Доклад: Опыт кыргызских общественных объединений в свете казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия icon

Доклад: Опыт кыргызских общественных объединений в свете казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия


Смотрите также:
Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан:...
Становление казахстанской модели экономики Рой Медведев...
П. В. Рочев Утвержден постановлением администрации...
Задачи: Объединение студенческих общественных организаций и объединений для решения общих...
Задачи: Объединение студенческих общественных организаций и объединений для решения общих...
Председатель Центрального Правления общественного объединения «Российская Ассоциация...
Список политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений...
Registration form / регистрационная форма...
Положение о фестивале-конкурсе лидеров детских общественных объединений«как вести за собой» Цель...
Положение о городском конкурсе лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных...
Орлова О. С. Мостик к взаимопониманию: библиотечная среда и продвижение идей межэтнической...
Положение о Фестивале-конкурсе лидеров детских общественных объединений участников регионального...



Загрузка...
скачать
Доклад: Опыт кыргызских общественных объединений в свете казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.


Урматту мекендештер! Дорогие соотечественники!


Прежде всего хочу остановится на предыстории моего выступления. После апрельских событий и трагедии на юге Кыргызстана руководители кыргызских этно-культурных центров Казахстана обратились к руководству Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана с просьбой установить контакт с руководством Кыргызской Республики, Ассамблеей народа Кыргызстана, гражданским сектором, занимающимися вопросами межэтнического согласия и дать возможность ознакомить общественность с опытом работы Ассамблеи народа Казахстана на примере кыргызских общественных объединений. На нашей конференции присутствуют руководители 9 кыргызских этно-культурных центров Казахстана и я выступаю от их имени и поручению.

В мае 2007 года мы провели 1 конгресс кыргызов Казахстана и учредительное собрание Ассоциации кыргызов Казахстана. Тогда у нас было 6 этно-культурных центров Алматы, Астана, Актау, Шымкент, Тараз. После этого у нас зарегистрированы еще 4 центра: Павлодар, Петропавловск, Костанай, Кзылорда и нас стало 9 кыргызских этно-культурных центров. Сейчас мы завершаем работу по регистрации Ассоциации кыргызов Казахстана. Все центры принимают активное участие в жизни страны. Все выделены помещения в областных Домах Дружбы. Опыт бессменной работы руководителей региональных этно-культурных центров составляет 10-13 лет. По результатам работы многие поощрены Акимами областей, четверо награждены правительственными наградами Республики Казахстан. Действует 6 художественных коллективов, одна кыргызская воскресная школа. В марте 2008 Народный писатель Кыргызстана и Казахстана при ознакомлении с работой этно-культурных центров и воскресной школы отметил интерес к кыргызской культуре. Постоянно сотрудничаем с Посольством Кыргызской Республики в Республике Казахстан.

Трагедия, происшедшая на юге Кыргызстана в которой погибли безвинные люди различных национальностей, не оставила никого равнодушным и болью отозвалась в сердцах каждого казахстанца.

Как Вы знаете Кыргызстан посетили спецпредставитель Президента Республики Казахстан Болат Утемуратов, председатель ОБСЕ, госсекретарь - министр иностранных дел Казахстана Канат Саудабаев. По по личному распоряжению президента Казахстана Н.А. Назарбаева создана специальная комиссия во главе с первым вице-премьером Шукеевым У. для определения масштабов помощи Кыргызстану. Это вопрос постоянно находится под клнтролем Посольства Республики Казахстан в Кыргызской Республике.

Так на сегодняшний день в Ошскую и Жалалабадскую область доставлены 3257 куб. метров лесоматериалов, 234 тыс. тонн шифера, 900 тонн арматуры, моющие средства 60 тонн, крупы гречневой 188 тонн, риса 2800 тонн и угля свыше 139 тыс. тонн. Планируется поставка угля для Бишкекской ТЭЦ 400 тыс тонн, мазута 40 тыс. тонн дизтоплива 50 тыс тонн. 50 детей из из пострадавших семей Ошской и Жалалабадской области приняты в лагерь «Таусамал» Жамбылской области. 45 детей провели лето в оздоровительный лагерь «Балдаурен».

Не остались в стороне и кыргызы, работающие и торгующие в Казахстане. Были собраны значительные денежные средства, приобретены и переданы, продукты питания, питание для детей, медицинские препараты и оборудование. Этот процесс идёт постоянно.

Единые корни, близость языков, традиций и обычаев, общая история, переплетения миллионов судеб, вот что лежит в основе отношений казахского и кыргызского народов.

Как я уже отмечал, от имени руководителей кыргызских этно-культурных центров Казахстана мы хотели бы ознакомить участников конференции, руководство Кыргызской Республики, общественность с опытом нашей работы по обеспечению и общественного согласия в Казахстане и если вы сочтёте необходимым, готовы внести личный вклад в дело укрепления межэтнического согласия в Кыргызстане.

 Радикальные изменения всей общественной системы Республики Казахстан, произошедшие после 1991г., вызвали необходимость безотлагательного поиска собственной модели национальной политики, сохранения исторического наследия, укрепления толерантности и дружественных отношений между этносами, этническими и социокультурными группами.

Формирование новой модели обусловлено несколькими факторами. Во-первых, учет исторического позитивного и негативного опыта регулирования сферой межэтнических отношений как в Казахстане, так и в мировой практике. Во-вторых, ориентация на обеспечение самобытного развития и солидарность этносов в новых исторических условиях. В-третьих, обеспечение внедрения в систему межэтнических отношений гражданских ценностей демократии и гражданской общности. В-четвертых, способность обеспечения определяющей роли в межэтнических отношениях идеалов гражданской идентичности и гражданской солидарности не за счет ущемления этносов, а путем достижения его гражданской зрелости.

Поиск современной модели межэтнической толерантности и общественного согласия осуществляется, не отказываясь от базовых этнореалий и опыта позитивного развития этнических и межэтнических процессов. Такая политика проводиться не в ущерб единству страны, становлению гражданской идентичности и гражданской солидарности, национальной гордости и достоинства. Попытка уйти от этнической идентичности, не дойти до гражданской идентичности, - значит оставить людей без мировоззренческих, ценностных основ своей жизни и деятельности.

Сегодня все государства мира озабочены поиском формулы единства. Изучив опыт работы Кыргызстана в этом вопросе, хочу отметить, что есть многое, что можно заимствовать, например высокую активность гражданского сектора. Я хочу в своём выступлении коротко рассказать о нашем опыте в достижении межэтнической толерантности и общественного согласия. Может быть что-то будет интересным и применительным в Кыргызстане при выработке собственной стратегии.

Казахстан был и остается местом контактов культур и цивилизаций Запада и Востока, Севера и Юга. С усилением его роли материкового коммуникационного моста усиливается влияние всех мировых центров: культурная, языковая, информационная экспансия, трансконтинентальная миграция и иммиграция. Поэтому, обобщая исторический и современный опыт национального строительства, видится большое разнообразие вариантов. Однако Казахстан, имеющий собственный опыт, отличительные особенности, политическую традицию, культуру, вырабатывает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности.

На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов - носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители многочисленных этносов и конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности.

Значительная часть славянского населения оказалась в Казахстане в годы массового переселения крестьян с европейской части России. Зачастую этот процесс сопровождается насильственным изъятием земель у коренного населения в пользу переселенцев. Но между казахами и крестьянами-переселенцами складывались мирные и добрососедские отношения, получившие в истории название обычая «тамырства». Постепенно усиливались хозяйственные, социокультурные, межэтнические контакты между двумя цивилизациями: кочевой и оседлой.

В годы сталинского тоталитарного режима на просторах Казахстана по воле судьбы оказались десятки тысяч политических заключенных, репрессированных и депортированных народов. В 30-50-е годы XX века началась невиданная ранее массовая депортация в край целых народов с Дальнего Востока, Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, волжского низовья.

В период освоения целинных и залежных земель, массовых строек и подъема промышленности в лице Казахстана многие народы обрели себе «вторую» родину. Для большинства потомков переселенцев и депортированных Казахстан стал родной землей, основой гражданской идентичности, общей историей и устремлением в будущее.

Человеческая цивилизация - это непрерывная цепь рождения, расцвета и ухода с исторической арены народов и государств. Зачастую этот процесс принимает глобальный характер. На протяжении только ХХ века такие события имели место, по меньшей мере, трижды.

 Первое. После первой мировой войны в результате крушения ряда империй образовались суверенные государства - Австрия, Чехословакия, Югославия, Польша, Финляндия и другие. Вторая волна появления новых государств была связана с национально-освободительным движением и крушением колониальной  системы в середине прошлого века. Некоторые бывшие колонии выступили с требованием пересмотра существующих границ, открыто заявили о готовности применить силовые методы. Так возникли территориальные споры между Сомали и Эфиопией, Индией и Пакистаном, Марокко и Алжиром и т.д.  Третий этап обострение национального вопроса, который мир переживает сегодня, связан с крушением социалистической системы. Распад  Советского Союза породил вопрос о сохранении международной стабильности. Возникли дисбалансы в мировой геополитике, которые привели к росту нестабильности, дезинтеграции. Их крайними проявлениями были имевшие место большие и малые войны, конфликты на этнической, территориальной почве в Югославии, Боснии, Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове и Грузии.

Определенная напряженность в межэтнических отношениях характерна и для высокоразвитых стран с устоявшейся демократией, где также имеются «болевые»  точки. Это фламандский  вопрос - в Бельгии, проблема Ольстера - в Великобритании, Корсики - во Франции, Басков в Испании, Квебека - в Канаде и т.д.

 Все это свидетельствует о том, что межэтническая напряженность в разной степени столкновения характерны для всех этапов развития человечества и, «универсальных рецептов решения национального вопроса не существует».

Для полиэтничного государства, каким является Казахстан, задача укрепления межэтнической толерантности и общественного согласия - одно из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ.

Среди множества причин мы выделяет три основные проблемы.

 Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов. Она превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе тем она порождает у людей естественные опасения утратить свои исторические корни: национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей.

 Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых странах нарастают внутренние противоречия. Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Прежние механизмы безопасности, основанные исключительно на защите внешних рубежей, военным сдерживанием, уже недостаточно эффективны в борьбе с такими явлениями, как международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков и торговля людьми. Во многих странах активизируются разного рода национальные движения и партии, "играющие" на этнической тематике.

 В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов восходят к нерешенным социально-экономическим проблемам. Недаром подмечено, что "ненависть - это гнев бедных".   На планете около восьмисот миллионов голодных, свыше миллиарда - пятая часть - живут менее чем на один доллар в день.

В то же время, глобализация – это мощный инструмент всемирного влияния, а ее суть, какое место в ней будет занимать личностное, родовое, культурное и гражданское – будет зависеть от тех, кто и какое содержание в нее внесет, пропагандистом зла или добра она станет для людей, человечества.

 Можно сказать, что одна из главных проблем ХХI  века заключается в том, что человечество еще не выработало универсальной формулы межэтнического согласия. Это проблема обладает огромным разрушительным потенциалом, лежит в основе многих глобальных угроз и вызовов миру.

 «Сфера межнациональных отношений - не поле для экспериментов. Это наиболее деликатная и важная сфера отношений, ответственность за которую в равной степени несут и государственные органы, и институты гражданского общества».

 Процессы глобализации требуют выработки соответствующих мер, что и породило новую цивилизационную среду. При этом нельзя забывать, что они протекали на фоне изменений и самого Казахстана, и всей мировой экономической и общественно-политической архитектуры. Сегодня, когда глобальная архитектура вновь меняется, время требует новых креативных подходов.

За всю историю развития Казахстан прошел серьезные испытания на прочность: как государства и экономики, так и народа, и общества. Потому наше наследие и будущее - это добрососедство, взаимопонимание и взаимоподдержка, толерантность и сотрудничество, культурное сотворчество и дружба всех этносов, проживающих в Казахстане.

Объективная оценка процессов глобализации, ее вызовов и угроз обеспечивает предупредительные и профилактические меры в развитии сферы межэтнических отношений, укреплении межкультурного диалога и толерантности.

 Первый вызов - это попытки использовать религию как инструмент международного терроризма и экстремизма.

 Серьезных внутренних предпосылок для осложнения отношений между религиями в Казахстане нет. Эта опасность имеет в основном внешнюю природу. Она связана с использованием постулатов веры для оправдания экстремистских действий в политике, террористических актов.

 Второй вызов …связан с тем, что решать проблемы, возникающие в сфере межнациональных отношений, в условиях либерального общества едва ли не сложнее, чем при тоталитаризме...

 Демократия сама по себе не гарантирует автоматического решения проблем, возникающих при взаимоотношениях этносов. Об этом говорит опыт даже таких стран, как США, Швейцария, Бельгия, которые долгое время являлись своеобразным образцом решения межэтнических проблем.

 Предвидя это, с середины девяностых годов мы пошли на создание такого рода механизмов - национально-культурных центров, большой и малых ассамблей народов. Это был шаг в верном направлении. По сути, национально-культурные центры стали одними из первых самоорганизующихся институтов гражданского общества. И вместе с тем  они стали основой межэтнического согласия в Казахстане.

 Третий вызов связан с тем, удастся ли в будущем сохранить разумное сочетание интересов казахской нации и десятков этнических диаспор, которые многие поколения живут в Казахстане. Все эти годы мы шли эволюционным путем.

Идея создания общественного института по межэтническим отношениям положила начало созданию новой общественной структуры, которая и по настоящее время является мощным консолидирующим и интеграционным фактором единства и многообразия – Ассамблеи народа Казахстана.

В целом регулирование межэтнических и межконфессиональных отношений в Казахстане должно базируется на четком понимании следующих принципиально изменившихся обстоятельств.

Во-первых, политическая демократизация и экономическая либерализация создают новые мотивы поведения людей и новые отношения между ними. Эти трансформации влияют и на межэтнические отношения. Если определить основной вектор этого влияния, то можно определенно сказать, что политическая и экономическая либерализация в целом позитивно сказалась  на межэтнических отношениях в Казахстане.

Во-вторых, мы строим открытое общество. Общество, имеющее президентскую форму правления, профессиональный Парламент, сформированный свободным волеизъявлением граждан. Реализуя на практике свободу слова, недопустимо регулировать национальные отношения по рецептам закрытого общества. Проблемы в межэтнических отношениях необходимо открыто обсуждать, и быть предметом общественного согласия, а не закрытых и кровавых «обсуждений» при помощи саперных лопаток.

В-третьих, развитие Казахстана в последнем десятилетии ХХ века показывает, что никакой трагической и фатальной необходимости скатываться в трясину межэтнических конфликтов не существует. Горький опыт Боснии и Карабаха, Приднестровья и Абхазии, Таджикистана и Чечни - еще не основание утверждать обратное.

Казахстан становится центром зарождения стратегии развития, ориентированной на духовную сущность человека. Здесь традиционно исторически ментальность этносов нацелена на обретение этнической толерантности как главного качества человеческой мудрости.

Базисом общественного согласия в Казахстане является менталитет казахов, который исключает проявление радикализма и фундаментализма. Традиционный для казахов ислам не имеет политических амбиций, органически дополняется народной культурой и дипломатией. В мировоззренческом аспекте он представляет собой альтернативу так называемому «исламскому терроризму» и радикализму.

Мир, осознал, что только экономические критерии сами по себе не могут обеспечить человеческое достоинство и благополучие, кризис системы универсальных духовных ценностей может стать крахом человечества в целом. Поэтому особый смысл слово «духовность» приобретает в контексте выражений «согласие», «единство» и «консолидация», гармонии интересов в высших проявлениях человеческого сознания.

Исторически сложившиеся в Казахстане взаимное понимание, толерантность, бережное восприятие духовных и культурных интересов людей разных этносов, составляющие глубинную суть казахстанского общества, позитивно отразились на менталитете народа, сформировали общие для всех общегражданские идеалы и ценности. В итоге каждая этническая группа смогла занять в структуре общества свою консолидирующую нишу, сохранив свою прежнюю яркую полиэтничность.

Стабильность в республике, гражданский мир и межэтническое согласие являются результатом двух слагаемых - стремления полиэтнического общества, с одной стороны, и усилия власти - с другой.

Еще на первой сессии АНК, Глава государства, анализируя сложнейший этнический состав Казахстана, отметил особую значимость правильно выбранной национальной политики для нашей страны. При этом сделан акцент на трех существующих подходах в решении данной проблемы.

Первый, когда некоторые страны проводят политику "выдавливания" инонационального  населения, что никогда не было присуще казахскому народу, по-братски принимавшему переселенцев. Второй - вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы отпадут сами по себе. Третий, единственно верный путь, по которому мы идем, требующий трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск точек соприкосновения, расширение зон согласия и доверия между народами. Без политики согласия и разумной национальной политики стратегически мы не сможем решить никаких задач.

Безусловно, принципы и ориентиры этнического и полиэтнического развития могут меняться, совершенствоваться. Множественность вариантов их развития и толкования не должна приводить к противопоставлению этнического и полиэтнического. Важно понять, что речь идет не о вариантах интерпретации их сущности, но не во вред этническому и всему пространству полиэтнического. Весь мир, вся природа имеют вариабельную, плюралистическую структуру. И это полностью относится к этническому и полиэтническому развитию. Отличное не есть чужое, но иное, самобытное, элемент полифундаментальности общественного бытия, жизнедеятельности людей и их общностей – это всем должно быть понятно. Этническое многообразие уже есть полиэтническое, и не надо их противопоставлять друг другу, ибо они – потенциал базисных факторов и общего пространства развития. Любое этническое есть активный, самобытный, действующий, созидательный элемент многонационального развития. При этом опасен переход этнического в этнонационалистическое. Спор о том, что бывает хороший или плохой национализм, может и имеет под собой определенное обоснование, ибо оно идет от этнической основы этого явления, но в конечном должно быть понятно, что этнонационалистическое все же есть момент «неадекватной оценки, основанной на высокой мифологизации». И такое мифологическое сознание даже «из бытовой ксенофобии конструирует идеологический национализм», который оборачивается «общей деградацией и примитивизацией» национального самосознания. Это зацикливание на доминирующей роли этнической идентичности.

В докладе на XIV сессии АНК, Председатель Ассамблеи явлениям нетерпимости и ксенофобии во главу угла ставит превентивную политику: - «На примере других стран мы видим, что риторика нетерпимости, ксенофобия легко получают распространение. К сожалению, люди могут легко подпадать под влияние провокационных идей, особенно в условиях трудностей. Кто как не Ассамблея, может поставить заслон против таких попыток! Вы, лидеры этнокультурных центров, пользуетесь уважением в обществе, к вам прислушиваются. Используйте свой авторитет для того, чтобы продвигать в нашем обществе общегражданские ценности, укреплять единство народа Казахстана».

В работах Президента страны, основным лейтмотивом его идей и мыслей, является теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики Казахстана - «Единство через многообразие».

Наши действия были нацелены не просто на возрождение культуры народов Казахстана, а на видение неустанного диалога, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами страны Данная формула положена в основу казахстанской модели, в которой среди основополагающих принципов выделяется - «этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие… Оно составляет идеологическую основу нашего общества, постоянно дает обществу новые силы для развития»

Поэтому формула «К единству через многообразие» есть формула, действительно работающая в межэтнических отношениях. Общеизвестно, что нет народа малого, каждый народ равнозначная единица. Важно, чтобы государство и общество защищало себя, сберегало и обеспечивало единство на основе этого многообразия и самобытности. В своём внутреннем развитии, сохраняя свой язык, приумножая обычаи, традиции каждый этнос в целом в обществе выступает как органическая часть единого народа Казахстана.

Народ Казахстана - это конкретное, целое, живое единство многообразия. Это своего рода целостный организм. Чем он богаче, тем многообразнее его составляющие части. Потеря одной составляющей обедняет целое.

Но чрезмерное единство опасно для государства, потому что может привести к пренебрежению многообразием.

Межэтническая толерантность и общественное согласие, а также экономическое динамичное развитие страны - взаимно обуславливающие стороны одного процесса. С одной стороны, толерантность, бесконфликтность создают условия для экономического роста и политической стабильности, последние же создают базу для первых. Суть столь оригинального и простого на первый взгляд, не имеющего аналогов в мире пути создания казахстанской модели межэтнической толерантности и согласия состоит в том, когда многообразное в этническом, конфессиональном, культурном плане общество имеет твёрдое основанное единство. Эта модель сумела объединить в единое целое предельно противоречивые факторы человеческого бытия. Это стало прочной основой для дальнейшего развития государства.

Как и само казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране за последние годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, в обществе утверждаются консенсус и толерантность.

Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков этносов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений.

Новые рубежи - время для определения роли и места общественных инициатив в реализации уже сложившейся правовой базы, консолидации общества, развитии нравственных форм объединения.

Это вовсе не означает, что государство будет уходить из этой сферы. Глобальные вызовы и риски ориентируют на необходимость постоянного мониторинга, анализа и оценки. Эта функция, вне всякого сомнения, будет оставаться за органами государственной власти.

Но в то же время, уже сейчас в Казахстане существуют все возможности и условия для того, чтобы главным регулятором в системе межэтнических отношений выступало гражданское общество. А это значит, что роль Ассамблеи народа Казахстана, которая уже сейчас является конституционным органом, будет поступательно возрастать.

У граждан единой страны должны быть общие дела, общие ценности и идеалы. Отсутствие должной организованной работы по собиранию полиэтничного общества, особенно в переходные периоды глубоких преобразований, деформируют систему межэтнических отношений и откладывают решение задач объединения этносов, граждан страны в единую и жизнеспособную общность.

Национальное согласие - это не столько вопрос теоретических дискуссий, сколько вопрос практики, ежедневно реализуемой государством политики.

Визиты в Ассамблею с целью изучения ее опыта представителей Франции, Норвегии, Великобритании, ФРГ, США, Финляндии, КНР, Испании, Литвы и Австрии стали регулярными. Ученые из Армении провели в Ереване специальный «круглый стол» по изучению казахстанской модели, а грузинские НПО в Варшаве на совещании по человеческому измерению выразили намерение перенять наш опыт.

В области практики следует отметить Соглашение о сотрудничестве с Ассамблеями народов России и Татарстана, тематическое приложение к журналам «ЕвроАзия» под названием «Ассамблея народа Казахстана и межкультурный диалог», «Вестник актуальных прогнозов. Россия: Третье Тысячелетие», в которых казахстанскому опыту посвящаются специальные тематические блоки.

Впервые в МГУ им. М.В. Ломоносова читается спецкурс о казахстанской модели межэтнической толерантности, что говорит о признании казахстанского опыта со стороны научной элиты и образовательного сообщества России.

Через Ассамблею осуществляется диалог власти с обществом, обеспечивается представительство в Парламенте Республики Казахстан..

Особенность нашей страны заключается в многонациональности и поликонфес­сиональности. В Казахстане одной большой семьей живут представители 140 этносов и более 40 конфессий.

Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. С 2003 года по инициативе Президента Казахстана в Астане прошли три Съезда лидеров мировых и традиционных религий, которые дали жизнь уникальному форуму межконфессионального диалога.

В выступлениях Главы государства на сессиях АНК раскрывается важность и значимость основных направлений практики нашего государства.

Первое - деятельность в сфере законодательства. Мы конституционно утвердили принцип, что суверенитет Казахстана основан на целостности и единстве всего населения, а не отдельных национальностей. Это обеспечивает равенство прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности.

 Второе. Языковая политика в стране.  На всем постсоветском пространстве только в Казахстане мирно функционируют и действуют в официальной и бытовой среде в равной мере оба языка: государственный язык - казахский, официальный язык - русский, который действует наравне с государственным. Так записано в Конституции. Это не только результат законодательства как такового, а результат абсолютно взвешенной и последовательной практики применения закона.

 Третья. Информационная среда, с точки зрения культуры межнациональных отношений, в Казахстане  избавлена от оскорбительных штампов и стереотипов. За это мы должны высказать огромную благодарность и нашим средствам массовой информации, которые ведут себя деликатно в отношении национальных вопросов.

Четвертое. Сфера культуры в Казахстане четко отражает тот простой факт, что государство не на словах, а на деле сделало ставку на сохранение полиэтнической уникальности  нашего государства через возрождение и развитие самобытности всех национальных культур. Это национальные театры и школы, национальный фольклор и возможность религиозного возрождения.

 Пятое. Демократизация системы государственного управления, прежде всего системы отбора кадров. Если раньше в наш адрес могли  сказать, что существуют скрытые или не скрытые механизмы кадровой поддержки той или иной нации, то сегодня, впервые в СНГ, мы создали систему объективного конкурсного отбора кадров на государственную службу. И уже сейчас более 9 тысяч человек приняли на жесткой и конкурентной конкурсной основе: кто подходит по знанию, по профессии, по значимости своей.

 Шестое. Необходимо серьезное материальное наполнение всех этих суждений. Для развития национальных культур в 2000 году выделено из государственного бюджета свыше 9 миллиардов 100 миллионов тенге, привлечено спонсорских и меценатских средств на сумму, превышающую 4 миллиарда 800 миллионов тенге. Ни одно другое государство в СНГ не потратило в этом году на культуру сумму, равную 14 миллиардам тенге.

Разработана финансовая поддержка этно культурных центров через государственный социальныйз заказ. Центры участвуют в тендерах и выполняют социально значимые государственные заказы.

 Можно до хрипоты спорить о той или иной модели межнациональных отношений и взаимодействии национальных культур, но при этом не сдвинуться ни на шаг. Мы не только рассуждаем, мы действуем. Культура - это не только слово, но и дело.

 Наконец, в отношении этнических диаспор в Казахстане была выработана не в теории, а на практике формула - сохранение своего национального "я" и патриотизм по отношению к стране своего гражданства. В практике строительства нашего государства это нашло отражение в создании в начале 1990-х годов национально-культурных центров, а впоследствии - Ассамблеи народов Казахстана.

Особенность национальной политики Республики Казахстан, стратегической целью которой является консолидация общества, формирование единого народа, гражданской идентичности, состоит из того, что основывается на Конституции, обеспечивает все необходимые политико-правовые условия для реализации этнических прав граждан страны, сплочения народа и обеспечения позитивного развития этнических процессов, в том числе и в условиях кризиса. Данные конституционные принципы получили дальнейшее свое развитие в Концепциях формирования государственной идентичности, языковой политики, Государственной программе поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, принятые в 1996 г и др. правовых актах.

Новые конституционные полномочия и статус, а также представительство Ассамблеи в Мажилисе Парламента страны девятью депутатами, стали во многом знаковым на пути Казахстана в сфере последовательной демократизации общества и государства, несомненным новаторством в мировой практике, отличающим уникальность созданной модели межэтнического и межконфессионального согласия.

Государственная национальная политика Казахстана изначально направлена на консолидацию и национальное единство, что позволило создать оптимальную модель взаимоотношений между всеми этносами страны, наладить диалог различных культур и конфессий, реализовать на практике равенство граждан вне зависимости от этнической и вероисповедальной принадлежности. Она миротворческая и созидательная, и нацелена на взаимопонимание, достижение межэтнического согласия.

Общественное согласие определено главным приоритетом внутриполитических реформ и национальной политики со дня образования суверенного государства.

Государственная национальная политика Казахстана, которую определяет Президент, строится на ясных и четких принципах: «укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика», а также поиске механизмов укрепления межэтнического взаимодействия, общественной стабильности, верховенства закона. Поэтому дальнейшая модернизация национальной политики обеспечит поистине прорыв в духовной сфере жизни нашего полиэтнического государства.

Это полностью соответствует пяти базовым принципам национальной политики в Казахстане: признание богатством этноконфессиональное и культурноязыковое многообразие; создание условий для культуры и языков; признание толерантности и ответственности важнейшими ценностями; консолидирующая роль государствообразующего этноса; единство народа. Эти принципы носят апробированный характер, испытанные практикой.

Существенная особенность казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия заключается в том, что межэтнические отношения принципиально деполитизированы. Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «О политических партиях» запрещается создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Не допускается создание партий по расовой, этнической и религиозной принадлежности.

Пункт 2 статьи 39 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Поэтому национальная политика строится на предотвращении возможности политизации этнического развития.

Подписанный в 2008 г. Закон РК «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире, юридически закрепляет Ассамблею народа Казахстана в качестве полноправного субъекта политической системы страны, определяет нормативные правовые основы ее деятельности.

За годы независимости мы достигли перелома и в массовом сознании. Невидимая революция в умах, связанная с крушением мировоззренческих ориентиров тоталитарного общества и выработкой новых демократических  ценностей и новой политической и правовой культуры, в основном состоялась.  

АНК стала ключевым элементом созданной государством инфраструктуры межэтнического согласия, а также соблюдения прав и свобод граждан вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.

При Ассамблее созданы и эффективно развиваются постоянно действующий Научно-экспертный совет, общественные и корпоративные фонды, в частности ОФ «Фонд Ассамблеи народа Казахстана»; накоплен опыт взаимодействия с межгосударственными неправительственными организациями и научной элитой.

Важной заслугой Ассамблеи является недопущение политизации межэтнических отношений. Одним из важнейших достижений Казахстана является уход от политизации межконфессиональных отношений, что, несомненно, способствовало укреплению стабильности в стране.
Формирование системы упреждающих механизмов по профилактике негативных тенденций в области межэтнических отношений и нейтрализации возможных угроз, недопущение политизации этнического фактора – основополагающий принцип национальной политики Казахстана. 

Важнейшей составляющей процесса нациостроительства на всем мировом пространстве остаются вопросы организации диалога этносов, культур, религий. Создание условий для диалога, взаимодействия институтов гражданского общества и государственных институтов в формировании межэтнического и межконфессионального общения, толерантное отношение друг другу составляют основу достижений Казахстана, включая духовные ценности, единство и консолидацию народа, особенно в трудные периоды, такие, к примеру, как мировой экономический кризис. При этом отличительной особенностью казахстанской модели межэтнической толерантности и согласия остается стремление всех этносов строить политику объединения разнообразия в единое.

Четырнадцатая сессия АНК, начавшая свою работу 23 октября 2008 года, проходила в условиях глобального финансового кризиса, который затронул все государства мира. Отмечая характер, глубину и масштабы переживаемого кризиса в своем выступлении на сессии  Президент РК Н.Назарбаев особо отметил сложность переживаемого момента. «Сегодня перед любой страной на планете стоит очень сложный вопрос - как в этих условиях обеспечить стабильное развитие. В такой ситуации ни деньги, ни природные богатства, ни военная мощь не помогут справиться с проблемами, если нация не станет единым целым».

Основы нового стратегического документа в сфере государственной национальной политики страны – «Доктрины национального единства Казахстана» были заложены в ходе работы ХV  сессии АНК, которая состоялась 26 октября 2009 года.

В своем выступлении Президент страны поделился своим видением процессов, которые должны вывести деятельность АНК на качественно новый уровень, указав на необходимость разработки целостной программы действия государства и общества по всему комплексу межэтнических и межконфессиональных отношений.

  Проект Доктрины национального единства Казахстана, выдвинутый Президентом страны для общественного обсуждения, предлагает четкие ориентиры и объективные понятияпо трём основным вопросам. Что мы понимаем под национальным единством?

 Это значит быть сообществом сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, живущих в нашей стране.

 Почему нам важно укреплять национальное единство? Это безопасность внутри страны. От этого зависит внешняя безопасность. Главное - это поступательное развитие страны, а отсюда - благополучие всех казахстанцев.

 Что является основой национального единства? Единство народа держится на трех главных столпах.

 Первое, это наша общая история. Из ее драматических страниц важно извлечь необходимые уроки.

 Второе, это общее для всех казахстанских этносов ценности.

 Третье, это наше общее будущее.

 Глава государства выдвинул задачи на перспективу, направленные на укрепление потенциала межэтнического согласия.

 Первое, прежде всего, необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность, через систему образования и воспитания, корректное освещение темы межэтнических отношений в СМИ, повышения правовой культуры.

 Второе направление - дальнейшее развитие государственного языка.

 Третье. Важнейшей составляющей национального единства выступает межконфессиональное согласие в нашем обществе.

 Широкое всенародное обсуждение проекта "Доктрины национального единства" показало наличие в казахстанском обществе в национальных отношениях две тенденции. Одна в защиту национальности, дальнейшего укрепления ее самостоятельности и самобытности, усиления ее культуры, языка и национального самосознания. Это закономерный процесс, направленный на сосредоточение внимания вокруг интереса наций. Следует отметить, что это гуманистическая тенденция, к сожалению, в силу ряда объективных факторов иногда незаметно может переходить в чистый оголтелый национализм.

 C другой стороны - есть демократы, либералы, начисто отрицающие национальные факторы, национальные особенности, национальные менталитеты, односторонне уповающие на демократические ценности: права человека и гражданина, свободу частной собственности.

 . История убедительно доказала, что общегражданские принципы государственности обеспечивали стабильность социальной и политической систем, укрепление демократии, развитие экономики, диалог культур и конфессий. Это позволяло на деле реализовать принцип равенства граждан вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности.

Пятнадцатилетняя история ключевого консолидирующего института гражданского общества – Ассамблеи народа Казахстана на деле доказала, что партнерство и диалог институтов гражданского общества, государственных органов и неправительственных организаций - мощный импульс конструктивного воздействия на процесс интеграции этнокультурных организаций и объединений.

По предложению кыргызских общественных объединений на 3 квартал запланировано приглашение делегации из Кыргызстана для ознакомления с работой Ассамблеи народа Казахстана и подписания меморандума о дружбе двух Ассамблей.

На 3 квартал запланированы мероприятия в рамках проекта «Тамыры бир байтерек», целью которого является демонстрация исторической общности, традиций, обычаев кыргызского и казахского народов. В программе проекта: конференция, фестиваль национальных видов спорта, открытый урок в воскресной школе, концерт.

Думаю, моё обращение к руководству республики поддержат многие участники сегодняшней конференции. Хочу сказать, что зарубежные кыргызские диаспоры сегодня не только ресурс электората, но и мощный экономический, интеллектуальный, имеющий большой жизненный и производственный опыт, закалённый не в очень простых условиях работы и становления в других странах, патриотически настроеный ресурс, который в сегодняшнее, тяжёлое для Кыргызстана время готов и делает всё от него зависящее. Просим учитывать это и разработать механизмы нашего участия. В Алматы создано неформальное объединение кыргызстанцев «Пикир», которое объединяет сообщества, Казахстана, России, США, Европы. Хотелось бы чтобы Ассоциация Замандаш возглавила эту работу. Кроме этого этот ресурс необходимо системно задействовать для продвижения положительного имиджа Кыргызстана в мире.

Находясь далеко от Родины, мы верим в достойное будущее Кыргызстана и на своем уровне приложим все усилия к тому, чтобы наш Кыргызстан занял достойное место среди развитых стран мира, быстрее преодолел трудности, связанные со становлением демократических институтов в обществе и государстве.

Мы живем в сложное для Кыргызстана. Здесь собрались те, кто добровольно по зову сердца взяли на себя ответственность за наших братьев и сестер, те, кто сегодня формирует новые отношения, новые традиции, устанавливает новую шкалу ценностей, не теряя многовековых ценностей кыргызского народа, главной ценностью для которого была - Свобода духа.


Председатель кыргызского этно-культурного центра

«Кыргызстан - Астана» Исмаилов Шавкат Абдуллаевич

Казахстан, Астана

Тел. 007-3172-946346

Факс 946346, E-mail: sai-17@mail.ru





Скачать 262,74 Kb.
оставить комментарий
Дата07.12.2011
Размер262,74 Kb.
ТипДоклад, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх