Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003 icon

Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки Томск 2003


Смотрите также:
Учебные программы курсов по выбору по биологии, географии, физике и химии Томск 2003...
Учебные программы курсов по выбору по биологии, географии, физике и химии Томск 2003...
Программы и содержание курсов по выбору (элективных курсов для предпрофильной подготовки в 9-х...
Название программы Автор Кол-во часов Школа...
Программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки в 9-ых классах (химия)  ...
Курсы по выбору на ступени предпрофильной подготовки (9 класс)...
Элективный курс Задачи с модулями и параметрами (в рамках предпрофильной подготовки для учащихся...
Программа курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов «Знакомство с html»...
Курсы по выбору и элективные курсы...
Программа избранные вопросы математики (квадратные уравнения...
Элективный курс Медианы в треугольнике (геометрия 9 класс; 12 часов...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «эксперимент в естественных науках»...



Загрузка...
скачать
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ


Учебные программы курсов по выбору для

предпрофильной подготовки


Томск 2003


Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. Учебные программы курсов по выбору для предпрофильной подготовки.– Томск, ТОИПКРО. - 2003.


Данные материалы могут быть полезны для организации курсов по выбору для предпрофильной подготовки


Под редакцией:

доцента, канд. физ.- мат. наук А.И. Купцова;

доцента, канд. пед. наук Л.Н. Дударевой.


Рекомендовано к изданию:

Учебно-методическим советом Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

(решение от «17» декабря 2003г.)


©ТОИПКРО,2003

^ Жития русских святых – родники духовности и культуры

(Программа спецкурса по выбору для предпрофильной

подготовки)


Т.А. Тужикова

^

Пояснительная записка


Программа курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» предназначена для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки.

Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, актуальна и полезна для выбора школьниками профиля обучения, получения компетентных знаний. Содержание учебного материала способствует также духовно-нравственному совершенствованию личности. Поэтому этот курс может быть рекомендован как учащимся, испытывающим трудности с определением выбора профильного обучения, учащимся разных профилей.

Изучение агиографической литературы – это не дань моде, а насущная потребность времени, времени новой, возрождаемой России. Агиография – дословно, «святопись». Для чего нужно и важно изучать такую литературу? Ответ прост. Она, во-первых, творит историко-культурное наследие страны; во-вторых, дает словесную школу для подражания; в-третьих, через каноничность и повторяемость указывает на основные ступени в духовной жизни личности; в-четвертых, стремится перевести восхищение личностью и подвигом святого из области «мечтательной» - в практическую, деятельную область.

Школьникам этот жанр литературы порой кажется малоинтересным из-за непонимания содержания того, о чем говорится, значимости житийных традиций для русской литературы. Эту задачу и ряд других предстоит решить преподавателю данного предпрофильного курса.

^
Цели курса:

  • осуществление предпрофильной подготовки школьников;

  • формирование у учащихся компетентности в предметных областях «филология», «история», «культурология» и др.;

  • изучение житийной литературы с целью определения значимости её традиций, установления взаимосвязи с темами русской литературы.



Задачи курса:

  • изучение и понимание значимости житийных традиций русской литературы;

  • знакомство с агиографическим жанром русской литературы;

  • установление взаимосвязи: время–произведение - читатель;

  • знакомство с текстами житийной литературы;

  • прочтение текста в контексте времени, диалог с ним;

  • духовно-нравственное «оздоровление» школьников;

  • воспитание школьника – патриота и гражданина своей страны, её традиций.

Изучение житийной литературы – это знакомство с традициями русской литературы и культуры, истоками духовности русского народа.

Д.С. Лихачев отмечал, что «литературное произведение в Древней Руси живет идеальной и вполне самостоятельной жизнью. Читатель не «воспроизводит» в своем чтении это произведение, он лишь «участвует» в чтении, как участвует молящийся в богослужении».

Данный курс построен по хронологическому принципу, системность проводимых занятий позволит понять специфику жития как жанра, раскрыть его своеобразие.

Изучение житийных произведений выстроено во взаимосвязи с региональным, местным материалом, близким школьникам для понимания.

Построение курса на основе местных материалов, известных школьникам фактов позволяет по иному взглянуть на протопопа Аввакума, связать с историей и литературой Томского края, установить взаимосвязь имен, например, протопоп Аввакум и великий поэт России - Н. Клюев.

Знакомство с житийной историей, построенное с учетом научного подхода к изучаемому материалу, позволит не только познакомить с личностями Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского, Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, святой равноапостольной княгиней Ольгой и др., но и заглянуть вглубь истории, раскрыть её тайны, духовные стороны.

Данный курс «Жития русских святых – родники духовности и культуры» знакомит с такими понятиями, как «святость», «подвижничество», «духовный подвиг», «странничество» и другими; позволяет понять подвиг монахов и определить значение монастырей как родников духовности и культуры. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно – нравственной высоты человека.

Программа применима для различных групп (категорий) школьников. Это достигается обобщенностью включенных в неё знаний; отбором текстов в соответствие с общими для всех учащихся задачами предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы. Так в программе выделены следующие модули:

  • жития русских князей (святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского);

  • жития святых тружеников (Феодосия Печерского, Сергия Радонежского);

  • жития, раскрывающие семейную тему и женские образы («Житие Петра и Феврония Муромских», «Житие святой равноапостольной княгини Ольги во Святом Крещении Елены»);

  • житийная литература Сибири – продолжение традиций житийной литературы Руси («Житие преподобного старца Феодора Томского», «Житие святой Домны Томской, Сибирской», «Житие Праведного Петра, отрока Томского»)

  • традиции житийного жанра в творческом наследии русских писателей (А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Клюева и др.).

Занятия курса разнообразны по формам и методикам проведения. Это - вводные лекции, семинарские занятия разных типов, уроки углубленного анализа текста, уроки-экскурсии (например, в Богородице – Алексиевский монастырь), уроки анализа эпизода, уроки- диалоги, музейные уроки и др.

Школьники в ходе подготовки к занятиям обратятся к исследовательским методам работы. Это способствует формированию навыков самостоятельной работы, как с текстами жития, так и другой литературой.

При выборе методов и приемов организации урока учитывается специфика возраста и психология школьников – читателей, уровень читательских интересов. Важно одно: дойти до сердца каждого ученика, помочь освоить изучаемую житийную литературу, научить выявлять главное, делать выводы, устанавливать взаимосвязь с современностью, с русской литературой.

Связность и системность занятий достигается выбором последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение всех последующих знаний обеспечивается предыдущими, а также прослеживанием связей между частными и общими знаниями.

Отдельные темы курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры» изучаются методом от общего к частному. Содержание других тем осваивается также путем подведения учащихся под эмпирические обобщения, то есть от частного к общему. Способ развертывания содержания в зависимости от целей и задач конкретного занятия, но в конечном случае направлены на достижение целей и решение задач всего курса.

На изучение содержания программного материала отводится 14 часов. Занятия выстроены с учетом достаточности времени для качественного изучения содержащихся в программе текстов, получения практических навыков, реализации воспитательных задач. Это достигается вышеуказанными эффективными методами обучения учащихся.

Эффективность программы и получение начальных знаний достигается путем нахождения наиболее «короткого» пути, последовательности, качественного изучения учебного материала (житий русских святых, текстов русской литературы и других источников).

Это такой путь изучения, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени. Получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся материал.

Контроль знаний и умений учащихся осуществляется после изучения блока тем, а также используются варианты промежуточного (тесты, эссе, письменные работы). Это позволяет сформировать у учащихся при прохождении блока конкретной темы, определенные бытовые понятия, знания, практические навыки работы с текстом и т.д., а также определить результаты подготовки по каждой из ведущих тем или программе в целом, устранить сбой в любой момент обучения.

^ Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении курса «Жития русских святых – родники духовности и культуры»:

  • знание текстов изучаемых произведений;

  • умение формулировать связанные ответы на поставленные вопросы, касающиеся изучаемого материала;

  • умение устанавливать взаимосвязь текстов традиционной житийной литературы и жития как жанра с творчеством русских писателей;

  • объяснение их значимости и роль в формировании взглядов, мировоззрения писателя;

  • умение сопоставлять изучаемые тексты и материалы житийной литературы с русской литературой;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме;

  • умение систематизировать и обобщать полученные знания, участвовать в проектно-исследовательской деятельности;

  • умение выступать с докладом, сообщением, проектно-исследовательской работой по материалу изученного курса (темы) на конференциях, заседаниях школьного научного общества, мероприятиях и конкурсах.


^ Содержание программы

«Жития русских святых – родники духовности и культуры»

1. Жития русских святых – родники духовности и культуры. Самобытный характер по сравнению с византийской и высокий уровень литературы Древней Руси. Житие как жанр литературы. Христианские мотивы, связь с общественной жизнью, патриотический пафос, сохранение исторических и православных традиций, исторической памяти народа и духовности. Вводная лекция. (1ч.).

2. Жития русских князей. «Житие Бориса и Глеба». Понятие святости в древнерусской литературе и формирование идеала человека. Своеобразие жанра и нравственные оценки в житие. Музейный урок. (1ч.).

3. «Житие Александра Невского». Христианский идеал в образе Александра Невского. Патриотические и нравственные начала произведения. Урок–анализ произведения. (1ч.).

4. «Житие Дмитрия Донского». Образ Дмитрия Донского. ^ Урок-анализ произведения. (1ч.).

5. Значение монастырей в развитии нравственных сторон души русского человека. Монашество как уклад жизни. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно-нравственной высоты Человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский). «Житие Феодосия Печерского». Урок-лекция с элементами практической работы. (1ч.).

6. «Житие Сергия Радонежского». Становление характера подвижника. ^ Практическая работа с элементами видеоурока.

7. Образ героя жития. Житийные традиции в литературе, истории и искусстве. Отрывки из сочинения В.О. Ключевского «Исторические портреты». Повесть Б. Зайцева «Преподобный С. Радонежский». Интегрированный урок. Урок-диалог. (1ч.).

8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности жанра, изображения биографии героев. Семейные традиции. (1ч.)

9. Женские образы в житийной литературе. «Житие святой равноапостольной княгини Ольги». Особенности произведения. ^ Интегрированный урок. (1ч.).

10. «Житие Серафима Саровского». Духовность, святость. Исторические реалии и житийная традиция. Место жития в русской литературе и культуре. Практическая работа. (1ч.).

11. Житийная литература Сибири. Аввакумовский путь поэта Н. Клюева (протопоп Аввакум и Н. Клюев). ^ Урок-семинар в музее. (1ч.).

12. Богородице – Алексиевский монастырь г.Томска – источник духовности и культуры. Странничество. Тайны и загадки томского старца. «Житие преподобного старца Феодора Томского» и традиции сибирской житийной литературы. Урок-экскурсия. (1ч.).

13. Посещение библиотеки Богородице – Алексиевского монастыря. Эссе «Что в имени тебе моем». ^ Практическая работа. (2ч.).

14. Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. Житийные традиции в творческом наследии А. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н. Клюева и др.

^ Итоговая читательская конференция.

Учебно-тематический план



Название

раздела

Часы

Теория

Практика

Формы

контроля

1.

Введение

1

Жития русских святых – родники духовности и культуры. Самобытный характер по сравнению с византийской и высокий уровень литературы Древней Руси. Житие как жанр литературы. Христианские мотивы, связь с общественной жизнью, патриотический пафос, сохранение исторических и православных традиций, исторической памяти народа и духовности. Вводная лекция

(1 урок)




Письменный

ответ на

вопрос



2.

Жития русских князей (святых Бориса и Глеба, Александра Невского, Дмитрия Донского).

3

2 урок.

Жития русских кнзей.

«Житие Бориса и Глеба».Понятие святости в древнерусской литературе и формирование идеала человека. Своеобразие жанра и нравственные оценки в

житие.

Музейный урок.

Знакомство с Фондом редких книг ТОКМ, работа с фотоматериалом.



Опрос

по тексту.












^ 3 урок. Урок-анализ произведения.

Теоретические сведения: «Житие

Александра Невского». Христианский идеал в образе Александра Невского. Патриотические и нравственные начала произведения.

^ Информационные сведения: Дмитрий Донской и историческая эпоха.



Урок-анализ произведения. Практическая работа с текстом «Житие Александра

Невского».


^ 4 урок.

«Житие Дмитрия Донского».

Образ Дмитрия Донского. Урок – анализ произведения.

Анализ произведения (письменная

работа).


Тест (итоговый

контроль темы).

3.

Жития святых тружеников



4

^ 5 урок. Урок – лекция с элементами практической работы.

Значение монастырей в развитии нравственных сторон души русского человека. Монашество как уклад жизни. Личности подвижников Земли Русской – живые примеры духовно-нравс-твенной высоты Человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский). «Житие Феодосия Печерского».


^ Теоретико-информа-ционные сведения о Сергии Радо-нежском.


Теоретические сведения: духовность, святость. Исторические реалии и житийная традиция


Практическая работа с текстом «Житие Феодосия Печерско-го», фотофондом, историческими и литературными источниками. Обучение написанию рефератов, докладов по тематике.


^ 6 урок. Прак-тическая работа с элементами видеоурока.


7 урок. Интегриро-ванный урок. Урок- диалог. Становление характера подвижника. «Житие Сергия Радонежского». Образ героя жития. Сопоставление текста жития с другими материалами: отрывками из сочинения В.О. Ключевского «Исторические портреты», повестью Б. Зайцева «Преподобный

С. Радонежский».

^ 8 урок. Прак-тическая работа с текстом. «ЖитиеСерафима Саровского». Место жития в русской литературе и культуре.

Знание текста.

Описание

фотоисточника.

Мини-сочинение.


Задание проблемного типа (по итогам просмотра видеофрагмента).


Участие в дискуссии. Выступление по вопросу, сообщение по проблеме и теме.

Сравнительный анализ текстов (письменная работа).


Аналитическая работа с текстом.

4.


Жития, раскрывающие семейную тему и женские образы.

2

Теория: жанр

повести, житие.


^ 10 урок. Интег-рированный урок.

Женские образы в житийной литературе. «Житие святой равно-апостольной княгини Ольги». Особенности произведения.

^ 9 урок. Практи-ческая работа с

текстом. Анализ произведения. «Повесть о Петре и ФевронииМуромских».Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности жанра, изображения биографии героев. Семейные традиции.


Сочинение оценочного характера

по образам героев. Реферат. Сообщение.


Сопоставительный анализ текста жития и литературного источника. Итоговый тест по теме.

5.

Житийная литература Сибири – продолже-ние тради-ций житийной литературы Руси.

3

^ 11 урок. Урок – семинар в музее.

Житийная литература Сибири.

Аввакумовский путь поэта Н. Клюева (протопоп Аввакум и

Н. Клюев).


Теория: странничество, старчество, праведность.

Информационные сведения о монастыре.


Теория: эссе как жанр школьного сочинения.



Работа с фото-фондом.


^ 12 урок. Урок – экскурсия.

Богородице – Алексиевский монастырь Томска – источник духовности и культуры. Странничество. Тайны и загадки томского старца. «Житие преподобного старца Феодора Томского» и традиции сибирской житийной литературы.

^ 13 урок. Практическая работа. Посещение

библиотеки Богородице – Алексиевского монастыря.

Выступление с рефератом, докладом, сообщением.

Работа с архивными

документами, фотофондом.


Сочинение по личным впечатлениям, отзыв об экскурсии.


Эссе «Что в имени тебе моем».



6.

Традиции житийного жанра в творческом наследии писателей.

1




^ 14 урок. Итоговая читательская конференция.

Роль житийной литературы в сохранении традиций русского народа, традиций литературы, истории, становлении, воспитании, развитии духовности. Житийные традиции в творческом наследии

А.С. Пушкина,

Н.В. Гоголя,

Н. Клюева и др.

^ Проектно-исследовательская деятельность: исследовательские проекты учащихся, рефераты, доклады, сообщения. Систематизация и обобщение полученных знаний, установление взаимосвязи текстов традиционной житийной литературы и жития как жанра с творческим наследием русских писателей.

Выступление на конференции.

Промежуточный контроль

  • знание текстов изучаемых произведений (тест; письменный ответ на вопрос);

  • участие в семинарах разного типа (выступление);

  • сочинение по личным впечатлениям;

  • сочинение оценочного характера; по проблемным вопросам;

  • анализ произведения (комплексный);

  • сопоставительный анализ двух или нескольких произведений.

Итоговая аттестация

  • эссе; сочинение – рассуждение;

  • проектно – исследовательская работа; реферат; доклад; выступления перед учащимися в других классах;

  • участие в научно – практических конференциях, конкурсах.



Критерии эффективности программы:

1. системность изучения материала;

научный подход к проблеме, вопросу, изучаемому произведению;

2. нахождение наиболее «короткого» пути (последовательности) качественного изучения материала, при котором на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно тратить много времени;

3. получение новых знаний опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учащихся учебный материал;

4. получение ключевых знаний, компетенций;

5. применение знаний в практической деятельности;

6. использование наглядности, видеоматериала;

7. посещение музеев, выставок, знакомство с музейными фондами с целью практического применения.


Литература.

1. Древнерусская литература. - М.: Олимп; АСТ, 1996. - 608с.

2. Водовозов Н.Б.. История Древней русской литературы. - М.: Просвещение,1962. - 372с.

3. Хрестоматия по Древней русской литературе XI-XVII веков. /Сост. Н.К. Гудзий. - М., 1962.

  1. Программа по предмету «Литература», 2003.

5. Жития Святых в земле Российской просиявших. - СПб., 2001. - 701с.

6. Жития Сибирских святых (сборник текстов). - Новосибирск: «Новониколаевск», 1998. - 282с.

7. Житие преподобного Сергия Радонежского. - М.: «Свято – Троицкая Сергиева Лавра», 2003.

8. Святой праведный старец Феодор Томский. - М., 2003.

9. Скурат К.Е.. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. - М.: «Покров», 2003. - 128с.

10. М.И. Шеховцева. Монастыри на Руси – родники духовности и культуры. - М.: МО РФ РИПКРО, 1996. - 56с.

11. Сибирский текст в русской культуре. Сборник статей. /Ред.-сост. Казаркин А.П. - Томск: «Сибиринка», 2003. - 271с.

12. В.А. Доманский. Нарым (Клюев в Сибири). Поэма и исследовательский очерк. - Томск: ТГУ, 2003. - 64с.

13. Доманский В.А.. Культурологические основы изучения литературы в школе. - Томск: ТГУ, 2000. - 472с.

14. Иванов А.. Свет миру. Книга о монашестве и монастырях на Руси. - М.: «Отчий дом», 2002. – 434с.

15. Старец Зосима Верховский. Житие и подвиги. – М.: «Паломник», 1994. - 86с.

16. А. Макарова – Мирская. Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров. - М.: «Правило веры», 1997. – 298с.

  1. Житие праведного Феодора Томского. - Томск, 2002.

  2. Сборник статей о поэте Н. Клюеве. - Томск: ТГУ, 2001. - 309с.


Русская иконография

(Программа спецкурса по выбору для предпрофильной

подготовки)

Л.С. Ярославцева

^

Пояснительная записка


Сегодня, когда в новых условиях XXІ века Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской, а особенно, православной культуре совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, которая станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном искусстве.

Русская православная икона - одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. Сейчас и в Европе встречаются католические и протестантские храмы, в которых есть православные иконы. Несмотря на многолетнее уничтожение такого национального достояния, поток русских икон не иссякает. Это свидетельствует о грандиозном потенциале русского народа, созидавшего за минувшие века великое богатство. Однако человеку в изобилии икон бывает трудно разобраться и понять, что является подлинно духоносным творением, религиозным чувством и верой, а что неудачной попыткой создать образ Спасителя, Божией Матери или святого. Отсюда неизбежная фетишизация иконы и снижение её возвышенного духовного назначения до обыденного предмета православного культа.

Но согласитесь, что религиозная жизнь людей – это не только дело верующих. Без элементарных знаний о православии, в том числе и русской иконографии невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего, и роль и ценность такого рода знаний возрастает. Без уважения к своим истокам невозможно понять иные культуры, иные искусства народов Земли. Каждый подросток пытается найти ответы на самые животрепещущие вечные вопросы. Изучение русской иконографии дает широкий спектр мнений по вопросам духовности культуры, искусства. Представить себе многообразие человеческих взглядов, как бы примерить на себя, сопоставить с собственным пока еще ограниченным опытом.

В процессе предпрофильной подготовки 9-тиклассников с ориентацией на художественно-эстетическое, художественно-педагогическое, историческое, обществоведческое направления гуманитарного профиля строится в виде восхождения к профессии. Существенное значение для этого имеет самостоятельный взгляд на роль иконописи и иконографии в жизни людей, истории Руси и России, их собственное отношение к духовной и материальной культуре православия. Особенности специфики профессии искусствоведа, культуролога, экскурсовода, музейного работника, иконоведа-иконописца, учителя изобразительного искусства требует в процессе обучения необходимости ознакомления с элементами иконописи и иконографии для возможности выявления интереса и личных способностей для подобного вида деятельности.

В процессе реализации программы «Русская иконография» с одной стороны происходит углубление и расширение базовых программ основной школы по истории, общество знанию, литературе, изобразительному искусству, программ мировой художественной культуры, с другой – осознание особенностей духовной и материальной культуры православия и профессий художественно-эстетического, художественно-педагогического, исторического, обществоведческого направления гуманитарного профиля.

^ Цель, задачи и принципы содержания

курса

Цель курса «Русская иконография» - формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению духовной и материальной культуры на основе русской иконографии в рамках программы профильного обучения гуманитарного направления, путем ознакомления школьников с видами деятельности, необходимыми для успешного выявления интереса к различным видам профессиональной подготовки искусствоведа, культуролога, экскурсовода, музейного работника, иконоведа-иконописца, учителя изобразительного искусства. Курс носит пропедевтический характер по отношению к профильному курсу по искусству, истории, обществознанию, мировой художественной культуре и повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы обучению в старших ступенях художественно-эстетического, художественно-педагоги-ческому направлению гуманитарного профиля.

В числе предметно-ориентированных (пробных) курсов, курс «Русская иконография» призван решить следующие задачи:

- создать условия для реализации своего интереса к духовной и материальной культуре православия;

- уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;

- формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и современности.

Предполагается, что данный курс будет способствовать выработке личной готовности к осуществлению художественно-эстетического и художественно-педагогического профильного обучения в старших классах гуманитарного профиля. При этом осуществляется выявление интереса, ориентация на выбор, способность к профессии искусствоведа, культуролога, экскурсовода, музейного работника, иконоведа-иконописца, учителя изобразительного искусства.

1. Выявление способности к психолого-педагогической деятельности по направлениям:

- способность заинтересовывать обучаемых искусством иконографии;

- способность организовывать осознанную деятельность при восприятии произведений иконописи;

- способность к проведению занятия или беседы на основе принципа духовности, блага, красоты, истины, добра;

- способность к импровизации.

2. Выявление способностей к навыкам исследовательской, искусствоведческой, культурологической деятельности:

- способность и навыки определения духовно-нрав-ственного и художественно-эстетического замысла иконы;

- способность определить национальную принадлежность и авторство (иконописное направление, время создания, страна);

- способность выявлять и обосновывать различные функции иконы;

- способность формировать у учащихся собственное отношение к жизни на основе духовности и красоты;

- умение читать иконографию русской и христианской иконы;

- умение комплектовать и оформлять выставочную иконографическую композицию;

- выработка у учащихся навыков добросовестного отношения к труду, ответственности и добропорядочности в трудовых отношениях;

- овладение техническими средствами обучения.

Содержание предпрофильного курса реализуется по принципам последовательности от простого к сложному, и систематичности и развивается по двум взаимосвязанным темам:

  • От самостоятельного опыта знакомства с произведениями русской иконографии вне школы к исследовательскому опыту организации этого процесса (школьные занятия).

  • От роли пассивного ученика образовательного воспитательного процесса (ведомого) к роли ведущего искусствоведа, культуролога, экскурсовода, музейного работника, иконоведа-иконописца, учителя изобразительного искусства.

  • От эмоционального отклика на школьных занятиях в отношении учебных тем по искусству русской иконографии к осознанию необходимости и попыток самостоятельной организации искусствоведческой, исследовательской, культурологической работы.


^ Основные разделы программы


Раздел 1

Введение

«Лик. Лицо. Личина». Иконография как наука и что эта наука изучает. Значение этих знаний в жизни человека. Основные способы изучения иконографии.

Определение духовно-нравственного и эстетического восприятия. Чувство красоты и духовный уровень развития личности. Искусство восприятия памятников духовной и материальной культуры православия. (2 часа.)

Раздел 2

«Русская иконография». Азы иконописи и иконознания. (14 часов)

Итого 16 часов.
^

Содержание программы (16 часов)


1. Лик. Лицо. Личина. Иконография как наука и что она изучает. (1 час).

2. Икона и картина. Общее и особенное; авторство в картине и анонимность в иконе; эмоции и бесстрастие; общение с автором и общение с Богом; перспектива обратная и прямая. Краски – энкаустика, темпера, масляные, алкидные. Фрески.

(1 час).

^ 3. Графика русской иконы. Прорись, перевод, иконописный подлинник. Причины их появления. Функции переводов и прорисей – сохранить и передать контуры первообраза. Прорись и перевод как удобный инструмент. Техника нанесения прориси или перевода - «налепок», «припорох». Практика – изготовления прорисей или перевода с учащимися. (1 час).

^ 4. Символика цвета и света. Богослужебные цвета, их разнообразие. Облачение и цвет. Православный праздник и цвет. Белый (нетварный цвет) – Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня. Белые ризы – крещение и погребение. Красный цвет – Пасха, Вознесение, мученики. Жёлтый – золотой - оранжевый (слава, величие, достоинство) – воскресные дни, день Господа – Царя Славы; дни пророков, апостолов, святителей. Зеленый цвет – дни преподобных; Вербное Воскресение; день Святой Троицы и Понедельник Святого Духа. Фиолетовый – дни памяти Креста Господня. Черный, коричневый – дни Великого поста, цвет плача и покаяния. (1 час).

^ 5. Техника иконописи. Слои иконы: основа (доска или холст), грунт (левкас), красочный слой, защитный слой. Термины: основа; доска – ковчег, лузга, поле, шпонка; паволока, левкас, рисунок (прорись, перевод). Этапы написания иконы: «доличное письмо», «личное письмо»; золочение; рисунок; раскрытие иконы, письмо надежды; письмо лика, личное; охрение; опись; защитное покрытие. (1 час).

^ 6. Образ и Первообраз. Психология зрительного восприятия самого объекта (прямое восприятие) и его изображение (опосредованное восприятие). Образ – конкретное иконописное изображение. Первообраз соотносится с тем, кто изображается. Икона – это изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых, событий, Священной и Церковной истории. Русские философы, богословы, писатели, режиссёры об иконе: Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Евгений Трубецкой, Борис Раушенбах, Андрей Тарковский и другие. (1 час).

^ 7. Иконография Спасителя. Искусствоведческий исследования выделяют «Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа»; или «Спас Нерукотворный»; «Господь Вседержитель» или «Пантократор» и «Господь на престоле» (икона - «Спас в силах»). Основные элементы иконографии Спасителя: «нимб», «гиматий», «хитон», «клав», «книга», «надпись». Раннехристианская символика Спасителя: якорь, рыбы, виноградная лоза, феникс. (1час).

^ 8. Иконография Богородицы: «Умиление» (Елеуса), «Путеводительница», (Одигитрия), «Молящаяся», (Оранта, Великая Панагия, Знамение). Икона Божией Матери «Акафистная». (1час).

^ 9. Иконография Ангелов в Православной христианской церкви. Дионисий Ареопагид, серафимы, херувимы, престолы; Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Элементы иконографии Ангелов: крылья; нимб; далматика; гиматий; лор или лорум; слухи или тороки; зерцало, мерило; позем. (1час).

^ 10. Лики Святых. Пророки. Апостолы. Святые мученики. Святители. Преподобные. Блаженные (юродивые). Святые праведные. (1час).

11. Небесные покровители Сибири и Томска. Святой праведный Феодор Томский, Домна Томская, Пеотр Томский, Иннокентий Иркутский, архиепископ Лука (Воино-Ясенецкий) (1час).

^ 12. Иконография двунадесятых праздников. (1 час).

13. Житийные иконы 11 – начало 20века. Возникновение житийной иконы. Построение композиции. Прочтение иконы как текста. Средник и клейма. Особая любовь русского народа к житийным иконам, так как они вмещали в себя два важных момента – молитвенное общение, поклонение образу святого (средник иконы) и возможность получить наглядное представление о жизни святого на примере Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. (1 час).

^ 14-15. Иконостас. Русский высокий иконостас, пять ярусов: праотеческий, пророческий, праздничный, деисусный, местный. Северные, Южные врата, Царские врата на примере Богоявленского собора и Богородице-Алексеевского монастыря г. Томска. (2 часа).

^ 16. Икона вчера, сегодня, завтра. Неизвестная современная иконопись. Современные иконописцы. Архимандрит Зенон (иконостас Корнильевского придела Никольской церкви Псково-Печерского Успенского монастыря). Отец Вячеслав, Свято-Данилов монастырь (Царские врата, «Господь Вседержитель на Престоле»). Александр Чашкин – Алексеевская Патриаршая мастерская «Святая Троица» - стенная роспись, темпера по сухой штукатурке, Никольская церковь Тульской области.

(1 час).

^ Учебно-тематический план



Тема урока

Часы

Форма урока

Формы

контроля

1.

Лик. Лицо. Личина.

1

Лекция.

Анкетирование.

Рефлексия.

2.

Икона и картина.

1

Лекция с просмотром и обсуждением видеофильма (фрагменты фильма «Зримое

спасение»).

Сравнительный анализ понятий.

3.

Графика русской иконы.

1

Мини – лекция.

Практикум.

Подготовка

творческих работ (в т. ч. для участия в областных Кирилло-Мефодиевских

чтениях).

4.

Символи-ка света и цвета в иконе.

1

Семинар-прак-тикум по работе с красками: темпера, гуашь.

Творческое

задание.

5.

Техника иконопи-си.

1

Мини- лекция.

Практикум по созданию собственных прори-сей на основе

канона.

Тестирование с

ограничениями на ответы.

Анализ собст-венных Про-рисей на

соответствие

канону.

6.

Образ и Первообраз.

1

Лекция со

слайдфильмом.

Эссе «Образ и

первообраз».

7.

Иконография Спасителя.

1

Интегрирован-ный.

Практическое

творческое задание. Альбом прорисей.

8.

Иконография Божией Матери.

1

Интегрирован-ный.

Практическое

творческое задание. Альбом переводов.

9.

Иконография ангелов.

1

Интегрирован-ный.

Анализ иконографических

изображений

томских храмов.

10.

Лики святых.

1

Интегрирован-ный.


Тест с открытым ответом. Оформление выставки из репродукций.

11.

Небесные покровители Сибири и Томска.

1

Библиотечный

(в Богородице-Алексиевском монастыре г. Томска).

Анализ документов.

Тест на знание персоналий.

12.

Иконография двунадесятых праздников.

1

Комплексно –

творческий.

Анализ

Иконографи-ческих

изображений.

13.

Житийные иконы XІ-на-чала

XX вв.

1

Компьютерный.

Поиск необходимой информации на сайтах РПЦ.

Анализ понятий.

14.

Иконостас. Тябло.

1

Экскурсионный (в Богояв-ленский собор

г. Томска.)

Создание

видеофильма.

15.

Иконостас. Русский высокий иконостас.

1

Интегрирован-ный.

Комплексный тест. Видеофильм (для творческой группы).

16.

Икона вчера, сегодня, завтра.

1

Компьютерный.


Электронный реферат. Рефлексия.




Итого

16









Критерии успешности:

  • Увлечённость.

  • Степень развития интереса к профессиональной деятельности искусствоведа, культуролога, экскурсовода, иконоведа – иконописца, учителя изобразительных искусств (Анкета).

  • Степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений о процессе и результате художественно-эстетической и художественно-педагогической, исследовательской деятельности гуманитарного профиля. (Тестирование).


Результативность

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседовании с ними, а также выполнении реферата, эссе, оформлении выставки из репродукций, выступлении на конференциях, создание видео - или слайд фильма, или фотоальбома по интересующей теме. Публичное выступление также является формой отчётности, как и полученные знания и умения. Потребность школьников в размышлении при опоре на сведения, полученные на теоретических и практических занятиях, из литературных источников, примеров из художественно-эстетической и духовной практики, способные расширить изучение курса «Русская иконография» самостоятельно. Мотивационная готовность к обучению в старшем звене средней школы на более высоком профессиональном уровне по профессиям искусствоведа, культуролога, экскурсовода, иконоведа-иконописца, учителя изобразительного искусства.


Темы предполагаемых творческих работ учащихся

(на выбор):

  • Труд иконописца.

  • Графика русской иконы.

  • Высокий иконостас Богоявленского Собора.

  • Образ Богоматери в иконописи.

  • Образ Христа в русском художественном творчестве.

  • Смысл русской иконы.

  • Значение и предназначение русской иконы.

  • Красный цвет в русской иконописи.

  • Православная икона, канонические нормы иконографии.

  • Хоругвь.

  • Иконопись на Руси, творческое осмысление Византийской традиции.

  • Древнерусская иконография ХI - ХIII веков.

  • Иконография Владимиро-Суздальской Руси.

  • Русская иконография ХIV – ХVI веков. Новгородская, псковская, московская школа.

  • Выдающиеся русские иконописцы. Алипий. Рублёв, Дионисий, Ф. Грек, Ф. Ушаков.

  • Православная иконография ХVII - ХIХ веков.

  • Современная православная икона.

  • Православная культура в творчестве современных художников.

  • Надписи и шрифты в православной иконе.

  • Мой Ангел-Хранитель (иконография).


Литература.

1. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М., 1993.

2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб., 1995.

3. Булгаков Сергий, протоиерей. Икона и иконопочитание. - М., 1996.

4. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. – СПб., 2001.

  1. Буслаев Ф.И. О русской иконе. - М., 1997.

6. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М., 1995.

7. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.

8. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика

IХ – ХVII вв. - М., 1992.

9. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры в 2-х томах. М. - СПб., 1999.

10. Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. Сост. А.М. Лидов. - СПб., 1994.

11. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - СПб., 1995.

12. Дамаскин Иоанн, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

13. Денисов Л. История Нерукотворного Образа Спасителя. - СПб., 2000.

  1. Деяния Вселенских Соборов. - Казань, т. 7.,1891.

15. Дионисий в Русском музее. К 500-летию Рождественского Собора Ферапонтова монастыря. - СПб., 2002.

16. Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи. - М., 1995.

17. Дурново Л.А. Техника древнерусской иконописи. - М., 1996.

18. Еремина Т.С. Мир русских и монастырей: история, предания. - М., 1997.

19. Жизнь Иисуса Христа в красках Палеха. - М., «Полиформ», 1995.

20. Жития святых в русской поэзии. - Сергиев Посад, 1999.

21. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. - М., 2000.

22. Зэнглер Э. Генезис и богословие иконы//Символ. - 1987. - №18.

23. Изображения Божией Матери и святых православной церкви. - М., 2001.

24. Иисус Христос в христианском искусстве и культуре ХIV – ХХ века. - Государственный Русский музей, 2000.

25. Икона. Секреты ремесла. Сборник. Сост. Кравченко А.С., Уткин А.П. - М., 1993.

26. Иосиф Волоцкий, преподобный. Послание иконописцу. - М., 2001.

27. История иконописи. Сборник. Сост. Евсеева Л., Комашко Н., Игумен Лука (Головков) и др. - М., 2002.

  1. История русской святости. - М., 2001.

  2. Иулиания, монахиня. Труд иконописца. - М., 1995.

30. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. т.1.- М., 2001.

31. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. - М., 1998.

  1. Круг Григорий, инок. Мысли об иконе. - М., 1997.

33. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVІ века. - М., 1994.

34. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. - М., 2003.

  1. Лепахин В. Икона и иконичность. – СПб., 2002.

36. Малеев М. Юным о русской иконописи. - М., 2001.

37. Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси, переводы и иконописные подлинники) в 2-х томах. – СПб., 1998.

38. О церковной живописи. Ч. 1, 2. Сборник статей. –СПб., 1998.

  1. Подлинник иконописный. - М., 1998.

40. Покровский Н.В. Церковная археология. - Петроград, 1916.

41. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М., 2001.

42. Православная икона. Канон и стиль. Антология. -М.,1998.

43. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского дома. Сост. Маркелов Г.В. – СПб., 1998.

44. Райгородский Л.Д. Беседы о русских иконах. - СПб., 1996.

45. Раушенбах Борис. Геометрия картины и зрительное восприятие. – СПб., 2001.

46. Рафаил (Карелин), архимандрит. О языке православной иконы. – СПб., 1997.

47. Русские житийные иконы XVІ - начала XX века. –СПб., 1999.

48. Русские монастыри. Искусство и традиции. – СПб.:Русский музей, 1997.

49. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. – СПб., 2001.

50. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. - М., 1989.

51. Словарь христианского искусства. Диана Апостолос – Каппадона. - Урал LTD, 2000.

52. Современная православная икона. Альбом репродукций, очерки. Авт. и сост. Тимченко. - М., 1994.

53. Спасский Сергий, архиепископ. Православное учение о почитании святых икон. - СПб., 1995.

54. Студит Феодор, преподобный. Первое опровержение иконоборцев. Послание Платону о почитании икон. //Символ. - 1987. - №18.

  1. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. - М., 1999.

56. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М., 1995.

57. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

  1. Угаров А.С. Христианская символика. - М., 2001.

59. Успенский Л.Д. Богословие иконы Православной церкви. - М., 1989.

60. Филатов В.В. Словарь изографа. - М., 2000.

61. Философия русского религиозного искусства XV-XX вв. Антология. Сост. Н.К. Гаврюшин. - М., 1993.

  1. Флоренский П. Иконостас. - М., 1994.

63. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XІ-XVІІ вв. /Под ред. В.В. Бычкова. - М., 1996.

64. Черный В.Д. Искусство Средневековой Руси. - М., 1997.

65. Энциклопедия православной святости. Лик Пресс. в 2-х томах. - М., 1996.

  1. Яковлева Н.А. Русская икона. - М., 2002.

  2. Языкова И.К. Богословие иконы. - М., 1995.

68. Timchenko S., Komarov V. Russian Church Art Today. – USA, 1993.


Учебное издание



ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ


Учебные программы курсов по выбору для

предпрофильной подготовки



Под редакцией:

доцента, канд. физ.-мат. наук А.И. Купцова;

доцента, канд. пед. наук Л.Н. Дударевой


Подготовка к изданию: Научный и редакционно-издательский отдел ТОИПКРО

Профессор Л.В. Капилевич

С.н.с. С.В. Забегалова




Скачать 299.88 Kb.
оставить комментарий
Дата07.12.2011
Размер299.88 Kb.
ТипПрограмма курса, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх