Покатилось яблочко по блюдечку, да по волшебному icon

Покатилось яблочко по блюдечку, да по волшебному


Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


Муниципальное учреждение культуры

«Библиотечная информационная сеть»

Сектор инноватики


Психология детского чтения





ДАЙДЖЕСТ


г.о. Новокуйбышевск, 2009


СОДЕРЖАНИЕ



От составителя........................................................................

с.3


Малышки и книжки: о книгах для детей до года.............


с. 5

^ Читайте детям стихи............................................................

с. 7

Зовите Карлсона: лечение детских страхов с помощью сказок.............................................................................................


с.10

^ Волшебный ключик: нужно ли ребенку знакомство с отрицательными персонажами...................................................


с. 13

Книжный шкаф детства: из опыта воспитания................

с. 16

^ Покатилось яблочко по блюдечку, да по волшебному: духовная энергия слова...............................................................


с. 20

Ребенок и чтение: о читателе 8-9 лет..................................

с. 28

^ Творческая энергия чтения................................................

с. 32


Послесловие.............................................................................


с. 39

Список дополнительной литературы....................................

с. 44






^ От составителя

Детство... Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных - первых - встреч с этим миром. Восторг, удивление, радость, пе­чаль... Психологи полагают, что детство определяет всю нашу жизнь, первые годы жизни - один из наиболее важных этапов в жизни человека.

Неотъемлемой частью духовного созревания личности является читательское раз­витие. Ему принадлежит в этой системе ключевая роль, от которой зависит форми­рование творческих способностей, системы ценностей и отношений. К главным дос­тижениям раннего детства психологи относят речемыслительную деятельность, способность к символическим действиям и использованию знаков (игра), выделение своего «Я», развитие образного восприятия и логического мышления, освоение раз­ных видов творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.). И во всем этом ведущее место принадлежит книге и чтению.

Психологи А.В. Запорожец и М.М. Рубинштейн отмечают, что читательская дея­тельность ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению. Чте­ние-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чте­ние-переживание - все эти виды читательской деятельности доступны малышу. Достаточно вспомнить книгу К. Чуковского «От двух до пяти», где он назвал ре­бенка раннего возраста гениальным лингвистом. Упущенные возможности раннего развития наверстать бывает очень сложно, а порой - невозможно. Ребенок, не при­ученный своевременно к общению с книгой, в дальнейшем может, пополнять ряды отстающих школьников.

Книга играет огромную роль и в социализации личности. И чем раньше она коснется души ребенка, тем сильнее будет иммунитет против зла и равнодушия.

Педагоги, родители, детские библиотекари с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать вне школьной программы. Усиливается роль средств массовой информации, развивается куль­тура, которую называют «визуальной». В распределении свободного времени подростков книга отодвинулась... на пятое место. Между тем по данным ряда социологических и психологических исследо­ваний в нашей стране и за рубежом свободное чтение по характеру своего воздействия на психику, интеллект является особым фактором развития ребенка. Оно обеспечивает значительно более высокий, чем телевидение, уровень овладения информацией и способность творческого отношения к получаемой информации. Чтение развива­ет память, тренирует мозг, вырабатывает более глубокие логические связи.

Данное пособие предназначено для родителей не равнодушных к проблеме чтения детей. Оно познакомит вас с наиболее интересными книгами и статьями по психологии детского чтения. Литературу, представленную в дайджесте, можно найти в фонде читального зала центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.


Отзывы, предложения и пожелания будем благодарны получить по адресу:


E-mail: mukbis@mail.ru

или

Библиотечный проезд,1

ЦБ им. А.С. Пушкина

Тел. 6-42-98





^ Малышки и книжки


«Неужели младенцу нужны книги?» - возможно, удиви­тесь вы. Еще как нужны - они являются прекрасным средством для всестороннего гармоничного развития. Не стоит только забывать о специфике возраста.


Начинать читать можно еще до его появления на свет, ведь установлено что плод, находясь в материнской утробе, слышит и мамин, и папин голоса. Психологами отмечен такой интересный факт: если родители читали ребенку до рождения стихи, то после своего появления на свет де­ти легко узнавали знакомые слова и строчки: услышав их, начинали улы­баться и эмоционально откликаться. Но если во время беременности вы не успели почитать будущему малы­шу, не отчаивайтесь - все еще можно наверстать. Младенчество - вполне подходящая пора для первого - и близкого - знакомства с книгами.


^ ЯРКО, ПРОСТО, ПОНЯТНО

Очень важно, чтобы в книжках для самых маленьких были большие и яркие иллюстрации, выполненные в основ­ных цветах спектра. Желательно так­же, чтобы изображения максималь­но походили на реальные предметы, а на рисунках не было большого ко­личества мелких деталей. Если вы сами не очень понимаете, кто изображен на картинке, лучше отложить такую книжку в сторонку. Дети этого возраста еще только начинают зна­комиться с окружающим миром, и важно, чтобы у них сформировалось о нем правильное представление. Подбирая для малыша книгу о жи­вотных, обращайте внимание на то, чтобы это были «простые» живот­ные, уже знакомые ребенку, - кошка, собака, а не зубр, норка или ласка. Во время чтения побуждайте ребенка к общению: «Покажи, где собачка? Вот она! Как собачка лает?». Не забывайте, что городские дети знакомятся со многими домашними животными именно благодаря книж­кам, поэтому, чем достовернее будет изображение в книжке, тем лучше.


^ СМОТРИМ, ТРОГАЕМ, ИЗУЧАЕМ

Книжка - отличный способ позна­ния мира, причем с ее помощью можно не только расширить круг зрительных представлений ребенка, но и познакомить его с новыми тактильными ощущениями. Именно для младенцев предназначе­ны тканевые книжки. Странички в них сделаны из материалов раз­ной фактуры: есть мягкие, пушистые, гладкие, шершавые... Малышу ин­тересно не только смотреть такую книжку, но и ощупывать ее, трогать удивительные изображения, получая непривычные и полезные тактиль­ные «впечатления». Поводите руч­кой крохи по поверхности каждой странички. Озвучьте ощущения: «Эта страничка мягкая, а эта - глад­кая, холодная». Такие занятия позна­комят ребенка с признаками предме­тов, будут способствовать развитию тактильного восприятия. Тканевые книжки также могут разнообразить для ребенка мир звуков: у них быва­ют пищащие, шуршащие, звенящие детали. Нажав на определенное изо­бражение, малыш слышит необыч­ный звук. Иногда книжки бывают снабжены маленькими безопасными зеркалами. В некоторых имеются специальные прорезыватели для зу­бов - их можно смело кусать или да­же грызть. Очень удобно, если такие книжки могут крепиться к детской кроватке или манежу. С помощью книжки можно превра­тить в веселую игру даже повседнев­ное купание. Нужно только выбрать подходящую - специальную непро­мокаемую, пластиковую - книжку для игр в ванной. Такие книжки тоже могут издавать различные звуки и способны менять цвет. Например, на картинке нарисована неумытая, вся в грязных пятнах кукла, а когда книжку опускают в воду, пятна «смы­ваются» - исчезают. Крохе будет интересна и книжка-коврик, которая раскладывается в сторо­ны, а потом опять складывается. Если хотите читать с малышом тра­диционные книжки, для начала выбирайте книги с плотными картон­ными страницами. Во-первых, ваше­му умельцу будет сложнее их порвать, а, во-вторых, листать картонные странички ребенку намного проще, чем бумажные. Сейчас в магазинах можно найти множество разнообразных картонных книг с пищалками, веревочками, окошками, в которые «выглядывают» герои. Все эти «книжные хитрости» пробуждают интерес даже у малыша, которому еще нет и года, развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, способствует раз­витию его речи и мышления.


^ ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Книга для крох может быть либо совсем без текста, либо должна содержать короткие четверостишия: стихи, потешки, пестушки, прибаутки. Уже с шести меся­цев можно начинать приобщать ма­лыша к настоящей литературе. Боль­шинство родителей, покупая детскую книгу, обращают внимание на картинки, забывая про текст. Но для мла­денца слова не менее важны. Легче всего воспринимаются и запоминают­ся короткие рифмованные строчки. Абсолютно «беспроигрышный» ва­риант - классика жанра: Агния Барто, Корней Чуковский, Зоя Александ­рова. Наблюдайте за реакцией ребен­ка: если ему неинтересна какая-то книжка, не стоит настаивать, лучше подождать, отложив ее до «лучших времен». Хорошая книга ни за что не пройдет мимо его внимания.


Сосновская, Н. Малышки и книжки // Мой кроха и Я. – 2007. - №2. - с.37-38.

Читайте детям стихи


В первое путешествие по ми­ру детских стихов можно отправляться уже с новорожденным. Все ритмичное нравится малышам. Видимо, неслучайно народные колыбельные песни, прибаутки, частушки «выдаются» ребенку в виде стихов. Поэтому не пренебрегайте опы­том бабушек и прабабушек — ис­пользуйте детский фольклор.

Много веков существовал жанр «пестушки» (пестовать — нянчить, холить) — короткие стихотворные приговоры, сопровождавшие совместные действия мамы и крохи. Просыпался младенец, потягивался, его гладили по животику и на­распев приговаривали: «Потягушечки-нарастушечки, потягунюшки-порастунюшки, роток говорюнюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки».

Итак, малыш открыл глазки, и вы начинаете с ним разговаривать. А как? О чем? Вот тут-то и пригодятся пестушки, прибаутки, по­тешки, словесные игры (народ­ные и авторские).


^ СЛУШАЙ И СМОТРИ

Годовалый ребенок еще не ко все­му относится осознанно, но в этом возрасте он постепенно на­чинает понимать, что ему нравит­ся, а что нет. Ему уже не предла­гают слушать, что придется, а читают коротенькие стихи — по его выбору. Вам стоит заранее подго­товиться к мысли, что малыш-слушатель проявит индивидуаль­ные особенности характера и темперамента, обнаружит свои предпочтения. Возможно, он не захочет слушать какое-то стихотворение или, наоборот, будет целыми днями таскать с собой книжку и просить почитать именно ее. Тут важно учесть ин­тересы обеих сторон и читать до тех пор, пока процесс всем доста­вляет удовольствие.

После года дети начинают об­заводиться собственными «по­этическими библиотеками». Для этого идеально подходят книжки, изготовленные из твердого кар­тона, с влагостойкими страница­ми, которые при необходимости можно мыть. Разорвать такую книжку почти невозможно, а пробовать «поэзию» на зуб не возбраняется.

Покупая книгу детских стихов, особое внимание обращайте на иллюстрации. Важно, чтобы кар­тинка представляла собой ясный и четкий образ — излишняя пест­рота и множество мелких деталей рассредоточивают внимание малыша. Лучше всего, чтобы на странице было всего одно круп­ное изображение какого-то пред­мета или живого существа, которые ребенку хорошо знакомы. А полноценные иллюстрации с обилием деталей, лучше приберечь для более позднего возраста, когда малыш созреет для того, чтобы запоминать стихи. Способ разучивания стихов по картинкам окажет ему существенную по­мощь. Рисунки-подсказки помо­гут вспомнить сюжет и не пере­путать порядок событий. Картинки играют еще одну неоценимую роль: их совместное рассматрива­ние сопровождается телесным контактом мамы с ребенком.

Что делать, если вы работаете, а у бабушки или няни нет време­ни и сил на чтение стихов? Мож­но развесить по квартире листоч­ки со стихами: около кроватки — про сладкий сон и «серенького волчка», на кухне — про еду и хо­рошие манеры, в ванной — про нерях и купание, около дивана - про зарядку и силачей и т. д. Та­ким образом в поэтическом вос­питании ребенка смогут принять участие все взрослые, и веселые рифмы будут сопровождать малы­ша весь день, что бы он ни делал.


^ МАЛЕНЬКИЙ ДЕКЛАМАТОР

Знание стихов обогащает словарь ребенка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру ре­чи. Заучивание стихотворений — испытанный прием развития ре­чи. Когда вы читаете стихи, ста­райтесь демонстрировать малышу умение регулировать силу голоса и интонационную выразитель­ность. Перед заучиванием стихотворения обратите внимание ре­бенка на настроение и чувства персонажа, который в нем описан («Зайку бросили, он маленький, ему холодно, его надо пожалеть... Девочка Таня плачет, она мячик потеряла, но все будет хорошо...»). Обращайте его внимание на строчки, в которых часто повто­ряется определенный звук («Мы­шонку шепчет мышь...»), читайте скороговорки, рифмованные за­гадки. Существуют стихи, кото­рые помогают малышу запомнить буквы, цифры, цвета радуги и т. д. Чтобы помочь ребенку выучить несколько четверостиший, лучше действовать личным примером: с увлечением их декламировать. Можно даже несколько театрали­зовать процесс, превратив чтение и запоминание стихов в игру.

  • Сложные стихи можно учить вместе и повторять по очереди, друг за другом (ни в коем случае нельзя делать этот процесс скуч­ным и угнетающе обязательным).

  • Надо создать такой режим ра­боты, чтобы она приносила вам и малышу только радость (никогда не заставляйте ребенка заучивать стихи, если он этого не хочет).

  • Обязательно делайте перерывы для отдыха. Если видите, что ма­лыш устает, можно начать «играть в стихи» (прочитали стишок «Идет бычок, качается», пусть ре­бенок покажет, как бычок идет, как качается, как вздыхает).


^ МИР ПРЕКРАСНОГО

Ребенок растет, всесторонне раз­вивается — пора переходить от бессмертного «мишки косолапо­го» к чему-то иному. Теперь стоит вспомнить о том, какой огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд несет в себе хорошая поэзия. Поэтому боль­шое значение имеет выбор стихов, которые малышу предстоит вы­учить наизусть.

Как пишет знаток раннего дет­ства японский ученый Масару Ибука, «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить. И в то же время они должны нравиться ребенку». Ма­лыш легче запоминает строки, ко­торые ему по душе.

Научить детей запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы они хорошо подготови­лись к обучению в школе, где это придется делать часто, но и пото­му, что поэзия способствует обогащению духовного мира, разви­тию чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворе­ний является хорошим методом тренировки памяти. (Если хотите узнать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, запи­сывайте каждый раз, сколько ему требуется повторов, чтобы полно­стью выучить стихотворение из четырех строк.)


^ ДОМАШНИЙ ТЕАТР



Дети постарше охотно разыграют сказочный сюжет по ролям. Если вы снабдите их реквизитом, поможете изготовить костюмы и «декорации», спектакль можно будет показывать гостям на семейном торжестве (Новый год - подходящий для этого повод).


Порецких, Т. Читайте детям стихи // «Мой кроха и Я». – 2005. - №5. - С.60-62.




Зовите Карлсона


^ КОГДА ЛЕЧАТ СКАЗКАМИ?

Оказывается, очень многим детям родители не читают сказки. А жаль. В сказках дети находят себя. Сказка вселяет надежду, заставляет фантазировать и мечтать. Чем дольше ребенок верит в волшебников, в Деда Мороза, в то, что Бабу-Ягу или Змея Горыныча можно победить, тем ярче, радостнее и оптимистичнее будет его жизнь. Возраст от четырех до девяти лет - оптимальный для лечения сказками. До четырех лет еще не до конца сформирован образ «Я», поэтому эмоции мало дифференцированы - они либо положительные, либо отрицательные. Ребенок практически не осознает их, к тому же еще не сформирована ролевая игра, она носит манипулятивный характер - малыш просто что-то делает с предметами, но не вживается в роль. А вот дети старше девяти лет теряют игровые интересы, поэтому и лечить их надо по-другому - не сказками.


^ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ГЕРОЕМ

В любой сказке есть сюжет, четкая последовательность событий, главные и второстепенные герои. Сказка, как и любое другое произведение, влияет на человека через механизм идентификации. Ребенок отождествляет себя с одним из героев (как правило, с главным и положительным), поэтому все его переживания, размышления пропускает через себя, сочувствует ему, испытывает такие же эмоции, как если бы все происходило с ним. Если ребенок не может отождествить себя с каким-либо героем, то к этой сказке он не испытывает интереса. Например, «Репка» интересна только для маленьких - просто как некое внешне захватывающее действо. Но уже после нескольких прочтений эта сказка не вызывает никаких эмоций. Ведь трудно отождествить себя с репкой, внучкой или Жучкой - их переживания в сказке не отражены. А вот «Красную Шапочку» или «Буратино» дети заставляют родителей перечитывать и действительно их любят. В сказке четко определены роли действующих лиц. Причем это не просто сказочные роли. С каждой из них можно провести параллель в жизни. Волк или Карабас Барабас - это злодеи, несущие в себе угрозу. Соответственно, поняв цели и намерения Карабаса Барабаса, ребенок сможет понять чувства и образ мыслей того, кого он боится, например «бандитов», «плохих дядек». Отождествляя себя с Буратино, малыш ощущает и собственную смелость, уверенность в себе и способность дать отпор даже очень страшному «дядьке».


^ ДЛЯ АКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Такие сказки, как «Колобок» и «Теремок» слишком просты для того, чтобы решить эмоциональную проблему. Их психологический смысл и польза для ребенка - подготовить малыша к восприятию более сложных произведений. Ребенок учится последовательному восприятию событий. Это как бы подготовка его памяти и внимания. Недаром во всех таких сказках содержится большое количество повторов: повторяется какая-то фраза («как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по заулочкам»), одно и то же событие - с разными героями. Но такие сказки могут оказаться полезными для детей постарше (четырех-шести лет), у которых наблюдается гиперактивность, неустойчивость внимания, их действия нецеленаправленны, импульсивны. Данные проявления у ребенка при чтении таких сказок могут значительно уменьшиться: игры и бытовая деятельность станут более упорядоченными. А для того чтобы проработать эмоциональные проблемы, нужны более сложные сказки. Подойдут сказки о Буратино, Чиполлино, Карлсоне, русские народные сказки с Бабой-Ягой и Змеем Горынычем. Недостаточно просто читать ребенку, он должен попробовать себя в разных ролях. «Побывав» на месте Бабы-Яги, он будет меньше бояться, она станет более понятной. Можно рисовать героев, описывать словами, комментировать все происходящее в сказке.


^ СТРАХ ПРОГОНИТ ПИТЕР ПЭН

В сказках поднимаются разные темы - чувство неполноценности, страха и тревоги, агрессия, лидерство и подчинение, жадность, трудности в общении. Если ребенок боится темноты, прекрасно подойдет сказка про Питера Пэна. Ребенок увидит, что ночь - это не таинственное время суток, когда ты закрываешь глаза, а вокруг неизвестно что происходит. Это красивое, романтичное время: светлячки горят, луна светит, сказочные мальчики играют и не боятся, и т.д. Можно придумывать сказки под конкретную проблему - «Про Петю и злую воспитательницу», «Про Машу и ее вредную подружку». Это могут делать как психолог, так и родители. Просто важно, чтобы родители исходили не из соображений морали, нравственности и каких-то высоких ценностей, а из того, какие эмоции испытывает ребенок.





КТО МОЖЕТ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ РОЛЬ врача-сказочника - родители или психологи? Это зависит от глубины проблемы. Если это какие-то конфликты с друзьями, родителями, воспитателями, можно «проиграть» ситуацию и самим. А если ребенок проявляет жестокость (например, к животным), у него невроз, ночной энурез, он очень замкнут, есть какие-то навязчивые желания, очень сильные страхи - в этом случае, конечно, нужно обязательно обратиться к психологу.


Баулина, М. Зовите Карлсона // Мой кроха и Я. – 2006. - № 10. – с. 76-77.








Волшебный ключик


«В некотором царстве жили-были...» - эти слова, как золотой ключик Буратино, открывают детям дверь таинственного и мудрого мира сказки. Освоившись в этом мире, они с уверенностью шагнут в жизнь...

Классические народные сказки, родившиеся из «преданий старины глубокой», а также чудесные истории, написанные знаменитыми сказочниками, обязательно находят отклик в сердце ребенка. Что несут эти истории детям, почему их необходимо читать подрастающему человеку? Когда начинать? Не правильнее ли будет оградить детей от страшных подробностей и грустных финалов некоторых сказок? Вопросы важные... Во-первых, заметим, что чтение вслух дает детям и взрослым замечательные часы совместного досуга, а правильно выбранное произведение сближает их совместными переживаниями. Во-вторых, для ребенка встреча с миром сказок означает переход в новое - волшебное - пространство, где он узнает много полезного для себя: что делать, встречаясь с неправдой и несправедливостью, как относиться к опасностям, как вести себя с друзьями. Сказка, конечно, упрощает ситуации, а ее персонажи нарисованы лишь одной краской - они либо хорошие, либо плохие. Однако в конце все разрешается вполне понятно и недвусмысленно, что позволяет ребенку вникнуть в суть проблемы и сделать выводы. Как утверждают психологи, сказки помогают детям на определенном этапе развития усвоить то, что им требуется, оставляя без внимания факты, которые пока не нужны или не слишком понятны.


^ ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!

Исследования специалистов разных стран показали, что у детей, которым сказки рассказывали буквально с первых месяцев жизни, существует позитивная взаимосвязь между этой информацией и развитием способности к обучению, проявляющейся по мере роста. Чтение сказок (даже самым маленьким) воспитывает у ребенка привычку слушать и умение познавать, развивает внимание и воображение. Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста. Годовалых интересуют, главным образом, колыбельные и считалочки, а ближе к двум годам дети способны слушать первые «настоящие» сказки, поскольку к этому времени они учатся мысленно представлять себе развитие событий. В возрасте двух-трех лет радость, гнев, грусть и страх становятся понятными, лично испытанными эмоциями, а стремление удовлетворить свои импульсивные желания часто входит в противоречие с необходимостью подчиняться требованиям взрослых - в сознании малыша идет нешуточная борьба. Двух-, трехлетним нравятся сказки, объясняющие, как надо поступать и чего не стоит делать. Их волнуют истории, говорящие о переживаниях, о разрушительной силе таких эмоций, как злость или ревность: дети остро их ощущают, но не знают, как себя вести при столкновении с ними. Так, сравнивая свою маму и сказочную мачеху, малыш утверждается во мнении, что его мама - самая лучшая! А на злодейку из сказки он может обрушить все свое негодование и возмущение.


^ ПОЛЕЗНЫЕ СТРАХИ

Многие родители задаются вопросом, надо ли читать ребенку сказки, в которых встречаются «страшные» подробности или эпизоды с описанием насилия, - боятся, не спровоцируют ли они ненужные детские страхи. Общеизвестно, что даже дети, выросшие в самой тепличной обстановке, не лишены обычных человеческих эмоций, в том числе и негативных, и волшебные истории позволяют малышам освободиться от страхов. Сказки утверждают, что зло и злодеи будут побеждены. Они доводят до ребенка - в понятной форме - идею о том, что борьба с несправедливостью неизбежна, но бояться не надо. И, конечно, сказки помогают ребенку разобраться в собственных переживаниях и внутренних конфликтах. Так, сказка о Красной Шапочке и Сером Волке, не слишком подходящий сюжет для прослушивания крохой в одиночестве, становится важной для его дальнейшего развития, будучи пережитой совместно со взрослым, которому малыш доверяет (для ребенка возможность бороться со страхом неотделима от ощущения личной защищенности). При этом условии сказка принесет пользу - и потому, что детские страхи привязываются к вымышленной истории, и оттого, что рядом с родным человеком малыш чувствует себя способным противостоять страху и преодолеть его. Родители должны знать, какую сказку стоит читать малышу и в какое время. Важно учитывать не только возраст чада, но и его эмоциональный настрой в данный момент (не стоит поручать няне знакомить ребенка со «страшной» историей про Гензеля и Гретель, если мамы с папой нет дома). Но расти без полезных волшебных историй детям нельзя - это все взрослые должны знать твердо.





^ МУЛЬТИКИ ИЛИ ЧТЕНИЕ?

Кино- или мультипликационные версии любимых сказок, конечно, имеют право на существование, но история, прочитанная «вживую» - совсем другое дело, У слушающего ребенка есть возможность создать свой «фильм» - сменяющие друг друга образы возникают в его сознании. Очень важно, чтобы у малыша развивались собственные воображение и фантазия и он научился управлять ими к тому моменту, когда экран предложит ему «готовые к употреблению» картинку или звук. Еще одним отличием чтения от просмотра является «расположение фигур в пространстве». Когда взрослый и ребенок смотрят мультфильм, они сидят бок о бок - рядом, но не глядя друг на друга. При чтении обычно один из них находится напротив другого или, особенно если речь идет о самых маленьких, мама обнимает малыша, и они сидят, прижавшись. Чувство единения создают не столько слова, сколько взгляд, улыбка, живое тепло родного человека.


Дель, О. Волшебный КЛЮЧИК // Мой кроха и Я. – 2007. - №1. – с. 70-72.


Книжный шкаф детства


В том, что дочка заинтересуется книгами, я не сомнева­лась: у нас неплохая библиотека, все в семье любят читать и находят для этого время. Что еще ей оставалось?


На хорошие дет­ские книги я об­ращала внимание еще до рождения малышки, кое-что покупала впрок, поэтому очень обрадова­лась, когда дочку заинтересовала пе­чатная продукция. Поначалу моя ба­рышня только пыталась проверить ее на вкус и прочность, но я всегда старалась внушить ребенку уважение к книгам, не позволяла их небрежно бросать, рвать и разрисовывать. Примерно к году дочка стала благо­дарной слушательницей: чтением ее всегда можно было успокоить или от­влечь от ненужных занятий.


^ БЕЗ ФОЛЬКЛОРА НЕ ОБОЙТИСЬ!

Не одно поколение родителей развле­кало малышей строчками: «Сорока-белобока... Ладушки, ладушки... Идет коза рогатая...» В чем секрет необык­новенной притягательности фольк­лорного материала? Наверное, в том, что эти незамысловатые строчки - кладезь народной мудрости, ценное культурное наследие, собранное за многие сотни лет и передаваемое из уст в уста. Поэтому одной из первых книг, выбранных мною для дочери, стали «Русские народные стихи и по­тешки». Это издание большого фор­мата, с красивыми иллюстрациями, прекрасным оформлением (витые бу­квы и вензеля украшают каждую страницу). Дочка с огромным интере­сом слушала коротенькие четверости­шия, показывала на картинках героев, быстро запомнила несложные строчки. Вскоре у нас появилось лю­бимое занятие: я начинала читать фразу, а малышка ее заканчивала. На­родные песенки - это не только чте­ние, но и забавная игра ребенка и взрослого. Восторг моей малышки был неописуемым, когда я выполняла разные движения ее пальчиками, учила хлопать в ладошки.


^ ЛИТЕРАТУРА - С ПЕЛЕНОК

Возможно, потому что у меня не идеаль­ный слух и я не могу достойно спеть своей дочери колыбельную песню, а может, просто из-за того, что вечер - лучшее время для неспешного чте­ния, в нашей семье сложилась собст­венная традиция. На ночь я читаю до­чери несколько стихотворений моих любимых авторов: Александра Пуш­кина, Сергея Есенина, Федора Тютче­ва, Марины Цветаевой, Николая Забо­лоцкого - и это занятие доставляет удовольствие и мне, и ей. Я уверена, что не стоит надолго откладывать знакомство детей с произведениями «большой» поэзии. Приобщать ма­лыша к лучшим образцам литерату­ры можно в буквальном смысле «с пеленок». Читая стихи, вы учите кроху слышать и слушать; разные ин­тонации, добрый ласковый голос ус­покоят и порадуют малыша. Конечно, дети еще не способны полностью по­нять глубоко заложенный смысл высокой поэзии, но для малыша и мамы - это своеобразный способ общения, а ребенок постарше обязательно по­чувствует прелесть родного языка, магию художественного слова.


^ КЛАССИКА: ЧИТАЕМ И РАССМАТ­РИВАЕМ

Естественно, мы не обош­лись без классиков детской литерату­ры. Особой любовью у дочки пользо­вались Агния Барто («Игрушки»), Са­муил Маршак («Сказка о глупом мы­шонке»), Валентин Берестов («Заяц-барабанщик»), Корней Чуковский («Муха-Цокотуха»), Борис Заходер («Мартышкин дом»), Даниил Хармс («Плих и Плюх»). Произведения этих авторов очень популярны, в ка­ждом магазине можно встретить сра­зу несколько изданий. В этом случае, выбирая книгу, я в первую очередь обращаю внимание на иллюстрации, ведь для малыша они не менее важ­ны, чем сам текст. От мастерства и вкуса художника во многом зависит, сможет ли ребенок погрузиться в мир книги, захочет ли перечитать ее. Истинное наслаждение получали мы с дочкой, когда листали страницы с иллюстрациями известных художни­ков: Бориса Диодорова, Кирилла Чёлушкина, Владимира Сутеева, Евгения Чарушина, Леонида Владимирского. Есть у нас дома и книги для детей с прекрасными работами Гюстава До­ре, Виктора Васнецова, Ивана Билибина. Это, поистине, сокровище лю­бой библиотеки!


^ «МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ»

Примерно к двум годам круг чтения значитель­но расширился, и дочка стала прояв­лять интерес к прозе. Поначалу пред­почтение отдавалось произведениям с несложным сюжетом. Она с удо­вольствием слушала русские народ­ные сказки - «Колобок», «Репка», «Теремок». Эти слегка однообразные истории отлично подходят для малы­шей. Ведь многочисленные повторы ситуаций и определенных слов помо­гают карапузам лучше понять и усво­ить информацию. Позже я обратила внимание на то, что у дочки часто возникает потреб­ность читать определенную книгу по несколько раз, а иные сказки в бу­квальном смысле были зачитаны до дыр. Например, был период, когда в течение трех-четырех месяцев мы «изучали» только одно произведение - «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Эту захватываю­щую волшебную историю мы много раз читали полностью. Потом по не­сколько раз возвращались к самым интересным главам. По просьбе доче­ри мы частенько разыгрывали эту сказку «по ролям». Малышка нарисо­вала много рисунков. В нашем доме в прямом смысле поселились глав­ные герои книги: одна из кукол - в честь главного персонажа - была названа Элли, общими усилиями мы сшили мягкую игрушку - песика Тотошку, а летом на даче смастерили со­ломенное чучело и назвали его, конечно, Страшилой! Мы с удовольстви­ем посмотрели мультфильм по мотивам книги, нашли диафильм и аудио­запись этого произведения, сходили на спектакль «Волшебник из страны Оз» в Московский камерный музыкальный театр. Кроме того, мы сами сделали игру-«ходилку» по мотивам любимой сказки. В качестве фишек использовались мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», а игровое поле разместилось на большом листе бумаги. Там мы нарисовали линию с кружочками, а в них - цифры по по­рядку. Мы двигались по «дорожке», а на пути нам встречались опасности (например, замок людоеда, дикие звери или злая волшебница), из-за ко­торых приходилось пропустить ход или возвратиться обратно. Мы радо­вались встрече с доброй волшебни­цей, благодаря которой «перескаки­вали» на несколько ходов вперед.


^ В ПОМОЩЬ ПОЧЕМУЧКАМ

К трем годам дочка стала особенно любозна­тельной. Она задавала вопросы, на которые мы, родители, подчас, не могли дать ответ. Тогда в нашей до­машней библиотеке стали появлять­ся детские энциклопедии. Обычно книги покупались на «акту­альную» в данный момент тему. Мы в первый раз отвели дочку к стомато­логу, после этого малышка стала интересоваться тем, «что у нее внутри», - и детский справочник «Твое здоровье» на очень долгое время стал ее самой любимой книгой. Летом у нас была возможность внимательно рас­смотреть муравьев, бабочек и стре­коз, а потом осенними вечерами мы с удовольствием листали энциклопе­дию «Удивительный мир насеко­мых». Дочь посмотрела мультфильм про динозавров и «заболела» этой те­мой - помогла энциклопедия «От­крытия и находки: динозавры».


^ КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!

Я не стремилась рано обучить дочь чтению и не придерживалась каких-либо популярных развивающих методик, но всегда показывала малышке буквы в книгах, в магнитной азбуке, на кубиках или на вывесках. Ей было интересно, она воспринимала такое ненавязчивое знакомство с алфави­том как занятную игру. Тем не менее, в четыре года девочка прекрасно знала все буквы и умела читать по слогам. Сейчас ее настоль­ная книга - «Азбука». Читает малыш­ка нечасто и только, когда есть соот­ветствующее настроение, но при этом всегда с гордостью добавляет: «Я уже большая, умею читать!» Дело в том, что моя дочка (как все дети!) мечтает быстрее вырасти. Я стараюсь убедить ее, что быть ребенком гораздо весе­лее, чем взрослым человеком, но она мне пока не слишком верит...





оставить комментарий
страница1/3
Дата23.01.2012
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх