Тема №1: «Соотношение понятий интеллектуальная собственность и право интеллектуальной собственности» icon

Тема №1: «Соотношение понятий интеллектуальная собственность и право интеллектуальной собственности»


Смотрите также:
Краткий курс лекций по дисциплине «Право интеллектуальной собственности» (пис) Право...
I понятие интеллектуальной собственности и система ее правовой охраны Глава Интеллектуальная...
№ понятие «интеллектуальная собственность». Источники права интеллектуальной собственности...
Ю. В. Нечепуренко Определение ис. Классификация оис. Термин «интеллектуальная собственность»...
Статья 979. Законодательство об интеллектуальной собственности...
Настоящий проект стандарта не подлежит применению до его утверждения...
Темы для написания рефератов и курсовых работ по предмету «Защита интеллектуальная...
Интеллектуальная собственность как высшая форма собственности...
Правовая защита технических объектов интеллектуальной собственности...
Интеллектуальная собственность...
Интеллектуальная собственность...
Интеллектуальная собственность и ее охрана в педагогическом вузе...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
Право Интеллектуальной Собственности


Тема №1: «Соотношение понятий интеллектуальная собственность и право интеллектуальной собственности».

В отличии от общего института права собственности, право интеллектуальной собственности состоит из таких правомочий как право на создание, распространение и право на использование произведения. В общем институте права собственности после передачи права на вещь, вещь выбывает из владения бывшего хозяина, а в праве интеллектуальной собственности передаваемая вещь (объект) остается во владении у автора. Объекты права интеллектуальной собственности могут создаваться только интеллектуальным трудом человека. В некоторых случаях объект права интеллектуальной собственности может быть одновременно объектом права собственности.

Интеллектуальная собственность – собирательное понятие для объектов, создаваемых интеллектуальным трудом человека: произведения литературы, науки, искусства, объекты промышленной собственности, средства индивидуализации и нетрадиционные объекты. Является обобщенным объектом права интеллектуальной собственности.

Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию, распространению и использованию объектов интеллектуальной собственности.

Право интеллектуальной собственности имеет собственную сложную структуру. Включает 4 института:

  1. институт авторских и смежных прав;

  2. институт патентного права;

  3. институт средств индивидуализации;

  4. институт нетрадиционных объектов.

Субъектами права интеллектуальной собственности могут быть любые лица, как физические, так и юридические. Для физических лиц обязательно наличие дееспособности.

Для некоторых институтов права интеллектуальной собственности существует ограничение по субъектам (например, а авторском праве только физическое лицо может быть автором).

В праве интеллектуальной собственности субъекты, как правило, делятся на 2 категории:

  1. автор;

  2. правообладатель.

Все права в праве интеллектуальной собственности могут быть разделены на:

  1. личные исключительные права;

  2. передаваемые права на объекты интеллектуальной собственности.



Тема №2: «Объекты права интеллектуальной собственности и их классификация».

Первая классификация.

  1. объекты материально воплощаемые:

  1. изобретения;

  2. полезные модели;

  3. промышленные образцы;

  4. товарные знаки;

  5. знаки обслуживания;

  6. селекционные достижения;

  7. биогенетические достижения;

  8. произведение изобразительного искусства;

  9. произведения архитектуры;

  1. объекты материально не воплощаемые, но записанные на материальные носители:

  1. произведения литературы, науки, музыки;

  2. компьютерные программы и базы данных;

  3. топология интегральных микросхем;

  4. открытия;

  5. научные и технологические разработки;

  1. смежные и зависимые объекты:

  1. исполнение артистами произведений;

  2. производные произведения;

  3. составные произведения (сборники, антологии);

  4. аудиовизуальные произведения;

  1. права на объекты интеллектуального права:

  1. передаваемые исключительные права;

  2. непередаваемые личные права;

  3. право на добросовестную конкуренцию;

  1. конфиденциальные объекты:

  1. секретная информация;

  2. ноу-хау (секрет производства).

Вторая классификация.

  1. объекты авторского права:

  1. произведения искусства, науки, литературы;

  2. компьютерные программы и базы данных;

  1. объекты смежного права:

  1. исполнение;

  2. производство фонограммы;

  3. организация эфирного и кабельного вещания;

  1. объекты патентного права:

  1. изобретения;

  2. полезные модели;

  3. промышленные образцы;

  1. средства индивидуализации:

  1. товарные знаки;

  2. знаки обслуживания;

  3. наименование места происхождения товара;

  4. фирменное наименование;

  1. нетрадиционные объекты:

  1. открытия;

  2. интеллектуальные достижения;

  3. топология интегральных микросхем;

  4. секрет производства.

Объекты интеллектуальной собственности могут признаваться таковыми только при соблюдении 3 условий:

  1. объект должен быть создан интеллектуальным трудом;

  2. произведение должно быть новым и уникальным (уникальность означает, что иного объекта, имеющего аналогичную структуру, сюжет, свойства, … в мире не существует);

  3. объект должен быть материально выражен.



Тема №3: «Правовое регулирование интеллектуальной собственности».

Источники правового регулирования:

  1. 4 часть Гражданского Кодекса;

  2. международные акты:

  1. Всемирная Женевская Конвенция об авторском праве 1952 г.;

  2. Парижская Конвенция об охране промышленной собственности 1882 г.;

  3. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений 1971 г.



Тема №4: «Средства правовой защиты объектов интеллектуальной собственности».

Следует различать понятия правовой защиты и правовой охраны. Правовая охрана предполагает, что законодатель должен установить правовой режим для конкретного вида объекта. Правовая защита предполагает применение конкретных мер по охране объекта интеллектуальной собственности.

В России охрана прав интеллектуальной собственности относится к гражданскому праву, а в большинстве стран мира – к уголовному.

Существует две формы защиты прав на интеллектуальную собственность:

  1. юрисдикционная;

  2. неюрисдикционная.

Меры воздействия на нарушителя:

  1. признание права;

  2. восстановление положения существовавшего до нарушения права;

  3. возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

  4. взыскание дохода, полученного нарушителем, вместо возмещения убытков;

  5. выплата компенсаций от 10 до 50.000 МРОТ;

  6. истребование в качестве компенсации всех нелегально изготовленных копий объекта интеллектуальной собственности;

  7. иные меры воздействия, предусмотренные законом.



^ АВТОРСКОЕ ПРАВО.

Тема№5: «Понятие и предмет».

Авторское право – правовой институт, регулирующий имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием, распространением и использованием объектов литературы, науки и искусства.

Отношения, на которые распространяется авторское право:

  1. на отношения по созданию, распространению и использованию объектов российскими гражданами на территории России, либо иностранными гражданами на территории России;

  2. отношения, возникающие у российских авторов при создании ими произведений за рубежом;

  3. отношения по созданию авторами произведений, возникающие у иностранных авторов за пределами России.

Авторское право понимается в объективном и субъективном смыслах. В объективном – правовой институт; в субъективном – право автора или правообладателя на создание, распространение и использование объекта авторского права.

Любое произведение, созданное в России, считается российским произведением. Любое иностранное произведение считается российским, если оно опубликовано в течении 30 дней с момента первого обнародования на территории России, остальные произведения считаются зарубежными.

Автор произведения определяется по законодательству государства, на территории которого имел место юридический факт о признании субъекта обладателем авторскими правами.

Произведением признаются:

  1. произведения науки;

  2. фотографические произведения;

  3. объекты декоративно-прикладного искусства;

  4. произведения архитектуры;

  5. произведения скульптуры;

  6. произведения дизайна;

  7. произведения живописи;

  8. графические рассказы;

  9. аудиовизуальные и музыкальные произведения;

  10. произведения хореографии и пантомимы;

  11. литературные произведения;

  12. компьютерные программы и базы данных.



Тема №6: «Нормы и принципы авторского права».

  1. свобода творчества. Автор может сам выбрать любую тему, форму и метод создания произведения, пользоваться любыми законными способами;

  2. принцип сочетания личных интересов с интересами общества;

  3. принцип материальной заинтересованности в создании произведения;

  4. принцип всемирной охраны авторских прав.



Тема №7: «Субъекты авторского права».

Субъектом авторского права признается лицо, обладающее субъективным правом авторства на произведение.

Авторами могут быть как российские граждане, так и иностранные, и лица без гражданства, а так же их наследники и иные правопреемники.

Права на произведение, а следовательно и авторское право, возникают по следующим основанием:

  1. по праву создания произведения;

  2. по переходу прав в соответствии с договорами;

  3. по завещанию;

  4. по иным основаниям.

Субъектами признаются и авторы и правообладатели. Правообладателями являются:

  1. наследники;

  2. правопреемники;

  3. правообладатели по договору.

У автора, впервые создавшего произведение, право возникает в тот момент, как только творческий результат приводится в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими лицами. Не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является полностью законченным или представляет собой эскиз/набросок. Не влияет на признание лица автором форма, назначение и достоинство произведения, а так же не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Авторами признаются не только творцы оригинальных произведений, но и создатели производных и зависимых произведений, в частности, переводов, переработок или копий. При этом не имеет значения – охраняется ли авторским правом первоначальное произведение.

Если первоначальное произведение охраняется авторским правом, то необходимо получение согласие на создание производного произведения. Но получение такого согласия на создание производного произведения не обязательно, поскольку в противном случае это будет препятствовать распространению произведения, но не его созданию и использованию.

Для признания лица автором не требуется наступление его совершеннолетия или признания его дееспособным. Потому что авторское право является не частью дееспособного лица, а частью его правоспособности.

В авторском праве, в отличии от других институтов частного права, несовершеннолетние лица могут самостоятельно распоряжаться своими авторскими правами по договору:

  • с 14 лет – полностью самостоятельны;

  • до 14 лет осуществляют права через законных представителей.

при условии, что они сами являются стороной договора.

Законный представитель лишен права препятствовать автору произведений в их создании. Попечитель, если он назначен лицу, признанному судом ограниченно дееспособным, не устраняет действия самого подопечного по осуществлению авторских прав, а действует одновременно с ним в его интересах.

Юридические лица не могут быть авторами. Юридическое лицо может быть только правообладателем, то есть лицом распространяющим и использующим произведение в соответствии с договором.

Автор создает, распространяет и использует произведение, а правообладатель лишь распространяет и использует.

^ Существенные отличия в охране прав российских авторов и иностранных.

Российские произведения российских авторов охраняются независимо от их обнародования и места нахождения в любой объективной форме. Если произведение иностранного автора обнародовано в России или не обнародовано, но находится в России в объективной форме, то его охрана осуществляется российским законодательством. На все остальные случаи авторства иностранных граждан распространяются только условия ратифицированных Россией международных договоров.

Соавторы – это лица, создавшие произведение совместным авторским трудом, независимо от того, образует ли такое произведение данное целое или состоит из отдельных авторских частей.

  1. создание единого коллективного произведения, при этом это может быть однородное авторское произведение или произведение, состоящее из разных по характеру частей (книга с иллюстрациями);

  2. создание признается совместным творческим трудом, при этом важен не сам совместный труд, а совместное достижение результата;

  3. наличия соглашения о соавторстве;

  4. работа соавторов должна носить творческий характер. Не признается соавторством содействие, сбор материалов, финансирование, а так же редактирование текста. Если редактор меняет сюжетную линию, то произведение становится самостоятельным.

Сюжеты, идеи и образы не охраняются авторским правом.

Вопрос об использовании коллективного произведения во всех случаях решается всеми авторами сообща. Принцип большинства голосов не действует.

Презюмируется, что все авторы имеют равное право на вознаграждение, имена всех соавторов указываются в алфавитном порядке.

Без наличия достойных оснований, ни один из соавторов не вправе запретить использовать произведение в целом.

Существует 2 вида соавторства:

  1. раздельное. Произведение является единым, но состоит из частей, имеющих самостоятельное значение: музыкально-драмматические произведения, коллективная монография. От раздельного соавторства следует отличать коллективные произведения: сборники и антологии;

  2. нераздельное. Создается единое целое произведение, в котором невозможно выделить труд отдельных авторов.

^ Наследники и иные правопреемники.

Наследование может осуществляться как по закону, так и по завещанию. Однако, в отличии от общих норм наследственного права, имеет определенные особенности. Например, в том случае, если у автора нет наследников, совокупность авторских прав не признается выморочным наследством, государство не может наследовать авторские права.

В течении 70 лет, после смерти автора авторские права могут передаваться по наследству в оставшейся части и охраняться наследниками. По истечении 70 лет авторское право прекращается, а произведение становится общенародным и может использоваться любым гражданином Российской Федерации.

Семидесятилетний срок начинает течь с 1 января года следующего за годом смерти.

Все авторские права наследуются только в бездолевом порядке (при наличии нескольких наследников распоряжаться авторским правом они могут только сообща).

Кроме наследников, авторские права могут переходить к правопреемникам. Например, к издательству, в котором печатался автор, либо театром, в котором была осуществлена первая постановка произведения.

Тема №8: «Авторские произведения».

Законодательство содержит в себе необходимые критерии для признания произведения авторским правом.

Под произведением можно понимать объект, представляющий собой комплекс идей и образов, получивших свое объективное выражение в готовом труде, являющееся индивидуальным и неповторимым, созданное интеллектуальным трудом человека.

Произведение всегда выражается на материальном носителе, а в некоторых случаях неразрывно связаны с ним (картинка).

Авторские право на любое произведение не связано с правом собственности на материальный объект, однако, в случае с изобразительным искусством, это правило не действует.

Одним из критериев охраноспособности объекта авторского права является творческий характер произведения. Показателем творческого характера является новизна произведения. Новизна может выражаться в новой идее, форме или научной концепции.

Любое творческое произведение должно характеризоваться оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью. Однако, новизна как самостоятельный признак в авторском праве, отсутствует.

Любое произведение созданное авторами впервые признается новым, пока не будет доказано иное.

Объективная форма произведения:

  • письменная;

  • устная;

  • аудио-;

  • видео-;

  • изобразительная;

  • объемно-пространственная.

Для признание произведения объектом авторского права не требуется завершить работы. Эскизы, а так же промежуточный результат охраняется в равной степени с законченным произведением.

Назначение и достоинство произведения.

Впервые такой критерий появился до принятия закона об авторском праве и смежных правах, он был аналогичен критерию полезности в патентном праве и означал, что только то авторское произведение может охраняться законом, которое полезно для общества.

Некоторые ученые толкуют этот критерий следующим образом: охраняются авторским правом может только высокохудожественное произведение.

Нормы 4 части Гражданского Кодекса фактически устраняют данный критерий из признаков охраноспособности. Этот критерий является условным.

^ Отсутствие формальностей.

Если выражение авторского произведения не требует соблюдения формальностей – это безусловно авторское произведение. Критерий отличает его от объектов авторского права.

Отсутствие формальностей означает, что авторское произведение не должно нигде регистрироваться, а на его создание не требуется специального разрешения.

Единственной условной формальностью является проставление знака охраны авторского права. В России данный знак признается с 1973 года после ратификации Всемирной Конвенции об авторском праве 1952 г.. Проставления данного знака является добровольным.

Знак состоит из 3 частей:

  1. имя автора;

  2. копирайт ©;

  3. год первого опубликования.

Данный знак означает, что автор подтверждает свое бесспорное право на свое произведение, а так же указывает под каким именем и в каком году оно было опубликовано.

Отсутствие знака не означает, что объект не охраняется авторским правом.


Тема №9: «Плагиат и его правовые последствия».

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения литературы, науки и искусства.

Плагиат следует отличать от незаконного использования авторских прав.

Плагиат возможен как в авторском, так и в патентном праве, но условия признание нарушения плагиатом являются различными.

В теории, плагиат делится на 2 подвида:

  1. технический;

  2. литературный.

Первый вид представляет собой копирование части текста произведения без ссылки на автора. При втором же виде копируется сюжет, персонажи и форма изложения.

Наиболее часто плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения или чужих идей, а так же заимствование идей чужого произведения без указания источника заимствования. Право на цитирование не требуется.

Обязательным признаком плагиата является присвоение авторства. Неправомерное использование, опубликование и копирование произведения плагиатом не является. Если в произведении, несмотря на его неправомерность указывается действительный автор.

Понятие плагиата в правоприменительном значении невозможно отделить от таких понятий как подражание, заимствование и соавторство.

Объектом плагиата является внешняя оболочка произведения.

Допустимо заимствование фабулы произведения, персонажа и художественного приема.

Компилирование произведений не признается плагиатом. Под компилированием понимается собрание чужих идей и мыслей в едином произведении к общей идеи без собственной интеллектуальной обработки.

В Российской Федерации для борьбы с плагиатом введена система «антиплагиат». Она представляет собой интернет-ресурс, в рамках которого посетителям сайта предлагается проверить любое текстовое произведение на наличие заимствований из общедоступных сетевых ресурсов. Система предназначена для учебных заведений для проверки издаваемых студентами работ. Система проводить индексацию всех текстовых документов, включая документы, загруженные для проверки.


Тема №10: «GNU/FDL1 и GNU/GPL2».

Лицензия GNU/FDL – лицензия свободной документации и является дополнением лицензии GNU/GPL.

Основная лицензия дает лицензиату право на воспроизведение, распространение и изменение исходной работы. Однако, требуется, чтобы все копии и производные произведения распространялись на таких же правах.

Изначально лицензия предназначалась для учебной и справочной документации, но впоследствии стала применяться и к другим текстам.

Принципы лицензии:

  1. автор, публикующий произведение под данной лицензией, предлагает любому права на использование своего произведения (воспроизведение, распространение и изменение);

  2. лицензиат, использующий чужое произведение соглашается соблюдать условия лицензии и распространять исходное произведение на таких же правах;

  3. лицензиат обязан указывать имя автора предыдущего произведения;

  4. каждая копия должна сопровождаться исходным текстом лицензии;

  5. при публикации свыше 100 экземплярах исходного произведения, каждая копия должна сопровождаться исходным текстом документа;

  6. лицензиат, нарушающий условия лицензии, автоматически теряет все предоставленные права.

В данной лицензии предусматривается возможность неизменяемых разделов, которые должны сохраняться во всех копиях, их удаление так же не допустимо. Данное условие создает коллизию между двумя лицензиями.

Недостатки лицензии:

  1. несовместимость лицензии с лицензией GPL;

  2. ограничивает свободу в использовании лицензии;

  3. ограничивает использование лицензий печатной продукции.



Тема №11: «Права авторов и их защита».

Автору произведения принадлежат следующие права:

  1. право на авторство;

  2. право на имя;

  3. право на опубликование и использование произведения;

  4. право на вознаграждение.

Основным правом автора является право авторства. Содержание данного права: не только право лица считаться создателем произведения, но и требовать ссылки при цитировании своего произведения.

С целью индивидуализации произведения, автору дается право на имя, что предполагает, что автор может выбирать себе любое имя для публикации своих произведений, в том числе псевдонима. В выборе псевдонима автор абсолютно свободен. Данное имя может повторять иные, уже существующие имена, однако, автор не должен выдавать себя за человека, чье имя он использует в качестве псевдонима.

Закон допускает обнародование произведения любыми доступными способами. Право на воспроизведение означает создание копий оригинального произведения в коммерческих/некоммерческих целях любым доступным способом. Любое воспроизведение любого произведения требует согласия автора. Автор может внести запрет на изменение или редактирование своего произведения. Закон запрещает без согласия автора снабжать произведение иллюстрациями, предисловиями и комментариями. Однако, на основании договора, автор может разрешить издателю или постановщику редактировать свое произведение, вплоть до его сокращения в объеме. Редактирование не должна изменять замысла автора и особенности его стиля.

Автор обладает правом на вознаграждение. Ставки авторского вознаграждения за исполнение произведений учитывают вид и характер произведений, его объем и сложность, количественный критерий. Вознаграждение выплачивается исходя из ставки за один авторский лист (16 листов А4), поэтичность произведения оплачивается по ставке за одну строку. Отдельные произведения, например, рассказ или стихотворение до 30 строк, оплачивается аккордно (за произведение в целом). При издании произведения авторы получают 100% авторского вознаграждения, за второе издание – 60%, третье – 60%, четвертое – 40%, пятое – 30%, шестое – 20%. При издании переработанного произведения, новый материал оплачивается в размере 100%, а ранее опубликованный в процентном исчислении с учетом номера издания.

За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой постановки опубликованного произведения, автору выплачивается единовременное вознаграждение, а если обнародование было публичны, то автор получает определенный процент от кассового сбора.

Авторские права делятся на имущественные и неимущественные.

Личные неимущественные права – бессрочны и охраняются в большей мере, чем имущественные.

Имущественные авторские права зависимы от неимущественных и могут передаваться по договору.

При нарушении авторских прав, автор может требовать публичного признания его автором произведения. Во многих случаях, общие положения об обязательствах гражданского права не применяются к авторским правоотношениям. Например, невозможно заставить автора создать произведение по договору авторского заказа, можно всего лишь взыскать неустойку.

Защита авторских прав осуществляется как в судебном, так и в несудебном порядке. Основной формой защиты признается исковое производство.

В случае нарушения права, автор требует возмещения убытков и выплаты компенсации в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей, а так же двукратный размер стоимости каждого экземпляра произведения.

Суд может запретить ответчику, в отношении которого есть основания полагать, что он нарушает авторские права, совершать действия по распространению произведения. Суд может наложить арест на все экземпляры произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а так же на материалы и оборудование, которые используются для изготовления копий произведения.


Тема №12: «Охрана авторских прав на компьютерные программы и базы данных».

Компьютерные программы и базы данных являются специализированным, уникальным объектом авторского права.

Компьютерные программы не являются произведениями литературы, науки или искусства. Однако, охраняются нормами авторского права, поскольку наиболее близки по своей форме художественному произведению.

Не существует четкого объекта охраны, поскольку под компьютерной программой можно понимать как конечный исполняемый файл, так и исходный код.

Объектом охраны является исходный код программы, поскольку интеллектуальный труд автора выражается в написании исходного кода.

При создании исходного кода, автор программы сам выбирает язык программирования (языки программирования авторским правом не охраняются).

Впервые компьютерные программы как объект авторского права были упомянуты в законодательстве США в 1961 г..

Выделяются следующие объективные формы существования программы:

  1. исходный (машинный) код;

  2. изложение содержания программы на понятном человеку языке;

  3. программа, временно введенная в память компьютера (ОЗУ);

  4. программа, постоянно хранящаяся в памяти компьютера.

Под программой понимается объективная форма, представленная совокупностью данных и команд, предназначенных для функционирования компьютера с целью получения определенного результата.

В широком смысле, программа включает в себя, кроме конечного исполняемого файла, все сопутствующие материалы.

Впервые компьютерные программы стали охраняться законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» 1992 г..

У каждой компьютерной программы есть особенности её распространения. Лицензионное соглашение в программе указывает условия распространения и включается в саму программу. Без согласия с условиями лицензии невозможна установка программ.

Условия распространения программ:

  1. trial – условно-бесплатная программа. Под такой лицензией распространяется большинство коммерческих объектов. Программу получают бесплатно, но для доступа к функциям программы необходимо оплатить использование программы, оплатить ключевой файл, либо оплатить код доступа к программе;

  2. shareware – программа функционально-ограниченная. Получают доступ к основным функциям, а к дополнительным только за отдельную плату;

  3. demo – временный доступ к функциям программы, либо получают доступ к большинству основных функций только за дополнительную плату;

  4. free – программа полностью бесплатна. Конечный пользователь не может продать программу, он может только ей пользоваться;

  5. abandon ware – программа не бесплатна и может охраняться авторским правом, но юридическая судьба программы автору безразлична (распространяется на устаревшее программное обеспечение).

Свободно распространяемое программное обеспечение.

Никакие условия распространение не действуют. Все свободное программное обеспечение распространяется под лицензией GNU/GPL. К любой программе под лицензией GPL прилагается её исходный код.

Достоинства лицензии GPL:

  1. возможность совершенствования программы;

  2. бесплатная программа;

  3. неограниченность распространения программы.

Недостатки лицензии GPL:

  1. низкое качество продукта;

  2. отсутствует отлаженная система исправления ошибок.

Лицензия GPL не дает понятие конечного пользователя. Любой пользователь свободного программного обеспечения автоматически принимает на себя права автора и распространителя.

Компьютерные организации вправе продавать продукт, но не могут запретить видоизменять свою разработку.

Во всех программах, распространяемых как свободное программное обеспечение, отсутствует лицензионное соглашение. Программа может быть установлена любым количеством пользователей на любое количество компьютеров.

Не допускается внедрение в программу запроса лицензионного ключа или файла.

Существует 4 редакции лицензии GPL.

Правовые способы защиты прав на компьютерные программы:

    1. признание права: необходимо для установления автора лицензионного соглашения и определения последующего статуса конечных пользователей;

    2. восстановление положения, существовавшего до нарушения права: данный способ может быть самостоятельным, либо составной частью другого способы защиты;

    3. прекращение действий, нарушающих права автора программы;

    4. возмещение убытков: при нарушении авторских прав на компьютерные программы взыскивается как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Самым распространенным способом нарушения авторских прав на программу является распространение и создание контрафакта.

Базы данных – объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли обрабатываться компьютером.

Базы данных отличаются от каталогов и сборников только электронной формой (справочно-правовая система «Консультант»).

Базы данных охраняются независимо от того, является ли объектом авторского права, составляющие их, данные. Авторское право на базу данных, состоящую из данных, не охраняемых авторским правом, принадлежит лицу, создавшему базу данных. Если же охраняется, то вся база данных будет являться объектом авторского права только при признании прав всех авторов. Если хотя бы один объект не охраняется авторским права, то вся база не будет охраняться авторским правом.

Каждый из материалов, включенных в базу данных, охраняется авторским правом и может распространяться независимо от самой базы данных. Одни и те же материалы могут использоваться в различных базах данных. Материалы одной базы данных могут использоваться в другой.

База данных, как объект авторского права, признается таковой, поскольку автор вкладывает интеллектуальный труд в подборку и компоновку материала. Фактически, база данных не обладает признаком новизны, поскольку не может включать в себя новые материалы.

Таким образом, базы данных относятся законом к объектам авторского права исключительно по прямому указанию закона.


Тема №13: «Охрана авторских прав в сети интернет».

Интернет как всемирная сеть общения и обмена данными не имеет никакого правового статуса. Если признать интернет средством массовой информации, его функциональность резко сократится.

Впервые интернет возник в США в Пентагоне. Основной его целью было сохранение данных при выходе из строя части компьютерной системы.

Впервые проблемы охраны авторского права в интернет возникла в тот момент, когда интернет стал использоваться в коммерческих целях.

Проблемы:

  1. защиты прав на доменное имя: http//www.yandex.ru, где ru – домен первого уровня, не охраняется законом, yandex – домен второго уровня. Данная проблема решается в судебном порядке, при рассмотрении дела суд проводит аналогию с фирменным наименованием;

  2. охраны охраноспособных объектов от незаконного копирования: невозможно выработать механизм защиты, поскольку интернет не является субъектом или объектом права, а также он интернационален. Основная проблема правовой защиты произведений в сети интернет заключается в том, что ст. 1259 ГК РФ не определяет, является ли электронная форма документа его объективным выражением. ГК называет виды пользования произведением, но не дает понятия использования произведения;

  3. охраны автора сайта (сайт является самостоятельным объектом авторского права): существуют нарушения в виде предоставления информации с другого сайта на своем собственном. Охрана осуществляется в судебной практике исключительно на основе аналогии норм и аналогии права;

  4. прав на ссылку: одной из латентных форм нарушения авторских прав является использование гиперссылок (закон разрешает на собственном сайте размещать любые сведения, но только для личного пользования).



Тема №14: «Авторский договор».

В новом российском законодательстве авторский договор называется лицензионным договором. Это договор, по которому автор произведения передает все или часть своих имущественных прав на произведение, обязуется создать произведение, либо обязуется переработать произведение. Авторский договор является: консенсуальным, взаимным и возмездным.

Выделяют 2 формы авторского договора:

  1. договор на передачу исключительных прав (исключительная лицензия): передача имущественных прав по данному договору предполагает использование произведения предусмотренным образом и в установленных договором пределах только тому лицу, которому эти права передаются (например, имущественное соглашение к программе для ЭВМ – данный договор означает наличие конечного пользователя). В исключительных случаях допускается коммерческое использование произведений, переданных по исключительной лицензии (в данных случаях договор должен указывать пределы распоряжения произведения (тираж));

  2. договор о передаче неисключительных прав (простая лицензия): данный договор дает право использовать произведение на условиях, обговоренных в соглашениях, а так же передать права по лицензии третьим лицам.

По правовой природе авторский договор в разных его разновидностях имеет общие черты с договором подряда и договором купли-продажи. От подряда отличается только предметом, при этом, если по договору подряда подрядчик может обязать выполнить работу, то по авторскому договору это запрещено.

Классификация авторских договоров:

  1. авторские договоры могут разделяться на виды в зависимости от характера произведения:

  • музыкальные;

  • литературные;

  • архитектурные;

  • иные;

  1. в зависимости от того, является ли предметом готовое произведение, либо еще не созданное:

  • авторский договор заказа: может регламентировать требования, предъявляемые к будущему произведению, устанавливать объем произведения, его жанр и т.д.. В данном случае, автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушение сроков создания и передачи произведения;

  • авторский договор на готовое произведение: если предметом является готовое произведение, то все условия по нему сначала одобряются пользователем и только потом заключается договор. Если заключается договор на ранее не опубликованное произведение, то в этом случае обязательно включается условие о дополнительном авторском вознаграждении;

  1. в зависимости от способа использования:

  • издательский договор: в рамках данного договора осуществляется издание, а так же переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге. Предметом могут быть литературные, драматические, музыкальные произведения или произведения изобразительного искусства. Стороны по договору: автор и издательская компания;

  • постановочный договор: заключается в отношении произведения, основным способом использования которого является публичное исполнение. Стороны: автор и постановщик. Предмет – музыкальное или драматическое произведение;

  • сценарный договор: регламентирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кинофильм или делается иная передача. Этот договор ранее являлся разновидностью постановочного. Основное отличие от иных видов авторских договоров заключается в том, что авторское произведение не используется в неизменном виде, адаптируется в сценарий;

  • договор художественного показа: регламентирует отношения, связанные с созданием произведения изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации;

  • договор депонирования рукописи: данный договор регламентирует условия и порядок опубликования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный банк. Путем депонирования публикуются научные произведения, которые представляют интерес для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их частей.

Прекращение авторского договора.

Большинство авторских договоров прекращаются истечением срока их действия. Договор прекращает свое действие даже в том случае, если заказчик не использует произведение.

По истечении срока, авторский договор может быть продлен только в виде дополнительного соглашения, которое обговаривает юридическую судьбу договора, но не устанавливает новых условий.

По договору невозможно заставить автора создать произведение. Автор может вернуть выплаченное ему вознаграждение или неустойку.

Одной из разновидностей изменения договора является нововведение. По предложению автора и с согласия заказчика, автор может изменить предмет договора.

Автор не несет ответственности за гибель уникального произведения, созданного по договору.

Невозможность исполнения договора как основание его расторжения, должно носить постоянный, а не временный характер.

Авторский договор всегда прекращается со смертью автора, поскольку создание произведения связано с конкретным именем. Если незаконченное произведение можно признать охраноспособным объектом, то нет оснований для расторжения договора. Если автор перед смертью дал разрешение на продолжение произведения, произведение может быть законченно, но с согласия заказчика. Если согласия нет, то произведение не будет являться предметом договора.

Авторский договор может быть расторгнут по одностороннему заявлению заказчика, либо автора в связи с нарушением контрагентом существенных условий договора.


Тема №15: «Смежные права».

Представляют собой часть института авторского и смежных прав. Регулируют отношения в отношении объектов, связанных с авторским правом, но не являющихся таковыми.

Право на исполнение, распространение и использование произведения.

Субъектами в смежном праве являются не авторы, а исполнители, создатели фонограмм, организаторы эфирного и кабельного вещания.

Впервые институт смежных прав появился в российском законодательстве в 1992 г.. Основы предусматривают 2 статьи, регулирующие смежное право. После был принят закон «Об авторском и смежных правах», который более подробно урегулировал институт смежных правоотношений, но не расширил круг субъектов и территорию действия законов. Поэтому до 2002 г. Россия отказывалась ратифицировать Римскую Конвенцию.

4 часть ГК РФ распространила действие смежных прав на неограниченную территорию и круг лиц. Таким образом, с 2002 г. исполнители могут пользоваться законом охраны смежных прав, а так же имя исполнителя и год первого исполнения.

Смежные права действуют в отношении исполнителей музыкальных произведений, производителей фонограмм, организаций, которые распространяют радио или телевизионные передачи в эфир или по кабелю.

Срок действия смежного права составляет 50 лет, с 1 января года следующего за голом исполнения или передачи в эфир. Данный срок может быть продлен на 4 года в отношении участников Великой Отечественной Войны.

Существенной особенностью смежных прав является их зависимость от авторства. Только в том случае, если записывается на фонограмму, передается в эфир или по кабелю неохраняемое авторским правом произведение, смежное право носит самостоятельный характер.

Для охраны смежных прав на исполнение, основным критерием охраноспособности выступает манера исполнения, а так же образ создаваемый исполнителем.

Воспроизведение в отдельности манеры исполнители, либо образа, называется пародией.

^ ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

Тема №16: «Понятие и объекты патентного права».

Патентное право – институт права интеллектуальной собственности, представляющий собой систему норм, регулирующих отношения по созданию, распространению использованию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Данные объекты объединяются в единую группу – объекты промышленной собственности по следующим основаниям:

  1. данная группа объектов существенно отличается от других объектов ПИС, однако между собой эти объекты имеют много сходных черт;

  2. все данные объекты являются результатами творческой деятельности и имеют конкретных создателей (авторов);

  3. охрана объектов промышленной собственности осуществляется с помощью единой установленной формы – путем выдачи патента;

  4. охрана объектов промышленной собственности осуществляется единым кодифицированным актом – частью 4 ГК РФ.

До принятия в России патентного закона, объекты промышленной собственности признавались объектами авторского права. Изобретатель признавался автором, и ему выдавалось на руки авторское свидетельство. Каждый автор изобретения, созданного до принятия патентного закона, признавался в России патентообладателем. Закон не признавал, что отдельное лицо может создать изобретение. Любое авторское изобретение признавалось заслугой всего советского народа, автор не мог извлекать прибыль.

Принципы патентного права:

  1. признание за патентообладателями исключительных прав на использование объекта;

  2. предоставление охраны только тем разработкам, которые признаются патентоспособными (патентное право требует соблюдения формальностей);

  3. закон допускает частичную охрану прав действительных создателей изобретения.

Данными принципами регулируются все патентные отношения; они изложены в Парижской конвенции «об охране промышленной собственности».

Субъекты патентного права: авторы и патентообладатели.

Объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, следовательно, промышленная собственность.

Изобретение – устройство, способ, вещество, штамм, культура, а так же применение известного устройства по новому назначению.

В теории изобретение понимается несколько уже – как решение конкретной технической задачи.

Существует круг объектов, не признающихся изобретением:

  1. научные теории и математические методы;

  2. метод управления хозяйством;

  3. условные обозначения (являющиеся международными);

  4. проекты и схемы планирования;

  5. решения, касающиеся внешнего облика изделия, удовлетворяющие эстетические потребности;

  6. топология интегральных микросхем;

  7. решение конкретных задач, противоречащих общественным интересам и принципам морали.

Критерии охраноспособности объектов промышленной собственности:

Новизна. Основное условие патентоспособности означает: изобретение должно быть неизвестно из сведений об уровнях техники.

Источниками сведений признаются:

- опубликованные заявки

- российские периодические издания

- депонированные рукописи

- отчеты о научно-исследовательской работе

- научно-техническая нормативная документация

- диссертации и авторефераты

- принятые на конкурс работы

- оповещение по средствам связи

- научные доклады

По общему правилу приоритет изобретения устанавливается на момент подачи заявки в Роспатент. При этом необязательно предоставление всего пакета документов. Заявитель может подать заявление в Роспатент, который определяет дату приоритетности, а все остальные документы предоставляются позже. Дата приоритета изобретения - это день, на который изобретение признается общедоступным и заявленным.

Льгота по новизне – означает, что информация о патентуемом изобретении может быть обнародована и раньше подачи заявления в патентное ведомство, либо самим изобретателем, либо третьим лицом. Однако после обнародования информации о характере изобретения и до подачи заявки в патентное ведомство не должно пройти более 6 месяцев.


2. Изобретательский уровень. Данный критерий позволяет отграничить патентноспособные изобретения от обычных инженерных разработок.

Изобретательский уровень означает, что изобретение не должно быть логическим продолжением существующих научных разработок, оно должно являться революционным.

Проверка изобретательского уровня включает в себя: определение наиболее близкого аналога; выявление признаков, по которым изобретение отличается от аналога; выявление техники решения по конкретно поставленной задаче.

Изобретение признается соответствующим изобретательскому уровню, если не подтверждена известность влияния его отличительных признаков на указанный технический результат.

Правовая проблема определения изобретательского уровня – неопределимость понятий очевидность и специальность.

При определении изобретательского уровня патентное ведомство проверяет только осведомленность в том круге знаний, которыми обладает специалист.

Очевидность – изобретение не должно выходить за пределы нормального прогресса технологий, но естественное развитие технологий не должно предполагать появление изобретения, т.е. все, что прямо и логически вытекает из уровня техники, признается очевидным.

Изобретение не рассматривается как несоответствующее изобретательскому уровню из-за его кажущейся простоты.


3. Промышленная применимость – предполагает, что изобретение не может быть запатентовано, если оно бесполезно для народного хозяйства.

В отличии от признаков новизны и изобретальского уровня критерий промышленной применимости прямо не связывается с уровнем техники и датой приоритета, то есть закон не устанавливает на какой момент оценивается промышленная применимость. Следовательно Роспатент может принять заявку, если признает, что изобретение может быть использовано в хозяйстве в будущем.

Оценка соответствия заявленного изобретения требованиям промышленной применимости включает следующие условия: необходимость изобретения в хозяйстве; возможная применимость в хозяйстве; выгодность получения результата.


4. Не противоречие изобретения фундаментальной науке. Означает, что если изобретение противоречит научным догмам или законом физики, заявка на него не принимается.


Полезная модель – пространственно-геометрическое расположение составляющих частей изобретения.


Промышленный образец – окончательное выражение конкретного изобретения, выпущенного в серийное производство.


Различные объекты патентного права могут совпадать в одном объекте.

В некоторых случаях в независимости от прав на объект в целом, полезная модель может охраняться абсолютно отдельно (плоский экран).


Для полезной модели достаточно 2х критериев охраноспособности: новизны и промышленной применимости.


Не признаются промышленными образцами:

- изделия, внешний вид которых обусловлен их технической функцией

- объекты архитектуры

- объекты неустойчивой формы, которая может изменяться под воздействием

- изделия, противоречащие общественным интересам, внешний вид которых нарушает принципы морали и нравственности.






оставить комментарий
страница1/2
Дата07.12.2011
Размер0,6 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх