Исторические аспекты развития интерьера icon

Исторические аспекты развития интерьера


Смотрите также:
Освещение и декорирование интерьера...
Исторические аспекты развития казначейской системы в России...
Гражданское право (Часть IV) в вопросах и ответах батычко Вик. Т., 2008 г...
Авторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок...
Расписание занятий клинических ординаторов кафедры Анестезиологии и Реаниматологии...
Исторические аспекты развития банков...
Курс дизайн проектирование интерьера и экстерьера. Общее количество акад часов : 450-700...
Курс дизайн проектирование интерьера и экстерьера. Общее количество акад часов : 450-700...
Конспект лекций к дисциплине «Региональные аспекты международных отношений»...
Вопросы к экзамену по курсу Распределенные Вычислительные Сети...
Психологическая служба в правоохранительных органах...
Рабочая программа дисциплины (модуля) исторические тенденции возникновения и современного...



Загрузка...
скачать
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЬЕРА


Организацией жизни и убранством своего жилища человек начал заниматься в те бесконечно далекие времена, когда соорудил (а еще раньше – ощутил) над своей головой крышу. И что любопытно: пространство, прикрываемое крышей, всегда казалось, и действительно было ограниченным, недостаточным. Естественно, у человека возникло стремление устроиться в нем возможно поудобнее, чтобы не ощущать этой стесненности. Рациональное начало в организации жизни дома просматривается с древнейших времен и, буквально, у всех народов, хотя, разумеется, конкретные условия жизни всякий раз отражались в устройстве быта.

При этом оно всегда было связано у человека и эстетическим осмыслением своего жилища. Даже наскальные изображения в пещерах – уже своеобразные украшения, хотя, быть может, это и не приходило людям в голову.

Изображение на камне имело в первую очередь информационное значение – рассказать о важнейших событиях жизни, эмоциональное – передать возбуждение от удачной охоты и ритуальное – настроить на удачу в дальнейшем. Картины охоты, оставленные нам древними художниками, нередко выполнены с таким мастерством, с такой тонкостью проникновения в суть проведения животных и действий человека, так и лаконично образны, что вовсе не нуждаются в снисходительном отношении.

По словам К. Маркса, человек всегда творил «и по законам красоты».

С возникновением классов становятся заметны социальные различия в подходе к устройству жилища. История живописи дает нам возможность воочию представить картины жизни крестьян XVIII века, русская живопись оставила очень точные изображения быта русского крестьянства XVIII – XIX веков.

В доме россиянина все подчинено конкретному процессу труда – это и жилище, и производственная мастерская, свой уклад, свое эстетическое отношение к вещам. У крестьянина собственные проблемы - во многих странах, особенно с суровым климатом, дом включает в себе помещение для хозяйственных функций. Здесь предусматривается место для скота, дров, запасов продовольствия, семенного зерна. В костромском, архангельском, суздальском и других наших прекрасных архитектурных музеях-заповедниках под открытым небом перед зрителем предстает глубоко волнующий мир крестьянского жилища Русского севера. Весь уклад нелегкой жизни запечатлен в архитектуре, организации внутреннего пространства избы, ее художественном убранстве. Может быть, на первый взгляд, современному горожанину покажутся убогими эти рубленые избы – низкий потолок, маленькие оконца, почти никакой мебели. Зыбка на подвесе, грелка в углу… Но присмотритесь, как рационально и с каким подлинно тонким вкусом создано все это нехитрое оборудование.

По-своему прекрасно и рационально во всех деталях продумано за много столетий жилище каждого народа. В ^ Грузии различия в образе жизни горцев и жителей долин породили совершенно разные типы домов. Каменное жилище в горных районах отражает суровый и трудный уклад жизни. Вспомним сванские дома – дома с высокими боевыми башнями или хевсурские дома, как ласточкины гнезда, лепящиеся по крутым скалам. Крыша одного городского дома обычно служит полом другого – прямо-таки древние многоэтажки!

Удобно и красиво в горнице с широкими лавками по периметру стен и полками на верху – внизу спали, вверху хранили различную крестьянскую утварь. Продумано все до мельчайших деталей – и ориентация избы (с учетом преобладающих ветров), и планировка, и расположение печи, как своеобразного центра дома. Конечно, очагу везде и всегда принадлежало почетное место, а уж в северной русской избе особенно.

Печь в условиях сурового климата и бесконечно долгой зимы становилась едва ли не главным и при том многофункциональным элементом жизни. Она обогревала и обслуживала, кормила и поила, спать укладывала на палатах, а подчас доже баней служила. Да и устроена также рационально, как сам дом. Выражаясь современным языком, это была самая экономичная тепловая установка. Недаром в сказках она служила для Иванушки даже средством передвижения.

В русских рубленых избах мебель часто являлась принадлежностью самого дома – она не передвижная, а встроенная. Лавки, полати, лари и даже посудные шкафы часто строятся вместе с самим домом. Так что не сегодня изобрели встроенную мебель – это традиционный тип благоустройства народного жилища: площадь под крышей надо было экономить. Мы уже не говорим о традиционном оборудовании японского дома, который вообще не знает мебели в нашем современном понимании.

Климат, особенности строительных материалов и образа жизни определили в жилище каждой страны свой неповторимый световой колорит: янтарный цвет стен в русской рубленой избе. Вспомним картины великих мастеров живописи: интерьер в них всегда дополняет образы людей своего времени, класса и сословия. Вот знаменитый «Завтрак аристократа» П. Федотова: мебель красного дерева, большой ковер на полу, глубокое «вольтеровское» кресло и модно остриженный пудель, по-видимому, делящий с хозяином более чем скромную трапезу (ломоть хлеба, кусок колбасы, стыдливо прикрытые книгой от нескромного взора нечаянного посетителя). Может быть, это действительно непутевый потомок некогда богатого, а теперь пришедшего в упадок дворянского рода? Или молодой лоботряс в атласном утреннем одеянии только выдает себя за обедневшего отпрыска аристократического семейства? Устройство интерьера дает кое-какие основания. В конце концов, и кабинетик уж невелик, и узенькая лесенка ведет почему-то за шкаф (уж не там ли неказистый уголок для кровати?), и картины в небогатых рамках, и несколько фривольная статуэтка, неведомо как оказавшаяся на шкафу, и скромная лампа вместо обычных в аристократическом доме позолоченных канделябров или торшера, и рекламаматериалы случайно оказавшаяся на стуле (дескать, и мы не лыком шиты- устриц употребляем!)… По-видимому, ирония художника проявилась уже в самом названии картины: во всяком случае «аристократом духа» никак не назовешь этого испуганного неожиданным визитом молодого человека.

А вот интерьер комнаты в репинской картине: голые деревянные полы, разномастная мебель, дешевые стулья, старенькое кресло для одетой в траур матери. Но при всей бедности обстановки великий художник тонко передает подлинную духовность интересов интеллигентов из разночинцев – скромное пианино, портрет Некрасова и Шевченко на стене, занимающиеся за столом гимназист с сестрой…

В обоих случаях мы заметили, что обстановка комнаты отражает духовную сущность обитателей.

История развития интерьера помогает нам разобраться подчас в тонких отличиях стилей друг от друга. Высвечивает любопытные приемы работы с материалом, раскрывает многие интереснейшие стороны декоративной отделки. Умение критически анализировать историю интерьера, несомненно, помогает в современных условиях творчески подходить к благоустройству своей квартиры.

История интерьера – это длинный, сложный и противоречивый путь развития. Тут мы встречаемся со всевозможными сочетаниями и конкретными отношениями форм, характерные для разных времен. И очень хорошо, если в таком выразительном, нестандартном интерьере все предметы сгармонированы между собой и достигнута художественная подлинная целостность его оборудования.

Так знания истории жилища дает полезный материал для размышления над нашим сегодняшним интерьером.

Зодчество на Земле началось практически с жилища. Первым жилищем для человека служили естественные укрытия: пещеры, дупла, ветви деревьев, затем уже сооруженные человеком шалаши, землянки, дома, перед вами жилище каменного века. Главным в обустройстве жилища являлись вопросы организации очага, мест вокруг него и т.д. Для строительства использовались различные природные материалы – камень, дерево, глина. В каменном полу выбивались углубления, в них хранили припасы и орудия труда, устраивали постель, куда укладывались слоями шкуры. Из камня изготавливали ящики – «гардеробы», «буфеты» для глиняной посуды, навешивалась «дверь».

На Руси основным строительным материалом, как для крестьянского жилища, так и для княжеских хором было дерево. Основу любого жилого дома составлял четырехугольный сруб, сложенный из венцов толстых берез. В русской избе все было предусмотрено: экономность и простота постройки, удобства. Основой интерьера была печь. В наиболее освещенном (красном) углу находилась божница и обеденный стол. Вдоль гладко вытесанных стел размещались врубленные в них лавки. Потолком в избе служил бревенчатый настил из пригнанных друг к другу пластин.

Со временем опыт, приобретенный при строительстве деревянного жилища, перешел в жилые каменные постройки – палаты. Главной горницей, предназначенной для приема гостей и устройства пиров. В ее красном углу, под иконами, были накрепко закреплены лавки и стол, в стенной нише стояла дорогая посуда. По середине потолка – красивого сомкнутого свода – висел ажурный фонарь. Стол, лавки, пол из досок, покрывались коврами. Печи облицовывались цветными яркими изразцами. Мебель отличалась грузностью: массивные столы, лавки на резных ножках, сундуки, окованные железными полосами. Широкие лавки нередко использовались как кровать. Посуда была гончарная и металлическая.

Новым типом жилого дома в эпоху возрождения стал дом зажиточного гражданина. Дом становился как бы общественной характеристикой владельца и выполнял помимо жилых много общественных функций. В нем предусматривались помещения приемных, канцелярии, зал для светских балов, выступления артистов, картинных галерей и т.п. Соревнуясь в том, кто лучше отделает свой дом, владельцы наибольшее внимание уделяли именно его интерьеру. Стены имели панель, выше которой покрывались живописью, тесненной кожей или тканью. В искусно оформленные нити на стенах помещались рельефные изображения Богоматери и святых. Полы покрывались каменными плитами с геометрическим орнаментом рисунка. Сундуки, скамьи, складные стулья, столы и шкафы украшали позолотой, живописью. С развитием индустрии и промышленности интерьер стал меняться, окно в Европу открыло новые возможности и идеи. Интерьер стал более разнообразным, и это дало началу появления понятия «Стиль».

^ СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ


Классический стиль

Убранство в классическом стиле сочетает богатые ткани и сорта дерева, веками используемые человеком.

Классический стиль, охватывающий многие периоды времени, может включать в себя мебельные ансамбли от элегантных европейских до более простых американских.

Многие из сегодняшних изделий обладают той же вечной красотой, что и антикварные вещи, доступные не для всех.

В гостиной, оборудованной в классическом стиле, можно разместить мебель различных периодов времени; выбираемые вами стили и ткани определяют степень строгости убранства. Богатые шелка, камчатные и гобеленовые ткани являются отличной чертой классического стиля. Менее строго выглядит груботканая шерсть и хлопчатобумажный сатин.

Предметы убранства могут быть тщательно отделаны. Портреты и картины на двойном паспорту и заключены в резные или позолоченные рамы.

На столах из дорогого темного дерева можно расположить композиции из свежих цветов, а освещенность комнаты подчеркнет теплоту и богатство меблировки. [25]


^ Стиль Кантри

Во французском языке очень мало заимствованных слов. «Бача» - одно из тех редких, что пришли из русского. Во французских появляется все больше обладателей загородного жилья, а цены на него растут и растут. Иные парижане настолько полюбили воздух полей и лесов, что променяли свои обширные городские апартаменты на сельские резиденции, благо новые технологии позволяют даже на природе не отрываться от деловой жизни. Одним словом, стиль кантри, видимо скоро обгонит по популярности стиль Людовика XIV.

Гибкое по стилю убранство в деревенском духе создает уют, веселое настроение и удобство.

Простое и уютное по виду оформление в стиле Кантри может быть различным по настроению. Независимо от того, украшена ли ваша гостиная в силе романтического английского коттеджа или же скупо обставлена в манере фермерского дома американского шекера, конечный результата один – вашу гостиную отличают традиции и мягкое гостеприимство.

Во многих сельских домах главное – старинная мебель ручной работы. Использование таких тканей, как шотландка, твид и разнообразные ситцы, придают комнате теплоту и выразительность. Убранство дополняется мягким светом настольных и напольных ламп.

Предметы интерьера часто включают в себя старые безделушки сентиментального характера. Стеганые изделия, старые игрушки и инструменты, весьма характерны для деревенской гостиной. Домашняя атмосфера подчеркивается в составлении композиций; орнамента из сухих цветов или простым букетом живых цветов. [25]

^ Современный стиль

Современное убранство, простое по стилю, создает утонченное жилое пространство.

Оригинальные по стилю предметы убранства современной гостиной – это простота, поэтому каждый элемент оформления получает то внимание, какое он заслуживает. Ансамбли невысокой мебели часто используются для того, чтобы создать впечатление свободной комнаты, не заставленной вещами. Особую теплоту гостиной придают мягкие линии мебели и комплекты кресел, диванов и оттоманок.

Украшения гостиной включают отдельные предметы искусства, тщательно отобранные по оригинальности, цвету и дизайну.

Дополнительную выразительность гостиной придает скрытый свет, отражающий от потолка и стен. [25]


^ Комбинированный стиль

Комбинированное оформление сочетает в себе старое и новое, образуя свежий оригинальный образ.

Своеобразное по стилю комбинированное оформление объединяет вместе изделия разных эпох. Тщательно подобранные вещи могут придать комнате комбинированного стиля уникальный вид, не всегда достигаемый при использовании одного строгого стиля.

В гостиной комбинированного стиля можно ограничиться несколькими заметными вещами.

Такие контрастирующие по стилю вещи, как старые блюда и напряженность и драматизм. Для общего спокойного освещения можно использовать светильники непрямого света ни те светильники, сделанные в углублениях, а для местного освещения – простые настольные лампы. [25]


Ампир

АМПИР оказал большое влияние на русский интерьер. В этом стиле работали выдающиеся зодчие: Воронихин и Росси. И сейчас ностальгия по "старине" заставляет заказчиков и дизайнеров обращаться к "новому русскому ампиру".

Ампир - имперский стиль, возник как следствие великих походов и побед Бонапарта. Большое влияние на него оказала эстетика Древнего Рима. Расцвет русского ампира получил название "Александровский", поскольку приходился на время царствования Александра I.

Ампиру присущи перенесение античных, особенно римских, мотивов в архитектурное убранство и обстановку интерьеров. Декоративные панно, античные колонны пилястры, рисованные и лепные гирлянды украшают стены. Тема античности просматривается в портальном обрамлении дверей, в оформлении каминов, в трактовке мебели. На предметы обстановки непосредственно переносились античные архитектурные формы. Колонны, пилястры и карнизы чётко членили фасады шкафов, комодов и бюро. Опорные части столов и стульев принимали вид грифонов, львиных лап, а также колонн. Наиболее распространенным материалом было тёмное красное дерево, на фоне которого располагались строго симметричные бронзовые золочёные украшения. Позже, уже во времена Росси, получила применение карельская береза: "морёная" или окрашенная в белый цвет с тонкой золоченой резьбой.

"Дворцовый ампир" стал повторяться и в интерьерах помещичьих усадеб. Здесь основными материалами были уже исконно русские породы - берёза, ясень и липа, подкрашиваемые под красное дерево.

Разновидностью ампира стал стиль бидермайер. Украшения в нём были сведены к минимуму, зато больше внимания было уделено удобству и комфорту. Сначала этот стиль завоевал особенную признательность в купеческой среде, проникнув затем в особняки знати и городские квартиры буржуазии. [23]


Барокко

Барокко - стиль Людовика XIV - один из богатейших источников стилевых приемов. По-итальянски Barocco означает странный, причудливый.

Пространственный размах построек, мощные глубокие рельефы резной мебели, часто золоченой, криволинейные напряженные формы, блеск и пышность, всё это характеризует образный строй стиля.

Пасторальные сцены, толстенькие амуры, натюрморты из орудий и плодов сельского труда, предметов искусства - излюбленные темы барокко.

Цветовой колорит строится преимущественно на сочетании белого, золотого и пурпурного. У мебели - гнутые как будто приседающие ножки, многочисленные, вытекающие друг из друга "волны", увенчивающие каждый предмет характерной розеткой или "всплеском".

Богато и сложно декорированные драпировки покрывают столы, служат пологом кровати, висят на окнах.

Французское барокко отозвалось в таком направлении русской архитектуры как елизаветинское барокко, предстающее перед нами в сиянии золота и зеркального блеска.

В более поздний период барокко "мельчает". Формы мебели и убранства становятся менее экспрессивными. Более грациозны пропорции, более изящен и прихотлив орнамент. Рокайль, в переводе с французского - осколки раковины - характерный для того периода мотив орнамента составил название стиля рококо.

По изысканности, декоративной красоте асимметричных композиций, по духу интимности и внимания к личному удобству, рококо - одно из наивысших достижений в искусстве создания интерьера. [23]


^ Египетский стиль

Египетский стиль - первый из величайших стилей мировой культуры. Интерес к нему периодически то затихает, то возрастает. В XIX веке наблюдался период повышенного внимания к египетскому наследию, что нашло отражение в оформлении интерьеров того времени. например, в отделке Воронихиным Павловского дворца.

Сейчас мотивы древнего Египта тоже применяются при оформлении жилых интерьеров. Содержательно египетский стиль посвящён в основном трем темам. Тема воды и суши определялась значением Нила - животворного источника в жизнедеятельности египтян.

Растительность, особенно лотос и папирус, в стилизованном виде использовалась в архитектурных деталях. Плавание по Нилу являлось излюбленным сюжетом рельефов и росписей.

Другая тема вытекала из религиозных верований и культовых поклонений. Любимыми изображаемыми персонажами являются боги-чудовища с туловищами людей и головами животных, священные животные: скарабеи, змеи, кошки. Тема возвеличивания фараона и загробной жизни также отразилась в искусстве египтян. Сфинксы как воплощение мощи, пирамиды и геометрический орнамент, фараоны с характерными атрибутами власти явились её зримым выражением.

Образный строй архитектуры и искусства Древнего Египта отличается удивительным сочетанием монументальности, лаконичности и совершенством изящной пластики. Статичность геометрических форм и поз изображаемых персонажей, в их вечном покое, создавали атмосферу особой торжественности, сдержанной приподнятости и значимости. И именно эту образность наряду с характерными изобразительными и пластическими приемами доносит египетский стиль до современности. [23]


^ Эллинская культура

Эллинская культура, столь отдалённая веками, так же наложила отпечаток на современные жилые интерьеры. Из эллинского периода дошла до нас планировка частных домов, обращённая внутрь. Центром жилого строения являлся внутренний дворик, обнесённый колоннадой - перистиль. Этот залитый солнцем дворик являлся средоточием жизни всей семьи.

Сами колонны были решены в характерной для данной области ордерной системе. Каждый ордер имел свое пропорциональное строение и свою систему декора: дорический - строгий, лаконичный, мощный "мужской" ордер, ионический - изящный утонченный "женский" ордер, с характерными закруглениями валют, коринфский - декоративный "растительный" ордер. Они во многом определили формирование последующих стилей мирового искусства.

Пол украшался мозаикой из раскрашенной мелкой гальки, цветных ракушек, стекловидных сплавов. Этот прием, перенесённый на стены, используется и сейчас.

Фресковые росписи стен всегда были орнаментальными. Популярностью

пользовались и геометрические орнаменты, особенно меандры и стилизованные элементы местной флоры (лавр, акант, плющ).

Дом "охраняли" маски Диониса и Артемиды, широко применялись украшения и утварь из глины. Эллины устраивали бассейны, украшая их дно мозаикой. Позже двери стали обрамляться мраморными наличниками, мрамором отделывался и порог. Стал использоваться прием росписи стен "под мрамор".

Форма немногочисленной обстановки диктовалась образом жизни. Обычай принимать пищу лежа породил ложе (клине), состоящее из каркаса, изголовья и изогнутых ножек. Клине украшалось инкрустацией из слоновой кости, черепахового панциря, рога, стекла.

Иногда пищу принимали и сидя на маленьких стульчиках. При этом для каждого подавался легкий столик. Ордерные детали вводились ещё и в оформление мебели.

Шкафов не существовало, одежду хранили в ларях из кедрового дерева, окованных золотым листом.

На протяжении всей эпохи типы мебели были постоянными, и только система украшений становилась более обильной и броской.

Римский (патрицианский) стиль представлял собой сплав культуры греков и этрусков. Эстетика гармонии эллинов была дополнена экспрессивностью, брутальностью, яркой цветностью, характерными для этрусков.

Римский стиль имел ряд особенных черт, нашедших воплощение в планировке и оформлении жилища. Центральной, главной частью римских домов, был зал-атриум, часто имевший верхнее освещение.

Греческие ордера римляне дополнили еще богаче декорированным композитным ордером, сочетавшим элементы коринфского и ионического.

Отделку и убранство городского жилища, называемого домус, определяло стремление к роскоши и большим масштабом.

Все больше помещений располагалось вокруг атриума: спальни (кубикулы), зимние и летние столовые (триклинии), кабинет хозяина (таблинум) с библиотекой.

Однако, как и в греческих домах, любовно отделанный внутренний дворик -

перистиль, оставался гордостью хозяев.

Отделка, характерная для римского периода, включала цветную мозаику, плитку из керамики и мрамора, которой мостились полы комнат. Детали стен (цоколи, карнизы, бордюры) украшались орнаментами.

Наряду с греческими пальметтами, меандром, листьями аканта и лавра, появляются специфические лавровые венки, орлы, играющие амуры и психеи. В росписях стен особой популярностью пользовались контрастные сочетания красного или белого с черным.

Такие приемы как расположение семейного очага в центральной зале, наличие в доме термы (бани) с бассейнами горячей и холодной воды, да и собственно водопровод пришли к нам из Древнего Рима.

Мебель изготовлялась из разных пород дерева. Легко привился в Риме греческий обычай возлежать во время еды и пира. Римские ложи имели точеные ножки в виде лап животных. Полукруглые изголовья украшались инкрустацией, а также бронзовыми головами львов, лошадей. В спальнях стояли маленькие деревянные или бронзовые столики на трех ножках для светильников.

Бронзовые треножники и курильницы для благовоний, канделябры, дверные ручки - кольца в виде Медузы Горгоны, сосуды для кипячения воды (самовары) на трех ножках в виде птиц, звериных лап, вазы из полудрагоценных камней. Вся эта богатая утварь дополняла интерьер патрицианских домов.

Античные мотивы широко использовались при оформлении интерьеров

Павловского Дворца.

Римский стиль подготовил рождение нового стиля - стиля Византийской империи. [23]


Византия

С 337 г. в Византии христианская религия становится государственной и создаются условия для созревания новой культуры.

Яркая образность и символизм христианства нашли отражение в искусстве и архитектуре Византии.

Обращение к Богу осуществлялось через купольное сооружение, символизировавшее небесную сферу.

Купол опирался на четыре массивные опоры, расположенные по углам. Пересечение образовавшихся проходов образовывало форму креста - впоследствии типичную для христианской архитектуры.

Жилые и парадные помещения располагались на втором этаже вокруг главного зала и были связаны коридорной системой. Многочисленные ниши, дверные и оконные проёмы богато декорировались орнаментом.

Главная роль в интерьере принадлежала цветному мрамору и мозаике. В отличие от античных мозаик, набиравшихся из морской гальки и кусочков разноцветного мрамора, в Византии применялась мозаика из цветного стекла-смальты.

Для золотого фона использовали прозрачную смальту с прокладкой из золотой фольги. Получалось мерцание, лишавшее стену привычной материальности. Этот эффект придавал совершенно новый смысл архитектурному пространству. Этим "божественным светом" византийцы стремились пронизать мозаики, фрески и иконы.

Многообразная утварь византийцев богато декорировалась, особенно часто это делалось украшениями из эмали. Эмалями украшались иконы, посуда и ювелирные украшения.

От римлян византийцы переняли технологию цветного стекла и научились его гравировать. Из стекла изготовлялись витражи, расписанные цветными эмалями. Для украшения интерьера применялась плитка, покрытая глазурью, а также изделия из слоновой кости.

Византия оказала непосредственное влияние на культуру Древней Руси, средневековую культуру стран Западной Европы и Балкан. [23]


Средневековье

Средневековье в меньшей степени наложило отпечаток на интерьер современных квартир. Вместе с тем, уже однажды возродившись в неоготике - стилевом направлении начала ХХ века, средневековье и в настоящем может оказать влияние на стилистику интерьера. В чем же оно может сказаться? Прежде всего - это прочитываемая в интерьере каркасная конструкция, которая базировалась на диагонально перекрещивающихся арочных сводах. "Готический свод" подразумевает характерную расчленённость поверхности сетью выступающих ребер. Узнаваемы стрельчатые арки, ниши, оконные проёмы, прихотливо украшенные орнаментом-переплётом в верхней части. Господство вертикалей и вытянутость пропорций сказываются во всем: в архитектурных деталях, в элементах обстановки, в украшениях. В отделке широко применялись витражи. Красочные переливы, создаваемые ими, составляли неповторимый колорит средневековой атмосферы. Наряду с перенятыми из античности сундуками и ларями в обиход входят расписные шкафы, буфеты и конторки. Популярны табуреты на трех ножках с треугольным сидением. Массивные, широкие, лишённые украшений кровати снабжались балдахином на четырех резных стойках. К балдахину подвешивался полог. В богатых домах для полога использовались дорогие привозные ткани - муар, атлас, бархат, шелк. Стены помещений украшались яркими шпалерами, а позже - шпалерами-мильфлер. Фоном основного рисунка на них являлся мелкий цветочный узор. Ансамбль интерьера непременно включал Распятие. Образ страдающего Бога среди окружающего великолепия, в череде мирских утех напоминал о бренности земной жизни. [23]


Функционализм

Функционализм - стилевое направление, определившее лицо архитектуры и интерьера нашего века. Лозунг функционализма - "дом-машина для жилья" явился вестником массового жилищного строительства.

Основу функционализма заложил немецкий архитектор Вальтер Гропиус, призвавший формировать жизнь средствами современной техники, опираясь на логику инженерного мышления. Конструктивно целесообразное оказалось на первом месте. Индивидуальному противостояла стандартизация.

Мис ван дер Роэ впервые воплотил идею непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений. Это предложение явилось подлинным прорывом в области организации пространства, который определил современные приемы планировки.

Количество обстановки свелось к минимуму. Этого удалось достичь еще и потому, что стала применяться встроенная система шкафов и стеллажей.

Мягкая мебель стала состоять из металлических каркасов, заполняемых подушками или обтягиваемых тканью.

Стекло, используемое раньше в мебели исключительно как компонент витрины, стало применяться в качестве столешниц и перегородок. Это породило особый эффект эфемерных плоскостей, при котором лежащие на них предметы как бы повисали в воздухе.

Появилась мобильная и трансформируемая мебель. Модульные элементы и структуры формировали среду рационального быта.

Из интерьера ушёл декор, возобладали чистые, лаконичные формы. Зато большая роль стала отводиться текстурам и фактурам применяемых материалов и их сочетаниям.

Таким образом функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие, получившее название - Евростандарт. [23]


Модерн

В начале ХХ века на развитие интерьера наложил отпечаток стиль, известный у нас под названием модерн. Модерн ниспровергнул архитектурные ордера, утверждая необходимость решения каждой задачи специфическими средствами. Поэтому он включил множество явлений: от рационализма шотландца Макинтоша до мистицизма Гауди.

Характернейшей чертой модерна являлись прихотливо изогнутые линии, которые образно были названы "удар бича". В единой экспрессивной устремленности в орнаменте всё сплеталось и превращалось из одного в другое: паны и демоны, кентавры и женщины-птицы, цветы-волны, тритоны и нереиды.

Модерн не оставил интерьеру ни одного прямого угла: все было подчинено текучей пластике. Однако, прежде всего специфика модерна выразилась в новом решении пространства особняков.

В классике перспектива парадных покоев шла вдоль главного фасада. В эклектике главная перспектива развивалась по поперечной оси в глубину здания. В модерне круговые анфилады с органичным слиянием пространств, стоящихся по спирали вокруг центральной оси, были рассчитаны на восприятие в движении. Новая, неожиданная точка зрения, открывающаяся за каждым поворотом, была подчеркнута витражом или декоративной решёткой.

Характерно применение широких арочных проемов в интерьерах, открытых на лестницу и оформленных ажурной решеткой или декоративной драпировкой. Появлялась возможность "трансформации" пространств, связи и изоляции отдельных помещений, достижения эффектов дневного и вечернего освещения.

По-своему решались оконные проемы и рисунок застекления. Наиболее парадные интерьеры раскрывались вовне через большие окна в расчете на восприятие их снаружи в вечернее время. В других помещениях делались узкие оконные проёмы для улавливания эффектных первых или последних лучей солнца.

Все предметы обихода периода модерна были так эстетизированы, что интерьер приобретал выставочный характер. Отделка интерьера строилась на контрастах. Применялись ранее не сочетаемые материалы и приемы декора. Подчеркнуто монументальному камину могла сопутствовать ажурная люстра.

В интерьере преобладали монументальные виды искусства, и даже редким станковым произведениям придавалось монументальное звучание.

Как никакой другой стиль, модерн активно влиял на образ жизни и формировал мироощущения целого поколения. [23]


^ Современный мягкий стиль

Мягкий стиль - это модные обтекае­мые формы, дающие ощущение ком­форта. Легкий и воздушный днем, он ночью, благодаря приглушенному све­ту множества памп с абажурами, мерцанию свечей и при отсутствии верхнего освещения, создает теплую атмосферу. Этот стиль подойдет для любого дома: и старого, и нового. Архитектурные детали не важны, по­тому что создать требуемую атмос­феру можно с помощью декоратив­ных аксессуаров.

Цвета преимущественно пастель­ные, даже блеклые, либо теплые и

приглушенные, например, серовато-розовые. Они дополняются коричне­ватыми оттенками и яркими пятнами.

Гармонично сочетаются несколь­ко разных узоров. Традиционные мо­тивы, такие, как шеврон, клетка и ре­шетка, спокойно уживаются с абст­рактным дизайном, имитирующим тек­стуру или мелкий цветочный рисунок.

Используется обилие тонких тка­ней в качестве занавесей и обивки. Строгие римские шторы выглядят сдержанно и благородно. Дополни­те их простыми прямыми занавеся­ми, которые можно подвязывать.

Стены оклеиваются обоями с неж­ным рисунком или красятся в мягкие тона с эффектом зернистости и по­ристости. Аналогично можно обра­ботать двери и рамы. Камин обычно окрашен. Потолок неизменно белый, чтобы комната казалась светлее и просторнее, о пол целиком прячет­ся под ковром или покрывается слег­ка окрашенным деревом.

Завершающие штрихи выдержа­ны в том же стиле: керамика с по­трескавшейся глазурью, круглой или прямоугольной формы; настольные лампы с большими коническими аба­журами высокие вазы, подушки со светлыми узорами и коврики бледных тонов.[18,7]


^ Городской стиль

Этот контрастный монохроматический стиль лучше всего подходит для го­родского жилища.

Несмотря на заимствования из других стилей мебель городского ди­зайна имеет четкие линии. Для окон предпочтительны жалюзи или строгие римские шторы. Пропускаемый ими свет не нарушает уединения.

Очень важны цвета, преоблада­ют функциональные черный или се­рый, и блеск хромированных деталей мебели.

Аксессуары бывают и других то­нов, но яркие акценты сведены до ми­нимума: ваза простой формы, боль­шая абстрактная гравюра на стене.

Мебель имеет четкие формы, ми­нимум деталей. Шкафы либо стеклян­ные – в них выставлены керамика или цветные предметы – либо однотон­ные закрытые, куда все убрано с глаз.

Аккуратные обеденные столы, не­редко с металлическими ножками. Вместо скатертей предпочитают по­казывать крашеное – обычно чер­мат – дерево и чистые линии стола. Обивку имеют только диваны – длин­ные, с низкими спинками, нейтраль­ного, черного или серого, цвета. Несколько кресел, не менее двух диванов, стулья из хромированных стальных трубок или кожи.

Освещение – важная составляющая этого стиля, оно должно быть и декоративным, и функциональным. Простые настольные и напольные лампы выполнены в стиле 30-х годов. Настенное освещение смягчает цар­ствующие четкие геометрические формы.

Количество аксессуаров мини­мально: керамическая ваза с высо­кими цветами, тюльпанами или ли­лиями, красивое комнатное расте­ние с крупными листьями. Хромиро­ванные столовые принадлежности сочетаются со стольной трубчатой мебелью.

Строгий и утонченный, бескомп­ромиссный и четкий, этот стиль с его простыми линиями идеален для го­родского жилища, где ценят про­странство.

[18,13]


«Сельский » стиль в городе

Для городских жителей, вдохновлен­ных «сельским» стилем, коттедж в модели не всегда подходит. Часто в городском доме трудно вос­создать уют маленького «сельского» уголка, особенно если потолки слиш­ком высокие, а окна – слишком ши­рокие.

Сохраняя ностальгическую атмо­сферу загородного дома, современ­ный стиль все же выглядит более утон­ченно. Полосатая фактура сосновой мебели и пола, сдержанные цвета тканей и обоев, фарфор создают удобный интерьер, в котором просто и покойно.[18,19]


^ Традиционная элегантность

Этот стиль родился в XVIII веке – зо­лотом веке английского ремесленни­чества. В ту эпоху интерьер служил рамой для светской жизни, поэтому стиль больше подходит для главных комнат. В нем важны пропорции: если в вашем доме большие окна, высокие потолки, то он для вас.

Центром комнаты является камин с белым мраморным окружением в стиле матер, со стальной решет­кой. Над ним висит зеркало или се­мейные портреты, а рядом располо­жена цветочная композиция.

Стены как фон бледных тонов: голу­бого, лимонного, зеленого или се­рого. Для этого стили подходят спо­собы окраски под мрамор, с эффек­том зернистости, пористости. Вы мо­жете наклеить также обои с «реген­тскими» полосками, мелким рисунком или узором в китайском стиле «шинуазри».

Окна. Торжественные шторы украше­ны искусными ламбрекеном, фалда­ми, бахромой и оборками, тяжелыми кистями.

Ткани. Крупный цветочный или в полоску рисунок штор и покрывал, обив­ка и занавеси из дамаста или парчи.

Освещение приглушенное: настенные светильники, канделябры в парадных комнатах, керамические настольные лампы с шелковыми в складку или ситцевыми абажурами. Серебряные канделябры на обеденном столе и бу­фете создают особую атмосферу.

Традиционная элегантность – утонченное окружение для городской и загородной жизни. [18,23]


^ Стиль «домашняя библиотека»

Вспомните о деревенской домашней библиотеке, где вы писали любовное письмо, мечтали перед огнем ка­мина дождливым вечером, дремали над газетой, свернувшись на кожа­ном диване. В библиотеке всегда царит покой, эта комната предназ­начено для размышлений, а не для действий, что отражается в ее ди­зайне.

На «библиотечный» стиль повли­ял дизайн мужских клубов с тяжелой деревянной полированной мебелью, книжными шкафами от пола до по­толка, наполненными прекрасными

книгами в кожаных переплетах. Глу­матер просторные кожаные кресла, обитые декоративными латунными гвоздями, удобны и уютны. Из латуни изготовлены также каминные аксес­суары, светильники.

Но главным украшением библио­теки традиционного загородного дома является стоп в стиле Давен-порта с кожаной тисненой столеш­ницей и углублением для колен. Сидя именно за таким стопам, Чарлз Дик­кенс писал «Большие ожидания», «На­шего общего друга» и «Рассказ о двух городах».

[18,35]


Дом-оранжерея

Сделаем комнаты дома продолжени­ем оранжереи или даже ее заменой, если оно отсутствует. Общий вид – светлые, полные воздуха интерьеры. В доме недостаточно естественного света? Создайте свежий открытый ин­терьер, правильно подобрав цвета, ткани и мебель.

Цвета – мягкие пастельные (кре­мовый, белый) с большим количе­ством зеленого, от темно-изумруд­ного до светлого оливкового. На­сыщенные узоры листьев, цветов, о также узор «решетка» напомнят о саде.

Стены, окрашенные в светлые однотонные цвета, служат фоном для растений. Либо они оклеены обоями с цветочным узором.

Если вы хотите наполнить комна­ту растениями, пол, выложенный кам­нем, керамической плиткой или ме­нее дорогой виниловой, от попада­ния воды не пострадает. Циновки из кокосового волокна, сизаля или пест­рые лоскутные коврики привнесут в дом уют и тепло. Если вы используе­те ковры, то предпочтительнее есте­ственных цветов.

Мебель тоже напоминает о при­роде – плетеная, из бамбука и трост­ника Окрашенные в белый цвет ко­ваные металлические изделия выгля­дят замечательно, но неудобны. А мяг­кая мебель не соответствует стилю. Поэтому воспользуйтесь множеством узорчатых и однотонных подушек разного размера.

Оформление окна зависит от его формы, размера и дизайна интерье­ра. Тростниковые или бамбуковые жалюзи хорошо сочетаются с мебе­лью из этих же материалов, а што­ры – с цветочным рисунком, ролле­ры – с пышными подушками.

Для освещения используются пле­теные абажуры или стеклянные шары настенных ламп с белой кованой металлической частью. Светильники, спрятавшиеся среди растений, осве­щают листья.

И конечно, вам понадобится мно­жество контейнеров для растений, которые являются главной составля­ющей этого стиля, а также обилие живых цветов, чтобы в доме круглый год царило лето.

[18,41]

^ Георгианский стиль

Георгианский стиль XVIII веко счита­ется вершиной в истории английской архитектуры и дизайна интерьера. Влияние греческой и римской архи­тектуры, рост богатство в стране при­вели к возникновению этого стиля, применявшегося в оформлении домов с большими комнатами, высокими по-

толками и окнами. Однако он подхо­дит также для современных пропор­циональных комнат, элементы его можно использовать и в более скром­ных жилищах.

Сдержанный и изящный стиль, которому отдавали предпочтение в то время, основывался на безупречной пропорциональности. Главное –это симметрия и равновесие: обста­новка на одной стороне комнаты дол­жна быть уравновешено с другой сто­роны. Классический камин, обрамлен­ный колоннами, является средоточи­ем комнаты. Ниши по его сторонам вторят декору камина. Мебель и ук­рашения тщательно подобраны.

Георгионские комнаты архитек­турно обычно делились на три час­ти: цоколь, красивый широкий фриз и карниз.

Стены. В XVIII веке обои стоили до­рого, их редко приклеивали прямо на стену. Ткань или бумага, приклеен­ная на холст, крепилась к рейке, а та – к стене.

Деревянные панели были дешев­ле и бумаги, и ткани. Твердой древе­сине обычно оставляли ее естествен­ный цвет, но более дешевый матери­ал и сосну всегда окрашивали – со­сна стала модна лишь в XX веке. Встроенная мебель изобретена не в XX веке, а раньше: открытые шкафы вписаны в ниши по обеим сторонам камина.

Сначала в XVIII веке панели кра­сили в серый, коричневый, оливковый или белый цвета. Позже вошла в упот­ребление более широкая палитра красок: желтая, красная, небесно-голубая. Порой белая или цветная лепнина, обычно используемая лишь на карнизах и фризах, соседствова­ла с панелями контрастного цвета. Окна в гостиной нередко были от пола до потолка. Типично окно, раз­деленное на двенадцать частей (по шесть в двух оконных пролетах). В то время ткань стоила дорого, поэтому ее использовали очень экономно: римские шторы с искусными ламб­рекенами и фестонами, австрийские занавеси или фестончатые шторы.

Полы. Обычно каменный или нату­ральный деревянный пол покрывался соломенной или тростниковой цинов­кой. Ковры, которые прежде вешали на стены или клали на стол, в круп­ных домах, затем и в менее богатых, появились и на полу. [18,45]


^ Викторианские ценности

Викторианский период (1837-1901) -время быстрого промышленного раз­вития, которое отразилось и на ди­зайне интерьера. В этот период на­чалось массовое производство того, что раньше было доступно лишь бо­гатым. Мебель с элементами декора но фабрике делалась быстрее и за меньшую цену, чем простая мебель – вручную. С улучшением качество набивки и ткачества узорчатые ткани ста­ли использоваться вместо печатных и сотканных вручную.

Характерные цвета и узоры Особое почитание природы отражалось в ди­зайне. Обилие цветочных узоров, ярких насыщенных и постельных цве­тов.

Восток оказал большое влияние на стиль. Это был период расцвета Британской империи. Циновки с тра­диционными узорами клали на лаки­рованные деревянные полы или на ковры.

На окнах были тяжелые портьеры, подвязанные кистями. Их дополняли

декоративные ламбрекены и кружев­ные длинные занавеси. Мебель – от сильно декорированной до громоздкой внушительных разме­ров из темного дерево. Подлинные образцы дороги, но хорошие копии доступны.

В доме полно безделушек, кар­тин в темных деревянных рамках, фо­тографий – в серебряных, расписно­го фарфора, книг в кожаных пере­плетах и, конечно, растений. Викто­рианский дом будет не попон без хотя бы одного азиатского ландыша.[18,51]


^ Стиль периода королей Эдуардов

В 80-е годы прошлого веко тяжелые темные интерьеры, перегруженные мебелью, стали непопулярны. Эдуар­ды, молодые викторианцы, предпочи­тали более простой, светлый дизайн в своих домах. В моду вошли более светлые породы дерева: дуб, орех, береза, сикомора. Для окраски вы­бирались кремовый, белый, зеленый, розовый или светло-желтый цвета

Наибольшее влияние, но этот стиль оказал Уильям Моррис, возглавивший движение «Искусство и ремесла» про­тив массовой машинной продукции начала викторианской эпохи. Все –от мебели до керамики – производи­лось вручную и имело индивидуаль­ный характер.

Влияние также оказали Эмброуз Хил, новизна дизайна которого со­стояла в простоте форм, показе ес­тественной красоты дерева, и Либер­ти, чьи известные гравюры в стиле ар нуво стали символом времени. Мебель отличается плавными линия­ми и круглыми формами. Характер­ные детали: тонкие вертикальные ли­нии стульев и изголовий кроватей, вместо металлических ручек – углуб­ления, много декоративной резьбы по дереву.

Обои и ткани имеют узоры с природ­ными мотивами. Вьющиеся розы, уд­линенные стилизованные тюльпаны и ирисы вторят линиям мебели. Полы из крашеного дерево покрыты

восточными коврами. В холле обыч­но выложена плитка в черно-белую клетку или с использованием синего, бежевого и коричневого цвета. В до­мах того периода плитку выкладыва­ли и перед домом. Для окон, дверей и фасада дома использовалось цветное стекло.

Аксессуары: чеканные тарелки, чаши, вазы из олова и меди, декоративная эмаль и новое экспериментальное стекло с изящными деталями.

[18,57]


^ В стиле тридцатых годов

Обтекаемые формы машин, кораб­лей, поездов в 30-е годы сначала ото­звались в дизайне пригородных до­мов. Гостиные и спальни наполнились крупной мебелью в стиле океанско­го лайнера из светлого дерева, от­деланного хромом.

Наиболее известный стиль 30-х годов – ар деко. Его название про­изошло от материал парижской выс­тавки «Современные декоративные и промышленные искусство» 1925 года. Ар деко использовал плавные линии и приглушенные пастельные цвета стиля ар нуво, а также заим­ствовал ярко-оранжевый, розовато-лиловый, желтовато-зеленый цвета и угловатые линии декораций и кос­тюмов, созданных для дягилевских Сезонов русского балета в Париже в 30-е годы. С обнаружением гроб­ницы Тутанхомона стол популярен египетский орнамент, а также орна­мент ацтекских храмов.

Стены – белые, бежевые под мра­мор или шероховатые с бросающим­ся в глаза фризом. Пол покрыт каче­ственным паркетом, линолеумом и ци­новками. Улучшение техники работы с фанерой повлияло на дизайн и фор­мы мебели, закругленные углы – от­личительная черта. Хром, стекло, кожа и черный лак комбинируются с бледной сикоморой, мрамором, оре­хом, светлым дубом, а также с тем­ными породами дерева.

На окнах – деревянные ламбре­мате, крашеные или с обивкой и фес­тонами. Альтернатива шторам – де­ревянные или металлические жалюзи. Характерны светильники из матового стекло в форме чаши с основанием е виде бронзовой женской фигуры. [18,63]


^ Итальянский дизайн

Поистине, нужда – мать открытий, и это нигде так не очевидно, как в Ита­лии, где люди живут в тесных квар­тирках. И действительно, итальянские дизайнеры известны многофункцио­нальной, экономящей пространство мебелью.

Например, столы – складные, с откидной доской, превращающей консоль е обеденный стол. В обман­чиво простом стенном шкафу прячут­ся все домашние вещи, из «ею выд­вигается столик и гладильная доска.

Для современной итальянской ме­бели характерны четкие линии. Тра­диционный тройной комплект из ди­вана и кресел здесь не годится. От­дельные стулья используются с деко­ративными целями Простой мягкий диван контрастирует с блестящим, хромированным плетеным или пласт­массовым стулом.

Вместо обычной обивки — съемная, удобная для чистки Нередко ис­пользуются металлические каркасы с шитыми дополнениями; пышными по-

душками вместо подлокотников, высокой спинкой (в собранном виде она поддерживает голову).

Очень важно освещение. Лампы напольные, регулируемые настольные хромированные или из матового чер­ного металла на кронштейне являются декоративным акцентом в гостиной, спальне, кабинете. «Космические» люстры низко нависают над журналь­ным или обеденным столом. [18,69]


^ Классический светлый скандинавский

Скандинавский стиль очень подходит для городского жилища несмотря на преобладание дерева и тканей из натурального волокна. Чистые линии, практичная встроенная мебель в со­четании с ярким абстрактным рисун­ком тканей характеризуют легкий и современный дизайн.

Возникновение этого стиля в 1930-е годы связано с именем финского архитектора Алваром Аалто, изготав­ливавшим гнутую мебель. Стремительные изгибы его березовой мебели на деревянном гнутом каркасе – вне времени. Модели Аалто производят­ся и сейчас, замечательно вписыва­ясь в современный интерьер.

Однако необязательно приобре­тать именно их. Светлое дерево нейт­ральных тонов, оживленное яркими 1 цветными пятнами, плавные формы позволят достичь того же результата.

Важно, чтобы мебель и полы были деревянными, если возможно, то стены и потолок тоже. Понадобятся еще негладкие коврики ручной роботы и ткани неплотного плетения. [18,75]


^ Стиль Тюдоров и Якова

Многие из нас имеют подлинную или стилизованную под старину мебель. Новичку не удастся определить ни розницу между ними, ни даже к како­му историческому стилю они принад­лежат, поэтому познакомимся немно­го с историей мебели,

В XVI и XVII веках рост богатства Англии выразился в широком спросе на мебель для новых отстроенных домов.

Напыщенное подражание ренессансному стилю, пришедшее в Анг­мат из Германии и Голландии, соот­ветствовало вкусом королевы Елиза­веты. Трудно было найти мебель, ко­торая не была бы перегружена ук­рашениями. Поверхности покрывали искусные инкрустации, перекрываю­щие друг друга завитки, ленты, рас­тительный узор; ножки вырезались в форме луковицы.

Самым распространенным мате­риалом был дуб, для мозаики исполь­зовались и другие породы дерева. Подлинная мебель периода Тюдоров потемнела от времени, копии же XIX и XX веков специально выкрашены в черный цвет.

С ростом благосостояния населе­ния росло потребность в комфорте. Стулья становились легче, их обива­ли бархатом и шелком.

Мебель в стиле Якова по формам соответствовала елизаветинской, но была менее напыщенна. Кровати с балдахинами, модные на континен­те, стали популярны в богатых анг­лийских домах вместе со стульями и креслами, обитыми той же тканью, что и на балдахине. [18,79]




Скачать 312,91 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер312,91 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх