Вопросы по истории религии icon

Вопросы по истории религии


Смотрите также:
Вопросы по истории религии...
Российский православный университет вопросы к зачётной сессиии по истории и феноменологии...
Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой волчицы ] (Тиннаро ): Понятие...
Вопросы к экзамену по курсу «Философия религии»...
Итоги 9 > Вопросы и Ответы 10 Послесловие 12 Из воспоминаний 12 Кзвездам 13 Лекция в Санта-Круз...
Координатор программы Пчелянская Татьяна Михайловна главный специалист по музейному развитию...
Феноменология религии: между сакральным и профанным...
Тематический план изучения истории религии № п\п Наименование тем Количество часов лекция...
Рабочая программа по элективному курсу истории «Религии и мифы народов мира» 5 класс...
«этнос»
Тесты по истории религии @ 1...
Вопрос Предмет философии религии. Философия религии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Вопросы по истории религии.


1. Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.

Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный оратор Лактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. Действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.

Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти.

Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, выраждаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики. 1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал обхективно не существует, но является не более как теоретической моделью. 2-й Складывается философско-догматическая система. Христианство – образец такой чистемы: учение о Боге, об отношении Бога к миру, учение о мире и человеке, о его конечных судьбах, о спасении и воссоединении с Богом. Ислам и иудаизм также имеют отточенные формы учения. В исламе нет спасения и воссоединения с Богом, есть только чувственный рай, где нет Бога. В буддизме и даосизме есть спасение, но Бога нет. В иудаизме есть все, но только для евреев. Конфуцианство – этическое учение, но только для китайцев. В вишнуизме есть все. 3-й – религиозная практика: поклонение священным изображениям, использование разных веществ; общественные обряды и индивидуальные религиозные действия; 4-й – религиозная организация (самая слозная организация в католицизме и тибетском буддизме). Все крупные религии – культурообразующие.

Дуализм – признает равноправными два начала: дух и материю или добро и зло. Пантеизм – это учение, отждествляющее Бога и мир. Пантеизм учит, что человек, мир и Божество имеют одну сущность, а в человеке эта сущность затемнена, ее надо высвободить (позднее античное язычество, шиваизм – каздый – это Шива, но надо это раскрыть в себе). Бог как личность уже не существует, сливаясь с тварным началом. Разновидности пантезима: сабеизм (поклонение и обозествление небесных светил, звезд, комет), антропотеизм (обожествление живых людей: императоров, полководцев и т.д.), зоотезм (обожествление животных), анимизм (обожествление духов умерших предков), фетишизм (обожествление материальных предметов и вещей). Все это породило т.н. «племенные религии», т.е. языческие культы. К пантеистическим можно отнести те религии, в которых нет Бога. Это джайнизм и южный буддизм (хинаяна), здесь спасение только для монахов, освободивших дух от тела.

Меонизм – отрицает бытие этого мира. В индуизме окружающая нас материя – это лишь сон Брахмы, совокупность субъективных ощущений.

Вопрос о происхождении и сущности религии: редукционизм, агностицизм, психологизм, конфессионализм; всеобщность религии. Религиозный опыт.

Редукционизм (от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.

Агностицизм, философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.

Психологизм, воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существания Бога: поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

^ Всеобщность религии. Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию. ...

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. … особливость религиозного опыта дает людям повод совсем забывать о нем, пренебрегать им и не заботиться о его углублении и очищении.


^ 2. Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни. Все великие религии были культурообразующими (социокультурными). ... История человечества фактически подтверждает первоисточное значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно.

(Шахнович) Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Функции

Социологи религии

Содержание функции

Компенса-торная

К. Маркс

Религия является иллюзорным восполнением социального бессилия личности;: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»

Мировоз-зренческая, или смыслопо-лагания

М. Вебер,

Р. Белла,

Э. Фромм

Предназначение религии в том, чтобы придать смысл человеческой жизни, разрешить проблему иррациональности человеческого существования, … выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений

Интегрирующая, или цементирующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

Т. Парсонс

Религия призвана укреплять социальное единство. ... Ритуал позволяет восстанавливать социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни

Регулирую-щая, или дисциплини-рующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

А. Р. Радклифф-Браун

Религия мотивирует действия индивида таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества

Социализа-ции

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,


Религиозный ритуал подготавливает индивида к социальной жизни, налагая на пего ограничения

Трансляции

Э. Дюркгейм

передачу социально значимой информации из поколения в поколение

Эйфоричес-кая

Э. Дюркгейм, Б. Малиновский,


Важная функция ритуалов состоит в создании радостного чувства социального благополучия. …когда группа сталкивается с социальным неблагополучием или со смертью сородичей

Легитими-рующая

Т. Парсонс

Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедям.

Моторная, или социальной динамики

М. Вебер

Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она может выступать в качестве стимулирующего общественное развитие фактора. …может стать необходимой предпосылкой для развития новых экономических отношений


^ 3. Основные религиозно-философские представления китайцев: культ Императора и предков.

(д. Плотников) К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) – конфуцианство (жу цзяо – «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо – «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо – «учение Будды»). Конфуцианство и даосизм – это не разные религии, а именно «учения», то есть религиозно-философские школы, сложившиеся в рамках китайской религиозной традиции. Буддизм – это религия, пришедшая в Китай из Индии. Буддизм оказал значительное влияние на китайскую религию, но в еще большей степени сам китаизировался. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». В пределах китайской религии определенно можно говорить о религиозной принадлежности только даосского духовенства, буддийских монахов и небольшого числа мирян.

^ Периодизация истории традиционного Китая

В конце III тыс. до н.э. на территории центральных равнин Китая начинало складывться протогосударство, племенной союз. Этот период называют Шан-Инь – по имени клана. Царство Шан-Инь (XVI-XI вв. до н. э.). Около 1028 г. до н. э. князь Чжоу сверг последнего царя династии Шан. В период династии Чжоу были заложены основы практически всех философских школ и мистический учений. Западное Чжоу (11-3 вв. до н. э.) завоевавшая Инь (запад) в 771 г. до н. э. под ударами кочевников распалось. Последующая эпоха Восточной Чжоу была временем борьбы княжеств за гегемонию, когда власть царя была номинальной. Особенно кровопролитным был период Воюющих царств (VI ― III вв. до н. э.), завершившийся в 221 г. до н. э. приходом к власти Цинь Ши Хуанди. династия Цинь. К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Цинь существовавшей непрерывно до революции 1911 г.

^ Культ Неба, царя и предков. В эпоху Шан почитали духов земли, водоемов и гор, но особенно ― духов предков. Над духами и людьми царил высший небесный бог Шанди (Верховный Владыка), или Тянь (Небо), который почитался как первопредок царей (ванов) и всего народа шан. Шанди управлял природными явлениями, от него зависели урожай, успех охоты, исход родов, победа на войне; он посылал болезни и смерть. Чтобы узнать волю Неба, шанцы гадали по костям животных. Верховным жрецом Шанди, духов земли и царственных предков был сам ван, Сын Неба. В жертву Небу и духам приносили еду, вино и пленных.

Загробная жизнь рисовалась шанцам по-видимому неотличимой от земной. Об этом свидетельствуют царские гробницы, в которых, вместе с умершим, хоронили его жен, воинов, слуг, собак, лошадей, колесницы, драгоценности и оружие.

При Чжоу возрастает почитание Шанди-Неба как вездесущего и всеведущего Владыки, обитающего на Полярной звезде, ставящего и низлагающего царей, хранящего нравственный закон и порядок в мире.

Начиная с эпохи Чжоу и до падения монархии в 1911 г. императорский дворец рассматривался как священный центр мира. Государь ― Сын Неба ― низводит на своих подданных и на варваров «четырех сторон» благую силу Неба ― дэ. Если царь следует небесному Повелению и совершает должные ритуалы годового круга, то вся Поднебесная (обитаемая земля) приходит в гармонию и варвары добровольно покоряются владыке Цветущего государства средины (самоназвание Китая).

При Чжоу человеческие жертвоприношения исчезают. Складывается духовенство, состоящее из чиновников (жрецов и гадателей) и шаманов (знахарей и заклинателей злых духов).

В эпоху Чжоу завершается формирование представлений о сложносоставности человека. Согласно этим представлениям, уходящим корнями в шаманизм, в человеке соединяются «небесная» субстанция хунь, состоящая из нескольких, как правило трех, «разумных душ», и «земная» субстанция по, включающая обычно семь «животных душ».

Считалось, что души-по возникают в момент зачатия, а души-хунь ― при рождении. Во сне или при обмороке хунь покидают тело, но по продолжают поддерживать его существование. После смерти хунь становятся благим небесным духом шэнь, а по образуют опасный дух гуй. Свое существование на небе продолжают духи-шэнь только царя, его приближенных и некоторых выдающихся людей. Существование прочих душ обеспечивается выполнением положенных заупокойных ритуалов, исполняемых китайцами и поныне.

Погребальных церемонии особенно продолжительны, сложны и дорогостоящи в случае смерти родителей. Первые три дня никто из членов большой китайской семьи ничего не должен есть. Старший сын покойного подносит ему рис, вино и чай. После целого ряда приготовлений тела, умершего кладут в гроб вместе с его любимыми, обычно дорогими, вещами. Гроб закрывается, но еще несколько недель покойника посещают и оплакивают близкие. Домашние спят рядом с гробом. Похороны совершаются в день, назначенный в соответствии с предписаниями астрологии и геомантии (фэншуй). Затем в течение трех лет продолжается траур, на время которого сын, если был чиновником, то оставлял службу. В первый год траура нельзя пить вино и есть мясо, плоды и овощи, во второй запрещается только вино и мясо. Все три года предписывается носить траурные одежды белого цвета, воздерживаться от празднеств и увеселений, претерпевать и другие лишения. Далее из поколения в поколение продолжаются регулярные поминовения.

Начиная с эпохи Чжоу считалось, что духи-шэнь пребывают в особых поминальных табличках, которые помещаются на алтарях в семейных храмах предков или, по бедности, в домах. Местом обитания духов-гуй представляются могилы. Глава семьи должен ежедневно поклоняться табличкам, а вся семья дважды в месяц совершать жертвоприношения в храмах предков и в особые дни ― на могилах.

Китайцы верили, что если заупокойные ритуалы не были совершены или прекратились, то дух-шэнь постепенно растворится в небесной субстанции, а дух-гуй превратится в злого призрака, который будет являться и мстить живым. Особо опасными считались духи-гуй убитых, нищих и преступников. Считалось, что изгнанный заклинателем, гуй уходил в подземный мир Желтых источников, где влачил некое подобие существования, пока вовсе не растворялся в земной субстанции.


^ 4. Монотеизм иудейской религии.


5. Раввинистический иудаизм. Мишна. Талмуд.

Последние очаги сопротивления римляне подавили к 73 году. …фарисеями, основавшими центр в г. Ямнии. Именно они в изменившихся обстоятельствах, … положили начало так называемому позднему, раввинистическому иудаизму, – по сути, уже иной религии.

… был упразднен ритуал жертвоприношений, в связи с чем, по ветхозаветным меркам и заповедям все современные иудеи находятся в состоянии скверны, ритуальной нечистоты. Упразднено священство как особое родовое сословие. Отсутствует храм и предписанное Писанием храмовое богослужение, в связи с чем, празднования и обряды современных иудеев не могут признаваться истинными с точки зрения Завета. Прервана цепь пророков, и сами последователи позднего иудаизма признают, что после I века у них не было ни одного пророка. Наконец, нет царя.

Вместо этого появилось новое Писание – Талмуд, новое иерархическое служение – раввины, центром религиозной жизни стала синагога, богослужение и обряды претерпели значительные изменения, появились новые праздники, новые вероучительные положения, каббала.

Раввинизм (от рав 'учитель, почтенное лицо') сформировался после X в. среди еврейства центральной и восточной Европы. Раввины продолжили дело вавилонских гаонов (сост-ли вав. талмуда) в разработке и толковании положений Талмуда. Главной задачей средневекового иудаизма была разработка строгих правил внутренней дисциплины и самодисциплины, норм поведения каждого еврея и целой общины, способствующих сохранению в неприкосновенности принципов еврейской религии, независимо от изменявшихся внешних обстоятельств.

Мишна. Талмуд.

Талмуда (от ламад 'учить'). Талмуд представляет собой объемный кодекс религиозных, этических и правовых норм …полагают его Устным Законом, дополняющим Закон Письменный, Танах. Согласно традиционному преданию («предание старцев» (Матф. 15:2, Мар. 7:3,5)), оба Закона пророку Моисею были сообщены Богом одновременно на горе Синай.

Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Священного писания (248 повелений и 365 запретов). Считается, что именно в Талмуде окончательно сформулировано библейское законодательство. Однако фактически в Талмуде собрано все, созданное еврейской традицией с V в. до н. э. до V в. н. э. В его составлении принимали участие около двух тысяч мудрецов. В текстах кодекса наряду с нормами еврейского права, положениями этического и философско-религиозного характера содержатся, конечно в специфической форме, сведения по медицине, географии, астрономии, о событиях еврейской истории греческого, римского и персидского периодов, а также богатейший фольклорный материал. Существуют две редакции Талмуда – Талмуд Вавилонский и Талмуд Иерусалимский. Древнейшая часть текста, общая для обеих редакций – Мишна (Второучение), составлена иудейскими духовными руководителями-танаями (законоучителями), начавшими свою работу в 70 г. н. э после разрушения Храма; их труды были обобщены и записаны примерно в 200 г. В Мишне кодифицированы по шести тематическим разделам все толкования Устной традиции: о земледелии, соблюдении субботы и праздников, семейном праве, законы гражданские и уголовные, о храмовой службе и пищевых запретах, обо всем, связанном с ритуальной чистотой. Язык Мишны – правильный еврейский с примесью греческих и латинских слов и выражений.

В дальнейшем, продолжателями танаев стали ученые-амораи (толкователи). Они занимались толкованием и составлением комментариев уже к Мишне. Их труды составили Гемару (Дополнение). Школа амораев, остававшихся в Галилее под гнетом власти Византии, постепенно приходила в упадок, и в конце ее существования, к началу V в. была записана Палестинская Гемара. Вместе с Мишной она составила Иерусалимский Талмуд. Амораи, работавшие в более благоприятных условиях, в еврейских общинах на территории Месопотамии (Вавилонии), входившей в состав Новоперсидского царства, к 500 г. н. э. разработали более обширную и подробную Вавилонскую Гемару. Она вместе с Мишной составляет гораздо более авторитетный Вавилонский Талмуд. Язык обеих Гемар, Палестинской и Вавилонской, – арамейский, близкий к разговорному языку членов тогдашних иудейских общин.

Содержание Талмуда своеобразно. Законодательная часть изложена в форме протоколов рассуждений мудрецов. Каждый трактат состоит из неразделимых элементов: Галахи и Агады. Галаха представляет собой рассуждение о соотношении законов Мишны с Пятикнижием и об определении необходимых толкований (по Смоляру: Галаха – законодательное предписание, касающееся религиозной, семейной и гражданской жизни). В Агаде содержатся нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи. Необычно и размещение материала. В центре страницы всегда помещается фрагмент из Мишны, а по краям – Гемара и другие толкования Мишны.

Талмуд …заменил само Ветхозаветное богооткровенное Писание. Талмуд во многих местах провозглашает свое превосходство над Библией: так например, уподобляя Писания воде, Мишну вину, а Гемару – ароматическому вину, утверждается, что «грехи против Талмуда более тяжки, чем грехи против Писания» (Санхедрин, 88)…Сами иудеи признают, что талмудические комментарии нередко приводят к совершенно иному и даже прямо противоположному смыслу, нежели непосредственное понимание библейского текста, о таких случаях говорят: «Закон вытесняет текст» (Сота 16а).


^ 6. Классический индуизм. Бхагавадгита.

История возникновения. Индуизм в период своего развития приблизительно с IV в. до н. э. по VII в. н. э именуется классическим, или эпическим, что связано с созданием в течение этого времени эпоса и других классических литературных памятников на санскрите.

Индуизм начинает формироваться сразу после появления буддизма и джайнизма. Буддизм и джайнизм не признавали авторитет Вед и деления общества на варны.

Чтобы выжить, брахманизму сначала пришлось постепенно стать, во-первых, религией не только брахманов, и во-вторых, не только ариев. В поздних Упанишадах окончательно устанавливается точка зрения на ведийских и неведийских богов как на проявления высшей реальности – Брахмана. На первое место пантеона выдвинулись Вишну и Шива, отождествленные с Брахманом.

В сер. I тыс. до н.э. бродячие отшельники и мудрецы составили «Упанишады», в котором указывали дорогу к истинному знанию и освобождению. На этом пути сложная наука брахманов об обрядах с ее громоздким и застывшим ритуалом теряла свое прежнее значение. Первая уступка была сделана Праджапати – богу-творцу и устроителю мира. Он слился с местным божеством Нараяной. Отныне он именовался Бхагават (Наделяющий долей, Щедрый, Милостивый). Так обращались ведийские арии к своим богам во время жертвоприношения.

Представления о Нараяне довольно рано переплелись с культом другого неарийского божества – Санкаршаны. Это – царь змей и воплощение вселенского змея Шеши: своими ста капюшонами Шеша поддерживает земную твердь. …Брахманская теория 4-х вьюх (эманаций) гласила, что Нараяна имел 4 формы, причем все они существовали параллельно с ним и одновременно друг с другом: Васудэва (Кришна), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха. ... Позже эта теория была переосмыслена. Вселенское божество Бхагават раскрывает себя в высшей форме под именем Васудэвы. Так начинается космический процесс творения. Васудэва …постепенно сливаясь с Нараяной. Вскоре Васудэва был уподоблен ведийскому божеству Вишну, Нараяна также слился с Вишну.

…новая религия – индуизм – сохраняла отдельные части брахманической системы, дополняя ее новыми богами, ритуалами... Брахманизм как бы пережил новый подъем... Имя Бхагават стало одним из основных имен верховного бога, а все религиозное течение, в русле к-рого происходило слияние, именуется бхагаватизмом.

Во время империи Гуптов (IV – VI вв. н. э.) индуизм стал господствующей религией в стране. …Предполагают, что под влиянием буддизма индуисты отказались от кровавых жертвоприношений, завели монастыри и храмы, стали поклоняться священным изображениям.

«Бхагавадгита» часть 6-й книги «Махабхараты», возник в сер. 1-го тыс. до н. э., философская основа индуизма. Главным путем к «освобождению» — мокше в «Бхагавадгите» считается карма-йога — йога действия, включающая бескорыстное исполнение своих обязанностей. Бхагават (санскр. — Благодатный, Благостный), в индуизме эпитет благих божеств, в особенности Вишну и Кришны. Основной сюжет занимает меньшую часть «Махабхараты». («Махабхарата» – эпос народов Индии. Современный вид приобрел к сер. 1-го тыс. Авторство приписывается Вьясе. Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). …наиболее важная из которых — «Бхагавадгита» («Песнь Господня»), добавленная к основному тексту «Махабхараты» приблизительно в III в. н. э.).

«Бхагавадгита» начинается с построения войск перед битвой на поле Куру. Арджуна видит в рядах войск Кауравов своего учителя воинских искусств, своего дядю, своего деда и других родственников. И он отказывается сражаться, говоря, что пусть он лучше будет рабом Кауровов, чем совершит адхарму («беззаконие»), убив близких. Тогда Кришна, возничий его боевой колесницы, обращается к нему с наставлением, убеждая начать сражение.

Кришна разъясняет Арджуне три пути ко спасению, т. е. к освобождению от сансары и воссоединению с Атманом-Брахманом, явленном в лице Бхагавана Кришны.

«Путь познания» (джняна-марга, или джняна-йога) заключается в осознании своего единства с Абсолютом. Кришна напоминает Арджуне, что, согласно Упанишадам, все воины, которых он видит, все люди, вообще все существа, и он сам, и Кришна суть Одно — Атман-Брахман, и Его нельзя убить. Атман человека вовлечен в сансару, он бессмертен, он меняет тела, как одежду. Убив тело, не убьешь дух, атман, потому не совершишь убийства.

«Путь дел» (карма-марга, или карма-йога) состоит в соблюдении дхармы (религиозного закона и сословного долга). «Лучше плохо исполнить свой долг, чем хорошо - чужой», – говорит Кришна. Дхарма Арджуны как воина-кшатрия — сражаться

«Путь преданности» (бхакти-марга, или бхакти-йога) заключается в преданном служении Богу. Бхакти состоит в том, что человек всегда помнит о Боге и все свои дела совершает не ради достижения результатов, а ради Бога, исполняя Его волю. Арджуна должен воевать не для отмщения Кауравам, не для завоевания престола, но чтобы исполнить волю Кришны, желающего восстановления справедливости. Арджуна все еще сомневается, и Кришна напоминает ему, что в его лице тот имеет дело с аватарой Вишну: «Выше меня нет ничего… Я — сущность человека,... Я — начало Вселенной, Все от Меня происходит».

Арджуна просит Кришну явить ему свой истинный, божественный облик. Кришна преображается перед Арджуной, и тот видит огромную фигуру, заполняющую собой все пространство до неба. Она «сверкает ярче тысячи солнц», у нее бесчисленное множество гигантских голов, пылающих глаз, чудовищных отверстых ртов, в которых торчат исполинские клыки. В эти страшные пасти устремляются люди.

«Я, Время, — объявляет Кришна пораженному Арджуне, — Я миры разрушаю... И без тебя погибнут все воины... Рази не колеблясь!»...

«Махабхарата» стала своего рода энциклопедия индуизма, а «Бхагавадгита» — его важнейшим священным текстом. Традиционный тип богословского трактата в ортодоксальном индуизме — толкования на «Бхагавадгиту». Хотя формально священным писанием индуизма считаются Веды, именно «Бхагавадгиту» называют «Библией индуизма».

Тримарга – основное содержание Бхагавдгиты, проповедь единства трех путей, ведущих к достижению конечной цели человеческой жизни – мокше, т.е. освобождению от тягот бытия (сансары). Эти пути – джняна-марга (путь знания), карма-марга (путь действия), и бхакти-марга (путь любви).


^ 7. Шиваизм. Вишнуизм. Шактизм.

Вишнуизм: учение, направления, аватары, изображения, бхакти.

Вишнуизм (вайшнавизм) – конгломерат течений и сект. Верховное божество вишнуитов – Вишну, персонифицированный Абсолют, рождающий Брахму, создателя мира и душ, которые составляют тело Вишну. Все прочие боги – также в конечном счете эманации Вишну. Душа во всех вишнуитских сектах считается отличной от Бога и сохраняющей свою индивидуальность.

Изображения. Большинство индуистов поклоняется Вишну или его аватарам, т. е. «нисхождениям» Вишну на землю. Вишну изображают с телом фиолетового цвета (подобно грозовой туче), с 4 руками, в золотой царской короне и со множеством золотых украшений. Он держит два вида оружия – метательный огненный диск (чакру – солярный символ), скипетр-палицу, а также лотос и морскую раковину (символ изначальных космических вод). Перед началом богослужения в храмах Вишну, жрецы дуют в раковины. Считается, что их звук воспроизводит звучание перового Слова, породившего мир – ОМ.

Учение и мифы об аватарах Вишу изложены в пуранах и «Харивамше» («Родословная Вишну», IV в. н. э.) – приложении к «Махабхарате». Традиционно насчитывается 10 аватар: …, Рама, Кришна, Будда и Калки. …главными объектами почитания в вишнуизме стали Рама и Кришна, потеснившие в Средние века самого Вишну. 9-й аватарой Вишну стал Буда – основатель буддизма, появившийся якобы затем, чтобы разубедить врагов богов – асуров – в святости вед и тем самым лишить их силы. ... остановить принесение животных в жертву... Будда искушал отступить от санатана дхармы, укрепляя таким образом преданных...

Последняя аватара Вишну – Калки – должен явиться верхом на белом коне с мечом в руке в конце нынешней эпохи зла (кали-юги). Он покарает грешников, наградит праведников и установит царство справедливости. Образ Калки – самый поздний. Он возник уже в Средние века под влиянием буддизма, ислама и христианства.

Вахана Вишну – царь птиц, получеловек, полукоршун Гаруда, т. е. «пожирающий» грешников (за исключением брахманов). Супруга и шакти Вишну Шри Лакшми весьма популярна особенно замужних женщин, как даровательница потомства и семейного счастья. Она изображается сидящей на лотосе и держащей их в двух из своих четырех рук. В третьей ее руке - горшок с лекарственными листьями священного дерева вишнуитов тулси, а из четвертой ее руки сыплются золотые монеты. Сита и другие жены и любовницы аватар Вишну считаются формами Лакшми.

Учение и направления. В систематическом виде учение вишнуизма изложил крупнейший теолог-вишнуит Рамануджа (1017-1137). Он учил, что Вишну, Единый личностный Бог, с одной стороны, пребывает вне мира как имеющий форму Парабрахман («Высший Брахман»). С другой стороны, Вишну порождает Брахму, а тот, в свою очередь, – богов, мир и людей. …Космос – это тело Вишну. При этом души, хотя имеют единую с Богом природу, индивидуальны и отличны от Него. Спасение заключается в нераздельном и неслиянном соединении с Вишну после освобождения от сансары. Достичь спасения своими усилиями невозможно, но Бог любит людей и хочет их спасти по своей милости. Чтобы приобрести спасение, человек должен выражать Богу преданность – бхакти.

Система Рамануджи, в которой мир представляется эманацией Бога, называется вишишта-двайта-веданта (ограниченный монизм). Рамануджа был ачарьей Шривайшнава сампрадаи.

В XIV в. ^ Шривайшнава сампрадая разделилась на северную «школу обезьяны» и южную «школу кошки». Для иллюстрации различий в учении о спасении последователи обеих школ прибегали к образу сансары как лесного пожара. Когда обезьяна спасает из огня своих детенышей, они садятся ей на спину, но должны крепко уцепится за мать, чтобы не упасть. С точки зрения «школы обезьян», людей спасает Вишну, но они также должны прилагать усилия к собственному спасению. Кошка выносит котят из огня, держа их зубами за загривок. Так и человек, учит «школа кошки», не может ничего сделать для своего спасения, он должен признать это и полностью предаться на милость Вишну.

Шривайшнавы поклоняются непосредственно Вишну как строгому судье, карающему за адхарму (беззакония), и Шри Лакшми как выражению милосердия Вишну, заступницу за людей перед Богом.

Другой знаменитый теолог-вишнуит, Мадхва (1281-1360), основатель ^ Брахма сампрадаи, развил учение Рамануджи и создал систему, которая носит название двайта-веданта (дуализм). Он полагал, что для отношений любви (бхакти) между Богом и человеком нужно, чтобы мир и души были совечны Богу и отличны и от Него, и друг от друга. Спасение Мадхва понимал как вечное сопребывание индивидуальных освободившихся душ с Вишну в его раю Вайкунтха.

Путь ко спасению в вишнуизме – это бхакти-йога, которая состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар («нисхождение» на землю), развитии постоянной памяти о Боге и совершенной преданности Ему, поклонении мурти богов и святых, воздержании от азартных игр, спиртного, мяса и рыбы.

Особое место в вишнуитском культе занимают киртаны и бхаджаны – восторженные хоровые песнопения, прославляющие различные имена Вишну и его аватар. Киртаны нередко сопровождаются экстатическими плясками, цель которых – испытать одержимость божеством.

Экстатические формы бхакти получили особенное развитие в бенгальском кришнаизме, сложившимся в XI-XII вв. Основной объект поклонения кришнаитов – юный пастух Кришна («Темный»), чей образ возник из соединения Кришны «Махабхараты» и пастушеского бога Гопалы.

Они не согласны с тем, что Кришна – аватара Вишну. Напротив, они полагают, что Вишну – проявление Кришны. Образец и пример бхакти кришнаиты видят в страстной любви к Кришне пастушек. Однажды 900 тысяч пастушек, девиц и замужних, столь стремились отдаться Кришне, что ему пришлось размножить свой образ в 900 тыс. экземпляров. Главная любовница Кришны, Радха, почитается явлением Лакшми. Таким образом, кришнаитское бхакти имеет характер мистического эротизма.

^ Крупнейшая сампрадая кришнаитского бхакти – Гаудия – была основана бенгальским мистиком Чайтаньей (1486-1533), которого его последователи считают явлением неразрывно соединившихся Кришны и Радхи.

Шиваизм: учение, направления, мифология, изображения.

В других частах Индии главным богом сделался Шива. Настоящее наидревнейшее имя этого бога было Рудра. Под этим именем он выступает уже в Ведах в качестве жуткого и страшного повелителя диких зверей, живущего в лесах и горах и насылающего на людей болезни и страхи.

^ Учение и направления. Большинство шиваитов почитает Шиву как высшего Бога, одновременно личностного и безличного, создателя, хранителя и разрушителя мира, источник жизни и смерти. Такого рода теологические воззрения шиваизма называются теистическим монизмом. Боги пантеона считаются детьми, проявлениями или творениями Шивы. Например, Вишну рассматривается как Шива в аспекте хранителя мира. Наряду с этим, среди образованных представителей высших каст, особенно брахманов, распространена адвайта-веданта («веданта недвойственности») – теологическая система абсолютного монизма, созданная величайшим теологом индуизма, ачарьей Шанкарой (788-820). Согласно Шанкаре, существует только одна и единственная Высшая Реальность – совершенно безличный и бескачественный Брахман.

Ишвара Шива, боги, души людей едины с Брахманом. Представление о их разделенности – заблуждение, порожденное неведением. Мир со множеством вещей и явлений есть иллюзия (майя), скрывающая Брахмана. Достигший освобождения от иллюзии сливается с Брахманом (вернее, осознает, что он всегда и был Брахманом). Наилучшим методом достижения мокши Шанкара признавал джняна-йогу.

Большинство шиваитов полагает, что достичь мокши и слиться с Шивой могут только саньясины. Основа садханы аскетов-шиваитов – это раджа-йога и производные от нее….

^ Мифология, изображения. Если Вишну – хранитель дхармы, то Шива – нарушитель социальных и религиозных норм (в мифах он, например, ходит голым, соблазняет жен лесных отшельников и курит гашиш). Образ Шивы полон контрастов. Он – суровый аскет и покровитель аскетов-йогинов, карающий бог-отшельник. В то же время он описывается имеющим огромную половую мощь, которая выражает идею порождения им мира. Поэтому основным объектом поклонения для шиваитов служит лингам – фаллический символ Шивы. Нередко лингам соединяется с йони – символом детородного органа жены Шивы, что показывает неразрывное единство Шивы и его шакти. Важнейший атрибут Шивы – трезубец, его вахана – белый бык Нанди. У Шивы несколько форм, но во всех он имеет третий глаз, которым он испускает разрушительный огонь, порожденный его тапасом.

Шива Махайоги («Великий йогин») изображается аскетом с длинными волосами, одетым в шкуры зверей, который медитирует на горе Кайласа в Гималаях, «всегда погруженный в свою безначальность».

Шива Натараджа («Владыка танца») изображается с четырьмя руками, в танце, которым он порождает и разрушает миры. Его фигура помещена в огненный круг – образ сансары. В правой верхней руке Натараджа держит барабанчик (символ звука ОМ), на котором отбивает космический ритм, в левой верхней – огонь пралаи. Его нижняя правая рука изображена в мудре защиты (мудра – особое символическое положение кисти и пальцев), левая – в мудре милосердия. Ногой Шива попирает карлика, символизирующего невежество.

Шива Пшупати («Владыка скота») – пастырь живых существ. Он изображается в окружении животных.

Часто Шиву изображают с синим горлом. Это связано с мифом о том, как боги и демоны сбивали Молочный океан, чтобы добыть с его дна нектар бессмертия – амриту. Со дна, среди прочего, поднялся яд, смертельный для богов и всего мироздания. Шива, желая спасти мир, его выпил, отчего его горло посинело.

Шива Махакала («Великий Черный») олицетворяет разрушительную силу времени. От ведийского Рудры он унаследовал роль повелителя демонов и демониц, составивших его свиту. Махакала обитает в местах кремации трупов или, безумно хохоча, носится верхом на быке Нанди. Его тело покрыто пеплом погребальных костров, его спутанные волосы увиты змеями, на его груди – гирлянда из черепов.

В гневной форме Бхайравы («Ужасного»), Шива изображается обнаженным черным аскетом с чашей для подаяний, сделанной из черепа Брахмы. Шива отсек Брахме пятую голову за его пристрастие к своей собственной дочери Сарасвати. Бхайрава требует себе в жертву быков, козлов и кур. Его вахана – дикая собака.

Нередко Шиву изображают в окружении жены Парвати и сыновей Ганеши и Сканды. Парвати – дочь бога Гималаев Химавата – образец терпеливой и преданной супруги. Чтобы завоевать любовь Шивы, она превзошла его в аскезе. Она вынуждена сносить бедность (как аскет, Шива живет лишь подаянием) и пристрастие своего мужа к спиртному и наркотикам. Когда Шива поменял на марихуану украшения из ее приданного, она простила ему и это. Мифы говорят о частых ссорах супругов, которые, впрочем не мешают их страстной любви.

Шива – любящий муж и отец, но легко впадает в ярость. В припадке гнева он отрубил голову сыну Парвати Ганеше и, чтобы вернуть его к жизни, приставил ему голову слона. Дело в том, что Ганеша появился на свет, когда Шивы не было дома. Парвати вылепила его из грязи и благовонных масел, которые соскребла со своего тела. Добродушный толстяк Ганеша – один из наиболее почитаемых богов индуизма. К нему обращается, и далеко не одни шиваиты, перед началом любого дела. В четырех руках Ганеша держит жезл погонщика слонов, топорик, лотос и четки. Часто его изображают со сломанным бивнем: когда Ганеша записывал «Махабхарату» под диктовку ее мифического автора Вьясы, у него закончились перья и, чтобы не прерывать работы, он использовал для записи свой бивень. Особенное покровительство Ганеша оказывает деловым людям и тем, чьи занятия связаны с письмом. Вахана Ганеши – мышь или крыса.

Вечно юный бог войны Сканда, или Карттикея, также почитаемый на юге Индии под именем Муруган, родился из семени Шивы без участия Парвати и унаследовал гневливость отца. Считается, что женщинам поклоняться ему не следует. Основной атрибут Сканды – копье, его вахана – павлин.

С Муруганом связан один из наиболее распространенных сюжетов мифологии индуизма, состоящий в том, что тот или иной демон, в данном случае Тарака, с помощью аскезы получает в награду от Брахмы великую мощь и неуязвимость. Демон начинает притеснять богов, и те оказываются вынуждены создать условия для появления нового божества, способного справится с демоном. Чтобы на свет мог появиться Сканда, боги всячески способствовали браку Шивы и Парвати. Родившись, тот возглавил воинство богов и уничтожил Тараку.

Шактизм. Тантрическая йога.

Шактизм дальше всего отстоит от ведического брахманизма; наиболее распространен в Бенгалии, Ассаме (штат на северо-востоке Индии) и Ориссе (штат в восточной части п-ова Индостан). Щакти (Дэви) – верховная богиня, космическое проявление безмолвного запредельного Шивы. Цель шактистов – растворение в Шиве посредством жертвоприношений, преданности и покорности.

Шактизм. Великая богиня, культ плодородия

... каждая богиня осмысляется как форма шакти - силы Бога, с помощью которой тот, будучи сам по себе пассивным и запредельным, создает мир и действует в нем.

Шактисты поклоняются различным формам Шакти Дэви. Вот что говорится о ней в шактистском памятнике «Дэви-махатмья» (ок. VI в. н. э.) – составной части Маркандея-пураны: «Сам Господь Брахма... обращается к Ней с такими словами: «Тобой рождена вся эта вселенная… Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. ..» (1, 75-82).

Главный объект поклонения шактистов – йони (символическое или натуралистическое изображение гениталий Дэви).

Наибольшим почитанием шактистов пользуются устрашающие формы Дэви, особенно Дурга («Недостижимая») и Кали («Черная»). Богиня войны Дурга родилась из гнева богов, которые не могли справиться с демоном-буйволом Махишей. Каждый из них вложил в ее руки свое оружие и она победила Махишу. Когда другие демоны, Шумбха и Нишумбха, с помощью аскезы вновь получили власть над богами, Дурга в ярости породила из своего лба Кали. Вместе они убили демонов. Их вахана – лев или тигр. Кали изображают в ожерельях из черепов, отрубленных рук и голов, с выпученными глазами, клыками, высунутым языком. В руках она держит оружие, отрубленную голову и чашу из черепа с кровью врагов. Кали стоит на трупе, изображающим бездеятельного запредельного Шиву, космическим проявлением которого она выступает. Живет Кали в местах кремации в окружении шакалов.

В шактизме спасение понимается как слияние с Шивой через неотделимую от него Дэви – объект шактистского бхакти. Дурге и Кали приносят в жертву самцов животных и мужчин.

Шактизм наиболее распространен в Ассаме, Ориссе, Бихаре и Бенгалии, столица которой, Калькутта, названа так в честь Кали.





оставить комментарий
страница1/4
Дата07.12.2011
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх