Рабочая программа педагога кальяновой Натальи Николаевны, высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литература» 7 класс icon

Рабочая программа педагога кальяновой Натальи Николаевны, высшей квалификационной категории по учебному курсу «Литература» 7 класс


Смотрите также:
Рабочая программа педагога кальяновой Натальи Николаевны...
Рабочая программа педагога высшей квалификационной категории Кальяновой Натальи Николаевны по...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа педагога первой квалификационной категории Кочетовой Натальи Александровны по...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа педагога первой квалификационной категории Кочетовой Натальи Александровны по...
Рабочая программа педагога задоровой Ольги Владимировны...
Рабочая программа педагога широких Ирины Геннадиевны высшей квалификационной категории по курсу...
Рабочая программа педагога кочетковой Наталии Николаевны...
Рабочая программа педагога кочетковой Наталии Николаевны...
Рабочая программа педагога кочетковой Наталии Николаевны...



Загрузка...
скачать
Комитет по образованию Косихинского района Алтайского края


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Кочетова Н.А.


Протокол № ___ от

«____»____________20__.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ ООШ

_____________ Кальянова Н.Н.


«____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ ООШ

_____________Слюсарева С.М.


Приказ № ___ от «__»____20__ г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Кальяновой Натальи Николаевны,

высшей квалификационной категории


по учебному курсу «Литература»

7 класс


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______20__ г.


2011 - 2012 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

^ Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

^ Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.


^ Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

3

Из русской литературы XVIII века

2

Из русской литературы XIX века.

30

Из русской литературы XX века.

19

Зарубежная литература.

8

Итого

68



^ Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

^ Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

^ Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

^ Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

^ Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

^ Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

^ Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

^ Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

^ Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

^ Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

^ Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

^ В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния, миросозерцания.

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

^ Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные

представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

^ Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

^ Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

^ Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


^ На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

^ Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

^ Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

^ Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

^ Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

^ Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

^ Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

^ С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

^ Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

^ ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

^ Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

^ О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

A. С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B. А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

C. А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

^ Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A. П. Сумароков. Эпиграмма.

B. В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

^ Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

^ Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B. Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A. Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B. С. Розов. В добрый час!

^ Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку, или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери. Все лето в один день.


^ Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7класса.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



^ Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.


Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

^ Раздел VI. Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс.

урока

Дата

Тема

Теория литературы

Наглядность

Словарная работа

Домашнее задание

^ Первая четверть

1




Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Жанр




Литературоведение, специфика, сущность

Задание № 2 письменно

Устное народное творчество

2




Предания как поэтическая автобиография народа.

Предание

Фонохрестоматия




Пересказ предания «Петр и плотник»

3




Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Былина, гипербола

Иллюстрации к былинам Библии на и Васнецова карта Киевской Руси, фонохрестоматия

Сказка, миф, содержание, идея

Читать былины: «Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

4




Развитие речи. Сочинение «Мой любимый былинный герой»

Живая картина




Гусли, дружина, сыть, косица, оратай

Сочинение

5




Пословицы и поговорки.

Пословица, поговорка

Различные издания сборников пословиц и поговорок




Найти 5 пословиц, посвященных временам года

6




в/ч. Былина «Садко». «Калквала» - карело-финский мифологический эпос

Эпос










Древнерусская литература

7




Древнерусская литература. «Повесть вчременных лет». «поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

Летопись

Фонохрестоматия

Поучение, послание, хождение, житие

Написать поучение, читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

8




«Повесть о Петре и Февронии Муромских»




Фонохрестоматия




Пересказ, задание № 2 в учебнике

9




р/р. Итоговая письменная работа по разделам6 «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»













Произведения русских писателей 18 века.

10




МВ Ломоносов. Личность, судьба. Оды.

Ода

Портрет Ломоносова, репродукции с изображением современников Ломоносова, фонохрестоматия

Зрак, россы, гласит, сей град, раченье, от недр,

Вр.чт. оду, составить развернутый план статьи учебника

11




Г.Р. Державин поэт и гражданин.

Стихи, рифма

Портрет Державина, фонохрестоматия

Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх

Наиз. стихотворение, пересказ статьи о Державине

Произведения русских писателей 19 века

12




«Песнь о вещем Олеге»

Жанр, летопись, поэма, баллада

Иллюстрации к поэме, фонохрестоматия

Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща

Выучить наизусть балладу «Песнь о вещем Олеге»

13




А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»)

Поэма

Альбом с портретами Пушкина и его семьи. (Альбом А.С. Пушкин, М. 1999)




Наизусть отрывок

14




Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»

Поэма, повесть

Презентация с изображениями Петербурга, памятника Петру Первому, иллюстрации к поэма




Наизусть отрывок

15




«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)

Драма, драматургия, трагедия

Фонохрестоматия, иллюстрации к трагедии В.И. Сурикова




Вр.чт. отрывка, сочинение-миниатюра \ «Характер Пимена в моем представлении», нарисовать иллюстрацию

16




«Станционный смотритель»

Повесть, сборник, вымышленный автор

Иллюстрации к «Повестям Белкина», фонохрестоматия

Притча, лубок, лубочная картинка

Написать сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой Пушкина», «Какая мысль мне кажется главной в повести «Станционный смотритель»

17




М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

Научная биография, художественная биография

Презентация «Тарханы», тест




Составить план статьи Андронникова

^ Вторая четверть

18




«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Фольклоризм литературы, жанр поэмы

Картина И.Е. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», презентация «Старая Москва», фонохрестоматия




Вр.чт. одной из глав поэмы, наизусть отрывок: восход зари

19




«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, представление о лирическом герое стихотворения

Рисунки М.Ю. Лермонтова, фонохрестоматия

Сага

Выучить наизусть стихотворение по выбору

20




Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

Художественная деталь

Портрет писателя.

Художественная деталь

Читать повесть «Тарас Бульба»

21




«Тарас Бульба»

Повесть, историческое, эпическое

Иллюстрации к повести, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»




Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе

22




Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.




Фонохрестоматия

Массовое сознание, индивидуальное сознание

Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет художественную деталь.

23




Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба»










Написать сочинение

24




И.С Тургененв. Краткий рассказ о писателе «Бежин луг»

Рассказ, очерк

Портреты Тургенева, фотоальбом о Спассом-Лутовинове, художественный фильм о Тургеневе




Читать «Бежин луг»

25,

26




«Бежин луг»

Очерк

Репродукции Маковского «Ночное», Лебедева «Бежин луг»

Быличка

Сравнить описания природы Тургенева и Гоголя.

Читать рассказ «Бирюк»

27




Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Стихотворение в прозе

Фонохрестоматия




Наизусть стихотворение «Русский языка»

28




Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе

Поэма

Тест, материалы для выставки в школе «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»




Пересказ конспекта, читать отрывок из поэмы «Русские женщины»

29




«Русские женщины», «Княгиня Трубецкая»

Поэма, композиция

Фонохрестоматия

Декабристы

Написать характеристику героини по плану

30




«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом»




Фонохрестоматия




Выучит наизусть «Размышления у парадного подъезда»

31,

32




М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Гротеск, иносказание


Аллегория, гипербола, фантастика,

Фонохрестоматия

Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия

Чтение и пересказ сказки.


Читать сказку «Дикий помещик»

33




Внеклассное чтение. Сказка «Дикий помещик»










Кроссворд на С. 131 в пособии «Читаем, думаем, спорим»

^ Третья четверть

34,

35




Л.Н Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»

Автобиография, автобиографический роман

Фонохрестоматия, фоторепродукции Толстого




Составить план статьи, пересказ одной из глав

Сочинение

36




Развитие речи. Итоговое тестирование по творчеству Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого




Тесты для учащихся







37




А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон»

Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь

Фонохрестоматия, иллюстрации Кукрыниксов к произведении ям Чехова

Бакалейная лавка, дровяной склад, постановление

Вр.чт. рассказа; читать рассказы из раздела «Прочти самостоятельно»

38




Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Жанр рассказа

Иллюстрации Пономаревой к рассказу «Злоумышленник»




Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова»

39




И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»

Рассказ

Фонохрестоматия




Подготовить характеристику главных героев рассказа

40




Стихотворения И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»




Фонохрестоматия

Стих, фуксин

Наизусть стихотворение, иллюстрация к рассказу «Лапти»

41




«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Лирический герой

Фонохрестоматия

Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь

Наизусть стихотворение, написать эссе по одному из пейзажей

42




М. Горький. Краткий рассказ о писателе.

Псевдоним, повесть, трилогия

Фотографии Горького и его семьи, иллюстрации к повести «Детство»

Трилогия

Задания к 2, 3, 4 главам

Из литературы 20 века

43




М.Горький «Детство»

Автобиография, художественная биография

Фонохрестоматия

Венчик, влаз, врази, голицы, гривна, дресва, дьячок, запон, камнка, киот, кисея, комель, косушка, молосная, набойка, однова, плис, плицы, подпечек, поземок, пятишница, расточатся, ризы, сандал, скоромное, фуксин, целковый, чело, шелковая головка

Дочитать повесть

44




М. Горький «Данко»

Легенда, романтизм, реализм

Фонохрестоматия, иллюстрации к повести «Старуха Изергиль»




Наизусть отрывок из легенды

45




В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Гипербола

Фонохрестоматия

РОСТА, призвание; гогрбил, златолобо, ясь, взорим, трезвонится

Наизусть стихотворение, читать статью учебника

46




В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Звукопись

Фонохрестоматия, картинки с изображениями лошадей

Круп, зевака, Кузнецкий

Наизусть стихотворение

47




Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака»

Рассказ

Фонохрестоматия, картинки с изображением собак




Написать рассказ о домашнем животном

48




А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка»




Фонохрестоматия, портрет Платонова




Прочитать рассказ «Неизвестный цветок

49




А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

Притча, рассказ

Фонохрестоматия




Сочинение -притча

50




Развитие речи. По рассказам А.Платонова и Л. Андреева.




Портреты Платонова, Андреева, иллюстрации к их произведениям, эпиграфы, высказывания, посвященные их творчеству




Сочинение

51




Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова




Тестовые задания







52




Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади»

Рассказ

Вставка книг и журнальных публикаций Ф.Абрамова, его портрет, фонохрестоматия

Бараки, дернина, иван-чай, лесопункт, стати, угор

Выразительное чтение рассказа, пересказ эпизодов, сообщение о судьбе братьев наших меньших. Чтение рассказов Абрамова по выбору.

^ Четвертая четверть

53




Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка




Выставка книг и журнальных публикаций, фонохрестоматия

Внапашку, выгон, глумиться, избыть, картуз, кирзачи, кювет, святотатство, споро, стожок, телогрейка, худо, язь

Прочитать стихотворение \Случевского «Кукла». Есть ли связь с рассказом Носова? Ответить письменно

54




Е.И.Носов «Живое пламя»







Короб, куртинка, чулан

Прочитать рассказ Казакова «Тихое утро»

55




Ю.П. Казаков «Тихое утро»




Фонохрестоматия













А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни»




Иллюстрации Верейского с стихам Твардовского, фонохрестоматия , портрет Твардовского




Наизусть стихотворение по выбору

Задания на с. 183 «Читаем, думаем, спорим…»

Вр.чт. стихи о великой Отечественной войне

56




На дорогах войны. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н.Тихонова

Интервью, публицистический стиль

Фонохрестоматия, репродукции картин по теме







57




А.Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен.

Драма, конфликт, авторская ремарка

Фонохрестоматия

Кустарь, благообразный, штиблеты

С. 205 из «Читаем, думаем, спорим…». Прочитать сцену из киноповести А.Володина «Старшая сестра»

58




«Тихая моя родина….»

Эпитет, олицетворение, метафора

Записи стихов, фонохрестоматия







Из зарубежной литературы

59




«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность»

Рефрен

Портрет Бернса, карта Великобритании

Художественный перевод

Наизусть, с. 220 «Читаем, думаем, спорим…»

60




«Властитель наших дум» Д.Г. Байрон.

Лирика, романтизм

Эпиграфы, портреты Байрона




Вр.чт стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой»

61




Японские хокку (хайку).




Репродукции японских миниатюр

Медитация

Составить хокку

63,

64




Д. Олридж «Отец и сын» (из повести «Последний дюйм»

Повесть

Фут – 30,48 см., дюйм – 2,54 см

Взаимопонимание, мужество, самообладание

  1. Пересказ отрывка.

2. сочинение-рассуждение по финалу рассказа

65




О. Генри. «Дары волхвов»

Новелла

Фонохрестоматия




Пересказ.

66




Л. Пиранделло «Черепаха»

Новелла




Биржа, ученый-филолог, ценные бумаги, особа, фантасмагория, ультиматум

Письменно ответить на вопрос.

67

68




Итоговый урок.

Задание на лето

Эпос, лирика, драма







Список чтения на лето



^ Планирование контроля на 1 полугодие



Виды контроля

1 четверть

2 четверть

Административный контроль ЗУНов







Сочинения, тесты.

1. Домашнее сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…»

^ 2. Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»



  1. Экспресс – тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева.



^ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Тема сочинения по произведению М. Ю. Лермонтова – «Над чем заставила меня задуматься «Песня про царя Ивана Васильевича…»


Темы сочинений по произведению Н. В. Гоголя:

  • «Нет уз святее товарищества».

  • «Любимые страницы повести»

  • «Подвиг и предательство в повести «Тарас Бульба»


Экспресс – тест по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева.


^ Критерии оценивания достижений обучающихся.


Оценка устных ответов.


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:


· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:


^ Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


^ Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.


^ Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


^ Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

^ Оценка тестовых работ.


При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

^ Оценка творческих работ.


Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.


Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.


Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.


Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.


Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.


^ Оценка дополнительных заданий.


При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом: - “5” – если все задания выполнены; - “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий; - “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы; - “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются: - “5” – нет ошибок; - “4” – 1-2 ошибки; - “3” – 3-4 ошибки; - “2” – допущено до 7 ошибок.


^ Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;




- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;




- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;




- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;




- ссылки – все ссылки работают







^ Средняя оценка по дизайну




Содержание

- раскрыты все аспекты темы;







- материал изложен в доступной форме;







- систематизированный набор оригинальных рисунков;







- слайды расположены в логической последовательности;







- заключительный слайд с выводами;







- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







^ Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;







- ученик владеет материалом своей темы;







^ Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка





^ Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

^ Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Оценка сочинений.


В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».


^ Отметка “5” ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.


^ Отметка “4” ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.


^ Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.


Отметка “2” ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.








Скачать 492,69 Kb.
оставить комментарий
В.Я. Коровиной
Дата23.01.2012
Размер492,69 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх