Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации icon

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации


Смотрите также:
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации...
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации...
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации...
Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения...
Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации Волгоград...
Учебное пособие Москва, 2011 удк перевалов В. В...
Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В, Инькова Н. А., Зайцева Е. А....
Е. Б. Алексеев Алексеев Е. Б. Оптические сети доступа. Учебное пособие М: ипк при мту си, 2005 г...
Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения...
Пособие для системы повышения квалификации руководителей...
Учебное пособие Москва «Альтаир» 2010 удк 349. 6(470)(075) ббк 67. 407 Я 7...
Образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации



УДК 373+372.8 ББК 74.268.77

Основы светской этики: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. - М.: АПКиППРО, 2010.

58 с.

Авторы: Иоффе А.И., Мишина Е.А., Мацияка Е.В., Яковлева С.Г., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Чиндилова О.В.

Рецензенты: Н.Н. Шамрай, д.п.н., РАО О.Э. Крутова, к.п.н., директор Центра развития федерально-региональной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования АПК и ППРО.

Руководительпроекта: А.И. Рытов

Научный руководитель проекта: Э.М. Никитин, доктор педагогических наук, профессор

Издание осуществляется в рамках проекта ФЦПРО

«Консультационно-методическое сопровождение комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры

и светской этики» (курс ОРКСЭ)», реализуемого в рамках мероприятия 3 «Разработка и внедрение новых государственных

образовательных стандартов общего образования»,задачи I «Совершенствование содержания и технологий образования»

Федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы

ISBN 978-5-8429-0585-0

Учебно-методическое пособие «Основы светской этики» предназначено для оказания методической помощи учителю в ор­ганизации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов,

Материалы пособия могут быть использованы с одинаковым успехом как для проведения курсов повышения квалификации, так и для самостоятельной работы.

Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес для системы дополнительного про­фессионального педагогического образования, а также для директоров школ и педагогов.

ББК 74.268.77

ISBN 978-5-8429-0585-0

© Федеральное агентство по образованию, 2010 © АПКиППРО, 2010

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия - помочь учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» рассчитан на 34 часа и изучается на переходной ступени от начальной к основной общеобразовательной школе: 4-я четверть 4-го класса (17 часов), 1-я четверть 5-го класса (17 часов).

Данное пособие состоит из следующих частей:

Введение.

Требования к результатам освоения курса «Основы рели­гиозных культур и светской этики».

Методические основы преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Поурочное планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В приложениях представлены контрольно-измери­тельные материалы для самопроверки учителя.

При разработке поурочного планирования основным ис­точником является пособие для учащихся, поскольку именно в нем отражена содержательная часть курса.

К основным методическим источникам относятся: Осно­вы религиозных культур и светской этики. Книга для учите­ля. М., 2009; Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для родителей. М., 2009.

Среди учебных пособий выделяются: Основы православ­ной культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы ис­ламской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Осно­вы буддийской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы иудейской культуры. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы мировых религиозных культур. Пособие для учащихся. М., 2009; Основы светской этики. Пособие для учащихся. М., 2009

Вместе с тем следует учитывать, что в планировании за­частую содержится избыточный материал, что позволит учи­телю творчески подходить к решению педагогических и ме­тодических задач. Так, в качестве дополнительного материа­ла можно рассматривать рекомендованный разработчиками уроков иллюстративный материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в книге для учителя.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к дру­гим культурам, готовность и способность к диалогу и сотруд­ничеству, что подразумевает овладение знаниями об осо­бенностях национальных культур, культурологических осно­вах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поко­лением нравственных ценностей, обеспечивающих обще­ственно значимую мотивацию поведения и поступков, ори­ентацию в разнообразных жизненных ситуациях.

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит соци­ализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющей­ся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Духовно-нравственное воспитание младших школьни­ков предполагает взаимопонимание и сотрудничество с их родителями. Работа с родителями предусматривает уста­новление контакта с семьей, выработку согласованных дей­ствий и единых требований.

В качестве основного методологического принципа реа­лизации курса выбран культурологический подход, способ­ствующий формированию у младших школьников первона­чальных представлений о религиозной и светской культу­ре. В контексте внедряемого учебного курса культура пони­мается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, ду­ховное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к

людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим наро­дам, к их истории, культуре, духовным традициям.

В связи с этим целесообразно считать, что курс «Осно­вы религиозных культур и светской этики» является прежде всего средством формирования у школьников поликультур­ной компетентности, которая рассматривается как интегра-тивное качество личности ребенка, включающее систему поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и правил пове­дения, необходимых для повседневной жизни и деятельно­сти в современном обществе, реализующееся в способно­сти выстраивать позитивное взаимодействие с представи­телями разных культур, национальностей, верований, соци­альных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате осво­ения данного курса школьниками должны быть усвоены сле­дующие смыслы: каждая духовная культура имеет собствен­ный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основными задачами учебного курса «Основы религиоз­ных культур и светской этики» являются:

  • знакомство учащихся с содержанием одного из учеб­ных модулей: «Основы православной культуры», «Основы мусульманской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий», «Основы светской этики»;

  • развитие представлений младшего подростка о значе­нии норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни лю­дей;

  • обобщение знаний, представлений о духовной культу­ре и морали, полученных в начальной школе,

  • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих це­лостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к обще­нию в полиэтнической, многоконфессиональной и поликуль­турной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными условиями воспитания духовно-нравствен­ной личности младшего школьника при изучении «Основ ре­лигиозных культур и светской этики» выступают:

о организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности;

о практическая деятельность, направленная на форми­рование способности к сопереживанию, состраданию, люб­ви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности;

о обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.

Основными средствами духовно-нравственного воспита­ния младших школьников в рамках рассматриваемого курса в учебной и внеучебной деятельности являются: учебные посо­бия по курсу, адресованные младшим школьникам, слово учи­теля и родителей, стиль взаимоотношений учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал.

В соответствии с требованиями федерального государ­ственного образовательного стандарта нового поколения воспитательный результат освоения курса «Основы религи­озных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспита­тельные результаты любого из видов деятельности школьни­ков распределяются по трем уровням (см. Стандарты второ­го поколения):

Первый уровень результатов - приобретение школь­ником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодо-

3

бряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения ксоци-альной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школь­ников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищен­ной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получа­ет) первое практическое подтверждение приобретенных со­циальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опы­та самостоятельного общественного действия. Только в само­стоятельном общественном действии юный человек действи­тельно становится (а не просто узнает о том, как стать) соци­альным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение име­ет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней воспитательных результа­тов обеспечивает появление значимых эффектов воспи­тания и социализации детей - формирование у школьни­ков коммуникативной, этической, социальной, граждан­ской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

^ ГЛАВА 1.ТРЕБОВАНИЯ

К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский на­род и историю России, осознание своей этнической и наци­ональной принадлежности; формирование ценностей мно­гонационального российского общества; становление гума­нистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уваже­ния к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающего­ся, развитие мотивов учебной деятельности и формирова­ние личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственно­сти за свои поступки на основе представлений о нравствен­ных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морально­го поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуля­ции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных си­туаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бе­режному отношению к материальным и духовным ценно­стям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осущест­
вления;


  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации; определять наибо­лее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успе­ха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для реше­ния различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синте­
за, сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рас­
суждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; го­товность признавать возможность существования различ­ных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать кон­фликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, уме­ние договориться о распределении ролей в совместной де­ятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценно­стей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религи­озной морали, понимание их значения в выстраивании кон­структивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культу­ре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традици­онных религий в становлении российской государственно­сти; формирование первоначального представления об от­ечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального на­рода России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

^ ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Основные методические принципы преподавания школьного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»

В основу построения уроков в рамках курса «Основы ре­лигиозных культур и светской этики» закладывается ряд мето­дических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:

• диалогическое взаимодействие, которое подразу­мевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зре­ния, результатов индивидуальной деятельности, создание личностно значимой учебной ситуации. Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления учени­ку права выбора содержания и форм своей учебной деятель­ности, т.е. возможности выстраивать собственную комму­никацию с изучаемым материалом, формировать и форму­лировать самостоятельные суждения и аргументированные

4

мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, реф­лексировать;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллек­туальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);

  • опора на самостоятельность мышления учащихся, ко­торое, в свою очередь, развивается не стихийно, а являет­ся результатом сознательной интеллектуальной деятельно­сти по освоению содержания предмета и адекватных спосо­бов деятельности;

  • вариативность (возможность выбора на уровне про­блемы, вопроса, текста для анализа или интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата). Соблюдение условия вариативности и после­довательность в реализации деятельностного подхода к из­учению гуманитарных дисциплин способствуют развитию компетентностной сферы личности, таких ключевых компе­тенций, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая, социального взаимодействия и др.;

  • деятельностное обучение, которое последователь­но реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельност-ный характер освоения знаний и умений предполагает по­строение субъект-субъектных отношений в ситуации обуче­ния, а также создание коммуникативно активной образова­тельной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

  • соблюдение баланса между теоретическим материа­лом и материалом для эмпирического и творческого осво­ения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Основные методические подходы к преподаванию школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

В качестве основных подходов к преподаванию школь­ного курса «Основы религиозных культур и светской этики» определены культуроведческий и коммуникативный.

В рамках культуроведческого подхода в процессе изучения курса школьники осознанают национальные и религиозные ре­алии, традиции, ценности как формы выражения культуры.

Одним из основных способов организации деятельности младших школьников при освоении курса «Основы религи­озных культур и светской этики» в рамках культуроведческо­го подхода является работа с учебным текстом пособия для учащихся.

Каждое пособие позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, «живое» знание, овладевать методами и при­емами работы с учебной информацией, создавать собствен­ную духовную культуру.

Опыт работы с пособием складывается на основе базо­вых приемов взаимодействия школьников с учебным тек­стом, овладение которыми формирует культуросозидатель-ные возможности учащихся к самостоятельному познанию. Систематизацию этих приемов целесообразно осущест­влять, исходя из требований деятельностного подхода к об­учению.

В связи с этим закономерно обращение к комплексным заданиям, предусматривающим перевод текстовой деятель­ности в дискурсивную. Так, в процессе выполнения заданий обучаемые осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через беглость чтения); понимание, осмысле­ние (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпре­тацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

При работе с текстом, содержащим важную для развития ребенка информацию духовно-нравственной направленно-

сти, центральное место занимает анализ единиц номинатив­ной системы языка с национально-культурным компонентом значения. В связи с этим особое внимание уделяется отбору тех пластов лексики, которые обеспечивают формирование поликультурной компетенции школьников.

К такой лексике относят слова, обладающие культурным концептом, который является базовой единицей культуры, ее концентратом (веротерпимость, толерантность, душа, се­мья и т.д.)

Культурный концепт выявляет специфические характе­ристики национального, религиозного видения мира, наци­онального менталитета и характера. Так, в разных культурах одно и то же слово может отличаться особенностями функ­ционирования в социуме, неоднозначно восприниматься но­сителями языка, принадлежащими к разным культурам. На­пример, этнокультурная специфика отношения к подвигу применительно к английскому, немецкому и русскому язы­кам обнаруживается в признаке способа осуществления этого поступка. Подвиг в глазах англичан и немцев сопряжен с благородством, изяществом, мудростью, умением, дей­ствием напоказ и прославленностью. По-русски подвиг не искусство, а защита родной земли ценой жизни. <...> спец­ифика отношения к чуду на материале сравниваемых языков заключается в том, что для англичан чудо - это прежде все­го нечто озадачивающее, необъяснимое и вместе с тем нео­жиданно приятное, для немцев - нечто волшебное и притя­гательное, для русских - таинственное, божественное и пре­красное.

Работа над освоением культурных концептов предпо­лагает следующие этапы: знакомство со значением сло­ва, представленным в тексте пособия; подбор синонимов; собирание цепочки слов, помогающей соединить два по­нятия; приведение примеров слов и словосочетаний, ко­торые называют ассоциации, связанные с определенны­ми словами; определение основной мысли текста, толко­вание слова с помощью контекста и составление словосо­четаний с данным словом; работа с Толковым словарем с целью определения однозначности или многозначности слова, определение одного из значений с помощью кон­текста и т.д.

Особое место при знакомстве с основами разных куль­тур занимает работа со словами-символами, позволяющи­ми познакомиться со своеобразием символики религиоз­ной культуры и светской этики. При анализе символов зако­номерно осмысление учащимися возможных причин возник­новения слов-символов. К таким словам-символам относят имена: Христос (в православии), Мухаммад (в исламе), Буд­да (в буддизме), названия обрядов: Намаз (в исламе), Ша-бат (в иудаизме); божественных книг: Библия (в правосла­вии), Коран (в исламе), Тора (в иудаизме) и т.д.

В дальнейшем усвоение языковых единиц данной группы предполагает следующие этапы: ознакомление с текстами, повествующими о конкретном языковом символе (выявле­ние взаимосвязи символа и культурных ценностей); знаком­ство со словами-символами, после которого осуществляет­ся самостоятельный поиск примеров символики, связанных с конкретными культурными традициями.

Коммуникативный подход в преподавании школьных дисциплин способен обеспечить развитие коммуникативной деятельности школьника, которая рассматривается в трех аспектах: как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности), как сотрудничество (коммуникативные дей­ствия, направленные на согласование усилий по достиже­нию общей цели, организации и осуществлению совмест­ной деятельности) и как условие интериоризации - процес­са преобразования внешней социальной и предметной дея­тельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии).

Учебный предмет «Основы религиозных культур и свет­ской этики» имеет большой потенциал для развития ком­муникативных и речевых действий учащихся, так как в силу его универсального, максимально обобщенного характера

5

предполагает активное взаимодействие учеников, сотруд­ничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д.

Одна из приоритетных задач современного образования - развитие коммуникативного потенциала личности. Комму­никативный потенциал - это комплексная характеристика личности, определяющая готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней. Наиболее важные личностные про­явления коммуникативного потенциала следующие: интен­сивность и широта круга общения, умение говорить и слу­шать, убеждать и уважительно относиться к позиции партне­ра, особенности эмоционального отклика на полученную ин­формацию, самочувствие в процессе коммуникации, уме­ние контролировать и адекватно оценивать себя как объект и субъект коммуникативной деятельности.

Коммуникативная компетентность и коммуникативные универсальные учебные действия ученика в процессе обуче­ния формируются посредством:

  • обучения содержанию предмета (знания: фак­ты, правила, понятия; понимание причинно-следственных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказа­тельств; оценка изучаемого материала);

  • развития прикладных коммуникативныхумений (задавать вопросы и отвечать на них, структурировать учеб­ный материал, планировать учебную деятельность, работать с источниками информации, оформлять и презентовать ре­зультаты деятельности);

  • развития социально-коммуникативных умений (слушать, участвовать в беседе, быть инициатором деятель­ности, дискутировать, интегрироваться и кооперироваться в деятельности, аргументировать и обосновывать);

  • личностно ориентированного аспекта учебной коммуникации (навыки общения, преодоление трудностей в общении, формирование учебной мотивации, развитие кри­тического мышления, целеполагание).

Основными формами учебной коммуникации на уроке являются монологические (выступление, рассказ, ответ, пе­ресказ, вопрос, сообщение, доклад, аргументация, крити­ка, доказательство, опровержение, выражение собственной точки зрения и т.д.) и диалогические (беседа, дискуссия, де­баты, переговоры, ролевая игра, театрализация, турнир, ин­тервью, защита проекта и др.).

Важнейшим условием успешного формирования и гар­моничного развития коммуникативной компетентности уча­щихся является наличие коммуникативно насыщенной об­разовательной среды, преодоление монологизма традици­онной образовательной системы, в рамках которой многие виды коммуникации носят характер имитационных. Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как мож­но большее количество коммуникативных ролей, оказаться в разных ситуациях общения, совершенствовать свои уме­ния в разных видах речевой деятельности и формах взаимо­действия.

Современное обучение должно строиться с учетом необ­ходимости формирования у учащихся различных коммуни­кативныхумений и навыков: умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (пол­но или частично), проникнуть в смысл высказывания - слу­шание; навыков изучающего чтения; умений ведения диа­лога и построения монологического высказывания - гово­рение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, со­ставлять план, пользоваться различными типами речи, стро­ить высказывание в определенном стиле, отбирать языко­вые средства, совершенствовать высказывание - письмо, говорение.

Перечисленные умения и навыки можно формировать, опираясь на теорию речевой деятельности, с точки зре­ния которой речь - «деятельность человека, использующе­го язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования сво­их действий и пр. Под речью понимают как сам процесс (ре-

чевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные)» (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник/Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Ме­щерякова).

В каждом виде речевой деятельности, помимо специфиче­ских для него умений и навыков, формируются и умения, об­щие для всех видов деятельности, в частности такое базисное, исходное умение, как понимание информации, - умение, кото­рое связывает в единый процесс мышление и речь.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельно­сти реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах - восприятии и воспроизведении высказыва­ния, обусловленных ситуацией общения. Созданная на уро­ке при активном привлечении межпредметных связей рече­вая среда становится стимулом для порождения речевой де­ятельности разных типов и видов. В этой деятельности, мак­симально приближенной к условиям протекания естествен­ной коммуникации, формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказы­ваний.

Следует отметить, что организация на уроке речевых си­туаций и выполнение учащимися различных видов ситуа­тивных упражнений не самоцель, а средство формирования коммуникативныхумений и навыков школьников.

^ Виды коммуникативной деятельности. Основными видами коммуникативной деятельности являются аудиро­вание, говорение, чтение, письмо.

Со всеми этими видами деятельности обучающимся предстоит иметь дело в процессе освоения курса ОРКСЭ. Основными источниками информации выступят учебные по­собия, которые будут дополнены сообщениями учителя, од­ноклассников, родителей, других взрослых (лекторов, экс­курсоводов, духовных лиц и общественных деятелей и т.п.), дополнительные источники текстовой информации.

Предметом нашего рассмотрения в соответствии с Пла­нируемыми результатами освоения междисциплинарных программ, а именно:

- адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для реше­
ния различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классификации, установле­ния аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; го­товность признавать возможность существования различ­ных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать кон­фликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, уме­ние договориться о распределении ролей в совместной де­ятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих)» (Планируемые результаты началь­ного общего образования. Серия «Стандарты второго поко­ления» / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой) являются подходы к организации работы с текстами.

Любой текст - вне зависимости оттого, художественное ли это произведение, публицистическая статья или сочине­ние, - конечный, зафиксированный на письме результат ре­чевой деятельности говорящего, отражающий особенности его сознания, т.е. способы освоения окружающего и формы их представления в ментальных и языковых структурах.

Так рассматривается текст современной лингвистикой, причем всегда в центре находится «человек деятельный». Ее центральным объектом стали автор и читатель, а централь­ной проблематикой - порождение и понимание текста с точ­ки зрения преобразований смыслов в значения (порождение)

6










и значений в смыслы (понимание) в рамках триады «сознание

- язык - мир». Предполагается, что язык не только выполняет
функцию передачи мысли, но и является средством ее форми­
рования. Язык в действии реализуется в творческой текстовой
деятельности, вплетенной в другие виды деятельности. Овла­
дение языком с таких позиций носит познавательный характер.
Создавая или воспринимая текст, человек постоянно мобили­
зует свою индивидуальную смысловую систему, включающую
различные виды знаний и верований, структурно организован­
ные в схемы, сценарии ситуаций, стереотипы и т.п. Эта систе­
ма предметно ориентирована в силу специализированное™
человеческого сознания, что обязательно выражается в содер­
жании создаваемого текста, так же как в нем реализуются об­
щезначимые стратегии и правила.

Значение любого слова всегда является результатом процесса обобщения, будучи феноменом мышления. Кро­ме того, оно представляет собой единство обобщения и об­щения, мышления и коммуникации. Именно поэтому «сло­во почти всегда готово, когда готово понятие». Но сама речь

- не простое зеркальное отражение мысли. «Она не может
надеваться на мысль, как готовое платье... Мысль, превра­
щаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не
выражается, но совершается в слове».

Из сказанного вытекает несколько выводов: речь - ре­зультат мышления и форма для выражения его особенно­стей; мышление не заканчивается, а продолжается и конкре­тизируется в речи; «путь от мысли к слову лежит через значе­ние», но абстрактное значение становится конкретным толь­ко в контексте, и тогда слово приобретает смысл, который «определяется... всем богатством существующих в созна­нии моментов, относящихся к тому, что выражено данным словом»; основа порождения - слово, хранящееся в памя­ти в свернутом виде, выступающее в высказывании и тексте знаком для смысла или группы смыслов, носителем части информации и «предметом», «который при активизации со­знания вызывает цепочку ассоциаций», осуществляет «сты­ковку» знаний говорящего со знаниями его партнера (Выгот­ский Л. С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. М., 1999).

В рассматриваемом нами контексте понятие «текст» объ­единяет самые разные знаковые системы - не только сло­весные, но визуальные изображения в виде диаграмм, ри­сунков, карт, таблиц, графиков. В связи с включением визу­альных изображений тексты принято делить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями).

Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техни­ческое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяс­нение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргумента­ция (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (ука­зание к выполнению работы; правила, уставы, законы). К не­сплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, ви­зовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (пригла­шения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

Чтение

В современном мире умение читать рассматривается гораздо шире, чем овладение собственно техникой чтения. Наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных тек­стов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и воз­можностей, для активного участия в жизни общества.

Навык чтения, безусловно, является главным и опреде­ляющим фактором успешности всего последующего обра­зования. Чтение - это сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и ком­муникативных задач: понимание (общее, полное, критиче­ское), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания и др. Чтение как деятельность определяют ме­ханизмы восприятия, узнавания, понимания, осмысления, рефлексии, антиципации и т.п.

Виды чтения

Основными типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Основными видами чтения являются:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение основ­ной информации или выделение основного содержания текста;

изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содер­жания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

выразительное чтение отрывка, например художествен­ного произведения, в соответствии с дополнительными нор­мами озвучивания письменного текста;

7

рефлексивное чтение как наиболее развитый вид чтения заключается в овладении большим комплексом умений (Кры­лова, 2007): умение предвосхищать содержание предметно­го плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать последова­тельность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; пони­мать назначения разных видов текстов; сопоставлять иллю­стративный материал с информацией текста; переносить ин­формацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы специального текста; ставить перед собой цель чте­ния, направляя внимание на полезную в данный момент ин­формацию; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения, получения и переработки полу­ченной информации и ее осмысления.

Своеобразие текстов учебника требует от учителя изо­бретательности и продуманности в организации детского чтения прежде всего на уроке. Предлагаемые учащимся тек­сты, безусловно, содержательны, познавательны и интерес­ны, но ни в коем случае нельзя превращать занятия в уро­ки чтения. Часть текстов, наиболее сложных для восприятия, можно давать лишь в пересказе учителя с фрагментарным, выборочным чтением на уроке и перечитыванием детьми дома лишь по желанию.

На уроке должно быть и «чтение-погружение». Соот­ветственно, читая древние легенды, исторические докумен­ты, литературные произведения, нужно вместе с детьми пы­таться обязательно погрузиться и в языковую среду дру­гой эпохи. И хотя язык древних источников в предложенных учебником текстах во многом осовременен, все равно он не прост для сегодняшнего школьника.

Перед учителем непременно встанет, например, такой вопрос: в какой форме организовать работу с фрагментами священных книг - Ветхого Завета, Евангелия, Корана (мо­дуль «Основы мировых религиозных культур», урок 7 «Свя­щенные книги. Тора, Библия, Коран»).

Урок 7. Священные книги. Тора, Библия, Коран

Вы узнаете:

что такое Библия и из чего она состоит;

что священная книга мусульман называется Коран.

Основные понятия

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки.

Священные книги иудаизма и христианства

Книга, в которой записано все, во что верили древние иу­деи, стала их ^ Священным Писанием. Они верили в то, что в нем сам Бог открыл людям истину. Свое Священное Писа­ние иудеи называли Танах, а те из них, кто расселился после завоеваний их государства в разных странах и говорил глав­ным образом на греческом языке, стали называть эту книгу Библией, что по-гречески означает «Книги».

Позднее Библией стали называть Священное Писание и иудеев, и христиан, потому что христиане включили в него рассказы о жизни Иисуса и его учеников. Христиане стали называть эту часть Библии Новым Заветом, а Священное Пи­сание иудеев - Ветхим Заветом.

Библия



Ветхий Завет

Новый Завет

Пятикнижие Первая ее часть называется Пя­тикнижие (в иудейской тради­ции - Тора) поскольку состоит из пяти книг В первой из них, ко­торая называется «Бытие», рас­сказывается о сотворении Бо­гом мира и человека и о жизни первых поколений еврейского народа («праотцев»). В следую­щей книге, «Исход» повествует­ся о том, как Моисей вывел на­род из Египта и заключил завет с Богом. В других книгах Пятик­нижия были записаны правила жизни верующих иудеев

Евангелия Об Иисусе Христе, основате­ле одной их мировых религий, рассказали четыре его учени­ка: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Они написали Евангелия, что пе­реводится как «благая весть». Ученики хотели донести людям благую весть о том, что Иисус -сын Бога, что он является Мес­сией (Христом), о том, чему Хри­стос учил людей. Христиане ве­рят в то, что Евангелия являют­ся Богодухновенными, потому что сам Бог вдохновил учеников Христа писать их




Пророки За Пятикнижием следуют кни­ги о дальнейшей истории ев­рейского народа, о том, как был построен и разрушен Ие­русалимский Храм, о царях и самых уважаемых людях это­го народа

Деяния апостолов Учеников Христа называли апо­столами. После смерти Иисуса они тоже стали проповедовать его учение в разных странах и частях света. Об их путешестви­ях и приключениях рассказыва­ется в книге, которая называет­ся «Деяния апостолов»

Писания

Третья часть содержит мно­го поэтических текстов и поу­чений

Послания апостолов Маленькие общины христи­ан стали возникать повсюду, где тогда жили цивилизованные люди. И первые ученики Христа писали письма этим общинам. Эти письма получили название «Послания апостолов»




Апокалипсис

Не только рассказы о прошлом содержались в писаниях апосто­лов. Они также говорили о том, что ждет человечество в буду­щем. Эта часть их писаний назы­валась «Пророчества»

Священная книга ислама. Мусульмане верят, что Бог по­сылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний - Мать Книг, которая хранится под Престо­лом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джи-бриль (Гавриил).

Как вы помните, ангел диктовал Мухаммеду священные тексты, поэтому в понимании мусульман Коран - это прямая речь Бога, обращенная к людям, которая должна быть осо­бым образом «прочитана». Именно поэтому Священное Пи­сание мусульман получило свое название, которое в перево­де с арабского означает «Чтение».

Коран разделен на 114 частей, которые называются су­рами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов. В них рассказывается о загробной жизни, о пророках, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада. В других су­рах говорится о том, как следует жить людям в мусульман­ской общине, даются предписания о том, как вести себя в семье, как выполнять религиозные ритуалы.

Это интересно

Из Ветхого Завета: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал че­ловек душею живою... И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском. чтобы возделывать его и хранить его... И сказал Господь Бог: не хорошо быть че­ловеку одному; сотворим ему помощника, соответственно­го ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека. жену, и привел ее к человеку...

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по по­добию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морски­ми, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

Это интересно

Из Евангелия. В Евангелии от Матфея рассказывается о том. как Иисус совершил последнюю вечерю (ужин) со своими са­мыми близкими учениками: «И когда они ели. Иисус взял хлеб и. благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приими-те, ядите: сие есть Тело Мое. И. взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В память об этом событии христиане совершают священнодействие, ко­торое называется Евхаристией (благодарением).

Это интересно

Из Корана: «Аллах - свет небес и земли. Его свет - точно ниша: в ней светильник; светильник в стекле; стекло - точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословен-

ного - маслины, ни восточной, ни западной. Масло ее гото­во воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает, и приво­дит Аллах притчи для людей. Аллах сведущ о всякой вещи!»

Обсудим вместе

Почему в некоторых религиозных традициях повествова­ние о Ное называется первым заветом Бога с человечеством?

Вопросы и задания

Как евреи называли свое священное писание?

Из каких частей состоит Священное писание иудеев?

Назовите создателей Евангелия.

Как называется священная книга мусульман?

Кто диктовал Мухаммаду священные тесты?

Как называются разные части священной книги мусульман?

Предложенные фрагменты текстов завораживают, очаро­вывают, в них надо вслушаться, вчувствоваться, понимаешь их не умом, а каким-то шестым чувством. Их особая стилистика, насыщенная метафоричность должны стать предметом рабо­ты чувств, интуиции. Стоит ли разрушать их таинство, музыку?

Конечно, такие тексты должен бережно, раздумчиво чи­тать сам учитель, возможно, не один раз. Многие незнако­мые слова станут понятны детям по общему смыслу, по кон­тексту. Это обязательно надо проговорить с детьми, чтобы каждый ребенок мог задать вопрос относительно непонят­ного слова. Часть слов учитель позже использует и уточнит после прочтения, а часть так и останется загадкой до луч­ших времен, до следующего прикосновения к этим источни­кам. В этом нет ничего плохого. Ведь и мы - все без исключе­ния - вряд ли можем похвастаться тем, что в совершенстве осознали глубину и значимость каждого древнего священ­ного слова. Многое в этих текстах остается тайной. Именно тайна снова и снова возвращает нас к их прочтению. Может быть, и об этом следует поговорить с нашими учениками? Их чтение-погружение должно быть направлено на более глубо­кое смысловое восприятие текста, на осмысление метафор, сравнений, осознание притчевого характера текстов.

Также, на наш взгляд, не следует увлекаться детализа­цией и при чтении историко-литературных памятников, осо­бенно религиозных. С нашей точки зрения, такие тексты, привлеченные учителем к урокам, позволят теснее связать содержание курса с отечественной историей, с настоящим.

Например, «Поучение Владимира Мономаха детям» как бы перемещает нас во времени, соединяя прошлое и настоящее:

«Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; ведь бывает, что из-за лености человек внезапно погибает».

Через «Поучение» мы видим корни многих русских тради­ций: щедрости, гостеприимства, прилежания в науках:

«Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напоите и накормите просящего...»

«Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни при­шел, простолюдин или знатный, или посол...»

«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не уме­ете, тому учитесь».

Уместно, по нашему мнению, чтение фрагментов тек­стов подготовленными учениками (при условии, что у всех остальных есть варианты на партах - текст не должен быть предложен для восприятия и осмысления только через ауди-альную модальность) с последующим чтением-погружением в него каждым учеником.

Конечно же, чтение - это стимуляция идей. Внима­тельное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взглядам на вещи.

учить пониманию сложно, но можно и нужно создать благопри­ятные условия для того, чтобы школьники овладели приемами понимания и совершенствования чтения в целом.

Читая, ученик производит анализ информации, на кото­ром основаны ее понимание и интерпретация. Читая, уче­ник устанавливает взаимосвязи между единицами текста, а затем перекодирует полученную информацию в иной фор­ме: плана, тезиса, таблицы, конспекта и т.п. Это позволя­ет осмыслить и систематизировать полученные сведения, эффективнее использовать их в дальнейшей работе. Целе­направленное обучение перекодированию информации и представлению ее в различных формах (плана, тезисов, ко­дированию информации в различных графических схемах и т.д.) должно стать одной из главных задач в работе с ней.

Словарная работа с текстом может проводиться как пе­ред чтением, так и в процессе чтения. Например, при первич­ном обращении к тексту ученику в режиме просмотрового чте­ния предлагается выделять для себя непонятные слова, смысл которых позже уясняется либо через контекст, либо в процессе коллективного обсуждения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов.

Усвоение знаний по ОРКСЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий, терминов.

Словарь терминов и понятий. Неслучайно он относит­ся к группе записей, связанных с необходимостью аналити­ческой переработки текста. Составить для себя такой сло­варь и дать точное толкование всем специальным терминам и понятиям - дело далеко не механическое.

В любом возрасте процесс овладения новой терминологи­ей, понятиями - нелегкий труд. Дети должны проявить волю и настойчивость в усвоении новых для них понятий и слов, обо­значающих эти понятия. Учитель же обязан сделать все воз­можное, чтобы увлечь детей этой работой, облегчить ее.

Учебник снабжен вынесенными за пределы основного текста словами, значение которых учащиеся должны усво­ить. Ученики скоро привыкают обращать внимание на эти слова при чтении. Однако без помощи учителя дальнейшее продвижение вряд ли будет эффективным. Прежде всего, надо хорошо организовать эту работу. Итак, за объяснени­ем значений вынесенных (а также всех других отмеченных детьми как непонятные) слов прежде всего надо обратить­ся к тексту. Второе обращение - слово учителя или сло­вари и справочники, энциклопедии. Третье обращение -знающие взрослые (библиотекарь, учитель-предметник, экскурсовод, родители, знакомые и друзья родителей и т.п.), Интернет. Четвертое (не по порядку и не по значимо­сти) - мнение одноклассников. Это может быть прямое об­ращение к источнику (узнать, выяснить, расспросить, най­ти и т.д.), а может быть косвенное (об этом ниже).

Младшие школьники и подростки, как правило, с удоволь­ствием ведут собственные словари и справочники, работать с которыми они могут, используя разноцветные ручки и флома­стеры, дополняя текст иллюстрациями. Главное здесь - нау­чить организовывать текст, учитывая и легкость поиска, и еди­нообразие изложения, и использование постоянной символи­ки цвета и количества используемых оттенков (не более 3).

Если идти косвенным путем, работа с понятиями может принять форму занимательной игры, например, при состав­лении и разгадывании кроссвордов соответствующей тема­тики, составлении ребусов.

Важно, чтобы у детей было время отгадывать кроссворд, ребусы, делиться друг с другом своими маленькими откры­тиями и при этом неоднократно проговаривать термины.

Рисунки ребусов




^ Условия организации эффективного обучения чтению

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и прие­мами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущ­ность его состоит в том, чтобы понять идею произведения, за­мысел его автора, взаимосвязи и взаимозависимости явле­ний и событий, причинно-следственные связи героев или объ­ектов, почувствовать эмоциональный настрой и красоту язы­ка, если рассматривается художественное произведение. На-

9




На уроке работа с кроссвордом, ребусами может быть организована в группах, коллективно. Заполнив кроссворд на доске, дети обязательно должны прокомментировать слова, которые вызвали наибольшие затруднения.

Возможно появление кроссворда на уроке как продук­та коллективного творчества учителя и учеников. Учитель в этом случае подбирает слова, переплетает их в замыслова­тую фигуру-и этот «полуфабрикат» приносит детям: «Кросс­ворд почти сделан, но не хватило времени дать правильные толкования каждому слову. Не хотите ли помочь?» Или нао­борот: «Есть значения слов, на пересечении которых «спря­тано» важное понятие. Попробуйте его найти».

В такой работе оттачивается детская речь, возникает хоро­ший деловой азарт, лучше идет усвоение учебного материала.

Игровая форма работы может быть использована, напри­мер, и тогда, когда, например, перед чтением статьи учебника о том, что такое род и семья (модуль «Основы светской этики», урок 16), дети получают задание попробовать дать свое толко­вание этим словам. Многообразие вариантов значений позво­ляет учителю задать вопрос о том, какие значения использова­ны авторами учебника в материале статьи.

Работу над терминологией можно проводить также в виде упражнений логического характера, например, пред­ложить детям продолжить цепочку слов:

а) Масленица, Троица...;

б) Талмуд, Коран...

Наиболее трудные для осознания категории надо свя­зать с конкретными жизненными примерами, которые помо­гут не только лучше уяснить сущность, но и выстроить логич­ный ответ на уроке. Здесь может помочь символика опор­ных конспектов:

Моральный выбор. Ситуация морального выбора (мо­дуль «Основы светской этики»; урок 9)



^ Ситуации морального выбора




оставить комментарий
страница1/8
Дата07.12.2011
Размер5.92 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх