Моу специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Профилактика и преодоление математических трудностей у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Автор: Красовская Т. И icon

Моу специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Профилактика и преодоление математических трудностей у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида Автор: Красовская Т. И


Смотрите также:
Ной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната...
Приказом огоу «Шегарская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»...
Методическое объединение учителей начальных классов реферат...
Отчет о работе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы...
Отчет о работе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы...
Публичный отчет директора Муниципального (специального) коррекционного образовательного...
«Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №26 Івида»...
Публичный доклад кгсоу «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат...
Программа «социализация учащихся младших классов коррекционной школы»...
Тема проекта
Обучение профессионально-трудовым навыкам на уроках швейного дела учащихся 10-11 классов в...
Воспитательная программа по патриотическому воспитанию для 5-9 классов Составили...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
МОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат


Профилактика и преодоление математических трудностей у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида


Автор: Красовская Т.И.


2004 год


Величинные и количественные отношения.


Овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Эти функции мыслительной деятельности у умственно отсталых детей недостаточно развиты. Такие дети имеют очень небольшой общественный опыт, не владеют способами его усвоения. У них ограниченный запас наблюдений, бедный словарный запас, отмечается общее недоразвитие речи. Дочисловые знания их несовершенны. Большинство умственно отсталых детей испытывают трудности в сравнении предметов по размерам, не владеют необходимой лексикой, определяющей признаки предметов по величине (длинный, короткий, равные (одинаковые), разные по длине, длиннее – короче, высокий – низкий, широкий – узкий и т.п.), нередко употребляемые детьми слова не отвечают предметному содержанию.

Усвоив названия числительных по порядку, умственно отсталые дети могут допускать ошибки при пересчете конкретных предметов, особенно, если они расположены в непривычном для них положении на плоскости или в пространстве (сверху вниз, наклонно по отношению к краю листа бумаги, вразброс и т.д.), при счете от любого заданного числа в прямом и особенно обратном порядке. Узнавая и правильно называя цифры по порядку, такие дети ошибаются при предъявлении их вразброс, не соотносят цифру с соответствующим числом и предметным множеством, не владеют специфической математической лексикой.

В играх дети учатся производить сравнения, сопоставления, элементарный синтез и анализ, делать заключения. Всё это способствует коррекции мышления.

^ Дидактические игры и занимательные упражнения для закрепления понятий о размерах:

большой – маленький:

1.Подбери по величине.

Материал игры: геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги, треугольники) двух размеров – большие и маленькие.

^ Содержание игры. Учитель кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – 3 маленькие. Кто ошибся, тот получает фант. Выигрывает тот, кто не имеет фантов или имеет наименьшее их число.

Игра проводится с небольшой группой детей (6-7 человек). Поэтому ее целесообразно проводить во внеурочное время.

^ 2.Игра с пирамидкой.

Материал игры: пирамида.

Содержание игры. Кольца пирамиды учитель рассыпает на столе, вокруг которого сидят 4 – 5 детей.

Первый ребенок берет самое большое кольцо и говорит: «Это самое большое кольцо», следующий ребенок берет кольцо поменьше и кладет рядом, приговаривая: «Это колечко поменьше», и т.д. Последний – кладет самое маленькое кольцо. Если ребенок ошибется, то он пропускает ход и получает фант. По окончании игры фанты подсчитываются. Выигравшим считается тот, кто не имеет фантов или имеет их меньше всех. Он и собирает пирамидку, нанизывая на подставку одно кольцо за другим.

^ 3.Игра с матрешками.

Материал игры: матрёшки.

Содержание игры. Правила игры те же, что и в предыдущей игре. Дети расставляют матрешек от большей к меньшей или от меньшей к большей. Выигравший вкладывает матрешку в матрешку.

Вместо объемных игрушек дети сами могут изготовить из картона и раскрасить различные трафаретки овощей, фруктов, грибов разных размеров. С наборами таких пособий можно организовать подобную же игру. Например, путем обводки один из детей делает 12 больших грибов, другой – 12 грибов поменьше, третий – еще меньше и т.д. Все эти грибы раскрашиваются, и для каждого ребенка составляются наборы грибов разного размера.

Примечание. Игра может проводиться как во внеурочное время, так и на уроке. При организации игры на уроке желательно каждому ученику дать набор однородных предметов или трафареток. Учитель дает указание всему классу: «Расставить матрешек (разложить грибы) по росту – от самой большой до самой маленькой. Выиграет тот, кто это сделает верно и быстрее других ребят». Итог подводится тогда, когда все ребята выполнят задание.

^ 4.Что в руке?

Материал игры: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).

Содержание игры. Учитель вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки: большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.

В данной игре, помимо закрепления понятий большой – маленький, закрепляются и пространственные представления, развивается моторика, тактильные ощущения.

^ 5.Парные картинки.

Материал игры: набор картинок с изображением различных предметов двух размеров.

Содержание игры. Картинки дети рассматривают и перемешивают. Затем кладут их на стол учителя изображением вниз. После этого по очереди тянут картинки, называют изображенные предметы и раскладывают их: в большую коробку кладут картинку с изображением большого предмета, в маленькую коробку – картинку с изображением маленького предмета, например большой круг – в большую коробку, маленькую пуговичку – в маленькую коробку и т.д.

^ 6. Большие и маленькие предметы.

Материал игры: картинки с изображением различных предметов – мебели, животных, фруктов, овощей, учебных принадлежностей и т.д.

^ Содержание игры. Дети по очереди вытаскивают карточки с изображением предметов и ставят их в наборное полотно в два столбика: левый и в правый. Например: на карточке слон (большой) ребенок должен поставить карточку слева; на карточке ежик (маленький) – карточка ставится справа и т.д. Выигрывает тот ряд, в котором было меньше всего ошибок. Играя, дети учатся дифференцировать большие и маленькие предметы.

^ 7. Какой круг надо положить?

Материал игры: игрушки или другие предметы разной величины, круги большие и маленькие (у каждого ребенка).

Содержание игры. На демонстрационном столе раскладываются предметы: большие и маленькие мячи, шары, куклы, башенки, ведра, лопатки, матрешки, книги, блокноты и т.д. Ученики выстраиваются у стола друг за другом, и каждый кладёт около предмета большой или маленький круг. Когда около каждого предмета будут лежать круги, учитель спрашивает: «Сколько больших кругов? Сколько больших игрушек? Сколько маленьких игрушек? Сколько маленьких кругов?»

Примечания. 1) Если дети не умеют считать, счет не производится. 2) Если игру трудно организовать на уроке, то ею можно заняться во внеклассное время. В этом случае пособием для игры может служить мебель в комнате, где проходит эта игра.

^ 8. Игра с кругами.

Материал игры: круги большие и маленькие (радиусами соответственно 1 см и 2 см). Кругов столько, сколько детей, но больших вдвое больше, чем маленьких.

^ Содержание игры. Учитель показывает детям два круга – большой и маленький. Дети различают их по величине. После этого учитель раздает детям круги. Получая круг, ребенок должен назвать, большой это круг или маленький. Затем учитель предлагает детям, которые получили большие круги, построиться слева, а остальным – перед ним. Теперь дети должны выполнить задания. Взять в правую руку маленькие круги. Поднять круги вверх. Опустить круги вниз. Положить большие круги в большую коробку. Положить маленькие круги в маленькую коробку.

В данной игре закрепляются понятия большой – маленький, развиваются пространственные представления детей.

^ 9. Цветные круги.

Материал игры: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной величины. Вкладки – круги такой же величины и разного цвета.

^ Содержание игры. Дети, подбирая круги определенной величины, вкладывают их в соответствующие углубления. После того как все круги разложены по местам, ребенок говорит, какого цвета самый большой круг, какого цвета круг поменьше, какого цвета самый маленький круг.

В игре закрепляется понятие о величине предметов. Дети учатся различать цвета, запоминают образы геометрических фигур.

Игра способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, внимания, наблюдательности.

10. Игра в лото.

Материал игры: 1) Карточки (8 х 4 см), которые разделены на четыре равные части. В каждой части карточки нарисованы предметы или геометрические фигуры разных размеров.

2) Трафаретки предметов или геометрических фигур, равные по величине нарисованным на карточках.

^ Содержание игры. Каждый ребенок должен подобрать к нарисованному на карточке предмету такой же величины трафаретку.

Затем учитель проверяет, правильно ли дети расставили трафаретки на карточках лото. Выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

Дети учатся дифференцировать предметы по величине, сопоставлять, сравнивать. Игра развивает их внимание, наблюдательность, совершенствуются зрительные восприятия, моторика.

^ 11. Игра в поручения.

Материал игры: игрушки – большие и маленькие мячи, куклы, фигурки животных, грибы и т.д. Игрушки разложены на столе.

Содержания игры заключается в том, что учитель просит ребенка принести:

  1. маленький мяч;

  2. мяч побольше;

  3. мяч такой же величины;

  4. в правой руке большой гриб, а в левой – маленького слоненка.

Остальные дети проверяют правильность выполнения поручения. Для успешного проведения игры следует предварительно с детьми повторить, где у них левая, а где правая рука, а также назвать и показать все большие и маленькие игрушки.

Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную длину, ширину, высоту. Дети будут дифференцировать предметы по этим признакам.

^ 12.Что изменилось?

Материал игры: трафаретки больших и маленьких яблок, листьев, деревьев.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. На наборном полотне учитель выставляет большое яблоко красного цвета, маленькое яблоко зеленого цвета; большой кленовый лист желтого цвета и маленький березовый лист зеленого цвета.

Детям предлагается закрыть глаза. Учитель быстро убирает маленькое яблоко зеленого цвета. Что изменилось? Ребенок должен дать полный ответ: «Нет маленького яблока зеленого цвета».

В данной игре совершенствуются зрительные восприятия ребенка, его память, ребенок учится давать полные ответы, развивается его речь, обогащается словарь.

Начинать такую игру следует с небольшого количества предметов (например, с двух). Чтобы усложнить игру, количество предметов надо увеличить.

Для включения всех детей в игру следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Для более слабых детей надо давать упрощенные задания. Например, из двух или трех предметов убирают один наиболее яркий предмет (или его изображение).

Данную игру можно провести на различение предметов по длине, ширине, высоте (длинная и короткая лента, широкий и узкий пояс и т.д.). Например, на демонстрационном столе учитель раскладывает предметы: две ленты, одинаковые по ширине, но одна длинная, другая короткая; две полоски бумаги, но одна широкая, другая узкая, длина одинаковая.

В а р и а н т 2. Дети рассматривают предметы, сравнивают их по величине. Затем учитель предлагает одному из детей встать спиной к столу и убирает один из предметов.

Повернувшись, дети должны ответить, какой предмет убрали, какой он был по величине.

В а р и а н т 3. Глаза закрывают все дети, а один убирает в это время какой – либо предмет, а затем спрашивает: «Что изменилось?»

Количество предметов, различных по величине, можно постепенно увеличивать.

13. Кому что?

Материал игры: две куклы – большая и маленькая; одежда для кукол (по два комплекта): платья, ботинки, пальто, шапочки, конфеты, юбки; посуда (по два предмета): тарелки, вилки, ложки, чашки. Различия в величине кукол, одежды и посуды должны быть значительными, чтобы учащиеся могли их легко заметить.

^ Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель ставит на стол две куклы и предлагает определить, одинаковы ли они по величине, какая (по величине) одежда нужна большой кукле, какая – маленькой кукле. «Сначала оденем большую куклу. Затем оденем маленькую куклу».

Дети по очереди выходят и выбирают соответствующую одежду для каждой куклы. При этом свои действия они сопровождают речью: «Большой кукле наденем большое платье, маленькой кукле наденем маленькое платье» и т.д.

Затем учитель предлагает: «Посчитаем хором, сколько предметов одежды у большой куклы, сколько – у маленькой куклы. Одинаковое ли у них количество предметов?»

В а р и а н т 2. Учитель предлагает покормить кукол. Для этого надо накрыть стол для большой и маленькой кукол. Дети по очереди расставляют перед большой куклой большую по величине посуду, перед маленькой – маленькую. Учитель предлагает: «Посчитаем всю посуду на столе у большой куклы. Сколько предметов? Посчитаем посуду на столе у маленькой куклы».

В данной игре, кроме классификации понятий большой – маленький, развиваются элементарные количественные представления, дети закрепляют знания количественного счета на конкретных предметах.

^ 14. Сказка «Три медведя».

Материал игры: три плюшевых медведя (или трафаретки) – большой, поменьше, маленький; три стула, три миски, три ложки, три кровати соответствующей величины.

^ Содержание игры. Учитель рассказывает сказку о трех медведях. Дети должны распределить трем медведям в соответствии с величиной все предметы.

В игре дети учатся дифференцировать предметы по величине, соотносить предметы, учитывая их величину. Развивается способность детей сопоставлять, сравнивать, наблюдать.

^ 15. Что спрятано в мешочке?

Материал игры: в мешочек складываются большие и маленькие шары, кубики, пуговицы, монеты и т.д. Образцы таких же предметов соответствующих размеров разложены на столе.

^ Содержание игры. Ребенку предлагается достать из мешочка большой кубик. Он не глядя в мешочек, на ощупь отыскивает в мешочке большой кубик и достает его. Затем сравнивает по величине этот кубик с кубиком, который лежит на столе. (Предметы, разложенные на столе, предназначены для контроля правильности выполнения задания.)

В данной игре дети учатся мускульно различать большие и маленькие предметы, сравнивать, сопоставлять и контролировать себя.

Игру следует проводить систематически, можно связать ее с различением геометрических фигур и тел.

^ 16. Выполним команду.

Материал игры: круги большие и маленькие, палочки длинные и короткие, полоски широкие и узкие, столбики высокие и низкие.

Содержание игры. Вначале соревнование проходит между двумя детьми. Поставить ребят нужно так, чтобы они не видели друг друга, а класс видел бы обоих.

Сначала ведущим в игре будет учитель, а затем и сами дети. Дети выполняют команды учителя до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Затем вызывается новая пара.

Команда: «Взять в левую руку большой круг, в правую – маленький». Пауза. Если задание выполнено неверно, то дети должны хлопнуть. Если в группе или в классе тишина, то следует другая команда: «Взять в правую руку длинный карандаш, в левую – короткий; взять в левую руку высокий столбик, в правую - низкий» и т.д.

17. Домино.

Материал игры: карточки домино, на которых нарисованы предметы, различные по величине и расположению: большие и маленькие по величине овощи, фрукты, полоски различной длины, но одинаковые по ширине, различной ширины, но одинаковые по длине, дома высокие и низкие, деревья высокие и низкие и т.д. (Важно и расположение предметов: большой мяч расположен вверху, внизу, слева, справа, в середине.)

^ Содержание игры. Правила игры общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок должен слева или справа поставить карточку с соответствующим изображением. По окончании игры воспитатель осуществляет проверку, устанавливает, правильно ли подобраны картинки, учтены ли основные признаки предметов: их величина, расположение в пространстве.

Составление рассказа.

П


едагог читает рассказ, прикрепляя к фланелеграфу изображения предметов (отмечены значком

упоминаемых в тексте. Дети, начиная с третьего предложения, дополняют рассказ педагога.

- Возле большого дома стоял маленький домик . В нем жили большая собака и маленький щенок . У № собаки была большая миска , а у щенка . Собака грызла большую кость , а щенок .

Много разных – больших и маленьких предметов окружают нас.

^ Игра «Рассмотри и назови».

На столах детей лежат конверты. Педагог предлагает детям открыть конверты и взять карточки , на которых изображены:

Кошка, мышка;

Ворона, воробей.

Тыква, помидор;

Бочка, ведро;

Подсолнух, ромашка;

Медведь, еж;

Мяч, пуговица;

Яблоко, орех;

Груша, вишня;

Кастрюля, чашка;

Дерево, куст;

Ведро, стакан;

Лопата, совок;

Торт, печенье;

Курица, цыпленок;

Капуста, чеснок.

Педагог прикрепляет к магнитной доске карточку с изображением арбуза и сливы и дает детям образец высказывания:

-Арбуз большой, а слива маленькая.

Дети сравнивают предметы, изображенные на индивидуальных карточках, и отвечают, используя образец, данный педагогом.

На столах детей – двухполосные наборные полотна и подносы, на которых лежат шесть пар предметных картинок и три-четыре непарные картинки.

Педагог предлагает детям выложить на верхней полосе наборного полотна изображения больших предметов, а на нижней – маленьких и расположить их так, чтобы получились пары.

Дети выполняют задание.

^ Высокий – низкий:

Расставь палочки.

Материал игры: у каждого ребенка брусочек с углублениями, в которые он вставляет палочки. Семь палочек одинаковой толщины, но различной высоты – от 1 см до 7 см. Разница в высоте каждой палочки в 1 см.

^ Содержание игры. Каждый ребенок получает брусок с углублениями и 7 палочек разной высоты.

Учитель предлагает расставить палочки: «Начинаем ставить с самой высокой палочки и затем возьмем палочку пониже и т.д. Кто быстро и верно расставил палочки, показал и рассказал, какая палочка самая высокая, а какая самая низкая, тот и выиграл».

^ Выполним команду.

Материал игры: круги большие и маленькие, палочки длинные и короткие, полоски широкие и узкие, столбики высокие и низкие.

Содержание игры. Вначале соревнование проходит между двумя детьми. Поставить ребят нужно так, чтобы они не видели друг друга, а класс видел бы обоих.

Сначала ведущим в игре будет учитель, а затем и сами дети. Дети выполняют команды учителя до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Затем вызывается новая пара.

Команда: «Взять в левую руку большой круг, в правую – маленький». Пауза. Если задание выполнено неверно, то дети должны хлопнуть. Если в группе или в классе тишина, то следует другая команда: «Взять в правую руку длинный карандаш, в левую – короткий; взять в левую руку высокий столбик, в правую - низкий» и т.д.

Домино.

^ Материал игры: карточки домино, на которых нарисованы предметы, различные по величине и расположению: большие и маленькие по величине овощи, фрукты, полоски различной длины, но одинаковые по ширине, различной ширины, но одинаковые по длине, дома высокие и низкие, деревья высокие и низкие и т.д. (Важно и расположение предметов: большой мяч расположен вверху, внизу, слева, справа, в середине.)

^ Содержание игры. Правила игры общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок должен слева или справа поставить карточку с соответствующим изображением. По окончании игры воспитатель осуществляет проверку, устанавливает, правильно ли подобраны картинки, учтены ли основные признаки предметов: их величина, расположение в пространстве.

На подносе каждого ребенка – лист белой бумаги и силуэтные изображения высоких и низких предметов (пирамидки; елки; вазы).

-Возьмите лист белой бумаги. Положите его перед собой.

-Высокую елку положите посередине листа.

-Низкую пирамидку положите в верхний правый угол листа.

-Высокую вазу – в нижний левый угол листа.

-Скажите, какие картинки остались лежать на подносе?

-Низкая елка, высокая пирамидка, низкая ваза.

^ Широкий – узкий, длинный – короткий, а также сравнение предметов по этим существенным признакам:

Сделай лесенку.

Материал игры: шесть полосок из плотной бумаги различной длины, но одинаковой ширины. Ширина полосок 1 см, длина полосок 2 см, 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см. Полоски двух цветов – красного и синего.

^ Содержание игры. Каждый ребенок получает по шесть полосок. Учитель предлагает всем детям построить лесенку: сначала взять самую длинную полоску, затем на нее сверху положить полоску покороче и т.д.

«Посчитаем, сколько ступенек у лестницы. Какого цвета ступеньки, какие ступеньки по длине?» - спрашивает учитель.

Соревнование проходит по рядам. Тот ряд, в котором все дети построили лесенку верно, получает флажок.

^ Расставь палочки.

Материал игры: у каждого ребенка брусочек с углублениями, в которые он вставляет палочки. Семь палочек одинаковой толщины, но различной высоты – от 1 см до 7 см. Разница в высоте каждой палочки в 1 см.

^ Содержание игры. Каждый ребенок получает брусок с углублениями и 7 палочек разной высоты.

Учитель предлагает расставить палочки: «Начинаем ставить с самой высокой палочки и затем возьмем палочку пониже и т.д. Кто быстро и верно расставил палочки, показал и рассказал, какая палочка самая высокая, а какая самая низкая, тот и выиграл»

^ Глазки спят, а ручки работают.

Материал игры: карандаши, палочки, брусочки и т.д.

Содержание игры. В игре ребенок должен только путем мускульного ощущения определить, какой карандаш длинный, а какой короткий. Необходимо для этого брать карандаши со значительной разницей в длине. Дети рассматривают карандаши, сравнивают их по длине. Затем учитель предлагает ребенку «Закрой глазки. Угадай, какой карандаш я тебе дал: длинный или короткий». Остальные ребята наблюдают.

Такую же игру следует проводить на различение предметов по толщине. В игре дифференцируются понятия длинный – короткий, толстый – тонкий. Развиваются мускульные ощущения.

^ Выполним команду.

Материал игры: круги большие и маленькие, палочки длинные и короткие, полоски широкие и узкие, столбики высокие и низкие.

Содержание игры. Вначале соревнование проходит между двумя детьми. Поставить ребят нужно так, чтобы они не видели друг друга, а класс видел бы обоих.

Сначала ведущим в игре будет учитель, а затем и сами дети. Дети выполняют команды учителя до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Затем вызывается новая пара.

Команда: «Взять в левую руку большой круг, в правую – маленький». Пауза. Если задание выполнено неверно, то дети должны хлопнуть. Если в группе или в классе тишина, то следует другая команда: «Взять в правую руку длинный карандаш, в левую – короткий; взять в левую руку высокий столбик, в правую - низкий» и т.д.

^ Расположение предметов в заданной последовательности.

В игровой зоне разложены комплекты шарфов.

Педагог приглашает детей в игровую зону и делит их на команды. В каждой команде должно быть не более четырех детей.

-Давайте устроим соревнование. Каждой команде нужно разложить или развесить шарфики, начиная с самого широкого и заканчивая самым узким.


^ Игры для закрепления количественных понятий:

Много, мало, один, столько же, поровну:


Подбери столько же кружков.

Материал игры: карточки с числовыми фигурами; предметы для счёта: кружочки, пуговицы, трафаретки овощей или фруктов.

^ Содержание игры. Учитель раздает детям карточки с числовыми фигурами. Каждый ребенок должен к карточке подобрать соответствующее количество предметов. Учитель проверяет. Полный словесный отчет дают два-три ребенка. Например: «У меня на карточке три кружочка, я положил тоже три кружочка».

Флажок вручается ряду, в котором дети не допустили ошибок.

^ Подбери нужную карточку.

В а р и а н т 1. Материал игры: карточки с изображением различного количества предметов: грибков, звездочек, флажков, яблок (лежат на столе учителя); большой прямоугольник, нарисованный на доске, разбит на шесть – восемь клеточек, в которых нарисованы числовые фигуры.

^ Содержание игры. Из каждого ряда выходят по одному ребенку и тянут карточки, которые они должны прикрепить на ту клеточку, где находится числовая фигура, соответствующая количеству предметов на карточке.

Выигрывает ребенок выполнивший задание правильно и быстрее других.

В а р и а н т 2.^ Материал игры: из плотной бумаги заготавливается столько больших карточек (6 х 4 см), сколько детей в группе (классе), и в пять раз больше маленьких карточек (2 х 2 см). Большие карточки делятся на пять частей так, как показано на рисунке. В каждой части нарисованы кружочки. На маленьких карточках нарисовано соответствующее количество игрушек: мячи, барабаны, юлы, куклы, пирамидки.

^ Содержание игры. Учитель показывает табличку с цифрой, например 2. Ребенок находит маленькую карточку, на которой нарисовано две игрушки, и закрывает ею соответствующую клетку большой карточки. При этом он должен дать словесный отчет своим действиям: «Здесь два барабана, я закрыл два кружочка». Остальные проверяют. Игра продолжается, Выигрывает тот, кто первый закрыл всю большую карту и ни разу не ошибся.

Примечание. Игре должны предшествовать упражнения на сравнение множеств, на закрепление соотношения количества и цифры и наоборот.

В а р и а н т 3. Каждый ребенок получает одну большую карточку и пять маленьких. Каждую клеточку таблицы ребенок должен самостоятельно закрыть маленькой карточкой, на которой нарисовано соответствующее количество игрушек.

^ Столовые приборы.

Материал игры: картинные таблицы (8 х 9 см каждая), разделенные на клетки; в каждой клетке нарисовано по два-три предмета (ложки, вилки, тарелки и т.д.). На маленьких карточках (4 х 2 см) нарисованы те же предметы и в том же количестве, как и на таблицах, но в ином расположении.

^ Содержание игры. Каждый ребенок получает картинную таблицу и маленькие карточки. Он должен закрыть правильно каждую клеточку таблицы. Игра заканчивается, когда кто-либо закроет все клеточки таблицы. После этого идет проверка. Ребенок отчитывается, как он закрыл клетки таблицы. Например: «На таблице две вилки, и я положил сюда две вилки. На таблице три мелкие тарелки, и я положил три мелкие тарелки» и т.д.

Игра заканчивается тогда, когда все дети закроют карточками клетки таблицы. Затем проводится проверка. Дети по очереди рассказывают, как они заставили клетки таблицы.

В этой игре дети учатся сопоставлять множества предметов, учитывая количество одинаковых предметов в каждом из множеств, отвлекаясь от их пространственного расположения. В игре развивается речь детей.

^ Покажи столько же.

Материал игры: числовые фигуры у учителя, у учеников флажки или какой-либо другой счетный материал.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель показывает числовую фигуру, а дети должны показать столько же флажков, сколько кружков изображено на числовой фигуре. Тот ряд, в котором дети вернее и быстрее выполнят задание, считается победителем.

В а р и а н т 2. Учитель показывает числовую фигуру, а затем ее убирает. Дети по памяти должны воспроизвести количество кругов на числовой фигуре и показать соответствующее количество флажков.

Стук-стук.

Материал игры: карточки, на которых нарисованы разные предметы от одного до шести (у каждого ребенка по одной карточке).

^ Содержание игры. Учитель стучит в бубен или по столу. Дети считают, и поднимают руки те, кто имеет на карточке столько предметов, сколько ударов сделал учитель. Часть из этих детей должна дать словесный отчет. Например: «Вы ударили четыре раза, у меня нарисовано четыре цыпленка».

Хлопки.

^ Материал игры: диск со стрелкой.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. «Я буду поворачивать стрелку на диске. Вы будете хлопать в ладоши столько раз, сколько кружочков показывает стрелка», - говорит учитель.

В а р и а н т 2. Учитель хлопает в ладоши. Дети считают. Один из вызванных детей должен воспроизвести хлопки учителя и назвать число хлопков или поставить стрелку диска на цифру, соответствующую числу хлопков.

Затем игра усложняется. Дети считают хлопки молча, каждый ставит самостоятельно стрелки на диске. Учитель проверяет правильность выполнения правил игры, проходя по рядам. После двух-трех повторений подводятся итоги. Выигрывает ряд, в котором не было ошибок.

В данной игре закрепляется соотношение между зрительным и слуховым восприятием количества.

Домино.

^ Материал игры: фишки домино.

Игра в домино также закрепляет и совершенствует умение сравнивать количества. Дети постепенно запоминают образы числовых фигур и все реже прибегают к пересчету их по одному.

Динь - динь.

Материал игры: диск с числовыми фигурами у каждого ребенка, палочки у учителя.

^ Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель показывает несколько палочек. Дети считают и ставят стрелку диска на ту числовую фигуру, которая соответствует количеству палочек.

Вариант 2. Дети ставят стрелку на числовую фигуру, которая на единицу больше или на единицу меньше количества показанных палочек.

Более сильным детям можно предложить ставить стрелку на числовую фигуру, количество кружков на которой на два-три больше или меньше количества показанных палочек.

^ Найди свою пару.

Материал игры: числовые фигуры.

Содержание игры. Дети строятся в две шеренги друг против друга. У детей одной шеренги числовые фигуры. Поочередно каждый ученик второй шеренги хлопает в ладоши. Все считают хлопки. Тот ребенок, у которого числовая фигура соответствует количеству хлопков только что прохлопавшего в ладоши ребенка, бежит к нему, и они выходят из игры. Игра заканчивается, когда все дети нашли себе пары.

Примечание. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько показывает числовая фигура у кого-либо из противоположной шеренги, в противном случае он остается без пары.

^ Динамическое упражнение.

В игровой зоне заранее разложены картинки, на которых изображены:

один лист, много листьев;

один гриб, много грибов;

один цветок, много цветов;

одна шишка, много шишек;

одна елка, много елок;

один желудь, много желудей;

одно яблоко, много яблок;

одна морковка, много морковок.

В центре на стуле сидит игрушечный заяц, рядом с ним корзинка. Дети встают с мест и идут с педагогом в игровую зону, проговаривая слова рифмовки один или два раза в зависимости от расстояния между игровой и учебной зонами.

-Мы сейчас гулять пойдем,

Много разного найдем.

Что увидишь, собери

И зайчонку подари.

Команда-считалка читается, когда дети подойдут к расположенным в игровой зоне картинкам.

-Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем собирать.

Педагог кладет одну из картинок в корзинку первым и дает детям образец высказывания:

-Вот тебе, зайка, много листьев.

^ Рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются?

Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней картинке.


К верхнему левому кругу проведи синие стрелки от всех деревьев, к верхнему правому – зелёные стрелки от всех машин, к нижнему жёлтые стрелки от всех домов.


Раскрась 7 четырехугольников






















Из 7 палочек составь 2 квадрата.

Первый способ








Второй способ







Закрепление количественного счёта:

Кто из них прав?

Материал игры: картинки с белым и серым зайчиками, цифры.

Содержание игры. Учитель вывешивает изображения двух зайчиков – белого и серого. Около белого зайчика табличка с цифрой 8, около серого – табличка с цифрой 7.

Пересчитать морковки и сказать, кто из зайчиков прав.

Таблички с цифрами и дидактический материал изменяются. Игра повторяется несколько раз.

^ Ручки считают, а глазки проверяют.

Материал игры: на картонках нашиты пуговицы в один или два ряда.

Содержание игры. Учитель вызывает ученика, предлагает ему закрыть глазки и дает картонку с нашитыми на нее пуговицами. (Картонку можно вложить в руки ученика за спиной). Ученик на ощупь пересчитывает пуговицы и говорит результат. Затем он себя проверяет, пересчитывая пуговицы глазками.

^ Сколько игрушек ты вынул из мешочка?

Материал игры: мешочек со счетным материалом (желудями, бусинками, пуговицами, шариками).

Содержание игры. Учитель дает задание достать из мешочка, пользуясь только мускульными ощущениями пальцев рук, три желудя. Ученик выполняет задание. Затем пересчитывает предметы. Все ученики класса проверяют, столько ли он вынул желудей, сколько было задано.

^ Будь внимателен.

Материал игры: предметы для счета или их изображения, таблички с цифрами.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель молча показывает разное количество предметов или их изображений, а учащиеся – соответствующие таблички с цифрами.

В а р и а н т 2. Учитель показывает цифру, а ученики – предметы или их изображения, соответствующие цифре. Итоги игры подводятся по рядам. В каком ряду меньше всего ученики ошибались, тот ряд и получает флажок.

^ Положи нужную цифру.

Материал игры: спичечные коробочки, склеенные между собой, или ящик с отделениями, цифры.

Содержание игры. На столах у каждого ученика ящички с отделениями (5-6 отделений или спичечных коробок). Учитель кладет в каждое отделение по нескольку мелких предметов: одну кнопку, две ягоды рябины, четыре горошины и т.д. Учащиеся должны положить соответствующую цифру около каждой коробочки.

^ Мелкие предметы.

Материал игры тот же, что и в предыдущей игре. На каждой коробочке написана цифра.

Содержание игры. Ученики в каждую коробочку кладут соответствующее количество предметов: палочки, пуговицы, монеты и т.д. При подведении итогов один ученик из каждого ряда дает полный словесный отчет. Например: «Здесь цифра 2, я положил около нее две палочки».

^ Покажи сколько же пальчиков.

Материал игры: таблички с цифрами.

Содержание игры. Учитель показывает табличку с цифрой, а учащиеся – соответствующее этой цифре количество пальцев.

Стук-стук.

Материал игры: цифровая касса у каждого ученика.

^ Содержание игры: Учитель стучит, а учащиеся показывают цифру, соответствующую числу ударов.

Лото.

Материал игры: карточки лото и таблички с цифрами; карточки лото разбиты на 6 клеточек; в каждой клеточке числовая фигура.

^ Содержание игры. Ведущий, которым вначале является учитель, а потом кто-нибудь из учеников класса, называет число. Учащийся соответствующей табличкой с цифрой закрывает клеточку (если в ней количество кружочков соответствует названному числу). Правила игры такие же, как в обычное лото.

^ Игра с кубиком.

Материал игры: у учителя кубик, на гранях которого написаны цифры; у учащихся счеты или счетный материал.

Содержание игры. Учитель, а потом кто-нибудь из учащихся подбрасывает кубик и называет число, которое написано на верхней грани куба. Учащиеся откладывают на счетах или отсчитывают на другом счетном материале соответствующее число косточек или предметов. Учитель проверяет. Флажок получает тот ряд, ученики которого в ходе игры ни разу не ошиблись.

^ У какой цифры больше фантиков?

Материал игры: набор цифр, фантики.

Содержание игры. Учитель просит построиться перед классом трех-четырех учеников. Каждый получает табличку с цифрой и коробочку. Из класса вызываются ученики с фантиками. Вызванный ученик должен положить в коробочку первому ученику число фантиков, соответствующее его цифре. Следующий отсчитывает фантики второму ученику и т.д. Класс проверяет. В конце игры идет сравнение. У какой цифры фантиков больше? Почему? На сколько больше?

В данной игре, кроме закрепления соотношения количества и цифры, учащиеся учатся сравнивать числа по величине.


^ Временные понятия и отношения.

Временные представления у умственно отсталых детей формируются значительно позже и качественно отличаются от представлений нормальных детей. Умственно отсталые первоклассники часто не знают дней недели, почти не владеют временной терминологией, не могут представить того, ччто время течёт не останавливаясь и его течение необратимо, не могут соотнести временные понятия с конкретными жизненными событиями, их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны.

Временные понятия трудны для усвоения, т.к. очень специфичны из-за:

1)невозможности восприятия времени органами чувств;

2)косвенного измерения времени;

3)обилия временной терминологии;

4)отличной от десятичной системы счисления.


^ Игры и занимательные упражнения, формирующие временные представления у детей:

Закрепление представлений о сутках (утро, день, вечер, ночь).

Когда это бывает?

Игра требует предварительной подготовки. Вначале учителем проводится беседа о частях суток, дается характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

^ Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в школу, приход из школы, прогулка, игры во дворе, приготовление уроков, ужин, приготовление ко сну, сон.

^ Содержание игры.

В а р и а н т 1. Учитель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?» Ученик должен ответить, что это бывает утром. Учитель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.

В а р и а н т 2. Все карточки с рисунками раздаются учащимся. Учитель называет часть суток, например вечер. Учащиеся должны показать карточки, на которых изображены характерные занятия людей вечером. Каждый ученик показывает свою карточку и рассказывает, что изображено на ней.

^ Суточные часы.

Материал игры: суточные часы у учителя и у каждого ученика, карточки с названием частей суток.

Содержание игры. Учитель ставит стрелку суточных часов на какую-либо часть суток.

Учащиеся на своих часах должны поставить стрелку на эту же часть суток и назвать ее.

В а р и а н т 1. Учитель ставит стрелку суточных часов на какую-либо часть суток. Учащиеся ставят стрелки часов на последующую или предшествующую ей часть суток и называют ее.

В а р и а н т 2. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся должны поставить стрелки своих часов на соответствующую часть суток.

В а р и а н т 3. Учитель называет часть суток, например вечер, а учащиеся ставят стрелки суточных часов на часть суток, которая следует за данной или предшествует ей.

^ Закрой пустые клеточки.

Материал игры: у каждого ученика таблички с названиями частей суток, листы бумаги, на которых нарисованы четыре пустые клетки, равные по величине табличкам.

^ Содержание игры. Учитель называет часть суток, например день. Учащиеся находят табличку с названием этой части суток и закрывают ею первую клетку на листе бумаги.

Последующие клеточки учащиеся должны закрыть самостоятельно. В конце игры проводится проверкаю

Можно каждому ряду дать задание закрыть первую клеточку табличкой с названиями разных частей суток.

^ Займи свое место (подвижная игра).

Материал игры: таблички с названиями частей суток, окрашенные в цвета, соответствующие каждой части суток: утро – розовый, день – оранжевый, ночь – черный, вечер – синий.

^ Содержание игры. Учитель вызывает к доске четырех учеников и дает каждому по табличке. Один из них становится перед классом, держа перед собой табличку. Остальные ученики должны встать в один ряд с ним в правильной последовательности. Затем последний ученик становится первым. А остальные перемещаются так, чтобы последовательность частей суток была правильной.

Вызывается следующая четверка, игра повторяется.


Педагог прикрепляет к магнитной доске сюжетную картину «Утро» и читает стихотворение.

-Утром петушок поет:

«Солнце на небе встает!

Просыпайтесь, умывайтесь,

За работу принимайтесь».


-Что мы делаем утром?


Справа от сюжетной картины «Утро» педагог прикрепляет карточку ? и сюжетную картину «Вечер» , читает стихотворение.


-Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Вечер наступает,

Каждый отдыхает.


-Как можно догадаться, что наступил вечер?


Справа от сюжетной картины «Вечер» педагог прикрепляет сюжетную картину «Ночь» , читает стихотворение.


-Скоро ночь зажжет все звезды,

Сны придут к тебе, ко мне.

И луны фонарик желтый

Засияет в вышине.


Педагог обращает внимание детей на расположение сюжетных картин.


-Разве после утра наступает вечер?


Дети при помощи педагога восстанавливают последовательность частей суток. Карточка ? заменяется сюжетной картиной «День» .


^ Подвижная игра «Утро, день, вечер, ночь».

Педагог в произвольном порядке называет части суток.


Педагог в произвольном порядке называет части суток. Дети выполняют действия, характерные для указанных частей суток.

Например:

-Утро. Дети «умываются, причесываются, делают зарядку» и т.д.

-День. Дети «играют, рассматривают книжки, рисуют» и т.д.

-Вечер. Дети «смотрят телевизор, умываются» и т.д.

-Ночь. Дети «спят».


^ Неделя, последовательность дней недели:

Неделька.

Материал игры: таблички с названиями дней недели.

Содержание игры. Учитель вызывает к доске семерых учеников и раздает таблички с названиями дней недели. Затем он громко произносит название любого дня недели.

Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные учащиеся должны в правильной последовательности занять свои места рядом с первым учеником. Учитель произносит: «Среда». Ученик с соответствующей табличкой становится первым. По команде «Неделька, постройся!» остальные шесть учеников должны образовать правильную последовательность дней недели.

^ Поставь стрелку правильно!

Материал игры: большой картонный круг (для учителя), разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, но меньших размеров, розданы детям.

^ Содержание игры. Учитель ставит стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье.

Ученики должны на своих кругах поставить стрелки на тот день, который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.

Молчанка.

Материал игры: круги, разделенные на семь равных частей – дни недели; семь карточек с цифрами от 1 до 7. Такой же набор, только больших размеров, у учителя.

^ Содержание игры. Учитель молча на своем круге ставит стрелку на любой день недели (например, на среду) и показывает классу. Ученики должны найти и показать учителю ту цифру, которой этот день соответствует, т.е. которым днем недели является среда.

В а р и а н т и г р ы. Учитель показывает классу карточку с цифрой, например 4, а ученики на своих кругах стрелкой должны показать, какой это день недели (четверг).

Каких дней в неделе недостает?




оставить комментарий
страница1/3
Красовская Т.И
Дата23.01.2012
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх