимаю, ни один другой народ не в состоянии решить эту задачу. А эта задача актуальна, более того, от ее решения зависит судьба всего человечества. И какая бы страна, в конечном счете, ни взялась за ее решение, решить эту проблему в любом случае необходимо.
^

Духовный контекст современной идеологической парадигмы


Природа Бога в том, чтобы не иметь природы.

Думать о Его доброте, мудрости или силе – значит укрывать Его сущность,

затемнять ее мыслями о Нем… Кто такой Иисус? У Него нет имени.

Иоганн Экхарт, XIII век 

Один из вопросов, который вырастает в ходе лекций по идеологии, очень актуален и важен. И он весьма скудно освещен в официальной программе этого учебного курса. Речь идет о глобальном видении мира с духовной точки зрения. Современные ученые все больше и больше склоняются к тому, что мир – это сложное, самоорганизующееся Целое1. Действительно, как можно говорить об идеологии, не ответив на основные вопросы жизни.

Суть современных научных подходов у очень многих авторов заключается в том, что религиозные понятия «Бог», «Господь», «Адонай» и пр., синонимичны по своей сути таким научным понятиям, как «Энергия», «Информация», «Ноосфера», «Энергетический Вакуум» и т.д.

^ Русский человек добр не из чувства долга, а потому, что это ему присуще, потому что он иначе не может. Это нравственность не рассудка, а сердца.

Воображение у русского человека - богато, дерзновенно и глубоко. Европеец - техник. Русский - романтик.

Европейца тянет к специализации. Русского - к целостному созерцанию. Европеец - расчленяющий аналитик. Русский - всепримеряющий синтетик. Он стремится не побольше знать, а постигнуть связь вещей, уловить сущность. Русский способен как никто - слить поэзию, науку и религию; и в этом - будущее за ним, а он сам - человек будущего.

^ Вальтер Шубарт,
«Европа и душа  Востока»


Целая плеяда ученых (можно вспомнить хотя бы два имени – Вернадский и Т. де Шарден) разрабатывала и продолжает разрабатывать эти подходы и, на мой взгляд, они очень перспективны для изучения в курсе по идеологии. Ученые все больше и больше понимают: мир управляется сознанием, но управляется не в прямом смысле этого слова, через принуждение и насилие. Бог – это не библейский ревнивый диктатор и тиран, это, скорее, единое ноосферное целое, откликающееся на наши мысли и формирующее их.

Мысль и дух человека находятся в прямой взаимосвязи с мыслью и духом планеты, которая, как утверждают многие ученые, живой организм. И если это действительно так, а это действительно так, то бережность и строгость в исполнении моральных этических божественных заповедей приобретает первостепенное значение. Не человеческие законы, писаные пером, а божественные, вечные законы должны составлять основу социальной жизни каждого общества. Эти законы давались духовными Учителями всех времен и народов, их провозглашали Конфуций и Будда, Зороастр и Иисус, Магомет и Кришна. Суть этих учений одинакова и она подлежит глубокому изучению и, естественно, исполнению.

Фактически, все заповеди, а их сегодня 21, описывают бытовым языком именно научные законы положительно ориентированного взаимодействия энергий в физическом, астральном и ментальном поле планеты, которые в совокупности своей и составляют наш трехмерный мир. Религиозные каноны или Заповеди Веры являются, по своей сути, энергоинформационными условиями жизни на Земле. И если раньше их выполнение было желательным для всех и обязательным для избранных, то теперь они обязательны для всех. Причем их выполнение не нужно декларировать перед кем-то, только сам человек, только он сам, сможет решить как и куда он идет и оценить свой путь. И именно для этого нужно всячески развивать интуицию и научиться слушать голос сердца.

Следует добавить, что, при внешней непохожести различных религиозных систем, их суть одинакова.  И именно это объясняет тот удивительный факт глубокой взаимосвязи и тождественности совершенно разных культур на нашей планете. Как об этом писал Платон, эти знания раньше не выбрасывались в открытый социум, а давались ограниченному кругу избранных адептов, доказавших своей жизнью преданность духовному идеалу. И только теперь пришло время, когда любой желающий может получить доступ к самой закрытой информации по духовной теме. Главное – его желание.

Самое интересное заключается в том, что все эти взгляды прекрасно сочетаются с выводами современных ученых и это, в свою очередь, говорит о поступательном прогрессе человеческой истории. Снова и снова забытые ранее истины поднимаются на поверхность и осмысливаются новым поколением человечества для дальнейшего роста. Как тут не провести аналогию, что Земля – это лишь школа, в которой мы набираемся опыта и изучаем вечные законы Жизни.

Рассматриваемая в таком контексте духовность перерастает узкорелигиозные рамки, догматы и запреты. Она становится сознательным и бесстрашным поиском духовной истины внутри, а не вне себя. Именно этот импульс, на мой взгляд, и нужно передать тем, кто приходит на занятия по идеологии, передать во всей своей сути, во всей полноте. И тогда слушатели курса смогут ощутить единство всего сущего, поймут цельность мироздания и найдут свой собственный путь в клубящемся хаосе человеческой цивилизации. Наука – лучшей помощник на этом пути, а семинары по идеологии могут стать практическими занятиями, на которых бурно и ярко будут обсуждаться подобные вопросы. И тогда идеология приобретет смысл. И тогда идеология станет жизнью. И тогда мир вокруг и внутри нас начнет приходить в гармоничное целое, единое и, одновременно, бесконечное во всех своих аспектах, - в духе, в интеллекте и в эмоциональном теле человека. Я считаю, что все эти компоненты должны быть представлены в курсе по основам идеологии. И сам по себе курс должен затронуть и эмоциональную, и ментальную, и духовную сторону жизни человека. Синергетические и ноосферные модели научного знания в этом контексте просто незаменимы.
^

Принцип инновационной парадигмы


«Ты отделишь Землю от Огня, тонкое от грубого,

нежно, с большим искусством».

Изумрудная Скрижаль Гермеса

Инновации, инновационная политика, инновационные технологии, инновационное управление, - кто не слышал этих слов? Кто их не произносил? Термин заезжен и избит. Самое интересное заключается в том, что чем дальше мы идем по пути инновационных технологий, тем более угрюмыми становятся люди, больше агрессии, больше ненависти, меньше любви. Почему же так получается и что же такое «инновация»? Я разделяю инновационные технологии на три основных категории. 1. Психологические инновации (работа ведется с энергетикой и психикой человека). 2. Компьютерно-информационные инновации. 3. Инновации промышленного и технического уровня.

 

^ Энерго-информационные инновации

Человек

Компьютерно-информационные инновации

Компьютер

Промышленные и технические инновации

Промышленность

 

В разговоре об инновациях обычно прежде всего обсуждается аспект промышленных инноваций, трубы, машины, нефть, сталь, алюминий и т.д. Но эти инновации не несут в себе никакого творческого начала и только роботизируют людей. Да, они дают комфорт, но часто плата за него неизмеримо высока.

Второй тип инноваций более на слуху. И он рассматривается как основной аспект инновационной политики. Компьютеризация, модернизация, логистика, программное обеспечение, силиконовая долина и т.д. и т.п. Представим себе человека за компьютером. Вот он сидит, уставившись в монитор, просчитывает все варианты изменения рынка, обдумывает коньюктуру сбыта. Заводы и фабрики заменились на офисы и конторы. Но счастлив ли этот человек там? Да, в офисе приятнее находиться, чем в машинно-сборочном цеху тракторного завода, но что делает в этом офисе душа человека? В чем ее предназначение и призвание? А ведь идеология должна ответить как раз на эти главные вопросы жизни: Кто я? Для чего я живу? Куда я иду? Если мы заменяем промышленные технологии только на информационные, то мы ничего не меняем в сути происходящих процессов. Человек продолжает роботизироваться, механизироваться, технологизироваться, но становится ли он человечнее? Это главный вопрос. Я считаю, что направленность всей инновационной политики на обслуживание рынка (а это официально декларируется как главная цель и суть инновационной политики) приводит к еще большим проблемам в человеческом обществе. Мы получаем мир бездушных роботоподобных людей, обслуживающих своего главного хозяина – Рынок. Как бы мы ни развивали второй тип инноваций, мы не сможем сделать людей счастливыми, потому что счастье в духе, а не в теле и не в интеллекте.

Поэтому только третий тип инноваций я считаю подлинно инновационным и он тоже бурно развивается сейчас. Психологические тренинги, умение накапливать и направлять свою энергию, восстанавливать свои силы, ощущать поток ситуации, видеть внутреннюю структуру происходящих событий, предвосхищать тенденции развития природы и общества, - все это очень востребовано сейчас и все это напрямую касается духовных аспектов жизни человека. Многие из современных образовательных структур широко пользуются этими энергетическими практиками и подходами для того, чтобы повысить рентабельность и конкурентоспособность компаний.



Коучинг - это один из методов консультирования и в бизнес среде и в индивидуальной работе, который возник 20 лет назад, разработан американским психологом и бизнес консультантом Томасом Леонардом, Тимоти Гэллуэем, а также Джоном Уитмором, и вобрал в себя лучшие достижения своих методов предшественников - психологического консультирования, наставничества, бизнес тренингов, и т.д. Международная Федерация Коучинга (http://www.coachfederation.org/) обучила и сертифицировала тысячи специалистов, работающих сейчас по всему миру. В России коучинг успешно практикуется с 1997 года.

Коучинг - это метод активизации потенциала человека. Он во многом похож на индивидуальные тренировки: вам помогают придать вашей жизни ту форму, которую вы хотите. Коуч помогает вам быстрее найти ответы на важные для вас вопросы и оптимальным образом воплотить их в вашей жизни. Задача коуча - не принимать решения за вас, а расширить круг перспектив. Возможно, самая главная услуга, предоставляемая коуч - консультантом клиенту - демонстрация пути к личной свободе и достижениям, самореализации.

Прикладное значение коучинга в бизнесе трудно переоценить. Он, как метод, незаменим при принятии решений, в «точках выбора», в процессах изменений. Прекрасные результаты можно получить от коучинга команд, V.I.P коучинга, коучинг менеджмента, карьерного коучинга, коучинга в обучении.

Возьмем, к примеру, коучинг. Это один из ярких примеров современных энерго-информационных образовательных технологий. В принципе, подобный подход оправдан и перспективен и мы должны всячески развивать это направление в нашей системе образования. Но возникает вопрос: на кого мы работаем? На увеличение дивидендов у отдельной фирмы, на увеличение благосостояния ее руководителей или на раскрытие потенциала ее сотрудников? Как расставить акценты? Что главное? А, может быть, можно совместить первое и второе? Но как это сделать? Сорос, например, считал, что это антиподы[1][1]. Или, как метко выразился Ральф Эмерсон «деньги стоят очень дорого».

Так совместим ли, все-таки, рынок с моралью2? Рыночное направление с духовным развитием? Внутренний героизм человека и примитивный экономический поиск своей выгоды? Совместимо ли все это?! Не мельчает ли наш славянский дух именно из-за того, что должен рабски заниматься постоянным подсчетом прибыли и издержек, постоянно искать свою личную выгоду? Отвечает ли это духу нашей нации и нашего народа, его глубинной потребности давать, дарить, жертвовать и… духовно расти? Это главный вопрос, на который мы должны честно ответить, обдумывая стратегическую концепцию развития нашего государства.

Если мы выбираем приоритет духовного развития человека и общества, то внутренний мир человека, его духовность, т.е. его свобода и творчество – должны быть основным направлением в деятельности любой компании и в работе государства. Отдельная фирма, организация или государство в целом призваны просто помочь ему в этом. И ведь именно такие цели декларируются в наших законодательных документах! Но на деле мы видим почти всегда противоположное: люди – лишь обслуживающие винтики бездушного и огромного механизма под общим названием Рынок. Не только люди подчиняются ему, но и мелкие фирмы, и крупные компании и даже целые государства. Да что там говорить! Вся планета целиком с сумасшедшим усердием обслуживает эту удивительно бесчеловечную модель планетарного безумия. Как же в этом хаосе выдвинуть новый, чистый идеал? Как проложить к нему путь? Как заставить людей поверить в него?

И наиболее остро это проявляется в сфере инновационных технологий. Технология, сама по себе – лишь скальпель. Что мы с ним будем делать, вот в чем вопрос! Убивать или дарить жизнь? Творчески развиваться или деградировать? Духовные, т.е. творческие, развивающие ориентиры в современных технологиях – это главное. Весь наш научно-технический и информационно-энергетический потенциал должен быть направлен на развитие человека, а не на его зомбирование. К сожалению, массивная часть СМИ и рекламных компаний напрямую связаны с этим новым механизмом роботизации человека и обслуживают Ее величество, Прибыль. Это пагубный и очень опасный путь. Многие концерны, типа Макдональдса, давно уже стали одной из форм организованных религиозных систем, в которых Библия заменяется внутриуставным катехизисом и моральные заповеди, присягой на верность Компании.

В положительном аспекте духовно ориентированная инновационная деятельность может, действительно, в считанные месяцы и даже недели помочь раскрыться любому человеку, развить его интеллект, память, его ощущение и понимание тех энергий, которые идут из Космоса. Чтобы выполнить историческую миссию белорусского народа, все эти качества нужно обязательно развивать. Умение мыслить глобально, умение ощутить главное, умение почувствовать внутреннюю энергетическую структуру и направленность человека, умение напитаться божественной энергией и передать ее другому человеку или целому коллективу - все эти качества требуют серьезной и большой подготовки. Но многое ли из этого сейчас предлагается в системе образования? А ведь, ученые сходятся во мнении, что с начала 80-х годов на Земле стало появляться все больше и больше необычных детей, т.н. «Детей Индиго», которые изначально по своей природе обладают всеми подобными качествами. Эти дети и должны выполнить историческую миссию славян, и вся система образования и социального устройства должна помогать им в этом, а не разрушать их. Но, чтобы это произошло нужна целая серия теле и радиопередач и, самое главное, понимание этих процессов у руководящего аппарата нашей страны. И в этом смысле синергетическая модель социального управления как нельзя больше подходит для решения подобной задачи. Ее же можно применять и в системе образования.

Тема инноваций обширна и бездонна и краткость реферата не позволяет ее развить в полном объеме. Тем не менее, хочется подчеркнуть главное. Инновационные технологии должны учитывать параметры внутренней энергетики объектов, будь-то людей или других т.н. неодушевленных предметов. Все социальные, биологические и информационные процессы могут рассматриваться с позиции голографической и сакральной геометрии, которая поможет лучше распределить направленность человеческой энергии и лучше руководить социумом.

Чтобы отличить энерго-информационные технологии от промышленно-информационных я предлагаю разделить термины, соответственно, на ноосферные и, собственно, инновационные технологии. Тогда будет понятно, в чем искать нашу опору. Все передовые технологии (такие как Aires технологии и др.) учитывают новые параметры человеческой природы, которые почти не были представлены в предыдущих философских и социологических школах. Умение направлять внутреннюю энергетику объектов и управлять ею – искусство, которое требует глубокой философской школы. Труды эти есть и носители этих идей тоже, но им нужно дать возможность проявиться в обществе, а, самое главное, мотив и цели этого проявления должны быть абсолютно чисты и бескорыстны.

 

Энерго-информационные, ноосферные технологии

Промышленно-информационные, компьютерные технологии

Промышленные и технические информационные технологии

 

Геометрия, физика, математика, биология и даже история – все эти научные дисциплины приобретают в свете новых технологий другой, гораздо более глубокий аспект, чем тот, к которому мы привыкли. И славянский тип человека вполне может освоить это новое знание, более того, стать его передовым носителем. В этом ключ к нашему прорыву в области инновационных технологий.
^

Основные предложения по курсу идеологии


Запад исследовал возможности сомнения,
Восток исследовал возможности доверия.
Запад создал науку, Восток – религию. Ошо


Существуют два принципиально разных подхода к изучению мира. Первый научный, через сомнение, это путь от частного к общему, от объекта к субъекту, от материального к духовному. Для него приоритет объективного, материального безусловен. Это – путь Запада. Второй путь – религиозное постижение мира, доверие, любовь, мистическое погружение в Целое, движение от общего к частному, от Субъекта (Бога) к объекту (человеку), от духовного к материальному. Это – путь Востока. Ключевые проблемы современности заключаются в том, что обе эти тенденции должны слиться в единое целое. Глобализация особенно остро поставила вопрос о диалоге двух культур – Востока и Запада и о равноправии обеих. Материальной экспансии рыночной экономики и чистой интеллектуальности, лишенной духовного начала, должна быть противопоставлена, а затем гармонично с ней соединена духовно-нравственная ориентация общества, в том числе и в сфере образования.

Поэтому в курсе идеологии, социологии, политологии, этики и других гуманитарных науках необходимо опираться не только на достижения современной западной науки, но и на труды и духовные открытия многих философов восточного типа, которые рассматривали общество как единый живой организм и дали миру много прекрасных примеров органичной связи философской  мысли с конкретной социальной практикой. К этим философам можно причислить русских космистов, включая Вернадского, Ауробиндо, Айванхова, учение Агни Йоги Е. Рерих, А. Бейли, Е.П.Блаватской и множество других философских систем, которые можно объединить под одним общим названием: холистическая (синергеическая) философия Нового века. Ее отличие от дискретной западной философской школы (хотя понятие «западный» здесь условно, т.к. и Мейстер Экхарт, и Р. Эмерсон, и Рождер Бэкон, и Христиан Розенкрейцер и другие философы, будучи западными людьми по происхождению, являются восточными по мировоззрению) заключается в том, что эта философия расширяет рамки объективного мира, включая его как часть в более широкую схему мироздания. Эта философия выходит за рамки трехмерного мира, оперируя энергоинформационными понятиями, к которым приходит в последнее время и официальная наука. Включение обеих составляющих в рамки учебных курсов по гуманитарным предметам или создание отдельного курса синергетической философии позволит человеку развивать не только интеллектуальное тело, но и дать обзор основных понятий для развития душевных качеств студентов. Именно отсутствие этих знаний и возможности выразить их в своей жизни и порождает чувство неудовлетворенности и агрессию у многих современных студентов.

В курсе социологии я предлагаю использовать идеи Абрахама Маслоу по изучению и разработке синергетических социальных систем. Принцип синергизма очень важен не только для объективности сравнительной социологии, не только потому, что он  закладывает теоретический фундамент для грядущей социальной реформы, но и по тому, что объясняет нам целый ряд насущных социальных феноменов технологического, индустриального и информационного общества…  Это позволит нам отчетливее понять возможность преобразования любого социального института, будь то в армии, в бизнесе, или в университете, таким образом, чтобы его участники были скоординированы друг с другом, видели в коллеге не соперника, но члена своей команды.

«Известно несколько научных парадигм в описании исторической логики развития человечества как единой цивилизации или единой цивилизационной системы: формационная парадигма К. Маркса (в целом марксизма), которая раскрывает эволюцию человечества как логику смены социально-экономических формаций, определяемых способом общественного производства (единством производительных сил и производственных отношений в обществе); цивилизационная парадигма Н. Я. Данилевского – О. Шпенглера – А. Дж. Тойнби, которая определяет эволюцию истории как логику смены системы локальных цивилизаций человечества, отличаемых друг от друга социокультурными архетипами поведения и организации жизни, ландшафтно-климатическими условиями жизни, конфессиональной структурой, этническими кооперациями и т.д.; этноисторическая парадигма Л. Н. Гумилева, в которой раскрывается логика истории как этнической истории, определяемой сменами циклов этногенеза, в которых связь хозяйства, культуры, поведения и географических условий проявляется особенно тесно. Эти концепции могут быть дополнены принципом соединения формационного и цивилизационного подходов. Эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Таким образом мы получаем концепцию идеальной детерминации в истории через общественный интеллект, отражающего механизм возрастания  сложности и кооперированности любой социальной системы, выходящей на новый уровень развития. Эта система «конусов прогрессивной эволюции» является частью новой системы эволюционизма и новой эволюционной картины мира в рамках общей теории ноосферизма. Данная теоретическая позиция развивает догадку Владимира Ивановича Вернадского, в которой он предположил, что эволюционное появление человеческого разума не случайно, в нем как во «всяком природном явлении», проявилась закономерность «палеонтологического процесса, создавшего мозг Homo sapiens и ту социальную среду, в которой как ее следствие, как связанный с ней природный процесс создается научная мысль, новая геологическая сознательно направляемая сила».

Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, к.т.н., вице-президент Петровской академии наук, проректор Смоленского государственного университета

Т.н. «синергетизм», который исследован и включен в программы курса по социологии заключается в построении не конкурентной, а кооперативной социальной структуры, каждый член которой очень тесно связан с Целым (принцип Востока) и в то же время сохраняет индивидуальную свободу (принцип Запада).

Вышеприведенный фрагмент статьи по ноосферизму Вернадского и теории нелинейных систем социального развития перекликается как с интеллектуальной, так и с духовной сферами. Яркий представитель первой – Никлас Луман приходит, интеллектуальным путем, к тем же выводам, к которым приходит Вернадский, Ауробиндо, Вивекананда и, в некоторой степени А. Бейли.

Включение подобной проблематики в курс социологии, политологии и, в особенности, идеологии позволит расширить горизонты научных исследований в этой области, включая в них целый пласт ранее не исследованной философской литературы и открывая новые возможности позитивной и нравственной эволюции социальной системы нашего общества.

И напоследок хочется сказать несколько фраз о методике преподавания курса «Основы идеологии белорусского государства». Идеологию нельзя и невозможно преподавать как обычный политологический предмет. Потому что идеология – это поиск смысла, это поиск правды жизни. И только свободный человек сможет ее найти и выразить. Именно внутреннее ощущение свободы сделает человека восприимчивым к новым идеям и к возможности их реализации в социуме. Именно это качество преобразит нашу жизнь.
^

В завершение


Идеологию не выдумаешь из головы. Идеология – это не учебный предмет. Когда глава государства ставил задачу перед нашей интеллигенцией сформулировать нашу национальную идеологию, подразумевалось не тупое заучивание цитат из Дюркгейма, а нахождение осмысленного и живого слова, отвечающего белорусской национальной душе, слова, которое было в этой душе раньше и останется в ней и впредь, слова, которое согреет и оживит нашу память, нашу гордость, наше национальное достоинство и придаст нам как нации, ощущение единства и цельности. Это слово, действительно, нельзя найти в академических учебниках по идеологии, его нет в документации отдельных предприятий, вы не найдете его на финансовой бирже и в суетливой политической борьбе, в которой почти всегда превалируют корпоративные интересы.

Только сердце, только одно оно, сможет подсказать это слово, вдохнуть новую жизнь в умирающее цивилизационное древо, придать смысл, придать глубину, показать путь. Это слово очень простое, его не нужно нигде искать,  его не нужно заученно повторять, в нем нужно просто трепетно и бережно жить, напитывая окружающий нас мир этой вибрацией. Это слово всегда было в душе каждого из нас и всегда там будет. Нужно просто вспомнить его, ощутить его суть. Это очень простое слово, поддерживающее каждого человека на Земле - Любовь.

Пусть же это понятие будет положено в основу нашей национальной идеологии, т.е. нашего мировоззрения, нашей славянской души. Ибо оно всегда было там… и всегда там будет.

Николай Панчишин

 

 

Литература


1.       Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М.: Мир, 1990.

2.       Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложныхсистем.М.:Наука,1994.

3.       Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Наука, 1986.

4.       Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

5.       Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., "Синергетика и прогнозы будущего", М,2001.

6.       Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Евразия, 1999. – 312 с.

7.       Овчаренко, В.И. Золотое правило поведения // Всемирная энциклопедия. Философия. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. – С. 375.

8.       Панчишин, Н.В. Гностицизм // Религия. Энциклопедия. – Мн.: Книжный Дом, 2007. – С. 215 – 216.

9.       Аванесов, Ю.М. Анализ современных тенденций саморегуляции культурных процессов // http://www.earthburg.ru/earthadm/php/process.php?lang=r&c1=10&id=1&file=avanesov.htm

 

 

 





 



 

Для писем: nvpminsk@yandex.ru

 

1 В этом контексте очень интересен американский фильм «Реальность, в которую мы верим». Это киноработа о современной научной парадигме, которую я предлагаю использовать в качестве дополнительного материала для курса по идеологии. В ней современные физики рассуждают на чисто религиозные темы. Вопросы, «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Для чего я живу в этом мире?» ставятся в самом начале фильма и именно они определяют, на мой взгляд, первоочередную задачу курса по идеологии.



2 «На рынке, основанном на сделках, в отличие от рынка, основанного на отношениях, — мораль может стать обузой».  Сорос, Кризис мирового капитализма.




Скачать 394.49 Kb.
оставить комментарий
Панчишин Николай Васильевич
Дата23.01.2012
Размер394.49 Kb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх