Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по специальности 050601. 65 Музыкальное образование icon

Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по специальности 050601. 65 Музыкальное образование


Смотрите также:
Программа аттестационных испытаний на второй и последующие курсы обучения по специальности...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
1. На второй и последующие курсы для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки...
Программа аттестационного испытания по дисциплине Технология для поступающих на второй и...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующий курсы на очную и...
Файл содержит программы аттестационных испытаний по специальностям факультета воздушных...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050601...
Программа аттестационных испытаний при приеме на второй и последующие курсы факультета...
Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй курс по специальности 050401...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Председатель аттестационной комиссии

директор института культуры___________Е.А. Каюмова

«____» ____________________2010 г.


ПРОГРАММА


аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы

по специальности

050601.65 Музыкальное образование


Томск 2010

Пояснительная записка

Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050601.65 «Музыкальное образование» составлена в соответствии с Госу­дарственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050601.65 «Музыкальное образование».

Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050601.65 «Музыкальное образование» включает требования к уровню под­готовки поступающего, описание процедуры проведения аттестационных испытаний, задания для аттестационных испытаний, критерии оценки знаний и умений поступающего, списки рекомендуемой литературы (основной и дополнитель­ной).

В соответствии с «Правилами приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический универ­ситет» в 2010 году» на второй и последующие курсы принимаются лица, имеющие диплом го­сударственного образца о неполном высшем образовании, академическую справку установ­ленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или документ госу­дарственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.


^ Требования к уровню подготовки лица,

поступающего на второй и последующие курсы

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования по специальности 050601.65 «Музыкальное образование», поступающий на второй и последующие курсы должен обладать рядом профессиональных компетенций, уровень освоения которых оценивается в зависимости от ступени предыдущего образования. Согласно ГОС ВПО, специалист данного профиля должен уметь:

  • использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения музыке, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютер­ные технологии;

  • применять современные средства оценивания результатов обучения;

  • реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучаю­щихся с целью создания мотивации к обучению;

  • работать по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

  • оказывать помощь в социализации учащихся;

  • проводить профориентационную работу;

  • устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном вос­питании;

  • формировать общую культуру учащихся;

  • рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоро­вья школьников;

  • обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

  • организовывать контроль за результатами обучения и воспитания;

  • организовывать самостоятельную работу и внеурочную деятельность учащихся;

  • вести школьную и классную документацию;

  • выполнять функции классного руководителя.

При приеме на обучение на второй и последующие курсы по специальности 050601.65 «Музыкальное образование» с целью определения творческих способностей поступающего, его практических навыков и умений в области музыки, степени освоения поступающим основ­ной образовательной программы по специальности, высшее учебное заведение проводит атте­стационное испытание профессиональной направленности (прослушивание) и собеседование.


Процедура проведения аттестационных испытаний

Аттестационные испытания состоят из двух этапов:

    1. Исполнение музыкальной (инструментальной, вокальной, дирижерской) программы, позволяющей выявить уровень владения умениями и навыками в области музыкального исполнительства (программа готовится поступающим заранее и включает произведения различных стилей и жанров).

Игра на музыкальном инструменте: поступающий должен показать техническое мастерство игры на музыкальном инструменте, собственное прочтение музыкального произведения.

Сольное пение: поступающий должен продемонстрировать музыкальность, выразительность, понимание литературного и музыкального текста, а также стиля исполняемого произведения. У поступающего не должно быть устойчивых речевых дефектов. Оценивается качество голосового материала, музыкальность, чистота интонирования, артистичность.

Дирижирование: поступающий должен продемонстрировать владение основными дирижерскими умениями и навыками, умение дирижировать произведениями в простых и сложных размерах с сопровождением и без сопровождения,владение приемами мануальной дирижерской техники, умение читать, анализировать и исполнять хоровые партитуры различных типов и видов, работать с партитурой для разных типов и видов хоров.

    1. Выявление соответствия уровня подготовки поступающего по музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио.

На этом этапе поступающий демонстрирует аттестационной комиссии мелодическую и гармоническую память, представление о ритмических соотношениях музыкальных звуков, о некоторых элементах музыкальной формы, а также отвечает на вопросы комиссии по музыкально-теоретическим предметам.

Поступающий на второй и последующие курсы имеет возможность набрать максимально 150 баллов (90 баллов за I этап (по 30 баллов за игру на инструменте, сольное пение, дирижирование) и 60 баллов за II этап).

Аттестационной комиссией рекомендуются к зачислению лица, наиболее успешно проявившие себя в целом.


1. Исполнение музыкальной программы

1.1. Программа для поступающих на второй курс

Фортепиано

  1. Полифония: Бах И.С. Прелюдия и Сарабанда из Английской сюиты ля минор.

  2. Крупная форма: Гайдн Й. Соната Соль мажор.

  3. Пьесы: Рахманинов В. Прелюдия до-диез минор (ор.23).

  4. Этюды: Черни К. Этюды ор. 740 (на выбор).

Баян (аккордеон)

  1. Полифония: Гречанинов А. Прелюдия ор. 37 № 2.

  2. Крупная форма: Дуссек И. Сонатина соль мажор, ор. 20.

  3. Пьесы: Шуберт Ф. Музыкальный момент ор. 94, № 3.

  4. Этюды: Клементи М. Сонатина № 6, ч. 1.

Сольное пение

  1. Вокализ: Абт Ф. Школа пения (на выбор).

  2. Произведение с сопровождением: Чайковский П. Песня цыганки.

  3. Произведение без сопровождения: Р.н.п. Как пойду я на быструю речку.

  4. Детская песня: Соснин С. Веселые нотки.


Дирижирование

  1. Произведение без сопровождения: Ипполитов-Иванов А. О край родной.

  2. Произведение с сопровождением: У.н.п. О Днепре.


^ 1.2. Программа для поступающих на третий курс

Фортепиано

  1. Полифония: Шостакович Д.Д. Прелюдия и фуга ля минор.

  2. Крупная форма: Моцарт В.А. Соната До мажор.

  3. Пьесы: Дебюсси К. Прелюдии (на выбор).

  4. Этюды: Мошковский М. Этюды (на выбор).

Баян (аккордеон)

  1. Полифония: Корелли А. Прелюдия ми минор.

  2. Крупная форма: Пешетти Д. Престо до минор.

  3. Пьесы: Фибих З. Поэма до мажор.

  4. Этюды: Чайкин Н. Этюд фа-диез минор.

Сольное пение

  1. Вокализ: Абт Ф. Школа пения (на выбор).

  2. Произведение с сопровождением: Бородин П. Фальшивая нота.

  3. Произведение без сопровождения: Р.н.п. По улице мостовой.

  4. Детская песня: Гаврилин В. Маме.

Дирижирование

  1. Произведение без сопровождения: Шуман Р. Лотос.

  2. Произведение с сопровождением: Р.Н.п. Ах, ты степь широкая.


^ 1.3. Программа для поступающих на четвертый курс

Фортепиано

  1. Полифония: Щедрин Р. Полифоническая тетрадь № 1 (на выбор).

  2. Крупная форма: БетховенЛ. Соната № 3.

  3. Пьесы: Прокофьев С. Наваждение.

  4. Этюды: Клементи М. Gradus ad Parnassum (на выбор).

Баян (аккордеон)

  1. Полифония: Бах И.С. Гавот соль мажор.

  2. Крупная форма: Чимароза Д. Соната ре мажор.

  3. Пьесы: Мендельсон Ф. Песня без слов ми мажор ор. 30.

  4. Этюды: Иванов В. Этюд ре мажор.

Сольное пение

  1. Вокализ: Зейдлер Г. Искусство пения (на выбор)..

  2. Произведение с сопровождением: Гендель Ф. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо».

  3. Произведение без сопровождения: Р.н.п. Ах, вы косы русые.

  4. Детская песня: Кабалевский Д. Спокойной ночи.

Дирижирование

  1. Произведение без сопровождения: Дарзинь Э. Лунная дорожка.

  2. Произведение с сопровождением: Римский-Корсаков Н. «Поднялася с полуночи» из оперы «Сказание о граде Китеже».


1.4. Программа для поступающих на пятый курс

Фортепиано

  1. Полифония: Бах И.С. ХТК, 1 том, Прелюдия и фуга (на выбор).

  2. Крупная форма: Шопен Ф. Вариации Си-бемоль мажор.

  3. Пьесы: Чайковский П.И. Думка.

  4. Этюды: Скрябин А.С. Этюды ор. 8 (на выбор).

Баян (аккордеон)

  1. Полифония: Римский-Корсаков Н. Фуга ми минор.

  2. Крупная форма: Моцарт В. Соната фа мажор.

  3. Пьесы: Шостакович Д. Полька из второй балетной сюиты.

  4. Этюды:Камалдинов Г. Этюд до мажор.

Сольное пение

  1. Вокализ: Зейдлер Г. Искусство пения (на выбор).

  2. Произведение с сопровождением: Чайковский П. Ариозо Ольги из оп. «Евгений Онегин».

  3. Произведение без сопровождения: Р.н.п. Липа вековая.

  4. Детская песня: Минков М. Спасибо, музыка!

Дирижирование

  1. Произведение без сопровождения: Р.н.п. Ты рябина ли.

  2. Произведение с сопровождением: Римский-Корсаков Н. «С крепкий дуб тебе повырасти» из оперы «Сказка о царе Салтане».


^ 2. Темы собеседования по музыкально-теоретическим дисциплинам и сольфеджио


2.1. Темы собеседования для поступающих на второй курс

Сольфеджио: Пение мажорной гаммы вверх, а одноименной или параллельной минорной вниз и наоборот. Пение всех ступеней одноименного мажоро-минора в разбивку. Настройка по камертону вслух (звук камертона принимается за любую диатоническую ступеньодноименного мажоро-минора). Пение гамм ладов народной музыки (миксолидийского и дорийского). Пение м.2, б.2, м.7, б.7 вверх и вниз в тональности с разрешением. Пение характерных интервалов, гармонических ладов вверх и вниз в тональностях с разрешением, пение интервальных последовательностей (характерные интервалы с разрешением, противоположное движение голосов). Пение аккордов II7 , VII7 , в простейшем изложении. Размеры 3/8, 6/8. Триоли.

Сольфеджирование. Одноголосие. Сольфеджирование мелодий в мажоре и миноре двух видов, а также в одноименном и параллельном мажоре-миноре в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Ритмические группы с триолями.

Слуховой анализ. Устно: определение на слух ступеней одноименного мажоро-минора, отдельных интервалов и аккордов, а также последовательностей интервалов и аккордов, усвоенных в интонационных упражнениях (8-10 интервалов и аккордов, 2-3 проигрывания). Повторение одноголосных музыкальных фраз в одноименном и параллельном мажоро-миноре непосредственно за проигрыванием.

^ Введение в гармонию и полифонию: Музыка как вид искусства. Античная теория музыки и музыкальная эстетика. Музыкальный звук и его свойства. История музыкальной нотации. Нотное письмо. Ритм. Метр. Размер. Темп. Лад. Классификация ладов. Музыкальный склад и фактура. Музыкальный синтаксис. Гомофонно-гармонический стиль изложения музыкального материала. Полифонический стиль изложения музыкального материала. Мелодия. ЕЕ характеристика. Теоретические аспекты анализа музыкальных произведений. Жанр, стиль и род творчества в музыке в свете интонационной теории.

^ Народное музыкальное творчество: Народное музыкальное творчество как сфера духовной культуры народа. Особенности народного музыкального творчества: полифункциональность, полиэлементность, бесписьменность, коллективность, вариантная множественность. Синкретизм как явление неразрывного единства духовной и практической функции фольклора и его художественно-образных элементов. Народные исполнители: народный мастер. Основные жанры народного песенного и инструментального творчества. Аутентичный музыкальный фольклор и нетрадиционные формы существования фольклора. Историческое развитие видов и жанров народного музыкального творчества. Музыкальный фольклор в контексте современной музыкальной культуры общества.

Особенности русской музыкальной культуры: Музыкальная культура в структуре культуры. Зарождение и становление русской музыки. Русская музыкальная культура после петровских преобразований. Классический этап развития русской музыкальной культуры.

Антиномии национальной и массовой культуры как проявление противоречий культуры и цивилизации. Преемственность культурных традиций в системе музыкального воспитания и образования. Древняя Русь и русское музыкальное средневековье. Музыкальная культура России XVIII века. Музыкальная культура первой половины XIX века. Классическая эпоха. М.И. Глинка. Русское искусство начала ХХ века. Современные тенденции в русской музыке ХХ века. А.Г. Шнитке, С. Губайдуллина, Э. Денисов.


^ 2.2. Темы собеседования для поступающих на третий курс

Сольфеджио: Неаккордовые звуки. Отклонения и модуляции в тональности диатонического родства. Хроматические ступени мажорного и минорного ладов.

Настройка по камертону про себя (звук камертона принимается за любую ступень).

Синкопа с шестнадцатыми.

Сольфеджирование. Одноголосие. Сольфеджирование мелодий с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности диатонического родства.

Слуховой анализ. Устно: определение ступеней последовательностей интервалов и аккордов с неаккордовыми звуками, хроматическими ступенями, отклонениями и модуляциями в тональности диатонического родства.

Гармония: Функциональная система главных трезвучий лада. Музыкальный синтаксис. Строение периода. Каденции. Обращения главных трезвучий лада и их применение. Доминантсептаккорд. Полная функциональная система мажора и минора. Трезвучие и секстаккорд II ступени. Трезвучие VI ступени. Септаккорды S группы.

^ История зарубежной музыки: Многообразие путей исторического развития музыкальных культур различных регионов и стран. Музыкальные культуры Запада и Востока. Периодизация истории зарубежной профессиональной музыки европейской традиции. Музыка эпохи античности, ее значение для последующего развития европейского музыкального искусства. Музыка эпохи средневековья. Основные жанры средневековой музыки, ее эволюция от раннего к позднему средневековью. Музыка эпохи Возрождения. Франко-фламандская и итальянская школы «строгого стиля». Возникновение оперы. Музыка барокко. Развитие гомофонно-гармонического мышления. Основные жанры. Национальные школы (опера, инструментальная музыка). Классицизм в музыке. Возникновение сонатно-симфонического цикла. Индивидуальные особенности стиля венских классиков. Романтизм в музыке. Новые явления в области музыкальных жанров.

^ Теория музыкального образования: Место теории музыкального образования в системе методологии музыкального образования. Содержание музыкального образования. Современные требования к учителю музыки. Характеристика основ педагогики искусства. Урок музыки как урок искусства. Основополагающие методы музыкального образования. Самоактуализация личности учителя в музыкальном образовании школьников. Внеклассные формы организации музыкального образования школьников.

^ Хороведение и хоровая аранжировка: Хоровое исполнительство. Хоровой коллектив. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с хором. Средства дирижерской выразительности. Аранжировка с четырехголосного женского хора на четырехголосный мужской и наоборот. Аранжировка с четырехголосных однородных хоров для четырехголосного смешанного хора и наоборот. Превращение четырехголосного склада изложения однородных хоров в трехголосный. Аранжировка четырехголосного смешанного хора на трехголосный смешанный. Аранжировка многоголосных смешанных хоров для четырехголосных смешанных. Фортепианная фактура вокального произведения как основа хоровой фактуры. Переложение для двухголосного детского хора. Переложение для трехголосного хора.


^ 2.3. Темы собеседования для поступающих на четвертый курс

Гармония: Вводные септаккорды. Менее употребительные аккорды доминантовой группы. Аккорды двойной доминанты. Типы тональных соотношений. Модуляция. Неаккордовые звуки при решении задач и гармоническом анализе. Альтерация аккордов D и S групп. Модуляции в тональности второй и третьей степени родства.

Полифония: Общие принципы полифонии. Полифоническое изложение. Контрапунктическое соединение голосов. Двойной контрапункт. Имитация и канон.

^ История зарубежной музыки: Преломление общих стилевых тенденций романтизма в национальных композиторских школах, индивидуальных стилях ведущих композиторов. Развитие и перерождение традиций романтизма в европейской музыке конца XIX - начала XX веков. Стилевое многообразие европейской музыки XX века. Многообразие музыкальных жанров, их обновление. Новые системы композиторской техники. Композиторские школы и группировки («Нововенская школа», «Шестерка», американские минималисты). Проникновение европейской музыкальной традиции за пределы Европы (США и другие страны). Индивидуальные особенности стилей ведущих композиторов.

^ Музыкальная психология и психология музыкального образования: Становление и структура предметного пространства музыкальной психологии и психологии музыкального образования. Музыкальное сознание: понятие, исторические формы и уровни функционирования. Музыкальность и музыкальные способности личности. Музыкально-познавательные процессы. Эмоции и интуиция в музыкально-психических процессах. Психология музыкально-педагогического общения. Психология и язык музыки. Психологические методы диагностирования успешности и коррекции преподавательской деятельности педагога-музыканта.

^ Методика музыкального образования: Значение методики преподавания для учителя музыки. Основы методики музыкального образования. Методика организации слушания музыки. Хоровое пение на уроках музыки. Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения. Инструментально-исполнительская деятельность. Творческая деятельность школьников на уроках музыки. Музыкальная грамота на уроках музыки. Планирование и учет музыкальной работы в школе. Содержание и технология реализации ведущих программ по музыке. Программы по музыке школ общеобразовательного типа – основа практической работы учителя музыки.

Основы хоровой культуры: Истоки хоровой культуры. История развития хорового искусства зарубежом. История хорового искусства в России до 1917 г. История развития отечественного хорового творчества советского и современного периода. Хоровая педагогика. Проблемы и особенности работы дирижера. Голосовой аппарат как инструмент хорового искусства: проблемы вокальной работы. Проблемы стиля в хоровом искусстве.


2.4. Темы собеседования для поступающих на пятый курс

Полифония: Фуга. Её компоненты. Фуга, как музыкальная форма. Фуга и фугообразные формы. Другие виды основных имитационных форм: Инвенции. Фугетта. Фугато. Хоральные прелюдии. Полифонические формы в симфонической и оперной музыке.

Анализ музыкальных произведений: Общие принципы организации музыкальной формы в европейской и отечественной музыке. Циклические формы в музыке. Вокально-хоровые формы и жанры. Опера, балет и другие музыкально-театральные жанры. Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки. Двухчастная форма.

История русской музыки: Основные этапы развития русской культуры. Их соотношение с основными этапами развития музыкальной культуры Западной Европы. Музыкальная культура Древней Руси. Церковная служба как основа профессиональной музыки. Знаменный распев. Барокко в русской музыке. Классицизм и сентиментализм в русской музыке. Развитие светских жанров. Национальная композиторская школа последней трети XVIII века. Русская музыкальная культура XIХ века. Основные периоды, основные стилевые направления. Проблема соотношения классицизма, романтизма и реализма в русской музыке.

История музыкального образования: Основные этапы становления и развития зарубежного музыкального образования. Основные этапы становления и развития отечественного музыкального образования. Музыкальное образование в русской школе второй половины XIX - начала XX века. Становление музыкального образования в отечественной школе 1920-1980 гг. Тенденции развития отечественного музыкального образования конца XX - начала XXI века. Основные направления развития зарубежного массового музыкального образования.

Методология педагогики музыкального образования: Проблемы педагогики искусства в контексте сосуществования технической и гуманитарной культуры. Методологические принципы педагогики искусства. Концепция художественного воспитания и значение музыкального образования. Сущность, функции, уровни и принципы анализа проблем музыкального образования. Методологические основания педагогики музыкального образования: философия, психология, история и теория музыкального искусства. Ценностные ориентиры музыкального образования. Методологические характеристики музыкально-педагогического исследования. Методологическая культура учителя музыки.

Музыка в дошкольном образовательном учреждении: Значение музыки в жизни детей и современные проблемы музыкально-художественного воспитания. Цели, задачи и принципы дошкольного музыкального воспитания. Структура музыкальности и возрастные уровни музыкального развития детей. Методы и приемы музыкального воспитания детей.

Активное восприятие как основа музыкальной деятельности. Организация слушания музыки в ДОУ. Детский репертуар и его классификация. Вокально-хоровая деятельность. Ритмика и хореография в музыкальном воспитании дошкольников. Развитие творческих способностей дошкольников. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры и пособия. Формы организации музыкальной деятельности детей. Фольклорное воспитание дошкольников. Праздники и развлечения в детском саду.


Критерии оценки знаний и умений лица,

поступающего на второй и последующий курсы


^ Игра на музыкальном инструменте:

На аттестационном испытании поступающий должен продемонстрировать:

    1. степень зрелости музыкального мышления;

    2. творческое отношение к музыкальным произведениям;

    3. уровень технической подготовки;

    4. убедительность трактовки;

    5. артистичность исполнения.


0-10 баллов – Нотный текст исполняется с ошибками, допускаются темповые и ритмические отклонения; художественная содержательность, осмысленность нотного текста выявлены слабо.

11-20 баллов – Ярко, уверенно, эмоционально передан характер каждой пьесы аттестационной программы с небольшими текстовыми ошибками.

^ 21-30 баллов – Аттестационная программа исполняется в едином исполнительском режиме: уверенно, грамотно выучен нотный текст, выдержанный в соответствующем стиле, характере, с соблюдением художественно-технических, ритмических особенностей текста. Качество исполнения отличает яркость, убедительность, индивидуальная трактовка.


Сольное пение:

На аттестационном испытании поступающий должен продемонстрировать:

  1. достоверность воплощения художественного образа;

  2. умение пользоваться певческим дыханием;

  3. качественные характеристики артикуляционного аппарата и дикции;

  4. тембральные и звуковысотные характеристики голосового аппарата;

  5. уровень сценической культуры.


0-10 баллов – Отсутствие качества тембра, диапазона голоса; нарушенная интонация; дефекты голоса; плохое чувствование вокальной формы, отсутствие музыкальности и эстетичности при исполнении.

11-20 баллов Голос с приятными обертонами, не полный диапазон голоса, не всегда чистая интонация при исполнении; могут быть небольшие нарушения голоса; исполнительство и ощущение формы исполняемого произведения; эстетичность при выступлении.

21-30 баллов – Качество тембра, свобода звучания голоса в диапазоне типа голоса, чистота интонации при исполнении; отсутствие дефектов голоса; исполнительство, музыкальность и ощущение формы произведения, эстетичность.


Дирижирование:

На аттестационном испытании поступающий должен продемонстрировать:

  1. Владение различными приемами дирижирования в простых и сложных размерах.

  2. Обладание навыками мануальной техники, органичностью и целесообразностью дирижерских движений.

  3. Овладение исполнительским репертуаром, включающим детские и школьные произведения.

  4. Индивидуально-творческая интерпретация художественного произведения, ее соответствие стилю эпохи, композитора, художественной идее произведения.

  5. Умение анализировать и исполнять на фортепиано партитуру хорового произведения.


0-10 баллов - Формальное дирижирование авторского нотного текста без образного осмысления музыки; слабый слуховой контроль в процессе дирижирования произведения; темпо-ритмическая неорганизованность; ограниченное понимание дирижерского жеста, динамического баланса амплитуды; соответствие мануальной техники и интонационной выразительности.

11-20 баллов - Отсутствие индивидуальной интерпретации; недостаточный слуховой контроль в процессе дирижирования произведения; грамотное понимание структуры произведения, музыкального языка, средств выразительности, жеста; соблюдение авторских указаний в темпах и характере.

21-30 баллов - Высокохудожественное дирижирование музыкального произведения; соответствие формы и стиля дирижируемой музыки; слуховой контроль в процессе дирижирования произведения, корректировка жеста при необходимой ситуации; свободное владение различными видами мануальной техники; выразительность дирижерского жеста; единство темпа, ясность ритмической пульсации; индивидуальная интерпретация и воплощение замысла авторского сочинения; соответствие выразительности мануальной техники содержанию музыкального произведения.


Собеседование:

Поступающий должен обладать следующими способностями: музыкальным слухом, памятью, чувством ритма, умением интонировать и читать с листа, достаточными знаниями по музыкально-теоретическим дисциплинам.


^ 0-10 баллов – Недостаточно развит музыкальный слух: поступающий с трудом отличает консонансы и диссонансы; 3-х и 4-х звучные аккорды, взятые в гармоническом виде. Слышит отдельные интервалы, воспринимает звуковысотные различия, но затрудняется в определении ступеней в тональности. Музыкальная память развита слабо. Поступающий может запомнить короткие попевки (из 3-х – 4-х звуков), аккорды и интервалы воспринимает только в мелодическом виде после многократных проигрываний. Может повторить отдельные интервалы в удобной ему тесситуре, спеть фрагмент мажорной или минорной гаммы. Навык чтения с листа развит слабо, плохо ощущает и интонирует устойчивые ступени. Слабо различает длительности звуков, не может правильно повторить заданный ритмический рисунок. Показывает недостаточные знания по музыкально-теоретическим предметам, не владеет терминологией.

11-30 баллов – Поступающий обладает хорошим музыкальным слухом, определяет интервалы, трезвучия и септаккорды в основном виде. Нет навыков в определении обращений трезвучий и септаккордов. Запоминает музыкальные фразы, аккордовые и интервальные цепочки (4 и более элементов). Отсутствует навык в определении каденций. Может повторить отдельные фрагменты сыгранной мелодии, но интонирует не всегда точно. Не может долго концентрировать внимание на тонике. Хорошо читает с листа при поддержке инструмента. Чувствует соотношение коротких и долгих длительностей, правильно воспроизводит заданный ритмический рисунок. Нет навыка в определении пунктирного, синкопированного ритма. Обладает определёнными знаниями по теории музыки, но эти знания не систематизированы, разрозненны. Не может установить причинно-следственную связь между известными ему музыкальными явлениями и понятиями.

31-50 баллов – Поступающий имеет чёткие ладо-тональные и функциональные представления, слышит интервалы, аккорды: трезвучия основных функций, септаккорды - доминантовый, второй ступени, вводные и их обращения. Определяет функции аккордов в тональности. Способен запоминать и удерживать в памяти довольно продолжительные музыкальные построения, хорошо ощущает архитектонику музыкального целого, дифференцирует различные виды каденций. Уверенно воспроизводит интервалы и аккорды, интонационно точно повторяет сыгранную ему мелодию. Читает с листа одинаково хорошо как с поддержкой инструмента, так и без неё с предварительной настройкой в тональности. Воспроизводит ритмические фигуры любой сложности, владеет навыком исполнения триольного, пунктирного, синкопированного ритма, понимает закономерности их возникновения. Имеет хорошую музыкально-теоретическую подготовку, владеет музыкальной терминологией, понимает закономерности формообразования, знает строение интервалов, аккордов, музыкальных ладов.

51-60 баллов – Безупречный слуховой анализ, беглое чтение с листа; отличная музыкальная память. Глубокое знание теоретического материала, хорошие практические навыки исполнения на фортепиано интервальных и аккордовых последовательностей (в элементарном расположении).


Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Абыдзова, Е. А. Гармония : Учебник / Е. А. Абызов. - М. : Музыка, 2008. - 383 с.

  2. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Академия, 2002. - 413 с.

  3. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание / М. Ш. Бонфельд. - М. : Владос, 2001. - 219 с.

  4. Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки : учебник / В. А. Вахромеев. - М. : Музыка, 2007. - 253 с.

  5. Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение (текст) : секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 156 с.

  6. Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки : Популярные лекции : Для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999. - 320 с.

  7. Камаев, А. Ф. Народное музыкальное творчество : учебное пособие для вузов / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Канаева. - М. : Академия, 2005. - 303 с.

  8. Малинковская, А. В. Класс основного музыкального инструмента (текст) : искусство фортепианного интонирования : учебное пособие для вузов / А. В. Малинковская. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 381 с.

  9. Методологическая культура педагога-музыканта : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 268 с.

  10. Николаева, Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь : Конец Х — середина ХVII столетия : учебное пособие для вузов / Е. В. Николаева. - М. : Владос, 2003. - 207 с.

  11. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки / Г. П. Овсянкина — СПб. : Союз художников, 2007. - 240 с.

  12. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания : учебное пособие вузов / М. С. Осеннева. - М. : Академия, 2001. - 366 с.

  13. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором (текст) : учебное пособие для вузов / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М. : Академия, 2003. – 187 с.

  14. Основы теоретического музыкознания : Учебное пособие для вузов / под ред. М. И. Ройтерштейна. - М. : Академия, 2003. - 271 с.Ройтерштейн, М. И. Полифония: Учебное пособие / М. И. Ройтерштейн. - М. : Академия, 2002. - 190 с.

  15. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - М. : Академический Проект; Трикста, 2008. - 400 с.

  16. Рапацкая, Л. А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века» : учебник для вузов / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 2001. - 383 с.

  17. Сольфеджио [Ноты]=Двухголосие ... : учебное пособие для музыкальных вузов и музыкальных училищ / сост. Н. С. Качалина. - М. : Музыка. Вып. 2 : Двухголосие и трехголосие. - 2005. - 125 с.

  18. Сольфеджио [Ноты]=Одноголосие : учебное пособие для музыкальных вузов и музыкальных училищ / сост. Н. С. Качалина. - М. : Музыка. Вып. 1 : Одноголосие. - 2005. - 110 с.

  19. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. - М. : Музыка, 2007 — 400 с. (с нотами).

  20. Уколова, Л. И. Дирижирование (текст) : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Уколова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 207 с.

  21. Фраенов, В. П. Учебник полифонии / В. П. Фраенов. - М. : Музыка, 2006. - 207 с.

б) дополнительная литература:

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. - 333 с.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  3. Бонфельд, М. Ш. Анализ музыкальных произведений: структуры тональной музыки / М. Ш. Бонфельд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 207 с.

  4. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для вузов / А. Г. Гогоберидзе. - М. : Академия, 2007. - 316 с.

  5. Емильянов, В. В. Развитие голоса, координации в пении / В. В. Емильянов. - СПб., 1997. - 189 с.

  6. Заднепровская, Г. В. Анализ музыкальных произведений / Г. В. Заднепровская. - М. : Владос , 2003.- 272 с. / ноты.

  7. История зарубежной музыки : Учебник для музыкальных вузов / ред.-сост. В. В. Смирнов. - СПб. : Композитор. Вып. 6 : Начало XX века - середина XX века. - 2001. - 630 с.

  8. История зарубежной музыки. XX век : учебное пособие для вузов / Н. А. Гаврилова [и др.] ; отв. ред. Н. А. Гаврилова. - М. : Музыка, 2007. - 572 с.

  9. История русской музыки : в 10 томах / [редкол. : Ю. В. Келдыш и др.]. - М. : Музыка : Т. 10Б : 1983-1990 годы [Л. О. Акопян и др. ; общ. науч. ред. Л. З. Корабельникова, Е. М. Лемешев]. - 2004. - 1069 с.

  10. Коллинз, Стефан. Классическая музыка от и до / Стефан Коллинз. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 287 с.

  11. Ладухин, Н. М. Одноголосое сольфеджио [Ноты] / Н. М. Ладухин. - М. : Музыка, 2007.-31 с.

  12. Поливода, Б. А. Школа игры на фортепиано : 110 новых пьес / Б. А. Поливода. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 136 с.

  13. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика: учебное пособие для вузов / Д. К. Кирнарская [и др.] - М. : Академия, 2003. - 366 с.

  14. Фридкин, Г. А. Практическое руководство по музыкальной грамоте / Г. А. Фридкин. - 11-е изд. - М. : Музыка, 1988. - 270 c.

  15. Фридкин, Г. А. Чтение с листа на уроках сольфеджио [Ноты] : пособие для детских музыкальных школ / Г. Фридкин. - М. : Музыка, 2007.

  16. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 1 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 10-е. -Р остов-на-Дону : Феникс, 2007. - 109 с.

  17. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 3 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 110 с.

  18. Фролова, Ю. В. Сольфеджио. 4 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 100 с.

  19. Фролова, Ю.В. Сольфеджио. 2 класс [Ноты] : учебное пособие для детских музыкальных школ / Ю. Фролова. -Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 102 с.

  20. Холопов, Ю. Н. Гармония / Ю. Н. Холопов. - СПб. : Лань, 2003. - 540 с.

  21. Холопова, В. Н. Теория музыки : мелодика, ритмика, фактура, тематизм : учебное пособие для вузов и училищ / В. Н. Холопова. - СПб. : Лань, 2002. - 367 с.

  22. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений : пособие для вузов / В. Н. Холопова. -СПб. : Издательство Лань, 2006. - 484 с.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050601.65 «Музыкальное образование».


Программу составили:

профессор

кафедры художественного образования _______________ С.Н. Кравченко

доцент

кафедры художественного образования _______________ В.Н. Царев

доцент

кафедры художественного образования _______________ Е.Е. Ланкина

старший преподаватель

кафедры художественного образования _______________ И.Ю. Некристова

старший преподаватель

кафедры художественного образования _______________ Г.С. Гусева

старший преподаватель

кафедры художественного образования _______________ О.Я. Пельс

старший преподаватель

кафедры художественного образования _______________ О.С. Чернявская


Программа вступительного экзамена утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № 14 от 16 июня 2010 г.


Зав. кафедрой художественного образования __________________ П.Л. Волк


Программа аттестационных испытаний одобрена методической комиссией ИК ТГПУ


Председатель методической комиссии ИК ____________________ О.А. Батурина


Программа одобрена Ученым советом ИК ТГПУ


Председатель ученого совета ИК, директор ____________________ Е.А. Каюмова


Согласовано:


Проректор по НОУД ___________________ О.А. Швабауэр


Проректора по УВР ___________________ А.Ю. Михайличенко




Скачать 281.95 Kb.
оставить комментарий
Дата23.01.2012
Размер281.95 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх