Тексты к уроку icon

Тексты к уроку


Смотрите также:
Уроку Тема «Публицистический стиль»...
Тексты к уроку...
Тема: «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»...
Урок Мячи тексты к уроку. Самуил Маршак «Мяч»...
Подготовка к уроку. Анализ проведенного урока*...
Домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока...
Домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока...
Тексты к уроку...
«минусинский медицинский техникум» тексты для чтения по английскому языку для студентов...
Особенность художественного текста (как текста художественного произведения)...
Требования к современному уроку...
К вопросу о метапоэтике в. Я. Брюсова...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Уроки 48 - 56


Урок 48. «Встреча со сказкой»


Праздник читательских удовольствий


ТЕКСТЫ К УРОКУ

«Царевна-лягушка». Русская народная сказка. Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Каша из топора» Русская народная сказка. Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Мужик, медведь и лиса» Русская народная сказка Запись А.Афанасьева (отрывок).

«Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка по записи А.Афанасьева.



Урок ведут двое: учитель и сказочница (сказочник). Сказочница появляется не сразу, она одета по-особому и приносит с собой узелок, в котором собраны сказочные предметы: клубок, яблоко, горшок, кольцо... Доска закрыта, но на ней заранее нарисованы (или прикреплены) рисунки - три домика, в которых будут «жить» сказочные герои. В одном - герои волшебных сказок, в другом - герои сказок про животных, в третьем - герои бытовых сказок. Домики выглядят соответственно особенностям сказок: волшебный терем, лесной берестяной домик, бревенчатая избушка.


У. Сегодня у нас необычный урок: вам предстоит встретиться со сказками. С русскими народными сказками. Вы все, наверное, их любите. Назовите мне свои любимые русские народные сказки.

Д. ...

Раздается стук в дверь, появляется Сказочница.

Сказочница. Кто это тут сказки вспоминает? Я вижу, тут без меня дело не обойдется. Там, где дети про сказки вспоминают, должен и сказочник быть.

У. Вот так подарок! Поздороваемся с нашей гостьей. (дети здороваются). Мы все очень рады вам, потому что мы только начали вспоминать свои любимые русские народные сказки.

Сказочница. Ах так, любите сказки? Любить-то мало, надо еще их знать, помнить. Вот я сейчас вас проверю немножко. Расскажу-ка я вам отрывок из сказки, а как остановлюсь, да платком махну - тут вы мне и назовете имя сказки, которую я вам сказывала. (Читать сказки нельзя. Можно говорить по-своему, близко к тексту, но сохраняя стилистику «сказывания».)


Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с своих мест и не знают, что им делать; а Иван-царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала». Подлетела к царскому крыльцу золоченая коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Васялиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их нечестно.


Сказочница обрывает сказ, машет платком.


Д. Это «Царевна-лягушка».

Сказочница. Ну молодцы, молодцы. А ну-ка я вам другую сказку сказывать буду, глядишь, вы ее-то не отгадаете:


Солдат топор вымыл, опустил в котел налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? – спрашивает старуха.

- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль, что вот соли нет.

  • Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

- Коли сюда бы да горсточку крупы.

Старуха принесла из чулана мешочек крупы.

- На, заправь как надо.


^ Сказочница машет платком.

Д. Это мы читали. Это «Каша из топора»

Сказочница. Надо же! И эту сказку знают!

У. Да мы еще и не такие сказки знаем. Вот я сейчас ребятам потруднее загадку загадаю. Послушайте две мелодии и угадайте, к какой из сказок какая мелодия подходит. (Звучит музыка: сначала «Величальна», а потом «Барыня» или «Камаринская».)

^ Д. Первая ближе по настроению к танцу Царевны-лягушки, а вторая - к сказке о топоре!

Сказочница. Ишь, догадались! А как вы догадались-то?

Д. Первая величавая, торжественная, как в волшебной сказке. А другая такая веселая, под нее не плавно танцевать, а плясать можно.

Сказочница. Надо же! Ведь и правда, когда про царевну-лягушку сказываешь, все и слушают по-другому, никто не смеется, а как начну про топор сказывать, так все смеются. Понравились мне ваши загадки. Сейчас я что-нибудь такое выдумаю. Что же мне выдумать-то? (Оглядывается.) Вот, придумала. Где-то тут мое колечко волшебное? Сейчас надену его на палец да поверну - и загадка готова (Поворачивает кольцо и открывает "домики".) Видите, домики какие! В каждом из них - сказочные герои живут. В одном - Царевна-лягушка да Иван-царевич. А в другом - солдат да баба. А третий дом для кого? Какие герои из сказок в этом домике живут?

Д. ...

Сказочница. А где будет жить Лиса Патрикеевна? Заяц-хвастун? Волк-зубами щелк?

^ Д. Им нужен свой домик.

Сказочница. Вот они, зверушки-то, и будут жить в третьем домике. Можно?

Д. Можно.

Сказочница. Почему же все наши герои - сказочные, а живут в трех разных домиках?

Д. Потому что первый домик на терем похож, там должны жить волшебные герои, такие, как Василиса Премудрая. В простой избушке должны жить простые герои - солдат, например. А у зверушек должна быть своя избушка, лесной теремок.

Сказочница. И это отгадали! Ну тогда я вам еще труднее загадку загадаю. Вот тут у меня кое-что есть. В узелке моем разные вещи спрятаны. Ну-ка, посмотрите на них и скажите, что это за вещи такие и из какой сказки они пришли? (Показывает клубок, яблоко, горшок, кольцо, ложку…)

Дети называют сказки, в которых встречаются такие вещи.

Сказочница. А из каких домиков я эти вещи взяла-то?

Дети распределяют предметы по домикам. В результате выделяется группа предметов, которая может быть и в одном домике, и в другом. А некоторые предметы только в одном домике живут, например, кольцо - только в тереме царевны, а горшок - только у бабы. (Если дети начнут приводить примеры из авторских сказок, в которых все эти особенности «перемешаны», то сказочница говорит: «А я таких сказок не сказываю. Я только русские народные сказки сказываю».)

Сказочница. Ишь, молодцы-то какие! У меня-то в узелке все перепуталось, а теперь я знаю, что в каком доме брала, все по местам верну. Теперь-то уж я не перепутаю, что лежит в домике с волшебствами да с тайнами, а что в других домиках: где звери живут, где смешные люди живут. Вот только запамятовала я: звери-то какие - тоже смешные или с волшебствами? Никак в ум не возьму. Может, вы поможете?

У. Ну-ка, ребята, давайте поможем сказочнице. Какое настроение у вас возникает, когда вы читаете сказки про животных? Надо бы какую-то сказку про животных вспомнить.

Сказочница. Сказку-то я сама помню. Послушайте-ка сказку «Мужик и медведь».


Пахал мужик ниву, пришел к нему меведь и говорит ему:

- Мужик, я тебя сломаю!

- Нет, не замай (не трогая); я вот сею репу, себе возьму хоть корешки, а тебюе отдам вершки.

- Быть так, - сказал медведь, - а коли обманешь – так в лес по дрова ко мне хоть не езди!

Сказал и ушел в дуброву.

Пришло время: мужик репу копает, а медведь из дуброву вылезает.

- Ну, мужик, давай делить!

- Ладно, медведюшка! Давай я привезу тебе вершки, - и отвез ему воз ботвы.

Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик наклал свою репу на воз и повез в город продавать, а навстречу ему медведь:

- Мужик, куда ты едешь?

- А вот, медведюшка, еду в город корешки продавать.

- Дай-ка попробовать, каков корешок!

Мужик дал ему репу. Медведь как съел – «а-а, -заревел, - ты меня обманул, мужик! Корешки твои сладеньки. Теперь не езжай ко мне по дрова, а то задеру.


Сказочница. Ну, ребятки, какую я вам сказку сказывала: грустную или веселую?

^ Д. Смешную. Медведь глупый, а мужик - хитрый. А все-таки жалко медведя: все ему не везет.

Сказочница. Смешно-то смешно, да все ли сказки про животных смешные? Ну-ка я еще сказочку вспомню. Какую бы вам рассказать?.. А вот послушайте сказку «Лиса, заяц и петух».


Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная1. Пришла весна – у лисицы избушка-то и растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки-то и выгнала. Идёт зайчик и плачет, а навстречу ему собаки:

- Тяф, тяф, тяф! О чём, зайчик, плачешь?

А зайчик говорит:

- Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла – попросилась она ко мне, да меня и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки, - мы её выгоним.

- Нет, не выгоните!

- Нет, выгоним!

Подошли к избенке.

- Тяф, тяф, тяф!. Поди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам1!


Сказочница. Ой! Память-то никудышная стала! Дальше-то я и забыла!

^ У. Не огорчайтесь, мы вам поможем. Что же дальше-то было, ребята?

Д. Собаки испугались и убежали. Потом зайчику другие звери пытались помочь.

У. И кто же зайчика выручил? Кто лису прогнал?

Д. Петух.

Сказочница. Вот-вот, теперь-то и я вспомнила. Так смешная ли эта сказка?

^ Д. Зайца жалко сначала, лиса плохо поступает. А потом смешно, когда ее петух выгнал. Так ей и надо.

Сказочница. Ну спасибо, ребятки, вот они, оказывается, какие сказки про животных! Не такие уж и простые. И все разные: и смешные, и жалостливые. Ну спасибо, все мои загадки отгадали и меня, старую, кое-чему научили.

^ У. А у нас ребята загадки умеют отгадывать, и сами их придумать могут.

Сказочница. Да неужели? Ну, молодцы так молодцы! У меня-то в сказках тоже герои иногда загадки отгадывают. И загадывать им случается. Да только все мои загадки из сказок все давно знают, и отгадки знают. Я уже давно подумываю, где мне новые загадки-то брать.

У. А вот сейчас ребята вам свои загадки загадают. А какие вам понравятся - можете их в свои сказки взять - мы вам их подарим. Как, ребята, подарим?

Д. Подарим!

Учитель предлагает детям загадывать сказочнице свои загадки. Дети загадывают, а сказочница отгадывает, похваливая ребят: «Надо же! Ишь, молодец какой, чего удумал!»

Сказочница. Ну, спасибо, детки, за загадки, за отгадки, за подарки ваши. Ох, пора мне уходить. Проводите-ка меня хороводом.

^ Звучит запись хороводной песни.

Сказочница начинает вести хоровод - берет одного ребенка за руку, тот - следующего и т.д.

Сказочница (в середине звучания хороводной). Ну, водите хоровод без меня, а я буду слушать, как вы меня провожаете.

Сказочница уходит, учитель ведет хоровод.


Урок 49. Народные сказки: волшебные, бытовые, о животных


Примечание. Изучение структуры жанра «сказка» требует от детей определенной начитанности, поэтому учителю необходимо организовать предварительное чтение самых разных русских народных сказок: волшебных, бытовых, про животных.


^ У. Посмотрите на эти домики (открывает «домики» сказочных героев – см. урок «Встреча со сказкой»). Кто в них живет?

Д. В них живут сказочные герои.

У. Герои каких сказок в каком из домиков живут?

^ Д. В одном - герои простых сказок, в другом - герои волшебных сказок, в третьем живут зверюшки.

У. В какой домик можно поселить Бабу Ягу, Кощея Бессмертного? С какими героями и в каких сказках они встречаются?

^ Д. С Иваном-царевичем, с Василисой Премудрой, в волшебных сказках.

У. Да. Баба Яга, Кощей Бессмертный - главные волшебники, они встречаются в тех же сказках, где есть герои, которые живут в домике-теремке - таинственном и необычном. Этот домик волшебный (пишет рядом с домиком: «Волшебные сказки»). Зверушки живут в другом домике, это домик сказок о животных (записывает: «Сказки о животных»). И еще вы читали сказку «Каша из топора», в ней простые, обычные люди: баба, солдат. И жили они в простой избе. Сказки про обычную жизнь, про быт (повседневную жизнь) называются «бытовые сказки» (записывает).

У. Раньше вы как-то не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. И что же получается? С одной стороны, все это – «сказки», т.е. в них есть что-то общее. А с другой стороны, они разные, чем-то друг от друга отличаются. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, что там главное, какое настроение?

^ Д. Обязательно есть волшебство. И настроение необычное - таинственное. А иногда и страшно бывает.

У. И герои особые, волшебные. Не только Баба Яга волшебная, но и царевна может превратиться в лягушку, молодец – в птицу и т.д. А чем отличаются сказки о животных?

Д. Там герои - животные, но они похожи на людей - ведут себя так же. Эти сказки бывают веселые - например, про вершки и корешки. А бывают и грустные - зайца жалко, когда его лиса из домика выгнала.

^ У. В сказках о животных есть волшебства?

Д. Такого волшебства, как в волшебных сказках там нет. Герой-человек не превращается, скажем, в лягушку. Не отправляется в подземное царство. Но в сказках о животных, как в небылицах, есть необычность, «сказочность». Звери разговаривают, домики строят, пироги пекут. Герои-животные действуют как люди.

У. В бытовых сказках действуют обычные простые люди и ничего волшебного не происходит. Все как в обычной жизни. В сказке «Каша из топора» солдат бабу обхитрил. Что тут необычного?

^ Д. Ничего. Такое может быть в обычной жизни.

У. На первый взгляд, ничего «сказочного» не случается. Хотя все же кажется необычным, например, когда баба верит, что из топора можно кашу сварить. Какое настроение у вас было, когда вы читали сказку «Каша из топора»?

^ Д. Смешно, как солдат жадную бабу обманул.

У. Для кого же сочинялись сказки: для детей или для взрослых? Помните, когда вы загадками занимались, то узнали, что загадки бывают и для детей и для взрослых. А сказки?

^ Д. Про зверушек - для маленьких, а бытовые - для взрослых. А волшебные, наверное, всем интересны.

У. Вот видите, какие разные бывают сказки: для разных по возрасту слушателей, с разным настроением, разными героями. И все-таки они все называются «сказками». Почему?

Д.

У. Пока сложно вам ответить на этот вопрос. Но подумайте: слово «сказка» вам ничего не подсказывает? Какие у этого слова есть слова-родственники?

^ Д. Сказывать, рассказывать, рассказ.

У. Да. «Сказка» и «рассказ» - родственники. А что же их роднит?

Д. Их рассказывают.

У. Вот-вот, не забывайте, что вы занимаетесь устным народным творчеством. Сказки-то раньше сказывали, т.е. рассказывали устно. Записывать их начали не очень давно - лет 200 назад. А если сказки сказывали, кто особую роль играл?

Д. ...

У. Должен был быть исполнитель - сказитель, сказочник. Он, как актер, должен был сыграть сказку. Нужно было какое-то особое умение, чтобы сказки сказывать?

Д. ...

У. Прежде всего, сказочник должен был иметь хорошую память - надо было много сказок помнить. А еще что?

^ Д. Еще надо уметь их интересно рассказать.

У. Что это значит – «интересно рассказать»?

Д. С выражением. Нужно показать, как волк говорит, как заяц.

У. Вы пытаетесь выразительно читать стихи, рассказы, чтобы голосом, интонацией передать настроение, чтобы слушатели лучше могли представить героя и понять оценку автора. Ту же задачу решал и сказочник. Мог ли он одинаково сказывать сказку бытовую и волшебную?

^ Д. Нет, конечно. Волшебную надо рассказывать таинственно, а бытовую - так, чтобы весело было.

У. Верно. И это должно создавать настроение у слушателей с самой первой фразы. Вот, например, многие сказки начинаются со слов «жили-были». Но в зависимости от того, какая это сказка, одно и то же «жили-были» должно звучать по-разному.

Вам предстоит еще много открытий в мире сказок. Предстоит выяснить, как строится сказка, в чем ее главная задача. Попробовать самим сказывать сказки и даже сочинять сказочные эпизоды.

Чтобы сказывать сказки, нужно особое умение, недаром про сказку говорят не «рассказывается», а «сказывается». Давайте проверим - умеете ли вы сказки сказывать. Вспомните какую-нибудь сказку. Любую: волшебную, про животных или бытовую. Подумайте, какое там главное настроение. Выберите какой-нибудь эпизод и попытайтесь его выразительно рассказать. А мы будем отгадывать - какая сказка, и попробуем оценить то, как вы ее сказываете.

Дети пытаются сказывать сказки, «критики» узнают сказки и оценивают работу сказителей.

В конце урока учитель подводит детей к выводу, что сказку сказывать - дело не простое, потому что сами сказки не просты. В них особый язык, особые слова. Причем в разных сказках разные: в волшебных одни, в бытовых - совсем другие. Разные герои и разные у них характеры. Разное с ними случается. Разумеется, сказочник не запоминал все наизусть, от слова до слова, но он чувствовал сказку, понимал, как она строится, знал особые сказочные слова и приемы, и это помогало ему. Передаваясь из уст в уста, сказка менялась, возникали разные варианты, но все они сочинялись по правилам одного из видов сказки: волшебной, бытовой или о животных. Поэтому, чтобы научиться сказывать сказки и самим их сочинять, надо открыть их секреты. Этому и будут посвящены следующие уроки.


Задание на дом. Прочитать сказку «Сивко-бурко». Запись А.Афанасьева.


СИВКО-БУРКО

Запись А.Афанасьева

Жил-был старик; у него было три сына, третий-от Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался.

Отец стал умирать и говорит:

- Дети! Как я умру, вы каждый поочередно ходите на могилу ко мне спать по три ночи, - и умер.

Старика схоронили.

Приходит ночь ; надо большому брату ночевать на могиле, и ему – коё лень, коё боится, он и говорит малому брату:

- Иван-дурак! Поди-ка к отцу на могилу, ночуй за меня, Ты ничего же не делаешь!

Иван-дурак собрался, пришел на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает:

- Кто тут? Ты, большой сын?

- Нет, батюшка! Я, Иван-дурак.

Старик узнал его и спрашивает:

- Что же боль-от сын не пришел?

- А он меня послал, батюшка!

- Ну, твое счастье!

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом:

- Сивко-бурко, вещий воронко!

Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

- Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служим ему как мне служил.

Проговорил это старик, лег в могилу.

Иван-дурак погладил, поласкал сивка и отпустил, сам домой пошел,

Дома спрашивают братья:

- Что, Иван-дурак, ладно ли ночевал?

- Очень ладно, братья!

Друга ночь приходит. Середний брат тоже не идет ночевать на могилу и говорит:

- Иван-Дурак! Поди на могилу-то к батюшке, ночуй и за меня.

Иван-дурак, не говоря ни слова, собрался и покатил, пришел на могилу, лег, дожидается полночи.

В полночь также могила раскрылась, отец вышел, спрашивает:

-Ты, середний сын?

- Нет, - говорит Иван-дурак, - я же опять, батюшка!

Старик гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом:

-Сивко-бурко, вещий воронко!

Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом.

- Ну, бурко, как мне служил, та служи и сыну моему. Ступай теперь!

Бурко убежал; старик лег в могилу, а Иван-дурак пошел домой.

Братья опять спрашивают:

- Каков, Иван-дурак, ночевал?

- Очень, братья, ладно!

На третью ночь Иванова очередь; он не дожидается наряду, собрался и пошел. Лежит на могиле; в полночь опять старик вышел, уж знает, то тут Иван-дурак, гайкнул богатырским голо, свистнул молодецким посвистом:

-Сивко-бурко, вещий воронко!

Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом

- Ну, воронко, как мне служил, так и сыну моему служи.

Сказал это старик, простился с Иваном-дураком, лег в могилу.

Иван-дурак погладил воронка, посмотрел и отпустил ам пошел домой.

Братья опять спрашивают:

-0 Каков, Иван-дурак, ночевал?

- Очень ладно, братья!

Живут; двое братовей робят, а Иван-дурак ничего. Вдруг от царя клич: ежели кто сорвет царевнин портрет с дому чрез сколько-то много бревен, за того ее и замуж отдаст. Братья сбираются посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван-дурак сидит на печи за трубой и бает:

- Братья! Дайте мне каку лошадь, я поеду посмотрю же.

- Э! – взъелись братья на него. – Сиди, дурак, на печи: чего ты поедешь? Людей, что ли, смешить!

Нет, от Ивана-дурака отступу нету! Братья не могли отбиться:

- Ну, ты возьми, дурак, вон трехногую кобыленку!

Сами уехали. Иван-дурак за ними же поехал в чисто поле, в широко раздолье; слез с кобыленки, взял ее зарезал, кожу снял, повесил на поскотину, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом:

- Сивко-бурко, вещий воронко!

Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак, в одно ушко залез – напился-наелся, в друго вылез - оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать! Сел на сивка и поехал срывать портрет. Народу было тут видимо-невидимо; завидели молодца, все начали смотреть. Иван-дурак с размаху нагнал, конь его скочил, и портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал, а не видали, куда уехал!

Он коня отпустил, сам пришел домой, сел на печь. Вдруг братья приезжают и сказывают женам:

- Ну, жены, какой молодец приезжал, так мы такого сроду не видали! Портрет не достал только через три бревна. Видели, откуль приехал; не видали, куда уехал. Еще опять приедет…

Иван-дурак сидит на печи и говорит:

- Братья, не я ли тут был?

- Куда к черту тебе быть! Сиди, дурак, на печи да протирай нос-от.

Время идет. От царя тот же клич. Братья опять стали собираться, а Иван-дурак и говорит:

- Братья! Дайте мне каку-нибудь лошадь.

Они отвечают:

- Сиди, дурак, дома! Другу лошадь станешь переводить!

Нет, отбиться не могли, велели опять взять хромую кобыленку. Иван-дурак и ту управил, заколол, кжу развесил на поскотине, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голсом:

- Сивко-бурко, вещий воронко!

Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в право ухо залез – оделся, выскочил в лево – молодцом сделался, соскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Бурка отпустил, а сам пошел домой, сел на печь, дожидается братовей. Братья приехали и сказывают:

-0 Бабы! Тот же молодец опять приезжал, да не достало портрет только за два бревна.

Иван-дурак и говорит им:

- Братья, не я ли тут был?

- Сиди, дурак! Где у черта был!

Через немного время от царя опять клич. Братья начали сбираться, а Иван-дурак и просит:

- Дайте, братья, каку-нибудь лошадь; я съезжу, посмотрю же.

- Сиди, дурак, дома! Докуда лошадей-то у нас станешь переводить?

Нет, отбиться не могли, бились, бились, велели взять худую кобылешку; сами уехали. Иван-дурак и ту управил, зарезал, бросил; сам свистнул молодецким посвитом, гайкнул богатырским голосом:

- Сивко-бурко, вещий воронко!

Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез – напился-наелся, в друго вылез – молодцом оделся, сел на коня и поехал. Как только доехал до царских чертогов, потрет и ширинку так и сорвал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он так же воронка отпустил, пошел домой, сел на печь, ждет братовей.

Братья приехали, сказывают:

- Ну, хозяйки! Тот же молодец как нагнал сегодня, так портрет и сорвал.

Иван-дурак сидит за трубой и бает:

- - Братья, не я ли тут был?

- Сиди, дурак! Где ты у черта был!

Чрез немного время царь сделал бал, созывает всех бояр, воевод, князей, думных, сенаторов, купцов, мещан и крестьян.

И Ивановы братья поехали: Иван-дурак не отстал, сел где-то на печь за трубу, глядит, рот разинул. Царевна потчует гостей, каждому подносит пива и смотрит, не утрется ли кто ширинкой? – тот ее и жених. Только никто не утерся; а Ивана-дурака не видала, обошла. Гости разошлись.

На другой день царь сделал другой бал; опять виноватого не нашли, кто сорвал ширинку. На третий день царевна так же стала из своих рук подносить гостям пиво; всех обошла, никто не утерся ширинкой. «Что это, - думает она себе, - нет моего суженого!» Взглянула на трубу и увидела там Ивана-дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом Она налила стакан пива, подносит ему, а братья глядят, да и думают: царевна-то и дураку-то подносит пиво! Иван-дурак выпил, да и утерся ширинкой. Царевна обрадовалась, берет его за руку, ведет к отцу и говорит:

-Батюшка! Вот мой суженый!

Братовей тут ровно ножом по сердцу–то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведет в сужены».

Разговоры тут коротки: веселым пирком а за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать! Тогда-то брать узнали, что значило ходить спать на могилу к отцу.


Уроки 50-54. Структура жанра «волшебная сказка»



^ ТЕКСТЫ К УРОКАМ

Волшебные сказки.

«Сивко-бурко». Запись А.Афанасьева.

«Перышко Финиста – ясна сокола». Запись А.Афанасьева.

«Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке». Обработка З.Новлянской по записи А.Афанасьева

«Царевна-лягушка». Запись А.Афанасьева.



Урок 50.


^ У. Вы уже начали открывать для себя секреты народных сказок. У всех сказок общие секреты или у одних одни, а у других - другие?

Д. Есть общее: все сказки рассказываются. Слова «сказка» и «рассказ» – родственники. Но сказки бывают разные: волшебные, бытовые, про животных. Там и герои разные, и события разные.

У. Правильно, у сказок есть общие секреты и есть отдельные для каждого вида. То, что все виды сказок «сказываются», рассказываются,- это, конечно, общее. Но не самое главное. А что же все сказки объединяет? Когда мы говорим о произведениях одного жанра, то что их прежде всего объединяет?

Д. Задача жанра.

У. Подумаем, есть ли какая-то общая задача у всех видов сказок? Вспомните, когда вы говорили о народной протяжной песне, вы «открыли» ее задачу и выяснили, что по задаче песня очень отличается от рассказа и сказки. В чем это отличие? Можете схему песни посмотреть.

^ Д. Задача протяжной песни - выразить чувство, сложное переживание, которое у лирического героя вызывают различные события жизни.

У. Душевное состояние лирического героя. Что же важнее в песне: чувство или то событие, которое это чувство вызвало?

^ Д. Чувство важнее.

У. И эта задача определяет картину жизни. Какая она в песне?

Д. Выражение чувств, переживаний особого лирического героя (рассказчика).

У. В чем же особенность рассказчика в песне?

Д. Он поет, а не рассказывает.

У. Верно. Но вы уже выяснили, что многие стихи, такие, например, как стихотворение ^ Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», сближаются с песней - там похожие рассказчики, хотя стихи и не поются. В чем сходство рассказчиков-героев в протяжной песне и в стихотворении?

^ Д. Они не очень конкретные. Иногда нельзя даже определить, взрослый это или ребенок, мужчина или женщина. У них обычно нет имени.

У. И это позволяет поющему или читающему стихи приблизить переживания лирического героя-рассказчика к себе, перенести его чувство на себя. Этим песня и стихотворение резко отличаются от сказки и рассказа. Что же главное в картине жизни в сказке и рассказе: настроение или событие?

^ Д. Событие. То, что случается с героями.

У. Герои неопределенные, неконкретные? Или вам легко их представить?

Д. Легко представить: Иван-царевич, Серый волк, Баба Яга.

У. Итак, сказка, как и рассказ, повествует нам о событиях, случаях из жизни конкретных героев. А зачем? Что прежде всего мы, читатели, должны вычитать в произведениях этих жанров? Что вы вычитывали в рассказе «Ванька» Антона Павловича Чехова, в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок»?

^ Д. Характер героя и то, как автор и рассказчик его оценивают.

У. Да, главным для читателя было понять внутренний мир героев, их душевные качества и то, как оценивает их рассказчик. (особый вопрос: согласен ли автор со своим рассказчиком). Но это относилось к произведениям авторским, тем, которые имеют отдельного, определенного автора. И часто вам было трудно определить жанр этих произведений. Помните, вы спорили: «Серая Шейка», «Сапсан», «Лягушка-путешественница» - рассказы это или сказки? Значит, у этих жанров очень много общего. А теперь давайте посмотрим, ставит ли народная сказка задачу показать внутренний мир героя в оценке рассказчика. Скажем, в сказке «Каша из топора»?

Д. Конечно, ставит. Мы подробно разбирали: баба - жадная, а солдат - хитрый; и симпатии рассказчика явно на стороне солдата.

^ У. А в сказке «Лиса, заяц и петух»?

Д. Лиса злая - зайца выгнала, а петух - храбрый, добрый - помог зайцу. Создатели сказки сочувствуют зайцу, а злая лиса им не нравится.

У. И хотя в сказке действуют зверушки, но мы видим, что тот, кто сочинил эту сказку, хотел показать нам разные душевные качества людей и выразить свое отношение к ним, свою оценку. А в волшебной сказке, например, в «Царевне-лягушке»?

^ Д. Там жены царевичей - злые, завистливые, Кощей - злой, но Иван-царевич его победил.

У. Итак, можно сделать вывод. Общая задача народных сказок сходна с задачей авторских сказок и рассказов - раскрыть и оценить внутренний мир героев, их душевные качества и поступки. И тогда какой уровень и почему будет ведущим в сказках?

Д. Ведущим уровнем должна быть картина жизни, потому что именно с ее помощью рассказывается о действиях героев и раскрываются их душевные качества.

^ У. Ведущий уровень одинаков для всех видов сказки. А теперь надо выяснить отличия, понять, чем отличаются разные виды сказок: волшебные, бытовые и о животных.

Начнем с волшебных сказок. Какие волшебные сказки вы знаете, не считая тех, которые вы должны были прочитать дома к этому уроку?

Д.

У. Попытайтесь определить, какие еще есть задачи у волшебной сказки кроме общей задачи всех сказок. Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать, какую картину жизни рисует волшебная сказка. Какие в ней герои, какие действия они совершают, какими внутренними чертами обладают? Ведь в сказке все существует не само по себе, а для того, чтобы она могла решить свою главную задачу.

Кто обычно бывает главным героем в волшебной сказке?

^ Д. (наперебой). Иван-дурак. Иван-царевич. Василиса Премудрая…

У. Кажется, все герои - разные. Но есть ли между ними что-то общее? Что их делает главными героями?

^ Д. Герой обычно куда-то отправляется, а по пути с ним происходят всякие волшебные приключения... Он испытывает трудности.

У. Не забывайте, что общая задача всех сказок - раскрыть и оценить душевные качества героев. Есть ли сходство душевных качеств главных героев?

^ Д. Да, эти герои добрые, храбрые.

У. Они добиваются своей цели настойчиво, целеустремленно. Почему же герои испытывают трудности?

Д. Им мешают злые герои: Кощей Бессмертный, злые братья...

У. Опять разные герои - цари, Кощей, злые братья. Между ними что-то общее есть?

^ Д. Они злые, вредные, несправедливые, жадные...

У. Но в сказках есть еще и другие герои. Например, в сказке «Царевна-лягушка» есть еще и Василиса Премудрая, а в сказке «Перышко Финиста - ясна сокола», кроме главной героини, есть еще и Финист - ясный сокол. Какую роль играют такие герои в сказке?

Д.

^ Итог обсуждения. Эти герои попадают во власть злых сил и нуждаются в помощи. И главный герой приходит им на помощь: Марьюшка спасает Финиста, Иван-царевич спасает Василису Премудрую.

В сказке существуют две группы героев: злые и добрые. Добрые герои, в свою очередь, делятся на два типа: герой-заступник и герой-страдалец. Герой-заступник борется с героем-злодеем, спасая героя-страдальца.

^ У. В волшебных сказках есть еще одна группа героев: Сивка-бурка, Серый волк, Баба Яга. Какова их роль в сказке? Простые ли это герои?

Д. Они помогают главному герою. Они волшебные.

^ У. Эти герои так и называются – «волшебные помощники». Какому герою они помогают – доброму или злому?

Д. (по очереди). Серый волк, Сивко-бурко помогают доброму герою. А Баба Яга в сказках иногда помогает добрым героям, а иногда - злым. Иногда она сама - главный злой герой.

У. Итак, основные герои волшебной сказки: заступник, злодей, страдалец, помощник. И все они могут обладать волшебными свойствами. Повествование рассказчика об этих героях и их действиях и составляет основу картины жизни волшебной сказки. И тогда ясна особенность задачи этого жанра: вызвать восхищение добрым с точки зрения рассказчика героем, осудить злодея, выразить уверенность в конечном торжестве добра. Особо нужно отметить, что привычное утверждение «в сказке добро побеждает зло» - не совсем верно, это случается далеко не всегда - Снегурочка растаяла, лиса съела колобок и пр.

Картина жизни показывает борьбу этих героев, она выполняет главную задачу волшебной сказки, и поэтому картина жизни становится в волшебной сказке ведущим уровнем. (Учитель на доске, дети в своих тетрадях на странице записывают в схему «Волшебной сказки» определение «задачи жанра» и «картины жизни». Запись этих уровней и окончательный вид схемы см. ниже.)


Задание на дом. Прочитать сказку «Перышко Финиста – ясна сокола». Запись А.Афанасьева.


^ ПЕРЫШКО ФИНИСТА – ЯСНА СОКОЛА

Запись А.Афанасьева

Жил-был старик, у него было три дочери: большая и средняя – щеголихи1, а меньшая только о хозяйстве радела2. Сбирается отец в город и спрашивает у своих дочерей: которой что купить? Большая просит:

-Купи мне на платье!

И середняя то ж говорит.

- А тебе что, дочь моя любимая? – спрашивает у меньшой.

- Купи мне, батюшка, перышко Финиста – ясна сокола.

Отец простился с ними и уехал в город: большим дочерям купил на платье, а перышка Финиста – ясна сокола нигде не нашел. Воротился домой, старшую и середнюю дочерей обновами обрадовал.

- А тебе, - говорит меньшой, - не нашел перышка Финиста – ясна сокола.

- Так и быть, - сказала она, - может, в другой раз посчастливится найти.

Большие сестры кроят да обновы себе шьют, да нею посмеиваются, а она знай отмалчивается.

Опять собирается отец в город и спрашивает:

- Ну, дочки, что вам купить?

Большая и середняя просят по платку курить, а меньшая говорит:

- Купи мне, батюшка, перышко Финиста – ясна сокола.

Отец поехал в город, купил два платка, а перышка и в глаза не видал. Воротился назад и говорит:

-Ах, дочка, ведь я опять не нашел перышка Финиста – ясна сокола»

- Ничего, батюшка, может, в иное время посчастливится.

Вот и в третий раз собирается отец в город и спрашивает:

0 Сказывайте, дочки, что вам купить?

Большая говорит:

- Купи нам серьги.

А меньшая опять свое:

- Купи мне перышко Финиста – ясна сокола.

Отец искупил золотые серьги, бросился искать перышка – никто такого не ведает; опечалился и поехал из городу.

Только за заставу, а навстречу ему старичок несет коробочку.

- Что несешь, старина?

- Перышко Финиста – ясна сокола.

- Что за него просишь?

- Давай тысячу.

Отец заплатил деньги и поскакал домой с коробочкой.

Встречают его дочери.

- Ну, дочь моя любимая, - говорит он меньшой, – наконец и тебе купил подарок; на возьми!

Меньшая дочь чуть не прыгнула от радости, взяла коробочку, стала ее целовать-миловать, крепко к сердцу прижимать.

После ужина разошлись все спать по своим светелкам; пришла и она в свод горницу, открыла коробочку – перышка Финиста – ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич. Повели они меж собой речи сладкие, хорошие. Услыхали сестры и спрашивают:

- С кем это, сестрица ты разговариваешь?

-Сама с собой, - отвечает красна девица.

- А ну, отопрись!

Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она взяла, положила перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят и сюда заглядывают – нет никого! Только они ушла, красная девица открыла окно, достала перышко и говорит:

- Полетай, мое перышко, во чисто поле, погуляй до поры до времени!

Перышко обратилось ясным соколом и улетело в чистое поле.

На другую ночь прилетает Финист – ясный сокол к своей девице; пошли у них разговоры веселые. Сестры услыхали и сейчас к отцу побежали:

- Батюшка! У нашей сестры кто-то по ночам бывает; и теперь сидит да с нею разговаривает.

Отец встал и пошел к меньшой дочери, входит в ее горницу, а царевич уж давно обратился перышком и лежит в коробочке.

- Ах в, негодные! – накинулся отец на своих больших дочерей. – Что вы на не понапрасну взводите? Лучше бы за собой присматривали!

На другой день сестры поднялись на хитрости: вечером, когда на дворе совсем стемнело, подставили лестниц, набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы.

Ночью прилетел Финист – ясный сокол, бился, бился – н мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал.

- Прощай, красна девица! – сказал он. – Если вздумаешь искать меня, то иди за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры1 каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!

А девица спит себе, хоть и слышит сквозь сон эти речи неприветливые, а встать-пробудиться не может.

Утром просыпается, смотрит – на окне ножи да иглы затыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками:

- Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!

В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста – ясна сокола.

Шла шла, пару башмаков истоптала, чугунный посох изломала и каменную просвиру изглодала; приходит к избушке и стучится:

- Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темныя ночи.

Отвечает старушка:

- Милости просим, красная девица! Куда идешь, голубушка?

- Ах, бабушка! Ищу Финиста – ясна сокола.

- Ну, красная девица, далеко ж тебе искать будет»

-Наутро говорит старуха:

- Ступай теперь к моей середней сестре, она тебя добру научит; а вот тебе мой подарок, серебряное донце2, золотое веретенце; станешь кудель3 прясть – золотая нитка потянется.

Потом взяла клубочек, покатила по дороге и наказала вслед за ним идти, куда клубочек покатится, туда и путь держи! Девица поблагодарила старуху и пошла за клубочком.

Лолго ли, коротко ли, другая пара башмаков изношена, другой посох изломан, еще каменная просвира изглодана; наконец прикатился клубочек к избушке. Она постучалась:

- Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу.

- Милости просим! – отвечает старушка. – Куда идешь, красная девица?

- Ищу, бабушка. Финиста – ясна сокола.

- Далеко ж тебе искать будет!

Поутру дает ей старушка серебряное блюдо и золотое яичко и посылает к своей старшей сестре: она-де знает, где найти Финиста – ясна сокола!

Простилась красна девица со старухою и пошла в путь-дорогу: шла, шла, третья пара башмаков истоптана, третий посох изломан, и последняя просвира изглодана – прикатился клубочек к избушке. Стучится и говорит странница:

- Добрые хозяева! Укройте от темной ночи красну девицу.

Опять вышла старушка:

- Поди, голубушка! Милости просим! Откудова идешь и куда путь держишь?

- Ищу, бабушка, Финиста - ясна сокола!

- Ох, трудно, трудно отыскать его! Он живет теперь в этаком-то городе, на просвиренной1 дочери там женился.

Наутро говорит старуха красной девице:

- Вот тебе подарок: золотое пялечко да иголочка; ты только пялечко держи, а иголочка сама вышивать будет. Ну, теперь ступай с богом и наймись к просвирне в работницы.

Сказано – сделано. Пришла красная девица на просвирнин двор и нанялась в работницы. Дело у ней так и кипит под руками: и печку топит, и воду носит, и обед готовит. Просвиня смотрит да радуется.

- «Слава Богу! – говорит своей дочке. – Нажили себе работницу и услужливую и добрую: без наряду все делает!

А красная девица, покончив с хозяйскими работами, взяла серебряное донце, золотое веретенце и села прясть: прядет – из кудели нитка тянется, нитка не простая, а чистого золота. Увидала это просвирнина дочь:

- Ах, красная девица! Не продашь ли мне свою забаву?

- Пожалуй, продам! –

А какая цена?

- Позволь с твоим мужем ночь перебыть.

Просвирнина дочь согласилась. «Не беда! – думает. – Ведь мужа сонным зельем опоить, а чрез это веретенце мы с матушкой озолотимся!»

А Финиста – ясна сокола дома не было; целый день гулял по поднебесью, только к вечеру воротился. Сели ужинать, красная девица подает на стол кушанья да все на него смотрит, а он, добрый молодец, и не узнает ее. Просвирнина дочь подмешала Финисту – ясну соколу сонного зелья в пятье, уложила его спать и говорит работнице:

- Ступай к нему в горницу да мух отгоняй!

Вот красная девица отгоняет мух, а сама слезно плачет:

- Проснись-пробудись, Финист – ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары башмаков железных истоптал, три просвиры каменных изглодала да все тебя, милого, искала!

А Финист спит, ничего не чует, так и ночь прошла.

На другой день работница взяла серебряное блюдечко и катает по нем золотым яичком: много золотых яиц накатала! Увидела просвирнина доч.

- Продай, - говорит, мне свою забаву!

- Пожалуй, купи.

- А как цена?

- Позволь с твиом мужем еще единую ночь перебыть.

- Хорошо, я согласна!

А Финист – ясны сокол опять целый день гулял по поднебесью, домой прилетел только к вечеру. Сели ужинать, красная девица подает кушанья да все на него смотрим, а он словно никогда и не знавал ее. Опять просвирнина дочь опоила его сонным зельем, уложила спать и послала работницу мух отгонять. И на этот раз, как ни плакала, ни как ни будила его красная девица, не проспал до утра и ничего не слышал.

На третий день сидит красная девица, держит в руках золотое пялечко, а иголочка сама вышивает, - да такие узоры чудный! Загляделась просвирнина дочка.

_ Продай, красная девица, продай, - говорит, – мне свою забаву!

- Пожалуй, купи!

- А как цена?

- Позволь с твоим мужем третью ночь перебыть.

- Хорошо, я согласна!

Вечером прилетел Финист - ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять.

Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает:

-Проснись-пробудись, Финист – ясный сокол! Я, красная девица, к тебе пришла: три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала – все тебя, милого, искала!

А Финист – ясный сокол крепко спит, ничего не чует.

Долго она плакала, долго будила его, вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту же минуту проснулся.

- Ах, - говорит, - что-то меня обожгло!

- Финист - ясный сокол! – отвечает ему девица. – Я к тебе пришла: три чугунных посоха изломала, три пары железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала – все тебя искала! Вот уж третью. Ночь над тобою стою, а ты спишь – не пробуждаешься, на мои слова не отзываешься.

Тут только узнал Финист – ясный сокол и так обрадовался, что сказать нельзя. Сговорились и ушли от просвирни. Поутру хватилась просвирнина дочь своего мужа: ни его нет, ни работницы! Стала жаловаться матери; просвирня приказала лошадей заложить и погнать в погоню. Ездила, ездила, и к трем старухам заезжала, а Финиста – ясна сокола не догнала: его и следов давно не видать!

Очутился Финист – ясный сокол со своею суженой возле ее дома родительского; ударился о сыру землю и сделался перышком. Красная девица взяла его, спрятала за пазушку и пришла к отцу.

- Ах, дочь моя любимая! Я думал, что тебя и на свете нет; где была так долго?

- Богу ходил молиться.

А случилось это как раз около святой недели. Вот отец с старшими дочерьми собираются к заутрене.

- Что ж, дочка милая, - спрашивает он меньшую, - собирайся да поедем; нынче день такой радостный!

- Батюшка, мне надеть на себя нечего.

- Надень наши уборы, - говорят старшие сестры.

- Ах, сестрицы, мне ваши платья не по кости. Я лучше дома останусь.

Отец с двумя дочерьми уехал к заутрене; в те поры красная девица вынула свое перышко Оно ударилось об пол и сделалось прекрасным царевичем. Царевич свистнул в окошко – сейчас явились и платья, и уборы, и карета золотая. Нарядились, сели в карету и поехали. Входят они в церковь, становятся впереди всех. Народ живится: какой-такой царевич с царевною пожаловал? На исходе заутрени вышли они раньше всех и уехали домой; карета пропала, платьев и уборов как не бывало, а царевич обратился перышком. Воротился и отец с дочерьми.

- Ах, сестрица! Вот ты с нами не ездила, а в церкви был прекрасный царевич с ненаглядной царевною.

- Ничего, сестрицы! Вы мне рассказали – все равно что сама была.

На другой день опять то же. А на третий, как стал царевич с красной девицей в карету садиться, отец вышел из церкви и своими глазами видел, что карета к его дому подъехала и пропала. Воротился отец и стал меньшую дочку допрашивать, она и говорит: «Нечего делать, надо признаться!

Вынула перышко, перышко ударилось об пол и обернулось царевичем. Тут их обвенчали, и свадьба была богатая! На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак да и ну толкать; надели на меня кузов: «Ты, детинушка, не мешкай, убирайся-ка поскорей со двора».


Урок 51





оставить комментарий
страница1/3
Дата07.12.2011
Размер0,79 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх