Идеологический концепт «демократия» (на материале лингвокультуры сша) 10. 02. 19 теория языка icon

Идеологический концепт «демократия» (на материале лингвокультуры сша) 10. 02. 19 теория языка


Смотрите также:
Реклама как жанровый метаконцепт (на материале современной русской лингвокультуры) 10. 02...
С. Е. Кузьмина Концептуальная метафора и метафорический синтаксический концепт (на материале...
Эмоционально-идеологический компонент концепта «krieg» (на материале немецкого языка)...
Концепт «война» в языковой картине мира (сопоставительное исследование на материале английского...
Функционирование бесписьменного языка малой народности в условиях полиэтнического социума (на...
Фразеологизация сложноподчинённых предложений разноструктурных языков как...
Концепт «Oxbridge» в английской лингвокультуре 10. 02. 19 теория языка...
Структура и содержание фрейма «школа» (на материале немецкого языка) 10. 02. 19 теория языка...
Терминосистема предметно-специального языка «Банковское дело» в лингвокогнитивном аспекте (на...
Категория персуазивности и её репрезентация в окказиональных дериватах ( на материале...
Лингвокультурный концепт «время» в метафорических репрезентациях (на материале немецкого языка)...
План Что такое демократия? Политический плюрализм...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


ФИЛИППОВА Маргарита Александровна


Идеологический концепт «демократия»

(на материале лингвокультуры США)


10.02.19 – теория языка


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Волгоград – 2007


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».



Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор ^ Карасик Владимир Ильич.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Ольга Аркадьевна Леонтович,

кандидат филологических наук, доцент Анна Сергеевна Солохина.

Ведущая организация:

Ивановский государственный университет.



Защита состоится 18 мая 2007 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном педагогическом университете (400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.


Автореферат разослан 15 апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Н.Н. Остринская


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Данное исследование выполнено в рамках аксиологической лингвистики и лингвокультурологии. Объектом изучения является концепт «демократия» в американском языковом сознании, в качестве предмета исследования рассматривается лингвистически релевантное идеологическое содержание этого концепта.

Актуальность работы обусловлена следующими моментами: 1) лингвистическая концептология является одним из наиболее активно развивающихся направлений языкознания, однако многие ее вопросы остаются дискуссионными, в частности выделение типов концептов; 2) демократия относится к числу важнейших ценностей современной западной цивилизации, вместе с тем лингвистические характеристики концепта «демократия» освещены в научной литературе еще недостаточно; 3) в настоящее время происходит активная экспансия американской ценностной системы в иные культуры, в том числе и лингвистическими способами, поэтому изучение базовых концептов американской лингвокультуры значимо для понимания специфики современной Западной цивилизации в целом.

В основу выполненной работы положена следующая гипотеза: концепт «демократия» принадлежит к особому – идеологическому – типу концептов, имеет определенную структуру и поддается моделированию лингвистическими средствами.

Целью исследования является характеристика идеологического концепта «демократия» в современной американской лингвокультуре. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

- определить сущность идеологических концептов;

- установить понятийные характеристики концепта «демократия» в американском языковом сознании;

- выявить образные характеристики концепта «демократия» в американском языковом сознании.

- проанализировать ценностные характеристики концепта «демократия» в американском языковом сознании.

Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из толковых, синонимических и энциклопедических словарей, сборников афоризмов, текстов средств массовой информации США, Интернет-форумов, речей политиков, официальных документов, художественной литературы, художественных и документальных фильмов, песен, карикатур и других креолизованных текстов, а также данные опроса информантов. В качестве единицы исследования рассматривался текстовый фрагмент, обозначающий или выражающий концепт «демократия». Всего проанализировано более 3000 соответствующих текстовых фрагментов.

В работе использовались следующие методы исследования: понятийный, контекстуальный и интерпретативный анализ, интервьюирование, интроспекция.

^ Научная новизна работы заключается в определении сущности идеологических концептов, выявлении понятийных, образных и ценностных характеристик концепта «демократия» в лингвокультуре США, в разработке модели концепта, учитывающей его когнитивно-аксиологическое и социодинамическое измерения, в доказательстве тезиса об особой организации ценностных составляющих идеологических концептов.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит определенный вклад в развитие аксиологической лингвистики и лингвокультурологии, характеризуя особый тип концептов – идеологические концепты.

^ Практическая ценность выполненной работы заключается в возможности применения полученных результатов в курсах общего языкознания, общей и английской лексикологии, межкультурной коммуникации, риторики, в спецкурсах по лингвокультурологии и политической лингвистике.

Работа основывается на следующих положениях, доказанных в лингвистической литературе:

1. Ментальность и культура народа определяются важнейшими ценностями, к числу которых относятся идеологические установки (Н.Д. Арутюнова, Р.Барт, М. М. Бахтин, А. Вежбицкая, Р. Водак, В. фон Гумбольдт, Т.А. ван Дейк, О.А. Леонтович, Е.И. Шейгал).

2. Единицей лингвокультуры является концепт – сложное ментальное образование, в составе которого выделяются понятийная, образная и ценностная (оценочная) составляющие; концепт детерминирован культурой, является фактом индивидуального и коллективного сознания и опредмечен в языке (Е.В. Бабаева, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов).

3. Концепты могут быть объективно изучены при помощи методов специального лингвистического анализа (Е. И. Горошко, А. А. Залевская, Ю.Н.Караулов, З.Д. Попова, И.А. Стернин).

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Идеологические концепты отражают ценностно маркированное отношение к действительности с позиций определенной социальной группы, формируются в сфере официальной идеологии и внедряются в массовое сознание.

2. Существуют первичные и вторичные идеологические концепты, первичные создаются в рамках идеологической доктрины, в максимальной мере выражая ее сущность, вторичные возникают вне идеологии, их номинанты получают идеологическую коннотацию либо контекстуальный идеологический смысл в определенном дискурсе. Концепт «демократия» является первичным идеологическим концептом.

3. Структура идеологического концепта может быть представлена в виде двухмерной модели концепта, учитывающей его когнитивно-аксиологическое измерение (понятийная, образная и ценностная составляющие) и социодинамическое измерение (этимологический, базовый и ассоциативно-расширительный уровни).

4. Понятийная составляющая американского идеологического концепта «демократия» определяется на этимологическом уровне как власть демоса, на базовом уровне – как выборность власти и ее подконтрольность избирателям, на ассоциативно-расширительном уровне – как синкретичная характеристика всего общественного устройства США.

5. Образная составляющая американского идеологического концепта «демократия» формируется на этимологическом уровне типичными проявлениями власти демоса (участие в городских собраниях, полемика, практика остракизма и др.), на базовом уровне – демократическими процедурами реализации власти народа (выборы народных представителей, референдумы, политические дебаты и др.), на ассоциативно-расширительном уровне – государственными символами США и языковыми апелляциями к ним (Статуя Свободы, американский флаг, Белый дом и др.).

6. Ценностная составляющая американского идеологического концепта «демократия» на этимологическом уровне заключается в его амбивалентной оценке (учет мнения народа как позитивный момент и неизбежное вырождение демократии как негативный момент), на базовом уровне - в акцентировании расхождения между демократическим идеалом и его реальным воплощением, на ассоциативно-расширительном уровне – в общеоценочном положительном знаке американского образа жизни.

7. Специфика американского идеологического концепта «демократия» состоит в экспансии его ценностной составляющей на все содержание концепта и вытекающей отсюда десемантизации его понятийной составляющей в массовом языковом сознании.

Апробация. Основные положения диссертации докладывались на IX и X региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2004, Волгоград, 2005), на научных чтениях, посвященных памяти проф. В.Г.Гака (Волгоград, 2005), на межрегиональных научных чтениях, посвященных памяти проф. Р.К. Миньяр-Белоручева (Волгоград, 2006), на международной научной конференции «Язык. Культура. Коммуникация» (Волгоград, 2006), на международной научно-практической конференции «Языки и межкультурная коммуникация: актуальные проблемы филологической науки» (г. Пушкин, 2006), на международной научно-практической конференции «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире» (Волгоград, 2007), научной конференции «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков» (Волгоград, 2007), обсуждались на заседаниях научно-исследовательских лабораторий Волгоградского государственного педагогического университета «Аксиологическая лингвистика» и «Язык и личность» (2004-2007), на научных семинарах кафедры английской филологии Волгоградского государственного университета. По материалам исследования опубликовано 10 работ общим объемом 3,2 п.л.

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Первая глава «Идеологические концепты как предмет лингвистического исследования» посвящена обзору подходов к интерпретации идеологии с позиций современной лингвистики, рассмотрению методов лингвоидеологического анализа и описанию нового типа концептов - идеологических.

С позиций лингвокультурологии доминантными представляются следующие характеристики идеологии:

1. Идеология является неотъемлемой частью культурного пространства общества.

2. Идеология всегда носит групповой характер, т.е. охватывает сознание определенной группы, обладающей властью или стремящейся к ней (идеология отдельного человека тождественна мировоззрению, идеология всей нации – ее менталитету).

3. В основе идеологии лежит навязываемый адресату набор ценностей, который формирует у говорящего «правильную» с точки зрения идеологов оценку объектов действительности.

4. Идеология тяготеет к экспансии своих ценностей, которые могут быть выражены вербально (переданы посредством теорий, мифов, идей, понятий) и невербально (через символы). Мифы позволяют идеологии сделать логичными внешне противоречивые явления повседневной жизни. Символы представляют собой конкретный способ объективации абстрактных идеологических ценностей и понятий (Р.Барт, Т. ван Дейк, У. Липман, К.Мангейм, Г.Г.Почепцов, Е.И.Шейгал).

Доминантными элементами, несущими основную идеологическую нагрузку, являются идеологические концепты. Одной из основных характеристик таких концептов выступает их градуальность, т.е. разная степень идеологичности того или иного концепта. Отсюда вытекает выделение двух типов идеологических концептов:

  1. Первичные идеологические концепты, изначально созданные в рамках той или иной доктрины (чаще сами названия этих доктрин).

  2. Вторичные идеологические концепты, заимствованные идеологами из системы языка понятия (чаще аксиологические концепты).

Первичные идеологические концепты (демократия, либерализм, коммунизм, фашизм, нацизм, исламизм, расизм, мусульманский фундаментализм, феминизм, пацифизм и т.д.) лишены нейтральной составляющей, поскольку их формирование не протекало естественно, а явилось результатом целенаправленных действий идеологов. Основной особенностью таких концептов является их вертикальное строение, объясняющееся тем, что изначально они принадлежат сфере официальной идеологии, которая в ходе их создания кодирует определенного рода информацию - как когнитивную, так и ценностную. При этом происходит навязывание адресату, воспринимающему сообщение, желательных для отправителя интерпретаций и оценок. Вторичные идеологические концепты (например, народ, свобода, равенство, толерантность, труд, борьба и т.д.) вследствие своей вовлеченности в сферу идеологии приобретают дополнительную идеологическую коннотацию только в определенном контексте. Кроме того, оба вида концептов характеризуются следующими признаками:

- обладают высокой степенью прагматического потенциала;

- отличаются доминированием ценностной составляющей над понятийной и образной;

- служат символом-паролем приверженности определенной идеологии.

Концепт «демократия» в американской лингвокультуре обладает всеми особенностями первичного идеологического концепта и характеризуется наличием идеологических коннотаций во всех компонентах его структуры.

При моделировании структуры идеологического концепта «демократия» мы опирались на две теории когнитивной лингвистики: 1) трёхаспектную модель концепта с рассмотрением его понятийной, образной и ценностной сторон в интерпретации С.Х. Ляпина (1997) и В.И. Карасика (2002); 2) трёхкомпонентную структуру концепта, предложенную Ю.С.Степановым (1997) и включающую в себя основной, дополнительный и этимологический признаки. Объединив указанные подходы, мы построили двухмерную модель применительно к концепту «демократия», включающую его когнитивно-аксиологическое измерение (понятийная, образная и ценностная составляющие) и социодинамическое измерение (этимологический, базовый и ассоциативно-расширительный уровни). Мы предложили иные названия компонентов: дополнительный признак (по Ю.С. Степанову), с нашей точки зрения, является базовым уровнем, поскольку включает в себя хоть и не актуальные, но фундаментальные признаки, исторически закрепленные за данным понятием. Основной признак концепта действительно является актуальным в представлении современных людей, при этом высокая апеллятивная частотность делает его открытым к различным смысловым приращениям. В этой связи оправданным, на наш взгляд, представляется обозначение данного уровня как ассоциативно-расширительного. Таким образом, при анализе концепта «демократия» мы разграничили описание понятийной, образной и ценностной составляющих по трем основным уровням: этимологическому, базовому и ассоциативно-расширительному.

^ Во второй главе «Понятийные характеристики концепта «демократия»» представлено описание феномена демократии в научной и наивной картинах мира.

В научной картине мира демократия получает сходные интерпретации на разных этапах развития политической мысли. Она понимается как гарантия гражданских и личностных свобод, правление большинства, практика компромиссов и синоним экономического роста. Кроме того, ученые солидарны в понимании необходимости культурных предпосылок для возникновения демократии и невозможности ее насильственного насаждения в другие регионы. Вместе с тем, в научных работах признается возможность того, что за понятием «democracy» в американской лингвокультуре могут стоять злоупотребления властью и политические ошибки, что ведет к приращению к данному понятию негативных смыслов и к десемантизации его понятийной составляющей.

В наивной картине мира, как показал дефиниционный анализ лексикографических источников, понятийная составляющая концепта «демократия» имеет следующую структуру:

  1. демократия как власть демоса в Древней Греции (этимологический уровень);

  2. демократия как власть народа, т.е. большинства (базовый уровень);

  3. демократия как синкретичная характеристика всего общественного устройства США (ассоциативно-расширительный уровень).

Анализ концепта «демократия» на этимологическом уровне проводился с учетом выделения понятийной, образной и ценностной составляющих на материале толковых, этимологических и энциклопедических словарей. В американском этимологическом словаре (BCDE) отмечается, что появление термина «democracy» датируется 1574 годом, и образован он от греческих слов demos, (common people, district) и kratos (rule, strength), что означает «народовластие». Энциклопедические источники отмечают, что в демос входили лишь свободнорожденные мужчины старше 20 лет, тогда как рабы, женщины, а также переселенцы из других областей, хотя и свободные, но не имеющие гражданства, народом (демосом) не считались (БСЭ). Стать демосом значило стать «своим», что требовало службы обществу и благонадежности. Так, метеку («беженцу») могли быть дарованы гражданские права, если он добровольно становился на защиту города в случае нападения.

Базовый уровень тождественен понятию «народовластие» и характеризует взаимоотношения двух политических субъектов «народа» и «власти» в ходе реализации демократической формы правления. В американском языковом сознании народ предстает как активный участник политической борьбы, обладающий определенными правами и отстаивающий их.

В рамках ассоциативно-расширительного уровня демократия понимается следующим образом: 1) институционализация таких ценностей американского общества, как basic rights, equality, freedom, opportunity – основные права, равенство, свобода, открытые возможности; 2) определенная форма социального поведения.

Рассмотрение ближайших по смыслу концептов способствует более детальному освещению рассматриваемого концепта. Так, в соотношении с концептом «демократия», концепт «freedom» (свобода) понимается как политическое право (a political right) и означает возможность действовать без принуждения. Однако свободная личность должна осознавать моральную и социальную ответственность, отсутствие которой может привести к упадку общества, его деградации. Отделить свободу («freedom») от злоупотребления ею («license») призваны законы («laws»). Законы позволяют людям жить в условиях свободы и охраняют их от того, чтобы другие люди не нарушали эту свободу. Однако законы, установленные властями и обязательные для исполнения, ограничивают, в определенной мере, свободы той или иной категории граждан, их права. Таким образом, с одной стороны, можно говорить о том, что власть посредством законов предоставляет свободы, с другой, - что их ограничивает.

Равенство в рамках демократии может быть рассмотрено с трех позиций:

1. Политическое равенство (political equality). Формальное равенство всех граждан как избирателей и право любого гражданина быть избранным.

2. Равенство возможностей (equality of opportunity). Демократия предполагает тот факт, что унаследованные условия гораздо менее важны, чем усилия, вкладываемые самим человеком в реализацию своего выбора.

3. Равенство перед законом (equality before the law). Человек, независимо от того, богатый он или бедный, представитель этнического или религиозного большинства или меньшинства, обязан соблюдать закон, с одной стороны, и быть защищен законом, с другой.

Следует особо подчеркнуть, что в наивной картине мира американского языкового сознания важным признаком демократии выступает определенная форма социального поведения, включающего в себя уважение к личности (respect for the individual), терпимость (tolerance) к представителям других наций и рас, плюрализм мнений (pluralism), сотрудничество (cooperation) и компромисс (compromise) в достижении соглашений. Отсюда следует возникновение особого термина, характеризующего данный тип личности: Homo democraticus. Исчерпывающее определение данному термину было представлено на сайте http://www.op.org/CURIA/bologna98/1501cmze.html:


Homo democraticus, acknowledging the real equality of other people, not only has an attitude of full respect towards ideas that are different from his own, but also recognises his own fallibility, accepting that others may know better. He also believes that the majority of the community to which he belongs is capable of generous behaviour towards the minority, while the minority is capable of being loyal towards those who have voted a decision not to their liking. In his creed there is also a belief in a general and constant good will (at least over a longer period of time and among the majority of the community). Homo democraticus is characterised by the intelligence and imagination that are a condition for a grain of that priceless empathy which is necessary for making creative compromises. He also has the common sense to trust in rational discourse and have the courage to participate, because a democratic debate also means permission to expose oneself to public scrutiny.

Homo democraticus (человек демократичный) – это человек, признающий равенство других, который не только относится с глубоким уважением к чужим взглядам, отличным от его собственных, но и признает свои ошибки, считая, что другие могут быть более осведомлены. Он также считает, что большинство общества, к которому он принадлежит, способно великодушно относиться к меньшинству, а меньшинство, в свою очередь, умеет лояльно относиться к избирателям, проголосовавшим не в его пользу. Его мировоззрение также основывается на вере в общепринятую и постоянную благожелательность (по крайней мере, имеющую место в течение долгого времени и среди большей части общества). Homo democraticus характеризуется развитым интеллектом и воображением, которые являются условием для зарождения того бесценного взаимопонимания (эмпатии), которое необходимо для создания действенных компромиссов. Он также не лишен здравого смысла верить в рациональный диалог и обладать смелостью участвовать в нем, поскольку демократичная дискуссия означает позволение выставить свое поведение на суд общественности.

Согласно приведенному высказыванию выделяются следующие ключевые семы, характеризующие поведение субъекта демократии: 1) уважение к другим людям (acknowledging the real equality of other people; an attitude of full respect); 2) признание своих ошибок (recognises his own fallibility); 3) признание правоты других людей (accepting that others may know better); 4) великодушное, лояльное, благожелательное отношение к окружающим (generous behaviour; loyal towards; a belief in a general and constant good will); 5) желание достичь взаимопонимания, согласие идти на компромисс (making creative compromises); 6) готовность к диалогу (trust in rational discourse). Новые смыслы обозначены в последнем предложении (permission to expose oneself to public scrutiny), где отмечается, что гражданин демократичного общества готов к конструктивной критике со стороны общественности.

Среди концептов, противопоставленных демократии, отмечены следующие единицы: monarchy, dictatorship, totalitarian government, despotism, czarism, absolutism, communism, tyranny, Nazism, fascism. Контрастивом концепта «демократия» в современной американской лингвокультуре выступает концепт «terrorism», антонимом слова «democratic» являются слова «snobbish», «intellectual», объединенные по смыслу семой «превосходство», и противопоставленные слову «democratic» в значении (равный, лишенный социальных различий и какого-либо превосходства). Отмеченные контрастивы характеризуются наличием отрицательно-оценочных сем и на каждом историческом этапе развития США противопоставляются демократии как неизменному благу. Концепты «диктатура», «деспотизм», «абсолютизм», «тирания», «тоталитаризм» предстают как взаимозаменяемые в американском языковом сознании, а смысловая детализация этих чуждых политических феноменов оказывается неважной. Значение приобретает лишь их употребление в функции пароля в рамках оценки «свой-чужой», где все, что не соответствует демократии, а вернее интересам демократических стран, интерпретируется в выше приведенных концептах.

Соответственно, представленные контрастивы в наибольшей степени характеризуют идеологический аспект концепта «демократия» в американской лингвокультуре.

^ В третьей главе «Образные и ценностные характеристики лингвокультурного концепта «демократия»» рассмотрены образно-перцептивные и ценностные признаки концепта «демократия» в соответствии с разделением их на три основных уровня: этимологический, базовый и ассоциативно-расширительный.

Образная составляющая концепта «демократия» на этимологическом уровне представлена зарождающимися демократичными практиками: участие демоса в городских собраниях, в выборах магистратов по жребию, в изгнании из полиса (остракизм) лучших политиков как лишение их гражданских прав, наказание победителей. Однако подчинение личности коллективным интересам, одностороннее решение проблем большинством без учета мнения меньшинства, манипулирование толпой со стороны демагогов – все это приводило к крайней нестабильности демократии и постоянной смене форм правления в Древней Греции.

Противоречивый характер демократии повлиял на возникновение прямо противоположных оценок в ее адрес со стороны древних философов. Соответственно, ценностная составляющая рассматриваемого концепта на этимологическом уровне характеризуется как положительной оценкой демократии, позволявшей учесть мнение народа, так и отрицательной, вследствие ее неизбежного вырождения в диктатуру.

Анализ образной составляющей на базовом уровне проводился на основе описания американских институциональных и процессуально-процедурных характеристик демократии как политического режима, опирающегося на народовластие. Ключевым признаком демократии как участия граждан в политике признаются выборы (election), которые должны быть конкурентными (competitive). Состязательность кандидатов возможна благодаря верховенству закона (rule of law) и равноправию (equality). Будучи избранными, народные представители должны нести ответственность перед народом (accountability to the people). Ответственность властей достигается посредством системы сдержек и противовесов, которая предполагает разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. Все властные органы должны опираться на законы, невыполнение которых влечет за собой определенные меры наказания (например, процедура импичмента). Контроль за действиями властей со стороны народа не ограничивается импичментом, а включает в себя также процедуру внесения поправок, прямого законодательства, законодательной инициативы, референдума, отзыва своих представителей и проведения дополнительных выборов.

Ценностный компонент базового уровня представлен амбивалентностью оценок. Контексты с отрицательной оценкой немногочисленны. Их наличие связано, прежде всего, с признанием нереализованности на практике тех или иных демократических принципов. Однако, в целом, оценка демократических процедур в американском обществе закрепилась на положительном полюсе, а сама политическая система США является предметом гордости ее граждан. В связи с этим контексты с положительной оценкой сопровождаются апелляциями к прецедентным феноменам, например, к прецедентному имени отцов-основателей (Founding Fathers), которые заложили основы американской политической системы: «Vigilant adherence to the rule of law strengthens our democracy and strengthens America. A president who breaks the law is a threat to the very structure of our government. Our Founding Fathers were adamant that they had established a government of laws and not men...» (A.Gore). Твердая приверженность принципу верховенства закона укрепляет нашу демократию и нашу Америку. Президент, который нарушает закон, является угрозой самой структуре нашего государства. Наши Отцы-основатели были непоколебимы, установив правление законов, а не людей»). Прецедентное имя используется в качестве аргументов, которые передают идею неукоснительности соблюдения принципов народного правления, изложенных в Декларации независимости. Любое отклонение от этих принципов вызывает общественный резонанс, выраженный в речи апелляцией к прецедентным именам создателей американской демократии, которые не одобрили бы подобных отступлений от народовластия.

Третий уровень концепта «демократия» - ассоциативно-расширительный - является актуальным для современной американской лингвокультуры и представляет собой обиходное переосмысление демократии. Его изучение проводилось на материале печатных и электронных СМИ, креолизованных текстов, афоризмов, песен, а также на основе опроса информантов. На данном уровне демократия, в рамках образной составляющей, выступает как совокупность культурных, ценностных и поведенческих установок американского общества в целом. Приведем пример: «Democracy will also have to come from the bottom up - a grass roots movement of ordinary people living, loving, and working democratically every day» («Демократия должна также идти снизу вверх, представляя собой массовое движение обычных людей, которые изо дня в день живут, любят и работают демократично») (http://go.ourworld.nu/hstein/).

Данное высказывание хорошо демонстрирует тот факт, что демократия как политический феномен не ограничивается в своей принадлежности к политическому дискурсу, а предстает как синкретичная характеристика американского образа жизни, охватывающая все сферы функционирования данного социума. Помимо этого, концепт «демократия» наделяется на данном уровне следующими признаками: «свобода слова», «сотрудничество как показатель демократичной культуры поведения», «солидарность, сплоченность общества», «единство свободы и ответственности», «коллективное равенство».

В ходе анализа более 550 графических изображений, сопровождавшихся языковым комментарием со словом «democracy», удалось условно разделить все креолизованные тексты на две группы: 1) отражающие официальную идеологию; 2) переосмысленные в рамках обиходного сознания.

Официальные креолизованные тексты, использующие символику как необходимый инструмент внедрения идеологем в массовое сознание, характеризуются высокой степенью идеологизации и передают такие признаки демократии, как «забота о народе», «доступное образование», «политическая свобода и гражданские права», «политические принципы Демократической партии США», «национально-специфическая ценность», «идеальная форма правления», «победа над вселенским злом». Текстовый компонент таких креолизованных текстов неизменно сопровождается изображением флага США, Капитолия, Статуи Свободы, политических деятелей (например, А. Линкольна), американских солдат.

В карикатурах, представляющих обыденное понимание, демократия наделяется такими признаками, как «народная заступница», «инструмент в борьбе с власть имущими», «национальная ценность». Так, в XIX-XX вв. демократия в карикатурах художников нередко представлялась в виде солидной женщины («Dame Democracy» - «Госпожа Демократия»), юной леди («Miss Democracy»), матушки, тетушки Auntie»). Солидная дама Демократия всегда представлена в сопровождении услужливых политиков, заискивающих перед ней. Юная Демократия окружена поклонниками, которые дарят ей свои валентинки. Матушка, тетушка, учитель, олицетворяющие демократию, наставляют политиков, представленных в виде несмышленых детей, на путь истинный (Демократия ведет за руку политиков-слепцов, назидательно поднимает указательный палец, заботливо участвует в репетиции концерта, тогда как дети-политики несут ей подарки ко Дню матери).

Следует отметить, что оценка демократии является положительной в обеих сферах функционирования. В карикатурах демократия не затрагивается критикой, осмеянию подвергаются лишь представители власти. Признак демократии как инструмента в борьбе с власть имущими является специфичным для обиходного сознания.

Рассмотренные нами более 300 афоризмов, обладая индивидуально-авторской сущностью, изначально принадлежали 1) сфере официальной идеологии и 2) сфере обиходного осмысления. В первой группе афоризмов, взятых из официальных выступлений американских президентов, сенаторов, других политических деятелей, а также журналистов, представляющих официальную позицию руководства США, демократия имеет высокую оценку, предстает как элемент национального сознания, дух нации, система поведения и получает широкую степень идеологического наполнения: ...democracy is not only service, action, brotherhoodit is spiritspirit free, indefinable, all-pervasive, that holds us to its revelations even when we seek to escape them (...демократия – это не просто государственная служба, действие, братство, это еще и дух, дух свободный, неописуемый, всепроникающий, который притягивает нас даже когда мы хотим вырваться) (A.E. Meyer, U.S. journalist).

Наряду с данным признаком демократии как «национально-исторической ценности», были отмечены следующие признаки: «определенная культура поведения», «уважение к человеческой личности», «справедливость решений», «свободное государство», «коллективное равенство», «идеальная форма правления».

Во второй группе афоризмов демократия получает как положительную, так и отрицательную оценку и имеет следующие признаки: «уважение к другим людям», «коллективное равенство», «закулисная борьба интересов», «фикция, политический миф». Приведем пример критического осмысления демократии:

^ I loved. And a man will guard when he loves.
Their white-gowned democracy was my fair lady.
With
her knife lying cold, straight, in the softness of her sweet-flowing sleeve.

(Я любил. А человек спасен, когда он любит.

Их демократия в белоснежном одеянии была моей возлюбленной,

С холодным ножом в струящейся глади ее рукава)

(G. Brooks (1917), U.S. poet, “Negro Hero”).

В отрывке поэмы демократия характеризуется отрицательной оценкой. Импликатура данного высказывания состоит в том, что правительство заставило людей поверить в справедливую демократию (fair lady), которая на деле оказалась предательством (with her knife). Подобная метафорика призвана показать несостоятельность идей, предлагаемых демократией, и роскошное словесное вуалирование, призванное замаскировать эту несостоятельность. Основным признаком демократии в приведенном примере выступает «фикция, политический миф». Однако данный пример отрицательной оценки демократии является скорее исключением, и даже он может быть неоднозначно проинтерпретирован, т.к. в высказывании «Their white-gowned democracy» на первое место может выступать местоимение their, и тогда критике подвергается не сама демократическая теория, а политики, нечестно, в угоду своим интересам применяющие ее на практике.

Американские песни, в которых находит отражение демократия, можно условно разделить на 2 группы: 1) патриотические песни (сфера официальной идеологии) и 2) музыка в стиле рок и панк-рок (сфера обиходного осмысления).

Как и в креолизованных текстах и афоризмах, представляющих сферу официальной идеологии, в текстах патриотических песен демократия предстает, в первую очередь, как социокультурная ценность, национальная особенность, идеал общественного устройства. Демократия в них прославляется как великое благо и достижение американского народа:

^ We'll banish old autocracy,
"
Make safe the world for Democracy;"
Then ev'ry nation blest shall be,
With glorious liberty
.

(Мы изгоним старое самодержавие,

Сделаем мир безопасным для демократии.

Тогда каждая нация станет счастлива

И получит свободу славную)

(«Thank God, I Am An American»).

Молодая нация уже ощущает свое вселенское призвание изгнать самодержавие, принести миру благую демократию и осчастливить другие народы свободой, которую испытали сами пилигримы. Идеологический подтекст четверостишья – прославление «своей» идеологии, необходимость ее распространения на другие страны и подавления «чужих» доктрин. Демократия в данном контексте ассоциируется со свободой, положительные коннотации которой дополнены прилагательным glorious.

Все рассмотренные нами музыкальные произведения, относящиеся к стилю рок и панк-рок, написанные в 1970-е – 2000-е годы, объединяет протест, неверие в «предлагаемую» демократию, пессимизм: I'm sorry democracy is changing (Простите, но демократия меняется) (Killing Joke “Democracy”); Democracy is Dead (Демократия мертва) (Dead by Wednesday “Democracy is Dead”); democracy ain't real it's a fairytale (Демократия не осуществима, это волшебная сказка) (MxPx "Democracy"). Это связано, на наш взгляд, с общей тенденцией контркультуры демонстрировать крайне маргинальную позицию по отношению к существующему строю, которая не характеризует американское языковое сознание в целом. Тем не менее, рок-музыка имеет невероятную популярность среди молодого населения, а, следовательно, оказывает влияние на формирование их политико-социальных устремлений. Однако и в данной сфере обиходного сознания существует понимание того, какой должна быть демократия, и подчеркиваются следующие ее признаки: «отсутствие эксплуатации», «честные выборы», «равенство возможностей», «свобода в различных ее проявлениях». Поэтому наибольшей критике подвергается не демократия, а политические деятели, нарушающие демократические принципы, на что указывает, например, притяжательное местоимение your: We do not believe in your democracy (Мы не верим в вашу демократию) (Dead by Wednesday “Rise”); you disease the world with your pseudo democratic values (вы заражаете мир своими псевдодемократическими ценностями) («Refuse to suffer» Dead by Wednesday).

Нами был проведен ассоциативный эксперимент, позволивший более полно описать образно-перцептивные признаки концепта «демократия» в индивидуальном сознании. Для этого американским респондентам было предложено написать короткое сочинение на тему «When I think of democracy, the following pictures and situations come to my mind...» («Когда я думаю о демократии, я представляю себе следующие образы и ситуации...»). Всего в эксперименте приняло участие 120 человек в возрасте от 17 до 63 лет, с разным уровнем образования и из разных сфер профессиональной деятельности (студенты, служащие, преподаватели, миссионеры, волонтеры, дизайнеры, врачи и др.). В результате экспериментального исследования были установлены следующие факты:

1. 95,83% респондентов убеждены в том, что именно демократия способствовала становлению Соединенных Штатов как символа народного процветания, свободы и экономического прогресса. Так, среди конкретных образов и ситуаций нашли отражение следующие прецедентные феномены американской лингвокультуры, указывающие на национально-специфическую значимость демократии: а) страна в целом, ее столица (America, the United States, Washington D.C.); б) национальная символика, денежная единица, девиз штата (American flag, The Bold Eagle, the five dollar bill, “Live free or die); в) государственные праздники (Independence Day, the 4th of July); г) официальные документы (Constitution, Bill of Rights, Declaration of Independence); д) исторические события (Independence War, Revolutionary War); е) исторические личности (George Washington, Ronald Reagan, Abram Lincoln, Founding Fathers); ж) достопримечательности США (The Statue of Liberty, the Grand Canyon, the Colorado Rockies, Rockefeller center); е) удовольствия и развлечения (Christmas shopping, Ice skating).

2. 57,03% ответов содержали исторические ассоциации демократии, что позволяет говорить о транслируемости ценностно-значимых образов демократии. Приведем пример микросочинения:

^ When I think of democracy a famous painting of George Washington crossing the Delaware during the revolutionary war (Jeff Holland, Illinois). (Когда я думаю о демократии, я представляю себе знаменитую картину, на которой запечатлено, как Джордж Вашингтон форсирует реку Делавер во время войны за независимость).

Образные ассоциации демократии с кабиной для голосования указывают на право голоса как одно из благ народовластия. Исторические ассоциации демократии (речь идет о знаменитом полотне Эммануэля Лейтце «Вашингтон форсирует Делавер» (1851)) указывают на транслируемость из поколения в поколение идейно-ценностных установок, наблюдаемых по отношению к демократии, и позволяют говорить о том, что ее становление происходило одновременно с возникновением самобытности американского народа, вследствие чего демократия прочно укоренилась в сознании американцев как культурно-историческая ценность новой нации.

3. 67,83% респондентов связывают образ демократии со смежными ей абстрактными понятиями: freedom (свобода), equality (равенство), voting (голосование), people (народ), majority rule (волеизъявление большинства), minority rights (соблюдение прав меньшинства), government (правительство, форма правления), opportunity (возможность), political and civil liberties (политические и социальные свободы), что подтверждает наличие в американском языковом сознании общего понимания демократии, совпадающего с основными словарными дефинициями, и в то же время, выходящего за их рамки.

4. 12,52% опрошенных отрицательно оценивают демократию, тогда как 87,48% - положительно, что позволяет говорить о ценностной значимости данного концепта для американской лингвокультуры в целом.

Идеологический аспект на уровне образно-ценностной составляющей представлен тактиками реализации концептуальной оппозиции «свой-чужой». Концепт «свой» (все демократическое) вербализуется через апелляции к другим ценностям той же культуры, к концепту «народ», через эвфемизмы, возвеличивание сторонников демократии и перевоспитание противников демократии в ее сторонников. Стратегиями реализации концептуального компонента «чужой» (недемократический) выступают намек на отсталость, пейоративное наименование «чужого», отрицательная оценка врагов демократии.

Таким образом, идеологический концепт «демократия» в американской лингвокультуре имеет следующую структуру:




понятийный

образный

ценностный

этимологический

власть демоса

представленность демоса во власти

амбивалентная оценка демократии

базовый

народовластие

описание современных процедур народовластия

амбивалентная оценка демократии

ассоциативно-расширительный

синкретичная характеристика всего общественного устройства США

государственные символы США и языковые апелляции к ним

общеоценочный положительный знак американского образа жизни


Анализ понятийной составляющей показал, что демократия предстает как власть демоса в Древней Греции (этимологический уровень), власть народного большинства, с акцентом на выборность власти и ее подконтрольность избирателям (базовый уровень), синкретичная характеристика всего общественного устройства США (ассоциативно-расширительный уровень).

Базовый уровень тождественен понятию «народовластие» и характеризует взаимоотношения двух политических субъектов «народа» и «власти» в ходе реализации демократической формы правления. В ходе исследования было выяснено, что реализация отношений народа и власти происходит посредством целого ряда демократических процессуально-процедурных практик, описание которых характеризует базовый уровень образной составляющей. К ним относятся:

- всеобщие и прямые выборы при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов,

- принцип разделения властей как система сдержек и противовесов,

- принцип подчинения меньшинства воле большинства,

- политические дебаты,

- референдумы,

- процедура импичмента.

В рамках ценностной составляющей базового уровня наблюдалась амбивалентность оценок, связанная как с признанием демократии идеалом устройства общества, так и с невозможностью реализовать этот идеал.

Третий – ассоциативно-расширительный уровень – в рамках понятийной составляющей исследовался на основе ассоциативных словарей, которые показали, что демократия ассоциируется с целым рядом смежных аксиологических концептов: basic rights, equality, freedom, tolerance, respect for the individual, pluralism, pragmatism, cooperation, compromise, opportunity. Данные концепты являются ценностно значимыми для американского языкового сознания, в связи с чем демократия предстает как синкретичная характеристика всего общественного устройства США.

Образная составляющая ассоциативно-расширительного уровня была проанализирована на материале текстов СМИ и Интернет-форумов, художественной литературы, художественных и документальных фильмов, песен, сборников афоризмов, карикатур и других креолизованных текстов, а также на основе результатов опроса информантов. Перечисленные источники позволили установить следующие образные признаки демократии, дополняющие понятийные:

- политическая свобода и гражданские права,

- равенство возможностей,

- сотрудничество как показатель демократичной культуры поведения,

- единство, солидарность общества,

- единство свободы и ответственности,

- коллективное равенство,

- доступность,

- национально-историческая ценность,

- победа над вселенским злом,

- политические принципы Демократической партии США,

- доступное образование,

- возможность граждан свободно высказываться по вопросам политики,

- городские собрания,

- высокий уровень жизни населения.

Однако вследствие вертикального строения и принадлежности концепта «демократия» к сфере официальной идеологии (власть) и сфере обиходного сознания (народ), он может содержать, наряду с общими, и дифференциальные признаки. В сфере официальной идеологии – это:

- забота о народе,

- идеальная форма правления,

- справедливость решений.

Дифференциальными признаками концепта «демократия» в обиходной сфере являются:

- народная заступница,

- инструмент в борьбе с власть имущими,

- теория, не реализуемая на практике,

- фикция, политический миф,

- закулисная борьба интересов,

- чрезмерная свобода.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило предположение о том, что демократия, как и любой идеологический концепт, в американской сфере официальной идеологии оценивается положительно. В сфере обиходного сознания, как показал анализ материала, демократия получает амбивалентную оценку. Однако, в целом, положительная оценка демократии в американском языковом сознании доминирует над отрицательной. В частности, это подтвердил проведенный нами опрос информантов, среди которых лишь 12,52% опрошенных отрицательно оценивают демократию, тогда как 87,48% - положительно, что позволяет говорить о ценностной значимости и высокой степени идеологизации данного концепта в американском языковом сознании.

И, наконец, исследование показало наличие идеологических коннотаций во всех составляющих рассматриваемого концепта. На этимологическом уровне: упрощенное понимание демоса, практика остракизма в интересах властей. На базовом уровне: власть народных представителей, а не народа; речевые и языковые тактики дискредитации «чужого» (недемократического) и самовосхваления «своего» (демократического). На ассоциативно-расширительном уровне: высокая аксиологичность концепта, которая вербализует маркеры «своего» и вербальную агрессию по отношению к «чужому».

Перспективы исследования мы видим в изучении других идеологических концептов, смежных с концептом «демократия», в освещении социально-групповой специфики отношения к идеологическим концептам, в выявлении динамики развития идеологических концептов в американской и русской лингвокультурах.


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Филиппова (Новоковская), М.А. Вербализация концептуальной оппозиции «свой-чужой» в политическом предвыборном дискурсе (на материале франц. и русск. языков) / М.А. Новоковская // IX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. г. Волгоград, 9-12 ноября 2004 г.: тез. докл. – Напр.13 «Филология». – Волгоград: Перемена, 2005. - С. 188-189. (0,1 п.л.).

  2. Филиппова (Новоковская), М.А. Воздействующая сила метафоры в политическом дискурсе / М.А. Новоковская // Научные чтения, посвященные памяти проф. В.Г. Гака, г. Волгоград, 27 января 2005 г.: Сборник статей / Сост. Н.Л. Шамне, В.П. Свиридонова, В.П. Данилова, Е.А. Пелих, А.В. Простов. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. – С. 214-219. (0,4 п.л.).

  3. Филиппова, М.А. Понятийные характеристики концепта «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. г. Волгоград, 8-11 ноября 2005 г.: тез. докл. – Напр. 13 «Филология». – Волгоград: Перемена, 2006. - С. 244-245. (0,1 п.л.).

  4. Филиппова, М.А. Ассоциативные признаки концепта «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // Межрегиональные научные чтения, посвященные памяти профессора Р.К. Миньяр-Белоручева, г.Волгоград, 16 января 2006 г.: Сборник статей / Сост. Л.А. Милованова и др. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С. 407-410. (0,3 п.л.).

  5. Филиппова, М.А. Концепт «democracy» в американской лингвокультуре: понятийный аспект / М.А. Филиппова // Homo Loquens: [Текст] (Вопросы лингвистики и транслятологии): Сб. ст. – Вып. 3 / ВолГУ, Каф. теории и практики перевода; ред. кол.: Р.Л. Ковалевский (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. – С.129-138. (0,6 п.л.).

  6. Филиппова, М.А. Семантические оппозиции концепта «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // Язык. Культура. Коммуникация [Текст]: материалы Международной научной конференции, г. Волгоград, 18-20 апреля 2006 г.: в 3 ч. Ч.2 / ВолГУ; оргкомитет: О.В. Иншаков (пред.) [и др.]. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С.343- 349. (0,4 п.л.).

  7. Филиппова, М.А. Базовые признаки концепта «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // Единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – Вып. 12. – С.167-170. (0,3 п.л.).

  8. Филиппова, М.А. Идеологический концепт «democracy» в американской лингвокультуре: понятийный аспект / М.А. Филиппова // Языки и межкультурная коммуникация: актуальные проблемы филологической науки: материалы Международной научно-практической конференции, г. Пушкин 15-17 мая 2006 г.; под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – г. Санкт-Петербург, 2006. – С.86-88. (0,2 п.л.).

  9. Филиппова, М.А. Идеологический концепт «democracy» в американской лингвокультуре / М.А. Филиппова // Концептосфера и языковая картина мира / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. – Кемерово: КемГУ, 2006. – 303 с. (Серия «Филологический сборник». Вып.9). С. 131-136. (0,4 п.л.).

  10. Филиппова, М.А. / М.А.Филиппова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филологические науки. – 2007. – №2(20). – С. 18-22 (0,4 п.л.).







Скачать 332.84 Kb.
оставить комментарий
Дата07.12.2011
Размер332.84 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх