Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании типовой программы для общеобразовательных школ Б. Н. Неменского, М. Просвещение 2006 г icon

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании типовой программы для общеобразовательных школ Б. Н. Неменского, М. Просвещение 2006 г


3 чел. помогло.
Смотрите также:
На рмо учителей изо типовой программы для Директор школы: г общеобразовательных школ Матвиенко А...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству 5, 6...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 8 класcов...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 8 класcов...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе примерной...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству умк «Гармония» Разработчики: Теребилова...
Программа курса Изобразительное искусство 5-9 класс Автор программы: учитель изобразительного...
Рабочая учебная программа изо для основного общего образования 5 9 классы...
Рабочая программа по предмету Дизайн и архитектура в жизни человека для учащихся 8 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов основного общего...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
«Рассмотрена» «Согласовано» «Утверждаю»

На ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы:……………...

«…..»……………2011 г. ……… Закирова .Г Галеев. В.Г, «……..» …………………2011 г. «……»………………..2011 г.

Руководитель ШМО:Ахмадуллина А.Д.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Составлена на основании типовой программы для общеобразовательных школ Б.Н.Неменского, М. Просвещение 2006 г.

5,6,7,8,9 классы.


Разработчик рабочей программы:

Учитель ИЗО

Василова Г.Г.



  1. ^ Пояснительная записка.

Модифицированная программа, разработанная на основе программы Б.М. Неменского ИЗО 5,6,7,8,9 классы на 34 годовых часа. М. «Просвещение», 2006 год.

^ Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.



Задачами курса являются:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.


^ Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продлённого дня и на факультативах.


^ Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.


^ Общая годовая тема 6,7 классов «Изобразительное искусство в жизни человека».

6 и 7 классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


^ Общая годовая тема программы 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).


^ Общая годовая тема программы 9 класса «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)»

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.


^ Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Задачи художественного развития учащихся в 5 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:

- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.

- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.

^ Формирование художественно-творческой активности:

- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;

- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.

^ Формирование художественных знаний, умений, навыков:

1 год обучения (5 класс)

Учащиеся должны понимать:

  • значение древних корней народного искусства;

  • связь времён в народном искусстве;

  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • особенности народного (крестьянского) искусства Удмуртии;

  • знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):

  • уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

^ Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

^ Формирование художественно-творческой активности личности:

- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

^ Формирование художественных знаний, умений, навыков.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся должны знать:

  • особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

  • основные жанры изобразительного искусства;

  • известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;

  • о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства, Удмуртии, родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

  • выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

  • в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

  • пользоваться различными графическими техниками

  • оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

^ Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.

^ Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Задачи художественного развития учащихся в 8 классе

4 год обучения (8 класс)

Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

^ Задачи художественного развития учащихся в 9 классе

5 год обучения (9 класс)

Учащиеся должны:

  • освоить элементарную азбуку фотографирования;

  • уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

  • усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

  • быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

  • расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

  • обращение к практике синтетических искусств современности;

  • освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

  • включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).



  1. ^ Календарно-тематическое планирование. 5 класс

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека»

1 четверть

«Древние корни народного искусства»

9 часов

1




1

Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы.

Традиционные образы, память народа, представления о мироздании.

^ Рисунок чаши для воды. Орнамент. Символы. Акварель, фломастер


Древние образы (солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни)


Набор плакатов. ДПИ

2




1

Дом-космос. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Коллективная работа «Деревня»

Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, подчёркивание формы и конструкции узором.

^ Перспектива сельского деревянного дома, карандаш, акварель.

Линейная перспектива.

Значение древних корней народного искусства.

Единство формы и декора деревянной избы.

Н.П. Костерин. «Учебное рисование»

Стр. 137.

Крестьянская изба 1-го типа.

Альбом. «Деревянная резьба Тюмени»

3




1

Единство формы, конструкции, декора в народном жилище. Причелины. Полотенца

Подчёркивание формы и конструкции узором.


^ Изготовление модели «Избушка»

Особенности народного искусства Удмуртии. Интерьер, перспектива.


Каталог «Удмуртия».

И.Б. Шешко

Стр. 52,55. Построение рисунков прямоугольной формы в угловом положении.

4




1

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Русские прялки.

Культура быта, культура труда народа, культура человеческих отношений.

Подробное рассмотрение различных предметов народного быта.

^ Рисунок прялки с образами-оберегами

Роспись русских прялок. Основные элементы прялки. Прялка и её значение в жизни крестьянской семьи.


Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 59.

Северодвинская роспись.

Набор ДПИ.

5




1

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Полотенце.

Импровизации на тему древних образов. Поэтическое восприятие мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года и т.д.

^ Полотенце, аппликация, вырезка

Символика орнамента.

«В русской избе».

Композиция, функциональность, декоративность

Журнал «Искусство»

М.п. для учителя.

6




1

Древние образы в декоре жилища и предметов народного быта. Национальная вышивка и ткачество Удмуртии.

Знакомство с культурой южных и северных удмуртов. Особенности национальной вышивки и ткачества

Ковёр.

Особенности ткачества. Символы, обереги. Знаки.

Каталог «Удмуртия»

Просмотр иллюстраций.

7




1

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»

Беседа об интерьере русской избы. Знакомство с её жизненно важными центрами, кругом предметов быта и труда, включённых в это пространство.

^ Эскиз «Интерьер крестьянской избы с печью»

Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

Символика орнамента, обереги.

Особенности народной мебели, предметов быта.

И.М. Сокольникова «Основы композиции» стр. 58

М.п. для учителя стр. 35


8




1

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»

^ Лепка предметов мебели. Композиция «В крестьянской избе». Макет внутренней обстановки русской избы.


Красный угол. Сундук. Лавка. Полотенце. Посуда.

М.п.для учителя . стр. 39

9




1

Современное повседневное декоративные искусство. Что такое дизайн.

Беседа о повседневном декоративном искусстве и его место в жизни человека

^ Дизайнерский проект любой комнаты своего дома.

Дизайн, как новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности.

Презентация.

2 четверть

Связь времён в народном искусстве

7часов

10, 11




2

Древние образы в современных народных игрушках.

Личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей. Содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства. Беседа о старинном и современном народном декоративном искусстве.

^ Дымковская игрушка. Лепка. Роспись

Промыслы России.

Дымковская игрушка.

Эльмир Котляр «Две гармошки – два Тимошки»

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 49

Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 20.

12




1

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Уроки искусства и ремесла. Гжель.

Особенности промысла. Форма и роспись посуды.

Своеобразие художественного языка.

Цветовая гамма.

Набор плакатов «Гжель»

Н.П. Костерин «Учебное рисование»

стр. 123

13




1

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостовские подносы.

Элементы промысла, история, разнообразие форм, язык кисти.

^ Проект-импровизация по мотивам Жостовского промысла.

Исторические особенности промысла. Элементы росписи (цветы, вязь, листики, ёлочки, травки, дождичек, рожочки и др.)

Н.П. Костерин «Учебное рисование»стр.119.

Набор плакатов «Жостово».

Альбом «Жостовская роспись»

14




1

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

Хохломская роспись.

Жизненный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь.

Гармонизация композиции.

Жизнерадостный колорит, цветовой ритм, цветовая доминанта.

Особенности вырисовки травки, маковки, ягодки, яблочка, винограда и т.д.

Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр. 115.

Цветная таблица № 4

Посуда.

15




1

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни.

Искусство Городца. ^ Роспись разделочных досок

Работа с пятна, с постепенного моделирования формы цветом. Композиционное расположение предметов. Пропорции, цветовое сочетание.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 50

И.Б. Шешко стр. 70

Альбом по ИЗО «Городецкая роспись»

16




1

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Урок-игра.

Загадки, поговорки, потешки, куплеты, стихи «Балалаечник на рыбе»

^ Каргопольская игрушка.

Промыслы России. Знание народных поговорок, загадок, потешек, выставка детских рисунков ДПИ, национальные традиции.

М.п.для учителя стр. 54

3 четверть

Декоративное искусство в современном мире.

10 часов

17




1

Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм.

Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве . Импровизация по мотивам старинной праздничной одежды. Условные обозначения растений, цветов, веток и т.п.

^ Ансамбль русского, удмуртского женского и мужского костюма для северных и южных территорий

Колорит и основной характер костюма. Выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения.

Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»

Журнал «Искусство» Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр.13, 63.

Презентация Губайдуллина И.А.

18




1

Нарядная праздничная одежда. Головной убор.

Композиция узоров основана на обращении к солнцу, звёздам, птицам.

Ленты, затканные бисером, символизируют дождь.^ Проект-импровизация в русле образного языка народного искусства. Павловский платок.


Формы и правила ношения головных уборов.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 62

«Павловский пасад»

Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр 106. Виды орнамента.

19




1

Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме.

Беседа. Куклы-богини, духи природы, хозяйки, обереги – жертвенные души, духовные пленники человека. Народная кукла - значимый элемент народной культуры.

Кукла-идол.

Колодийный обряд.

М.п.для учителя стр. 80

20




1

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

Беседа о вышивке как виде народного творчества. Культовое значение элементов орнамента. Украшение костюма – не простая забава.

^ Орнамент в полосе. Изображение птиц. Птица – вестница неба, женское начало.

Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.

М.п.для учителя стр 88

21




1

Русский костюм и современная мода.

Беседа о месте традиционного русского национального костюма в современной моде.

^ Исполнение эскиза образца модной одежды, в котором определяется колорит и основной характер костюма.

Конструкция, декор, цветовое сочетание.

Журналы мод. Каталоги и презентации «Народная праздничная одежда»

22




1

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении. ^ Масленица. Иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка»

Сырная неделя.

М.п. для учителя стр. 94.

Русская народная сказка «Снегурочка»

23




1

Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод»

^ Иван-купала. Веночек. Аппликация.

Языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Огонь. Вода.

М.п. для учителя стр. 96

24




1

Народные промыслы родного края

^ Экскурсия в краеведческий музей г. Сарапула. В музей ДПИ г. Ижевска

Разнообразие промыслов. Перечень. Характер и приёмы изготовления.

Каталог «Удмуртия»

25,26




2

Красота земли родной. Обобщающий урок-путешествие.

^ Как показательное занятие в рекреации школы. Выставка кружковцев, выставка рисунков и изделий мастериц школы и деревни. Театрализованное представление учащихся.







4 четверть

Декор - человек, общество, время.




27




1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта.

^ Декоративная работа по мотивам древнеегипетских шейных украшений

Ускх – воротник-ожерелье.

М.п. для учителя стр.121. работы учащихся. Журнал «Юный художник»

Мифы Древнего Египта.

Газета «Искусство»

28




1

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи древней Греции.

Беседа об истории культуры Древней Греции, костюме и орнаментах этого периода. Самый известный геометрический греческий орнамент – меандр.

^ Костюм эпохи Древней Греции.

Костюм, символика. Цвет. Хитон, гиматий, хламида, диплоидий…

Учебник по истории древнего мира, 5 класс.

М.п. для учителя стр.125

29




1

Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика

Предметы декоративно - прикладного искусства Древней Греции.

^ Чернофигурные или краснофигурные греческие вазы.

Греческие вазы: краснофигурные и чёрнофигурные. Форма, орнамент.

Вазопись. Амфоры, кратеры, килики, гидрии, лекифы.

Н.Н. Ростовцев «Методика преподавания ИЗО в школе», стр. 72

Краткий словарь стр. 8

30




1

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Беседа о значении одежды и основных элементах костюма в эпоху Средневековья.

^ Костюм эпохи Средневековья.

Различные социальные группы в определённые периоды развития общества. Влияние мировоззрения и условий жизни людей разных стран и разных эпох на образный строй произведений декоративного искусства.


Презентация «Готика»

31




1

Символика цвета.

Смена художественных стилей. Стилевое единство декоративного искусства.

^ Витраж. Фломастеры. Живая линия. Заливка цветом, гуашь.

Улица средневекового города. Архитектура средневековья. Особенности художественного языка классического декоративного искусства – тонкие переходы одного цвета в другой, цветовые нюансы, усложнённый характер линейных очертаний, утончённое переплетение растительных элементов.

Собор Шартре. Стр. 14 Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»

Журнал «Юный художник»

32




1

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Символический характер языка декоративного искусства особенно проявляется в гербах, флагах, эмблемах.


^ Герб ремесленного цеха на материале средневековья

Символика цвета в классической геральдике (золото – знатность, богатство; серебро – невинность и доброта; красный цвет – храбрость; зелёный – надежда; чёрный – мудрость и печаль.

История средних веков.

Журнал «Моя игрушечка»

Журнал «Наука и жизнь»

33




1

Значение эмблематики в определении места человека или группы людей в обществе.

Символика в наши дни. Символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов.

Эмблема своей семьи.

Как читать эмблемы.

Из истории геральдики.

Журнал «Моя игрушечка»

История герба своей семьи.

34




1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщающий урок-викторина.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов»

М.п.для учителя стр 156

35




1

Заключение.










  1. ^ Календарно-тематическое планирование. 6 класс

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Изобразительное искусство в жизни человека» 34 часа.

1 четверть

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

9 часов

1




1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

^ Урок-лекция с показом репродукций.

Виды ИЗО.

Язык художественной выразительности изобразительных видов искусства

Живопись, графика, скульптура.

Композиция, линия, ритм, пятно, цвет, форма, объём, пространство, фактура.

И.В. Шешко, стр. 42

Н.П. Костерин, стр. 57, таб. 1

«Школа ИЗО», стр 26.

2




1

Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности

-рисунок – основа мастерства художника

-значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора, архитектора, художника декоративно-прикладного искусства)

-рисунок – способ познания окружающего мира

^ Упражнения стр.30-39 И.Б. Шешко

Рисунок железной дороги.

Линия, штрих, тон – основные средства выразительности в рисунке

И.Б. Шешко

стр.30-39

Перспектива, тон

Наблюдательная перспектива.

Картинная плоскость.

Предметная плоскость.

Главная точка схода.

И.Б. Шешко стр. 43

Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания ИЗО в школе» стр. 137

3




1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

4




1

Объём – основа языка скульптуры.

Объём, трёхмерность – основа языка скульптуры.

Отличие скульптуры от других видов ИЗО.

- лепка головы человека, пропорции, эмоции.

Способы выполнения скульптуры (высекание, лепка, отливка, вырезание).

Материал (глина, пластилин)

Н.П. Костерин, стр. 179

ИЗО «Основы рисунка» 5-8 кл.

Стр. 35

5




1

Объём – основа языка скульптуры

Определение пропорций фигуры человека.

- лепка фигуры человека с передачей разных состояний

Виды (монументальна, станковая, декоративная) и жанры (портретн., бытовой, исторический, анималистический) скульптуры

Н.П. Костерин, стр. 196

ИЗО «Основы рисунка», стр. 36

6




1

Чёрное и белое – основа языка графики

Отношение чёрных и белых пятен, их ритм – способ решения задач.

^ Пейзаж настроения, 3-4 плана, светотень.

Основы языка графики – тон, пятно, линия, точка.

Линия плавная, округлая; светотень равномерная, спокойная

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 15

7




1

Цвет. Основы цветоведения.

Нюансы тона в передаче пространства (плановость) и эмоциональность состояний.

^ Пейзаж в суровом, грозном, напряжённом настроении.

Передача тоновой растяжки.

Линия и светотень резкие, напряжённые.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 54

8




1

Цвет – основа языка живописи.

Роль фактуры в решении творческих и учебных задач. Соотношение тона и цвета. Мазки – пастозный, лёгкий, прозрачный, мазок по форме.

^ Фактурный ствол дерева и осенняя листва пастозным мазком.

Гармония тёплого цвета с различными его смесями.

Гармония холодного цвета.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 63

9




1

Цвет – основа языка живописи.

Локальный цвет и цвет богатый нюансами. Насыщенность цвета и его образное звучание.

^ Передать впечатление водной ряби, впечатление от цветущей сирени, вишни, яблони.

Сближенная гамма, мазок типа «точка - кирпичик», «наклонная штриховка»

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 20

2 четверть

Мир наших вещей. Натюрморт.

7 часов

10




1

Реальность и фантазия в творчестве художника. Выразительные средства и правила изображения.

История возникновения жанра натюрморта как самостоятельного жанра. Виды ИЗО, в которых существует этот жанр. Роль композиции, одного из важнейших средств выражения в натюрморте.


Заполнение листа, равновесие и движение.

Пропорции предметов, характер формы.

И.Б. Шешко

Стр. 61.

Н.П. Костерин

Стр 91.

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 79.

11




1

Изображение предметного мира – натюрморт.

Натюрморт как часть картины. Предметы, характеризующие человека и время, отражённое в произведении изобразительного искусства.

^ Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, например кухонной утвари. Краски.

Свет: освещённость как средство выражения настроения, состояния.

Выделение смыслового центра при помощи освещённости.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 38

12




1

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Схема натюрморта.

Заполненность листа.

^ Фломастеры. «Фрукты»

Локальный цвет.

Декоративность.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 34. «Основы композиции» стр. 38

13




1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

Натюрморт в тиражной графике. Различные графические техники, в которых может быть выполнен натюрморт.

^ Правила объёмного изображения геометрических тел.

Особенность языка. Значение линии, пятна, тона. Выразительность скупого языка чёрного и белого.

Схемы выделения акцентов композиции.

Журнал «Юный художник»

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 53

14




1

Освещение. Свет и тень.

Симметрия и асимметрия в композиции натюрморта.

^ Карандашный рисунок асимметричной композиции «Нарцисс», «Тюльпаны»

Штриховка.

Симметрия и асимметрия.

Выразительность линии.

Фактура. Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс. Падающая тень.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 27, 31. Стр 77 -

«Основы рисунка»

15




1

Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник.

^ Композиция с натуры «Школьные принадлежности»

Компоновка предметов, выбор освещённости, подбор цветового решения.

Школьные принадлежности.

ИЗО «Основы композиции» стр 29

16




1

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и собственный цвет предмета Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Фламандский и голландский натюрморт.

«Цветы и бабочки», гелиевая паста, работа по сырому листу.

Композиция и образный строй в натюрморте, ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.




3 четверть

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.


10 часов

17




1

Образ человека – главная тема искусства

Выявление общего между жанрами – чтобы художник ни изображал, он это делает ради выражения своего отношения к изображаемому.

История возникновения жанра портрета как самостоятельного жанра.

^ Урок-лекция. Просмотр СД-диска «Музеи мира»

Жанра портрета во всех видах ИЗО (скульптуре, живописи, графике)

Фаюмский портрет, древнеримский портрет.

Разновидности портретного жанра: характерный, парадный, психологический, автопортрет.

ИЗО «Понятийный справочник»

Работы школьников.

Н.П. Костерин стр 170.

18




1

Конструкция головы человека и её пропорции

Портрет – документ эпохи, воссоздающий облик и характер людей, но это не всегда отношение к нему автора. Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части.

Подвижные части лица, мимика.

^ Портрет писателя. Карандаш.


Рисование головы человека.

Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.


ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр.142

19




1

Изображение головы человека в пространстве

Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа.

Поворот и ракурс головы. Объёмное конструктивное изображение головы.

ИЗО 6 класс. Поурочное планирование стр. 148

20




1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Композиция и цвет – средства выразительности портретной живописи. Индивидуальные особенности, характер, настроение.

^ Портрет защитника родины. Эпос, история Родины.

Линия горизонта.

Точка зрения. Расположение на листе. Линия и пятно. Колорит.


Журнал «Моя игрушечка».

«Корни»

П. Корин. Александр Невский.

21




1

Портрет в скульптуре

Просмотр и анализ репродукций, слайдов скульптурных произведений.

Выразительные возможности скульптуры.

^ Скульптуры «Литературный герой».

Герои одного произведения.

Литературный герой – не конкретный человек, а собирательный образ.

Подчёркивание и утрирование некоторых черт. Пластилин, стеки, приспособления для лепки, каркас, плинт.

Программный материал по литературе.

Библиотечный

Конкурс. Н.П. Костерин. «Учебное рисование»

Стр. 190-200

22




1

Сатирические образы человека.

Портрет – изображение конкретного человека с неповторимым обликом и характером. Портрет-характер. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж

^ Портрет соседа по парте. Работа с натурой. Акварель.

Изображение сатирических образов литературных героев. Отбор деталей и обострение образа. Завершение работы – обобщение формы.

ИЗО «Понятийный справочник».
журнал «Юный художник»

23




1

Образные возможности освещения в портрете

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия.

^ Портрет девочки в фас, профиль, три четверти. Карандаш.

Рисунок карандашом.

Уточнение пропорций лица.

Светотеневая моделировка формы – создание образа. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения.

«Чародеи света»

Рембрандт Харменс Ван Рейн.

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 80.

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник», стр. 29


24




1

Портрет в живописи

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.

Портрет в мажорной гамме, тёплые тона. Выражение настроения.

^ Портрет девочки. Гуашь.

Прокладка основного цвета.

Прорисовка деталей.

Образная характеристика девочки.

Соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

ИЗО «Основы живописи»

Стр. 57.


25




1

Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи)

ИЗО 6 класс. Поурочное планирование

Стр. 189

26




1

Великие портретисты (Обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.


Галерея образов. Портретисты. Приложения к журналу «Крестьянка». Рефераты школьников.

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник»


4 четверть

«Человек и пространство в изобразительном искусстве»



8 часов

27




1

Жанры в изобразительном искусстве.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи.

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196

28




1

Изображение пространства.

Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции.

Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 199

29




1

Правила линейной перспективы.

Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Уменьшение и удалённых предметов – перспективные сокращения.

«Архитектурный пейзаж»

Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода.

Законы линейной перспективы.


ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 212

И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 115

30




1

Правила воздушной перспективы.

Виды ИЗО, в которых прослеживается пейзаж. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности.

^ Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной перспективы.

Композиция

Воздушная перспектива,

Колорит. Гуашь с ограниченной палитрой.

И.Б. Шешко «Построение и перспектива рисунка» стр. 90.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 196

31




1

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. Колорит как средство решения образа пейзажа, как одно из ведущих средств выразительности.

Значение колорита в разные исторические периоды развития жанра пейзажа.

^ Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки».

Эпический и романтический пейзаж Европы. Роль выбора формата. Высота горизонта. Пейзажный жанр (героический, романтический, реалистический).

Гамма минорная, мажорная.

Классицизм, романтизм, импрессионизм.

Н.П. Костерин

Стр. 139

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 220

32




1

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток.

^ Монотипия. Граттаж –«Летний луг»

Значение линии, пятна.

Роль колорита в пейзаже. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень.

ИЗО 6 класс поурочное планирование стр. 230

33




1

Городской пейзаж.

Понимание красоты природы художниками разных исторических периодов. Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве 20 века.

^ Работа над графической композицией «Городской пейзаж»


Ритмическая организация листа,

- воздушная перспектива,

- колорит.

- линия горизонта,
- пространство.

И.Б. Шешко

Стр. 90

ИЗО «Основы рисунка»

Стр. 53

6 класс стр. 238.

34




1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Построение пространства как средство решения образа пейзажа. При изменении понимания прекрасного в природе изменяется построение пространства.

^ Открытый и закрытый пейзаж.

Выразительность высокого и низкого горизонта.

Роль тона и цвета в изображении пространства.

ИЗО «Основы композиции»

Стр. 7

6 класс стр. 248

35




1

Заключение.













  1. ^ Календарно-тематическое планирование. 7 класс

№ урока

Дата прове-дения урока

Кол.

часов

Тема урока


Содержание урока

Знания, умения, навыки

Используемая литература, наглядный и раздаточный материал для учителя и учащихся

«Изобразительное искусство в жизни человека»

1 четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

9 часов

1




1

Изображение фигуры человека в истории искусства

Человек как высшая ценность нашего общества. Человек – главная тема в искусстве. Искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в различные исторические эпохи.

Урок-лекция.

В мастерской художника.

Художественное мышление.

Пластика, рельефы, динамика, живопись.

Школа изобразительного искусства, стр.76.

В.И. Ракитин «Искусство видеть»

Стр. 44.

2




1

Пропорции и строение фигуры человека.

Пропорции фигуры человека.

Постановка фигуры. «Рисовать – значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего…» Н.Н.Ге.

^ Канон пропорций С. Боттичелли.

Аппликация

Пропорциональный канон.

Модуль – высота головы человека.

Золотое сечение.

А.К. Щеголихина «Рисунок» стр. 71.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы рисунка» стр 33

3




1

Красота фигуры человека в движении.

Скульптура малых форм.

Мелкая пластика.

^ Статуэтки из глины.

Особенности подвижной натуры.

Н.П. Костерин «Учебное рисование» стр.189

И.Б. Шешко стр.100

4




1

Изображение на плоскости фигуры человека.

Значение различных точек зрения на скульптуру при её восприятии.

Особенности работы от общего к частному.

Рисование простым карандашом.

^ Рисование головы.

Линия, тоновое пятно, характер штриха.

Избирательность нашего зрения.

Основные линии построения.


А.К. Щеголихина «Рисунок», стр. 75

Н.П. Костерин, стр. 201

5




1

«Великие скульпторы»

Личность художника, целостность его представлений о красоте человека.

Скульптура: идеал и чувство реальности.

Декоративное и монументальное искусство.

В.И. Ракитин «Искусство видеть», стр. 27, 31.

6




1

Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

Схематический рисунок. Геометризованная фигура. Сравнение частей фигуры друг с другом. Величинные отношения между ними.

Применение пропорциональных схем. Деталирование рисунка.

Светотени. Покрытие основных цветовых пятен. Выявление тональных отношений.


ИЗО «Основы композиции»

Стр. 49.

7




1

Набросок фигуры человека с натуры.

Глазомер, ассоциативно-образное мышление.

^ Рисунок соседа по парте.

Набросок и техники его выполнения. Пластическая анатомия человека.




8




1

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

Рисование на свободную тему. Соединение пейзажа с фигурой человека.

^ Настроение дня.

Чувство, состояние, место, персонаж.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы живописи» стр. 15

9




1

Мир интересов человека.

Коллективная работа.

^ Город мастеров.

Рисунки предыдущих уроков, коллаж.

Композиция из разнообразных материалов и природных форм.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 44

2 четверть

«Поэзия повседневности»

7 часов

10




1

Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Процесс создания картины. История возникновения голландской живописи. Жанры изобразительного искусства

Урок-лекция.

Обобщение.

Целостность изображения. Композиционный центр.

Жанр. Сюжет. Бытовой жанр.

Г. Семеров «Пути к искусству» стр. 48

Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» стр. 91

11




1

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

«Урок конференция».

Малые голландцы обобщённое название голландских художников, мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта.

Ян Вермер и делфтская школа живописи. Бытовой и исторический жанры.

ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 70

12




1

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Сюжет и содержание в картине.

Картина – взгляд художника на мир, отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов и П. Федотов

Жанр, сюжет, бытовой жанр. Сюжетная композиция. Организация картинной плоскости.

Н.П. Костерин. Учебное рисование. Стр. 31.

ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 77

13




1

Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Роль колорита в раскрытии художественного образа. Значение цвета в выделении смыслового центра. И.П. Репин, И.Н. Крамской, В.Г.Перов. Значение деятельности П.М. Третьякова

^ Последовательность рисования дерева в тёплом колорите.

Передача цветом пространства.

Цветовые отношения. Выступление детей о художниках-передвижниках.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы живописи» стр. 45, 63.

«Крестьянка». Вкладыши «Третьяковская галерея»

14




1

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

Роль сюжета в решении образа. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника.

Юрий Гагарин, говоря о красоте вселенной, сказал: «Необычно, как на полотнах Рериха!»

^ Творчество Н.К. Рериха

Горный пейзаж.

Роль живописно-пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет, пространство, фактура)

В.И. Ракитин «Искусство видеть» стр. 31.

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 109.

15




1

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Творчество Леонардо да Винчи.

Эскиз как переходный этап при создании композиции.

Нет предела знаниям.


Композиция. Замысел работы, эскиз

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 5

Журнал «Крестьянка» -вкладыш «картинная галерея»

16




1

Творчество Ф.А.Васильева.

Глубок смысл природы.

^ Новые техники рисунка. По-сырому.

Пейзаж «Весеннее утро».

Композиционное размещение на листе.

Прокладка основного цвета.

Использование приёма «вливание цвета в цвет».

Дорисовка по сухому слою краски.

А.Д. Алёхин Когда начинается художник» стр. 70

Журнал «Крестьянка» вкладыш – «Третьяковка»

ИЗО «Основы живописи» стр. 53

3 четверть

«Великие темы жизни»

10 часов

17




1

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Станковое искусство. Отношение художника к разным явлениям жизни.

Урок-лекция

Замысел обретает форму. Исторический жанр, сюжет, форма.

В.И. Ракитин «Искусство видеть», стр. 55

18




1

Тематическая картина в русском искусстве 19 века. Сложный мир исторической картины. Творчество В.И. Сурикова

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества.

Урок-лекция.

Ценность для человечества личностного видения исторических событий.

«Крестьянка» - коллекция.

СД-диск «Шедевры русской живописи».

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр. 59.

19




1

Сложный мир исторической картины

Выбор волнующей темы для графической серии. Обсуждение.

^ Эскизы по выбранной теме для всего класса.

Композиция.

Базовые принципы композиции.

Замкнутая и открытая композиция.

Несколько планов.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 7

20




1

Графические серии.

Серия «Это не должно повториться», просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»


История возникновения графических серий.

Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Журнал «Крестьянка», коллекция, графические серии.

21




1

Зрительские умения, и их значение для современного человека.

^ Эссе «О чём мне рассказал художник»

Композиция. Композиционные средства и приёмы: многоплановая композиция, формат, размер, колорит, живописная фактура, центр композиции, выделение главного, свет и цветовой контраст, жест, мимика, тень, ритм.

Н.П. Костерин «Учебное рисование». Стр.201.

ИЗО 7 класс, поурочное планирование стр. 122.

22




1

Великие темы жизни в творчестве русских художников.

Сложный мир исторической картины.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины.

^ Просмотр СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа.

7 кл. стр 131. ИЗО Н.М. Сокольникова «Основы композиции» стр.17.

СД-диска «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

23




1

Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»

И.Я. Билибина. Иллюстрации к сказкам.

В. Васнецов. Фольклорно-исторические картины.

«Что за прелесть эти сказки!»

Ясно читаемая композиция.

Распределение масс.

Чередование тёмных и светлых пятен.

Сюжетно-композиционный центр.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Основы композиции»

Стр 8, 15 Н.П. Костерин «Учебное рисование». Таб.11

24




1

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь.

Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына».

Чародей света.

Контраст.

Цельность композиции.

Ритм, движение, покой.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 23

А.Д. Алёхин «Когда начинается художник» стр29.

25




1

Историческая тема в живописи.

Передача симметрии и асимметрии в композиции.

Передача равновесия.

^ Уравновешенная композиция.

Симметрия – покой, величественность, особая торжественность, значимость событий.

Н.М.Сокольникова ИЗО «Основы композиции» стр. 27,30

26




1

Художественные музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Знакомство с коллекциями картин. Отличия галереи от музея.

^ Викторина «Знакомые картины и художники»

Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Дрезденская картинная галерея, музей Прадо, Лувр, кунсткамера.

Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»

7 класс стр. 174

4 четверть

«Реальность жизни и художественный образ»

8 часов

27




1

Плакат и его виды. Шрифты.

Особый вид графики. Виды оформительской работы. Роль текста в плакате.

^ Выполнение эскизов. Композиционное решение плаката. По теме «Экология жизни»

Учебный иллюстративный плакат.

Плакат - схема.

Брошюра «Оформительские работы».

Н.П. Костерин. Стр. 228.

28




1

Плакат.

^ Оформление плаката надписью.

Шрифты (гротеск, египетский, ленточная антиква, итальянский, новая антиква, стандартный, трафаретный).

Борисов «Как оформить выставку» стр 76. Н.П. Костерин, стр. 220.

29




1

Плакат.

Просмотр компьютерной программы Word, шрифты, работа с текстом.

^ Компьютерный рисунок с текстом.







30




1

Книга.

Отличие книжной графики от других видов графики. Обдумывание характера оформления книги в соответствии с выбранной темой.

^ Просмотр книг. Выбор темы. (Подарок для детского сада)

Книжная графика.

Миниатюра.

Часть издательского дела.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 19,36

31




1

Книга. Обложка.

Особая смысловая нагрузка обложки. Суперобложка. Средства выразительности обложки, лаконичность, декоративность.

^ Обложка для своей книги.

Переплёт.

Иллюстративная обложка, декоративная обложка, шрифтовая обложка.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 51.

Н.П. Костерин, стр. 235.

32




1

Книга. Титул.

^ Рисунок для своей книги.

Форзац, авантитул, контртитул.

Titulus – надпись, название.

Н.М. Сокольникова ИЗО «Краткий словарь художественных терминов» стр. 75

33




1

Книга. Шрифт.

Буквица, орнаментика шрифта и его читаемость.

^ Выполнение буквицы для своей книги.

Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Рисунок букв-иероглифов. Буквица и её роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления.




34




1

Обобщающий урок.

Тест по ИЗО




Программа стр. 109.

35




1

Заключение.













оставить комментарий
страница1/2
Дата07.12.2011
Размер0,57 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх