Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, географии и во внеурочное время icon

Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, географии и во внеурочное время


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Белгородская область администрация города белгорода управление образования муниципальное...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»...
Использование игр на уроках английского языка...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках физики как средство формирования...
Методика организации дидактических игр...
Комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на...
Систематизация дидактических игр...
Практические работы на местности как средство формирования познавательной активности на уроках...
Опыта Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии и применение икт...
Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта...
Н. В. Яковлева, учитель географии; Н. И. Старикова, учитель биологии лицей №8 «Олимпия» г...
Самообразования «Использование икт на уроках истории и обществознания с целью повышения...



Загрузка...
скачать
Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, географии и во внеурочное время.


Я, Михайлова Светлана Юрьевна, преподаю уроки биологии в АМОУ ООШ д. Сергеево Парфинского района Новгородской области. Веду уроки биологии, окружающего мира в 1 – 9 классах. С первых дней работы в школе я стремилась привить детям любовь к природе, расширить кругозор, постоянно искала способы повышения познавательной активности учащихся. Последние два года я работала над решением проблемы «Использование дидактических игр как один из методов повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время» и обобщила опыт по этой теме.

Опыт актуален, так как он тесно связан с решением проблемы школы «Гуманизация учебно-воспитательного процесса». Данный опыт позволяет повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Он позволяет решить главную проблему, стоящую перед современной школой – нежелание детей учиться, большая информационная загруженность. В процессе игры даже самый пассивный ученик включается в урок, дети способны выполнить объём заданий, в несколько раз, превышающий обычный урок.

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед нашей школой задачу: в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения и учебно-методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учёбе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности – требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных заданий, решения задач.
В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.

Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Методы активного обучения подразделяются на не имитационные и имитационные. Имитационные методы подразделяются на неигровые и игровые. Более подробно я расскажу об игровых методах.
Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников.

«Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.

Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Когда же нужна игра? Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован устойчивый и глубокий интерес к предмету, то здесь от игры можно отказаться (старшие классы). Если же такого интереса нет, и учитель стремится создать его, то здесь игра может стать добрым помощником педагога. Необходимо также учитывать возраст школьников: чем они младше, тем игра для них важнее. И здесь не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, – это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. Психолог Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребёнка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные сведения и знания ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недоступным для ученика, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете в целом и о его существенных особенностях и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом каждой игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным делом.

^ Требования к игре.

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

  3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

Работой над данной проблемой я занимаюсь два года. Я попробовала применить в своей практике большое количество разнообразных дидактических игр. Мной разработаны не только уроки, где фрагментарно применяются игровые моменты, но и уроки, где игра – ведущий метод (уроки – ролевые игры, уроки – конкурсы, уроки – смотры знаний, уроки – викторины, урок – расследование, урок – экспертиза и другие).

Начну с уроков – игр.

^ 1. Урок – ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок – обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли – роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе – цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика – зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.

Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой – подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

^ 2. Урок – смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок – контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация – описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды – определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание – команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 – 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) – каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.

Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

^ 3. Урок – путешествие «Клетка – единица живого». Этот урок я провожу в 9 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке.
2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям.
3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся – определить, о каком организме идёт речь.
4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом.
5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют.
6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

^ 4. Урок – конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс – «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс – «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс – «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки – учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс – «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс – «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс – «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс – «Рассказ – небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников – найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

^ 5. Урок – ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

^ 6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся – «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

^ 7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

^ 8. Урок – игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения.
Кроме уроков – игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика – «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 – 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее.
^ Игра – «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу я провожу игру «Химическое лото», где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений.
^ Игра – «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное».
^ Игра – «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее – семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны – яблоко, т. к. это многосемянный плод.

5 класс – Аравийский, Новая Зеландия, Мадагаскар. Аравийский – полуостров.
7 класс – помидор, слива, перец. Слива – сем. Розоцветные.
7 класс – тритон, ящерица, жаба. Ящерица – класс Пресмыкающиеся. 5 класс – Меркурий, Земля, Юпитер. В таких заданиях учащиеся стараются найти как можно больше вариантов правильных ответов. Например, в последнем случае их несколько. 1. Меркурий, т.к. не имеет атмосферы. 2. Земля, т.к. только на ней есть жизнь. 3. Меркурий – не имеет спутников. 4. Юпитер – планета – гигант и т.д.

Игра – «Составь пары».

7 класс Класс Рыбы.

Отряд:

1) Лососевые; Латимерия.
2) Осетровые. Жерех.
3) Карпообразные. Ёрш.
4) Колючепёрые. Белуга.
5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА
ВИД + АСТРА = СТАВРИДА
ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА
РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА
ТРЕК + АС = ТРЕСКА
АС + ПЛУТ = ПАЛТУС
БАЛ + КАМА = КАМБАЛА
ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

^ Экологический кроссворд.

Ф

Р

Е

Ч

Н

А

Я

О

Ф

Ф

О

Н

О

Ё

Р

Л

Р

Р

А

Л

О

З

Х

Е

Н

А

Я

Д

Н

А

А

О

Н

Ф

Р

Т

И

Р

И

М

З

А

П

Т

Ь

И

М

Е

Н

Г

Я

Р

О

В

Е

Д

Н

И

К

О

У

Т

В

Й

Р

О

Д

П

Б

А

Т

Ь

О

Д

О

И

Д

А

М

Ш

Р

О

Р

Ч

А

Р

Т

Ч

О

К

Т

Н

Д

О

Б

У

У

Р

У

Т

Слова в венгерском кроссворде читаются слева направо и наоборот, сверху вниз, снизу вверх, ломаются, но не пересекаются. Из оставшихся букв составьте девиз.

  1. Книга – список живых организмов, истребленных человеком (6 букв).

  2. «Прабабушка» современных рыб, обитающая у берегов Африки (9 букв).

  3. Вещество, разрушающее озоновый слой (5 букв).

  4. Тяжелый металл, накапливаясь в организме водоплавающих птиц, вызывает уродство птенцов и слепоту (5 букв).

  5. Самое экологически чистое топливо (7 букв).

  6. Единственное простейшее, занесенное в Красную Книгу (6 букв).

  7. Предок крупного рогатого скота, уничтоженный человеком (3 буквы).

  8. Вещество, из которого образуется защитный экран нашей планеты от проникновения вредных лучей Солнца (4 буквы).

  9. Птица, обитающая в окрестностях Губкина, до того, как были распаханы участки степи около города (5 букв).

  10. Вещество – один из главных врагов жителей морей и океанов (5 букв).

  11. Природоохранный участок (10 букв).

  12. Птица, занесенная в Красную Книгу, «героиня» песни Алены Свиридовой (8 букв).

  13. Птица – обитатель острова Святого Маврикия, полностью уничтоженная человеком (5 букв).

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.


Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий. Они родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам учебно-воспитательного процесса, как обновление того, что было в организации образовательной и воспитательной работы, как движение вперед с опорой на практический вчерашний.

Проблема включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительна по своему содержанию авторская школа Саммерхил, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Основной ее целью являлась свобода и счастье детей, а один из принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.

“Игра дело серьезное” утверждает д.п.н. С.А. Шмаков, один из самых больших знатоков игры и игрового взаимодействия. Игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества.

Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано. Поэтому современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Рассмотрим основные предпосылки применения на уроках игровых элементов, положительно влияющих на учебный процесс при изучении естественных наук, в том числе и биологии:

  • Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума.

  • Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. В учебном процессе ценностные ориентации личности взаимодействуют с ценностями научного познания и науки в целом.

  • Не секрет - увлечение детей телевизионным бдением с мультсериалами, поэтому привлечение хорошо знакомых детям героев в биологические задачи позволяет “подать” эстетическую привлекательность науки с помощью привычных персонажей мультиков.

  • В процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающий, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания. Игра включает все элементы учебной деятельности: учебную задачу (цель, личностно значимую для ученика, которая мотивирует изучение нового материала), учебные действия (предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и “открытие” нового знания), действия самоконтроля и самооценки (когда ребенок сам оценивает результаты собственной деятельности и осознает свое продвижение вперед). В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

  • В процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов), креативность (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

В данной работе предлагаю методическую разработку дидактических игр на уроках биологии в 6-7 классах по темам “Систематика растений”, “Отдел покрытосеменные растения”. Игры рассчитаны на малокомплектную школу, где в классе 6-10 учащихся с разноуровневым интеллектуальным потенциалом.

Кто быстрей соберет кубики?”

Оборудование: четыре кубика с фотографиями или картинками 6 семейств отдела покрытосеменных растений. Суть игры в том, что за определенное время учащиеся должны собрать и вывести изображение представителей шести семейств растений, так что в последующем в каждом изменении не было ошибок: сложноцветные - одуванчик, лилейные - лилия, крестоцветные - капуста, розоцветные - шиповник, бобовые - горох, пасленовые - картофель.

Кто определит раньше”

В игре участвуют две команды. Перед командами на столе кладут образцы гербарных экземпляров по числу играющих. Для команд гербарные образцы должны быть хорошо известны, поэтому предлагают только растения изученных семейств. По сигналу учителя, учащиеся бегут к столу, по одному игроку от каждой команды, каждый выбирает из своей стопки любой гербарный образец, пишет на отдельном листке название и кладет в гербарий. За ним бегут следующие игроки. Побеждает команда, выполнившая задание первой и без ошибок.


Покрытосеменные растения”

Игра проводится в конце изучения темы как повторение, закрепление и обобщение приобретенных знаний.

Оборудование игры:

- 10 больших карт с кармашками и названиями семейств;

- 60 маленьких карточек с названиями растений;

- 60 маленьких карточек с формулами цветков этих же семейств

- 60 чистых карточек.

Правило игры идентична с правилом игры в лото.

В игре участвуют от 2 до 10 игроков. Им раздаются большие карты.

1 вариант: учитель называет растение, ученик у которого есть название, этого семейства поднимает руку. Если назвал правильно кладет карточку себе в кармашек. Тот, кто первым заполнит большую карту. побеждает.

2 вариант: учитель называет формулу цветка. Дальше также как и в 1 варианте.

3 вариант: учитель показывает гербарный образец растения, а учащиеся называют растения, и кладут чистые карточки в соответствующей семейству кармашке.

^ Что растет вокруг тебя?”

Игра проводится в конце изучения систематики цветковых растений, в то время, когда у учащихся накапливается достаточный запас знаний по признакам растений различных таксономических групп.

Оборудование игры:

- кубики с формулами цветков шести семейств;

- кубики с названиями плодов шести семейств;

- кубики с изображениями типов соцветия шести семейств;

- пирамидка с видами строения листьев.

Учащимся предлагается провести определение растений только с учетом четырех признаков: строения листа, тип соцветия, плод, формула цветка.

Класс делится на две команды. Бросая кубики, вносят в таблицу все варианты признаков.

Таблица

Строение листа

Соцветие

Плод

Формула цветка

Название растения

 

 

 

 

 

С учетом существующих сочетаний признаков в последний столбик вписываются названия растений.

Выигрывает та команда, которая за определенное время (15-20 мин.) получит больше существующих сочетаний признаков и напишет названия растений с такими признаками.

Выигрыш зависит от того, кто быстрее вспомнит растения с соответствующими сочетаниями признаков.

После окончания игры проводится обсуждение полученных результатов:

  • назовите семейства растений, признаки которых вы получили;

  • выберите из гербарных экземпляров растения, принадлежащие к данным семействам;

  • какие 1 или 2 признака растений можно заменить, чтобы получить характеристику другого семейства?

  • о чем свидетельствует расхождение между семействами в 1 или 2 признаках?

  • как вы думаете, возможно ли существование на Земле из всего множества семейств, растений со всеми возможными сочетаниями признаков?

Такие дидактические игры можно провести как на уроках, так и на занятиях кружка или как отдельное внеклассное мероприятие.

Тщательно продуманный и организованный учебный процесс позволяет осуществлять “игровое” взаимодействие в диаде “учитель - ученик” достаточно эффективно. Казалось бы, такие игры как будто не вносят ничего существенно нового в знании школьников, но они приносят неоспоримую пользу тем, что побуждают учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной

мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения,

создает творческое сотрудничество.

Как повысить, развить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей, методистов, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки учащихся по географии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что тогда у школьников возникнет желание изучать географию и вне урока, узнавая все больше и больше. Я считаю, что хорошо организованный и интересно проведенный урок географии помогает обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в будущем. По - моему мнению, проведение различных форм уроков (практические работы, уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН) способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся. По своему опыту знаю, что такая совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Кроме того, на моих уроках ребята приобретают широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, картой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в ВУЗах или в других учебных заведениях. Я соглашусь с современными методистами географии, что сейчас происходит переход от понятия «процесс обучения географии» к понятию «географическое образование учащихся», которое по сравнению с обучением приобретает более емкое и глубокое содержание, поэтому я всегда помню слова П. Д. Юркевича о том, что «науки должны делать детей мудрыми, но вредно, если они их делают старыми; не количество сведений, не многознанье, а качество их сообщения имеют первостепенную важность».





Использованная литература:

1. Березовская Т.В. и др. Играй! Думай…

2. Волонина В.В. Мир математики / РнД. 1999.

3. Кузнецова В.И. Уроки биологии 6-7 кл. Пр. 1991.

4. Каменский С.Е. К вопросу о новой парадигме образования //

Наука и школа. №1-99.

  1. Пушкарева Ю.А. Игровые элементы на уроках как средство

развития творческих способностей учащихся // Наука и школа

№5-99

  1. Пушкарева Ю.А., Серебрякян А.Л. Использование

нетрадиционных форм обучения при изучении естественно-

научных предметов в гуманитарной школе. // Наука и школа,

1, 99.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта. М. 1997

8. Эльконин Д.Б. Психология игры М. 1978.

9. Журналы: «Биология в школе» и «География в школе».




Скачать 251.03 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер251.03 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх